Программа внеурочной деятельности «Очаг»
рабочая программа
С миропониманием современного человека изменились и его жизненные ценности, где вместо душевного совершенства и гармонии человека с семьей и природой, пришло некое «поклонение» деньгам и т.д. Конечно, изменение ценностей обусловлено вынужденным приспособлением человека к современным условиям жизни для достойного существования в обществе. Но без поддержки и любви близких богатство не в радость. Необходимо ребенка научить видеть прекрасное, радоваться даже незначительному, на взгляд современного человека, проявлению природы (например, пошел дождь, после череды жарких дней и т.д.) научить его жить в гармонии с природой, беречь ее. Воспитывать уважение к семье, до того чтобы сам ребенок, повзрослев, мог достойно создать крепкую, любящую семью. Поэтому мы назвали свою программу «Очаг»
Главная цель программы:
Формирование у детей основ целостной эстетической культуры через приобщение к истокам культуры своего народа, осознание себя частью великого русского народа.
Задачи курса:
- Воспитание у детей национального самосознания, высоких духовных качеств, чувства причастности к родному народу, его истории и культуре;
- Формирование понятий о роли семьи, своего места в семье, как будущей хозяйки (хозяина), мужа (жены), а также любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда.
- Развитие самостоятельности, инициативы, импровизационных способностей и эстетического вкуса у детей через их собственную творческую деятельность.
Учитывая синкретичнсоть фольклора, мы строим свою педагогическую деятельность по следующим направлениям при изучении русской традиционной культуры:
- Дом – моя крепость (даются понятия дома, семьи, зодчества, интерьера избы и предметов быта)
- Русская кухня.
- Русский костюм.
- Соловушка (детский песенный фольклор).
- Ох, гуляй, Русь моя (хороводы)
- Игры моей бабушки (хороводные игры).
- Мудр не тот, кто стар (философия, мифология, народная медицина)
- Семейно-бытовые обряды.
- Чудо-древо праздников Руси (календарные и православные праздники)
- Месяцеслов.
- Русская игрушка.
- Сибирские узоры (росписи)
- Туесок.
- Лоскутное шитье.
- Живое слово (устный детский фольклор).
Тематику занятий определяет Годовой календарный круг, который не только диктовал крестьянину вид занятий в определенным месяце, но и был связан с биологическими процессами, явлениями, происходящими в живом организме при смене времен года. С общепринятым делением учебного года на четверти примерно совпадает тематическое планирование. Оно сохраняется постоянным на протяжении всех лет обучения. В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, осведомленности и уровня развития умений и способностей, меняется степень сложности и глубина теоретического материала и заданий для детей. Раскрытие содержания на протяжении трех лет обучения происходит по принципу: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частичного овладения к полному, а также учитываются возрастные особенности детей. Акцент в преподавании делаем на развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_4_ochag.docx | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Оха им. А.Е. Буюклы
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ СОШ №1 г. Охи им.
А.Е.Буюклы
Приказ №___355-ОД_______
От«__03___» ___09___2018г.
Программа внеурочной деятельности
«Очаг»
Составитель:
Педагог-психолог
Полунина Татьяна Сергеевна
г. Оха
2018
Пояснительная записка
Ох, Россия, ты, Россия,
В каждом граде терема
Всей земле на удивленье
Рук умелых мастера
Русская традиционная культура – отражение духовно-практического опыта народа и поэтому неотъемлемая часть нашей жизни. В силу исторических и социальных причин в России было ослаблена связь поколений – передача духовно-практического опыта. В наши дни городская и сельская молодежь относится к народной песне, играм, обычаям как к проявлению чего-то устаревшего и никому не нужного. Между тем во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей.
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Русская традиционная культура имеет высочайшую художественную ценность. Возрастает интерес к традиционному быту, медицине, поверьям, обычаям, народной этнопедагогике. Зная свои национальные истоки, дети смогут с уважением и пониманием относиться к культуре других народов.
Воспитание на традиционных ценностях должно идти с рождения. Семья, как носитель, хранитель и передатчик народных культурных ценностей не всегда соответствует этому назначению. Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей. То теперь эту традицию призвано поддерживать образовательные учреждения.
Не секрет, что современные люди имеют обрывочные и поверхностные представления о русской традиционной культуре. В чем же дело? Возможно, это происходит потому, что нет ценности в передаче народной культуры. Разные виды народного творчества (устного, музыкального, изобразительно-прикладного) должны быть составными частями единого целого, органично отражать народный взгляд на жизнь в ее самых сущных понятиях, чрезвычайно важных и для современного человека. Преподавателю необходимо не только научить детей исполнять или мастерить конкретные изделия или произведения народного искусства, а опираясь на конкретный фольклорно-этнографический материал, научить понимать народное мировоззрение (психологию, философию и т.д.)
