Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Резьба по дереву"
рабочая программа на тему
Информационная карта
1. Название программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»
2. Нормативный срок освоения: три года
3. Наименование ОО: МБОУ ДО ЦВР «Радуга» структурное подразделение «Центр детского творчества»
4. Цели и задачи программы: развитие мотивации детей к познавательной итворческой деятельности содействие личному профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщении к здоровому образу жизни
5. Составитель программы: Скворцов Александр Евстафьевич, педагог дополнительного образования высшей категории
6. Направленность:
· по содержанию является – художественно-эстетическая;
· по функциональному предназначению — прикладная;
· по форме организации — индивидуальная, групповая;
· по времени реализации — трехгодичная.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа рассчитана на 3-х годичное обучение детей резьбе по дереву. Актуальность и новизна программы заключается в том, что, усваивая ее, дети приобщаются к специфическому виду трудовой деятельности, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местных художественных промыслов, знакомятся с основами экономических знаний, что в дальнейшем дает (или даст) им возможность самостоятельно зарабатывать деньги.
Отличительной особенностью программы является и то, что дети получают знания не только из книг, но и от народных умельцев забытого ремесла ручной работы.
Преемственность программы выражается в том, что она составлена с учетом знаний и умений детей, которые они получают на уроках технологии, черчения, ИЗО в общеобразовательной школе и используют при изучении программы «Резьба по дереву».
Особенностью данной программы является то, что в процессе решения творческих задач обучающиеся получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева, их отделке, сведения об инструментах для резьбы, начальные представления о художественно-декоративной композиции. Данная программа педагогически целесообразна, так как в результате преобразования материалов в художественные формы и образы у детей формируются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту мастерства, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности. В процессе реализации программы элементы эстетического и трудового воспитания настолько взаимосвязаны, что трудно разделить, когда развиваются художественные навыки, а когда трудовые. Физические и духовные способности личности в процессе освоения программы развиваются во взаимосвязи, цельно, гармонично. Радость творчества в трудовом процессе – неотъемлемое состояние подростка при активной деятельности в ходе изготовления резных изделий из дерева, и в этом тоже проявляется особенностьданной программы.
Основной цельюданной программы является создание условий и возможностей для психологической и практической подготовки детей к труду, к выбору профессии, что достигается через решение следующих задач:
- раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;
- привить любовь к традиционному народному искусству;
- сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;
- усвоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация);
- развивать художественно- творческие способности обучающихся;
- развивать трудовые умения и навыки подростков;
- обучать детей навыкам и приемам традиционной художественной резьбы по дереву и изготовлению художественных изделий из дерева;
- включить детей в активную творческую деятельность;
- создать атмосферу сотрудничества, благоприятный психологический микроклимат.
Прием детей в объединение свободный без конкурсов и тестирования. Возраст детей 11-14 лет. В этом возрасте подростки проявляют адекватное отношение к своим способностям и возможностям, могут ставить перед собой определенные цели и добиваться заметных результатов. Данная программа составлена с учетом этих возрастных и психологических особенностей детей. Продолжительность реализации образовательной программы - 3 года.
Ежегодно на освоение программы отводится 128 часов, 4 часов в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, не более 2 часов в день, так как длительная работа может привести к переутомлению детей, нарушению координации движений и, в конечном итоге, к травматизму.
На 1-ом году обучения обучающиеся познакомятся с народными художественными промыслами России; с местными мастерами художественной резьбы по дереву; с инструментами, материалами и оборудованием, используемыми при резьбе по дереву; с основами черчения и токарного дела; с приемами контурной и геометрической резьбы.
На 2-ом обучения программа предусматривает дальнейшее развитие, последовательное расширение и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных на 1-ом году обучения. Изучают основы плоскорельефной резьбы, получают необходимые теоретические и практические знания.
На 3-ем годах обучения программа предусматривает дальнейшее развитие, последовательное расширение и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных на 2-ом году обучения. Обучающиеся знакомятся с глухой, прорезной, накладной резьбой, а так же с основами токарного дела.
Концептуальная основа обучения
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированная педагогика
- педагогика сотрудничества
- технология развивающего дифференцированного обучения
Методы обучения:
- репродуктивный
- эвристический
- креативный
Формы обучения:
- беседы
- практические занятия групповые и индивидуальные
- экскурсии
- конкурсы
- развивающее обучение
- выставки
- посещение выставок
Ведущей концепцией образовательной программы «Резьба по дереву» является социально-педагогическая поддержка личности ребенка и его продвижение. Реализация данной программы основывается на общепедагогических принципах: преемственности, научности, системности, доступности, связи обучения с жизнью, результативности на всех уровнях, а также на использовании педагогических технологий: личностно-ориентированной педагогики, педагогики сотрудничества и сотворчества, технологии развивающего дифференцированного обучения. В процессе реализации программы используются разнообразные методыобучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, методы проблемного обучения. Основными формами учебной работы являются занятия (теоретические и практические), практикумы, экскурсии, выходы на природу.
Важной составной частью данной программы является копирование учащимися образцов народной резьбы по дереву. Копирование народных образцов позволяет детям понять и усвоить для себя не только разные виды и технику резьбы, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки, собранные во время копирования произведений народной резьбы по дереву - ценный методический фонд каждого ученика, на основе которого им разрабатываются собственные творческие композиции того или иного вида резьбы по дереву. В процессе обучения особое внимание должно быть обращено на необходимость прочного усвоения и выполнение требований безопасности труда. В этих целях руководитель занятий, помимо изучения общих требований, предусмотренных программой, должен значительное внимание уделять требованиям безопасности труда, которые необходимо соблюдать в каждом конкретном случае при изучении каждой темы или переходе к новому виду работ в процессе обучения. К самостоятельному выполнению работ учащиеся допускаются только после сдачи зачета по безопасности труда.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Материально-техническое обеспечение учебного процесса, предусмотренного программой, предполагает наличие следующих основных материалов и оборудования;
- древесина хвойных и лиственных пород деревьев:
- отделочные материалы (лаки, олифа, растворитель, шлифовальные шкурки, клей, морилка);
-ножовки по дереву, лобзики с пилками, рубанки, молотки, стамески, отвертки;
- линейки, циркули, карандаши, бумага для эскизов;
- резцы по дереву различной формы;
- деревообрабатывающий станок;
- электролобзик ;
- сверлильный станок;
- заточной станок;
- шлифовальный станок;
- инструменты для работы на токарном станке;
- токарный станок по дереву.
В основе программы лежит личностно-ориентированная педагогика. Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе выставок, смотров, конкурсов, фестивалей и народного творчества. В программе применяется система заданий, направленных на коррекции результатов уровня обучения. Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учет их индивидуальных особенностей и последующую работу, с ними по индивидуальной программе. Контроль за результатами обучения осуществляется систематически, как в процессе трудовой практики, так и в конце изучения наиболее важных тем в форме зачёта и один раз в четверть в форме контрольной работы.
