Конспект учебного занятия по дефиле " Краски Мира"
план-конспект

Кокорина Дарья Сергеевна

Актуальность предложенного мероприятия состоит в том, что в обществе наблюдается кризис семейных отношений. В этих условиях особое значение приобретает формирование позитивных отношений между детьми и родителями, что является непростой, но очень интересной задачей [4].

Целесообразность предложенного мероприятия заключается в том, чтобы показать детям и родителям, что совместная деятельность формирует доверительные отношения, оказывает положительное влияние на развитие подростка, приучает его сотрудничать, вызывает массу положительных эмоций и создает особую теплую атмосферу в семье; развивает социальные, коммуникативные и конфликтологические компетенции, необходимые для эффективного взаимодействия в социуме.

Методы и формы работы. Достижению поставленной цели и реализации задач оптимально способствовали формы и методы работы, соответствующие системно-деятельностному подходу в обучении:

  • Диалогический метод  
  • Эвристический метод
  • Исследовательский метод  

Практическая значимость занятия:

  • Получение опыта проведения совместных учебных занятий
  • Использование материала учебного занятия на мероприятиях, посвященных дням национальной культуры
  • Распространение опыта по формированию детско-родительских отношений.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraski_mira.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность предложенного мероприятия состоит в том, что в обществе наблюдается кризис семейных отношений. В этих условиях особое значение приобретает формирование позитивных отношений между детьми и родителями, что является непростой, но очень интересной задачей.

Целесообразность предложенного мероприятия заключается в том, чтобы показать детям и родителям, что совместная деятельность формирует доверительные отношения, оказывает положительное влияние на развитие подростка, приучает его сотрудничать, вызывает массу положительных эмоций и создает особую теплую атмосферу в семье; развивает социальные, коммуникативные и конфликтологические компетенции, необходимые для эффективного взаимодействия в социуме.

Методы и формы работы. Достижению поставленной цели и реализации задач оптимально способствовали формы и методы работы, соответствующие системно-деятельностному подходу в обучении:

  • Диалогический метод  
  • Эвристический метод
  • Исследовательский метод  

Практическая значимость занятия:

  • Получение опыта проведения совместных учебных занятий
  • Использование материала учебного занятия на мероприятиях, посвященных дням национальной культуры
  • Распространение опыта по формированию детско-родительских отношений.

 

Сценарий учебного занятия «Краски мира»

Цель: формирование позитивных детско-родительских взаимоотношений при организации совместной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать представление об истории каждого костюма, элемента одежды.
  • Научить исполнять элементы и движения народных танцев.

Развивающие:

  • Сформировать практические навыки при постановке дефиле.
  • Развить наглядно-образное мышление, эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

  • Воспитать толерантное отношение к национальным традициям разных народов.
  • Привлечь родителей к совместному творчеству.

Тип занятия – комбинированный;

Форма занятия – коллективная работа;

Методы: словесный, наглядный, практический;

Оборудование и материалы: просторный зал с зеркалами, проектор, музыкальное оборудование. Костюмы: русский, татарский, хантыйский, осетинский, элементы одежды;  

Структура учебного занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Получение новых знаний.
  4. Практическая часть.
  5. Заключительная часть, рефлексия.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Приветствие, техника безопасности на занятиях по дефиле.

Добрый день и добрый час, я приветствую всех вас! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся на спектакль в театр моды народного костюма. Девочки будут актрисами, а наши гости – мамы – зрителями и участниками увлекательной постановки. Вижу, вы уже улыбаетесь; мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось до конца занятия.

2.Введение в тему.

Сегодня мы окунемся в мир моды, танца и дефиле; повторим основные элементы дефиле, изучим постановку в народных костюмах. Первое действие нашего спектакля – демонстрация костюмов и рассказ о каждом из них. Перед знакомством с костюмом мы будем слушать музыкальные фрагменты, которые подскажут нам, о костюме какого народа пойдёт речь.

3. Получение новых знаний.

Звучит русская народная мелодия

- Кто может сказать, мелодия какого народа прозвучала?

- Правильно, это русская народная мелодия.

