Рабочая программа кружка "Музейное дело"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)

Галина Мильчакова

Программа дополнительного образования «Музейное дело» разработана на основании современных задач модернизации российского образования.

Данная программа может быть реализована в качестве элективного курса в рамках внедрения Концепции предпрофильного обучения, утверждённой Приказом Министрества образования РФ №2783 от 18.07.2002г.

Программа может быть использована также в системе работы учреждений дополнительного образования детей.

  Предлагаемая программа углубляет знания по истории родного края, знакомит с основами музейной работы; отбором музейных материалов, систематизацией фондов, исследованием документационной ценности предметов, исследование музейных предметов в качестве экспонатов, подготовке экспозиций, подготовке и проведению экскурсий, пропаганде музея.

   Программа позволяет овладеть  умениями художественной деятельности.

 Курс является практико – ориентированным, так как его содержание непосредственно связано с жизнью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Дреневская основная школа»

Красносельского муниципального района Костромской области

принято                                                                               утверждено

на педагогическом совете                                                и.о. директора школы:____________

Протокол № __ от  «___»______20__ г.                                                            Сотникова Т.Н.

                                                                                                Приказ № ___ от _______20 __ г.

согласовано:

зам. директора:_____________

                           Фаляхова С.И.

ПРОГРАММА

кружка «Музейное дело»

составила: Мильчакова Г.С.

5-8  класс

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

1.1.Направленность дополнительной образовательной программы

- направленность (профиль) программы – туристско-краеведческая;

Нормативные документы

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.06.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827) • Стратегическая инициатива "Новая модель системы дополнительного образования", одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.

Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) –4.2. ФП «Успех каждого ребенка»

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

  Программа дополнительного образования «Музейное дело» разработана на основании современных задач модернизации российского образования.

Данная программа может быть реализована в качестве элективного курса в рамках внедрения Концепции предпрофильного обучения, утверждённой Приказом Министрества образования РФ №2783 от 18.07.2002г.

Программа может быть использована также в системе работы учреждений дополнительного образования детей.

  Предлагаемая программа углубляет знания по истории родного края, знакомит с основами музейной работы; отбором музейных материалов, систематизацией фондов, исследованием документационной ценности предметов, исследование музейных предметов в качестве экспонатов, подготовке экспозиций, подготовке и проведению экскурсий, пропаганде музея.

   Программа позволяет овладеть  умениями художественной деятельности.

 Курс является практико – ориентированным, так как его содержание непосредственно связано с жизнью.

1.3. Цель, задачи и принципы построения дополнительной образовательной программы

Цель: приобретение определённого социального опыта профессиональной деятельности.

 Задачи:

1. Создание условий для организации краеведческой деятельности учащихся.

2. Включение старшеклассников в разные виды деятельности.

3. Овладение способами фондовой, научно – исследовательской, оформительской, экскурсионной, моделирующей, информационной деятельности.

4. Формирование новых психологических, социальных установок учащихся.

1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ

1. Углубляет знания по истории родного края;

 2.Знакомит с основами музейной работы: отбором музейных материалов, систематизацией фондов, исследованием документационной ценности предметов, исследование музейных предметов в качестве экспонатов, подготовке экспозиций, подготовке и проведению экскурсий, пропаганде музея;

3. Формирует бережное отношение к истории страны, родного края.

1.5. Возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (от 10 до14 лет).

1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на 4 года обучения.

1.7. Формы и режим занятий

34 учебных часа в год, по 1 часу в неделю.

- формы обучения – очная, очно-заочная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4);

1.8. Ожидаемые результаты и способы их проверки

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение;

- сформирован интерес к содержанию занятий, краеведческой деятельности;

- приобретены навыки изготовления макетов, сувениров из разных видов материала;

- практическое применение своих умений и навыков.

1.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

- выставки, праздники, конкурсы, экскурсии, творческие отчёты.

  1. Содержание программы

1 год обучения

Общие основы музейного дела (34 ч)

Тема 1.1. Введение в музееведение

Введение. История музеев мира. Определение музейного предмета. Свойства музейного предмета. Предметы музейного значения. Особенности музейного предмета. Расширение понятия «музейный предмет» в XXI в. Музейный предмет в естественнонаучных музеях.

Тема 1.2. Научно-фондовая работа музея

Фонды музея, их структура и научная организация. Учет и хранение. Единицы хранения. Хранение музейных предметов.