Изучив 3-х годичную программу «Резьба по дереву», подростки смогут продолжить свои занятия по выбранному профилю в специальных технических училищах.
Конечным результатом освоения программы является:
- сформированность у выпускников умений и навыков традиционной художественной резьбы по дереву;
- сформированность качеств личности, присущих народному мастеру – умельцу: трудолюбия, аккуратности, творческой фантазии, стремления доводить начатое дело до конца.
Эффективными формами подведения итогов реализации программы являются конкурсы, выставки, с помощью которых определяются уровни усвоения подростками теоретических знаний и практических умений и навыков (репродуктивный, эвристический, креативный).
Для реализации программы «Резьба по дереву» необходим просторный, сухой, светлый кабинет с постоянной температурой и влажностью воздуха, с хорошо освещенными рабочими местами (свет должен падать спереди и слева); для выполнения работ необходимы столярные верстаки или столы с табуретами, станочное оборудование (универсальный станок, токарный станок с набором инструмента к нему, выпиловочный станок или электролобзик, шлифовальный станок). При организации рабочего места все должно быть под рукой, отвечать правилам пожарной безопасности и техники безопасности. В кабинете необходимо иметь научно-методическую и справочную литературу для педагога, учебно-познавательную литературу для детей, наглядно-дидактический материал, контрольно-измерительный инструментарий педагогической и психологической диагностики (методики контроля, тестовые задания, анкеты).
Средства обучения:
Станки и оборудование, верстаки, инструмент, электроинструмент, материалы.
В результате обучения по программе первого года обучения учащиеся должны знать:
- о народных художественных промыслах, расположенных на территории России ;
- об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;
- виды и свойства материалов, применяемых в резьбе по дереву;
инструменты, оборудование и приспособления;
- основы черчения;
- приёмы выполнения геометрической резьбы;
- приёмы выполнения контурной резьбы;
- о профессиях столяра, резчика по дереву;
- правила безопасности при обработке резных художественных изделий.
Учащиеся должны уметь:
- делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного
искусства;
- разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по
дереву;
- владеть инструментом для резьбы по дереву;
- выполнять несложные изделия
-владеть техническими приёмами геометрической и контурной резьбы в традициях местных художественных промыслов;
-выполнять все стадии геометрической резьбы по дереву,
-включая операции отделки готовых изделий;
выполнять итоговую контрольную работу за I год обучения
В результате обучения по программе II года обучение учащиеся должны знать:
- о лучших произведениях народного декоративно-прикладного искусства;
-о характерных особенностях местной, художественной резьбы по дереву;
- основные физико-механические свойства древесины;
- технику использования и назначение инструментов применяемых при резьбе
- правила заточки и правки инструментов;
-приёмы выполнения плоскорельефной резьбы
- правила техники безопасности при обработке резных художественных изделий.
Учащиеся должны уметь:
- различать по характерным особенностям художественные изделия резьбы по дереву традиционных центров;
- делать зарисовки природных форм и перерабатывать их в декоративные;
- делать зарисовки с образцов изделий;
-выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике плоскорельефной резьбы;
- разрабатывать самостоятельно композиции резьбы и выполнять их на поверхности изделия;
-затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
-обрабатывать простые изделия на токарном станке;
- выполнять все стадии отделки готовых изделий;
-соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности;
-выполнить итоговую контрольную работу за II год обучения.
В результате обучения по программе III года обучения учащиеся должны знать:
- о лучших произведениях народного декоративно-прикладного искусства;
-о характерных особенностях местной, художественной резьбы по дереву;
- основные физико-механические свойства древесины;
- технику использования и назначение инструментов применяемых при резьбе
- правила заточки и правки инструментов;
-приёмы выполнения плоскорельефной резьбы
- правила техники безопасности при обработке резных художественных изделий.
Учащиеся должны уметь:
- различать по характерным особенностям художественные изделия резьбы по дереву традиционных центров;
- делать зарисовки природных форм и перерабатывать их в декоративные;
- делать зарисовки с образцов изделий;
-выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике глухая резьбы;
- разрабатывать самостоятельно композиции резьбы и выполнять их на поверхности изделия;
-затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
-обрабатывать простые изделия на токарном станке;
-выполнять все стадии отделки готовых изделий;
-соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности;
-выполнить итоговую контрольную работу.
Содержание курса
I год обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Беседа о народном декоративном искусстве, его видах: резьба и роспись по дереву, художественная обработка кости и металла. Показ цветных иллюстраций и фотографий с изображением произведений народного искусства. Знакомство с творчеством резчиков по дереву народов России.
Раздел 2. Основные сведения о древесине и ее свойствах.
Знакомство с природной текстуры древесины (срез в трех направлениях). Значение расположения и характера расположения волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.
Раздел 3. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву.
Подготовка рабочего места резчика в зависимости от характера выполняемых работ. Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, ознакомление с правилами их пользования.
Практическая работа. Ознакомление с рабочим местом резчика и его оснащением. Изучение правил по технике безопасности. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Способы хранения инструментов для резьбы. Правила безопасности при работе с инструментом.
Раздел 4. Основы выполнения контурной резьбы.
Контурная резьба по технике исполнения является самой простой. Линейный рисунок из прямых, извилистых или ломаных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины, четко очерчивающий контур изображения.
Основные инструменты, используемые при выполнении контурной резьбы-
стамески-уголки, полукруглые стамески, ножи-косяки и ножи-резаки.
Выполнение созданных изделий в материале.
Перенос рисунков готовых композиций на полуфабрикаты, полученные в школе на уроках технологии и изготовленных на кружке: разделочные доски, крышки шкатулок, доски декоративного панно.
Раздел 5 Знакомство с художественными и техническими приемами геометрической резьбы по дереву.
Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства.
Практическая работа. Начальные приемы геометрической резьбы.
Приемы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приемы резьбы «сетки». Приемы резьбы «шашек». Создание вариантов композиций освоенных приемов на дощечках. Правила техники безопасной работы с режущими инструментами. Один из видов геометрической резьбы – трехгранно-выемчатая резьба. Ее художественные и технические приемы. Элементы трехгранно-выемчатой резьбы (треугольник, глазок, треугольник с зубчиком, фонарик, кубик, соты, клин, элементы «сияние», ромб). Приемы резьбы равнобедренных треугольников. Узор «трехстороннее сияние» со срезкой, узор «розетка с сиянием». Приемы резьбы узора и трехгранно-выемчатое «четырехстороннее сияние». Выполнение узоров «клинчик», «змейка», «витейка»,«бусы», «елочка»,» «сколышек», «чешуйка», «шишки», «лесенки», «кубики», «решетка». Создание на дощечках вариантов узоров, образуемых из технических приемов трехгранно-выемчатой резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева.
Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра) в резьбе наличников окон, в украшении бытовой утвари.
Практическая работа. Создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочной доски, крышки, коробочки, пенала. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи кальки, копировальной бумаги, карандаша.
Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева.
Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Практическая работа. Выполнение в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на разделочных досках, крышках коробочек и пеналов.
Раздел 9. Выполнение творческого проекта по мотивам контурной и геометрической резьбы в материале.
Перенос рисунков готовых композиций на полуфабрикаты, изготовленные на уроках технологии обучающимися.
Практическая работа. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Отделка готовых изделий.
Знакомство с основными видами отделки художественных изделий с резьбой: шлифование, морение или травление, лакирование, полирование.
Практическая работа. Освоение основных видов отделки резных художественных изделий.
Заключительное занятие.Обсуждение с учащимися успешности освоения геометрической резьбы. Демонстрация выполненных работ.
II год обучения
Вводное занятие.
Беседа с обучающимися о произведениях народного творчества в стиле резьбы по дереву. Зарисовка обучающимися образцов изделий резьбы по дереву. Различные виды зарисовок: быстрый набросок и длительная проработка. Материалы, используемые при создании зарисовок.
Тема 6.1 Знакомство с художественными и техническими приемами плоскорельефной резьбы по дереву.
Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы с заовалеными контуром, с подушечным и подобранным фоном.
Современное направление резьбы по дереву. История возникновения промысла. Мотивы орнамента, характерные для абрамцево-кудринской резьбы. Выбор древесины и инструментов для создания плоскорельефной резьбы с заоваленым контуром и резьбы с подушечным фоном.
Практическая работа. Резьба с заоваленым контуром. Выполнение на дощечках узора «розетка» в технике заоваленого контура. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 6.2 Рабочее место резчика. Правила безопасности работы при резьбе. Резьба по дереву с растительными элементами.
Организация рабочего места резчика. Правила безопасной работы при резьбе. Технология выполнения резьбы с растительными элементами. Приемы удержания ножа и стамески. Насечки. Порядок выполнения среза и типичные ошибки при выполнении срезов.
Практическая работа. Перевод рисунка (фрагмент растительного рисунка) на учебную доску и выполнение плоскорельефной резьбы на учебной доске.
Тема 6.3 Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе.
Резьба рельефная, «плетенка», «косичка», «чередующая плетенка». Заточка и правка инструмента. Правила положения стамески. Правила безопасной работы. Корректировка и восстановление контура рисунка. Профессия резчика по дереву.
Практическая работа. Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе.
Тема 8. Оформление поверхности простых листьев и с насечками.
Технология выполнения простых листьев и насечки на поверхности листьев. Ошибки при выполнении насечки.
Практическое занятие. Выполнение простых листьев и насечки на поверхности листьев.
Тема 6.3 Копирование готовых композиций резьбы по дереву в технике плоскорельефной резьбы и реализация их в материале.
Показать обучающимся изделия, выполненные в технике плоскорельефной резьбы по дереву (лучшие образцы, фотографии). Анализ композиционных решений, показанных образцов.
Практическая работа. Копирование готовых рисунков, эскизов композиций плоскорельефной резьбы для изделий различного ассортимента: декоративные панно, блюда, коробочки, шкатулки и т.д. Выполнение в материале разработанных композиций.
Тема 6.4 Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе.
Тема 10. Организация выставки работ обучающихся.
Показ иллюстраций, фотографий с изображениями различных экспозиций произведений декоративно-прикладного искусства на выставках. Обсуждение с обучающимися вариантов экспозиции выставки учебных работ в школе.
III год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Беседа об искусстве глухой резьбы по дереву. Показ иллюстраций и фотографий с изображением образцов глухой резьбы, используемой в оформлении речных судов, домов, ворот и т.д. Рассказ об искусстве ажурной резьбы по дереву. Художественные и технические особенности глухой и ажурной резьбы по дереву.
Тема 2. Зарисовка узоров глухой и ажурной резьбы.
Знакомство обучающихся с сохранившимися узорами глухой и ажурной резьбы в оформлении домов. Выбор наиболее выразительных мотивов резьбы для копирования. Объяснение обучающимся заданий по созданию зарисовок орнаментов резьбы. Подготовка изобразительных средств для зарисовки.
Практическая работа. Опыт создания зарисовок используется обучающимися в рисовании элементов резного декора с иллюстраций и фотографий.
Тема 3. Знакомство с художественными и техническими приемами глухой резьбы по дереву и основами токарного дела.
Художественные и технические особенности приемов глухой резьбы. Орнамент глухой резьбы по дереву. Инструменты, необходимые для выполнения работ в технике глухой резьбы по дереву.
Практическая работа. Последовательность выполнения технических приемов глухой резьбы. Знакомство с основами токарного дела. Правила техники безопасности при работе на токарном станке.
Тема 4. Знакомство с художественными и техническими приемами ажурной резьбы по дереву.
Художественные и технические особенности приемов ажурной резьбы по дереву. Орнамент ажурной резьбы по дереву. Инструменты необходимые для выполнения ажурной резьбы.
Практическая работа. Последовательность выполнения технических приемов ажурной резьбы. Правила техники безопасности при работе с инструментами, используемыми при выполнении ажурной резьбы.
Тема 5. Создание композиций по мотивам глухой и ажурной резьбы по дереву и выполнение созданных композиций в материале.
Обсуждение с обучающимися выполненных ими зарисовок с народных образцов по иллюстрациям и фотографиям узоров глухой и ажурной резьбы. Создание на основе зарисовок и выполненных в материале технических приемов глухой и ажурной резьбы собственных композиций.
Практическая работа. На основе зарисовок обучающиеся создают собственные композиции орнаментов в технике глухой и ажурной резьбы по дереву. Эскизы композиции резьбы разрабатываются с учетом выполнения изделия для оформления резьбой или изготавливаются столярные изделия по сделанным эскизам и зарисовкам.
Тема 6.Организация выставки работ обучающихся.
Обсуждение работ учащихся, отбор работ на выставку, разработка плана экспозиции.
Практическая работа. Организация выставки работ обучающихся в помещении школы.
