Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Выжигание по дереву» (для летнего пришкольного ДОЛ)
рабочая программа по технологии на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Выжигание по дереву»
Направленность программы – художественная
Вид деятельности – ручной труд
Уровень программы – базовый
Возраст: 7-14 лет.
Срок реализации: 1 мес. (10 занятий)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vyzhiganie_po_derevu.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 285 имени В.А. Молодцова»
Отделение дополнительного образования
Согласовано Заведующий ОДО №12 _________ Швырева Л.К. «____» ______20___г. | Утверждаю Директор ГБОУ Школа № 285 _________Веснина В.И. «____» ______20___ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Выжигание по дереву»
Направленность программы – художественная
Вид деятельности – ручной труд
Финансовое обеспечение – бюджетное
Уровень программы – базовый
Возраст детей: 7-14 лет Срок реализации: 1месяц (10 часов) | Разработана Поляковым С.В., педагогом дополнительного образования ОДО№12 Принята на Методическом совете ГБОУ Школа №285 Протокол № ___ от «____» августа 2016 г. |
I редакция
Москва 2016
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности имеет базовый уровень.
Программа составлена для детей среднего и старшего школьного возраста, в том числе и с ОВЗ. Содержание и объём тем подобраны с учётом возрастных и психофизических особенностей обучающихся. Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к «слабым» и более подготовленным обучающимся.
Актуальность данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда для детей среднего и старшего школьного возраста. Программа направлена на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Программа содержит в себе знакомство с разными видами ручного труда и технологическими приемами, которые служат развитию силы воли, усидчивости (терпению), развитию мелкой моторики рук.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрено выжигание по дереву, начиная с формирования художественного образа изделия и заканчивая его представлением на выставках.
В процессе решения творческих задач обучающиеся получают знания по технологии изготовления изделий декорированных выжиганием , их отделке, сведения об инструментах для выжигания , начальные представления о художественно-декоративной композиции.
Радость творчества в трудовом процессе – неотъемлемое состояние подростка при активной деятельности в ходе изготовления резных изделий из дерева, и в этом тоже проявляется особенностью данной программы.
Целью программы.
Формирование трудовых навыков и развитие творческих способностей у детей, в том числе и с ОВЗ, в процессе изготовления декоративных изделий из древесины.
Задачи программы.
Овладеть простой техникой выжигания по дереву.
Развивать эстетический вкус. Формировать умения старательно и аккуратно выполнять работу.
Вырабатывать усидчивость, развивать волевые качества.
Программа предназначена для детей в возрасте 11-16 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для детей среднего, так и для старшего школьного возраста, в том числе и с ОВЗ.
Срок реализации программы – 10 часов.
Особенности реализации программы - в процессе обучения обучающиеся изготавливают изделия в двух экземплярах. Одно из двух изделий ученик оставляет в школе для оформления выставок и кабинета. Второе изделие остаётся у автора работы, что дополнительно стимулирует учащихся «творить».
Форма и режим занятий:
Форма и режим занятий – групповая. Количество детей в группе 10-12 человек.
Режим занятий-4 часа в неделю(2+2)
Занятия проводятся с учётом здоровье сберегающих технологий (чередование различных видов деятельности, соблюдение гигиенических пауз).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты :
В результате прохождения данной программы дети:
Будут знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- основы графического изображения ;
- способы разметки по шаблону и способы переноса рисунка ;
- назначение и устройство электровыжигателя ;
- основные понятие о правилах композиции ;
- способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение.
Будут уметь:
- рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности и электробезопасности;
- производить разметку заготовки по шаблону и рисунку;
- самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания;
- производить отделку поделок украшенных выжиганием;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию.
Дети освоят следующие навыки:
- владения основными ручными инструментами по обработке, шлифованию, выжиганию;
- выполнения плоскостной разметки;
- разработки и составление композиции для выжигания;
- декорирования изделия выжиганием.
