Значение и роль методики организации нетрадиционных форм обучения при работе с одаренными детьми.
статья

Атоян Лаура Мушеговна

В настоящее время, в условиях стремительно развивающегося общества, постоянного увеличения информационного потока, отмечается тенденция снижения уровня учебной активности учащихся в процессе обучения; что приводит к возникновению противоречий между традиционным подходом организации учебной деятельности, заключающимся в передаче знаний от педагога к учащимся, и современными требованиями к содержанию обучения, направленными на формирование умений и навыков поисковой деятельности и реализации индивидуально-личностного подхода в образовательном процессе. Данные противоречия обусловливают необходимость пересмотра форм и методов организации процесса обучения в высшей школе.

В целях повышения эффективности обучения в современной высшей школе применяются не только традиционные, но и нетрадиционные формы обучения, методика организации которых направленна на формирование устойчивой мотивации и повышению познавательной активности студентов в процессе изучения иностранных языков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение и роль методики организации нетрадиционных форм обучения

В настоящее время отмечается тенденция снижения уровня знаний учащихся, что в большей степени обусловлено увеличением потока информации и качеством проводимых занятий: их стандартным шаблоном и однообразием. Значимость применения методики нетрадиционных форм обучения обусловлена, прежде всего, тем, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение студентами базы знаний, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна привести к торможению интеллектуального развития. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, обучающиеся практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. В процессе решения поставленных задач при применении методики организации нетрадиционных форм обучения развиваются такие личностные качества, как дисциплинированность, внимательность, целеустремлённость, ответственность, аккуратность[2].

Многообразие нетрадиционных форм организации обучения порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов обучающихся, что обуславливает не только расширение диапазона образования, но и получение специальных научных и профессиональных знаний, навыков и умений.

Развитие системы методов, приёмов и форм обучения придает процессу образования творческий характер, обуславливает его целостность и многомерность, органично укладываясь в концепцию непрерывности образования.

Основной целью методики организации нетрадиционных форм учебной деятельности является: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Применение методов организации нетрадиционных форм учебной деятельности, в частности игр, экскурсии – это мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий происходит активизация познавательного интереса студентов, формирование устойчивой мотивации к процессу обучения. Применение игровых технологий создает условия для саморазвития и самореализации в моделируемых проблемных ситуациях[10].

Использование методики организации нетрадиционных форм обучения иностранного языка наиболее эффективно после изучения какой-либо темы или нескольких тем и выполняет функции обучающего контроля; такие занятия, проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна,

поскольку создает необходимую атмосферу для снятия психологического барьера при подведении итогов проделанной работы, возникающего в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Методика организации нетрадиционных форм проведения занятий направлена на формирование мотивации обучающихся к изучению предмета, повышает их интерес и способствует лучшему усвоению материала; способствует снятию напряжения, создает условия для формирования навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на студентов, благодаря чему формируются более прочные и глубокие знания. Главное правило при использовании методики организации нетрадиционных форм урока – это вовлечение всех участников процесса обучения, а также использование всевозможных средств слуховой и зрительной наглядности, создание комфортного атмосферы, что в свою очередь способствует снятию психологического барьера[1].

В процессе проведения занятий, основанных на использованием различных методов и приемов организации учебной деятельности происходит развитие языковых умений и навыков, в результате они становятся активными участниками образовательного процесса, а учебное творчество, которое представляется в различных видах, позволяет обучающимся с определенными способностями и склонностями найти возможность самореализации. Следует отметить, что методика организации нетрадиционных форм обучения органично сочетает формирование предметных и метапредметных знаний и умений, а также развивает и воспитывает личностные качества студентов.

Развивающий и воспитывающий потенциал применения методики организации нетрадиционных форм занятий можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения [4]: формирование у учащихся интереса и уважения к предмету; воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний; развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Таким образом, использование нетрадиционных форм обучения решает следующие задачи[1]:

1. пробуждение интереса у студентов к дисциплине и самообразованию;

2. формирование у студентов собственного мнения и умения отстаивать свои позиции;

3. формирование социальных и профессиональных навыков;

4. эффективное усвоение преподаваемого материала;

5. самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной задачи, также обоснование принятого решения;

6. установление активного взаимодействия между студентами, обучение работы в команде;

7. формирование уровня осознанной компетентности студента.

Использование методики организации нетрадиционных форм уроков делает учебный процесс более интересным и активизирует деятельность учащихся, что значительно повышает эффективность изучения иностранного языка. Применение различных методов при организации нетрадиционных занятий способствует повышению качества образования,

повышению мотивации и интереса учащихся к процессу обучения. Методика организации нетрадиционных форм обучения предусматривает проектирование занятий, необычных по своему замыслу, организации и методике преподавания.

Исследования показали, что применение методики организации нетрадиционных форм обучения предполагает: использование коллективных форм работы; привитие интереса к предмету; развитие умений и навыков самостоятельной работы; активизацию деятельности учащихся; самостоятельную работу учащихся; более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения; становление новых отношений между педагогом и студентами [2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование методики организации нетрадиционных форм занятий способствует повышению эффективности процесса обучения за счет применения различных методов, приемов и средств, предполагающих разнообразные виды учебной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Андреев В.И., Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.- Казань, 1998. – 318 с.
  2. Андреева И.А. Нетрадиционные формы уроков в обучении иностранным языкам / Мачульская А.В. Нетрадиционные формы уроков в обучении иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. – С. 29-30;
  3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. — М.: Русский язык, 1977. — 288 с.
  4. Китайгородская Г.А «Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам».- М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
  5. Подласый И.П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 574 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми

      Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.  Смысл утверждения в том, что нужн...

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качес...

Формы и методы работы с одаренными детьми в области исследовательской деятельности

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской раб...

Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка".

В статье предлагаются некоторые интересные формы проведения уроков русского языка...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Формы и методы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные ...