Практические приёмы активизации компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по теме
Аннотация: в статье предлагается материал из опыта логопеда-практика по использованию компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющих недостатки речевого развития. Представляется авторское наглядно-дидактическое пособие «Логодиск». Раскрываются содержание, формы, приёмы работы с данным пособием.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование устной речи у детей с её недоразвитием всегда требовало от логопедов-практиков большого мастерства, огромных усилий, творческого поиска. Именно это необходимо для достижения основной цели в системе логопедической работы – обучение детей фонетически верной, лексически богатой, грамматически правильно оформленной связной речи.
Устранение недостатков речевой функции, а так же её развитие, на базе коррекционной группы ДУ происходит как в процессе разнообразной деятельности (игр, прогулок, режимных моментов т.д.), так и в – специально организованной коррекционной работе, которая представляет собой сложный многоаспектный процесс перестройки психологических функций, имеющий компенсаторный характер. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в развитии компенсации играет ЦНС.
В своей практике коррекционные педагоги отмечают, что у детей с различными нарушениями речи наблюдается недостаточная устойчивость внимания, так называемый «дефицит внимания», ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания: дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
При нарушении слуховой дифференциации в работе с детьми необходимо использовать принцип «обходного пути», который предусматривает формирование функциональной системы в обход пострадавшего звена. Поэтому коррекционные педагоги в своей практике в первую очередь опираются на сохранные звенья, афферентации, анализаторы.
Комплекс нарушений у детей с проблемами в развитии речевой функции, помимо дефектного произношения звуков речи (что больше всего беспокоит родителей), включает в себя недоразвитие лексико-грамматического строя речи, связности высказываний:
- бедный, в основном общеупотребительный словарь;
- плохое понимание оттенков значений слов;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложностях согласования слов во фразе, грубых и стойких ошибках при словообразовании, словоизменении, употреблении предлогов;
- предложения простые, чаще нераспространённые, состоящие из существительных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки; сложности с подбором синонимов и антонимов;
- связная речь развита слабо: пересказы бедны, схематичны, рассказы по сюжетным картинкам представляют собой перечисление (называние) предметов, действий; описательные рассказы отсутствуют.
Предварительный просмотр:
Учитывая все эти особенности, логопед воспитывает в детях «языковое чутьё», учит связно излагать свои мысли, формирует способность сообщать, убеждать, рассуждать, сравнивать возможными приёмами моделирования связной речи.
Одним из таких приёмов является использование в коррекционной практике наглядно-дидактического пособия «Логодиск», технология применения которого у детей с нарушениями речи предусматривает ведущую роль зрительного анализатора, зрительного контроля, использование игровой деятельности, как ведущей у дошкольников, способствующей справиться с недостатками развития ВПФ.
Данное пособие представляет собой игровое поле, разделённое на сектора, с движущейся стрелкой посередине (т.е. в основе лежит модель часов).
В каждом секторе находиться картинка-символ или схема логопедической игры, либо упражнения.
Передвигая стрелку (по направлению часовой) логопед может сам выбирать игровое задание или это право предоставляется кому то из детей. (Рис. 1)
Рис. 1
Возможно настольное использование пособия. В этом случае на середину поля устанавливается «волчок». Каждый ребёнок может привести его в движение и выбрать игру по стрелке «волчка». (Рис. 2)
Предварительный просмотр:
Рис. 2
Использовать пособие можно как в ходе организованной речевой деятельности с детьми, так и в свободной детской деятельности. В этом случае дети самостоятельно организуют сюжетно-ролевую игру, беря на себя роль и взрослого, как ведущего, и ребёнка, как игрока.
Игровые поля «Логодиска» могут быть разными, в зависимости от содержания речевой работы, её задач.
Это могут быть лексико-грамматические игры и упражнения, в ходе которых закрепляются в игровой форме различные лексико-грамматические категории и языковые понятия на разнообразном лексическом материале при прохождении той или иной лексической темы. Легко и непринуждённо дети усваивают падежные формы имён существительных, образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением, согласование местоимений, числительных с существительными и т. д.
