ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Роспись по дереву. Волшебная кисточка»
рабочая программа

Хабибулина Ия Григорьевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Роспись по дереву. Волшебная кисточка»

Направленность: художественная

Возраст: 7-17 лет

Срок реализации: 9 месяцев (144 часа)

Первый модуль – 17 недель (68 часов)

Второй модуль – 19 недель (76 часов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПЕКТР»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Роспись по дереву. Волшебная кисточка»

Направленность: художественная

Возраст: 7-17 лет

Срок реализации: 9 месяцев (144 часа)

Первый модуль – 17 недель (68 часов)

Второй модуль – 19 недель (76 часов)

Автор-разработчик: Хабибулина Ия Григорьевна

педагог дополнительного образования

Новоаганск, 2020

I. Основные характеристики программы

1.1 Пояснительная записка

Направленность программы – художественная

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;

4. Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Актуальность программы. Для возрождения в сознании человека культурных ценностей, мы должны обратиться, в первую очередь, к освоению глубин отечественной культуры. Ее основой является народная культура. Важнейшее достоинство народной культуры состоит в том, что в ней заложены гуманные идеи единства человека и природы: устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, любви к отчей земле. Изучая декоративно-прикладное искусство, обучающиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия.

                Занятия ребят в объединении, в городах и селах, удаленных от места развития промыслов, никак нельзя назвать хохломской или городецкой росписью. Традиционные виды росписи берутся за основу. Но при росписи изделия учитываются основные, характерные для данного вида росписи особенности. Занятия росписью не требуют дорогостоящих материалов и специального оборудования, поэтому являются доступными.

        Отличительные особенности программы. Росписью могут заниматься школьники любого возраста, на занятиях они выполняю задания в зависимости от возраста и степени подготовленности. Изучая одну и ту же тему, обучающиеся работают по индивидуальным заданиям различной сложности.        При составлении программы использовалась специфика народного творчества – повтор, вариации, импровизация.

Основное внимание направлено на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетическое восприятие природы с целью создания нового образа декоративного мотива или художественной вещи. Квалификация педагога соответствует профилю программы.

Адресат программы: обучающиеся от 7 до 17 лет. Состав группы -10 чел.

Объём и срок освоения программы:

Программа рассчитана на 144 часа (9 месяцев) обучения и два модуля.

Первый модуль – 17 недель (68 часов)

Второй модуль – 19 недель (76 часов)

Форма обучения: очная, с применением дистанционных технологий

Особенности организации образовательного процесса:

Занятия проходят в разновозрастных группах. При проведении занятий используются различные формы обучения: групповые, индивидуальные. Занятия носят творческий характер, от изучения традиций народной росписи, освоения технических приёмов письма, до импровизации по мотивам росписи, творческого подхода к выполнению работы.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, занятия по 45 минут с 10 минутной переменой и физ. минуткой.

Квалификация педагога соответствует профилю программы

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы – раскрытие и развитие потенциальных способностей детей в освоении различных видов росписей и общей культуры личности.        

Задачи:

Личностные:

  • воспитать у детей трудолюбие, усидчивость, терпение;
  • сформировать активную гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к Родине;
  • подготовить детей к самостоятельной творческой деятельности.

Межпредметные:

  • изучить теоретический материал по истории развития, формам бытования народного искусства, в частности народных росписей;
  • развить эстетические, творческие способности, фантазию, воображение;
  • развить эстетические, творческие способности, фантазию, воображение;
  • обогатить визуальный опыт детей, духовный мир через посещение выставок, музеев, выходов на природу.

Образовательные (предметные):

  • сформировать основные технические навыки в работе с кистью при изучении различных видов народных росписей;
  • обучить основам цветоведения, орнамента и композиции.

1.3 Содержание программы

Учебный план. 

№      

Наименование разделов

Количество часов

Формы контроля

Всего

Тео-

рия

Практика

1 модуль

1.1.

