Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Роспись по дереву"
рабочая программа
Предметом изучения в программе является технология работы с деревянными изделиями, которая дает возможность узнать историю возникновения национальных ремесел на Руси. Ребёнок, обучаясь по данной программе, получает возможность самостоятельно открывать для себя новый мир декоративно-прикладного творчества. Занятия по данной программе способствуют развитию не только знаний о народных художественных промыслах, но и умению работать кистью, красками. У обучающихся детей формируется художественное мышление, чувство ритма и композиции, дети имеют возможность украшать конкретные изделия и видеть результат своей работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 467
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО на Педагогическом совете (протокол от 31.08.2021г. №1) | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 467 Санкт-Петербурга И.В. Домничева Приказ от 31.08.2021 г. № 359 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»
Направленность: художественная
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 8 - 15 лет
Разработчик:
Павлова Любовь Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2021 г.
Разработка дополнительной образовательной общеразвивающей программы осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Нормативные акты | |
Основные характеристики программ | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 12, ст. 75) |
Порядок проектирования | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, ст. 47, ст. 75); Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; Распоряжение Комитета по Образованию правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2017 г. № 617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по Образованию» |
Условия реализации | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1, 2, 3, 9 ст. 13; п. 1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст. 33, ст. 34, ст. 75); СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28); Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" |
Содержание программ | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст. 12; п. 1, п. 4 ст. 75); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей/распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р |
Организация образовательного процесса | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 15, ст. 16, ст. 17; ст. 75) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28); Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" |
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа направлена на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре, а также создание условий для познания обучающимися народного ремесла росписи по дереву и освоение основных приёмов работы в различных материалах и техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребёнка. Искусство росписи по дереву имеет многовековые традиции. Каждый из его видов отличается своеобразием художественно-стилистических черт, основанных на особенностях исторических, экономических, природных условий развития.
Издавна сложившиеся способы художественной обработки материала, специфика трактовки образов и характера изделий развиваются современными мастерами.
Направленность: художественная.
Актуальность:
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.
Целесообразность:
Основа художественного ручного труда даёт богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна.
Предметом изучения в программе является технология работы с деревянными изделиями, которая дает возможность узнать историю возникновения национальных ремесел на Руси.
Новизна:
Ребёнок, обучаясь по данной программе, получает возможность самостоятельно открывать для себя новый мир декоративно-прикладного творчества, познакомиться с палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
В образовательную программу собраны традиционные виды росписи и краткая историческая справка. Изучая основы ремесла декоративной росписи, осваивая традиционные приемы, дети проникают в глубину народной культуры и обогащают свой внутренний мир. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность.
Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Педагог должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым, прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.
Художественно-эстетическое воспитание направлено на формирование ценностного отношения школьника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить их не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры, приобщиться к национальным искусствам России.
Особо остро в последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у обучающихся художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Тема ручного труда становиться актуальной, ведь современные воспитанники практически не занимаются развитием творческого воображения, не получают определенных навыков.
Практическая значимость
Программа имеет практическую значимость, т.к. дети имеют возможность украшать конкретные изделия и видеть результат своей работы.
Роспись по дереву требует от ребенка усидчивости, терпения, что способствует развитию его личности, воспитанию характера. При украшении деревянных изделий формируется целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.
Занятия по данной программе способствуют развитию не только знаний о народных художественных промыслах, но и умению работать кистью, красками. У обучающихся детей формируется художественное мышление, чувство ритма и композиции.
Программой предусмотрено последовательное усложнение приёмов и элементов народной росписи, самостоятельные творческие задания, где дети пытаются преодолеть трудности самостоятельно. Задания составлены исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В упражнениях, связанных с изобразительной деятельностью, дети на протяжении всего курса обучения учатся организовывать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета и формы. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.
Цель программы направлена на гармоничное, эстетическое воспитание детей, на бучение их различным видам художественной росписи по дереву.
Задачи заключаются в следующем:
- Раскрыть истоки народного творчества и роль художественно-прикладного искусства в жизни общества.
- Сформировать представление о народном мастере, как творческой личности, духовно связанной с культурой родного края.
- Приучать к правильному использованию специальной терминологии, относящейся к живописи, росписи по дереву.
- Развить художественно-творческие способности учащихся.
- Привить любовь к традиционному народному искусству.
- Содействовать развитию у ребенка нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, ответственности, стремления к совершенству своих умений.
Основная идея программы – освоение технологии народных ремесел в рамках изучения материальных и духовных традиций коренных народов, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями.
Содержание программы предусматривает ознакомление обучающихся с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедением для художественных работ, с технологией обработки изделий.
Адресность программы:
Программа предназначена для внедрения в практику работы с детьми от 8 до 15 лет и нацелена на формирование у воспитанников ценностного отношения к личности, интереса к декоративно – прикладному творчеству.
Условия реализации программы определяются на основании уровня и освоения, и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей обучающихся и требования СанПиН 2.4.3648-20, Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Образовательная деятельность в 2021-2022 учебном году будет осуществляться в соответствии со «Стандартом санитарно-гигиенической безопасности, в целях противодействия распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (C0VID-19)».
Исходя из сложившихся условий и соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, в целях организации безопасного образовательного пространства предполагается, что реализация дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Роспись по дереву» будет осуществляться как в аудиторной (очной), так и внеаудиторной форме (прогулки на территории образовательного учреждения), а также с использованием возможностей электронного обучения и дистанционных технологий.
Формы проведения аудиторных занятий остаются традиционными: комбинированное занятие, практическое занятие, мастер-класс, занятие-экскурсия.
Внеаудиторные занятия с использованием электронных образовательных форм:
- видеоуроки, лекции, мастер-классы; видеопросмотр занятий,
- цифровые тесты, позволяющие обучающимся и педагогам осуществлять диагностические процедуры;
- адресные консультации со стороны педагога;
- видеозапись мастер-классов с демонстрацией последовательности действий по достижению необходимого предметно-практического результата.
Теоретическое содержание программы реализуется в основном с использованием электронных образовательных форм.
Предполагается широкое использование организации разнообразных форм самостоятельной работы, направленной на выполнение учебных и творческих заданий педагога.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с требованиями Роспотребнадзора с целью обеспечения режима социальной дистанции одновременно в учебном помещении могут находиться обучающиеся из одного класса.
