ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Цель программы: обучение детей навыкам художественной росписи предметов декоративного искусства по дереву и приобщение к традиционным художественным промыслам Хакасии, страны в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_rospis_po_derevu_arshina_v.n.docx132.11 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ АСКИЗСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ

 ШКОЛА ИНТЕРНАТ «АСКИЗСКИЙ ЛИЦЕЙ- ИНТЕРНАТ» ИМ  М.И.ЧЕБОДАЕВА

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ года

Директор МБОШИ Аскизский Лицей –интернат им М.И.Чебодаева

___________ Е.Н.Араштаев 

Приказ № ____

от «____» ________ 20___ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»

Направленность: художественная

Возраст обучающихся:  11-15 лет

Срок реализации: 9 месяцев (72ч)

        Автор-составитель:

        Аршина Валентина Николаевна,

        педагог дополнительного

                                                                                            образования

АСКИЗ, 2022

Информационная карта дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.

Образовательная организация

МБОШИ Аскизский лицей- интернат» им.М.И.Чебодаева

2.

Полное название программы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»

3.

Направленность программы

Художественная

4.

Сведения о разработчиках

4.1.

ФИО, должность

Аршина Валентина Николаевна,  педагог дополнительного образования

5.

Сведения о программе:

5.1.

Срок реализации

Программа рассчитана на 9 месяцев, 72 часа

5.2.

Возраст обучающихся

11-15 лет

5.3.

Характеристика программы:

- тип программы

дополнительная общеобразовательная программа

- принцип проектирования программы

Сквозная

- форма организации содержания и учебного процесса

учебное занятие

5.4.

Цель программы

Обучение детей навыкам художественной росписи предметов декоративного искусства по дереву и приобщение к традиционным художественным промыслам Хакасии, страны в целом.

5.5.

Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы)

Стартовый уровень

6.

Формы и методы образовательной деятельности

-Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; консультация, диалог.

-методы практической деятельности: зарисовки, наброски рисунков, орнаментов росписи, бутонов, розанов.

-наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии, видеоматериалы.

7.

Формы мониторинга результативности

Тестирование, практическая работа, опрос, наблюдение, самостоятельная работа, выставка, конкурс

8.

Результативность реализации программы

Обучающиеся будут знать

  • основные центры художественных промыслов России;
  • роспись по дереву как вид декоративно-прикладного искусства;
  • историю возникновения и стилистические особенности различных направлений и школ росписи по дереву;
  • виды и приёмы кистевой и графической росписи.

Будут уметь

  • рисовать кистью элементы геометрического орнамента (точку, круг, прямую, волнистую линию, клетку);
  • рисовать кистью элементы растительного орнамента (ягоды, яблоки, цветы) трехлопастной листок, тюльпановидный цветок, кустик из округлых листьев;
  • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации, импровизации по мотивам народного орнамента, росписи по дереву)
  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
  • работать самостоятельно и в коллективе;
  • создавать собственные композиции

Будут владеть

  • навыками технологического процесса росписи (подготовка изделий, роспись, лакировка);
  • навыкамиправильного подбора инструментов и материалов для росписи;
  • умением проявлять свою индивидуальность; свой творческий почерк;
  • смогут подготовить свои работы для выставки и объективно их оценивать.

9.

Дата утверждения и последней корректировки программы

10.

Рецензенты


Оглавление

Страница

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

5-9

Учебно-тематический план

10

Содержание программы

11-14

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Организационно-педагогические условия реализации программы

15-16

Формы аттестации / контроля

16-17

Список литературы

18-19

Приложение

Оценочные материалы

20-23

Методические материалы

21-27

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ

28-30

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

30-32

Календарный учебный график

33-34

Рабочая программа

35-43

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Направленностьпрограммы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Роспись по дереву» художественной направленности

Нормативно-правовое обеспечение программы

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"(Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
  • Приказ Минпросвещения РФ от 29 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от09 ноября 2018 г. № 196№
  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года №1726;
  • Закон Республики Хакасия от 05.07.2013. № 60-3 РХ (ред. От 22.10.2013) «Об образовании в Республике Хакасия» (принят ВС РХ 26.06.2013);
  • Постановление администрации Аскизского района Республики Хакасия от 27.03.14. № 412-17 «Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организаций на территории МО Аскизский район».

Уровень программы – стартовый.Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы: изучение истории возникновения того или иного вида росписи, необходимых для занятий инструментов и материалов, основных элементов народной росписи.

Актуальность программы

Необходимость создания данной программы обусловлена анализом спроса родителей и детей. Подросткам интересно изучать традиции художественной росписи по дереву, а родители считают, что необходимо приобщать детей к истокам русской культуры и традициям родного края. Обращение к народным промыслам, а в частности росписи по дереву, способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка.

Программа направлена на воспитание художественной культуры, художественного вкуса обучающихся, расширению кругозора, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, что соответствует государственной политике в области сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа, государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей в области эстетического воспитания.

Отличительные особенности  программы 

ДООП «Роспись по дереву» является модифицированной, составлена на основеметодических разработок О.В. Знатных «Росписи Русского Севера», Н.И. Мухлынина «Народные промыслы», Ю.А.Полуянова «Изобразительное искусство, ДОП«Роспись по Ерофеева Н.Н., ДООП «Роспись по дереву» Павлова Л.А. и адаптирована к условиям реализации в данном учреждении.

От аналогичных или смежных по профилю деятельности программ отличается следующим:

  • комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов росписи: Вятская, Городецкая, Полхов – Майданская,  Урало – сибирская, Хохломская;
  • включение в содержание элементов национально-регионального компонента;
  • использование технологий дифференцированного обучения.

Цель программы: обучение детей навыкам художественной росписи предметов декоративного искусства по дереву и приобщение к традиционным художественным промыслам Хакасии, страны в целом.

Задачи программы:

Обучающие:

 знакомить с традиционными художественными промыслами;

 знакомить с различными художественными материалами и техниками художественной росписи;

 способствовать овладению технологией декорирования и способов подготовки поверхности под роспись;

 способствовать приобретению навыков росписи на плоских и объемных поверхностях.

Развивающие:

 развивать у детей чувственно-эмоциональные проявления: зрительную память, пространственное мышление и воображение;

 развивать композиционное мышление;

 развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;

 способствовать улучшению моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

 формировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

 развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации). Воспитательные::

 формировать у детей устойчивый интерес к декоративному искусству и занятиям художественным трудом;

 способствовать формированию уважительного отношения к традициям декоративно- прикладного искусства;

 воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбия;

 воспитывать аккуратность.

Адресат программы

Программа предназначена для обучающихся (мальчиков и девочек) 11-15 лет, мотивированных на декоративно-прикладное творчество, в том числе для детей с ОВЗ (слабовидящие дети, дети с задержкой психического развития, дети с расстройствами аутистического спектра).

В подростковом возрасте происходит развитие интересов. Однако они еще неустойчивы и разноплановы. Для подростков характерно стремление к новизне. Так называемая сенсорная жажда – потребность в получении новых ощущений, с одной стороны, способствует развитию любознательности, с другой – быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении.Также это период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

Состав группы может быть как одновозрастным, так и разновозрастным.  В разновозрастных группах, прежде всего, формируются деловые отношения старших и младших, осуществляются преемственное освоение и обогащение опыта организаторской деятельности в коллективе, создание детского самоуправления наиболее целесообразно.

Условия приема детей

 Прием детей ведется согласно Положению о порядке приема, зачисления и отчисления обучающихся.Набор в группы осуществляется без предварительного отбора. В случае наличия у ребенка противопоказаний по здоровью,родители обязаны поставить в известность педагога и администрацию. В процессереализации программы допускается дополнительный набор в группы. Списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом, вида деятельности и сучетом санитарных норм.