Тематический план
1-й год обучения
№ | РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||||
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО | ||||
1. «Введение. Истоки декоративно прикладного творчества» 2часа | ||||||
| 1.1 Народное декоративно-прикладное искусство. Знакомство с местными промыслами. | 2
| - | 2 | ||
2. Основные сведения о древесине и ее свойствах. 6часов | ||||||
2.1 | Пороки древесины | 1 | 1 | 2 | ||
2.2 | Породы деревьев | 1 | 1 | 2 | ||
2.3 | Виды лесоматериала | 1 | 1 | 2 | ||
3. Рабочее место резчика и его оборудование. 6часов | ||||||
3.1 | Рабочее место резчика | 1 | 1 | 2 | ||
3.2 | Инструменты для резьбы по дереву. | 1 | 1 | 2 | ||
3.3 | Подготовка рабочего места и инструментов к работе. Техника безопасности при работе с режущим инструментом. | 1 | 1 | 2 | ||
4. Основы выполнения контурной резьбы. 30часов | ||||||
4.1 | Основные правила и приемы выполнения контурной резьбы. | 2 | 4 | 6 | ||
4.2 | Создание собственной композиции для отделки изделия контурной резьбой | 1 | 3 | 4 | ||
4.3 | Создание несложного изделия отделанного контурной резьбой | 4 | 16 | 20 | ||
5. Основы выполнения геометрической резьбы. 42часоа | ||||||
5.1 | Геометрические построения Деление окружности на равные части. | 1 | 1 | 2 | ||
5.2 | Основные правила и приемы выполнения геометрической резьбы. | 1 | 1 | 2 | ||
5.3 | Основные элементы геометрической резьбы | 2 | 6 | 8 | ||
5.4 | Создание несложного изделия отделанного геометрической резьбой | 4 | 26 | 30 | ||
6. Творческий проект. 40 часов | ||||||
6.1 | Выполнение изделия отделанного резьбой (по выбору учащегося) | 6 | 32 | 38 | ||
6.2 | Защита проекта. | 2 | - | 2 | ||
Заключительное занятие. 2часа | ||||||
| Подведение итогов года. | - | 2 | 2 | ||
ИТОГО ЧАСОВ:
| 32
| 96
| 128 | |||
2-й год обучения
№ | РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО | ||
Вводное занятие. 2часа | ||||
| 1 Вводное занятие. Беседа о народном творчестве. Техника безопасности. | 1 | 1 | 2 |
6. Плоскорельефная резьба 64часа | ||||
6.1 | Художественные центры плоскорельефной резьбы. | 2 | - | 2 |
6.2 | Изучение основ плоскорельефной резьбы по дереву | 1 | 3 | 4 |
6.3 | Копирование образцов народной резьбы по дереву. | 1 | 3 | 4 |
6.4 | Создание собственных эскизов плоскорельефной резьбы по типовой форме. | 1 | 3 | 4 |
6.5 | Создание изделия отделанного плоскорельефной резьбой . | 10 | 40 | 50 |
Творческий проект. 58 часов | ||||
| Творческий проект. Создание изделия,отделанного резьбой в технике плоскорельефной резьбы. | 8 | 50 | 58 |
| Защита проекта | 2 | - | 2 |
Заключительное занятие.2 часа | ||||
| Организация выставки работ учащихся. | - | 2 | 2 |
ИТОГО ЧАСОВ:
| 26
| 102
| 128 |
3-й год обучения
№ | РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |||
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО | |||
Вводное занятие. 2часа | |||||
| Художественные центры глухой резьбы по дереву. Техника безопасности. | 2 | - | 2 | |
7. Глухая резьба по дереву.54часов | |||||
7.1 | Изучение особенностей глухой резьбы по дереву. Нижегородская домовая резьба. | 2 | - | 2 | |
7.2 | Копирование образцов глухой резьбы по дереву в художественных и краеведческих музеях района. Виды глухой резьбы. | 1 | 3 | 4 | |
7.3 | Зарисовки с натуры узоров глухой резьбы старинных домов и других сооружений. | - | 4 | 4 | |
7.4 | Знакомство с художественными и технологическими приемами выполнением глухой резьбы по дереву. | 1 | 3 | 4 | |
7.5 | Выполнение изделия отделанного глухой резьбой | 8 | 32 | 40 | |
8. Основы токарного дела.18часов | |||||
8.1 | Устройство токарного станка | 2 | - | 2 | |
8.2 | Управление токарным станком | - | 2 | 2 | |
8.3 | Выполнение фасонных поверхностей на СТД-120М | 3 | 9 | 12 | |
8.4 | Отделка изделий выполненных на токарном станке. | 1 | 1 | 2 | |
Творческий проект. 52часов | |||||
| Создание собственной композиции по народным мотивам глухой и ажурной резьбы. Выполнение и отделка изделия по созданным эскизам. | 10 | 40 | 50 | |
| Защита проекта. | 2 | - | 2 | |
Подведение итогов работы. | - | 2 | 2 | ||
| ИТОГО ЧАСОВ:
| 31 | 97 | 128 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rezba_po_derevu.docx | 454.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Информационная карта __________________________ 3
Пояснительная записка___________________________ 4
Содержание программы__________________________ 10
Тематический план______________________________ 14
Календарный учебный график_____________________ 17
Учебный план __________________________________ 18
Список литературы______________________________ 20
Информационная карта
- Название программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»
- Нормативный срок освоения: три года
- Наименование ОО: МБОУ ДО ЦВР «Радуга» структурное подразделение «Центр детского творчества»
- Цели и задачи программы: развитие мотивации детей к познавательной и творческой деятельности содействие личному профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщении к здоровому образу жизни
- Составитель программы: Скворцов Александр Евстафьевич, педагог дополнительного образования высшей категории
- Направленность:
- по содержанию является – художественно-эстетическая;
- по функциональному предназначению — прикладная;
- по форме организации — индивидуальная, групповая;
- по времени реализации — трехгодичная.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа рассчитана на 3-х годичное обучение детей резьбе по дереву. Актуальность и новизна программы заключается в том, что, усваивая ее, дети приобщаются к специфическому виду трудовой деятельности, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местных художественных промыслов, знакомятся с основами экономических знаний, что в дальнейшем дает (или даст) им возможность самостоятельно зарабатывать деньги.
Отличительной особенностью программы является и то, что дети получают знания не только из книг, но и от народных умельцев забытого ремесла ручной работы.
Преемственность программы выражается в том, что она составлена с учетом знаний и умений детей, которые они получают на уроках технологии, черчения, ИЗО в общеобразовательной школе и используют при изучении программы «Резьба по дереву».
Особенностью данной программы является то, что в процессе решения творческих задач обучающиеся получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева, их отделке, сведения об инструментах для резьбы, начальные представления о художественно-декоративной композиции. Данная программа педагогически целесообразна, так как в результате преобразования материалов в художественные формы и образы у детей формируются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту мастерства, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности. В процессе реализации программы элементы эстетического и трудового воспитания настолько взаимосвязаны, что трудно разделить, когда развиваются художественные навыки, а когда трудовые. Физические и духовные способности личности в процессе освоения программы развиваются во взаимосвязи, цельно, гармонично. Радость творчества в трудовом процессе – неотъемлемое состояние подростка при активной деятельности в ходе изготовления резных изделий из дерева, и в этом тоже проявляется особенность данной программы.
