Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебная древесина».
рабочая программа
Актуальность программы.
Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с природным материалом, это помогает овладеть основами разнообразной творческой деятельности, а также дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя мир декоративно-прикладного творчества. Дает возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Программа «Декоративно-прикладное творчество» направлена на развитие творческих способностей - процесс, который проходит все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Мир природы является поистине волшебным. Каждая веточка, каждый листочек таят в себе непередаваемое очарование. Но не только это характеризует живую природу. Из материала, который она нам дарит, можно сделать чудеса своими руками. Достаточно только увидеть, какая тайна кроется в каждом листочке, и подарить миру чудо. Изучение отдельных видов прикладного творчества привело к построению программы.
Природа и культура - это диалектические противоположности. С одной стороны, культура противостоит природе, поскольку это искусственная, а не естественная среда обитания человека. С другой стороны, культура находится в единстве с природой, поскольку в основе ее лежит природный элемент. К этому следует добавить, что природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. Природная среда оказывает влияние на характер занятий, способы деятельности человека, характер бытовой культуры, своеобразие искусств. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в создании декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены элементы технологии художественного выпиливания по дереву, выжигания, изготовление народных игрушек – каталок и заканчивая их представлением на выставках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_drevesina_2023_god.docx | 91.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Брединского муниципального района
Муниципальное казённое ощеобразовательное учреждение
«Брединская средняя общеобразовательная школа № 4».
РАССМОТРЕНО: На педагогическом совете. Протокол № 1 от «22» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор ________________________ Андрюкова Е.В. Приказ №36 от «24» августа 2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности
«Волшебная древесина».
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации: 2 года.
Год разработки программы: 2023 г.
Автор-составитель:
Митлевский Виталий Викторович
учитель технологии
п. Маяк 2023 год
Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» Место для ввода текста.
1.1 Пояснительная записка Место для ввода текста.
1.2 Цель и задачи программы Место для ввода текста.
1.3. Содержание программы Место для ввода текста.
1.3.1. Учебный план 1 год обучения Место для ввода текста.
1.3.2 Учебный план 2 год обучения Место для ввода текста.
1.4. Планируемые результаты Место для ввода текста.
1.4.1 Первый год обучения Место для ввода текста.
1.4.2 Второй год обучения Место для ввода текста.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» Место для ввода текста.
2.1. Календарный учебный график Место для ввода текста.
2.2. Условия реализации программы Место для ввода текста.
2.3. Формы аттестации Место для ввода текста.
2.4. Оценочные материалы Место для ввода текста.
2.5. Методические материалы Место для ввода текста.
2.6. Воспитательный компонент…………………………………………Место для ввода текста.
2.7. Список литературы Место для ввода текста.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами
Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» ;
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения.
Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»»// Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.
Данная программа дополнительного образования относится к программам художественно-эстетической направленности.
Уровень освоения содержания образования базовый.
Актуальность программы.
Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с природным материалом, это помогает овладеть основами разнообразной творческой деятельности, а также дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя мир декоративно-прикладного творчества. Дает возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Программа «Декоративно-прикладное творчество» направлена на развитие творческих способностей - процесс, который проходит все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Мир природы является поистине волшебным. Каждая веточка, каждый листочек таят в себе непередаваемое очарование. Но не только это характеризует живую природу. Из материала, который она нам дарит, можно сделать чудеса своими руками. Достаточно только увидеть, какая тайна кроется в каждом листочке, и подарить миру чудо. Изучение отдельных видов прикладного творчества привело к построению программы.
Природа и культура - это диалектические противоположности. С одной стороны, культура противостоит природе, поскольку это искусственная, а не естественная среда обитания человека. С другой стороны, культура находится в единстве с природой, поскольку в основе ее лежит природный элемент. К этому следует добавить, что природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. Природная среда оказывает влияние на характер занятий, способы деятельности человека, характер бытовой культуры, своеобразие искусств. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в создании декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены элементы технологии художественного выпиливания по дереву, выжигания, изготовление народных игрушек – каталок и заканчивая их представлением на выставках.
Отличительные особенности программы
Отличием данной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных природных материалов.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 10-14лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью 8-10 человек.
Объем программы: 72 часа.
Форма обучения: очная
Методы обучения:
- беседа
- дискуссии
- игры
- ролевые игры (деловые)
- тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
- системы последовательных заданий
- проекты
- демонстрация
- упражнение с объяснением и исправлением ошибок
- «делай как я»
Тип занятий:
1. Занятие сообщения и усвоения новых знаний.
2. Занятие повторения и обобщения полученных знаний.
3. Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.
4.Занятие применения знаний, умений и навыков.
5. Комбинированное занятие
Формы проведения занятий: беседа, практические занятия, эксперимент, наблюдение.
Срок освоения программы: 2 года.
Режим занятий. По программе планируется 1 занятие в неделю по 1 академическому часу.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы - художественно-творческое развитие воспитанников через овладения практическими навыками выполнения обработки древесины.
Задачи программы:
Образовательные
- Ознакомление с видами прикладного творчества, основанного на природном материале;
- Познакомить учащихся с основными приемами и навыками декоративной стилизации, фитодизайна, технологиями заготовки сырья, сушки растений, составления композиций.
- Научить детей правильно строить свою речь, излагать свои творческие
Личностные:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;
осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе.
4) ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
6) трудового воспитания:
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей;
ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического воспитания:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
Метапредметные:
В результате изучения у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Умения принятия себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
1год обучения
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | Вводное занятие. ПТБ. | 2 | 2 | - |
2 | Древесные материалы. Охрана природы. | 2 | 1 | 1 |
3 | Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной. Ознакомление. | 3 | 2 | 1 |
4 | Работа с древесиной. Знакомство с породами древесины. Выбор материала. | 3 | 2 | 1 |
5 | Выжигание. | 18 | 4 | 14 |
6 | Изготовление игрушек из древесины. | 14 | 1 | 3 |
7 | Выпиливание лобзиком. | 16 | 6 | 10 |
8 | Изготовление скворечников. | 12 | 3 | 9 |
9 | Заключительное занятие. | 2 | 2 | - |
ИТОГО | 72 | 26 | 46 |
Содержание 1 год обучения
1. Вводное занятие
Знакомство с кружком. Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работ. Деревянные конструкции в современном мире. Безопасность труда при деревообработке, технология безотходного производства.
2. Древесные материалы
Основные породы древесины, применяемой в деревянных конструкциях: мебели, архитектуре, народных промыслов. Охрана леса. Природосберегающие технологии.
3. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной
Знакомство с деревообрабатывающим инструментом. Ручной электроинструмент для обработки древесины.
Практическая работа.
Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений.
4. Работа с древесиной. Знакомство с породами древесины. Выбор материала.
Пороки древесины. Виды древесины. Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. Припуск на торцевание и усушку. Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание по лекальным линиям.
Практическая работа.
Чтение чертежа и изготовление по нему детали. Технология изготовления деталей. Изготовление деталей.
5. Выжигание. Знакомство с прибором, правила электробезопасности, подготовка материалов, Выжигание по контуру, силуэтное, декоративное, выжигание рисунка по образцу.
6. Изготовление игрушек из древесины. Изготовление подарка игрушки-каталки. Правила работы при пилении столярной ножовкой, при сверлении древесины, технология изготовления и декорирования (можно выжиганием).
7. Выпиливание лобзиком. Охрана труда, технические приёмы выпиливания лобзиком, Технология изготовления прорезных изделий. Материалы, инструменты и приспособления.
8. Изготовление скворечников. Знакомство с различными конструкциями скворечников, виды материалов, приёмы работы, технология изготовления.
9. Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка за год. Выставка поделок. План работы на следующий год.