Выходит Екатерина в русском костюме и рассказывает об особенностях данного наряда.

- На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях. Основным отличием национального костюма была многосоставность / многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета в основном были яркими, радостными. При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка [1].

Звучит татарская мелодия

- Уважаемые родители, мелодия какой национальности сейчас прозвучала?  

- Правильно, это татарская мелодия.

Выходит Аделина в татарском костюме и рассказывает об особенностях данного наряда.

-  Татарский национальный костюм, помимо того, что он состоит из рубахи, распашного халата и шароваров, имеет еще одну особенность: он шьется в довольно ограниченной цветовой гамме. В основном, это вишневый, синий, белый, желтый и зеленый цвет. Для наряда, головного убора и обуви характерно обильное использование декора. Обычно, это вышивка золотыми нитями, бусинами, монетами. Традиционным орнаментом для вышивки является растительный. В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества [2].

Звучит хантыйская мелодия

- Кто может сказать, какому народу принадлежит этот музыкальный фрагмент?

- Вы верно определили, что это хантыйская мелодия.

Выходит Ольга в хантыйском костюме и рассказывает об особенностях данного наряда.

- Крой женского хантыйского платья очень прост. Вверх - прямоугольная кокетка, к которой присборивается низ. Нижняя часть имеет также форму прямоугольника. Характерной особенностью цветовой гаммы костюма является ее многоцветность, даже пестрота. Главная отделка платья – вышивка бисером. Изучая цветовые особенности вышивки бисером, я определила, что основные цвета – это природные цвета. Зеленый – цвет растительности, синий – цвет неба, красный – цвет огня, желтый – цвет солнца. Для народа ханты очень важны эти символы. Как вы можете заметить, в костюме использованы чисто геометрические орнаменты. В прошлом для ханты они являлись своеобразным паспортом, по которому можно было определить родословную, например, сколько человек имел детей, сколько животных убил и т. д. Встретившись, ханты долго рассматривали костюмы друг друга, которые были для них как бы визитной карточкой. Своеобразны и названия орнаментов - «рог молодого оленя», «заячьи ушки», «оленьи рога», «телячьи рожки».[3]

Звучит осетинская мелодия

- Музыка какой национальности звучала сейчас?

- Да, это осетинская мелодия.

Выходит Зарина в осетинском костюме и рассказывает об особенностях данного наряда.

- Национальный костюм осетин, несмотря на свою яркую, красочную расцветку, является довольно сдержанным в крое и фасоне, прежде всего потому, что осетины не приемлют даже самые малые проявления вульгарности и пошлости в одежде. До наших дней осетинский женский костюм сохранился лишь как наряд для свадебных церемоний, проводимых по всем традициям народа. Но в прежние времена каждая девушка и женщина облачалась в подобное одеяние на любые праздники и торжественные случаи.

Женский осетинский национальный наряд включает в себя:

  • легкую сорочку;
  • корсет или специальный декоративный нагрудник;
  • платье в пол, пошитое из светлой струящейся ткани;
  • велюровое или бархатное платье-халат без застежек, которое фиксируется при помощи ремня или пояса;
  • платок;
  • шапочку, которую именуют «худ»;
  • специальную мягкую обувь – «чувяки»[4].

- Спасибо, девочки, дома вы хорошо поработали, доклад получился интересным.

- Теперь вы знаете об отличительных особенностях каждого костюма, элемента одежды. Во втором действии мы посмотрим видео-презентацию: «Танцы народов мира», обратим внимание на музыку, движение рук, ног и головы, потому что это нам пригодится в дальнейшей работе.

-А сейчас объявляется антракт.

4.Практическая часть.

Итак, начинается третье действие – практическая часть нашего занятия – разминка.  Разминка необходима нам, чтобы разогреть мышцы тела и подготовиться к более сложным движениям. Разминку сегодня предлагаю провести Даше.

Проведение разминки.

  • Упражнения для шеи
  • Упражнения для плеч
  • Упражнения для грудной клетки
  • Упражнения ля тазобедренного сустава

- Молодцы! Начинаем четвёртое действие. Наши актрисы-модели покажут основные элементы в дефиле.  