Вводное занятие. Режим работы. Инструктаж по ТБ.

2

2

Беседа

1.2.

Народные промыслы. Традиции росписи по дереву, прошлое и современность.

2

1

1

Опрос

1.3.

Знакомство с городецкой росписью. История возникновение промысла.

26

2

24

Опрос

Просмотр

1.4.

Знакомство с хохломской росписью. История возникновения промысла.

26

2

24

Опрос

Просмотр

1.5.

Знакомство с полховско-майдановской росписью. История возникновения промысла. Промежуточная аттестация.

12

1

11

Опрос

Выставка

Итого за 1 модуль

68

8

60

2 модуль

2.1.

Вводное занятие

2

2

Беседа

2.2.

Знакомство с северодвинскими росписями.

2

1

1

Опрос

2.3.

Мезенская роспись.

16

1

15

Опрос

Просмотр

2.4.

Пермогорская роспись

14

1

13

Опрос

Просмотр

2.5.

Борецкая роспись

10

1

9

Опрос

Просмотр

2.6.

Пучужская роспись

12

1

11

Опрос

Просмотр

2.7.

Ракульская роспись

6

1

5

Опрос

Просмотр

2.8.

Роспись изделия на свободную тему.

12

12

2.9.

 Итоговое занятие. Просмотр. Итоговая аттестация.

2

1

1

Просмотр

Итого за 2 модуль

76

9

67

Итого за год

144

17

127

 Содержание учебного плана

1 модуль.

1.1.Вводное занятие. (2 часа.)

Теоретическая часть. Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с народными росписями России. Знакомство с необходимым оборудованием, инструментами и материалами, используемыми при выполнении росписи по дереву.

Практическая часть. Демонстрация изображений работ мастеров народной росписи и работ обучающихся творческого объединения овладевших мастерством росписи. Подготовка кистей и красок к росписи. Упражнения с кистью – выполнение в цвете простых элементов узора.

1.2.Народные промыслы. (2часа.)

Теоретическая часть. Знакомство с народными промыслами России, географическое положение промыслов, мастера, положение промыслов в наши дни. Демонстрация иллюстраций работ мастеров, творческих работ обучающихся прошлых лет.

Практическая часть. Зарисовка изделий народных мастеров, зарисовка мотивов росписей.

1.3.Знакомство с городецкой росписью. (26 часов.)

Теоретическая часть. История возникновения и развития городецкого промысла. Знакомство с известными мастерами и иллюстрациями работ мастеров. Материалы и инструменты необходимые для городецкой росписи. Семантическое значение мотивов росписей. Технология выполнения городецкой росписи. Техника безопасности при работе с лакокрасочными изделиями. Изучение свойств древесины, подготовка заготовок к росписи. Городецкая роспись в современном интерьере.

Практическая часть. Постановка руки, упражнения с кистью, отработка техники выполнения мелких элементов росписи. Зарисовка мотивов росписи. Подготовка заготовок к росписи, выполнение росписи изделий.

1.4.Знакомство с хохломской росписью. (26 часов.)

Теоретическая часть.  История возникновения и развития хохломского промысла. Знакомство с известными мастерами и иллюстрациями работ мастеров. Материалы и инструменты необходимые для хохломской росписи. Технология выполнения хохломской росписи. Техника безопасности при работе с лакокрасочными изделиями. Изучение свойств древесины, подготовка заготовок к росписи. Хохломская роспись в современном интерьере.

Практическая часть. Постановка руки, упражнения с кистью, отработка техники выполнения мелких элементов росписи. Зарисовка мотивов росписи. Подготовка заготовок к росписи, выполнение росписи изделий.

1.5.Знакомство с полховско-майдановской росписью. Промежуточная аттестация. (112 часов.)

Теоретическая часть. История возникновения и развития полховско-майдановского промысла. Знакомство с известными мастерами и иллюстрациями работ мастеров. Материалы и инструменты необходимые для росписи. Технология выполнения полховско-майдановской росписи. Расписные игрушки. Техника безопасности при работе с лакокрасочными изделиями. Изучение свойств древесины, подготовка заготовок к росписи. Полховско-майдоновская   роспись в современном интерьере.