1.3.2. Учебный план 2 год обучения
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | Вводное занятие. ПТБ. | 2 | 2 | - |
2 | Художественное выжигание. | 12 | 3 | 9 |
3 | Деревообработка. Точение на токарном станке. | 20 | 5 | 15 |
4 | Выпиливание лобзиком. | 16 | 3 | 13 |
5 | Деревообработка. Изготовление шкатулок | 18 | 4 | 14 |
Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
ИТОГО | 70 | 19 | 51 |
Содержание 2 год обучения
1. Вводное занятие
Цели и задачи работы кружка на год. Обсуждение плана работ. Безопасность труда при деревообработке, при работах на токарном станке. Технология безотходного производства.
2. Художественное выжигание. Правила электробезопасности, подготовка материалов. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Основные приёмы выжигания. Техника выполнения выжигания различных изделий. Отделка изделия. Изготовление художественного изделия и декорирование его выжиганием.
3. Деревообработка. Точение на токарном станке. ПТБ при работе на токарном станке. правила безопасности труда при работе в мастерских; материалы и инструменты, приемы обтачивания конических и фасонных поверхностей деталей на токарном станке правила и приемы заточки токарных резцов, терминологию ручных и станочных работ
4. Выпиливание лобзиком. Охрана труда, технические приёмы выпиливания лобзиком, Технология изготовления домовой резьбы. Материалы, инструменты и приспособления.
5. Деревообработка. Изготовление шкатулок.
9. Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка за год. Выставка поделок.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения.
№ п/п | кол-во | дата | Тема | Основные вопросы |
2 | Вводное занятие. ПТБ. | - Правила: - поведения и техника безопасности; - пожарной и электробезопасности; - задачи на год | ||
2 | Древесные материалы. Охрана природы | |||
2 | Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной. Ознакомление. | - Основные свойства материалов; - характеристики инструмента и приспособлений. | ||
2 | Работа с древесиной. Знакомство с породами древесины. Выбор материала. | Древесина: - основные свойства и пороки; - характеристика пород; - фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы | ||
Выжигание (18ч.) | ||||
2 | Вводное занятие. Основы материаловедения для художественных работ из дерева Инструменты, приспособления для выполнения работ. Выжигательный аппарат, возможность его использования для работы | Правила: - поведения и техники безопасности; - пожарной и электробезопасности при производстве художественных изделий из дерева. - Основные свойства и пороки древесины; - отделочные материалы; - нетрадиционные материалы. - Подготовка материалов; - Инструменты и приспособления для выжигания - Основные требования к инструменту; - уход за инструментом. Подготовка аппарата к работе. | ||
2 | Основы композиции. Подготовка инструмента к работе. | Основные принципы композиции; - форма и конструкция изделия. | ||
2 | Основные приёмы выжигания. Техника выполнения выжигания различных изделий | Подготовка материалов; перевод рисунка; - приёмы выжигания. | ||
4 | Контурное выжигание. | - Освоение приёмов выжигания. - перевод рисунка; - приёмы выжигания;. - Отделочные материалы; - нетрадиционные материалы; | ||
4 | Силуэтное выжигание. | - Совершенствование приёмов выжигания | ||
2 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | |||
2 | Отделка изделия. Окончательная отделка изделия | - устранение дефектов; -Отделочные материалы; - нетрадиционные материалы; | ||
Изготовление игрушек из древесины 14ч. | ||||
2 | Игрушки – каталки. Из истории. Эскизирование. | |||
2 | Выбор материалов и инструментов. Подготовка материала | |||
6 | Изготовление деталей | |||
2 | Сборка изделия | |||
2 | Художественное оформление изделия | |||
Выпиливание лобзиком 14ч. | ||||
2 | Вводное занятие Охрана труда при производстве художественных изделий. Основы материаловедения. | Правила: - поведения и техники безопасности; - пожарной и электробезопасности; - пром. санитарии и личной гигиены; - задачи на год. , | ||
2 | Основы материаловедения | Древесина: - основные свойства и пороки; - характеристика пород; - фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы | ||
2 | Виды резьбы по дереву. Выпиливание лобзиком – разновидность оформления изделия. Материалы, инструменты и приспособления. | - Основные свойства материалов; - характеристики инструмента и приспособлений | ||
4 | Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. Работа над конструкцией изделия. | - народные художественные традиции; - виды и особенности резьбы; - источники орнаментальных узоров. | ||
4 | Конструирование различных изделий. Техника выполнения различных конструкций изделий. Отделка изделия | Особенности работы лобзиком; - источники и особенности узоров для выпиливания. | ||