Срок освоения программы: 9 месяцев

Общее количество учебных часов – 72 ч.

Режим занятия

2 занятия в неделю по 45 минут. Всего за курс обучения – 72 занятия.

Общее количество учебных часов – 72.

Формы обучения:

Подбор форм организации учебного занятия зависит от  специфики занятий, от преобладания на занятии того или иного вида деятельности.

Очная форма

1) фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно;

2) групповая:

 в малых группах;

 индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи.

3) индивидуальная работа: осуществляется в рамках как фронтальных, так и групповых форм. Это самостоятельное выполнение обучающимися одинаковых для всей группы заданий.

Заочная – применяется для обучающихся, которые отсутствуют на занятии по уважительной причине (болезни, санаторно-курортное лечение и др.). Обучающимся через электронную почту, мобильные приложения «viber» и «whatsApp» отправляется изучаемый материал с обязательным аудио-, видео- сопровождением.

Особенности организации образовательного процесса

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется всетевой форме с участием  образовательной организации, учреждения культуры на основе договора сетевого взаимодействия. Основная ресурсная организация – МБОУ Аскизский лицей-интернат (организация – участник) предоставляет учебное помещение, мебель (соответствующие нормам СП 2.4. 3648-20), материалы школьной библиотеки. Для выполнения практической части программы используются помещения Детской школы искусств с. Аскиз. Раздел «Народное искусство в традиционной культуре хакасов» реализуется совместно с Аскизским краеведческим музеем им. Н.Ф. Катанова. Оценочно-результативные критерии и показатели эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ:

  • обновление содержания, форм и средств организации образовательного процесса;
  • повышение степени удовлетворенности качеством дополнительного образования субъектов образовательного процесса;
  • повышение уровня внешней оценки качества образования организаций – участников взаимодействия;
  • формирование инновационного поведения субъектов образовательного процесса; - появление новых педагогических практик.

Важной особенностью реализации программы является создание функционального комфорта обучения.Дети с ОВЗ обучаются совместно со сверстниками.  Для наиболее эффективной социализации такого ребенка из числа сверстников к нему прикрепляется помощник.  Программа предполагает возможность реализации индивидуального образовательного маршрутадляобучающегося  с ОВЗ.

Программа рассчитана на работу с одаренными детьми. Для данной категории детей предусмотрен индивидуальный образовательный маршрут, включающий в себя помимо основного программного материала участие в конкурсах, выполнение более сложных заданий, индивидуальные занятия, проектно-исследовательскую деятельность.

В период ограничительных мер, наложенных соответствующими органами, обучение проходит дистанционно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий через мобильные приложения «viber»и «whatsApp», платформу «Zoom» в зависимости от возможностей обучающихся. Занятия в таком случае проводятся по 30 минут.Дистанционная форма может применяться в каникулярный период, в условиях введения карантина и других чрезвычайных ситуаций.

Планируемые результаты освоения программы:

Обучающиеся будут знать

  • основные центры художественных промыслов России;
  • будут знать роспись по дереву как вид декоративно-прикладного искусства;
  • будут знать историю возникновения и стилистические особенности различных направлений и школ росписи по дереву;
  • виды и приёмы кистевой и графической росписи.

Будут уметь

  • рисовать кистью элементы геометрического орнамента (точку, круг, прямую, волнистую линию, клетку);
  • рисовать кистью элементы растительного орнамента (ягоды, яблоки, цветы) трехлопастной листок, тюльпановидный цветок, кустик из округлых листьев;
  • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации, импровизации по мотивам народного орнамента, росписи по дереву)
  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
  • работать самостоятельно и в коллективе;
  • создавать собственные композиции

Будут владеть

  • навыками технологического процесса росписи (подготовка изделий, роспись, лакировка);
  • навыкамиправильного подбора инструментов и материалов для росписи;
  • умением проявлять свою индивидуальность; свой творческий почерк;
  • смогут подготовить свои работы для выставки и объективно их оценивать.

Личностные результаты:

обучающиеся будут демонстрировать:

  • трудолюбие, усидчивость, настойчивость в достижении цели;
  • чувство патриотизма;
  • потребность в творческой деятельности;
  •  аккуратность, бережливость;
  • умение доводить работу до конца
  • художественный вкус;
  • развитую мелкую моторику, наблюдательность, цветовое восприятие окружающего мира;
  • внимание, воображение и фантазию;

Метапредметные результаты:

  • разовьется чувство сплоченности коллектива и личной ответственности, умение взаимодействовать в группе;
  • разовьется чувство доброжелательности, товарищества и взаимопомощи;
  • разовьются коммуникативные навыки;
  • разовьются навыки к самостоятельной деятельности, способствующей самореализации и адаптации в обществе.

  1. Учебно-тематический план

№      

Наименование разделов

Количество часов

Формы

организации

занятий

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Организационный период

5

1.1.

Организационный период. Вводное занятие. Режим работы. Инструктаж по ТБ.

5

4

1

Фронтальная

Беседа

Раздел 2. Народные промыслы народов России – роспись по дереву.

54

2.1.

Народные промыслы. Традиции росписи по дереву, прошлое и современность.

2

1

1

Групповая

индивидуальная

Практическая работа

2.2.

Знакомство с городецкой росписью. История возникновение промысла.

8

2

6

ФронтальнаяГрупповая

Индивидуальная

Тест

2.3.

Знакомство с хохломской росписью. История возникновения промысла.

8

2

6

ФронтальнаяГрупповая

Индивидуальная

Практическая работа

2.4.

Знакомство с полховско-майдановской росписью. История возникновения промысла. Промежуточная аттестация.

8

1

7

ФронтальнаяГрупповая

Индивидуальная

Тестирование

Выставка

2.5.

Знакомство с северодвинскими росписями.

4

1

3

Фронтальная Групповая

Индивидуальная

Самостоятельная работа

2.6.

Мезенская роспись и ее особенности.

4

1

3

Фронтальная Групповая

Индивидуальная

Опрос

2.7.

Отличительные особенности пермогорской росписи

4

1

3

Фронтальная Групповая

Индивидуальная

Практическая работа

2.8.

Борецкая роспись. История возникновения и ее особенности.

4

1

3

Фронтальная Групповая

Индивидуальная

Наблюдение

2.9.

Пучужская роспись. История возникновения и ее особенности.

4

1

3

Фронтальная Групповая

Индивидуальная

Опрос

2.10.

Ракульская роспись. История возникновения и ее особенности.

4

1

3

Фронтальная Групповая

Индивидуальная

Практическая работа

2.11

Роспись изделия на свободную тему.

4

4

Индивидуальная

Конкурс

Выставка

Раздел 3. Народное искусство в традиционной культуре хакасов

11

3.1.

Фигуративное прикладное искусство.

5

2

3

Фронтальная Групповая

Индивидуальная

Наблюдение

3.2.

Декоративно-прикладное искусство хакасов.

6

2

4

Фронтальная Групповая

Индивидуальная

Наблюдение

Раздел 4. Итоговый

2

4.1.

 Итоговое занятие. Просмотр. Итоговая аттестация.

2

1

1

Индивидуальная

Выставка

Итого за год

72

21

51

  1. Содержание программы

Раздел 1. Организационный период (5 часов)

  1.         Организационный период. Вводное занятие

Теоретическая часть.Организационный период. Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с народными росписями России. Знакомство с необходимым оборудованием, инструментами и материалами, используемыми при выполнении росписи по дереву.

Практическая часть. Демонстрация изображений работ мастеров народной росписи и работ обучающихся творческого объединения овладевших мастерством росписи. Подготовка кистей и красок к росписи. Упражнения с кистью – выполнение в цвете простых элементов узора.

