Доклад «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми»
учебно-методический материал по теме
Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г. Пыть-Ях «Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства». Август 2014 г.
Доклад Вильдановой Э.Р. «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgust_2014_doklad_vildanovoy_e.r.docx | 28.78 КБ |
avgust_2014_doklad_vildanovoy_e.r.pptx | 534.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая конференция – 2014
Доклад на тему:
«Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми»
Вильданова Э. Р.,
учитель истории и обществознания
(высшая квалификационная категория)
г. Пыть-Ях, 2014
«Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми»
«Гении не падают с неба, они должны иметь возможность
образоваться и развиться» (А.Бебель)
Современное российское образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой ценность для общества. Если дети – национальное богатство любой страны, то одаренные дети – ее интеллектуальный, творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.
Проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей. Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Одаренные дети - это те, кто отличается от среднего уровня своими потенциальными или функциональными возможностями. Они любознательны, у них высокая потребность в познании, высокий уровень развития абстрактного мышления и речи, высокая мотивация к учебной деятельности, они более активны.
Предложение отбирать и интенсивно обучать одаренных детей, впервые было высказано еще Конфуцием более двух с половиной тысячи лет тому назад. Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одаренных детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы.
Одаренность – дар природы или результат разумного воспитания? Чудо природы или чудо терпения и внимания родителей и учителей? Одни утверждают, что таланту ничего не надо, если он есть, то он есть. Другие, что талант надо обязательно развивать и это развитие, прежде всего, зависит от личной направленности человека, от его жизненной позиции.
Многое в развитие одаренности зависит от того, насколько мы учитываем своеобразие человека, его специфику, непохожесть на других людей, насколько мы умеем найти в индивидуальности то “самое-самое”, что, в конечном счете, будет определять успех. Одна из насущных задач учителя в работе с одаренными детьми – увидеть в каждом из них индивидуальность. При этом надо учесть, что у одних она на виду и вызывает удивление и восхищение. У других она скрыта, спрятана в закоулках их внутреннего мира, придавлена, заслонена различными комплексами, особенностями темперамента и характера. Поэтому талант не всегда на виду, чаще всего его надо выявлять, порой приложив определенные усилия, а затем поддержать, дать возможность развиться.
Работа с одаренными детьми сложная и кропотливая, требующая постоянного поиска инноваций, самосовершенствования самого педагога. На протяжении последних лет мною реализуется программа целенаправленной, целостной системы работы с одаренными детьми среднего и старшего звена, основанная на принципах личностно-ориентированного обучения (подхода) с использованием эффективных методов, приемов и технологий.
Главная цель реализации данной программы – выявление и развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения истории и обществознания. Исходя из опыта работы, сделала выводы: а) дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован, б) дети, малозаметные, неуспешные могут выдать высокие результаты.
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
При работе я стараюсь учитывать все эти особенности.
В своей профессиональной деятельности для одаренных детей применяю известную в науке формулу одаренности. Она состоит из трёх критериев: мотивация, интеллект, креативность.
I критерий: Мотивация - создание стойкого интереса к моему предмету.
Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), доминируют мотивы (влечение, желание, склонности, интересы, потребности) непосредственно связанные с содержанием. Для мотивирования учащихся на своих уроках применяю разнообразные приёмы:
- создание проблемной ситуации (это такая ситуация, при которой ученику необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Например, в 5 классе дети, познакомившись стемой «Крестовые походы», формулируют проблему «Крестовые походы – освобождение или завоевание?». Затем дети самостоятельно намечают пути решения проблемы, решают её, делают вывод);
-связь с жизнью (на уроки, посвященные изучению ВОВ мы обязательно приглашаем ветерана);
- дидактические игры («Знатоки истории», «Живая картина», «Найди ошибки», «О ком речь?») не только помогают овладеть знаниями, но и формируют навыки самостоятельного отбора и оценки информации;
- мозговой штурм (самостоятельно в группах составить определения обществоведческих понятий)
- создание ситуации успеха (викторины, кроссворды, конкурсы, ребусы помогают одаренным детям не только проверить свои знания, но и продемонстрировать быстроту реакции, эрудицию);
- применение электронных образовательных ресурсов (Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Презентация позволяет мне, как учителю истории, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры).
- участие во всевозможных конкурсах, викторинах, олимпиадах (школьный и городской уровень, интернет – конкурсы) не только ориентируют учащихся на мой предмет, но и повышают самооценку ребят.
II критерий: Интеллект - создание условий для развития познания и логического мышления одаренных детей.
Формировать способность к познанию и логическому мышлению помогают:
- работа с разными видами источников информации (устные, письменные, графические, электронные, изобразительные);
- использование как традиционных методов преподавания (лекция, беседа, рассказ, объяснение, работа с учебником), так и современных образовательных технологий (составление кластеров,синквейнов, кейс – технологии).