Возможно проведение занятий по модульному расписанию по подгруппам, когда подгруппа численностью до 8 человек занимается с педагогом аудиторно, вторая подгруппа выполняет самостоятельную работу по заданию педагога внеаудиторно.
Режим занятий
Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год:
- 144 часов, 2 раза в неделю по 2 часа аудиторные занятия в штатном режиме;
- во внештатном режиме 1 раз в неделю по 1 часу - аудиторные занятия для каждой подгруппы, остальное внеаудиторные занятия с использованием электронных форм обучения и организации самостоятельной работы.
Наполняемость: 1 год – 15 человек.
Условия набора: Группа формируются на основании заявлений от родителей или законных представителей.
Требование к уровню освоения программы:
Базовый – освоение прогнозируемых результатов программы, презентация результатов на уровне образовательной организации, района, города. Участие обучающихся в районных и городских мероприятиях. Наличие призеров и победителей в районных конкурсных мероприятиях.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09.2021 | 25.05.2022 | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2 академических часа |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Пучужская роспись | 72 | 22 | 50 | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности |
2. | Городецкой роспись | 72 | 22 | 50 | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности организация выставок |
Итого: | 144 | 44 | 100 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
| |||||
1. | Происхождение росписи и её особенности | 8 | 8 | 0 | Вводный контроль: опрос обучающихся |
2. | Изучение элементов росписи. Постановка руки при росписи. | 10 | 4 | 6 | Текущий контроль: опрос обучающихся |
3 | Изучение и освоение основных элементов росписи | 10 | 2 | 8 | Текущий контроль: опрос обучающихся |
4. | Составление композиций на бумаге. Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге. | 10 | 2 | 8 | Текущий контроль: опрос обучающихся |
5 | Подготовка материла к работе: ошкуривание, грунтовка, шлифовка. | 10 | 2 | 8 | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности |
6. | Работа в материале. Роспись небольшого деревянного изделия | 24 | 4 | 20 | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности |
72 | 22 | 50 | |||
| |||||
1. | Изучение Городецкой росписи. Особенности. (подмалевок, теневка, оживки, цветы, листья, люди, кони, птицы) | 10 | 4 | 6 | Текущий контроль: опрос обучающихся |
2. | Освоение элементов росписи, разновидностей растительных мотивов. Листочки. | 6 | 2 | 4 | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности |
3. | Ленточный орнамент. | 4 | 2 | 2 | Текущий контроль: опрос обучающихся |
4. | Составление композиции на бумаге. Ягоды. Цветы – бутоны. Розы-купавки. Поставец. Купавка и бутон Городецкая роза Птицы. Роспись тарелки. Изображение коней. | 28 | 6 | 22 | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности |
5. | Копирование основных элементов Городецкой росписи на бумаге. | 10 | 2 | 8 | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности |
6. | Роспись разделочной доски/Подноса. Работа в материале. | 10 | 2 | 8 | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности |
7. | Итоговое занятие. Итоговая работа. Самостоятельный выбор одного из видов росписи для выполнения в материале. | 4 | 0 | 4 | Организация выставки работ обучающихся |
72 | 22 | 50 | |||
ИТОГО: | 144 | 44 | 100 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Раздел, тема | Форма заня тий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Методичес кий и дидактичес кий материал | Техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов по каждой теме, разделу |
1. | Пучужская роспись по дереву | аудиторная | беседы, разъяснения, показ эскизов, выполненных педагогом, рассматривание и изучение цветных композиций росписи из альбомов и книг, изучение композиций деревянных изделий, выполненных мастерами | эскизы по росписи, выполненные педагогом, цветные альбомы и книги по художественной росписи, расписные деревянные изделия, выполненные мастерами, аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи. | учебная аудитория, кисти колонковые №1, 2, 3, беличьи №2,3, 5, пони №6,7,8 гуашь художественная 12 цветов, бумага формата А6, А4, деревянные изделия-заготовки для росписи, лак для покрытия деревянных изделий, демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели | Вводный контроль: опрос обучающихся. Текущий контроль освоения навыков практической деятельности проведения, опрос обучающихся |
2. | Городецкая роспись по дереву | аудиторная | разъяснения, показ эскизов, выполненных педагогом, рассматривание и изучение цветных композиций из альбомов и книг, изучение композиций деревянных изделий, выполненных мастерами | эскизы по росписи, выполненные педагогом, цветные альбомы и книги по художественной росписи, расписные деревянные изделия, выполненные мастерами, аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи. | учебная аудитория, кисти колонковые №1, 2, 3, беличьи №2,3, 5, пони №6,7,8 гуашь художественная 12 цветов, бумага формата А6, А4, деревянные изделия-заготовки для росписи, лак для покрытия деревянных изделий, демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели | Текущий контроль освоения навыков практической деятельности проведения, опрос обучающихся, организация выставок |
Методическое обеспечение программы
Формы занятий, планируемые по разделам
Разнообразные формы проведения занятий – вводное, повторение практическое, занятие – ознакомление с новым материалом, обобщение и контроль полученных знаний, комбинированные – соединяют в себе различные виды деятельности (познавательная, игровая, конструктивно – практическая, исследовательско – поисковая).
Для проведения занятий используются индивидуальные, коллективные, групповые формы работы.
Коллективная работа способствует не только разностороннему коммуникативному развитию учащихся, но и формированию нравственных качеств ребят. Дружно творить – вот что помогает детям получать для себя знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с коллективом. Распределение обязанностей и поручений надо таким образом, чтобы статус личности и взаимоотношения между лидером, активистами, исполнителями, отдельными детьми не был ущемлён.
Для реализации программы применяются: занятия – беседы, занятия – соревнования (конкурсы, викторины, турниры); занятия – фантазии (сказка, сюрприз); экскурсии; занятия – игра (кроссворды, сканворды, словесные игры); выставки, праздники, открытые занятия для родителей.
Формы подведения итогов по программе
Формами подведения итогов являются участие школьников в выставках, открытых занятиях, массовых мероприятиях. Хорошими показателями эффективности программы являются – достойный уровень общего развития ребёнка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Вводный контроль осуществляется на первом году обучения в начале учебного года, и также на втором году обучения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Основные формы - устный опрос и контроль освоения навыков практической деятельности.
Итоговый контроль: итоговый контроль проводится с 15 по 25 мая согласно графику (расписанию). Основной формой проведения итогового контроля является презентация творческих работ обучающихся, организация выставок. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля.
Критерии оценок
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность.
Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчётных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
Промежуточная и итоговая аттестация
№п\п | Сроки проведения | Контроль знаний, умений навыков | Форма проведения итогов |
1 полугодие | Знание правил композиции Умение работать с цветом Освоение элементарных навыков ремесла. | Зачёт за счёт аудиторного времени Творческий просмотр работ | |
2 полугодие | -практическая работа -теоретическая грамотность -правильное использование материалов, -оригинальность художественного образа, -творческий подход, -соответствие и раскрытие темы задания - качество исполнения | Отчётные выставки |
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
ГУАШЬ - водяная краска. Отличается от акварели примесью белил и большой кроющей способностью. Гуашью работают на бумаге и картоне.
КОМПОЗИЦИЯ - сочинение, составление, расположение – структурное построение художественного произведения, соединение всех его компонентов в единое целое.
ПАЛИТРА – тонкая доска, кусок бумаги, блюдце или керамическая плитка, на которой живописец смешивает краски.
ПАННО – живописное произведение декоративного характера, предназначенное для украшения интерьера или фасада здания.
ЭСКИЗ – предварительное изображение ( набросок), передающее самые общие черты будущего произведения. Подготовительный набросок воплощает замысел основными композиционными средствами.
ОРНАМЕНТ – узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или изобразительные элементы.
ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными качествами и предназначенных не только для удовлетворения практических потребностей, но и для украшения домов, парков.
ЦВЕТ – одно из основных средств изобразительного искусства.
ХУДОЖНИК – творческая личность, мастер, ведущий творческую работу в области изобразительных искусств.
ОЖИВКА – в современной Городецкой росписи – завершающий этап работы над цветочным узором. Сделать оживку – значит сделать более выразительным каждый элемент узора, используя темную краску или белила. кистью прописываются контуры лепестков, прожилки листьев, подчеркивается ритм тычинок. С этой целью в росписи применяются условные приемы начертания декоративных элементов (дужки, точки и т.д).
РИТМ – определенная упорядоченность однохарактерных элементов, создаваемая законченным повторением их.
Принципы освоения программы
- наглядность;
- посильность работ;
- системность;
- сотрудничество детей и взрослых;
- целостность;
- развитие у детей желания к самопознанию;
- возрастной и индивидуальный подход;
- актуальность;
- прогностичность;
- практическая значимость
Каждое занятие включает в себя, как правило, теоретическую часть, практическую часть, показ, объяснение. Занятия росписью состоят из следующих этапов:
- эскиз
- работа в цвете
- графическая обводка
- выставка – экспертиза работ учащихся
Методы преподавания включают в себя: беседы, разъяснения, показы, походы в краеведческий музей и библиотеки города, экскурсии с выездом на художественно-промышленные предприятия (г.Городец, г.Семенов), практические работы с краской, деревом, рассматривание работ мастеров и т.д.
Чтобы выполнить практическое задание, обучающиеся должны понять его сущность, в какой последовательности оно будет выполняться, какие приемы, средства и инструменты требуются. При работе следует поощрять самостоятельность в принятии решения, проявление фантазии.
Объяснение теоретического материала, практических заданий сопровождается демонстрацией наглядных пособий.
Формы подведения итогов реализации программы
- правильно и хорошо оформленные работы в дальнейшем применяются в качестве наглядных пособий;
- участие в конкурсах, выставках, презентациях;
- создание и участие в проектах, коллективные работы;
- ведение фотоальбома
- наблюдение, тестирование, опрос, ролевые игры, мастер – класс;
- организация выставок.
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:
- светлое, просторное помещение. Его оформление должно удовлетворять требованиям эстетики.
- дидактический, методический материалы
- инструкции и плакаты по технике безопасности
- экспозицию: лучшие работы обучающихся, их дипломы, грамоты
- финансовая помощь для поездок на предприятия художественных промыслов.
Планируемые результаты.
К концу обучения обучающиеся должны знать:
- Правила техники безопасности
- Названия основных и составных цветов
- основные понятия и термины в области декоративной росписи по дереву и ремесла
- Знать основные принципы композиции росписи по дереву
- Знать историю изучаемой росписи и её особенности
Должны уметь:
- Правильно организовать свое рабочее место
- Уметь решать художественно – творческие задачи, пользоваться образцом
- Уметь применять изученные техники декоративной росписи по дереву для воплощения замысла
- Уметь работать с различными материалами
- Овладеть навыками заполнения объемной формы узором
- Навыками ритмичного заполнения поверхности
- Проявлять творческую инициативу, понимание выразительности и цветового и композиционного решения
- Уметь анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
Формы проведения итогов реализации образовательной программы:
Знания и умения детей проверяются с помощью тестирования, проведения зачетов по каждой теме. В течение учебного года оформляются выставки творческих работ.
Требования к уровню освоения программы. Базовый уровень – освоение прогнозируемых результатов программы, презентация результатов на уровне образовательной организации, района, города. Участие учащихся в районных и городских мероприятиях. Наличие призеров и победителей в районных конкурсных мероприятиях.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пучужская роспись по дереву.
- Происхождение росписи и её особенности
Принцип обучения: от простого к сложному, от изучения основных элементов росписи и упражнений на повтор до занятий на импровизацию. Основные элементы народной росписи. Инструменты и художественные материалы. Организация рабочего места. Техника безопасности и правила поведения. Пробные упражнения, постановка руки.
- Изучение элементов росписи. Постановка руки при росписи.
Роспись по дереву – одно из направлений украшения предметов быта.
Промысел, его история, показ образцов, выполненных народными мастерами, или их изображений, с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи — прямых и волнистых линий, и штрихов. Знакомство с простым геометрическим орнаментом. Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия. Повторение предложенных узоров в квадратах. Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах. Упражнения на повтор представленных на образцах элементов росписи. Все спиралевидные элементы воспроизводятся без отрыва руки. Знакомство с ленточным орнаментом. Обратить внимание на то, что при явной простоте геометрического узора он, благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба (размера), дает широкий простор для построения разнообразных орнаментов. Нанести границу полосы, а затем при помощи или кисти воспроизвести орнамент черной краской.
- Изучение и освоение основных элементов росписи. Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге.
- Составление композиций на бумаге. Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге. Освоение традиционных орнаментов. Показ построений орнаментов
Обратить внимание на ритмическое чередование элементов узора.