Контроль:Беседа

Раздел 2. Народные промыслы народов России – роспись по дереву  (54 часа)

2.1.         Народные промыслы. Традиции росписи по дереву, прошлое и современность.(2часа)

Теоретическая часть. Знакомство с народными промыслами России, географическое положение промыслов, мастера, положение промыслов в наши дни. Демонстрация иллюстраций работ мастеров, творческих работ обучающихся прошлых лет.

Практическая часть. Зарисовка изделий народных мастеров, зарисовка мотивов росписей.

Контроль:Практическая работа «Составление эскизов».

2.2.Знакомство с городецкой росписью. История возникновение промысла (8 часов)

Теоретическая часть. История возникновения и развития городецкого промысла. Знакомство с известными мастерами и иллюстрациями работ мастеров. Материалы и инструменты необходимые для городецкой росписи. Семантическое значение мотивов росписей. Технология выполнения городецкой росписи. Техника безопасности при работе с лакокрасочными изделиями. Изучение свойств древесины, подготовка заготовок к росписи. Городецкая роспись в современном интерьере.

Практическая часть. Постановка руки, упражнения с кистью, отработка техники выполнения мелких элементов росписи. Зарисовка мотивов росписи. Подготовка заготовок к росписи, выполнение росписи изделий.

Контроль: Просмотр зарисовок мотивов росписи. Тест.

2.3.         Знакомство с хохломской росписью. История возникновения промысла (8 часов)

Теоретическая часть.  История возникновения и развития хохломского промысла. Знакомство с известными мастерами и иллюстрациями работ мастеров. Материалы и инструменты необходимые для хохломской росписи. Технология выполнения хохломской росписи. Техника безопасности при работе с лакокрасочными изделиями. Изучение свойств древесины, подготовка заготовок к росписи. Хохломская роспись в современном интерьере.

Практическая часть. Постановка руки, упражнения с кистью, отработка техники выполнения мелких элементов росписи. Зарисовка мотивов росписи. Подготовка заготовок к росписи, выполнение росписи изделий.

Контроль: Практическая работа «Создание композиции»

2.4.Знакомство с полховско-майдановской росписью. История возникновения промысла. Промежуточная аттестация (8 часов)

Теоретическая часть. История возникновения и развития полховско-майдановского промысла. Знакомство с известными мастерами и иллюстрациями работ мастеров. Материалы и инструменты необходимые для росписи. Технология выполнения полховско-майдановской росписи. Расписные игрушки. Техника безопасности при работе с лакокрасочными изделиями. Изучение свойств древесины, подготовка заготовок к росписи. Полховско-майдоновская   роспись в современном интерьере.

Практическая часть. Постановка руки, упражнения с кистью, отработка техники выполнения мелких элементов росписи. Зарисовка мотивов росписи. Подготовка заготовок к росписи, выполнение росписи изделий. Промежуточная аттестация.

Контроль:Тестирование. Участие в выставке.

2.5.        Знакомство с северодвинскими росписями (4 часа)

Теоретическая часть. Знакомство с разнообразием северных росписей. История возникновения росписей, отличительные особенностей росписей. Расписная утварь, прялки. Быт северных народов, мастера росписей. Изучение иллюстраций работ старых мастеров. Знакомство с мезенской, пермогорской, борецкой, пучужской, ракульской росписями. Изучение последовательности выполнения росписи.

Практическая часть. Упражнения с кистью, постановка руки, отработка техники владения приёмами кистевого письма и техникой выполнения графических элементов. Подготовка заготовки в росписи, выполнение росписи изделий различной формы, покрытие изделий лаком.

Контроль:Самостоятельная работа «Колорит росписи»

2.6.        Мезенская роспись и ее особенности (4 часа)

Теоретическая часть. Знакомство с историей возникновения росписи, традициями, мастерами росписи. Семантическое значение мотивов росписи. Последовательность выполнения росписи изделия. Особенности композиционного построения. Многоярусность композиции. Цветовое решение росписи. Использование расписных изделий в быто в прошлом и настоящем.

Практическая часть. Изучение элементов росписи, отработка техники выполнения мотивов росписи. Композиционные построения. Подготовка заготовки к росписи. Выполнение росписи изделия.

Контроль:Опрос «Анализ традиционных композиций с лопастки прялки».

2.7.        Отличительные особенности пермогорской росписи        (4 часа)

Теоретическая часть. Знакомство с историей возникновения росписи, традициями, мастерами росписи. Семантическое значение мотивов росписи. Последовательность выполнения росписи изделия. Особенности композиционного построения. Крин. Цветовое решение росписи. Использование расписных изделий в быто в прошлом и настоящем.

Практическая часть. Изучение элементов росписи, отработка техники выполнения мотивов росписи. Композиционные построения. Подготовка заготовки к росписи. Выполнение росписи изделия.

Контроль:Практическая работа «Лаконичность линий при обводкеконтура»

2.8.        Борецкая роспись. История возникновения и ее особенности (4        часа)

Теоретическая часть. Знакомство с историей возникновения росписи, традициями, мастерами росписи. Семантическое значение мотивов росписи. Последовательность выполнения росписи изделия. Особенности композиционного построения. Дерево жизни. Цветовое решение росписи. Использование расписных изделий в быто в прошлом и настоящем.

Практическая часть. Изучение элементов росписи, отработка техники выполнения мотивов росписи. Композиционные построения. Подготовка заготовки к росписи. Выполнение росписи изделия.

Контроль:Наблюдение «Чёткий рисунок черной линии, выполненный кистью»

2.9.        Пучужская роспись. История возникновения и ее особенности  (4 часа)

Теоретическая часть. Знакомство с историей возникновения росписи, традициями, мастерами росписи. Семантическое значение мотивов росписи. Последовательность выполнения росписи изделия. Особенности композиционного построения. Кутюшки. Цветовое решение росписи. Использование расписных изделий в быто в прошлом и настоящем.

Практическая часть. Изучение элементов росписи, отработка техники выполнения мотивов росписи. Композиционные построения. Подготовка заготовки к росписи. Выполнение росписи изделия.

Контроль:Опрос «Разновидность мазка».

2.10.        Ракульская роспись. История возникновения и ее особенности (4 часа)

Теоретическая часть. Знакомство с историей возникновения росписи, традициями, мастерами росписи. Семантическое значение мотивов росписи. Последовательность выполнения росписи изделия. Особенности композиционного построения. Сороки. Цветовое решение росписи. Использование расписных изделий в быто в прошлом и настоящем.

Практическая часть. Изучение элементов росписи, отработка техники выполнения мотивов росписи. Композиционные построения. Подготовка заготовки к росписи. Выполнение росписи изделия.

Контроль:Практическая работа «Элементы росписи по изучаемым промыслам».

2.11        Роспись изделия на свободную тему        (4 часа)

Теоретическая часть. Выбор вида росписи и идеи композиции будущей работы. Работа с литературой и поиск информации в интернете.

Практическая часть. Выполнение поисковых набросков. Подготовка заготовки к росписи. Выполнение росписи изделия. Покрытие изделия лаком.

Контроль:Участие в выставках и конкурсах.

Раздел 3. Народное искусство в традиционной культуре хакасов        (11 часов)

3.1.Фигуративное прикладное искусство         (5 часов)

Теоретическая  часть.Знакомство с особенностями  изображений на различных материалах. Изображения на камнях. Изображения на дереве. Изображения на коже. Рисунки на ткани.Скульптурные изображения хакасов.

Практическая часть.Посещение краеведческого музея. Работа с готовыми образцами – изучение их особенностей.

Контроль.Нанесение изображения на дерево.

3.2.        Декоративно-прикладное искусство хакасов (6 часов)

Теоретическая  часть.Особенности организация жилого пространства. Знакомство с изделиями из разных материалов: из дерева и бересты, кожаные изделия, войлочные изделия. Съемные украшения хакасов. Художественная обработка металла.