Игровое поле «Логодиска» может содержать игры и задания на закрепление умения осуществлять различные виды языкового анализа и синтеза.
Использование пособия в ходе организованной речевой деятельности даёт возможность сэкономить время, так как отпадает необходимость объяснения правил и хода выполнения предлагаемых игр и упражнений, хорошо знакомых детям и легко узнаваемых и припоминаемых с опорой на картинно-графические символы.
Дети с речевым заключением «общее недоразвитие речи», как показывает опыт, при рассмотрении предметов наибольшие затруднения испытывают в самостоятельном определении его главных свойств и признаков, установлении последовательности изложения выявленных признаков, удержании в памяти этой последовательности, которая будет являться планом связного высказывания.
Именно поэтому эффективно использовать принцип данного пособия при составлении описательных рассказов. В этом случае в каждом секторе поля размещаются символы, характеризующие определённые признаки предметов.
Предварительный просмотр:
Использование принципа «Логодиска» совместно с приёмами мнемотехники даёт детям возможность усвоить принцип последовательности, непрерывности в работе по формированию связности и целостности языкового оформления речи детей.
Широкое применение находит пособие и при организации индивидуальной речевой деятельности по исправлению недостатков звукопроизношения на этапе автоматизации поставленного звука.
В этом случае логопедические игры и упражнения выполняются на материале слов, насыщенных автоматизируемым звуком, параллельно идёт работа по закреплению соответствующих лесико-грамматических категорий, либо по развитию умения осуществлять языковой анализ и синтез.
Таким образом, следует отметить многофункциональность использования представленного пособия при организации коррекционной работы по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию связной речи, формированию навыков языкового анализа и синтеза, закреплению навыков правильного произношения поставленных звуков.
Предлагаемая модель обучения с использованием пособия «Логодиск» основывается на комплексном подходе, включающем:
- использование пособия как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре логопедической работы;
- решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;
- социальную организацию пространственно-развивающей среды;
- развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;
- реализация принципа формирования функциональной системы в обход пострадавшего звена.
Целесообразность использования пособия при формировании речевой функции у детей дошкольного возраста очевидна, так как в этой ситуации реализуются принципы, облегчающие процессы становления детской речи – наглядной опоры, игровой организации.
Предварительный просмотр:
Приложение
Перечень игр, предлагаемых в пособии «Логодиск»
Игровое поле №1 (Рис. 1)
1.Дид. игра «Назови предмет». Цель: формировать у детей понятия «одушевлённый предмет», «неодушевлённый предмет»; упражнять в правильном подборе имён существительных к вопросительным словам «Кто? Кого? Что?» и в самостоятельной постановке этих вопросов. Инструкция: «Поиграем со словами, назовём предметы с опорой на вопросительные слова: «Кто? Кого?» - одушевлённые (живые) предметы, «Что?» - неодушевлённые (неживые) предметы».
Стихотворное сопровождение:
«Всё живое называйте,
На вопрос: «кто это?» («кого вижу?») - отвечайте!»
«Неживое» называйте,
На вопрос: «что это?» – отвечайте!»
Ход игры: водящий указывает на картинку и подбирает вопросительное слово к предмету, дети отвечают на вопрос, называя предметную картинку, и одновременно контролируют правильность выбора вопросительного слова.
Эта и каждая последующая игра предполагает вариативность в проведении по усмотрению логопеда.
2. Дид. игра «Назови ласково». Цель: упражнять детей в образовании имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Инструкция: «Поиграем со словами, назовём каждое из них «ласково», например: солнце – солнышко». (Можно организовать игру с перекидыванием мяча.)
Стихотворное сопровождение:
«Продолжаем мы играть: «К кому мячик попадёт,
Слова «ласково» будем называть!» тот, слово «ласково» назовёт!»