По намеченным линиям скопировать элементы узора и заполнить закладку с орнаментом.
Декоративное оформление поставка геометрическим орнаментом. Необходимо заострить внимание детей на том, что орнамента отдельно от предмета, на котором он расположен, не бывает. Расположение и характер орнамента определяются формой вещи. Показ рисунков короба, элементов геометрического орнамента, из которого построен декор. Пояснения хозяйственного предназначения различных предметов крестьянской жизни — поставок, короб, солонок, туесов и т. п.
- Подготовка материала к работе: ошкуривание, грунтовка, шлифовка.
- Работа в материале.
Составить геометрический орнамент и расписать поставок. Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге.
Подготовка материла к работе: ошкуривание, грунтовка, шлифовка.
Работа в материале. Роспись небольшого деревянного изделия
Городецкая роспись.
1. Изучение Городецкой росписи. Особенности.
Освоение простейших элементов городецкой росписи: дуг, капелек, спиралек, штрихов, точек и скобочек.
Все элементы городецкой росписи дети рисуют сразу кистью, без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы получить дугу красивой формы, ее начинают аккуратно прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем к середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности.
2. Освоение элементов росписи, разновидностей растительных мотивов. Листочки. Знакомство с художественным элементом городецкой росписи — «листочком». Обратить внимание на различную форму листьев, ритмичность их чередования и количество элементов узора. Листочки обычно объединяют в группы из трех, пяти и более штук, как бы вырастающих из одного стебля. Центральный лист, как правило, всегда намного больше боковых. Нередко листочки присутствуют в узоре парами, в этом случае они обычно одинакового размера. Изучение порядка выполнения работы. Последовательность росписи та же, что и в предыдущих случаях: сначала - общий контур, имеющий вид листовидного пятна, затем теневка и оживка его при помощи тонких штрихов. Прорисовка листьев и кустиков.
Закрепление умений по составлению узора из листьев. Освоение традиционных городецких орнаментов. Слова орнамент, декор и украшение - синонимы, орнамента без предмета, который он украшает, не существует. Особенности построения орнамента в городецкой росписи законы симметрии. Упражнение на воспроизведение образца орнамента в полосе.
3. Ленточный орнамент. Ягоды.
Знакомство с традиционным городецким мотивом — ягодами – вишни, земляники, грозди винограда. Изучение последовательности и самостоятельная работа по их рисованию. Выполнение ленточного орнамента.
4. Цветы - бутоны, розы-купавки. Поставец.
«Розан и ромашка» Знакомство с традиционным элементом городецкой росписи «розаном». Просмотр городецких изделий, в росписи которых встречается элемент «розан», так называется цветок, имеющий круглую середину в центре и лепестки в виде дужек по краю цветка. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Изучение последовательности выполнения каждого этапа росписи и названия этих этапов. Прорисовка цветов. Сначала крупной кистью (кисть № 4) делается «подмалевка» — цветное пятно круглой формы. Затем мелкой кистью (кисть №2) выполняется «теневка» — обозначается середина цветка и лепестки. На заключительном этапе осуществляется «оживка» — у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек (кисть № 1).
Последовательность выполнения узора «ромашка» та же, что и при рисовании «розана».
«Купавка и бутон»
Знакомство с традиционным элементом городецкой росписи - «купавкой», так называется цветок со смещенным центром. Прорисовка цветов. Сначала крупной кистью (кисть № 4) делается «подмалевка» — цветное пятно круглой формы. Затем мелкой кистью (кисть №2) выполняется «теневка» - обозначается середина цветка и лепестки. На заключительном этапе осуществляется «оживка» — у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек (кисть № 1).
Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов городецкой росписи - «купавок», «бутонов» и «листочков».
Задание выполняется на повтор или импровизацию по рекомендации учителя.
«Городецкая роза»
Знакомство с декоративным изображением розы в городецкой росписи. Выполнение «Городецкой розы».
Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционного мотива «городецкая роза». Предложенные образцы используются при росписи поставца.
Птицы.
Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи — «птицей», с городецкими сюжетами, в которых присутствует данный мотив. Запоминание последовательности выполнения каждого этапа росписи. Птиц обычно рисуют, начиная с крыла, затем выполняют грудь, причем, линию наносят, ориентируясь на линию крыла. После этого дорисовывают остальные части тела. Когда контур нанесен, всю поверхность рисунка закрашивают, оставляя лишь основные внутренние линии. После этого приступают к оживке, то есть к детальной проработке образа с помощью тонких мазков, штрихов и нанесению более светлых оттенков на контур.
Знакомство с изображением различных видов городецких птиц.
Образ птицы в славянской мифологии связан с мечтой о небе. Наши предки считали, что по ту сторону облаков находится волшебный сад — «ирий». Там произрастает мировое дерево, у вершины которого обитают удивительные птицы. Птицы также часто служили посредниками между землей и могущественными небесными силами, от которых во многом зависела жизнь человека. Педагог рассказывает детям об изображении птиц в декоративно-прикладном искусстве, о символике и мифологии, связанной с образом птицы в народном искусстве; показывает и называет городецких птиц, изображенных в рабочей тетради.
Копирование образца птицы и роспись тарелки.
Роспись тарелки
Выполнение работы в материале.
Изображение коней. Упражнения на бумаге.
Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи - «конём». Работа на плотной бумаге
Величавость и грациозность коня выражаются в плавности и ритмичности формы, в которой органично уравновешены красота и сила. Дети рассматривают и запоминают последовательность выполнения росписи. Городецкого коня обычно рисуют черной краской. Вначале наносится изображение, похожее на большую каплю - это грудь и шея, затем наводят изображение перевернутой капли размером поменьше - это круп и задняя нога городецкого коня. После этого дописывают ноги, голову и, на заключительном этапе работы над контуром, прорисовывают гриву и хвост. После этого приступают к оживке, которая заключается в прорисовке сбруи и седла. Если конь без всадника, то уздечку изображают привязанной к передней поднятой ноге, а сбрую на груди выполняют в форме цветка.
5. Копирование основных элементов росписи на бумаге.
Роспись подноса
Выполнение работы материале.