Практическая часть.Посещение краеведческого музея. Работа с готовыми образцами – изучение их особенностей.

Контроль. Нанесение набросков на бумагу.

Раздел 4. Итоговый раздел        (2 часа)

4.1.         Итоговое занятие. Просмотр. Итоговая аттестация         (2 часа)

Теоретическая часть. Проверка знаний: работа с тестами, ответы на вопросы.

Практическая часть. Подготовка работ к просмотру.

Контроль:участие в выставке.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

  • Помещение, имеющее искусственное и естественное освещение,

удовлетворяющее санитарным нормам для проведения учебного процесса(СанПиН 2.4.3648-20);.

  • столы, стулья, соответствующие возрасту;
  • стеллажи для размещения наглядного материала;
  • стенды и планшеты для размещения работ;
  • шкаф для хранения незаконченных работ;
  • художественная гуашь, темперные и акриловые краски, палитра,
  • кисти№1,№2,№3, веерная кисть, бумага, лак, клей ПВА, водоэмульсионная краска,
  • наждачная бумага;
  • копировальная бумага, калька, салфетки, поролон;
  • карандаши, линейки, ластики, точилки, ножи для бумаги, фломастеры,
  • ножницы, кнопки, скрепки;
  • изделия из дерева (доски, шкатулки разных размеров, фигурки, солонки и т. д), бумажные тарелки.

Для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (при наличии):  наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов.  

Методическое обеспечение

  • Методическая  литература;
  • интернет - ресурсы;
  • онлайн-версия  история возникновения промыслов России
  • презентации по  темам программы;
  • видео- и фотоматериалы о профессиях;
  • материалы тестов, анкет;
  • методические материалы к занятиям.
  • дидактический и раздаточный материал по темам образовательной программы;
  • банк методов контроля для выявления уровня усвоения материала;
  • эскизы по росписи, выполненные педагогом, цветные альбомы и книги по художественной росписи, расписные деревянные изделия, выполненные мастерами;
  • демонстрационные модели.

Информационное обеспечение

  • Компьютер ( программным с обеспечением по работе с фото- и видеоматериалами, с выходом в Интернет)
  • принтер;
  • колонки;
  • мультимедийное оборудование;
  • фото- и видеокамера.

Кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим опыт работы с обучающимися 11-15 лет,  отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и  профессиональным стандартам.

2.2. Формы аттестации / контроля

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программепроводятся: входной, текущий, промежуточный (декабрь, май) контроль.

Используются следующие формы выявления, предъявления и фиксации результатов:

Формы выявления результатов

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • устный опрос;
  • практическая работа.

Формы предъявления результатов

  • выставка
  • открытое занятие.

Формы фиксации результатов

  • карта оценки результатов освоения программы;
  • бланк анкеты;
  • опросный лист;
  • журнал учета рабочего времени педагога дополнительного образования;
  • протокол промежуточной аттестации;
  • грамоты, дипломы.

Форма оценки: зачет.

Критерии оценки уровня подготовки

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; выполняет практические задания с элементами творчества;

- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; в основном, выполняет задания на основе образца;

- низкий уровень - овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Критерии оценки уровня предметной подготовки:

- высокий уровень - обучающийся продемонстрировал умение применять на практике теоретические знания, полученные при изучении программы.

- средний уровень - материалы, представленные обучающимся, имеют недостатки оформления

- низкий уровень - обучающийся предоставил материалы; имеющие грубые ошибки.

2.3. Список литературы

Список литературы, используемый педагогом

  1. Под ред. Н.А. Александровой.        Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2        М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  2. Лебедева О.В.        Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5 – 10 классы..М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  3. Под редакцией П.И. Пидкасиетого.        Словарь справочник по педагогике.–        М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  4. Под ред. М.И. Рожкова        Классному руководителю. Учеб. – метод. пособие /.        М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. – (Воспитание и дополнительное образование детей).
  5. Соколова Л.В.,Некрылова А.Ф.        Воспитание ребёнка в русских традициях.–        М.: Айрис – пресс, 2003. – (Первые шаги).
  6. Под ред. Е.Н. Степанова.        Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1.        М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  7. Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой.          Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и .проведения личностно ориентированного классного часа.–        М.: ТЦ «Сфера», 2007.
  8. Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой.        Классные классные дела: Методические разработки воспитательной деятельности в классе.        Выпуск 2. – М.: ТЦ «Сфера» 2006.
  9. Степанов Е.Н.        Педагогу о воспитательной системе школы и класса. Учеб. – метод. пособие.–М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  10. Под ред. Степанова.        Планирование воспитательной работы. Учеб. – метод.        пособие / – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
  11. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А.        Нетрадиционные формы работы с родителями        М.: 5 за знания, 2005. – (Методическая библиотека).
  12. Шмидт В.Р.        Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8 -11 класс.–М.: ТЦ «Сфера», 2007.
  13. Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской.        Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. – метод. пособие        М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2000. – (Воспитание и дополнительное образование детей).

Список литературы для обучающихся:

  1. Алфёров Л.Г.        Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия «Учебный курс».        Ростов на Дону: Феникс, 2000.
  2. Бадаев В.С.        Русская кистевая роспись: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.        М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Барадулина В.А., Танкус О.В.        Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево.
  4. Горяева Н.А.        Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений/Н.А. Горяева, О.В.Островская; Под редакцией Б.М. Неменского.- 2 – е изд        М.: Просвещение, 2001.
  5. Котова И. Н., Котова А.С.        Русские обряды и традиции. Народная кукла.        СПб.: «Паритет»,2006.
  6. Никонова Е.А.        Я открою вам секркт. Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами России.        СПб.: «Паритет», 2005.
  7. Поровская Г.А., Даниленко А.М., Тимонина О.Ю., Шпикалова Т.Я.        Народные росписи Русского Севера: Методика обучения народному орнаментальному искусству студентов художественно – педагогических специальностей (на материале росписей по дереву Северо – Западного региона).        Ханты – Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1999.
  8. Пьянкова Н.И.        Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова.М.: просвещение, 2006.
  9. Соколова М.С.        Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов.-        М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002.
  10. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф.        Воспитание ребёнка в русских традициях        М.: Айрис – пресс, 2003.
  11. Супрун Л.Я.        Городецкая роспись.          Тверь: Издательство «Культура и традиции», 2006.
  12. Тейлор Т.        Узоры для пасхальных яиц: новые идеи оформления/ Перевод с английского.        М.: Издательство дом «Ниола 21- й век», 2005.
  13. Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А., Поровская Г.А., Бордюг Н.Д.        Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской.        М.: «Гуманитарное издание центр ВЛАДОС», 2000.

Приложение

Оценочные материалы

1.Тестирование для проведения промежуточной аттестации по итогам

1 полугодия(декабрь)

1.Из какого материала создаётся гжельская посуда?
А.глина
Б.дерево

В.металл
2. Основные узоры хохломской росписи:
А.звери, птицы
Б.растительные узоры, травка, ягоды
В.геометрические узоры

3.В каком посёлке расписывают лаковую миниатюру на папье-маше?

А.Городец

Б.Палех

В.Хохлома

Г.Гжель

4.Первая дымковская игрушка:
А.кукла
Б.свистулька
В.лошадка

5.Роспись по дереву золотым, красным, чёрным цветом:

А.промысел жостово
Б.промысел гжель
В.промысел хохлома

6.Яркая лаконичная роспись по дереву, в которой можно увидеть цветочные узоры, жанровые сцены, фигурки петухов, коней:

А.хохломская

Б.дымковская

В.городецкая 

7.Какие цвета любят использовать в работе дымковские мастера?
А.красно-алый, малиновый, темно-синий, золотисто-желтый, фиолетовый, черный
Б.белый, голубой, синий
В.золотой, красный, чёрный

8.В каком виде промысла используются в основном черный и красный цвета по золотистому фону?