С миропониманием современного человека изменились и его жизненные ценности, где вместо душевного совершенства и гармонии человека с семьей и природой, пришло некое «поклонение» деньгам и т.д. Конечно, изменение ценностей обусловлено вынужденным приспособлением человека к современным условиям жизни для достойного существования в обществе. Но без поддержки и любви близких богатство не в радость. Необходимо ребенка научить видеть прекрасное, радоваться даже незначительному, на взгляд современного человека, проявлению природы (например, пошел дождь, после череды жарких дней и т.д.) научить его жить в гармонии с природой, беречь ее. Воспитывать уважение к семье, до того чтобы сам ребенок, повзрослев, мог достойно создать крепкую, любящую семью. Поэтому мы назвали свою программу «Очаг»
Главная цель программы:
Формирование у детей основ целостной эстетической культуры через приобщение к истокам культуры своего народа, осознание себя частью великого русского народа.
Задачи курса:
- Воспитание у детей национального самосознания, высоких духовных качеств, чувства причастности к родному народу, его истории и культуре;
- Формирование понятий о роли семьи, своего места в семье, как будущей хозяйки (хозяина), мужа (жены), а также любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда.
- Развитие самостоятельности, инициативы, импровизационных способностей и эстетического вкуса у детей через их собственную творческую деятельность.
Учитывая синкретичнсоть фольклора, мы строим свою педагогическую деятельность по следующим направлениям при изучении русской традиционной культуры:
- Дом – моя крепость (даются понятия дома, семьи, зодчества, интерьера избы и предметов быта)
- Русская кухня.
- Русский костюм.
- Соловушка (детский песенный фольклор).
- Ох, гуляй, Русь моя (хороводы)
- Игры моей бабушки (хороводные игры).
- Мудр не тот, кто стар (философия, мифология, народная медицина)
- Семейно-бытовые обряды.
- Чудо-древо праздников Руси (календарные и православные праздники)
- Месяцеслов.
- Русская игрушка.
- Сибирские узоры (росписи)
- Туесок.
- Лоскутное шитье.
- Живое слово (устный детский фольклор).
Тематику занятий определяет Годовой календарный круг, который не только диктовал крестьянину вид занятий в определенным месяце, но и был связан с биологическими процессами, явлениями, происходящими в живом организме при смене времен года. С общепринятым делением учебного года на четверти примерно совпадает тематическое планирование. Оно сохраняется постоянным на протяжении всех лет обучения. В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, осведомленности и уровня развития умений и способностей, меняется степень сложности и глубина теоретического материала и заданий для детей. Раскрытие содержания на протяжении трех лет обучения происходит по принципу: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частичного овладения к полному, а также учитываются возрастные особенности детей. Акцент в преподавании делаем на развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира.
Мы предлагаем разнообразные формы занятий с детьми:
- Академическое занятие.
- Экскурсия.
- Диалог.
- Занятие-игра.
- Мастер-классы: лепка, плетение, ткачество и т.д.
- Подготовка и оформление праздников.
Программа рассчитана на три года обучения детей среднего школьного возраста (5, 6, 7, классы)
Программа открыта для дополнений, изменений, коррекции.
Для реализации программы необходимо следующие материалы:
- Гуашевые краски.
- Кисти.
- Картон.
- Ножницы.
- Альбомы.
- Клей.
- Солома.
- Ивовый прут.
- Ситец.
- Нитки.
- Иголки.
- Мука или тесто.
- Магнитофон.
- Аудиокассеты.
Тематический план первого года обучения (5 класс)
№ п/п | Темы занятий | Количество часов. |
1. | Мой дом – моя крепость Терем Моя родня Что нам стоит дом построить За чем пойдешь, то и найдешь Своя хатка – родная матка. Дорога ложка к обеду | 6 |
2 | Русская кухня По усам текло а в рот не попало | 1 |
3 | Русский костюм Народный костюм Женский костюм Ткачество Украшения | 4 |
4 | Соловушка | 1 |
5 | Ох, гуляй, Русь моя (хороводы) | 1 |
6 | Игры моей бабушки | 1 |
7 | Живое слово Докучные сказки Загадка, загадка, открой свою тайну | 1 |
8 | Мудр не тот, кто стар От чего у нас зародился белый вольный свет Мир из яйца | 1 |
9 | Семейно-бытовые обряды Рождение, крестины | 1 |
10 | Чудо-древо праздников Руси Где и как найти начало мира Серебряный пастух Солнце на небе, а число в календаре Воздвиженье А у нас сегодня капустник Сороки Масленица Пасха Егорьев день | 8 |
11 | Месяцеслов Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь | 2 |
12 | Русская игрушка Гнутка Тряпичная кукла Игрушки из соломы Игрушки из камыша Матрешка Каргопольская игрушка | 4 |
13 | Сибирские узоры Мезенская роспись Ракульская роспись | 1 |
14 | Лоскутное шитье | 1 |
Всего | 34 |
Первый год обучения
- Тема: «Дом - моя крепость» «Что нам стоит дом построить» - общая композиция крестьянского дома с подворьем. «За чем пойдешь, то и найдешь» - мир деревни: околица, огород, колодец, церковь и т.д. «Своя хатка – родная матка» - интерьер крестьянского дома. «Дорога ложка к обеду» - предметы быта.
- Тема: «Русская кухня». «По усам текло, а в рот не попало» - национальные напитки русского народа
- Тема: «Русский костюм». «Народный костюм переселенцев на Алтае»- особенности русского национального костюма переселенцев Алтайского края. Женский костюм – особенности женского костюма. Ткачество – Ткачество пояска на куклу. Украшения – бисероплетение.
- Тема: «Соловушка» – колыбельные песни.
- Тема: «Ох, гуляй, Русь моя» – именинные хороводы.
- Тема: «Игры моей бабушки» – хороводные игры.
- Тема: Живое слово. «Докучные сказки» – особенности докучных сказок. «Загадка, загадка, открой свою тайну» – особенности загадок.
- Тема: «Мудр не тот, кто стар» «От чего у нас зародился белый вольный свет – представление предков о возникновении мира. Мир из яйца – представления предков о значимости мира.
- Тема: «Семейно-бытовые обряды». «Рождение, крестины» - обряды, связанные с рождением и крестинами ребенка.
- Тема: «Чудо-древо праздников Руси». «Где и как найти начало мира» – новый год в разных странах мира. «Серебряный пастух» – особенности лунного календаря. «Солнце на небе, а число в календаре» – особенности построения календаря. «Воздвиженье» – православный праздник, история возникновения нашей деревни. «А у нас сегодня капустник» - смысл и значение капустничной недели для крестьянина. «Сороки» - история возникновения праздника, лепка жаворонков. «Масленица» – история возникновения праздника. «Пасха» - история изготовления праздника, изготовление писанок, «Егорьев день» – праздник выгона скота, значение праздника в жизни крестьянина.
- Тема «Месяцеслов» «Сентябрь» – старинные названия, приметы, пословицы и поговорки, связанные с месяцем. «Октябрь» – старинные названия, приметы, пословицы и поговорки, связанные с месяцем. «Ноябрь» - старинные названия, приметы, пословицы и поговорки, связанные с месяцем. «Декабрь» - старинные названия, приметы, пословицы и поговорки, связанные с месяцем.
- Тема «Русская игрушка». «Гнутка» – изготовление игрушки из ивового прута. «Тряпичная кукла» – изготовление куклы из кусочков материи. «Игрушки из соломы» – изготовление игрушки из соломы «Машенька». «Игрушки из камыша» – изготовление игрушки из камыша «Синичка». «Матрешка» – роспись шаблона. «Каргопольская игрушка» – происхождение игрушки, ее особенности изготовления и росписи; роспись на бумаге силуэтов каргопольской игрушки; придумывание одежды для куклы.
- Тема: Сибирские узоры «Мезенская роспись» – происхождение росписи, семантика наиболее употребляемых знаков, составление композиции из простейших элементов, мезенский конь, мезенский лес. «Ракульская роспись» – происхождение росписи, составление композиции в полосе, роспись шаблона туеска.
- Тема «Лоскутное шитье» Знакомство с закономерностью подбора цвета, особенностью ткани, узоры «мельница» и «изба», обклеивание лоскутками коробочки.
Требования к знаниям и умениям по окончании 1 года обучения
Знать | Уметь |
|
|
Тематический план второго года обучения (6 класс)
Тема | Количество часов | |
1 | Дом – моя крепость Дом строить дело - серьезное | 1 |
2 | Русская кухня Не красна изба углами, а красна пирогами | 1 |
3 | Русский костюм Мужской костюм Украшения Ткачество Вышивка | 5 |
4 | Соловушка | 1 |
5 | Ох, гуляй, Русь моя (хороводы) | 1 |
6 | Игры моей бабушки | 1 |
7 | Живое слово Потешки Бытовые сказки | 1 |
8 | Мудр не тот, кто стар Где живет солнце Народная медицина | 1 |
9 | Семейно-бытовые обряды Свадьба в Сибири | 1 |
10 | Чудо древо праздников Руси Матушка-Покров, покрой сыру землю Воздвиженье Кузьминки Синичкины именины Рождество Коляда, коляда, отворяй ворота Прощай Масленица Сороки Пасха Семик Троица Иван Купала | 8 |
11 | Месяцевлов Январь Февраль Март Апрель | 5 |
12 | Русская игрушка Тряпичная кукла Игрушки из соломки Игрушки из камыша Тарарушка Филимоновская игрушка | 5 |
13 | Мезенская роспись. Сибирские узоры Пермогорская роспись | 2 |
14 | Лоскуток | 1 |
Всего | 34 |
Второй год обучения
- Тема «Дом – моя крепость». «Дом строить дело – серьезное» - обряды и обычаи связанные со строительством и заселением дома.
- Тема «Русская кухня». «Не красна изба углами, а красна пирогами» – выпечка.
- Тема «Русский костюм». «Мужской костюм» – особенности изготовления мужской рубашки. «Украшения» – бисероплетение. «Ткачество» – ткачество на дощечках опояска. «Вышивка» – особенности вышивки для одежды.
- Тема «Соловушка» – шуточные детские песни.
- Тема «Ох, гуляй, Русь моя» - летние хороводы.
- Тема «Игры моей бабушки» – хороводные игры.
- Тема «Живое слово». «Потешки» – особенности и происхождение потешек. «Бытовые сказки» - особенности и разнообразие бытовых сказок.
- Тема «Мудр не тот, кто стар». «Где живет солнце?» – представление предков о появлении дня и ночи. «Народная медицина» – лечение травами.
- Тема «Семейно-бытовые обряды». «Свадьба в Сибири» – значение и особенности семейно-бытового обряда для крестьянина.
- Тема «Чудо древо праздников Руси». «Матушка-Покров, покрой сыру землю» – значение праздника для крестьянина. «Воздвиженье» – значение праздника в православной церкви, история возникновения нашего села, выпечка «жаворонков». «Кузьминки» – возникновение праздника, вождение хороводов. «Синичкины именины» – изготовление кормушек. «Рождество» – происхождение праздника, обычаи и обряды, связанные с ним. «Коляда, коляда, отворяй ворота» - инсценировка колядования. «Прощай Масленица» – гуляния на горке, организованная на пришкольном участке. «Сороки» – значение праздника для крестьянина, лепка жаворонков, разучивание закличек. «Пасха» – обычаи и обряды, связанные с праздником, изготовление писанок, катание яиц, проращивание пшеницы. Троица как праздник, связанный с культом предков, прославлением природы и христианской традицией. «Иван Купала» - обычаи и обряды летнего праздника.
- Тема «Месяцевлов» «Январь» – старинные названия, приметы, пословицы и поговорки, связанные с месяцем. «Февраль» - старинные названия, приметы, пословицы и поговорки, связанные с месяцем. «Март» - старинные названия, приметы, пословицы и поговорки, связанные с месяцем. «Апрель» - старинные названия, приметы, пословицы и поговорки, связанные с месяцем.
- Тема «Русская игрушка». «Тряпичная кукла» – изготовление куклы из лоскутков. «Игрушки из соломки» – изготовление игрушки из соломы «Емеля». «Игрушки из камыша» - изготовление ишрушки из камыша «Птица счастья» с украшением. «Тарарушка» – изготовление, роспись игрушки из бруска дерева. «Филимоновская игрушка» – происхождение игрушки, ее особеннсоть изготовления и роспись, роспись на бумаге силуэтов филимоновской игрушки, изготовление для куклы одежды, лепка и роспись игрушки.
- Тема «Сибирские узоры». «Мезенская роспись» - символы солнца и поля, мезенские птицы и корабли. «Пермогорская роспись» – происхождение росписи, составление композиции в полосе, круге, роспись тарелочки.
- Тема «Лоскуток». – изготовление подушечки.