Копирование основных элементов Городецкой росписи
Подготовка к самостоятельной работе. Выбор тематики изученного материала Городецкая роспись, Построение композиции, подготовка к творческой работе. Знакомство с вариантами композиционного размещения узора на разделочных досках. Изучение традиционных схем расположения узора в прямоугольной форме: с одним крупным цветком и несколькими мелкими; с двумя крупными и тремя крупными цветками в сочетании с разным количеством мелких цветов. Создание композиций в круге, на плоскости, на объёме. Подготовка изделия к росписи: ошкуривание, грунтовка, шлифовка.
6.Роспись разделочной доски.
Детям приводятся различные формы разделочных досок. Конечный вид изделия будет зависеть от избранной формы предмета, схемы узора и цветового решения всей композиции. Последовательность работы над композицией показана на примере выполнения гирлянды: сначала рисуется самый крупный цветок (цветки), затем мелкие цветы, потом листочки, и в конце выполняется теневка и оживка всей композиции.
7.Самостоятельная роспись разделочной доски предложенной формы.
Список литературы, используемый педагогом
- А.Е. Коновалов Городецкая роспись. Рассказы о народном искусстве. Горький Волго-Вятское книжное изд-во. 1988.
- Барадулина В. А. Сельскому учителю о народных промыслах. – М. 1979.
- Гусарчук Д ред. Супруна. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. /Под Л. Я.. – М. 1985.
- Званцев М. П. Нижегородские мастера. - Горький, 1978.
- Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. – М., 1984.
- Максимов Ю. В. Резьба и роспись по дереву», альбом Народные художественные промыслы России, Изд-во Сов. Россия, 1984.
- Основы художественного ремесла: В 2ч. / Под ред. В. А. Барадулина /. – 2-е изд. М., 1987.
- Просвирника С. К. Русские прялки. Л., Аврора, 1970.
- Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву. М., 1983.
- Шпикалова Т. Я. Народное Искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителей. 2-е изд., дополнительное и переработанное М. Просвещение, 1979.
11. Основы художественного ремесла. 2 часть, 2-е изд.М., 1987 год под ред В.А. Барадулина
12. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах - М.,
1979 г.
13. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.
Пособие для учителей 2-е изд., дополнительное и переработанное. М.,
Просвещение,1979 г.
14. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву, М., 1984 г.
15. Гусарчук Д. ред Супруна М. 300 ответов любителю художественных работ
по дереву. М., 1985 г.
16. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. М., «Изобразительное искусство» 1970 г.
17. Русское народное искусство Севера. Л., « Советский художник», 1968 г.
18. Вишневская В.М., Каплан Н.И., Будаков С.М. Русская народная резьба
и роспись по дереву. М., 1956 г.
Список литературы для детей и родителей
1. Жигалова С. К., Жинина С. Г., Попова З. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка, и птица Сирин. - М., 1983.
2. Маврина Т. Городецкая живопись. Л., Аврора. 1970.
3.Народные художественные промыслы Горьковской области:/Альбом/(Сост. Широков Б. П.) Горький: Волго-Вятское книжное изд-во., 1986.
4. Максимов Ю.В. Резьба и роспись по дереву, альбом Народные
художественные промыслы России, изд-во Сов. Россия, 1984 год.
5. Русские прялки. Л., «Аврора», 1970 г.
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 467
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО на Педагогическом совете (протокол от 31.08.2021г. № 1) | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 467 Санкт-Петербурга ______________ И.В. Домничева Приказ от 31.08.2021 г. № 359 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
«РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»
Первая группа
Направленность: художественная
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 8 - 15 лет
Разработчик:
Павлова Любовь Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2021 г.
Направленность: художественная.
Цель программы направлена на гармоничное, эстетическое воспитание детей, на бучение их различным видам художественной росписи по дереву.
Задачи:
- Раскрыть истоки народного творчества и роль художественно-прикладного искусства в жизни общества.
- Сформировать представление о народном мастере, как творческой личности, духовно связанной с культурой родного края.
- Приучать к правильному использованию специальной терминологии, относящейся к живописи, росписи по дереву.
- Развить художественно-творческие способности учащихся.
- Привить любовь к традиционному народному искусству.
- Содействовать развитию у ребенка нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, ответственности, стремления к совершенству своих умений.
Адресность программы:
Программа предназначена для внедрения в практику работы с детьми от 8 до 15 лет и нацелена на формирование у воспитанников ценностного отношения к личности, интереса к декоративно – прикладному творчеству.
Условия реализации программы определяются на основании уровня и освоения, и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей обучающихся и требования СанПиН 2.4.3648-20, Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Образовательная деятельность в 2021-2022 учебном году будет осуществляться в соответствии со «Стандартом санитарно-гигиенической безопасности, в целях противодействия распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (C0VID-19)».
Исходя из сложившихся условий и соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, в целях организации безопасного образовательного пространства предполагается, что реализация дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Роспись по дереву» будет осуществляться как в аудиторной (очной), так и внеаудиторной форме (прогулки на территории образовательного учреждения), а также с использованием возможностей электронного обучения и дистанционных технологий.
Формы проведения аудиторных занятий остаются традиционными: комбинированное занятие, практическое занятие, мастер-класс, занятие-экскурсия.
Внеаудиторные занятия с использованием электронных образовательных форм:
- видеоуроки, лекции, мастер-классы; видеопросмотр занятий,
- цифровые тесты, позволяющие обучающимся и педагогам осуществлять диагностические процедуры;
- адресные консультации со стороны педагога;
- видеозапись мастер-классов с демонстрацией последовательности действий по достижению необходимого предметно-практического результата.
Теоретическое содержание программы реализуется в основном с использованием электронных образовательных форм.
Предполагается широкое использование организации разнообразных форм самостоятельной работы, направленной на выполнение учебных и творческих заданий педагога.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с требованиями Роспотребнадзора с целью обеспечения режима социальной дистанции одновременно в учебном помещении могут находиться обучающиеся из одного класса.
Возможно проведение занятий по модульному расписанию по подгруппам, когда подгруппа численностью до 8 человек занимается с педагогом аудиторно, вторая подгруппа выполняет самостоятельную работу по заданию педагога внеаудиторно.
Режим занятий
Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год:
- 144 часов, 2 раза в неделю по 2 часа аудиторные занятия в штатном режиме;
- во внештатном режиме 1 раз в неделю по 1 часу - аудиторные занятия для каждой подгруппы, остальное внеаудиторные занятия с использованием электронных форм обучения и организации самостоятельной работы.
Наполняемость: 1 год – 15 человек.