А.Хохлома

Б.Гжель

В.Палех

Г.Городец
9.Роспись в сине-голубых тонах:
А.хохлома
Б.жостово
В.гжель

10.Изделия какого народного промысла изготавливают из кровельной стали?

А.Жостовские подносы

Б.Каслинское литье

В.Ростовская финифть

Г.Уральская ковка

11.В современном производстве при лужении хохломской посуды используют:
А.олово
Б.серебро
В.алюминиевый порошок

12.Элемент росписи дымковской игрушки:
А.геометрические узоры
Б.звери, птицы
В.растительные узоры, травка, ягоды

13.Из какого материала создают дымковскую игрушку?
А.солома
Б.глина
В.дерево

14.Из какого материала изготовлены жостовские подносы?
А.железо
Б.дерево
В.фарфор

Критерии оценивания теста

Нужно выбрать ОДИН правильный ответ,  за каждый правильный ответ тестируемый получает 1 балл. Задание пропущено или выполнено неверно ставится 0 баллов. «Зачет» обучающийся получает, если правильно выполнено 50% заданий и более.

  1. Практическая работа

Критерии оценивания практической работы

Критерии

(индикаторы)

Высокий уровень

(3 балла)

Средний уровень

(2 балла)

Низкий   уровень

(1 балл)

Творческая активность.

Повышенный интерес,  творческая активность.

Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога

Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

Новизна, оригинальность.

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивидуальный» подчерк детской продукции.

Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога.

Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками.

Сенсорные способности

(чувство цвета, формы).

Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.

Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.

Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.

Композиция.

По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами.

На полосе листа с незначительными элементами.

Не продуманно, носит случайный характер.

Общая ручная умелость.

Хорошо развита моторика рук, аккуратность.

Ручная умелость развита.

Слабо развита моторика рук.

Самостоятельность.

Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца.

Требуется незначительная помощь.

Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция.

Оценка практической работы.

1-5 баллов - знания усвоены и умения сформированы на оптимальном уровне.

5-10 баллов - знания усвоены и умения сформированы на максимальном уровне.

Менее 5 баллов - знания усвоены и умения сформированы минимальный уровень.

  1. Выставка

Основные критерии оценивания работ

 Отражение тематики.

 Творческий подход, новизну и оригинальность, авторство идеи детской работы.

 Высокий художественный уровень.

 Качество выполнения представленных работ.

 Эстетика представления и оформления детской работы.

4.Тест по теме «Городецкая роспись»

Условия: нужно выбрать 1,2 или 3 правильных ответа в каждом вопросе.

1.В каком городе развивается промысел «Городецкая роспись»?

1.   Удалец; 2. Городец; 3. Воронец. 

2.Назовите штрихи Городецкой росписи.

1.  Капелька; 2. Прямой; 3. Дуга.

3.Назовите цветы Городецкой росписи.

 1.Розан; 2. Пион; 3. Ромашка.

4.Кто основал город Городец?

 1. Долгорукий; 2.Минин; 3. Пожарский.

5.Назовите самый большой цветок     Городецкой росписи.

 1.Одуванчик; 2. Ромашка; 3. Розан.

6.Назовите птицу с самым пышным хвостом в  Городецкой росписи.

1.Кукушка; 2. Павлин; 3. Голубь.

 

7.Чем обрабатывают поверхность разделочной доски, перед тем, как начать рисовать.

 1.Наждачной бумагой; 2. Щёткой;     3. Напильником.

8.Первое старинное изделие которое расписывали Городецкие мастера.

1. Кувшин; 2. Прялочное донце; 3. Хлебница. 

9.Каким цветом чаще всего рисуют городецкую лошадку?

1.  Зелёным; 2. Жёлтым; 3. Чёрным. 

10.Каким цветом пишется подмалёвка цветов городецкой росписи?

1.Чёрный; 2. Розовый; 3. Белый.

Ключ к тесту

1-      2                      6-  2

2-      1,2,3                7-  1

3-      1,3                   8-  2

4-      1                      9-  3

5-      3                     10- 2

Методические материалы

Принципы создания программы

В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий.

  • Принцип связи занятий в рамках данной программы;
  • принцип систематичности в подаче материала;
  • принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся: согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов и способствовать развитию каждого обучающегося;
  • принцип занимательности: занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса;
  • принцип разнообразия  форм и видов работы: интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения материала.

Типы занятий и методы организации занятия

Тип занятия

Методы организации занятия

Комбинированное занятие

Репродуктивный, вовлечение в творческую  деятельность, дискуссия, метод практической работы, метод игры и др. методы целесообразные данному типу и содержанию занятия.

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Словесные методы, методы проблемного обучения, наглядный метод.

Занятие повторения и обобщения полученных знаний

Методы проблемного обучения, репродуктивный метод, проектно-конструкторские методы, метод игры, вовлечение в творческую деятельность.

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков

Словесные методы, проектно-конструкторские методы,

методы наблюдения, репродукция, метод игры.

Занятие применения знаний, умений и навыков

Постановка целей и задач, планирование деятельности, самостоятельная практическая работа обучающихся, рефлексия.

Методы обучения:

  • словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; консультация, диалог, встречи с интересными людьми;
  • методы практической деятельности: зарисовки, наброски рисунков, орнаментов росписи, бутонов, розанов;
  • наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии, видеоматериалы, экскурсии;
  • метод игры: игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные.

Использование технологий

Название технологии

Цель использования

Результативность применения

в деятельности педагога

в деятельности обучающихся

Дифференцированное обучение

Вовлечение в работу каждого обучающегося.

Повышение эффективности воспитательной работы

Оптимизация учебного процесса.

Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.

Информационно – коммуникационные технологии

Формирование умений работать с информацией.

Рациональная организация учебного процесса.

Введение новых форм контроля.

Формирование информационной культуры, создание

творческих проектов.

Игровые технологии

Развитие самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности.

Оптимальное планирование смены деятельности на занятии; реализация творческого обучения.

Повышение  интереса к занятиям.

Здоровьесберегающие

Формирование навыков использования полезных знаний в повседневной жизни.

Эффективность восприятия учебного материала.

Снятие мышечного напряжения, чувства эмоционального дискомфорта, профилактика заболеваний.

Проектно-исследовательская деятельность

Развитие познавательного интереса, навыков самостоятельной работы

Выявление интересов обучающихся, профессиональная ориентация

Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности

 

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в реализации программы

Методы дистанционного обучения

В рамках реализации программы применяются следующие методы дистанционного обучения:

Синхронное обучение - метод обучения, построенный на дистанционном взаимодействии между обучающимися и педагогом в режиме реального времени.

Асинхронное обучение - метод обучения, в процессе которого контакт между

обучающимися и педагогом осуществляется с задержкой во времени. Это может быть самостоятельное изучение материалов, просмотр обучающимися презентаций и видеозанятий, прослушивание аудиозаписей. Таким образом, получая информацию, обучающиеся могут работать с ней самостоятельно, не привязываясь ко времени.

Смешанное обучение — это образовательный подход, который совмещает очное взаимодействие с педагогом (лицом к лицу) и онлайн обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля обучающимися образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения.

Виды теоретических занятий:

  • лекция,
  • демонстрация материала,
  • разъяснение.

При самостоятельном изучении темы:

  • мастер-класс в видео-формате,
  • видеозанятие;
  • текстовый материал или презентация, размещенные в сети Интернет.

Проверка усвоения материала осуществляется с помощью тестов, опросов,фото, презентаций.

Виды практических занятий:

  • групповая синхронная работа;
  • индивидуальная синхронная и асинхронная работа;
  • самостоятельная асинхронная работа обучающихся.

Инструменты дистанционного общения педагога с обучающимися

  • электронная почта;
  • мессенджеры;
  • социальные сети «ВКонтакте»;
  • смс – сообщения.

