Методическая разработка учебного занятия по теме "В мире героев Л. Н. Толстого (на материале романа-эпопеи "Война и мир")"
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Методическая разработка предназначена для организации итогового учебного занятия по теме "Творчество Л. Н. Толстого" в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "Литература".

Итоговое занятие "В мире героев Л. Н. Толстого" проводится с целью:

- систематизации и углубления теоретических знаний, практических умений и навыков,

- формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учниверсальных учебных действий и способности их использования в учебной и познавательной практике,

- совершенствование умения организации учебного сотрудничества со сверстниками,

- решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающегося,

- повышения эффективности усвоения знаний и учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

«В МИРЕ ГЕРОЕВ Л. Н. ТОЛСТОГО (на материале романа-эпопеи «Война и мир»)»

по учебной дисциплине

ОУД. 01 Литература

по программе подготовки специалистов среднего звена

38.02.04 Коммерция ( по отраслям)

РАССМОТРЕНО        

цикловой комиссией (ЦК)

гуманитарного профиля

Председатель ЦК

____________ (Михеева О.Н.)

Протокол заседания ЦК

от  «___»___________ 2019 г. № ____

Разработчик:

Михеева О.Н.,

преподаватель 1 КК

Первоуральск

 2019

Составитель: Михеева Олеся Николаевна, преподаватель ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум»

        Методическая разработка учебного занятия «В мире героев Л. Н. Толстого (на материале романа-эпопеи «Война и мир»)» по дисциплине ОУД.01 Литература подготовлена для студентов специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

        Методическая разработка включает в себя учебную цель и результаты, развернутый план с характеристикой занятия и пояснительными данными по специфике его организации и проведения, перечень необходимого оснащения и оборудования, подробная хронологическая карта занятия, список использованной литературы, дидактический и раздаточный материал для реализации урока-игры.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        4

РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН        6

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА        9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        12

Приложение 1        13

Приложение 2        14

Приложение 3        15

Приложение 4        16

Приложение 5        17

Приложение 6        18

Приложение 7        19

Приложение 8        20

        


ВВЕДЕНИЕ

Методическая разработка предназначена для организации и проведения итогового учебного занятия по теме 2.8. «Творчество Л.Н. Толстого» в соответствии с рабочей программой ОУД.01 Литература для студентов первого курса специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

Итоговое занятие № 52 «В мире героев Л.Н. Толстого (на материале романа-эпопеи «Война и мир»)» организуется и проводится с целью:

  • систематизации и углубления теоретических знаний, практических умений и навыков;
  • формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий и способности их использования в учебной и познавательной практике;
  • формирования умений организации учебного сотрудничества со сверстниками;
  • решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающегося;
  • повышения эффективности усвоения знаний и учебных действий.

Проведение итогового занятия № 52 «В мире героев Л.Н. Толстого (на материале романа-эпопеи «Война и мир»)» способствует достижению следующих результатов:

личностные результаты        

  1. готовность и способность к саморазвитию;
  2. сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  3. сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;

метапредметные результаты

  1. способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) в познавательной практике;
  2. самостоятельность в организации учебного сотрудничества со сверстниками;

предметные результаты

  1. сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  2. знание содержания романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», его историко-культурного и нравственно-ценностного значения;
  3. сформированность знаний историко-культурного контекста и контекста биографии Л.Н. Толстого, оказавших влияние на создание романа-эпопеи «Война и мир»;
  4. способность выявлять в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных высказываниях;
  5. владение навыками осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

Методическая разработка по организации итогового занятия № 52 «В мире героев Л.Н. Толстого (на материале романа-эпопеи «Война и мир»)» включает в себя две части:

  • содержательная часть (во введении указаны цели и результаты занятия, даны рекомендации по работе с методической разработкой; в развернутом плане представлены характеристика занятия и пояснительные данные по специфике его организации и проведения, указаны междисциплинарные связи, перечислено необходимое оснащение и оборудование, определены используемые методы обучения, конкретизировано опережающее задание для обучающихся, разработана подробная хронологическая карта занятия, представлен список использованной литературы);
  • приложения (дидактический и раздаточный материал для реализации урока-игры; в качестве дополнения разработана презентация, сопровождающая проведение конкурсов № 2-4).