Изготовление скворечников 18 | ||||
2 | Скворечник. Историческая справка. Подбор материалов и инструментов. ПТБ | -повторить правила безопасности при пилении лобзиком и столярной ножовкой, а также при сверлении древесины. -природоохранные мероприятия | ||
2 | Чертёж и размеры конструкции. Нанесение разметки на материал | -разметка карандашом, линейкой и угольником | ||
4 | Изготовление деталей изделия | -распилить заготовки по разметкам -первоначальная обработка заготовок -чистовая обработка заготовок | ||
2 | Сборка, подгонка деталей изделия | -предварительная сборка -подгонка с помощью напильника -Соединение деталей саморезами и гвоздями | ||
3 | Художественное оформления скворечника. | -оформление скворечника | ||
3 | Установка скворечников | - правила монтажа | ||
Заключительный урок | ||||
2 | Подведение итогов | - выставка поделок | ||
-план работы на следующий год | ||||
72 |
Календарно-тематическое планирование
2 год обучения
№ п/п | кол-во | дата | Тема | Основные вопросы |
2 | Вводное занятие. ПТБ. | - Правила: - поведения и техника безопасности; - пожарной и электробезопасности; - задачи на год | ||
Художественное выжигание. 12 ч. | ||||
2 | Знакомство с техникой художественное выжигание. ПТБ | - Подготовка материалов; | ||
2 | Основные приёмы выжигания | -техника выполнения выжигания различных изделий | ||
4 | Изготовление художественного изделия | - Форма и конструкция изделия; - назначение и виды орнамента; - симметрия; - изделия со сложным орнаментом. | ||
2 | Технология декорирования художественных изделий | - Подготовка материалов; - перевод рисунка; - приёмы выжигания; - способы соединения деталей; - сборка изделия; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. | ||
2 | Окончательная отделка изделия | - Отделочные материалы; - нетрадиционные материалы; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. | ||
Деревообработка. Точение на токарном станке 20 ч | ||||
2 | История токарного станка. ПТБ Подготовка инструмента, виды резцов. Правка инструмента. Правила пользования измерительным инструментом. | Правила: - поведения и техники безопасности; - пожарной и электробезопасности при работах на токарном станке, опасности при работе на станке, рабочая поза -штангенциркуль, кронциркуль, линейка | ||
2 | Устройство токарного станка. Тренировочные упражнения по шаблонам | -частичная разборка и сборка станка -применение при точении | ||
2 | Правила закрепления заготовки в станке. Точение тел вращения | -приёмы обтачивания конических и фасонных поверхностей | ||
12 | Изготовление изделий ДПИ с элементами точения | -однодетальные изделия - по индивидуальному плану | ||
2 | Финишная обработка изделия | - декоративная обработка изделия | ||
Художественное выпиливание лобзиком 16ч | ||||
2 | Вводное занятие Охрана труда при производстве художественных изделий. Основы материаловедения. | Правила: - поведения и техники безопасности; - пожарной и электробезопасности; - пром. санитарии и личной гигиены; - задачи на год. , | ||
2 | Художественно-эстетические Основы выпиливания лобзиком. | - Конструкция, форма изделия; - фурнитура; - виды орнамента применяемые в работах лобзиком. | ||
2 | Работа над конструкцией изделия. | - Основные принципы композиции; - форма и конструкция изделия; - работа над проектом; - фурнитура, её изготовление, установка. | ||
4 | Построение орнамента. | - Назначение и виды орнамента; - симметрия; - орнаметальные розетты и полосы; - сетчатый орнамент | ||
6 | Конструирование различных изделий. Техника выполнения различных конструкций изделий. Отделка изделия | - Плоские, объёмные изделия; - изделия округлой формы; - изделия со сложным орнаментом. - Плоские изделия; - объёмные изделия. | ||
Изготовление шкатулок 18 ч | ||||
2 | Шкатулки. Историческая справка. Подбор материалов и инструментов. ПТБ | -повторить правила безопасности при пилении лобзиком и столярной ножовкой, а также при сверлении древесины. -природоохранные мероприятия | ||
4 | Чертёж и размеры конструкции. Нанесение разметки на материал | -разметка карандашом, линейкой и угольником | ||
4 | Изготовление деталей изделия | -распилить заготовки по разметкам -первоначальная обработка заготовок -чистовая обработка заготовок | ||
4 | Сборка, подгонка деталей изделия | -предварительная сборка -подгонка с помощью напильника -соединение деталей на клею | ||
4 | Художественное оформления шкатулок. | -оформление шкатулки | ||
Заключительное занятие | ||||
4 | Подведение итогов года | - выставка поделок, план работы на следующий год | ||
72 | ||||
1.4. Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;
осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе.
4) ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
6) трудового воспитания:
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей;
ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического воспитания:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Умения принятия себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;
грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой технологией.
сравнивать и анализировать свойства материалов;
классифицировать технику, описывать назначение техники;
объяснять понятия «техника», «машина», «механизм», характеризовать простые механизмы и узнавать их в конструкциях и разнообразных моделях окружающего предметного мира;
характеризовать предметы труда в различных видах материального производства;
называть и характеризовать машины и механизмы;
конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;
разрабатывать несложную технологическую, конструкторскую документацию для выполнения творческих проектных задач;
решать простые изобретательские, конструкторские и технологические задачи в процессе изготовления изделий из различных материалов;
предлагать варианты усовершенствования конструкций;
характеризовать предметы труда в различных видах материального производства;
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития.
приводить примеры развития технологий;
приводить примеры эстетичных промышленных изделий;
называть и характеризовать народные промыслы и ремёсла России;
называть производства и производственные процессы;
называть современные и перспективные технологии;
оценивать области применения технологий, понимать их возможности и ограничения;
называть и характеризовать виды транспорта, оценивать перспективы развития;
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
указать год обучения
Начало учебных занятий для обучающихся(в текущем учебном периоде)4 сентября 2023 г.
Окончание(в текущем учебном периоде)20 мая 2024 г.
Продолжительность учебного года36
Количество часов в год 72
Продолжительность и периодичность занятий: 2 раза в неделю по 45 минут
Промежуточная аттестация: 1 раз в четверть
Выходные дни: суббота, воскресенье
Объем программы: 144
Срок освоения программы: 2 года.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
- Кабинет (хорошо освещенный).
- Учебное оборудование (комплект мебели).
- Материалы: древесина разных пород (фанера, ДВП, ДСП).
- Инструменты: нож-косяк, плоские и полукруглые стамески, ножовки, рубанки, топорик, тиски, плоскогубцы, ручные лобзики
- Наглядные пособия (образцы изделий).
- Дидактический материал (рисунки, схемы, эскизы, раздаточный материал)
- Подборка информационной и справочной литературы.
- Материалы для работы (карандаши, бумага, линейки, фломастеры, кнопки, резинки, скрепки, копирка, ножницы, клей, кисти, лак, морилка, краски).
Методическое обеспечение
- Наличие утвержденной программы.
- Методические разработки по модулям программы.
- Наглядные пособия, образцы изделий.
- Специальная литература (журналы, книги, пособия, справочная литература).
- Диагностический инструментарий.
Организационное обеспечение
- Необходимый контингент учащихся.
- Соответствующее требованиям расписание занятий.
- Родительская помощь.
- Связь с выставочными залами, общественностью, школами.
2.3. Формы аттестации.
1.Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).
2. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.
3. Анкетирование.
4. Проект.
5. Педагогическая диагностика.
6. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
17. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
8. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
9. Групповая оценка работ.
10. Тематические кроссворды.
11. Собеседование.
12. Деловые игры.
13. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).
2.4. Оценочные материалы.
Система контроля основана на следующих принципах:
1. Объективности(научно обоснованное содержание тестов, заданий, вопросов и т.д.; адекватно установленные критерии оценивания; одинаково справедливое отношение педагога ко всем обучающимся).
2. Систематичности(проведение контроля на всех этапах обучения при реализации комплексного подхода к диагностированию).
3. Наглядности, гласности (проведение контроля всех обучаемых по одним критериям; оглашение и мотивация оценок; составление перспективных планов ликвидации пробелов).
Работа учащихся, оценивается по результатам освоения программы (высокий, достаточный, средний, низкий и нулевой уровни). По предъявлению знаний, умений, навыков, возможности практического применения в различных ситуациях – творческого использования.
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (++):Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный (+):Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.
Средний (-):Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.
Низкий (--):Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь
Нулевой (0): Полное отсутствие навыка
Умение проектировать по образцу
Высокий (++):Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (+):Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.
Средний (-):Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--):Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения
Умение конструировать по пошаговой схеме
Высокий (++):Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Достаточный (+):Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.
Средний (-):Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--):Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения.
2.6. Воспитательный компонент
Основными формами воспитания могут быть: беседа, практическое занятие, мастер – класс, творческая встреча, защита проектов, деловая игра, экскурсия, тренинги, туристские прогулки, походы и другие формы взаимодействия обучающихся.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания:
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросы.
2.7. Список литературы.
Список литературы для педагогов
1. Программа по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы /под редакцией Н.В.Евстигнеева / - к.п.нЮ.В.Максимов /М. «Просвещение», 1992 г.
2.Программа. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / научный руководитель Б.М. Неменский/ М. «Просвещение», 1994 г.
3. Программа. Основы народного и декоративно-прикладного искусства / научный руководитель Т.Я. Шпикалова / М.: «Просвещение», 1996 г.
4. Программа. Трудовое обучение «ТЕХНОЛОГИЯ» /под редакцией Ю.Л. Хотунцева и В.Д.Симоненко /М. «Просвещение», 1996 г.
5. Программа. Факультативный курс по искусству в общеобразовательных школах 5-11 классы / под редакцией Н.В.Евстигнеева / «Декоративно-прикладное искусство» - Л.Г.Савенкова / М. «Просвещение», 1991 г.
6. Программа. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы/ Программа профессиональных проб - общая научная редакция д.п.н., проф. С.Н.Чистякова / М. «Просвещение», 1994 г.
7. Семенцов А.Ю. «Резьба по дереву». - Минск: «Современное слово», 2002.
Список литературы для обучающихся
1. Абросимова А.М. , Каплан Н.И. , Митлянская А. «Художественная резьба по дереву, кости, рогу». М., 1984 г.
2. Афанасьев А.Ф. «Резьба по дереву». - М.: «Культура и традиции», 1999.
3. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1992.
4. Гусарчук Д.М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву», Москва ,1985г.
5. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву - Мн. «Современное слово», 2002 г.
6. Хворостов А.С. «Чеканка, инкрустация, деревообработка». - М.: «Просвещение», 1985.
Список интернет-ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокал»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаХудожественно-эстетической направленности «Вокал»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Задоринка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Задоринка"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Унисон»
Рабочая программа вокального кружка «Унисон». Срок реализации программы 4 года. Занятия коллективные, индивидуальные.Программа представлена в виде курса специальных музыкальных занят...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебный мир искусств»
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстника...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Театр моды «Вдохновение»
Работа по курсу кружка «Театр моды «Вдохновение» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также мышления, воображения детей с ограниченными воз...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокальное пение»
Направленность образовательной общеразвивающей программы кружка «Вокальное пение»: художественно-эстетическая, вокально-исполнительская деятельность.Актуальность программы Музыкальное обра...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В мире танца»
Система дополнительного образования – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического...