Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебный мир искусств»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnyy_mir_iskusstv.docx | 95.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Юрловский филиал
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению протоколом на педагогическом совете от | Утверждаю И. о директора МБОУ ДО «Дом творчества»___________Т.Ю.Максимова |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественно-эстетической направленности
«Волшебный мир искусств»
для детей 11-13 лет.
Срок реализации – 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Туровская Людмила Вячеславовна
с.Юрловка,2018-2019 уч.год
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Юрловский филиал Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никифоровская средняя общеобразовательная школа № 2» |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир искусств» |
3. Сведения об авторах: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Туровская Людмила Вячеславовна, учитель, педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.); «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных смен», разработанных Управлением образования и науки Тамбовской области совместно с Тамбовским областным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» |
4.2. Область применения | дополнительное образование |
4.3. Направленность | Художественно-эстетическая |
4.4. Уровень освоения программы | ознакомительный |
4.5. Вид программы | общеразвивающая |
4.6. Возраст учащихся по программе | 11 – 13 лет |
4.7.Наполняемость учебных групп | 11 человек |
4.8. Объём и срок освоения программы | Программа «Волшебный мир искусств» рассчитана на 1 год обучения. Всего 153 часа в год. |
4.9 Режим занятий | Занятия по программе проводятся 4 раза в неделю по одному учебному часу. Длительность учебного часа– 40 минут. |
4.10Календарный учебный график | Количество учебных недель – 34 Начало занятий – с 1 сентября, окончание занятий – 30 мая. Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа. |
4.11 Актуальность программы | Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия с обучающимися изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным. |
4.12 Новизна программы | Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления воспитанников с изобразительным искусством планируются посещения выставок, , поездки в музеи. Все это в целом является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству. |
4.13 Отличительная особенность | Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с обучающимися в свободное от учебы время, где каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности. |
4.14 Педагогическая целесообразность | Занимаясь по данной программе обучающиеся получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств, краеведению. Кроме того, при реализации программы повышается психологическая защищенность, коммуникативность, самооценка. |
4.15 Цель программы | Формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и условий для их социализации в будущей жизни. |
4.16 Задачи программы | Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
|
4.17 Ожидаемые результаты | Воспитанники должны знать: - основные виды и жанры изобразительного искусства - ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах, пейзажа и натюрморта - основные средства художественной выразительности - разные художественных материалы, техники и их значение в создании художественного образа - место и значение изобразительных искусств в культуре (жизни общества и человека) уметь: - пользоваться различными художественными материалами; - обладать первичными навыками художественных техник (коллаж, граттаж и др.) - владеть первичными навыками плоского и объемного изображения -применять правила построения изображения предметов на плоскости, животных, человека, природных форм - пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы - видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; - создавать творческие композиционные работы в разных материалах -активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры. |
4.18 Особенности организации образовательного процесса | Программа имеет несколько основных разделов: Раздел 1.Вводное занятие Раздел 2 Рисунок Раздел 3 Живопись Раздел 4. Декоративная работа Раздел 5. Композиция Раздел 6. Введение в историю искусств |
4.19 Формы организации деятельности учащихся: | групповые занятия; индивидуальные занятия |
4.20 Формы занятий | В процессе обучения используются несколько основных типов занятий: - Занятие – изучение нового материала. - Занятие выполнения практической работы. - Комбинированное занятие. -Экскурсии -Досуговые мероприятия -Выставки работ |
4.21 Основные методы и методические приёмы | Словесный метод (беседа, рассказ, объяснение.) Репродуктивный метод (действия воспитанников по порядку за действиями педагога ) Социологический метод( анкетирование, тестирование) Наглядный (демонстрация таблиц, презентаций, образцов и т.д ) Практический метод (практические действия педагога и детей) Метод совместной работы Метод самостоятельной работы Метод индивидуальной работы Метод поощрения |
4.22 Условия реализации программы | Занятия с воспитанниками проходят в кабинете математика. Материально- техническое обеспечение: Бумага белая и цветная Картон Клей Краски, кисти Карандаш графический Ножницы Компьютер Дидактико-методическое обеспечение: Методические разработки по темам программ Наглядные пособия, образцы изделий Сценарии для досуговых мероприятий Фото и видео материалы. |
4.23 Оценка результатов обучения по программе | -выставка внутри учреждения; |
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка
Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, формирует нравственные принципы. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно – творческая деятельность. Изобразительное искусство – это занятие для детей совершенно разного возраста. ИЗО - студия дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирование.