Методическая разработка имеет практическую ценность для преподавателей литературы, реализующих Федеральные государственные стандарты среднего общего образования.


РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН

учебного занятия № 52

в группах первого курса специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

по дисциплине ОУД.01 Литература

Продолжительность занятия: 90 минут

Тема: В мире героев Л.Н. Толстого (на материале романа-эпопеи «Война и мир»)

Тип занятия: комбинированный урок

Вид занятия: практическое занятие

Цели учебного занятия:

обучающие: обобщение и закрепление знаний по теме 2.8. «Творчество Л.Н. Толстого»,

развивающие: развитие произвольного внимания, логического мышления обучающихся, совершенствование навыков устного выступления, развитие умения работать в группе, совершенствование учебно-познавательной и компенсаторной деятельности студентов

воспитательные: воспитание уважения к русской литературе, создание атмосферы познавательного коллективного поиска

ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

особенности проведения занятия:

  • активная форма проведения итогового занятия предполагает наличие заданий игрового характера, выполняющих функции социализации, диагностики (проблем коммуникации и/или уровня усвоения учебного материала), повышения мотивации к изучению литературы, создания благоприятной атмосферы;
  • оформление кабинета и соответствующая перестановка мебели создают эффект неожиданности и способствуют повышению эмоционального фона занятия;
  • работа на уроке носит преимущественно групповой характер, что мотивирует студентов к сотрудничеству и развивает умение прислушиваться к мнению собеседника;
  • задания выстроены таким образом, чтобы помочь каждому студенту психологически адаптироваться к работе в группе и проявить свои знания и умения;
  • деление на команды происходит с помощью игрового приема и сопряжено с изученной темой (задание «Разорванные названия»);
  • важно сформулировать цель занятия таким образом, чтобы обозначить способ определения степени ее достижения (система оценивания каждого студента зависит не от победы команды в игре, а от количества набранных баллов);
  • развитие игровой ситуации включает в себя эмоциональное насыщение игровых действий и поддерживает логику перехода от простых форм к более сложным с постепенным углублением содержания заданий;
  • проведение конкурсов № 2 «Закончи мысль», № 3 «Угадайка», № 4 «Змейка» сопровождается использованием презентации, элементы которой переключаются по щелчку для удобства преподавателя. Это способствует повышению уровня наглядности предъявляемого учебного материала и пробуждает интерес к занятию;
  • в заключительной части занятия целесообразно предоставить возможность студентам высказать свое мнение о проведенной игре, трудностях, с которыми они столкнулись, и их возможными причинами, а также позволить учащимся самостоятельно определить степень выполнения поставленной цели;
  • система оценивания ориентирована на участие 2 команд из 10 игроков в каждой.

межпредметные связи: дисциплина «История России» (раздел «Россия в XIX веке»)

оснащение занятия:

- презентация «В мире героев Л.Н. Толстого (на материале романа-эпопеи «Война и мир»): слайды 2-5 используются для проведения конкурса № 2 «Закончи мысль», слайды 6-9 – для конкурса № 3 «Угадайка», слайды 10-11 – для конкурса № 4 «Змейка»;

- раздаточный материал для задания «Разорванные названия» (Приложение 1), конкурса № 5 «Карточки» (Приложение 6), конкурса № 6 «Цепочка» (Приложение 7) и «Конкурса капитанов» (Приложение 8)

оборудование занятия: проектор, экран для проектора, компьютер

опережающее задание: найти описание внешности ключевых героев

методы обучения: частично-поисковый метод (по типу познавательной деятельности), вербальный и наглядный методы (по виду источника знаний), метод закрепления и проверки знаний, умений и навыков (по назначению)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

учебного занятия № 52

Ход учебного занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Время

Средства обучения

Организационный этап

Преподаватель приветствует студентов и психологически подготавливает их к работе на уроке: «Добрый день! Рада приветствовать вас на итоговом занятии, посвященном роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Предлагаю провести его в виде урока-игры, позволяющей обобщить и закрепить изученный материал, а также получить удовольствие от совместной работы».