Дефиле   с комментариями педагога.

  • Основная позиция
  • «Точка»
  • Шаг-выпад
  • Шаг – поворот
  • Проходка на восемь счетов

- Я приглашаю зрителей сыграть роль моделей и вместе с девочками изучить основные элементы в дефиле.

Изучение комбинации: проходка на восемь счетов-«точка»-проходка на восемь счетов- шаг-поворот-шаг-выпад.

-А сейчас мы все вместе будем разучивать элементы народных танцев. Я напомню характерные движения для русского танца, татарского, украинского, хантыйского, осетинского. Раскрыть образ и характер помогут аксессуары народных костюмов.

Повторение и отработка изученной комбинации с добавлением движений для каждого костюма под народную музыку. Проходка на восемь счетов_«точка»_проходка на восемь счетов_ демонстрация аксессуаров_шаг-поворот_танцевальная комбинация_шаг –выпад_уход на восемь счетов.

- Начинается пятое, заключительное, действие нашей постановки. Я приглашаю всех на совместное дефиле.

Дефиле родителей и детей в костюмах. В конце проходка по кругу, остановка в шахматном порядке.

5.Заключительная часть.

-Завершился наш спектакль, но где же аплодисменты талантливым актёрам?  Встаньте на носочки и потянитесь руками высоко вверх, глубокий вдох, а теперь на выдохе «сломайте» пальчики, кисти, руки, наклонитесь вниз и с опущенной головой медленно поднимаемся вверх, расправляем плечики, наклоны головы, покажите правую ручку, покажите левую ручку, улыбнитесь и в знак благодарности и сотрудничества поблагодарите друг друга громкими аплодисментами.

А теперь обратите внимание: на столе лежат ладошки разных цветов. В зависимости от того, с какими чувствами вы уходите с нашего спектакля, возьмите себе на память ту ладошку, цвет которой соответствует вашему настроению. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный – восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий - грустное.

   -Я очень рада, что вам понравился наш спектакль! Надеюсь, впереди у нас много совместных занятий! Спасибо!

 

Список литературы

  1. Калмыкова В. В. Костюмы народов с древности до XIX века/ В. В. Калмыкова. – М.: Белый город, 2012. – 202с.
  2. Кох И.Э. Основы сценического движения/  И.Э. Кох. - М.: Лань, 2017. – 512с.
  3. Немировский А.Б.  Пластическая выразительность актера/ А.Б. Немировский. - М.: ГИТИС, 2013. – 256с.
  4. Снайдер А. Ребенок как личность/  А.   Снайдер, Снайдер Р. - М.: Смысл, Гармония, 1999. – 237с.

Интернет - ресурсы

  1. Русский костюм -

https://www.culture.ru/materials/51485/po-odezhke-vstrechayut

  1. Татарский костюм- http://100tatarstan.ru/structure/profile/narodnyy-kostyum-odezhda-i-ukrasheniya
  2. Хантыйский костюм- https://arctic-megapedia.com/blog/2020/12/02/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0-%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2/
  3. Осетинский костюм- https://wlooks.ru/nacionalnye-kostyumy/osetinskie/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия в детском объединении «Акварель» для обучающихся 13- 14 лет Тема: «Зазеркалье в мире искусства»

Использование различных средств для повторения и закрепления изученного материала путем интеллектуальной разминки, искусствоведческой забавы с перевертышами, конкурса колорист, игры пантомимы, решение...

Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"

Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"

Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МНОГООБРАЗИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ»

Обобщить уже  полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить обучающихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий...

План-конспект дистанционного занятия по курсу «В мире английского языка, 7 класс»

Дистанционное занятие по теме "Самое важное средство связи"  позволяет развивать познавательную способность, учит обучающегося ориентироваться в информационном пространстве, а также эко...

Методическая разработка учебного занятия по теме "В мире героев Л. Н. Толстого (на материале романа-эпопеи "Война и мир")"

Методическая разработка предназначена для организации итогового учебного занятия по теме "Творчество Л. Н. Толстого" в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "Литература&q...