Ход игры: дети сидят полукругом, логопед кому- то из детей кидает в руки мяч, ребёнок ловит его, изменяет слово так, чтобы оно зазвучало «ласково», или так, если этот предмет стал «маленьким», называет слово и возвращает мяч обратно. ( Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не назовут слово «ласково».)
3. Дид. игра «Жадина». Цель: упражнять детей в согласовании притяжательных местоимений с именами существительными. Инструкция: «Поиграем с предметами, называя каждый из них «своим», со словами МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ. Сигналим ладошкой (поднимаем руку) в случае неправильного ответа».
Стихотворное сопровождение:
«Дети жадинами стали,
Всё вокруг своим назвали!»
Предварительный просмотр:
Ход игры: ведущий подбирает вопросительное слово к каждому предмету, дети с опорой на вопрос выбирают форму местоимения, например: «чей помидор?» - «Мой помидор». Остальные дети слушают и проверяют правильность ответа.
4. Дид. игра «Считайка». Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными. Инструкция: «Поиграем со словами, будем «считать» каждое из них от одного до пяти и обратно, например: один дом, два дома, … пять домов, четыре дома, … один дом».
Стихотворное сопровождение:
«Счёт прямой и счёт обратный
Без ошибок мы ведём.
Все предметы посчитаем,
Слова чётко назовём!»
Ход игры: дети сидят полукругом, раздаются карточки с предметными картинками, каждый ребёнок «считает» название предмета на своей картинке, остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
5. Дид. игра «Чего (кого) не стало?» либо «День – ночь». Цель: упражнять детей в практическом употреблении формы родительного падежа. Инструкция: «Поиграем со словами, назовите и запомните ряд картинок, по команде «ночь» - закройте глаза, в это время я уберу картинку, по команде «день» - откройте глаза, и назовите пропавшую картинку, ответив на вопрос «чего или кого не стало?»
Стихотворное сопровождение:
«Ночью спим мы, отдыхаем,
Глазки крепко закрываем.
День – вы, глазки открывайте,
Чего (кого) не стало, называйте!»
6. Дид. игра «Скажи наоборот». Цель: упражнять детей в подборе слов – антонимов. Инструкция: «К заданному словечку подберите слово - «наоборот», например: большой – маленький».
Стихотворное сопровождение:
«Вместо ног на голове « К кому мячик попадёт, тот,
Ходит Петька во дворе. Слово – «наоборот» назовёт!»
Видит он, который год,
Всё, вокруг, наоборот».
Ход игры: дети стоят в кругу, логопед называет слово и бросает мяч ребёнку, тот, к кому попадёт мяч, должен подобрать слово – «наоборот» и вернуть мяч обратно. Игра продолжается по кругу.
7. Дид. игра «Подбери слова - признаки». Цель: упражнять детей в подборе прилагательных к существительным. Инструкция: «Поиграем с картинками, нужно подобрать к слову – предмету как можно больше слов – признаков. За каждое правильное, точное слово, получайте фишку –
Предварительный просмотр:
«сердечко». У кого больше фишек, тот победитель». Например: «облако (какое?) – лёгкое, воздушное, пушистое, белое».
Стихотворное сопровождение:
Со словами мы играем,
Признаки к ним подбираем.
За каждое словечко,
Получай «сердечко»!
Ход игры: дети сидят полукругом, логопед показывает предмет и спрашивает «какой (-ая, -ое, -ие) он (она, оно, они)?» Дети подбирают слова – признаки, за каждый ответ, получая фишку. В конце игры подсчитываются фишки, и объявляется победитель.
8. Дид. игра «Подбери слова – действия». Цель: упражнять детей в подборе глаголов к существительным. Инструкция: «К названию предметов нужно подобрать как можно больше слов – действий с опорой на вопрос «что делает?», за правильный ответ игрок получает фишку, символ слова – действия».
Стихотворное сопровождение:
«Со словами продолжаем играть:
Действия предметов надо подобрать.
Если правильно словечко подбираете,
Фишку за него вы сразу получаете!»