Основной целью данной программы является создание условий и возможностей для психологической и практической подготовки детей к труду, к выбору профессии, что достигается через решение следующих задач:
- раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;
- привить любовь к традиционному народному искусству;
- сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;
- усвоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация);
- развивать художественно- творческие способности обучающихся;
- развивать трудовые умения и навыки подростков;
- обучать детей навыкам и приемам традиционной художественной резьбы по дереву и изготовлению художественных изделий из дерева;
- включить детей в активную творческую деятельность;
- создать атмосферу сотрудничества, благоприятный психологический микроклимат.
Прием детей в объединение свободный без конкурсов и тестирования. Возраст детей 11-14 лет. В этом возрасте подростки проявляют адекватное отношение к своим способностям и возможностям, могут ставить перед собой определенные цели и добиваться заметных результатов. Данная программа составлена с учетом этих возрастных и психологических особенностей детей. Продолжительность реализации образовательной программы - 3 года.
Ежегодно на освоение программы отводится 128 часов, 4 часов в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, не более 2 часов в день, так как длительная работа может привести к переутомлению детей, нарушению координации движений и, в конечном итоге, к травматизму.
На 1-ом году обучения обучающиеся познакомятся с народными художественными промыслами России; с местными мастерами художественной резьбы по дереву; с инструментами, материалами и оборудованием, используемыми при резьбе по дереву; с основами черчения и токарного дела; с приемами контурной и геометрической резьбы.
На 2-ом обучения программа предусматривает дальнейшее развитие, последовательное расширение и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных на 1-ом году обучения. Изучают основы плоскорельефной резьбы, получают необходимые теоретические и практические знания.
На 3-ем годах обучения программа предусматривает дальнейшее развитие, последовательное расширение и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных на 2-ом году обучения. Обучающиеся знакомятся с глухой, прорезной, накладной резьбой, а так же с основами токарного дела.
Концептуальная основа обучения
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированная педагогика
- педагогика сотрудничества
- технология развивающего дифференцированного обучения
Методы обучения:
- репродуктивный
- эвристический
- креативный
Формы обучения:
- беседы
- практические занятия групповые и индивидуальные
- экскурсии
- конкурсы
- развивающее обучение
- выставки
- посещение выставок
Ведущей концепцией образовательной программы «Резьба по дереву» является социально-педагогическая поддержка личности ребенка и его продвижение. Реализация данной программы основывается на общепедагогических принципах: преемственности, научности, системности, доступности, связи обучения с жизнью, результативности на всех уровнях, а также на использовании педагогических технологий: личностно-ориентированной педагогики, педагогики сотрудничества и сотворчества, технологии развивающего дифференцированного обучения. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, методы проблемного обучения. Основными формами учебной работы являются занятия (теоретические и практические), практикумы, экскурсии, выходы на природу.
Важной составной частью данной программы является копирование учащимися образцов народной резьбы по дереву. Копирование народных образцов позволяет детям понять и усвоить для себя не только разные виды и технику резьбы, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки, собранные во время копирования произведений народной резьбы по дереву - ценный методический фонд каждого ученика, на основе которого им разрабатываются собственные творческие композиции того или иного вида резьбы по дереву. В процессе обучения особое внимание должно быть обращено на необходимость прочного усвоения и выполнение требований безопасности труда. В этих целях руководитель занятий, помимо изучения общих требований, предусмотренных программой, должен значительное внимание уделять требованиям безопасности труда, которые необходимо соблюдать в каждом конкретном случае при изучении каждой темы или переходе к новому виду работ в процессе обучения. К самостоятельному выполнению работ учащиеся допускаются только после сдачи зачета по безопасности труда.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Материально-техническое обеспечение учебного процесса, предусмотренного программой, предполагает наличие следующих основных материалов и оборудования;
- древесина хвойных и лиственных пород деревьев:
- отделочные материалы (лаки, олифа, растворитель, шлифовальные шкурки, клей, морилка);
-ножовки по дереву, лобзики с пилками, рубанки, молотки, стамески, отвертки;
- линейки, циркули, карандаши, бумага для эскизов;
- резцы по дереву различной формы;
- деревообрабатывающий станок;
- электролобзик ;
- сверлильный станок;
- заточной станок;
- шлифовальный станок;
- инструменты для работы на токарном станке;
- токарный станок по дереву.
В основе программы лежит личностно-ориентированная педагогика. Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе выставок, смотров, конкурсов, фестивалей и народного творчества. В программе применяется система заданий, направленных на коррекции результатов уровня обучения. Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учет их индивидуальных особенностей и последующую работу, с ними по индивидуальной программе. Контроль за результатами обучения осуществляется систематически, как в процессе трудовой практики, так и в конце изучения наиболее важных тем в форме зачёта и один раз в четверть в форме контрольной работы.
Изучив 3-х годичную программу «Резьба по дереву», подростки смогут продолжить свои занятия по выбранному профилю в специальных технических училищах.
Конечным результатом освоения программы является:
- сформированность у выпускников умений и навыков традиционной художественной резьбы по дереву;
- сформированность качеств личности, присущих народному мастеру – умельцу: трудолюбия, аккуратности, творческой фантазии, стремления доводить начатое дело до конца.
Эффективными формами подведения итогов реализации программы являются конкурсы, выставки, с помощью которых определяются уровни усвоения подростками теоретических знаний и практических умений и навыков (репродуктивный, эвристический, креативный).
Для реализации программы «Резьба по дереву» необходим просторный, сухой, светлый кабинет с постоянной температурой и влажностью воздуха, с хорошо освещенными рабочими местами (свет должен падать спереди и слева); для выполнения работ необходимы столярные верстаки или столы с табуретами, станочное оборудование (универсальный станок, токарный станок с набором инструмента к нему, выпиловочный станок или электролобзик, шлифовальный станок). При организации рабочего места все должно быть под рукой, отвечать правилам пожарной безопасности и техники безопасности. В кабинете необходимо иметь научно-методическую и справочную литературу для педагога, учебно-познавательную литературу для детей, наглядно-дидактический материал, контрольно-измерительный инструментарий педагогической и психологической диагностики (методики контроля, тестовые задания, анкеты).
Средства обучения:
Станки и оборудование, верстаки, инструмент, электроинструмент, материалы.
В результате обучения по программе первого года обучения учащиеся должны знать:
- о народных художественных промыслах, расположенных на территории России ;
- об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;
- виды и свойства материалов, применяемых в резьбе по дереву;
инструменты, оборудование и приспособления;
- основы черчения;
- приёмы выполнения геометрической резьбы;
- приёмы выполнения контурной резьбы;
- о профессиях столяра, резчика по дереву;
- правила безопасности при обработке резных художественных изделий.