Требования к знаниям и умениям по окончании второго года обучения
Знать | Уметь |
|
|
Тематический план третьего года обучения (7 класс)
Тема | Количество часов | |
1 | Дом – моя крепость В дождь избы не кроют | 1 |
2 | Русская кухня Каша из топора | 1 |
3 | Русский костюм Головные уборы Ткачество. Украшения | 3 |
4 | Соловушка | 1 |
5 | Ох, гуляй, Русь моя (хороводы) | 1 |
6 | Игры наших бабушек | 1 |
7 | Живое слово Пословица – мудрость житейская Волшебные сказки Небылицы-перевертыши Считалки | 5 |
8 | Мудр не тот, кто стар Первый ярус. Второй ярус. Третий ярус Славянская мифология | 3 |
9 | Семейно-бытовые обряды Солдатушки, бравы ребятушки | 1 |
10 | Чудо-древо праздников Руси Воздвиженье Льняные смотрины Зимние святки Чистый понедельник Великий пост Сороки Пасха Проводы весны | 9 |
11 | Месяцеслов Май Июнь. Июль. Август | 2 |
12 | Тряпичная кукла Игрушка из соломы. Игрушка из камыша. Матрешка Дымковская игрушка | 3 |
13 | Сибирские узоры. Мезенская роспись | 1 |
14 | Туесок | 1 |
15 | Лоскутное шитье | 1 |
Всего | 34 |
Третий год обучения
- Тема «Дом – моя крепость» «В дождь избы не кроют» – русское зодчество.
- Тема «Русская кухня» «Каша из топора» – каши, вторые блюда.
- Тема «Русский костюм». « Головные уборы» – головные уборы мужские и женские. «Ткачество» – изготовление пояса. «Украшения» - украшение макета кокошника бисером.
- Тема «Соловушка» - шуточные детские песни.
- Тема «Ох, гуляй, Русь моя» – летние хороводы.
- Тема «Игры наших бабушек» – хороводные игры.
- Тема «Живое слово». «Пословица – мудрость житейская» – пословицы разной тематики. «Волшебные сказки» – особенности и разнообразие волшебных сказок. «Небылицы-перевертыши» – особенности шуточного детского фольклора. «Считалки» – разнообразные считалки.
- Тема «Мудр не тот, кто стар». «Первый ярус» – представления предков о высшем мире. «Второй ярус» – представления предков о современном мире. «Третий ярус» – представления предков о низшем мире. «Славянская мифология» – славянская мифология» – представления предков о высших и низших божествах.
- Тема «Семейно-бытовые обряды». «Солдатушки, бравы ребятушки» - значение и особенности обряда проводов сына в армию для крестьян.
- Тема «Чудо-древо праздников Руси». «Воздвиженье» – подготовка рефератов о празднике и возникновении села Воздвиженка. «Льняные смотрины» – возникновение праздника, его важность для крестьянина. «Зимние святки» – особенности празднования. «Чистый понедельник» – духовный смысл, традиция. «Великий пост» – духовный смысл и традиции, его причастие и приготовление к празднику Пасха. «Сороки» – печение жаворонков, разучивание духовного стиха, закликание весны. «Пасха» – обычаи и обряды Страстного понедельника, Чистого четверга, Красильной субботы. Рассказ о страданиях Иисуса Христа – по желанию и совместному решению с родителями, изготовление писанок, проращивание травки. «Проводы весны» – гуляния, окончание курса.
- Тема «Месяцеслов». «Май» – старинные названия, приметы, пословицы и поговорки, связанные с месяцем. «Июнь» - старинные названия, приметы, пословицы и поговорки, связанные с месяцем. «Июль» - старинные названия, приметы, пословицы и поговорки, связанные с месяцем. «Август» - старинные названия, приметы, пословицы и поговорки, связанные с месяцем.
- Тема «Русская игрушка». «Тряпичная кукла» – изготовление игрушки из лоскутков. «Игрушка из соломы» - изготовление фонарика. «Игрушка из камыша» – изготовление коня с наездником. «Матрешка» – роспись изделия – матрешки. «Дымковская игрушка» – происхождение, изготовление и роспись игрушки, роспись на бумаге силуэтов игрушки, изготовление дидактической игры «Барыня», лепка и роспись изделия.
- Тема «Туесок». Техника обрабатывания коры березы, изготовление туеска.
- Тема «Сибирские узоры». «Алтайская роспись» – происхождение росписи, составление композиции в полосе, круге, роспись чашки.
- Тема «Лоскуток» - изготовление игрушек в лоскутной технике.
Требования к знаниям и умениям по окончании третьего года обучения.
Знать | Уметь |
|
|
Предполагаемые результаты по окончании курса обучения по программе «Очаг».
По окончании куса предполагается сформировать у детей основы ценностей эстетической культуры, приобщит их к истокам культуры. Осознание ребенком своей причастности к великому русскому народу.
К концу первого года обучения дети должны уметь мастерить кукол из прута, соломы, камыша, глины, Отличать русский костюм от белорусского, украинского и т.д. Уметь сравнивать жизнь человека с годовым жизненным циклом природы, с вечностью круговорота в работе земли и человека-пахаря. Должны знать и понимать обычное течение жизни, будни и праздники крестьянской семьи.
По окончании второго года обучения дети должны ориентироваться в календарных и православных праздниках и знать о праздничном поведении (хороводы, песни, игры, духовные стихи и т.д.), соответствующем определенному празднику.
К концу третьего года обучения дети должны ориентироваться в мире нравственных понятий, связанных с представлениями об устройстве мира и о месте в нем человека, в зависимости от главных событий человеческой жизни: рождения, свадьбы, рекрутства, смерти. Нормы поведения за столом во время еды. Уметь выполнять творческие задания: вышивать, ткать, выполнять мезенскую, ракульскую, пермогорскую, алтайскую росписи, делать берестяной туесок, Полученные знания и умения помогут детям жить в гармонии с природой, с семьей, с самим собой.
Список литературы:
1. Ананьев Б. Г. «Избранные психологические труды» в 2 т.
Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф. Ломова.
М.:Педагогика, 1980 г.,т.1 – 230 стр.,т.2 – 238 стр.
2. Банакина Л. В. «Лоскутное шитье». М.: «АСТ – ПРЕСС», 2000г.
3. Бобрихина А. А. «Традиционная народная культура и школа».
Екатеринбург.1998 г., 56 стр.
4. Бахметьева Т. Н. «Детские частушки, шутки, прибаутки».
Ярославль: «Академия развития». 1991 г.
5. Барбутко Л. В., Тарасевич Н. А. «Заинька во садочке».
Екатеринбург, «Наследие»,2000 г., 63 стр.
6. Боголюбов Н. С. «Развивающее обучение в изобразительном искусстве»,
Боголюбов Н. С. «Декоративно – прикладное искусство в системе эстетическо
образования» сборник научных статей. М.: «Прометей», 1990 г., стр. 3 – 9.
7. Волобуева Л. В. «Русская традиционная культура и народное творчество». Барнаул, «Графика», 1999 г., ч. 1 – 219 стр., ч. 2 – 311 стр.
8. Волков И. Ф. «Творческие методы и художественные системы».М.: «Искусство», 1989 г., 250 стр.
9. Волков Н. Г. «Этнопедагогика чувашей». М.: «Пресс – сервис», 1997 г., 441 стр.
10. Волков Н. Г. «Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания». Чебоксары, 1993 г., 88 стр.
11. Выготский Л. С. «Психология искусства». Ростов – на – Дону. «Феникс»,1998 г., 480 стр.
12. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». М.: «Просвещение», 1999 г., 150 стр.
13. Гончарик Н. П. «Народное искусство Алтайского края». Барнаул, Алтайское книжное издательство. 1989 г., 15 – 27 стр.
14. Дубровская Е. А. « эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. М.: издательский центр «Академия», 2002 г., 217 стр.
15. Иванов В. К. «Русь изначальная». М.: «Просвещение», 1982 г., 320 стр.
16. «История российских немцев в документах» под ред. Аутман В. А., Чеботарева Т. В. М.: «Просвещение», 1993 г., 473 стр.
17. «История и культура немцев Алтая» под ред. Демина М. А., Матиса В. И. Барнаул, 1999 г., 46 стр.
18. Канцедикас А. С. «Искусство и ремесло». М.: «Изобразительное искусство», 1977 г., 87 стр.
19. Князева О. А. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». С. Пб.: «Лига – Пресс», 1997 г., 95 стр.
20. Князева О. А., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». С. Пб.: «Детство – Пресс», 2000 г., 304 стр.
21. Кочетков Н. В. «Проблемы культурно – исторических связей народов Сибири и Центральной Азии ( ХII в. – начало ХХ в.). Рериховские чтения 1984 г.: Материалы конференции. 1985 г., стр. 279 – 285.
22. Комарова Т. С. «Коллективное творчество детей». М.: «Российское педагогическое агентство», 1998 г., 125 стр.
23. Комарова Т. С «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы». М.: «Педагогическое общество России», 2000 г., 321 стр.
24. Комарова Т. С «Программа эстетического воспитания. Красота. Радость. Творчество». М.: «Педагогика», 1998 г., 200 стр.