Инструменты синхронного обучения

  • электронные сервисы: Zoom, Skype.
  • мессенджеры: телеграмм.

Инструменты асинхронного обучения:

  • официальный сайт образовательной организации;
  • электронная почта педагога;
  • социальная сеть «ВКонтакте»;
  • инструменты совместного использования Google и Яндекс: совместные        документы, таблицы, презентации, рисунки;
  • хранилища файлов (облачные хранилища): Google-диск, Yandex-диск.

Алгоритм построения учебного занятия

1 этап - организационно-подготовительный и диагностический.

Задачи этапа: подготовка педагога и обучающихся к занятию.

Содержание этапа: создание педагогом положительного благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность, активизация внимания детей.

Задачи диагностического этапа: диагностика усвоенных знаний, проверка выполненных самостоятельных работ, анализ качества их выполнения, необходимая коррекция.

Содержание диагностического этапа: выбор приемлемых методик для выполнения детьми самостоятельного задания, акцентирование внимания на усвоение ими воспитательных и дидактических задач предыдущего занятия.

Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания, активности, восприятия, настроя обучающихся на предстоящее занятие, уровня взаимопомощи, сотворчества детей, самооценки собственной деятельности, оценочной деятельности педагога.

2 этап - конструирующий, состоящий из 3-х этапов: основного, систематизированного, контрольного.

Задачи основного этапа: обеспечение восприятия обучающимися нового учебного материала.

Содержание основного этапа: максимальная активизация познавательной деятельности обучающихся на основе теоретического материала, введение практических творческих заданий, развивающих определенные умения обучающихся.

Результат деятельности на основном этапе: осознанное усвоение обучающимися нового учебного материала и первоначальное развитие практических умений.

Задачи систематизированного этапа: формирование у обучающихся системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме.

Содержание систематизированного этапа: самостоятельное выполнение учащимися тренировочных заданий, обыгрывание игровых ситуаций.

Результат деятельности на систематизированном этапе: системное, осознанное усвоение обучающимися нового материала.

 3 этап - итоговый, состоящий из аналитического, рефлексивного и информационного.

Задачи аналитического этапа: анализ качества и уровня усвоения обучающимися теоретических и практических знаний, умений, анализ и оценка достижения цели занятия.

Содержание аналитического этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей.

Результат деятельности на аналитическом этапе: подготовка обучающихся к самооценке, собственной деятельности.

Задачи рефлексивного этапа: самооценокаобучающимися собственной деятельности, оценка сотрудничества.

Результат деятельности на рефлексивном этапе: подготовка, осмысление самостоятельной домашней работы (если она будет предложена обучающимся).

Задачи информационного этапа: объяснение обучающимся логики следующего занятия.

Содержание информационного этапа: информация о литературе, которую следует использовать к последующему занятию, инструктаж по выполнению задания.

Результат деятельности: определение перспектив развития творческой деятельности в данной образовательной области.

Индивидуальный образовательный маршрут

для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Декоративно прикладное творчество одно из составляющих гармоничного развития личности ребенка с ОВЗ. Приобщая ребенка к народному творчеству, мы не только даем знания, но и обогащаем мировоззрение ребенка, эстетически развиваем ребенка. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Целевое назначение

Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка и познавательными потребностями. Дети с ОВЗ психологически «младше своего возраста». Их мышление более конкретно, им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблены. Им труднее усваивать материал, и они быстрее его забывают. Обучающиеся быстро утомляются. У них слабый самоконтроль. Они очень чувствительны и обидчивы.

Актуальность заключается  в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности  к творческому труду. Занятия ручным трудом располагают к развитию мелкой моторики рук, ребенок  учится четкости, точности выполнения работы, развиваются эстетические качества, появляется потребность в самосовершенствовании.

Цель: развитие положительного эмоционального и социально-адаптивного поведения детей, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности, путём вовлечения в творческую деятельность.

Педагогические задачи

  • научить выполнять несложные технологические приёмы;
  • улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер и образное мышление;
  • воспитывать аккуратность, терпение;
  • развивать интерес к творческому труду.

Здоровьесберегающие задачи

  • сформировать мотивацию на здоровый образ жизни;
  • научить здоровьесберегающим технологиям (сохранения зрения, правильная посадка во время работы, правилами техники безопасности труда и т.д.)

Коррекционные задачи 

  • совершенствовать умения ориентироваться в задании, планирования и последовательности выполнения работы;
  • расширять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
  • способствовать повышению уверенности в своих возможностях. 

Принципы реализации 

  • Принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному.
  • Учет возрастных особенностей – содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста.
  • Принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным.Принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с детьми необходимы
  • х теоретических знаний и практических умений и навыков.
  • Принцип результативности – в программе должно быть указано,  что узнает и чему научится ребенок.
  • Принцип актуальности предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности обучающихся.
  • Принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются детьми во время активной деятельности.

Методическое обеспечение

  • Занятия проводятся в форме изучение  нового материала, закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу - от простого к сложному.
  • Используемые методы обучения: репродуктивный, продуктивный, игровой, наблюдение, практический, словесный, наглядный, анализ и самоанализ.объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный.
  • Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная,  развивающего обучения, технология саморазвития.

Методы и приемы 

  • Стимулирование и мотивация;
  • Наглядность( иллюстрации, видеозаписи, фотографии, экскурсии);
  • Витагенное обучение (опора на жизненный опыт обучающегося)
  • Дискуссии (в процессе обсуждения и спора возникает интерес к данному виду деятельности);
  • Эмоциональность (яркость, занимательность примеров, опытов, фактов; создание эффекта удивления, переживания; присутствие чувства юмора);
  • Рефлексия анализа (обсуждение результатов, поощрения и выявления ошибок);
  • Предъявление учебных требований;
  • Авансированный успех ( индивидуальный).

Организация обучения

Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 учебному  часу (45 минут) - 72 учебных часа.

Форма организации обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая

По окончанию обучения ребёнок знает

  • технику безопасности при работе с инструментами, правила поведения в коллективе, правила организации рабочего места;
  • специальные термины и понятия, используемые на занятиях умеет пользоваться схемами;
  • изучаемые виды декоративно-прикладного творчества;
  • основные правила оформления выставочной работы;
  • представления о ЗОЖ, упражнения для сохранения зрения и правильной осанки.

По окончанию обучения ребёнок умеет

  • Правильно пользоваться инструментами  при работе, подготовить своё рабочее место, соблюдает правила по технике безопасности;
  • оперировать терминами и понятиями;
  • самостоятельно выполнять  творческие работы в изучаемых техниках;
  • оформить выставочную работу;
  • выполнять упражнения для сохранения зрения и правильной осанки.

Формы и методы оценивания

Включённое педагогическое наблюдение, создание ситуаций проявления, анализ творческих заданий, самостоятельность работы, отзывы родителей и учителей, беседа, рефлексия.

В работе с родителями используются разнообразные формы

  • Анкеты по изучению художественных интересов детей;
  • Индивидуальные консультации;
  • Беседы.
  • Тематические и срезовые выставки творческих работ.

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом. Самым благоприятным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. 

Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности.

Задачи:

  • Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.

  • Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.

  • Формирование осознанного интереса к художественной культуре.

  • Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.

Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута

  • владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка, живописи, композиции;
  • привит интерес обучающегося  к освоению новых техник  и видов изобразительного искусства;
  • разрабатывает авторские эскизы для своих работ и создает собственные проекты;
  • осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями;
  • развито образное мышление посредством создания художественных образов.