Практическая часть. Постановка руки, упражнения с кистью, отработка техники выполнения мелких элементов росписи. Зарисовка мотивов росписи. Подготовка заготовок к росписи, выполнение росписи изделий. Промежуточная аттестация.

2 модуль.

2.1.        Вводное занятие. (2 часа.)

Теоретическая часть. Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с народными росписями России. Знакомство с необходимым оборудованием, инструментами и материалами, используемыми при выполнении росписи по дереву.

Практическая часть. Демонстрация изображений работ мастеров народной росписи и работ обучающихся творческого объединения овладевших мастерством росписи. Подготовка кистей и красок к росписи. Упражнения с кистью – выполнение в цвете простых элементов узора.

2.2.        Знакомство с северодвинскими росписями. (2 часа.)        

Теоретическая часть. Знакомство с разнообразием северных росписей. История возникновения росписей, отличительные особенностей росписей. Расписная утварь, прялки. Быт северных народов, мастера росписей. Изучение иллюстраций работ старых мастеров. Знакомство с мезенской, пермогорской, борецкой, пучужской, ракульской росписями. Изучение последовательности выполнения росписи.

Практическая часть. Упражнения с кистью, постановка руки, отработка техники владения приёмами кистевого письма и техникой выполнения графических элементов. Подготовка заготовки в росписи, выполнение росписи изделий различной формы, покрытие изделий лаком.

2.3.        Мезенская роспись. (16 часов.)

        Теоретическая часть. Знакомство с историей возникновения росписи, традициями, мастерами росписи. Семантическое значение мотивов росписи. Последовательность выполнения росписи изделия. Особенности композиционного построения. Многоярусность композиции. Цветовое решение росписи. Использование расписных изделий в быто в прошлом и настоящем.

Практическая часть. Изучение элементов росписи, отработка техники выполнения мотивов росписи. Композиционные построения. Подготовка заготовки к росписи. Выполнение росписи изделия.

2.4.        Пермогорская роспись. (14 часов.)

Теоретическая часть. Знакомство с историей возникновения росписи, традициями, мастерами росписи. Семантическое значение мотивов росписи. Последовательность выполнения росписи изделия. Особенности композиционного построения. Крин. Цветовое решение росписи. Использование расписных изделий в быто в прошлом и настоящем.

Практическая часть. Изучение элементов росписи, отработка техники выполнения мотивов росписи. Композиционные построения. Подготовка заготовки к росписи. Выполнение росписи изделия.

2.5.        Борецкая роспись. (10 часов.)        

Теоретическая часть. Знакомство с историей возникновения росписи, традициями, мастерами росписи. Семантическое значение мотивов росписи. Последовательность выполнения росписи изделия. Особенности композиционного построения. Дерево жизни. Цветовое решение росписи. Использование расписных изделий в быто в прошлом и настоящем.

Практическая часть. Изучение элементов росписи, отработка техники выполнения мотивов росписи. Композиционные построения. Подготовка заготовки к росписи. Выполнение росписи изделия.

2.6.        Пучужская роспись. (12 часов.)

        Теоретическая часть. Знакомство с историей возникновения росписи, традициями, мастерами росписи. Семантическое значение мотивов росписи. Последовательность выполнения росписи изделия. Особенности композиционного построения. Кутюшки. Цветовое решение росписи. Использование расписных изделий в быто в прошлом и настоящем.

Практическая часть. Изучение элементов росписи, отработка техники выполнения мотивов росписи. Композиционные построения. Подготовка заготовки к росписи. Выполнение росписи изделия.

2.7.        Ракульская роспись. (6 часов.)