Студенты приветствуют и слушают преподавателя

2 мин.

ПК, проектор, экран для проектора,

слайд 1

Повторение ранее изученного материала

Преподаватель проводит разделение учащихся на группы с помощью задания «Разорванные названия» (по теме «Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»): «Для дальнейшей работы необходимо разделиться на две команды. В этом нам поможет задание «Разорванные названия». Оно основано на информации о самом писателе и его бессмертном произведении. Ваша задача – найти свою пару, чтобы получилось название или имя, связанное с Л.Н. Толстым или романом-эпопеей «Война и мир» … А теперь мы образуем две команды из студентов, у которых на карточках в паре получились имена героев романа-эпопеи, и оставшихся ребят».

Студенты выходят к доске, вытягивают по карточке и составляют по ним названия/имена героев, затем делятся на две команды и занимают места в игровой зоне

6 мин.

раздаточный материал, Приложение 1

Обобщение и закрепление изученного материала

  • Преподаватель совместно со студентами определяет тему и цель урока: «Сегодняшнее занятие посвящено роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Вы уже хорошо знакомы с этим произведением. Как, по вашему мнению, должна быть сформулирована тема нашего урока? … Какова цель нашей работы на занятии? … Для того чтобы выявить степень достижения поставленной цели предлагаю оценить нашу работу по балльной системе: команда, набравшая 54 – 46 баллов получает «отлично», 45 – 41 балл – «хорошо», а 40 – 35 баллов – «удовлетворительно». Старайтесь не только обыграть соперников, но и достичь высоких результатов. Желаю успеха!»
  • Преподаватель предлагает придумать названия команд и выбрать капитанов: «Вашим командам необходимы названия и, конечно же, капитаны».

  • Преподаватель объясняет правила и проводит конкурс № 1 «Блиц-опрос» и осуществляет контроль выполнения задания: «В первом разминочном конкурсе «Блиц-опрос» команда должна ответить на 10 вопросов за 40 секунд. Каждый правильный ответ принесет 1 балл».

  • Преподаватель объясняет правила выполнения конкурса № 2 «Закончи мысль» и осуществляет контроль выполнения задания: «Во втором конкурсе участвуют все игроки. Каждому члену команды по очереди нужно закончить тематическое высказывание. За одно корректно сформулированное высказывание начисляется 1 балл. Время обдумывания – не более 5 секунд».
  • Преподаватель объясняет правила выполнения конкурса № 3 «Угадайка» и осуществляет контроль выполнения задания: «По условиям следующего конкурса команде предстоит отгадать по характеристике героя, о ком идёт речь. Игрокам даётся три попытки: при отгадывании с первой попытки команда получает 3 балла, со второй попытки – 2 балла, с третьей попытки – 1 балл. Время совещания – не более 5 секунд».
  • Преподаватель объясняет правила конкурса № 4 «Змейка» и осуществляет контроль выполнения задания: «Командам по очереди необходимо определить, кому из героев принадлежит реплика. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Если ответ неверный или команда отказывается отвечать, то соперники имеют право предложить свой вариант и заработать 1 балл».
  • Преподаватель объясняет правила конкурса № 5 «Карточки» и осуществляет контроль выполнения задания: «По таблицам на карточках команде нужно в течение 3 минут соотнести героев с событиями их жизни. Каждый правильно соотнесённый пункт оценивается в 1 балл».

  • Преподаватель объясняет правила конкурса № 6 «Цепочка» и осуществляет контроль выполнения задания: «Предлагаю капитанам по очереди подойти к центральному столу и выбрать для своей команды карточку с ключевым именем. Через 15 секунд каждый игрок команды по цепочке должен будет охарактеризовать указанного героя (назвать черту его внешности или эпизод из биографии). Если заминка превышает три секунды, игра прерывается. Команда получает столько баллов, сколько характеристик дают игроки».