Тема 1.3. Воспроизведение музейных предметов

2 год обучения

Искусство музейной экспозиции (34 ч)

Выбор темы, подбор музейных предметов и материалов. Составление проекта экспозиции (плана), обсуждение. Построение композиции с выделение акцентных моментов. Подготовка фона и места экспозиции. Построение экспозиционного ансамбля. Защита проекта. Изготовление буклета (компьютерная графика). Презентация буклета.

3 год обучения

Музейная экскурсия как часть музейной деятельности (34 ч)

Определение темы, изучение выставки и подбор литературы. Определение маршрута экскурсии. Составление плана экскурсии. Составление структуры экскурсии

(подтема, порядок, объект показа). Составление развёрнутого плана экскурсии (цели, экспонаты, тексты, логические переходы, выводы). Апробация на практике. Составление методической разработки экскурсии. Изготовление сувениров. Проведение экскурсии.

Защита проекта.

4 год обучения

Исследовательская деятельность в музее (34 ч)

Тема 1.1.Актуальность исследовательского проекта

Определение проблемы. Определение темы исследования. Обоснование темы работы. Формулирование цели, задач работы. Выбор оптимального решения проблемы. Составление плана работы над решением проблемы.

Тема 1.2. Планирование исследовательской работы

Определение мест поиска информации. Определение способов сбора и анализа информации. Выбор способа представления результатов работы  (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата). Установление критериев оценки хода исследования, полученного результата исследования. Распределение задач (обязанностей) между членами группового проекта.

Тема 1.3. Исследование

Сбор необходимой информации. Проведение наблюдений, опросов. Анализ информации. Формулирование выводов.

Тема 1.4. Отчёт и защита работы

Оформление результатов работы. Защита (презентация) исследовательской работы.

Тема 1.5. Оценка процесса и результатов работы

Обсуждение (самооценка) исследовательской работы.

  1. 2.1. Учебно - тематический план

п./п.

Название раздела темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1 год обучения

Общие основы музейного дела

Введение в музееведение (14 ч)

1

Введение. История музеев мира

2

1

1

наблюдение

2

Определение музейного предмета

2

1

1

наблюдение

3

Свойства музейного предмета

2

1

1

наблюдение

4

Предметы музейного значения

2

1

1

наблюдение

5

Особенности музейного предмета

2

1

1

Наблюдение

6

Расширение понятия «музейный предмет» в XXI в

2

1

1

Наблюдение

7

Музейный предмет в естественнонаучных музеях

2

1

1

наблюдение

Научно-фондовая работа музея (17 ч)

8

Фонды музея, их структура и научная организация

1

1

0

Наблюдение

9

Музейный предмет – центральное звено музейной деятельности

2

1

1

Наблюдение

10

Научное документирование музейных предметов

2

1

1

наблюдение

11

Инвентаризация музейных предметов (вещественных источников).

3

1

2

Наблюдение

12

Инвентаризация музейных предметов (письменных источников).

3

1

2

Наблюдение

13

Оформление каталожной карточки

2

1

1

Наблюдение

14

Составление описания предмета

3

1

2

наблюдение

15

Презентация картотеки

1

0

1

контроль

Воспроизведение музейных предметов (3 ч)

16

Воспроизведение музейных предметов и их значение

1

0

1

наблюдение

17

Изготовление макета (метод проектов)

2

0

2

наблюдение

2 год обучения

Искусство музейной экспозиции

Создание музейной экспозиции (30 ч)

18

Выбор темы, подбор музейных предметов и материалов.

9

1

8

Наблюдение

19

Составление проекта экспозиции (плана), обсуждение.

9

1

8

Наблюдение

20

Построение композиции с выделение акцентных моментов.

4

1

3

Наблюдение

21

Подготовка фона и места экспозиции.

3

1

2

Наблюдение

22

Построение экспозиционного ансамбля.

4

1

3

наблюдение

23

Защита проекта

1

0

1

контроль

Изготовление буклета (4 ч)

Изготовление буклета (компьютерная графика)

3

1

2

наблюдение

Презентация буклета

1

0

1

контроль

3 год обучения

Музейная экскурсия как часть музейной деятельности (34 ч)

24

Определение темы, изучение выставки и подбор литературы

7

1

6

Наблюдение

25

Определение маршрута экскурсии

2

1

1

Наблюдение

26

Составление плана экскурсии

3

1

2

Наблюдение

27

Составление структуры экскурсии

(подтема, порядок, объект показа)

5

1

4

Наблюдение

28

Составление развёрнутого плана экскурсии (цели, экспонаты, тексты, логические переходы, выводы)

4

1

3

Наблюдение

29

Апробация на практике

3

0

3

Наблюдение

30

Составление методической разработки экскурсии

4

1

3

Наблюдение

Изготовление сувениров

5

1

4

Наблюдение

31

Проведение экскурсии.