        Теоретическая часть. Знакомство с историей возникновения росписи, традициями, мастерами росписи. Семантическое значение мотивов росписи. Последовательность выполнения росписи изделия. Особенности композиционного построения. Сороки. Цветовое решение росписи. Использование расписных изделий в быто в прошлом и настоящем.

Практическая часть. Изучение элементов росписи, отработка техники выполнения мотивов росписи. Композиционные построения. Подготовка заготовки к росписи. Выполнение росписи изделия.

2.8.        Роспись изделия на свободную тему. (12 часов.)

        Теоретическая часть. Выбор вида росписи и идеи композиции будущей работы. Работа с литературой и поиск информации в интернете.

Практическая часть. Выполнение поисковых набросков. Подготовка заготовки к росписи. Выполнение росписи изделия. Покрытие изделия лаком.

2.9.         Итоговое занятие. Просмотр. Итоговая аттестация. (2 часа.)

        Теоретическая часть. Проверка знаний: работа с тестами, ответы на вопросы.

Практическая часть. Подготовка работ к просмотру. 

1.4 Планируемые результаты:

По завершению обучения учащиеся должны:

  • владеть техникой кистевого письма;
  • знать истории развития народной росписи;
  • знать основы цветоведения и композиции;
  • уметь самостоятельно выполнять творческие работы, создавать образ изделия;
  • обладать терпением, аккуратностью, проявлять фантазию;
  • проявлять интерес к изучению культурного наследия России и коренных народов Севера;
  • владеть навыками ИКТ;
  • иметь активную жизненную позицию, чувства долга и патриотизма;
  • уметь самостоятельно выполнять творческие работы.

II. Комплекс организационно –педагогических условий

2.1. Годовой учебный план.

Продолжительность учебного года.

Начало учебного года

1 сентября (основные работники)

7 сентября (совместители)

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного года

36 учебных недель (35 – совместители)

Этапы образовательного процесса

I полугодие – 17 учебных недель

01.09.2020 – 28.12.2020

Учебный процесс, мероприятия, концерты

21.12.2020 – 22.01.2021

Промежуточная аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по итогам 1-го полугодия

29.12.2020 – 08.01.2021

Зимние каникулы

II полугодие – 19 учебных недель

09.01.2021 – 31.05.2021

Учебный процесс, мероприятия, концерты

25.03.2021 – 31.03.2021

Весенние каникулы

04.05.2021 – 31.05.2021

Итоговая (переводная) аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

01.06.2021 – 31.08.2021

Реализация дополнительных (краткосрочных) общеобразовательных, общеразвивающих программ, Мастер – классы, работа дворового клуба, работа профильных отрядов.

Нерабочие праздничные дни

4 ноября – День народного единства

1января – 8 января – Новый год

7 января Рождество Христово

23 февраля – День защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

1 мая – Праздник Весны и Труда

9 мая – День Победы

12 июня – День народного единства

2.2.Условия реализации программы

Занятия проходят в кабинете, соответствующем нормам Сан Пин. Каждый учащийся имеет рабочее место, материалы и инструменты необходимые на занятии.  В кабинете имеется компьютер, методические разработки, литература, наглядные пособия, стенды с творческими работами обучающихся, стенд по ТБ. Учащиеся посещают детскую библиотеку, музей села Варьёган, сотрудничаем со школами посёлка, воскресной школой.

2.3.Формы аттестации

Текущий контроль        проводится в конце изучения каждой темы -  тесты, викторины, творческие задания, контрольные и проверочные работы.

Промежуточная аттестация        диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся –декабрь;

Итоговая аттестация        оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе – май. Творческая работа, наградные документы за участие в конкурсах различного уровня по профилю, портфолио.

2.4.Оценочные материалы. Средства контроля для самостоятельной работы и определения результативности обучения: карточки-задания, тесты, опросники, кроссворды.

2.5.Методические материалы.

−   методы  обучения (словесный,  наглядный  практический,

объяснительно-иллюстративный,  репродуктивный,  частично-

поисковый,  исследовательский,    игровой, проектный  и  др.);  

 - методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

−   формы  организации  образовательного  процесса:

индивидуальная,  индивидуально-групповая  и  групповая;  

−   формы  организации  учебного  занятия  -   беседа,  встреча  с  интересными  людьми, выставка,  защита  проектов,  игра,  конкурс,  мастер-класс, наблюдение,  открытое  занятие,  посиделки,  поход, праздник,  практическое  занятие,    презентация,  творческая  мастерская,  фестиваль, экскурсия, ярмарка.  

−  педагогические  технологии  -

 технология  индивидуализации обучения,  

технология  группового  обучения,  

технология коллективного  взаимообучения,  

 технология  разноуровневого  обучения,

 технология  развивающего обучения,  

технология дистанционного  обучения,  

технология  исследовательской деятельности,  

технология  проектной  деятельности,

 технология игровой  деятельности,  

коммуникативная  технология  обучения,

технология  педагогической  мастерской,

здоровьесберегающая технология.

−   дидактические материалы – раздаточные материалы,

инструкционные, технологические карты, задания, упражнения,

образцы изделий и т.п.

Программа опирается на объяснительно – иллюстративный, проблемный, частично поисковый и исследовательский методы обучения.  Проблемный метод стимулирует поиск оптимального решения предлагаемой задачи. Частично – поисковый метод предоставляет детям возможности самостоятельного поиска пути решения поставленной задачи, педагог  корректирует действия ребенка, но не вмешивается в сам процесс поиска решения.

Важной особенностью реализации программы является создание функционального комфорта обучения.

2.6. Календарный учебный график.

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1 модуль

1

Сентябрь

3

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Беседа

2

Вводное занятие

Рабочий кабинет

Беседа

2

Сентябрь

6

14.00-14.45

14.55-15.40

Изучение нового материала

2

Народные промыслы.

Рабочий кабинет

3

Сентябрь

10

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Изучение нового материала

2

История городецкой росписи. Мастера, материалы и инструменты.

Рабочий кабинет

4

Сентябрь

13

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Зарисовка растительных мотивов городецкой росписи.

Рабочий кабинет

5

Сентябрь

17

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Зарисовка растительных мотивов городецкой росписи.

Рабочий кабинет

6

Сентябрь

20

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Зарисовка растительных мотивов городецкой росписи.

Рабочий кабинет

Практическая работа

7

Сентябрь

24

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Роспись лопатки.

Рабочий кабинет

Практическая работа

8

Сентябрь

27

14.00-14.45

14.55-15.40

Изучение нового материала

2

Простейшая цветочная композиция «гирлянда»

Рабочий кабинет

9

Октябрь

1

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Простейшая цветочная композиция «гирлянда»

Рабочий кабинет

Практическая работа

10

Октябрь

4

14.00-14.45

14.55-15.40

Изучение нового материала

2

Изображение птиц в городецкой росписи.

Рабочий кабинет

11

Октябрь

8

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Зарисовка городецкого петушка.

Рабочий кабинет

12

Октябрь

11

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнение эскиза с птицей.

Рабочий кабинет

Практическая работа

13

Октябрь

15

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи разделочной доски.

Рабочий кабинет

14

Октябрь

18

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи разделочной доски.

Рабочий кабинет

15

Октябрь

22

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи разделочной доски. Просмотр.

Рабочий кабинет

Практическая работа

16

Октябрь

25

14.00-14.45

14.55-15.40

Изучение нового материала

2

История хохломской росписи. Зарисовка мелких элементов росписи.

Рабочий кабинет

17

Октябрь

29

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Зарисовка ягод и листочков.

Рабочий кабинет

18

Ноябрь

1

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Зарисовка ягод и листочков

Рабочий кабинет

19

Ноябрь

5

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Криуль, построение композиции в прямоугольнике.

Рабочий кабинет

Практическая работа.

