Программа «Я в мире экономики» (занятия по экономическому развитию подростков с лёгкой умственной отсталостью), 6-7 класс
рабочая программа по экономике (6 класс)

Банщикова Юлия Сергеевна

Основной целью  программы является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности и начал экономической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Я в мире экономики41.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска»

Программа

«Я в мире экономики»

(занятия по экономическому развитию

подростков с лёгкой умственной отсталостью)

6-7 класс

Составитель:

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Ю.С.Банщикова

Пояснительная записка

 

Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни.

Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.  Особенно актуальна эта проблема для воспитанников интернатных учреждений. Составным элементом экономического воспитания является формирование уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Подростки с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут воспитанникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.

Основной целью  программы является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности и начал экономической культуры.

 Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

  • формирование представлений об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей с учетом ограниченности возможностей;
  • с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
  • овладение элементарными экономическими расчетами (принципами ведения  бюджета);
  • развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием, анализировать возникающие в повседневной жизни экономические обстоятельства;
  • воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело; умения доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы, бережно относиться к личному, семейному, школьному и другому имуществу;
  • способствовать общему развитию подростков с интеллектуальными нарушениями: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества.

Программа «Я в мире экономики» отвечает следующим принципам:

Возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям младших подростков

Практическая целесообразность – содержание программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией экономики.

Необходимость и достаточность предоставляемой информации – детям предоставляется только тот объем информации, касающийся экономики, которым они реально могут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимост

 Методологическая основа – системно-деятельностный подход, предполагающий активизацию познавательной, творческой, элементарной экономической деятельности каждого ребёнка с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

   

 В ходе работы воспитанник переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей обсуждаемых рассказов и историй. Главное на этом этапе - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к изучаемой теме, осознание её жизненной важности.

Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пониманию того, что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность. Столкновение различных экономических интересов, а также проблема нравственного выбора порождают сложные жизненные коллизии. Вопрос в том, каким образом можно найти выход из конфликта. Перед учащимися раскрываются два пути: обострение противоречий, и другой путь - выход из ситуации с наименьшим ущербом для окружающих, а то и поворот ситуации на пользу всем участникам. При этом применяется экономический инструментарий и раскрывается важность его грамотного использования.

Программа «Я в мире экономики» направлена на достижение следующих результатов:

Приобретение детьми социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: дети получают знания и навыки, связанные с этикетом в области экономики, что в определенной степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности.

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: полученные знания позволят детям ориентироваться в экономике; развитие ценностных отношений школьника к труду, знаниям, культуре.

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение опыта исследовательской деятельности; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Содержательная часть курса по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность и гражданин, я – собственник, я – потребитель, я – производитель и др.). Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, через изучение своего ближайшего окружения и экономических элементов повседневной жизни. На занятиях используются игровые моменты, групповые, индивидуальные, коллективные формы работы.

Занятия по данной программе включены в раздел «Основы жизнеобеспечения и экономического просвещения» тематического плана воспитательских занятий и предусматривают  периодичность проведения 2 часа в месяц, всего 17 часов в год. Рассчитана на 2 года изучения – 6,7 класс.

Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации работы. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, ролевые, дидактические и имитационные игры, учебные задания.

         

Учебно – тематический план

6 класс

Название разделов и тем

Кол-во часов

Дата

1

Что такое экономика?

1

2

 Потребности человека

1

3

Заработная плата

1

4

Домашнее хозяйство

1

5

Что такое бюджет?

1

6

Деньги и их назначение

1

7

История копейки

1

8

Цена товара

1

9

Что такое коммунальные услуги?

1

10

Плата за услуги

1

11

Как платить за квартиру? Экскурсия в РКЦ (3-14 )

1

12

Польза и вред рекламы

1

13

Что такое собственность?

1

14

Предприятия бытового обслуживания

1

15

Что такое налог?

1

16

Хозяин и хозяйка дома. Обязанности

1

17

Как рассчитаться за покупку? (Экскурсия в магазин)

1

7 класс

Название разделов и тем

Кол-во часов

Дата

1

Из чего состоит бюджет семьи

1

2

Оплата коммунальных услуг

1

3

Что такое банк?

1

4

Экономическая игра «Монополия»

1

5

Откуда в кране вода?

1

6

Правила ведения домашнего хозяйства

1

7

Важность домашнего труда

1

8

Можно ли верить рекламе?

1

9

  Вещи первой необходимости

1

10

Польза и вред рекламы

1

11

Потребности человека

1

12

Предприятия бытового обслуживания

1

13

Безграничность желаний и возможность их исполнения

1

14

Что такое собственность?

1

15

Кто в доме хозяин?

1

16

История денег

1

17

Что такое услуги

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для воспитателя:

  1. Смирнова Т.В., Проснякова  Т.Н. «Белка и компания». Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара 2000.
  2. Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.
  3. Смирнова Т.В., Проснякова  Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников». – Самара: Издательство «Детская литература», 2012.

Для воспитанников:

  1. Белорусец С. Весёлая арифметика. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
  2. Письменюк О.С. Вокруг денег: Рабочая тетрадь для 1 класса. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2016.
  3. Смирнова Т.В. Новые приключения Белки и её друзей: Учебное пособие для 3-4 классов. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2014.
  4. Смирнова Т.В., Проснякова  Т.Н. Путешествие в компании Белки и её друзей: Задачник-рабочая тетрадь: В 2-х частях. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2016.
  5. Интернет ресурс: https://solnet.ee/school/misha-businessman. Рассказы про бизнесмена Мишу.
  6. Интернет ресурс: https://solnet.ee/umnoteka/jekonomika-pro-dengi Рассказы об истории денег.
  7. Интернет-ресурс:https://losyash-library.fandom.com/ru/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8#.D0.A1.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.B8 «Смешарики». Цикл мультфильмов про финансы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для учащихся 2-го класса с лёгкой умственной отсталостью коррекционной общеобразовательной школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание рабочей программы по триместрам, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспе...

Рабочая программа по музыке для учащихся 3-го класса с лёгкой умственной отсталостью коррекционной школы.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, содержание рабочей программы по триместрам, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое, материально-техническое и информационное обесп...

"Технология проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с лёгкой умственной отсталостью"

В статье рассматриваются особенности организации коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими легкие интеллектуальные нарушения....

Занятие по профориентации для обучающихся с ОВЗ (лёгкая умственная отсталость) «Все профессии важны, все профессии важны»

Цель: Продолжить формировать реальное представление о возможностях  своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников)Задачи мероприятия:Воспитывать  интерес и...

Авторская рабочая программа логопедических занятий для детей с лёгкой умственной отсталостью

Формирование умения объединять в логическую последовательность несколько предложений.  Обучение простейшим приёмам мыслительной обработки текстов и программированию устного высказывания.1) Формир...

Рабочая программа учебного предмета "История и культура Башкортостана" для обучающихся с легкой умственной отсталостью 8 - 11 классов

Программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-10 классы. Под общей редакцией С.А. Галина, Г.С. Галиной, М.Х. Идельбаева, Ф.Т....