Учащиеся должны уметь:
- делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного
искусства;
- разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по
дереву;
- владеть инструментом для резьбы по дереву;
- выполнять несложные изделия
-владеть техническими приёмами геометрической и контурной резьбы в традициях местных художественных промыслов;
-выполнять все стадии геометрической резьбы по дереву,
-включая операции отделки готовых изделий;
выполнять итоговую контрольную работу за I год обучения
В результате обучения по программе II года обучение учащиеся должны знать:
- о лучших произведениях народного декоративно-прикладного искусства;
-о характерных особенностях местной, художественной резьбы по дереву;
- основные физико-механические свойства древесины;
- технику использования и назначение инструментов применяемых при резьбе
- правила заточки и правки инструментов;
-приёмы выполнения плоскорельефной резьбы
- правила техники безопасности при обработке резных художественных изделий.
Учащиеся должны уметь:
- различать по характерным особенностям художественные изделия резьбы по дереву традиционных центров;
- делать зарисовки природных форм и перерабатывать их в декоративные;
- делать зарисовки с образцов изделий;
-выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике плоскорельефной резьбы;
- разрабатывать самостоятельно композиции резьбы и выполнять их на поверхности изделия;
-затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
-обрабатывать простые изделия на токарном станке;
- выполнять все стадии отделки готовых изделий;
-соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности;
-выполнить итоговую контрольную работу за II год обучения.
В результате обучения по программе III года обучения учащиеся должны знать:
- о лучших произведениях народного декоративно-прикладного искусства;
-о характерных особенностях местной, художественной резьбы по дереву;
- основные физико-механические свойства древесины;
- технику использования и назначение инструментов применяемых при резьбе
- правила заточки и правки инструментов;
-приёмы выполнения плоскорельефной резьбы
- правила техники безопасности при обработке резных художественных изделий.
Учащиеся должны уметь:
- различать по характерным особенностям художественные изделия резьбы по дереву традиционных центров;
- делать зарисовки природных форм и перерабатывать их в декоративные;
- делать зарисовки с образцов изделий;
-выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике глухая резьбы;
- разрабатывать самостоятельно композиции резьбы и выполнять их на поверхности изделия;
-затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
-обрабатывать простые изделия на токарном станке;
-выполнять все стадии отделки готовых изделий;
-соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности;
-выполнить итоговую контрольную работу.
Содержание курса
I год обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Беседа о народном декоративном искусстве, его видах: резьба и роспись по дереву, художественная обработка кости и металла. Показ цветных иллюстраций и фотографий с изображением произведений народного искусства. Знакомство с творчеством резчиков по дереву народов России.
Раздел 2. Основные сведения о древесине и ее свойствах.
Знакомство с природной текстуры древесины (срез в трех направлениях). Значение расположения и характера расположения волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.
Раздел 3. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву.
Подготовка рабочего места резчика в зависимости от характера выполняемых работ. Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, ознакомление с правилами их пользования.
Практическая работа. Ознакомление с рабочим местом резчика и его оснащением. Изучение правил по технике безопасности. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Способы хранения инструментов для резьбы. Правила безопасности при работе с инструментом.
Раздел 4. Основы выполнения контурной резьбы.
Контурная резьба по технике исполнения является самой простой. Линейный рисунок из прямых, извилистых или ломаных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины, четко очерчивающий контур изображения.
Основные инструменты, используемые при выполнении контурной резьбы-
стамески-уголки, полукруглые стамески, ножи-косяки и ножи-резаки.
Выполнение созданных изделий в материале.
Перенос рисунков готовых композиций на полуфабрикаты, полученные в школе на уроках технологии и изготовленных на кружке: разделочные доски, крышки шкатулок, доски декоративного панно.
Раздел 5 Знакомство с художественными и техническими приемами геометрической резьбы по дереву.
Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства.
Практическая работа. Начальные приемы геометрической резьбы.
Приемы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приемы резьбы «сетки». Приемы резьбы «шашек». Создание вариантов композиций освоенных приемов на дощечках. Правила техники безопасной работы с режущими инструментами. Один из видов геометрической резьбы – трехгранно-выемчатая резьба. Ее художественные и технические приемы. Элементы трехгранно-выемчатой резьбы (треугольник, глазок, треугольник с зубчиком, фонарик, кубик, соты, клин, элементы «сияние», ромб). Приемы резьбы равнобедренных треугольников. Узор «трехстороннее сияние» со срезкой, узор «розетка с сиянием». Приемы резьбы узора и трехгранно-выемчатое «четырехстороннее сияние». Выполнение узоров «клинчик», «змейка», «витейка»,«бусы», «елочка»,» «сколышек», «чешуйка», «шишки», «лесенки», «кубики», «решетка». Создание на дощечках вариантов узоров, образуемых из технических приемов трехгранно-выемчатой резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева.
Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра) в резьбе наличников окон, в украшении бытовой утвари.
Практическая работа. Создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочной доски, крышки, коробочки, пенала. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи кальки, копировальной бумаги, карандаша.
Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева.
Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Практическая работа. Выполнение в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на разделочных досках, крышках коробочек и пеналов.
Раздел 9. Выполнение творческого проекта по мотивам контурной и геометрической резьбы в материале.
Перенос рисунков готовых композиций на полуфабрикаты, изготовленные на уроках технологии обучающимися.
Практическая работа. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Отделка готовых изделий.
Знакомство с основными видами отделки художественных изделий с резьбой: шлифование, морение или травление, лакирование, полирование.
Практическая работа. Освоение основных видов отделки резных художественных изделий.
Заключительное занятие. Обсуждение с учащимися успешности освоения геометрической резьбы. Демонстрация выполненных работ.
II год обучения
Вводное занятие.
Беседа с обучающимися о произведениях народного творчества в стиле резьбы по дереву. Зарисовка обучающимися образцов изделий резьбы по дереву. Различные виды зарисовок: быстрый набросок и длительная проработка. Материалы, используемые при создании зарисовок.
Тема 6.1 Знакомство с художественными и техническими приемами плоскорельефной резьбы по дереву.
Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы с заовалеными контуром, с подушечным и подобранным фоном.
Современное направление резьбы по дереву. История возникновения промысла. Мотивы орнамента, характерные для абрамцево-кудринской резьбы. Выбор древесины и инструментов для создания плоскорельефной резьбы с заоваленым контуром и резьбы с подушечным фоном.
Практическая работа. Резьба с заоваленым контуром. Выполнение на дощечках узора «розетка» в технике заоваленого контура. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 6.2 Рабочее место резчика. Правила безопасности работы при резьбе. Резьба по дереву с растительными элементами.
Организация рабочего места резчика. Правила безопасной работы при резьбе. Технология выполнения резьбы с растительными элементами. Приемы удержания ножа и стамески. Насечки. Порядок выполнения среза и типичные ошибки при выполнении срезов.
Практическая работа. Перевод рисунка (фрагмент растительного рисунка) на учебную доску и выполнение плоскорельефной резьбы на учебной доске.
Тема 6.3 Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе.
Резьба рельефная, «плетенка», «косичка», «чередующая плетенка». Заточка и правка инструмента. Правила положения стамески. Правила безопасной работы. Корректировка и восстановление контура рисунка. Профессия резчика по дереву.