  • Преподаватель объясняет правила «Конкурса капитанов» и осуществляет контроль выполнения задания: «В следующем конкурсе участвуют капитаны, а команда имеет право при необходимости оказать им помощь (капитаны выходят в центр к столу с заранее подготовленными карточками). Уважаемые капитаны! Вам необходимо, вытягивая по очереди карточку, назвать героя по описанию внешности. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Если Вы не даете правильный ответ, то Ваша команда может предложить свой вариант, но верный ответ в этом случае оценивается только в половину балла».
  • Студенты отвечают на вопросы преподавателя

  • Студенты придумывают названия команд и выбирают капитанов
  • Студенты в командах отвечают на вопросы в течение 40 секунд (для каждой команды)
  • Студенты в командах по цепочке заканчивают тематические высказывания
  • Студенты в командах определяют с трех попыток, о ком из героев идет речь

  • Студенты в командах называют героев, произнесших указанные реплики

  • Студенты в командах в течение одной минуты соотносят героев с событиями их жизни (по таблицам на карточках)
  • Капитаны команд по очереди вытягивают карточки, в течение 15 секунд обсуждают варианты ответов и по цепочке характеризуют героя
  • Капитаны команд по очереди вытягивают карточки с описанием внешности героев и определяют, о ком идет речь

72 мин.

  • Приложение 2

  • ПК, проектор, экран для проектора,

слайды 2-5

  • ПК, проектор, экран для проектора,

слайды 6-9

  • ПК, проектор, экран для проектора,

слайды 10-11

  • раздаточный материал, Приложение 6

  • раздаточный материал, Приложение 7

  • раздаточный материал, Приложение 8

Подведение итогов

  • Преподаватель совместно со студентами подводит итоги занятия, анализируя выполнение заданий: «По результатам семи конкурсов команда --- набрала наибольшее количество баллов. Поздравляем победителей! В зависимости от количества набранных баллов каждый из вас получит оценку за занятие.

- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

- Какой конкурс показался для вас наиболее сложным? Почему?

- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели? В чем это проявилось?»

  • Преподаватель благодарит студентов за занятие и прощается с ними: «Спасибо за занятие! До свидания!»

  • Студенты отвечают на вопросы преподавателя

  • Студенты прощаются с преподавателем

10 мин.

ПК, проектор, экран для проектора,

слайд 12


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сухих, И. Н. Литература : учебник для 10 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень) : в 2 ч. Ч. 2 / И. Н. Сухих. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 272 с. – ISBN 978-5-4468-5142-3.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Энциклопедия «Всемирная история» : электронный онлайн-ресурс. – Москва, 2019. – URL: https://w.histrf.ru/articles?heading=45 (дата обращения 10.12.2019). – Текст электронный.
  2. Лиterraтура : электронный литературный журнал. – Москва, 2014. – URL: http://shkola.literratura.org/ (дата обращения 10.12.2019). – Текст: электронный.
  3. Электронный онлайн-ресурс Tolstoy.ru. – Москва, 2013. – URL: http://tolstoy.ru/  (дата обращения 10.12.2019). – Текст: электронный.

Приложение 1

Задание «Разорванные названия»

Каждый игрок должен найти для себя пару таким образом, чтобы их карточки составили вместе имя и фамилию героя/название из романа-эпопеи «Война и мир» или имя и фамилию человека/название, связанные с жизнью Льва Толстого.

Василий

Денисов

Борис

Друбецкой

Фёдор

Долохов

Ясная

Поляна

Лев

Толстой

Софья

Берс

Наташа

Ростова

Михаил

Кутузов

муравьиное

братство

Лысые

Горы

роман

эпопея

Пьер

Безухов


Приложение 2

Задания для конкурса «Блиц-опрос»

За 40 секунд необходимо правильно ответить на 10 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вариант 1

  1. Как изначально называлось произведение, сформировавшееся в итоге в роман-эпопею «Война и мир»? («Декабристы»)
  2. Как называется воспроизведение мыслей героев? (внутренний монолог)
  3. Кто является кумиром князя Андрея в начале произведения? (Наполеон)
  4. На каком языке Пьер признался в любви Элен? (французский)
  5. В какой стране находится город Браунау, рядом с которым Кутузов производил осмотр русской армии? (Австрия)
  6. Кто из героев едва не стал двоеженцем? (Анатоль Курагин)
  7. О ком из героев Наполеон сказал: «Вот достойная смерть!»? (Андрей Болконский)
  8. С каким животным автор часто сравнивает Соню? (кошка)
  9. Кто из героев мечтал о военной службе и погиб в первом же бою? (Петя Ростов)
  10.  Для какого героя послужил прототипом отец Льва Толстого? (Николай Ростов)