Развивать аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории мне помогает использование элементов кейс-технологии. К примеру, на уроке обществознания в VII классе «Опасный путь преступной жизни» учащиеся делятся на группы и получают кейсы – описания ситуаций и вопросы. Задание: найти выход из ситуации, используя статьи Уголовного кодекса.
- стратегия обогащения обучения (расширение кругозора, освоение знаний об окружающем мире, самопознание, углубление в предмет) в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Сложность и объёмность материала, который должен усвоить современный ученик, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьником проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний получаемых в школе. Для того чтобы помочь учащимся в изучении насыщенной и объемной исторической информации и сделать процесс её запоминания и обобщения более эффективным, считаю необходимым использование опорно-логических схем, дающих возможность ученику самостоятельно структурировать учебный материал, находить причинно-следственные связи. Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.
III критерий: Креативность - развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время.
Креативность – процесс проявления чувствительности к проблемам, фиксации и определения этих проблем: поиска их решений путем выдвижения и проверок разнообразных гипотез, формулирования и сообщения результатов решения. Основными показателями креативности служат: количество порожденных идей, их разнообразие, оригинальность. Эти критерии четко отражаются в исследовательских и проектных работах, создании собственного портфолио, при применении интерактивных технологий.
Дети – это маленькие неутомимые исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я широко использую на уроках и во внеурочное «Метод проектов».Учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету. Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств.. Ежегодно в конце учебного года в нашей школе проходит научно-практическая конференция «Шаг в будущее», в ходе которой учащиеся представляют результаты своей работы над творческими проектами. Творческие проекты по истории,и обществознанию, выполняемые под моим руководством систематически получают высокие оценки.
Работа с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества,
позволяет чувствовать себя свободно в рамках школьной программы, предполагает совместную творческую деятельность. Педагог должен быть сам увлечен настолько, чтобы его эмоциональный настрой сам по себе служил мотивацией к деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Проблема работы с одаренными детьми одаренные дети – интеллектуальный потенциал страны из личного опыта: как работать с одаренными детьми кто он – идеальный педагог для одаренного ученика Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться
3 Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей Проблема работы с одаренными детьми обретает большую актуальность
4 Одаренные дети – интеллектуальный потенциал страны Если дети – национальное богатство любой страны, то одаренные дети – ее интеллектуальный, творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.
5 Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Какого же ребёнка считать одарённым? Существует две крайние точки зрения: 1. Все дети являются одарёнными. 2. Одарённые дети встречаются крайне редко. Одаренный ребенок – кто он?
6 Одаренность – дар природы или результат разумного воспитания? Чудо природы или чудо терпения и внимания родителей и учителей?
7 Из личного опыта работы выявление и развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения истории и обществознания Целенаправленный, комплексный подход к работе с одаренными детьми среднего и старшего звена Личностно-ориентированное обучение с использованием эффективных методов, приемов и технологий
8 Из личного опыта работы: КОГО считать одаренным ребенком? Дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован Дети, малозаметные, «неуспешные», но заинтересованные, могут выдать высокие результаты
9 Принцип работы: Формула одаренности
10 Принцип работы: Формула одаренности Мотивация - создание стойкого интереса к предмету Интеллект - создание условий для развития познания и логического мышления одаренных детей Креативность - развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время
11 Работа с одаренными детьми Идеальный педагог для одаренного ученика
12 Работа с одаренными детьми: Задачи, стоящие перед учителями своевременное выявление одарённых детей; использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности; организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности; развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: " Личностноориентированное развивающее и опережающее обучение – технология работы с одаренными детьми на уроках географии".
Плохой учитель преподносит истину, ...
Статья "Личностно-ориентированный подход преподавания предмета "Технология" с одаренными детьми"
В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развитие не как "коллективного субъекта", но, прежде всег...
Практические приёмы активизации компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста
Аннотация: в статье предлагается материал из опыта логопеда-практика по использованию компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной деятельности с детьми дошко...
Доклад на МО «Личностно-ориентированная педагогика в системе работы с детьми»
Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика....
Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми
В настоящее время проблема работы содаренными детьми все более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Выявление одаренных детей, организация системной работы - одна из главных задач современно...
Доклад на районном МО учителей естественного цикла "Работа с одаренными детьми"
В докладе рассмотрены методы и способы работы с одаренными детьми в школе....
Значение и роль методики организации нетрадиционных форм обучения при работе с одаренными детьми.
В настоящее время, в условиях стремительно развивающегося общества, постоянного увеличения информационного потока, отмечается тенденция снижения уровня учебной активности учащихся в процессе обучения...