Условия набора: Группа формируются на основании заявлений от родителей или законных представителей.
Требование к уровню освоения программы:
Базовый – освоение прогнозируемых результатов программы, презентация результатов на уровне образовательной организации, района, города. Участие обучающихся в районных и городских мероприятиях. Наличие призеров и победителей в районных конкурсных мероприятиях.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09.2021 | 25.05.2022 | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2 академических часа |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ.
Название раздела | № занятия | Тема занятия | Количество часов всего |
Пучужская роспись по дереву | Происхождение росписи и её особенности | 2 | |
Происхождение росписи и её особенности | 2 | ||
Происхождение росписи и её особенности | 2 | ||
Происхождение росписи и её особенности | 2 | ||
Изучение элементов росписи. Постановка руки при росписи | 2 | ||
Изучение элементов росписи. Постановка руки при росписи | 2 | ||
Изучение элементов росписи. Постановка руки при росписи | 2 | ||
Изучение элементов росписи. Постановка руки при росписи | 2 | ||
Изучение элементов росписи. Постановка руки при росписи | 2 | ||
Изучение и освоение основных элементов росписи | 2 | ||
Изучение и освоение основных элементов росписи | 2 | ||
Изучение и освоение основных элементов росписи | 2 | ||
Изучение и освоение основных элементов росписи | 2 | ||
Изучение и освоение основных элементов росписи | 2 | ||
Составление композиций на бумаге. Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге. | 2 | ||
Составление композиций на бумаге. Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге. | 2 | ||
Составление композиций на бумаге. Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге. | 2 | ||
Составление композиций на бумаге. Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге. | 2 | ||
Составление композиций на бумаге. Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге | 2 | ||
Подготовка материла к работе: ошкуривание, грунтовка, шлифовка. | 2 | ||
Подготовка материла к работе: ошкуривание, грунтовка, шлифовка. | 2 | ||
Подготовка материла к работе: ошкуривание, грунтовка, шлифовка. | 2 | ||
Подготовка материла к работе: ошкуривание, грунтовка, шлифовка. | 2 | ||
Подготовка материла к работе: ошкуривание, грунтовка, шлифовка. | 2 | ||
Работа в материале. Роспись небольшого деревянного изделия | 2 | ||
Работа в материале. Роспись небольшого деревянного изделия | 2 | ||
Работа в материале. Роспись небольшого деревянного изделия | 2 | ||
Работа в материале. Роспись небольшого деревянного изделия | 2 | ||
Работа в материале. Роспись небольшого деревянного изделия | 2 | ||
Работа в материале. Роспись небольшого деревянного изделия | 2 | ||
Работа в материале. Роспись небольшого деревянного изделия | 2 | ||
Работа в материале. Роспись небольшого деревянного изделия | 2 | ||
Работа в материале. Роспись небольшого деревянного изделия | 2 | ||
Работа в материале. Роспись небольшого деревянного изделия | 2 | ||
Работа в материале. Роспись небольшого деревянного изделия | 2 | ||
Работа в материале. Роспись небольшого деревянного изделия | 2 | ||
Городецкая роспись по дереву | Изучение Городецкой росписи. Особенности. (подмалевок, теневка, оживки, цветы, листья, люди, кони, птицы) | 2 | |
Изучение Городецкой росписи. Особенности. (подмалевок, теневка, оживки, цветы, листья, люди, кони, птицы) | 2 | ||
Изучение Городецкой росписи. Особенности. (подмалевок, теневка, оживки, цветы, листья, люди, кони, птицы) | 2 | ||
Изучение Городецкой росписи. Особенности. (подмалевок, теневка, оживки, цветы, листья, люди, кони, птицы) | 2 | ||
Изучение Городецкой росписи. Особенности. (подмалевок, теневка, оживки, цветы, листья, люди, кони, птицы) | 2 | ||
Освоение элементов росписи, разновидностей растительных мотивов. Листочки | 2 | ||
Освоение элементов росписи, разновидностей растительных мотивов. Листочки | 2 | ||
Освоение элементов росписи, разновидностей растительных мотивов. Листочки | 2 | ||
Ленточный орнамент. | 2 | ||
Ленточный орнамент. | 2 | ||
Составление композиции на бумаге. Ягоды. Цветы – бутоны. Розы-купавки. Поставец. Купавка и бутон Городецкая роза Птицы. Роспись тарелки. Изображение коней. | 2 | ||
Составление композиции на бумаге. Ягоды. Цветы – бутоны. Розы-купавки. Поставец. Купавка и бутон Городецкая роза Птицы. Роспись тарелки. Изображение коней. | 2 | ||
Составление композиции на бумаге. Ягоды. Цветы – бутоны. Розы-купавки. Поставец. Купавка и бутон Городецкая роза Птицы. Роспись тарелки. Изображение коней. | 2 | ||
Составление композиции на бумаге. Ягоды. Цветы – бутоны. Розы-купавки. Поставец. Купавка и бутон Городецкая роза Птицы. Роспись тарелки. Изображение коней. | 2 | ||
Составление композиции на бумаге. Ягоды. Цветы – бутоны. Розы-купавки. Поставец. Купавка и бутон Городецкая роза Птицы. Роспись тарелки. Изображение коней. | 2 | ||
Составление композиции на бумаге. Ягоды. Цветы – бутоны. Розы-купавки. Поставец. Купавка и бутон Городецкая роза Птицы. Роспись тарелки. Изображение коней. | 2 | ||
Составление композиции на бумаге. Ягоды. Цветы – бутоны. Розы-купавки. Поставец. Купавка и бутон Городецкая роза Птицы. Роспись тарелки. Изображение коней. | 2 | ||
Составление композиции на бумаге. Ягоды. Цветы – бутоны. Розы-купавки. Поставец. Купавка и бутон Городецкая роза Птицы. Роспись тарелки. Изображение коней. | 2 | ||
Составление композиции на бумаге. Ягоды. Цветы – бутоны. Розы-купавки. Поставец. Купавка и бутон Городецкая роза Птицы. Роспись тарелки. Изображение коней. | 2 | ||
Составление композиции на бумаге. Ягоды. Цветы – бутоны. Розы-купавки. Поставец. Купавка и бутон Городецкая роза Птицы. Роспись тарелки. Изображение коней. | 2 | ||
Составление композиции на бумаге. Ягоды. Цветы – бутоны. Розы-купавки. Поставец. Купавка и бутон Городецкая роза Птицы. Роспись тарелки. Изображение коней. | 2 | ||
Составление композиции на бумаге. Ягоды. Цветы – бутоны. Розы-купавки. Поставец. Купавка и бутон Городецкая роза Птицы. Роспись тарелки. Изображение коней. | 2 | ||
Составление композиции на бумаге. Ягоды. Цветы – бутоны. Розы-купавки. Поставец. Купавка и бутон Городецкая роза Птицы. Роспись тарелки. Изображение коней. | 2 | ||
Составление композиции на бумаге. Ягоды. Цветы – бутоны. Розы-купавки. Поставец. Купавка и бутон Городецкая роза Птицы. Роспись тарелки. Изображение коней. | 2 | ||
Копирование основных элементов Городецкой росписи на бумаге. | 2 | ||
Копирование основных элементов Городецкой росписи на бумаге. | 2 | ||
Копирование основных элементов Городецкой росписи на бумаге. | 2 | ||
Копирование основных элементов Городецкой росписи на бумаге. | 2 | ||
Копирование основных элементов Городецкой росписи на бумаге. | 2 | ||
Роспись разделочной доски/Подноса. Работа в материале. | 2 | ||
Роспись разделочной доски/Подноса. Работа в материале. | 2 | ||
Роспись разделочной доски/Подноса. Работа в материале. | 2 | ||
Роспись разделочной доски/Подноса. Работа в материале. | 2 | ||
Роспись разделочной доски/Подноса. Работа в материале. | 2 | ||
Итоговое занятие. Итоговая работа. Самостоятельный | 2 | ||
Итоговое занятие. Итоговая работа. Самостоятельный | 2 | ||
ИТОГО: | 144 |
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пучужская роспись по дереву.