20

Ноябрь

8

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнение эскиза «Полянка»

Рабочий кабинет

21

Ноябрь

12

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи изделия «под фон»

Рабочий кабинет

22

Ноябрь

15

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи изделия «под фон»

Рабочий кабинет

23

Ноябрь

19

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Изучение нового материала

2

Выполнение росписи изделия «под фон»

Рабочий кабинет

Практическая работа

24

Ноябрь

22

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Фоновая роспись,  выполнение эскиза.

Рабочий кабинет

25

Ноябрь

26

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Выполнение роспись  изделия.

Рабочий кабинет

26

Ноябрь

29

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнение роспись изделия.

Рабочий кабинет

27

Декабрь

3

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Выполнение роспись изделия.

Рабочий кабинет

28

6

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнение роспись изделия. Просмотр.

Рабочий кабинет

Практическая работа.

29

10

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Изучение нового материала

2

История полховско-майдановской росписи.

Рабочий кабинет

30

13

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Зарисовка цветочных мотивов

Рабочий кабинет

31

17

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Прорисовка цветочных мотивов

Рабочий кабинет

32

20

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнение эскиза с цветами пиона.

Рабочий кабинет

Практическая работа.

33

24

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи деревянной заготовки

Рабочий кабинет

34

27

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи деревянной заготовки. Промежуточная аттестация.

Рабочий кабинет

Практическая работа. Тест.

2 модуль

1

Январь

10

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Вводное занятие.

Рабочий кабинет

Беседа

2

Январь

14

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Изучение нового материала

2

Знакомство с северодвинскими росписями.

Рабочий кабинет

3

Январь

17

14.00-14.45

14.55-15.40

Изучение нового материала

2

История мезенской росписи. Материалы и инструменты.

Рабочий кабинет

4

Январь

21

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Зарисовка животных мотивов. Птицы.

Рабочий кабинет

5

Январь

24

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Зарисовка животных мотивов, лошадки, лоси и олени.

Рабочий кабинет

Практическая работа.

6

Январь

28

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Выполнение эскиза росписи разделочной доски.

Рабочий кабинет

7

Январь

31

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи разделочной доски.

Рабочий кабинет

8

Февраль

4

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи разделочной доски.

Рабочий кабинет

9

Февраль

7

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи разделочной доски.

Рабочий кабинет

10

Февраль

11

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи разделочной доски. Просмотр.

Рабочий кабинет

Практическая работа.

11

Февраль

14

14.00-14.45

14.55-15.40

Изучение нового материала

2

История пермогорской росписи.

Рабочий кабинет

12

Февраль

18

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Зарисовка растительных элементов росписи.

Рабочий кабинет

13

Февраль

21

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Зарисовка птиц.

Рабочий кабинет

.

14

Февраль

25

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Изучение нового материала

2

Выполнение эскиза росписи.

Рабочий кабинет

15

Февраль

28

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Изготовление росписи.

Рабочий кабинет

16

Март

4

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Изготовление росписи.

Рабочий кабинет

17

Март

7

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Изготовление росписи. Просмотр.

Рабочий кабинет

Практическая работа.

18

Март

11

14.00-14.45

14.55-15.40

Изучение нового материала

2

История борецкой росписи.

Рабочий кабинет

19

Март

14

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Дерево жизни. Зарисовка растительных элементов.

Рабочий кабинет

20

Март

18

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнение эскиза росписи.

Рабочий кабинет

Практическая работа.

21

Март

21

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Изучение нового материала

2

Выполнение росписи изделия.

Рабочий кабинет

22

Апрель

1

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнения росписи изделия. Просмотр.

Рабочий кабинет

Практическая работа.

23

Апрель

4

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Изучение нового материала

2

История пучужской росписи. Зарисовка элементов росписи.

Рабочий кабинет

24

Апрель

8

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Зарисовка растительных элементов. Построение композиции.

Рабочий кабинет

Практическая работа.

25

Апрель

11

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Зарисовка фрагмента катания. Зарисовка жанровой сцены

Рабочий кабинет

26

Апрель

15

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи изделия.