25. Краткий словарь по философии. Под ред.М.И. Жукова. М.: «Наука»,1989г, 340 стр.
26. Кузин В.С. «Изобразительное искусство в начальной школе». М.: «Дрофа», 1996 г., стр. 270.
27. Логинова В.И. «Дошкольная педагогика». Ч.1, 2., 1988 г., ч.1 – 220 стр., ч.2 – 255 стр.
28. Малиновский Л.В. «Немцы в России и на Алтае». Барнаул, 1995 г., стр. 182.
29. Некрасова М.А. «Народное искусство как часть культуры». М.: «Изобразительное искусство», 1983 г., стр. 344
30. Некрылова А. Ф. «Круглый год» русский земледельческий календарь. М.: «Правда» 1989 г., стр.490
31. Николаев В.А. «Теория и методика формирования этнографической культуры учителя». М.: «Просвещение», 1998 г., стр. 400
32. Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду». М.: «Просвещение», 1989 г., стр. 79.
33. Ожигов С. И., Шведова Н.Ю. «Нравственно – эстетическое воспитание детей в детском саду». М.: «Наука», 1995 г., стр. 414
34. Новицкая М. Соловьева Е., Мартинкова Е. программа «Наследие». Дошкольное воспитание, 1998 г., №1 стр. 37 – 44
35. Панкеев И.В. «От крестин и до поминок». М.: «Яуза», 1977 г., стр. 54
36. Панкеев И.В. «Русские обряды и суеверия». М.: «Яуза», 1998 г., стр.73
37. Педагогика 1996 г., № 1, стр. 18 – 24
38. Петухов Ю.Д. «Тайны древних русов». М.: «Вече», 2001 г., стр.432
39. Программа общеобразовательных учреждений начальных классов (1 – 4) одиннадцатилетней школы. Факультативный курс «Введение в народоведение» (1-й и 2-й год обучения). М.: «Просвещение», 1994 г., стр. 120
40. Рогов А.С. «Кладовая радости». М.: «Просвещение», 1982 г., стр. 124
41. Советская педагогика. 1989 г., № 1, стр. 61 – 65
42. Эйсмонт – Швыдская Г.Л. «Нравственное воспитание дошкольников». М.: «Просвещение», 1969 г., стр. 167
43. Сокольникова Э. И. «Этнопедагогика чувашской семьи». М.,1998 г., стр. 284
44. Теплов Б.М. «Избранные труды». Т.1, М.: «Педагогика», 1985 г., стр. 328
45. Цирулик Н.А. «Уроки творчества». М.: «Федоров», 2000 г., стр. 150
46. Шадриков В.Д. « Философия образования и образовательной политики». М.: «Логос», 1993 г., стр. 65 – 73
47. Шайдурова Н. В. «Комплексный подход к нравственно – эстетическому развитию детей в процессе приобщения к искусству русского населения Алтайского края»/ Шайдурова Н.В., Рогатина Т.Н. «Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе» сборник научных статей. М.: «Москва», 2003 г., стр. 109 – 110
48. Шайдурова Н. В «Становление нравственно – эстетической культуры личности детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности» / Шайдурова Н. В «Образование в культуре и культура образования» материалы Всероссийской научной конференции. Ч. 1, 2. Новосибирск: НИИ философии образования. 2002 г., ч. 2, стр. 256
49. Авилова А.А. «Эстетическое воспитание в детском саду». М.: «Педагогика», 1963 г., стр. 68
50. Деревянко А.П., Молодин В.И., Савинов Д.Г. «Этнографические исследования на плоскогорье Укок. Древние культуры Бертекской долины (Горный Алтай, плоскогорье Укок). Новосибирск, 1994 г., стр. 199 – 206 .
- Приложение 1.