Способы и формы проверки
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
- теоретический уровень знаний;
- степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
- применение полученных знаний на практике;
- соблюдение технических и технологических требований;
- качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
- соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
- экономия материалов;
- желание трудиться;
- познавательная активность и творческий подход;
- самостоятельность.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- Выставки детского творчества
- Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
Учебно-тематический план
№ п/п. | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Выжигание по дереву.Т.Б. | 1 | 1 | 2 |
2 | Основные материалы для выжигания по дереву. | 1 | 1 | 2 |
3 | Инструменты для выжигания. | 0.5 | 0.5 | 1 |
4 | Подготовка основы из фанеры. | - | 0.5 | 0.5 |
5 | Выбор и перенос рисунка. | - | 1 | 1 |
6 | Выжигание рисунка. | - | 2.5 | 2.5 |
7 | Нанесение ЛКМ | - | 0.5 | 0.5 |
8 | Итоговое занятие | - | 0.5 | 0.5 |
Итого | 2.5 | 7.5 | 10 |
Содержание программы.
1. Вводное занятие. Выжигание по дереву.
Правила Т.Б. и пожарная безопасность .
Основные сведения о выжигании. Применение. Мастер-класс педагога.
2. Основные материалы для выжигания.
Материалы применяемые для выжигания по дереву. Правила подбора материала для выжигания.
3.Инструменты для выжигания по дереву.
Выжигательный аппарат. Удлинительный провод. Правила безопасного использования. Последовательность работы.
4.Подготовка основы из фанеры.
Подбор заготовки из фанеры. Пиление ножовкой. Шлифование наждачной бумагой.
5.Выбор и перенос рисунка.
Крепление рисунка и копировальной бумаги к основе. Перенос рисунка на фанеру. Проработка(корректировка) рисунка.
6.Выжигание рисунка.
Выжигание. Приемы безопасной работы. Последовательность действий при работе с электроприборами.
7.Раскрашивание рисунка.
Раскрашивание рисунка карандашами/фломастерами/красками.
8.Нанесение ЛКМ.
Виды лако-красочных материалов. Подбор ЛКМ. Нанесение ЛКМ на поверхность.
Организационно-педагогические условия реализации
1. Форма занятий:
- Беседы.
- Объяснения
- Рассказы
- Практические работы
- Мастер-классы
- Выставки
2. Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- коллективная (звеньевая).
3.Методы обучения:
- Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
- Практические: практические занятия.
4. Необходимые условия для реализации программы.
Для реализации программы «Выжигание по дереву» необходимы следующие техническо-материальные средства обучения:
1.Учебный класс.
2. Рабочие верстаки и парты.
3. Удлинительные провода.
4. Ручные инструменты(ножовка, рубанок, стамеска).
5. Станки деревообрабатывающие ( сверлильный, пылесос).
6. Абразивные материалы (наждачная бумага).
7. Выжигательный аппарат.
8. Пиломатериалы, фанера.
9. Лакокрасочные материалы.
10. Разметочно-измерительный инструмент.
11. Персональный компьютер.
Список использованной литературы
- Бородулин В.А. Основы художественного ремесла. М.,1987;
- Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1976;
- Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. – М.: Высшая школа 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адресат дополнительной общеобразовательной программы "Художественная обработка дерева"
Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе...
Конспект урока "Выжигание по дереву в художественном оформлении изделий из дерева"
Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.Количество часов: 1 урок(45 мин.)Цель ур...
Открытое воспитательное мероприятие по дополнительной общеобразовательной программе:социально-педагогической направленности. Тема: "Летняя полянка"
Открытое воспитательное мероприятие по дополнительной общеобразовательной программе: социально-педагогической направленности Тема «Летняя полянка» ...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Выжигание по дереву"
Дополнительная программа...
«Выжигание по дереву. Техники выжигания»
Урок по технологии, 5 класс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Летние сборы по боксу»
Дополнительная общеразвивающая программа «Летние сборы по боксу» физкультурно-спортивной направленности и предназначена для удовлетворения индивидуальных потребностей в систематических зан...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма "Фитнес аэробика"
Программа направлена не только на получение детьми углубленных образовательных знаний, умений и навыков по спортивной аэробике, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, ...