- Происхождение росписи и её особенности
Принцип обучения: от простого к сложному, от изучения основных элементов росписи и упражнений на повтор до занятий на импровизацию. Основные элементы народной росписи. Инструменты и художественные материалы. Организация рабочего места. Техника безопасности и правила поведения. Пробные упражнения, постановка руки.
- Изучение элементов росписи. Постановка руки при росписи.
Роспись по дереву – одно из направлений украшения предметов быта.
Промысел, его история, показ образцов, выполненных народными мастерами, или их изображений, с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи — прямых и волнистых линий, и штрихов. Знакомство с простым геометрическим орнаментом. Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия. Повторение предложенных узоров в квадратах. Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах. Упражнения на повтор представленных на образцах элементов росписи. Все спиралевидные элементы воспроизводятся без отрыва руки. Знакомство с ленточным орнаментом. Обратить внимание на то, что при явной простоте геометрического узора он, благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба (размера), дает широкий простор для построения разнообразных орнаментов. Нанести границу полосы, а затем при помощи или кисти воспроизвести орнамент черной краской.
- Изучение и освоение основных элементов росписи. Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге.
- Составление композиций на бумаге. Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге. Освоение традиционных орнаментов. Показ построений орнаментов
Обратить внимание на ритмическое чередование элементов узора.
По намеченным линиям скопировать элементы узора и заполнить закладку с орнаментом.
Декоративное оформление поставка геометрическим орнаментом. Необходимо заострить внимание детей на том, что орнамента отдельно от предмета, на котором он расположен, не бывает. Расположение и характер орнамента определяются формой вещи. Показ рисунков короба, элементов геометрического орнамента, из которого построен декор. Пояснения хозяйственного предназначения различных предметов крестьянской жизни — поставок, короб, солонок, туесов и т. п.
- Подготовка материала к работе: ошкуривание, грунтовка, шлифовка.
- Работа в материале.
Составить геометрический орнамент и расписать поставок. Разработка несложных композиций с учётом всех особенностей росписи на бумаге.
Подготовка материла к работе: ошкуривание, грунтовка, шлифовка.
Работа в материале. Роспись небольшого деревянного изделия
Городецкая роспись.
1. Изучение Городецкой росписи. Особенности.
Освоение простейших элементов городецкой росписи: дуг, капелек, спиралек, штрихов, точек и скобочек.
Все элементы городецкой росписи дети рисуют сразу кистью, без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы получить дугу красивой формы, ее начинают аккуратно прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем к середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности.
2. Освоение элементов росписи, разновидностей растительных мотивов. Листочки. Знакомство с художественным элементом городецкой росписи — «листочком». Обратить внимание на различную форму листьев, ритмичность их чередования и количество элементов узора. Листочки обычно объединяют в группы из трех, пяти и более штук, как бы вырастающих из одного стебля. Центральный лист, как правило, всегда намного больше боковых. Нередко листочки присутствуют в узоре парами, в этом случае они обычно одинакового размера. Изучение порядка выполнения работы. Последовательность росписи та же, что и в предыдущих случаях: сначала - общий контур, имеющий вид листовидного пятна, затем теневка и оживка его при помощи тонких штрихов. Прорисовка листьев и кустиков.
Закрепление умений по составлению узора из листьев. Освоение традиционных городецких орнаментов. Слова орнамент, декор и украшение - синонимы, орнамента без предмета, который он украшает, не существует. Особенности построения орнамента в городецкой росписи законы симметрии. Упражнение на воспроизведение образца орнамента в полосе.
3. Ленточный орнамент. Ягоды.
Знакомство с традиционным городецким мотивом — ягодами – вишни, земляники, грозди винограда. Изучение последовательности и самостоятельная работа по их рисованию. Выполнение ленточного орнамента.
4. Цветы - бутоны, розы-купавки. Поставец.
«Розан и ромашка» Знакомство с традиционным элементом городецкой росписи «розаном». Просмотр городецких изделий, в росписи которых встречается элемент «розан», так называется цветок, имеющий круглую середину в центре и лепестки в виде дужек по краю цветка. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Изучение последовательности выполнения каждого этапа росписи и названия этих этапов. Прорисовка цветов. Сначала крупной кистью (кисть № 4) делается «подмалевка» — цветное пятно круглой формы. Затем мелкой кистью (кисть №2) выполняется «теневка» — обозначается середина цветка и лепестки. На заключительном этапе осуществляется «оживка» — у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек (кисть № 1).
Последовательность выполнения узора «ромашка» та же, что и при рисовании «розана».