Вариант 2

  1. Против какой страны выступала русская армия в сражении при Аустерлице? (Франция)
  2. Как называется обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях? (эпопея)
  3. Какое имя князь Андрей дал своему сыну? (Николай)
  4. С кем Наташа Ростова собиралась бежать из дома и тайно обвенчаться? (Анатоль Курагин)
  5. Какое сражение Л.Н. Толстой назвал «страницей срама и разочарования для России»? (Аустерлицкое сражение)
  6. Кто помог княжне Марье усмирить бунтующих крестьян в Богучарове? (Николай Ростов)
  7. Чьему примеру последовал Николай Ростов, бросив университет и отправившись на военную службу? (Борис Друбецкой)
  8. Какая семья проводила лето в Отрадном? (Ростовы)
  9. Кого из героев солдаты на войне называли «наш князь»? (Андрей Болконский)
  10.  Для какой героини послужила прототипом мать Льва Толстого? (Марья Болконская)

Приложение 3

Задания для конкурса «Закончи мысль»

Каждому члену команды по очереди необходимо закончить тематическое высказывание. За одно корректно законченное высказывание начисляется 1 балл. Время обдумывания – не более 5 секунд.

Вариант 1

  1. Больше всего меня поразило то, что Лев Толстой …
  2. Меня удивляет то, что Наташа Ростова …
  3. Я считаю неправильным решение Пьера …
  4. По моему мнению, князь Андрей вправе гордиться …
  5. Анатоль Курагин открылся для меня с другой стороны, когда …
  6. Я считаю главной чертой Кутузова …
  7. По моему мнению, французский язык в XIX веке …
  8. Вполне логично, что Марья Болконская …
  9. Я думаю, что лучшим другом для Наташи Ростовой был(а) …
  10. Семьи Ростовых и Болконских похожи друг на друга …

Вариант 2

  1. Больше всего меня поразило то, что Фёдор Долохов …
  2. Меня удивляет то, что Соня …
  3. Я считаю неправильным решение Николая Ростова …
  4. По моему мнению, Пьер вправе гордиться …
  5. Княжна Марья открылась для меня с другой стороны, когда …
  6. Я считаю главной чертой Василия Денисова …
  7. По моему мнению, наполеонизм в XIX веке …
  8. Вполне логично, что князь Андрей …
  9. Я думаю, что лучшим другом для княжны Марьи был(а) …
  10. Князь Андрей и Пьер похожи друг на друга …

Приложение 4

Задания для конкурса «Угадайка»

По характеристике героя необходимо отгадать, о ком идёт речь. Команде даётся три попытки: при отгадывании с первой попытки команда получает 3 балла, со второй попытки – 2 балла, с третьей попытки – 1 балл. Время совещания – не более 5 секунд.

Вариант 1

(княжна Марья)

  1. Эта героиня припасла для себя рубашку, лапти, кафтан, чёрный платок, намереваясь уйти из дома, чтобы странствовать.
  2. Эта героиня изучала алгебру и геометрию до двадцатилетнего возраста.
  3. У этой героини были «тяжёлые шаги».

Вариант 2

(Пьер Безухов)

  1. Вернувшись из-за границы в двадцатилетнем возрасте, этот герой отправился по совету отца в Петербург, чтобы выбрать карьеру, но в течение трёх месяцев ничего не делал.
  2. Друг посоветовал этому герою жениться, только будучи уже никуда не годным стариком.
  3. Совершенно не умея стрелять, он тяжело ранил на дуэли своего противника.

Вариант 3

(Андрей Болконский)

  1. Отправляясь на войну, этот герой взял с собой образок, потому что не смог отказать сестре.
  2. Этому герою Кутузов сказал: «Я знаю, твоя дорога – это дорога чести».
  3. Этот герой решил, что его жизнь окончилась в 31 год.

Вариант 4

(Василий Денисов)

  1. Отправившись в 1806 году в отпуск домой в Воронеж, этот герой остановился в Москве у своего друга и неожиданно сделал предложение его младшей сестре.
  2. Маленький рост этого героя был не заметен только на коне и в мазурке.
  3. Этот герой имел небольшой дефект речи: он картавил.

Приложение 5

Задания для конкурса «Змейка»

Командам по очереди предстоит определить, кому из героев принадлежит реплика. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Мои дети … мой крест.

(Василий Курагин)

  1. Надо жить, надо любить, надо верить.

(Пьер Безухов)

  1. Как же я не видал прежде этого высокого неба?

(Андрей Болконский)

  1. Есть только две добродетели: деятельность и ум.

(Николай Андреевич Болконский)

  1. Ещё два письма пропущу, а третье прочту.

(Николай Андреевич Болконский)

  1. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди.

(М.И. Кутузов)

  1. Я не виноват, что я жив и хочу жить; и вы тоже.

(Пьер Безухов)

  1. Я вас всех люблю и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?

(Лиза Болконская)

  1. Волшебница всё со мной сделает!

(Василий Денисов)

  1.  Безухий – тот синий, тёмно-синий с красным, и он четвероугольный… Он славный, тёмно-синий с красным, как вам растолковать…

(Наташа Ростова)


Приложение 6

Задания для конкурса «Карточки»

В течение 1 минуты команде необходимо соотнести героев с событиями их жизни. Каждый правильно соотнесённый пункт оценивается в 1 балл.

  1. Андрей Болконский

А) отправившись за сеном, познакомился с одной из самых богатых невест России

  1. Наташа Ростова

Б) лишился ноги во время Бородинского сражения

  1. Анатоль Курагин

В) занималась воспитанием племянника

  1. Вера Ростова

Г) остался в оккупированной Москве, чтобы убить Наполеона

  1. Элен Курагина / Безухова

Д) сопровождал Кутузова на смотре в Браунау в качестве адъютанта

  1. Марья Болконская

Е) обожгла руку раскалённой линейкой в знак дружбы

  1. Василий Денисов

Ж) выиграл в карты сорок три тысячи

  1. Фёдор Долохов

З) готовилась стать католичкой

  1. Николай Ростов

И) силой отбил обоз с провиантом для голодающих солдат своего полка

  1.  Пьер Безухов

К) не желала иметь детей в замужестве

Ключи:

  1. Д

4) К

7) И

10) Г

  1. Е

5) З

8) Ж

  1. Б

6) В

9) А


Приложение 7

Задания для конкурса «Цепочка»

Капитанам по очереди выбирают для своей команды карточку с ключевым именем. Через 15 секунд каждый игрок команды по цепочке должен охарактеризовать указанного героя (назвать черту его внешности или эпизод из биографии). Если заминка превышает 3 секунды, игра прерывается. Команда получает столько баллов, сколько характеристик дают игроки.

Наташа Ростова

Андрей Болконский

Пьер Безухов

Николай Ростов

Марья Болконская

Элен Курагина / Безухова


Приложение 8

Задание для «Конкурса капитанов»

Капитанам необходимо назвать героя по описанию внешности. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если капитан дает неверный ответ/не дает ответ, то команда имеет право предложить свой вариант, но правильный ответ в этом случае оценивается только в полбалла.

  1. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин – короткость губы и полуоткрытый рот – казались её особенною, собственно её красотой.
  2. … массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке.
  3. … небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами, Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживлённою женой.
  4. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно-тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны…
  5. … маленький человек с красным лицом, блестящими чёрными глазами, чёрными взлохмаченными усами и волосами.
  6. … тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее.

Ключи:

  1. Лиза Болконская
  2. Пьер Безухов
  3. Андрей Болконский
  4. Фёдор Долохов
  5. Василий Денисов
  6. Соня


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В мире героев Л.Н. Толстого (на материале романа-эпопеи « Война и мир »)

Слайд 2

Закончи мысль Вариант 1 Больше всего меня поразило то, что Лев Толстой … Меня удивляет то, что Наташа Ростова … Я считаю неправильным решение Пьера … По моему мнению, князь Андрей вправе гордиться … Анатоль Курагин открылся для меня с другой стороны, когда …

Слайд 3

Закончи мысль Я считаю главной чертой Кутузова … По моему мнению, французский язык в XIX веке … Вполне логично, что Марья Болконская … Я думаю, что лучшим другом для Наташи Ростовой был(а) … Семьи Ростовых и Болконских похожи друг на друга …

Слайд 4

Закончи мысль Вариант 2 Больше всего меня поразило то, что Фёдор Долохов … Меня удивляет то, что Соня … Я считаю неправильным решение Николая Ростова … По моему мнению, Пьер вправе гордиться … Княжна Марья открылась для меня с другой стороны, когда …

Слайд 5

Закончи мысль Я считаю главной чертой Василия Денисова … По моему мнению, наполеонизм в XIX веке … Вполне логично, что князь Андрей … Я думаю, что лучшим другом для княжны Марьи был(а) … Князь Андрей и Пьер похожи друг на друга …

Слайд 6

Конкурс « Угадайка » Эта героиня припасла для себя рубашку, лапти, кафтан, чёрный платок, намереваясь уйти из дома, чтобы странствовать. Эта героиня изучала алгебру и геометрию до двадцатилетнего возраста. У этой героини были «тяжёлые шаги».

Слайд 7

Конкурс « Угадайка » Вернувшись из-за границы в двадцатилетнем возрасте, этот герой отправился по совету отца в Петербург, чтобы выбрать карьеру, но в течение трёх месяцев ничего не делал. Друг посоветовал этому герою жениться только будучи уже никуда не годным стариком. Совершенно не умея стрелять, он тяжело ранил на дуэли своего противника.

Слайд 8

Конкурс « Угадайка » Отправляясь на войну, этот герой взял с собой образок, потому что не смог отказать сестре. Этому герою Кутузов сказал: «Я знаю, твоя дорога – это дорога чести». Этот герой решил, что его жизнь окончилась в 31 год.

Слайд 9

Конкурс « Угадайка » Отправившись в 1806 году в отпуск домой в Воронеж, этот герой остановился в Москве у своего друга и неожиданно сделал предложение его младшей сестре. Маленький рост этого героя был не заметен только на коне и в мазурке. Этот герой имел небольшой дефект речи: он картавил.

Слайд 10

Конкурс «Змейка» Мои дети … мой крест. Надо жить, надо любить, надо верить. Как же я не видал прежде этого высокого неба? Есть только две добродетели: деятельность и ум. Ещё два письма пропущу, а третье прочту.

Слайд 11

Конкурс «Змейка» Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Я не виноват, что я жив и хочу жить; и вы тоже. Я вас всех люблю, я никому зла не делала, за что я страдаю? Волшебница всё со мной сделает. Безухий – тот синий, тёмно-синий с красным, и он четвероугольный … Он славный, тёмно-синий с красным, как вам растолковать….

Слайд 12

В мире героев Л.Н. Толстого (на материале романа-эпопеи «Война и мир »)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по теме "Румба и Вальс. Совершенствование исполнительского мастерства

На занятии используются приемы технологии ТРИЗ, направленные на развитие интеллектуальных  способностей учащихся: мышления, памяти, воображения, а также получение и закрепление знаний в области м...

методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”

Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...

Методическая разработка учебного занятия по теме: «В городе…Кто здесь живет?»

Создать условия для систематизации знаний обучающихся в употреблении лексических единиц по теме «В городе…Кто здесь живет»Практиковать в устной речи на базе изучаемого лексического материа...

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий»

Разработка может быть использована студентами дистанционно для отработки пропущенных занятий и применения знаний и навыков данной темы в своей профессиональной деятельности.Разработка также может быть...

Методическая разработка учебного занятия по теме "Кухни народов мира"

Методическая разработка по теме «Кухни народов мира»разработана для  проведения учебного занятия для студентов   3 курса специальности «Повар, кондитер» с целью ...

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Концентрация растворов» по общеобразовательной учебной дисциплине Химия для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Данная методическая разработка составлена для проведения практико-ориентированного учебного занятия по общеобразовательной дисциплине «химия» для студентов первого курса, обучающихся по об...