Ход игры: дети сидят полукругом, логопед показывает предметную картинку, с опорой на вопрос идёт подбор глаголов. За правильный ответ дети получают фишки, количество которых подсчитывается у каждого игрока в конце игры.
Игровое поле №2 (Рис. 2)
1.Дид. игра «Отхлопай словечко». Цель: упражнять детей в слоговом анализе слов. Инструкция: «Поиграем со словами и узнаем, на сколько частей делиться каждое из них. Для этого нужно произносить слово медленно, по частям, прохлопывая каждую часть слова в ладоши: сколько раз хлопнем, значит столько частей в слове!»
Стихотворное сопровождение:
«Со словами мы играем,
Их хлопками разделяем!»
Ход игры: дети сидят полукругом. На наборное полотно выставляется предметная картинка. Уточняется её название, а затем производится слоговой анализ слова, согласно инструкции логопеда. В дальнейшем, слоговой анализ слова может производить названный ребёнок, а остальные дети – контролируют правильность выполнения задания.
2.Дид. игра «Найди место звука». Цель: упражнять детей в определении места заданного звука в слове (начало, середина, конец). Инструкция:
Предварительный просмотр:
«Послушайте слово или назовите картинку и определите, где прячется заданный звук: в начале, в середине или в конце слова?»
Стихотворное сопровождение:
«К кому мячик попадёт, «Место звука отыщите,
Место звука, тот, найдёт!» В схеме всё отобразите!»
Игру можно провести в разных формах: с перекидыванием мяча; совместить выполнение основного задания с дальнейшим выкладыванием символа звука (или буквы) на индивидуальной схеме согласно позиции в слове.
3.Игровой сектор «Играем со звуками». Цель: упражнять детей в звуковом анализе и синтезе. Инструкции даются в соответствии с решаемыми задачами:
определите количество звуков в слове;
выложите схему слова;
назовите порядок звуков в слове;
назовите все гласные звуки в слове;
назовите все согласные звуки в слове;
определите первый, последний звук в слове;
назовите третий звук, его соседей слева и справа;
из заданных звуков составьте слово.
Стихотворное сопровождение:
«Слово чётко называйте,
Сколько звуков – отвечайте!»
«Каждый звук мы назовём,
И расскажем всё о нём.»
«Звуки встали на зарядку,
Назовём их по – порядку!»
«Слово, вы, снова мне назовите,
Гласные звуки все отыщите!»
«Слово чётко назовём,
Все согласные найдём!»
«Слово чётко называйте,
Первый (последний) звук определяйте!»
«Третий звук, вы, отыщите,
И соседей назовите!»
«Звуки нужно подружить,
В слово их соединить!»
4. Игровой сектор «Играем с предложением». Цель: упражнять детей в синтаксическом анализе и синтезе. Инструкции даются в соответствии с решаемыми задачами:
определите количество слов в предложении;
назовите порядок слов в предложении;
Предварительный просмотр:
Стихотворное сопровождение:
«Предложение повторяйте,
Сколько слов в нём – отвечайте!»
«Слова встали на зарядку,
Назовём их по - порядку!»
«Слова нужно подружить,
В предложение сложить!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация занятий по заданию учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
В данном пособии раскрываются основные правила работы при выполнении домашних заданий с детьми дощкольного возраста....
Игровые упражнения "Камни марблс в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"
В авторской разработве представлены игры и упражнения способствуют развитию всех компонентов речи детей, а также вносят разнообразие в коррекционные занятия...
Применение квест–технологии и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Статья об эффективноти применения современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....
«Использование интерактивной среды в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»
В приказе Министерства образования и науки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» представлена совокупность обязательных т...
План работы учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками с нарушениями речи на 2021-2022 учебный год
План работы учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста и ...
План работы учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками с нарушениями речи на 2020-2021 учебный год
План работы учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста и ...
Презентация на методическом объединении специалистов коррекционной службы "Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"
Презентация на методическом объединении специалистов коррекционной службы "Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"...