Направленность программы – художественно-эстетическая. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Воспитанники получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Занятия различными видами изобразительной деятельности способствуют самовыражению воспитанника, развитию его творческих способностей и обогащению его представлений об окружающей действительности.
В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве. В настоящее время существует несколько программ по предмету «Изобразительное искусство», составленные под руководством Б. М. Неменского, В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой. У каждой программы свои отличительные особенности, цели и задачи. Эти программы получили общественное признание и многочисленных почитателей, имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских школах искусств.
Данная программа ориентирована на образование у каждого ребёнка творческого потенциала и художественных способностей воспитанников разных возрастных групп за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности и использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с воспитанниками в свободное от учебы время в кружке изобразительного искусства, где каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа «Юные художники» ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления воспитанников с изобразительным искусством планируются посещения выставок, встречи с художниками города, поездки в музеи и в Дом Художника. Все это в целом является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.
Актуальность
Данная программа является актуальной для детей младшего и среднего школьного возраста. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению традициям русского народного творчества.
Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы воспитанниками могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении кабинета. Каждый воспитанник видит результат своего труда, получает положительные эмоции.
Педагогическая целесообразность программы очевидна, так как воспитанники получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств, краеведению. Кроме того, при реализации программы повышается психологическая защищенность, коммуникативность, самооценка.
Цель программы: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и условий для их социализации в будущей жизни.
Это определило следующие задачи программы:
Обучающие:
- формировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;
- расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;
- помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной деятельности;
- формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека;
- формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;
- формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);
- формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;
Развивающие:
- Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.
Воспитывающие:
- Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства;
- развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и -объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, -объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) ;
-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
-Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Возрастные особенности воспитанников
Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.
Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях
Занятия строятся в соответствии с системой следующих принципов:
Гуманизации образования, состоящий в том, что развитие ребенка, формирование его личности – это главный смысл педагогического процесса. Это принцип, диктующий необходимость бережного отношения к каждому ребенку: каждая личность неповторима, каждый ребенок это чудо. Согласно этому принципу взаимодействие «педагог-воспитанник» на занятиях базируются на уважении и любви к ребенку, понимании и знании ребенка, на вере в его возможности;
От простого – к сложному, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы, а также определяющий соблюдение установок «от частного – к общему» в процессе обучения детей;
Единства индивидуального и коллективного, предполагающий развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий соотношение коллективного и индивидуального начал позволяет каждому ребенку как члену своеобразного творческого коллектива максимально проявлять свои творческие возможности;
Творческого самовыражения, предусматривающий организацию такого взаимодействия педагога и воспитанника на занятиях изобразительным искусством, которое позволяет активно вовлекать каждого воспитанника в посильную и интересную деятельность. Соблюдение этого принципа позволяет реализовать потребность ребенка в самовыражении, стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, т.е. формирует активную сознательную позицию.
Психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессо-образующих факторов учебного процесса, создание на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
Принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать. Принцип активности может быть осуществлен при наличии следующих условий:
- развитие активной мыслительной деятельности
- мотивации и интереса;
- развитие навыков и умений самостоятельной работы , использование разных техник и материалов.
Индивидуализация обучения – выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия воспитанников, уровнем их творческих способностей.
Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужна активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. Принцип наглядности осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры.
Принцип дифференцированного подхода требует четко разграничивать обучение, предполагает использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений, этапа обучения, художественного материала, возраста учащихся, их способностей и качеств.
Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям воспитанников.