Рабочий кабинет

27

Апрель

18

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи изделия.

Рабочий кабинет

28

Апрель

22

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи изделия. Просмотр.

Рабочий кабинет

Практическая работа

29

Апрель

25

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Изучение нового материала

2

История ракульской росписи. Зарисовка элементов росписи. Птички сороки.

Рабочий кабинет

30

Апрель

29

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи вешалки для полотенца.

Рабочий кабинет

31

Май

2

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи вешалки для полотенца. Просмотр.

Рабочий кабинет

32

6

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выбор росписи, зарисовка эскиза.

Рабочий кабинет

Практическая работа.

33

13

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи изделия.

Рабочий кабинет

34

16

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи изделия.

Рабочий кабинет

35

20

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи изделия.

Рабочий кабинет

36

23

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи изделия.

Рабочий кабинет

37

27

12.40 – 13.25

13.35 – 14.20

Комбинированное занятие

2

Выполнение росписи изделия.

Рабочий кабинет

38

30

14.00-14.45

14.55-15.40

Комбинированное занятие

2

Просмотр. Итоговая аттестация.

Рабочий кабинет

Практическая работа. Тест.

3. Список литературы:

Список литературы для педагога

Автор

Название книги, журнала и т.п.

Выходные данные

1

Под ред. Н.А. Александровой.

Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2

М.: ТЦ «Сфера», 2006.

2

Лебедева О.В.

Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5 – 10 классы..

М.: ТЦ «Сфера», 2006.

3

Под редакцией П.И. Пидкасиетого.

Словарь справочник по педагогике.–

М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4

Под ред. М.И. Рожкова

Классному руководителю. Учеб. – метод. пособие /.

М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. – (Воспитание и дополнительное образование детей).

5

Соколова Л.В.,Некрылова А.Ф.

Воспитание ребёнка в русских традициях.–

М.: Айрис – пресс, 2003. – (Первые шаги).

6

Под ред. Е.Н. Степанова.

Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1.

М.: ТЦ «Сфера», 2005.

7

/ Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой.  

Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и .проведения личностно ориентированного классного часа.–

М.: ТЦ «Сфера», 2007.

8

Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой.

Классные классные дела: Методические разработки воспитательной деятельности в классе.

Выпуск 2. – М.: ТЦ «Сфера» 2006.

9

Степанов Е.Н.

Педагогу о воспитательной системе школы и класса. Учеб. – метод. пособие.–

М.: ТЦ «Сфера», 2004.

10

Под ред. Степанова.

Планирование воспитательной работы. Учеб. – метод.

пособие / – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

11

Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А.

Нетрадиционные формы работы с родителями

М.: 5 за знания, 2005. – (Методическая библиотека).

12

Шмидт В.Р.

Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8 -11 класс.–

М.: ТЦ «Сфера», 2007.

13

Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской.

Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. – метод. пособие

М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2000. – (Воспитание и дополнительное образование детей).

Литература для обучающихся:

Автор

Название книги, журнала и т.п.

Выходные данные

1

Алфёров Л.Г.

Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия «Учебный курс».

Ростов на Дону: Феникс, 2000.

2

Бадаев В.С.

Русская кистевая роспись: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2004.

3

Барадулина В.А., Танкус О.В.

Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Практическое пособие для руководителей школьных кружков. Под ред. В.А. Барадулина, О.В. Танкус

М.: «Просвещение», 1978.

4

Бедник Н.

Хохлома.

Ленинград: «Художник РСФСР»,1980.

5

Богославская И.Я.

Жостово. Декоративная живопись.

М.: Интербук, 1994.

6

Величко Н.К.

Роспись. Техника. Приёмы. Изделия. Энциклопедия.

Тверь: «АСТ – ПРЕСС», 1999.

7

Вишневская В.М.

Хохлома.

Издательство  «Искусство» Ленинградское отделение. 1969.

8

Гольдин И.И.