Примерный календарный план первого года обучения
№ | 1 четверть | Количество часов |
1. | Где и как найти начало мира | 1 |
2 | Серебряный пастух | 1 |
3 | Гнутка | 1 |
4 | Месяцеслов –Сентябрь | 1 |
5 | Тряпичная кукла | 1 |
6 | Месяцеслов – Октябрь | 1 |
7 | Воздвиженье | 1 |
8 | Игрушка из соломы. Игрушка из камыша. Матрешка | 1 |
2 четверть | ||
1 | Месяцеслов – Ноябрь | 1 |
2 | А у нас сегодня капустник | 1 |
3 | Каргопольская игрушка | 1 |
4 | Терем | 1 |
5 | Моя родня | 1 |
6 | Мезенская роспись | 1 |
7 | Месяцеслов – Декабрь | 1 |
8 | По усам текло, а в рот не попало | 1 |
3 четверть | ||
1 | Народный костюм переселенцев Сахалинской области | 1 |
2 | Женский костюм | 1 |
3 | Ракульская роспись | 1 |
4 | Сороки | 1 |
5 | Что нам стоит дом построить | 1 |
6 | За чем пойдешь, то и найдешь | 1 |
7 | Ткачество | 1 |
8 | Своя хатка – родная матка | 1 |
9 | Масленица | 1 |
4 четверть | ||
1 | Рождение, крестины | 1 |
2 | Соловушка (колыбельная) | 1 |
3 | Ох, гуляй, Русь моя (хороводные игра именинная). Игры нашей бабушки. | 1 |
4 | Лоскутное шитье. Украшения (бисер) | 1 |
5 | От чего у нас зародился белый свет. | 1 |
6 | Пасха. Мир из яйца | 1 |
7 | Докучные сказки | 1 |
8 | Дорога ложка к обеду (утварь) | 1 |
9 | Загадка, загадка, открой свою тайну | 1 |
Всего | 34 |
Приложение 2.
Примерный календарный план второго года обучения
№ | 1 четверть | Количество часов |
1 | Где живет солнце | 1 |
2 | Бытовые сказки | 1 |
3 | Тряпичная кукла | 1 |
4 | Дом строить – дело серьезное | 1 |
5 | Игрушка из соломы | 1 |
6 | Матушка Покров, покрой сыру землю и меня молоду | 1 |
7 | Не красна изба углами, а красна пирогами | 1 |
8 | Игрушка из камыша. Воздвиженье | 1 |
2 четверть | ||
1 | Вышивка | 1 |
2 | Филимоновская игрушка | 1 |
3 | Кузьминки | 1 |
4 | Синичкины именины | 1 |
5 | Мезенская роспись | 1 |
6 | Рождество | 1 |
7 | Коляда, коляда, отворяй ворота | 1 |
8 | Мужской костюм | 1 |
3 четверть | ||
1 | Январь – месяцеслов | 1 |
2 | Народная медицина | 1 |
3 | Ткачество | 1 |
4 | Февраль –месяцеслов | 1 |
5 | Прощай масленица | 1 |
6 | Пермогорская роспись | 1 |
7 | Месяцеслов – март | 1 |
8 | Сороки | 1 |
9 | Тарарушка | 1 |
4 четверть | ||
1 | Соловушка | 1 |
2 | Свадьба | 1 |
3 | Лоскутное шитье. Украшения (бисероплетение) | 1 |
4 | Ох, гуляй, Русь моя. Игры наших бабушек | 1 |
5 | Пасха (писанки) | 1 |
6 | Месяцеслов – апрель | 1 |
7 | Соловушка. Семик | 1 |
8 | Троица | 1 |
9 | Потешки. Иван Купала | 1 |
Всего | 34 |
Приложение 3.
Примерный календарный план третьего года обучения
№ | 1 четверть | Количество часов |
1 | Пословица – мудрость народная | 1 |
2 | В дождь избы не кроют | 1 |
3 | Тряпичная кукла | 1 |
4 | Волшебные сказки | 1 |
5 | Воздвиженье. | 1 |
6 | Соловушка | 1 |
7 | Игрушка из камыша. Игрушки из соломы. Матрешка | 1 |
8 | Каша из топора | 1 |
2 четверть | ||
1 | Дымковская игрушка | 1 |
2 | Туесок | 1 |
3 | Мезенская роспись | 1 |
4 | Льняные смотрины | 1 |
5 | Зимние святки | 1 |
6 | Небылицы-перевертыши | 1 |
7 | Головные уборы | 1 |
8 | Соловушка | 1 |
3 четверть | ||
1 | Ткачество | 1 |
2 | Первый ярус. Второй ярус. Третий ярус | 1 |
3 | Лоскутное шитье | 1 |
4 | Соловушка | 1 |
5 | Чистый понедельник | 1 |
6 | Великий пост | 1 |
7 | Сороки | 1 |
8 | Игры наших бабушек | |
9 | Славянская мифология. | |
4 четверть | ||
1 | Украшения | 1 |
2 | Соловушка | 1 |
3 | Пасха | 1 |
4 | Месяцеслов – май | 1 |
5 | Солдатушки, бравы ребятушки | 1 |
6 | Считалки | 1 |
7 | Месяцеслов – июнь,июль,август | 1 |
8 | Ох, гуляй, Русь моя | 1 |
9 | Проводы весны – гулянье | 1 |
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...