Методы, приемы и средства обучения  

Применительно к обучению одаренных обучающихся ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные, в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальнойи групповой работы.Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал исоответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных обучающихся.Процесс обучения одаренных детей предусматривает наличие и свободноеиспользование разнообразных источников и способов получения информации, в томчисле через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность вбыстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях,необходимо применение компьютеризованных средств обучения. Полезными могут бытьи средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд (видео, DVD и т.п.).В целом, в обучении одаренных эффективность использования средств обученияопределяется главным образом содержанием и методами обучения, которые реализуютсяс их помощью.

Практические приемы

Прием «Особое задание». Одаренные обучающиеся получают право на выполнение особо сложного задания: включает в себя тренировочные и творческиезадания повышенной сложности.Прием «Энциклопедист».Самостоятельный поиск дополнительного материала обучающимся для решенияусложнённых заданий или дополнения в занятия.

Педагогические технологии, которые используются в работе с одаренными детьми

  • технология проблемного обучения;
  • технология проектного обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровье сберегающие технологии.

Формы работы с одаренными детьми  

  • индивидуальное обучение (работа по индивидуальному плану) или обучение в малыхгруппах;
  • работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества
  • мастер-классы, творческие лаборатории;  
  • система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
  • детские научно-практические конференции и семинары.

Календарный учебный график

1 полугодие

2 полугодие

Итого

Период

Кол-во  недель

Кол-во  занятий

Кол-во часов

Период

Кол-во недель

Кол-во  занятий

Кол-во часов

Кол-во недель

Кол-во часов

1.09-

31.12.22

18 недель

36

36

10.01-

25.05.23

18 недель

36

36

36

72

Сроки организации промежуточной аттестации

Формы контроля

20.12.2021-27.12.2022

20.05.2022-25.05.2023

Тестовые задания,

практическая работа, выставка

Год обучения: 01 сентября 20 22 г.  – 25 мая 2023 г.

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

Неделя обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

1 год обучения

контроль

практика

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

теориия

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Промежуточная аттестация

+

Каникулярный период

+

Занятия, не предусмотренные расписанием

Год обучения: 01 сентября 2022 г.  – 31 мая 2023 г.

Год обучения

февраль

март

апрель

май

Всего учебных недель

Всего часов

Неделя обучения

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

1  год обучения

контроль

практика

2

1

2

1

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

36

72

теория

1

1

1

1

1

1

1

Промежуточная аттестация

*

Каникулярный период

Занятия, не предусмотренные расписанием

АДМИНИСТРАЦИЯ АСКИЗСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АСКИЗСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ года

«Утверждаю»

Директор МБУ ДО Аскизский РЦДО

___________ В.А. Инкижекова

Приказ № ____

от «____» ________ 20___ года

Рабочая программа к

дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

«РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»

Направленность: художественная

Возраст обучающихся:  11-15 лет

Срок реализации: 9 месяцев (72ч)

        Автор-составитель:

        Аршина Валентина Николаевна,

        педагог дополнительного

                                                                                            образования

АСКИЗ, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и ее автор (Ф.И.О., наименование учреждения)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Роспись по дереву»,  автор -  Аршина Валентина Николаевна,  МБУ ДО Аскизский РЦДО

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Художественная

Вид дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Модифицированная

Уровень рабочей программы

Стартовый

Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Изменения, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, обоснование изменений)

Формы обучения: очная, дистанционная, очно-заочная, заочная.

Изменений нет, так как программа рассчитана на 1 год обучения

Особенности организации образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Занятия проводятся после окончания основных уроков в школе, перерыв составляет 40 минут и более. В каникулярное время занятия проводятся по основному расписанию, могут проводиться в индивидуальной форме, в дистанционной форме. В праздничные дни - по приказу директора.Предусматривается самостоятельное изучение отдельных тем (командировка, больничный, отпуск без содержания педагога).

 01.09.20-14.09.20  - организационный период.

При дистанционном обучении продолжительность занятия  30 минут.

Сетевая форма реализации программы

Основная ресурсная организация – МБОУ Аскизский лицей-интернат (организация – участник) предоставляет учебное помещение, мебель (соответствующие нормам СП 2.4. 3648-20), материалы школьной библиотеки. Для выполнения практической части программы используются помещения Детской школы искусств с. Аскиз. Раздел «Народное искусство в традиционной культуре хакасов» реализуется совместно с Аскизским краеведческим музеем им. Н.Ф. Катанова.  

Год  обучения

1

Количество  учебных часов по программе

72 часа

Количество  учебных часов по КТП

72 часа (01.09.20-14.09.20  -  4 часа организационный период)

Цель рабочей программы на текущий учебный год

Обучение детей навыкам художественной росписи предметов декоративного искусства по дереву и приобщение к традиционным художественным промыслам Хакасии, страны в целом.

Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы

Обучающие:

 знакомить с традиционными художественными промыслами;

 знакомить с различными художественными материалами и техниками художественной росписи;

 способствовать овладению технологией декорирования и способов подготовки поверхности под роспись;

 способствовать приобретению навыков росписи на плоских и объемных поверхностях.

Развивающие:

 развивать у детей чувственно-эмоциональные проявления: зрительную память, пространственное мышление и воображение;

 развивать композиционное мышление;

 развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;

 способствовать улучшению моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

 формировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

 развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации). Воспитательные::

 формировать у детей устойчивый интерес к декоративному искусству и занятиям художественным трудом;

 способствовать формированию уважительного отношения к традициям декоративно- прикладного искусства;

 воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбия;

 воспитывать аккуратность.

Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю

72 занятия по 1 часу (45 минут), 2 занятия в неделю

Место реализации программы

МБОУ Аскизский лицей-интернат, МБУ ДО Аскизский РЦДО

Состав группы

Постоянный, разновозрастной

Ожидаемые результаты и способы их оценки в текущем учебном году

Обучающиеся будут знать

  • основные центры художественных промыслов России;
  • будут знать роспись по дереву как вид декоративно-прикладного искусства;
  • будут знать историю возникновения и стилистические особенности различных направлений и школ росписи по дереву;
  • виды и приёмы кистевой и графической росписи.

Будут уметь

  • рисовать кистью элементы геометрического орнамента (точку, круг, прямую, волнистую линию, клетку);
  • рисовать кистью элементы растительного орнамента (ягоды, яблоки, цветы) трехлопастной листок, тюльпановидный цветок, кустик из округлых листьев;
  • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации, импровизации по мотивам народного орнамента, росписи по дереву)
  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
  • работать самостоятельно и в коллективе;
  • создавать собственные композиции

Будут владеть

  • навыками технологического процесса росписи (подготовка изделий, роспись, лакировка);
  • навыкамиправильного подбора инструментов и материалов для росписи;
  • умением проявлять свою индивидуальность; свой творческий почерк;
  • смогут подготовить свои работы для выставки и объективно их оценивать.

Личностные результаты:

обучающиеся будут демонстрировать:

  • трудолюбие, усидчивость, настойчивость в достижении цели;
  • чувство патриотизма;
  • потребность в творческой деятельности;
  •  аккуратность, бережливость;
  • умение доводить работу до конца
  • художественный вкус;
  • развитую мелкую моторику, наблюдательность, цветовое восприятие окружающего мира;
  • внимание, воображение и фантазию;

Метапредметные результаты:

  • разовьется чувство сплоченности коллектива и личной ответственности, умение взаимодействовать в группе;
  • разовьется чувство доброжелательности, товарищества и взаимопомощи;
  • разовьются коммуникативные навыки;
  • разовьются навыки к самостоятельной деятельности, способствующей самореализации и адаптации в обществе.

Формы подведения итогов реализации программы

- Тестовые задания;

- демонстрация готовых работ;

- практическая работа;

- участие в конкурсах, выставках  различного уровня

Форма проведения промежуточной аттестации

Тестирование. Практическая работа. Выставка

Календарно-тематический план

Темы

Всего часов

Теория

Практика

Дата

Формы аттестации (контроля)

План

Факт

Организационный период

1

1

Организационный период

1

1

Организационный период

1

1

Организационный период

1

1

  1. 1

Вводное занятие. Режим работы. Инструктаж по ТБ.

1

1

Беседа

Народные промыслы.

Знакомство с понятием «народные промыслы».

1

1

Традиции росписи по дереву, прошлое и современность.

1

1

Практическая работа

Городецкая роспись.

Знакомство с городецкой росписью. История возникновение промысла.

1

1

Знакомство с известными мастерами и иллюстрациями работ мастеров.Городецкая роспись в современном интерьере.

1

1

Материалы и инструменты необходимые для городецкой росписи.

1

1

Семантическое значение мотивов росписей. Технология выполнения городецкой росписи.

1

1

Техника безопасности при работе с лакокрасочными изделиями. Изучение свойств древесины, подготовка заготовок к росписи. Городецкая роспись в современном интерьере.

1

1

Постановка руки, упражнения с кистью, отработка техники выполнения мелких элементов росписи.

1

1

Зарисовка мотивов росписи. Подготовка заготовок к росписи, выполнение росписи изделий.

1

1

Зарисовка мотивов росписи. Подготовка заготовок к росписи, выполнение росписи изделий.

1

1

Тестирование

Хохломской роспись.

Знакомство с хохломской росписью. История возникновения промысла.

1

1

Знакомство с известными мастерами и иллюстрациями работ мастеров.Хохломская роспись в современном интерьере.

1

1

Материалы и инструменты необходимые для городецкой росписи.

1

1

Семантическое значение мотивов росписей. Технология выполнения городецкой росписи.

1

1

Техника безопасности при работе с лакокрасочными изделиями. Изучение свойств древесины, подготовка заготовок к росписи. Городецкая роспись в современном интерьере.

1

1

Постановка руки, упражнения с кистью, отработка техники выполнения мелких элементов росписи.

1

1

Зарисовка мотивов росписи. Подготовка заготовок к росписи, выполнение росписи изделий.

1

1

Зарисовка мотивов росписи. Подготовка заготовок к росписи, выполнение росписи изделий.

1

1

Практическая работа

Полховско-майдановская роспись. Знакомство с полховско-майдановской росписью. История возникновения промысла.

1

1

Полховско-майдоновская   роспись в современном интерьере.Знакомство с известными мастерами и иллюстрациями работ мастеров.

1

1

Материалы и инструменты необходимые для росписи.Технология выполнения полховско-майдановской росписи.

1

1

Расписные игрушки.

1

1

Техника безопасности при работе с лакокрасочными изделиями. Изучение свойств древесины, подготовка заготовок к росписи.

1

1

Постановка руки, упражнения с кистью, отработка техники выполнения мелких элементов росписи.

1

1

Зарисовка мотивов росписи. Подготовка заготовок к росписи, выполнение росписи изделий.

1

1

Зарисовка мотивов росписи. Подготовка заготовок к росписи, выполнение росписи изделий.

1

1

Тестирование

Выставка  

Северодвинская роспись.

Знакомство с разнообразием северных росписей. История возникновения росписей, отличительные особенностей росписей.

1

1

Расписная утварь, прялки. Быт северных народов, мастера росписей. Изучение иллюстраций работ старых мастеров.

1

1

Упражнения с кистью, постановка руки, отработка техники владения приёмами кистевого письма и техникой выполнения графических элементов.

1

1

Подготовка заготовки в росписи, выполнение росписи изделий различной формы, покрытие изделий лаком.

1

1

Самостоятельная работа

Мезенская роспись.

История возникновения и развития росписи

1

1

Семантическое значение мотивов росписи. Последовательность выполнения росписи изделия. Особенности композиционного построения.

1

1

Изучение элементов росписи, отработка техники выполнения мотивов росписи. Композиционные построения.

1

1

Подготовка заготовки к росписи.Выполнение росписи изделия.

1

1

Опрос

Пермогорская роспись.

Знакомство с историей возникновения росписи, традициями, мастерами росписи. Семантическое значение мотивов росписи.

1

1

Последовательность выполнения росписи изделия. Особенности композиционного построения. Крин. Цветовое решение росписи.

1

1

Изучение элементов росписи, отработка техники выполнения мотивов росписи. Композиционные построения.

1

1

Подготовка заготовки к росписи. Выполнение росписи изделия.

1

1

Практическая работа

Борецкая роспись.

Знакомство с историей возникновения росписи, традициями, мастерами росписи. Семантическое значение мотивов росписи.

1

1

Последовательность выполнения росписи изделия. Особенности композиционного построения. Дерево жизни. Цветовое решение росписи.

1

1

Изучение элементов росписи, отработка техники выполнения мотивов росписи. Композиционные построения.

1

1

Подготовка заготовки к росписи. Выполнение росписи изделия.

1

1

Наблюдение

Пучужская роспись .

Происхождение росписи и её особенности

1

1

Изучение элементов росписи. Постановка руки при росписи.

1

1

Изучение и освоение основных элементов росписи. Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге.

1

1

Составление композиций на бумаге.Работа в материале. Роспись небольшого деревянного изделия

1

1

Опрос

Ракульская роспись.

Знакомство с историей возникновения росписи, традициями, мастерами росписи. Семантическое значение мотивов росписи.

1

1

Последовательность выполнения росписи изделия. Особенности композиционного построения. Сороки. Цветовое решение росписи.

1

1

Изучение элементов росписи, отработка техники выполнения мотивов росписи. Композиционные построения.

1

1

Подготовка заготовки к росписи. Выполнение росписи изделия.

1

1

Практическая работа

Роспись изделия на свободную тему.

Выбор вида росписи и идеи композиции будущей работы. Работа с литературой и поиск информации в интернете.

1

1

Выполнение поисковых набросков. Подготовка заготовки к росписи.

1

1

Выполнение росписи изделия. Покрытие изделия лаком.

1

1

Выполнение росписи изделия. Покрытие изделия лаком.

1

1

Выставка

конкурс

Народное искусство в традиционной культуре хакасов.

1

1

Фигуративное прикладное искусство. Знакомство с особенностями  изображений на различных материалах.

1

1

Посещение краеведческого музея.Работа с готовыми образцами – изучение их особенностей.

1

1

Посещение краеведческого музея. Работа с готовыми образцами – изучение их особенностей.

1

1

Нанесение изображения на дерево.

1

1

Наблюдение

Декоративно-прикладное искусство хакасов.

1

1

Особенности организация жилого пространства.

1

1

Знакомство с изделиями из разных материалов: из дерева и бересты, кожаные изделия, войлочные изделия.

1

1

Съемные украшения хакасов. Художественная обработка металла.

1

1

Посещение краеведческого музея. Работа с готовыми образцами – изучение их особенностей.

1

1

Нанесение набросков на бумагу.

1

1

Наблюдение

Итоговое занятие. Просмотр.

1

1

Выставка.

1

1

72

21

51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

Дополнительная образовательная программа  «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» для детей 11-14 лет. Рассчитана на 3 года....

Программа "Роспись по дереву"

Для учащихся 8-15 лет....

Адресат дополнительной общеобразовательной программы "Художественная обработка дерева"

Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Роспись по дереву. Традиции и современность»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Роспись по дереву. Традиции и современность»Направленность: художественнаяВозраст: 10 - 17 летСрок реализации: 9 месяцев (144 ч...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Роспись по дереву. Волшебная кисточка»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Роспись по дереву. Волшебная кисточка»Направленность: художественнаяВозраст: 7-17 летСрок реализации: 9 месяцев (144 часа)Первы...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Роспись по дереву"

Предметом изучения в программе является технология работы с деревянными изделиями, которая дает возможность узнать историю возникновения национальных ремесел на Руси. Ребёнок, обучаясь по данной прогр...