Хороша ложка!: О деревянных ложках России.

М.: Просвещение, 1994.

9

Горяева Н.А.

Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений/Н.А. Горяева, О.В.Островская; Под редакцией Б.М. Неменского.- 2 – е изд

М.: Просвещение, 2001.

10

Жегалова С.К.

Росписи Хохломы: Рассказ

М.: Детская литература, 1991.

11

Жегалова С.К.

Русская народная живопись.

М., «Просвещение», 1974.

12

Котова И. Н., Котова А.С.

Русские обряды и традиции. Народная кукла.

СПб.: «Паритет»,2006.

13

Махмутова Х.И.

Роспись по дереву: Пособие для учителя: Из опыта работы.

М.: Просвещение, 1987.

14

Некрасова М.А.

Русская лаковая миниатюра. Альбом – антология

М.: АО «Согласие». 1994.

15

Никонова Е.А.

Я открою вам секркт. Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами России.

СПб.: «Паритет», 2005.

16

Осетров Е.

Краса ненаглядная. Рассказы о русских народных художественных промыслах.

М.: Издательство «Малыш»,1985.

17

Поровская Г.А., Даниленко А.М., Тимонина О.Ю., Шпикалова Т.Я.

Народные росписи Русского Севера: Методика обучения народному орнаментальному искусству студентов художественно – педагогических специальностей (на материале росписей по дереву Северо – Западного региона).

Ханты – Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1999.

18

Пьянкова Н.И.

Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова.

М.: просвещение, 2006.

19

Рогов А.П.

Кладовая радости: Юному читателю о рус. нар. искусстве и его творцах.

М.: Просвещение, 1982.

20

Соколова М.С.

Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов.-

М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002.

21

Соколова Л.В., Некрылова А.Ф.

Воспитание ребёнка в русских традициях

М.: Айрис – пресс, 2003.

22

Соловьёва Л.Н.

Русская матрёшка.

М.:СП Интербук, 1993.

23

Супрун Л.Я.

Городецкая роспись.  

Тверь: Издательство «Культура и традиции», 2006.

24

Тейлор Т.

Узоры для пасхальных яиц: новые идеи оформления/ Перевод с английского.

М.: Издательство дом «Ниола 21- й век», 2005.

25

Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А., Поровская Г.А., Бордюг Н.Д.

Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской.

М.: «Гуманитарное издание центр ВЛАДОС», 2000.

26

Шпикалова Т.Я.

Изобразительное искусство: Учебное пособие для 2 класса начальной школы./ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова

М.: Просвещение, 2007.

27

Шпикалова Т.Я.

Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс начальной школы

М.: Просвещение, 2007.

Шпикалова Т.Я.

Изобразительное искусство: учеб. для 1 класса нач. шк. / Т.Я. Шпикалова. – 4 –е изд

М.: Просвещение, 2007.

Шпикалова Т.Я.

Изобразительное искусство. Творческая тетрадь для 4 класса начальной школы.

М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Резьба по дереву"

Информационная карта1.      Название программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»2....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Выжигание по дереву» (для летнего пришкольного ДОЛ)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Выжигание по дереву»Направленность программы – художественнаяВид деятельности  – ручной трудУровень...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебный мир искусств»

Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстника...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Роспись по дереву. Традиции и современность»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Роспись по дереву. Традиции и современность»Направленность: художественнаяВозраст: 10 - 17 летСрок реализации: 9 месяцев (144 ч...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Роспись по дереву"

Предметом изучения в программе является технология работы с деревянными изделиями, которая дает возможность узнать историю возникновения национальных ремесел на Руси. Ребёнок, обучаясь по данной прогр...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»

Цель программы: обучение детей навыкам художественной росписи предметов декоративного искусства по дереву и приобщение к традиционным художественным промыслам Хакасии, страны в целом....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебная древесина».

Актуальность программы.Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с природным материалом, это помогает овладеть основами разнообразной творческой д...