«Купавка и бутон»
Знакомство с традиционным элементом городецкой росписи - «купавкой», так называется цветок со смещенным центром. Прорисовка цветов. Сначала крупной кистью (кисть № 4) делается «подмалевка» — цветное пятно круглой формы. Затем мелкой кистью (кисть №2) выполняется «теневка» - обозначается середина цветка и лепестки. На заключительном этапе осуществляется «оживка» — у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек (кисть № 1).
Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов городецкой росписи - «купавок», «бутонов» и «листочков».
Задание выполняется на повтор или импровизацию по рекомендации учителя.
«Городецкая роза»
Знакомство с декоративным изображением розы в городецкой росписи. Выполнение «Городецкой розы».
Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционного мотива «городецкая роза». Предложенные образцы используются при росписи поставца.
Птицы.
Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи — «птицей», с городецкими сюжетами, в которых присутствует данный мотив. Запоминание последовательности выполнения каждого этапа росписи. Птиц обычно рисуют, начиная с крыла, затем выполняют грудь, причем, линию наносят, ориентируясь на линию крыла. После этого дорисовывают остальные части тела. Когда контур нанесен, всю поверхность рисунка закрашивают, оставляя лишь основные внутренние линии. После этого приступают к оживке, то есть к детальной проработке образа с помощью тонких мазков, штрихов и нанесению более светлых оттенков на контур.
Знакомство с изображением различных видов городецких птиц.
Образ птицы в славянской мифологии связан с мечтой о небе. Наши предки считали, что по ту сторону облаков находится волшебный сад — «ирий». Там произрастает мировое дерево, у вершины которого обитают удивительные птицы. Птицы также часто служили посредниками между землей и могущественными небесными силами, от которых во многом зависела жизнь человека. Педагог рассказывает детям об изображении птиц в декоративно-прикладном искусстве, о символике и мифологии, связанной с образом птицы в народном искусстве; показывает и называет городецких птиц, изображенных в рабочей тетради.
Копирование образца птицы и роспись тарелки.
Роспись тарелки
Выполнение работы в материале.
Изображение коней. Упражнения на бумаге.
Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи - «конём». Работа на плотной бумаге
Величавость и грациозность коня выражаются в плавности и ритмичности формы, в которой органично уравновешены красота и сила. Дети рассматривают и запоминают последовательность выполнения росписи. Городецкого коня обычно рисуют черной краской. Вначале наносится изображение, похожее на большую каплю - это грудь и шея, затем наводят изображение перевернутой капли размером поменьше - это круп и задняя нога городецкого коня. После этого дописывают ноги, голову и, на заключительном этапе работы над контуром, прорисовывают гриву и хвост. После этого приступают к оживке, которая заключается в прорисовке сбруи и седла. Если конь без всадника, то уздечку изображают привязанной к передней поднятой ноге, а сбрую на груди выполняют в форме цветка.
5. Копирование основных элементов росписи на бумаге.
Роспись подноса
Выполнение работы материале.
Копирование основных элементов Городецкой росписи
Подготовка к самостоятельной работе. Выбор тематики изученного материала Городецкая роспись, Построение композиции, подготовка к творческой работе. Знакомство с вариантами композиционного размещения узора на разделочных досках. Изучение традиционных схем расположения узора в прямоугольной форме: с одним крупным цветком и несколькими мелкими; с двумя крупными и тремя крупными цветками в сочетании с разным количеством мелких цветов. Создание композиций в круге, на плоскости, на объёме. Подготовка изделия к росписи: ошкуривание, грунтовка, шлифовка.
6.Роспись разделочной доски.
Детям приводятся различные формы разделочных досок. Конечный вид изделия будет зависеть от избранной формы предмета, схемы узора и цветового решения всей композиции. Последовательность работы над композицией показана на примере выполнения гирлянды: сначала рисуется самый крупный цветок (цветки), затем мелкие цветы, потом листочки, и в конце выполняется теневка и оживка всей композиции.
7.Самостоятельная роспись разделочной доски предложенной формы.
Список литературы, используемый педагогом
- А.Е. Коновалов Городецкая роспись. Рассказы о народном искусстве. Горький Волго-Вятское книжное изд-во. 1988.
- Барадулина В. А. Сельскому учителю о народных промыслах. – М. 1979.
- Гусарчук Д ред. Супруна. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. /Под Л. Я.. – М. 1985.
- Званцев М. П. Нижегородские мастера. - Горький, 1978.
- Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. – М., 1984.
- Максимов Ю. В. Резьба и роспись по дереву», альбом Народные художественные промыслы России, Изд-во Сов. Россия, 1984.
- Основы художественного ремесла: В 2ч. / Под ред. В. А. Барадулина /. – 2-е изд. М., 1987.
- Просвирника С. К. Русские прялки. Л., Аврора, 1970.
- Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву. М., 1983.
- Шпикалова Т. Я. Народное Искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителей. 2-е изд., дополнительное и переработанное М. Просвещение, 1979.
11. Основы художественного ремесла. 2 часть, 2-е изд.М., 1987 год под ред В.А. Барадулина
12. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах - М.,
1979 г.
13. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.
Пособие для учителей 2-е изд., дополнительное и переработанное. М.,
Просвещение,1979 г.
14. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву, М., 1984 г.
15. Гусарчук Д. ред Супруна М. 300 ответов любителю художественных работ
по дереву. М., 1985 г.
16. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. М., «Изобразительное искусство» 1970 г.
17. Русское народное искусство Севера. Л., « Советский художник», 1968 г.
18. Вишневская В.М., Каплан Н.И., Будаков С.М. Русская народная резьба
и роспись по дереву. М., 1956 г.
Список литературы для детей и родителей
1. Жигалова С. К., Жинина С. Г., Попова З. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка, и птица Сирин. - М., 1983.
2. Маврина Т. Городецкая живопись. Л., Аврора. 1970.
3.Народные художественные промыслы Горьковской области:/Альбом/(Сост. Широков Б. П.) Горький: Волго-Вятское книжное изд-во., 1986.
4. Максимов Ю.В. Резьба и роспись по дереву, альбом Народные
художественные промыслы России, изд-во Сов. Россия, 1984 год.
5. Русские прялки. Л., «Аврора», 1970 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» для детей 11-14 лет. Рассчитана на 3 года....
Дополнительная образовательная программа «Резьба по дереву»
Кружок по технологии...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Выжигание по дереву"
Дополнительная программа...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...