Защита проекта.

1

0

1

Контроль

4 год обучения

Исследовательская деятельность в музее

Актуальность исследовательского проекта (10 ч)

32

Определение проблемы.

2

0

2

Наблюдение

33

Определение темы исследования.

2

0

2

Наблюдение

34

Обоснование темы работы.

2

0

2

Наблюдение

35

Формулирование цели, задач работы.

2

0

2

Наблюдение

36

Выбор оптимального решения проблемы. Составление плана работы над решением проблемы.

2

0

2

Наблюдение

Планирование исследовательской работы (9 ч)

37

Определение мест поиска информации

2

1

1

Наблюдение

38

Определение способов сбора и анализа информации

2

1

1

Наблюдение

39

Выбор способа представления результатов работы  

2

1

1

Наблюдение

40

Установление критериев оценки хода исследования, полученного результата исследования

2

1

1

Наблюдение

41

Распределение задач (обязанностей) между членами группового проекта

1

0

1

Наблюдение

Исследование (10 ч)

42

Сбор необходимой информации

5

1

4

Наблюдение

43

Проведение наблюдений, опросов

4

1

3

Наблюдение

44

Анализ информации. Формулирование выводов

1

0

1

Наблюдение

Отчёт и защита работы (4 ч)

45

Оформление результатов работы

3

0

3

Наблюдение

46

Защита (презентация) исследовательской работы

1

0

1

Наблюдение

Оценка процесса и результатов работы (1 ч)

47

Обсуждение (самооценка) исследовательской работы

1

0

1

Наблюдение

Итого: 136 ч

136

27 ч

109 ч

.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ  БАЗА

№ п.п.

наименование

наличие

1

Музейный кабинет

1

2

Ноутбук

1

3

Интерактивная доска

1

4

Принтер

1

5

Фотоаппарат

1

6

Инвентарная книга (со списком музейных предметов)

1

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бугамбаев М. Гончарное дело «Феникс», 2000г.-320 с.
  2. Герасимов Т.А. Самодельные макеты и модели по истории (альбом чертежей) М. «Просвещение»-1967 г.
  3. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. М. «Просвещение» 1985 г.
  4. Лазарев А.В. Плетение лозой, соломой, берестой, рогозом. ООО «Аделант», 2004 г. 192 с.
  5. Левыкин К.Г. Музееведение. Музеи исторического профиля. М. «Высшая школа» 1988 г.- 431 с.
  6. Литвинов В.В. Практика современной экспозиции. М. «Плакат» 1989 г.
  7. Постникова М.М.- Лосева. Золотое и серебряное дело 15 – 20 вв. М. «Наука»1983 г.
  8. Стриженов. Искусство музейной экспозиции. М. 1977г.
  9. Юренева Т.Ю. Музееведение. М. «Академический проект» 2006 г.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

https://mega-talant.com/biblioteka/metodicheskoe-posobie-shkolnyy-muzey-v-kulturno-obrazovatelnom-prostranstve-89446.html 

http://window.edu.ru/resource/348/77348/files/Uchebnoe-posobie-MUSEEVEDEIE.pdf 

 www.culture.ru Портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ»

histrf.ru Федеральный исторический портал История.рф

http://kosmuseum.ru/ 

https://www.оумц.рф/index.php  КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ центр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Швейное дело"

                      РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА «Профессионально- труд...

Рабочая программа столярное дело 9 кл.

Программа расчитана на 12 часов в неделю для обучающихся школ 8 вида....

Рабочая программа. Швейное дело 5 класс

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), первый вариант базисного плана.Прог...

Рабочая программа. Швейное дело 6 класс

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), первый вариант базисного плана.Прог...

Рабочая программа. Швейное дело 7 класс

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), первый вариант базисного плана.Спец...

Рабочая программа. Швейное дело 8 класс

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), первый вариант базисного плана.Прог...

"Рабочая программа (швейное дело) для 7 класса в условиях перехода на Ф Г О С У О.

Рабочая програма разработана для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в условиях перехода на  ФГОС....