Практическая работа. Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе.
Тема 8. Оформление поверхности простых листьев и с насечками.
Технология выполнения простых листьев и насечки на поверхности листьев. Ошибки при выполнении насечки.
Практическое занятие. Выполнение простых листьев и насечки на поверхности листьев.
Тема 6.3 Копирование готовых композиций резьбы по дереву в технике плоскорельефной резьбы и реализация их в материале.
Показать обучающимся изделия, выполненные в технике плоскорельефной резьбы по дереву (лучшие образцы, фотографии). Анализ композиционных решений, показанных образцов.
Практическая работа. Копирование готовых рисунков, эскизов композиций плоскорельефной резьбы для изделий различного ассортимента: декоративные панно, блюда, коробочки, шкатулки и т.д. Выполнение в материале разработанных композиций.
Тема 6.4 Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе.
Тема 10. Организация выставки работ обучающихся.
Показ иллюстраций, фотографий с изображениями различных экспозиций произведений декоративно-прикладного искусства на выставках. Обсуждение с обучающимися вариантов экспозиции выставки учебных работ в школе.
III год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Беседа об искусстве глухой резьбы по дереву. Показ иллюстраций и фотографий с изображением образцов глухой резьбы, используемой в оформлении речных судов, домов, ворот и т.д. Рассказ об искусстве ажурной резьбы по дереву. Художественные и технические особенности глухой и ажурной резьбы по дереву.
Тема 2. Зарисовка узоров глухой и ажурной резьбы.
Знакомство обучающихся с сохранившимися узорами глухой и ажурной резьбы в оформлении домов. Выбор наиболее выразительных мотивов резьбы для копирования. Объяснение обучающимся заданий по созданию зарисовок орнаментов резьбы. Подготовка изобразительных средств для зарисовки.
Практическая работа. Опыт создания зарисовок используется обучающимися в рисовании элементов резного декора с иллюстраций и фотографий.
Тема 3. Знакомство с художественными и техническими приемами глухой резьбы по дереву и основами токарного дела.
Художественные и технические особенности приемов глухой резьбы. Орнамент глухой резьбы по дереву. Инструменты, необходимые для выполнения работ в технике глухой резьбы по дереву.
Практическая работа. Последовательность выполнения технических приемов глухой резьбы. Знакомство с основами токарного дела. Правила техники безопасности при работе на токарном станке.
Тема 4. Знакомство с художественными и техническими приемами ажурной резьбы по дереву.
Художественные и технические особенности приемов ажурной резьбы по дереву. Орнамент ажурной резьбы по дереву. Инструменты необходимые для выполнения ажурной резьбы.
Практическая работа. Последовательность выполнения технических приемов ажурной резьбы. Правила техники безопасности при работе с инструментами, используемыми при выполнении ажурной резьбы.
Тема 5. Создание композиций по мотивам глухой и ажурной резьбы по дереву и выполнение созданных композиций в материале.
Обсуждение с обучающимися выполненных ими зарисовок с народных образцов по иллюстрациям и фотографиям узоров глухой и ажурной резьбы. Создание на основе зарисовок и выполненных в материале технических приемов глухой и ажурной резьбы собственных композиций.
Практическая работа. На основе зарисовок обучающиеся создают собственные композиции орнаментов в технике глухой и ажурной резьбы по дереву. Эскизы композиции резьбы разрабатываются с учетом выполнения изделия для оформления резьбой или изготавливаются столярные изделия по сделанным эскизам и зарисовкам.
Тема 6.Организация выставки работ обучающихся.
Обсуждение работ учащихся, отбор работ на выставку, разработка плана экспозиции.
Практическая работа. Организация выставки работ обучающихся в помещении школы.
Тематический план
1-й год обучения
№ | РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||||
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО | ||||
1. «Введение. Истоки декоративно прикладного творчества» 2часа | ||||||
1.1 Народное декоративно-прикладное искусство. Знакомство с местными промыслами. | 2 | - | 2 | |||
2. Основные сведения о древесине и ее свойствах. 6часов | ||||||
2.1 | Пороки древесины | 1 | 1 | 2 | ||
2.2 | Породы деревьев | 1 | 1 | 2 | ||
2.3 | Виды лесоматериала | 1 | 1 | 2 | ||
3. Рабочее место резчика и его оборудование. 6часов | ||||||
3.1 | Рабочее место резчика | 1 | 1 | 2 | ||
3.2 | Инструменты для резьбы по дереву. | 1 | 1 | 2 | ||
3.3 | Подготовка рабочего места и инструментов к работе. Техника безопасности при работе с режущим инструментом. | 1 | 1 | 2 | ||
4. Основы выполнения контурной резьбы. 30часов | ||||||
4.1 | Основные правила и приемы выполнения контурной резьбы. | 2 | 4 | 6 | ||
4.2 | Создание собственной композиции для отделки изделия контурной резьбой | 1 | 3 | 4 | ||
4.3 | Создание несложного изделия отделанного контурной резьбой | 4 | 16 | 20 | ||
5. Основы выполнения геометрической резьбы. 42часоа | ||||||
5.1 | Геометрические построения Деление окружности на равные части. | 1 | 1 | 2 | ||
5.2 | Основные правила и приемы выполнения геометрической резьбы. | 1 | 1 | 2 | ||
5.3 | Основные элементы геометрической резьбы | 2 | 6 | 8 | ||
5.4 | Создание несложного изделия отделанного геометрической резьбой | 4 | 26 | 30 | ||
6. Творческий проект. 40 часов | ||||||
6.1 | Выполнение изделия отделанного резьбой (по выбору учащегося) | 6 | 32 | 38 | ||
6.2 | Защита проекта. | 2 | - | 2 | ||
Заключительное занятие. 2часа | ||||||
Подведение итогов года. | - | 2 | 2 | |||
ИТОГО ЧАСОВ: | 32 | 96 | 128 |
2-й год обучения
№ | РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО | ||
Вводное занятие. 2часа | ||||
1 Вводное занятие. Беседа о народном творчестве. Техника безопасности. | 1 | 1 | 2 | |
6. Плоскорельефная резьба 64часа | ||||
6.1 | Художественные центры плоскорельефной резьбы. | 2 | - | 2 |
6.2 | Изучение основ плоскорельефной резьбы по дереву | 1 | 3 | 4 |
6.3 | Копирование образцов народной резьбы по дереву. | 1 | 3 | 4 |
6.4 | Создание собственных эскизов плоскорельефной резьбы по типовой форме. | 1 | 3 | 4 |
6.5 | Создание изделия отделанного плоскорельефной резьбой . | 10 | 40 | 50 |
Творческий проект. 58 часов | ||||
Творческий проект. Создание изделия, отделанного резьбой в технике плоскорельефной резьбы. | 8 | 50 | 58 | |
Защита проекта | 2 | - | 2 | |
Заключительное занятие.2 часа | ||||
Организация выставки работ учащихся. | - | 2 | 2 | |
ИТОГО ЧАСОВ: | 26 | 102 | 128 |
3-й год обучения
№ | РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |||
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО | |||
Вводное занятие. 2часа | |||||
Художественные центры глухой резьбы по дереву. Техника безопасности. | 2 | - | 2 | ||
7. Глухая резьба по дереву.54часов | |||||
7.1 | Изучение особенностей глухой резьбы по дереву. Нижегородская домовая резьба. | 2 | - | 2 | |
7.2 | Копирование образцов глухой резьбы по дереву в художественных и краеведческих музеях района. Виды глухой резьбы. | 1 | 3 | 4 | |
7.3 | Зарисовки с натуры узоров глухой резьбы старинных домов и других сооружений. | - | 4 | 4 | |
7.4 | Знакомство с художественными и технологическими приемами выполнением глухой резьбы по дереву. | 1 | 3 | 4 | |
7.5 | Выполнение изделия отделанного глухой резьбой | 8 | 32 | 40 | |
8. Основы токарного дела.18часов | |||||
8.1 | Устройство токарного станка | 2 | - | 2 | |
8.2 | Управление токарным станком | - | 2 | 2 | |
8.3 | Выполнение фасонных поверхностей на СТД-120М | 3 | 9 | 12 | |
8.4 | Отделка изделий выполненных на токарном станке. | 1 | 1 | 2 | |
Творческий проект. 52часов | |||||
Создание собственной композиции по народным мотивам глухой и ажурной резьбы. Выполнение и отделка изделия по созданным эскизам. | 10 | 40 | 50 | ||
Защита проекта. | 2 | - | 2 | ||
Подведение итогов работы. | - | 2 | 2 | ||
ИТОГО ЧАСОВ: | 31 | 97 | 128 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Резьба по дереву» педагог Скворцов А.Е.
Год обучен. | октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Всего недель
| Всего часов | ||||||||||||||||||||||||||
Недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16
| 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | теория | практика | итого |
|
1 ГОД 2015-2016 | 01, 06 | 08, 13 | 15, 20 | 22, 27 | 03, 05 | 10, 12 | 17, 19 | 24- 26 | 01, 03 | 08 ,10 | 15, 17 | 22 ,24 | 05,07 | 12, 14 | 19, 21 | 26,28 | 02, 04 | 09, 11 | 16, 18 | 24, 25 | 01, 03 | 09, 10 | 15, 17 | 22,24 | 05, 07 | 12, 14 | 19, 21 | 26, 28 | 03, 05 | 10, 12 | 17, 19 | 24. 26 | 32
| 28 | 100 | 128 |
2 ГОД 2016-2017 | 04, 06 | 11 , 13 | 18, 20 | 25, 27 | 03, 08 | 10, 15 | 17, 20 | 24, 29 | 01, )6 | 11 , 13 | 18 , 20 | 25 ,27 | 05, 10 | 12, 17 | 19, 24 | 26, 31 | 02, 07 | 09, 14 | 16, 21 | 23, 28 | 02, 07 | 09, 14 | 16,21 | 23, 28 | 04, 06 | 11,13 | 18, 20 | 25, 27 | 02, 04 | 09,11 | 16, 18 | 23, 25 | 32
| 30 | 98 | 128 |
3 ГОД 2017-2018 | 02, 04 | 09, 11 | 16, 18 | 23,25 | 01, 06 | 08, 13 | 15, 20 | 22, 27 | 04, 06 | 11, 12 | 18,20 | 25, 27 | 03, 08 | 10, 15 | 17,22 | 24, 29 | 05, 07 | 12, 14 | 19, 21 | 26, 28 | 05, 07 | 12, 14 | 19,21 | 26, 28 | 02, 04 | 09, 11 | 16, 18 | 23, 25 | 02,07 | 14, 16 | 21, 23 | 28, 30 | 32
| 32 | 96 | 128 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Резьба по дереву»
№ | Наименование раздела программы | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||
Кол-во часов | Аттестация (промеж., итогов) | Кол-во часов | Аттестация (промеж., итогов) | Кол-во часов | Аттестация (промеж., итогов) | |||||
1 пол. | 2 пол. | 1 пол. | 2 пол. | 1 пол. | 2 пол. | |||||
1. | 1. Введение. Истоки декоративно прикладного творчества | 2 | 2 | 2 | ||||||
2. | 2. Основные сведения о древесине и ее свойствах. | 6 | ||||||||
3 | 3. Рабочее место резчика и его оборудование. | 6 | ||||||||
4 | 4. Основы выполнения контурной резьбы. | 30 | ||||||||
5 | 5 Основы выполнения геометрической резьбы. | 42 | ||||||||
6 | 6 Плоскорельефная резьба | 48 | 16 | |||||||
7 | 7 Глухая резьба по дереву. 90часов | 46 | 8 | |||||||
8 | 8 Основы токарного дела. | 18 | ||||||||
9 | Творческий проект | 40 | 60 | 52 | ||||||
Промежуточная аттестация |
| 2 | 2 |
| ||||||
Итоговая аттестация | 2 | |||||||||
Всего по программе | 128 | 128 | 128 |
Список литературы
№ п/п | Название | Автор | Издательство | Год издания | Кол-во экземпл. |
1. | 22 урока геометрической резьбы | В.М.Чупахин | Издательский Дом «литера» | 2004 | 1 |
2. | Резчикам по дереву. Альбом орнаментов | Манжулин А.В. Песьяков А.С. | «Народное творчество» | 2004 | 1 |
3. | Резчикам по дереву. Альбом орнаментов | И.В.Нилов | «Народное творчество» | 2003 | 1 |
4. | Резчикам по дереву. Альбом орнаментов | Г.А.Бабурова | «Народное творчество» | 2005 | 1 |
5. | Резчикам по дереву. Альбом орнаментов | Л.А.Логачева | «Народное творчество» | №2 2004 | 1 |
6. | Резчикам по дереву. Альбом орнаментов | Л.А.Логачева | «Народное творчество» | №5 2006 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Выжигание по дереву» (для летнего пришкольного ДОЛ)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Выжигание по дереву»Направленность программы – художественнаяВид деятельности – ручной трудУровень...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Роспись по дереву. Традиции и современность»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Роспись по дереву. Традиции и современность»Направленность: художественнаяВозраст: 10 - 17 летСрок реализации: 9 месяцев (144 ч...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Роспись по дереву. Волшебная кисточка»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Роспись по дереву. Волшебная кисточка»Направленность: художественнаяВозраст: 7-17 летСрок реализации: 9 месяцев (144 часа)Первы...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»
Цель программы: обучение детей навыкам художественной росписи предметов декоративного искусства по дереву и приобщение к традиционным художественным промыслам Хакасии, страны в целом....