Программа рассчитана на детей 11 – 13лет. Этот возраст является своеобразным мостиком между беззаботным детством и юностью с ее проблемами в виде начинающегося переходного возраста. Школьники постарше переживают определенные физиологические изменения, перестройку нервной системы и гормональные взрывы: все это довольно таки определенным образом сказывается на состоянии психики ребенка, которая имеет свои особенности. Средний школьный возраст характеризуется тем, что восприятие подростка более планомерно, организованно и целенаправленно в сравнении с тем, как воспринимает жизнь и учебу младший школьник. Характерной чертой ребенка данного возраста можно назвать его специфическую селективность: интересные дела или интересные уроки являются очень увлекательными для ребят, поэтому теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на чём-то одном. Но в то же время все еще имеет место быть непроизвольное переключение внимания, к которому приводят интерес к яркому и необычному и легкая возбудимость. Организация процесса учебы и воспитания должна быть таковой, чтобы у подростка не было возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела. Необходимо также отметить, что в данный период дети среднего школьного возраста гораздо острее воспринимает происходящее вокруг него, гораздо большее влияние на школьника оказывают не педагоги и родители, а общество.
Срок реализации программы – 1 год. Всего 153 часа.
Воспитанники должны знать:
- основные виды и жанры изобразительного искусства
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах, пейзажа и натюрморта
- основные средства художественной выразительности
- разные художественных материалы, техники и их значение в создании художественного образа
- место и значение изобразительных искусств в культуре (жизни общества и человека)
уметь:
- пользоваться различными художественными материалами;
- обладать первичными навыками художественных техник (коллаж, граттаж и др.)
- владеть первичными навыками плоского и объемного изображения
-применять правила построения изображения предметов на плоскости, животных, человека, природных форм
- пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах
-активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры.
По окончании всего курса обучения на основе результатов экзамена по пройденной программе воспитанники получают свидетельства «Об окончании курса изобразительного искусства».
Учет результатов и оценки работ воспитанников осуществляется по следующим критериям:
- Возраст воспитанника
- Год обучения
- Содержание работы
- Техника и качество выполнения
- Уровень сложности
- Самостоятельность
- Оригинальность
Для оценки личностных качеств воспитанников проводится диагностика: входная, промежуточная, итоговая по пятибалльной системе. Итоговая оценка определяется как средний балл. Результаты диагностики заносятся в таблицу.
Педагогический контроль
| Сроки | Задачи | Формы оценки ожидаемого результата |
Предварительный этап | сентябрь-октябрь | - выявить исходный уровень подготовки детей | наблюдение, собеседование |
Текущий | по итогам темы | - выявить степень усвоения детьми учебного материала; | просмотр работ, составление карты наблюдений |
Итоговый |
| - диагностика усвоения детьми образовательной программы за год; | выставка внутри учреждения; |
Система оценивания:
1 – низкий уровень образования, 2 – уровень ниже среднего, 3 – средний уровень, 4 – уровень выше среднего, 5 – высокий уровень.
Шкала уровней
уровень | Знания | Умения |
1 | Нет правильно выполненных заданий | Нет правильной организации рабочего места; Не соблюдаются основные законы композиции; Работа не закончена |
2 | Много ошибок и исправлений при выполнении заданий | Правильный выбор формата в зависимости от композиции; Ошибки и исправления при выполнении рисунка; Сложности при колористическом решении работы; Работа не закончена |
3 | Есть правильно выполненные задания, грубые ошибки | Велась правильная поэтапная работа над рисунком; Много ошибок при применении законов композиции, цветоведения, перспективы; Работа не закончена |
4 | Есть небольшие исправления, в целом задания выполнены правильно | В целом работа выполнена правильно, есть небольшие недочёты в области композиции или перспективы; Работа полностью закончена |
5 | Задания выполнены правильно, без исправлений | Свободное владение различными художественными материалами для выполнения работы; Применение основных законов композиции; Верное колористическое решение ; передача объёма; Работа полностью закончена |
Для лучшего освоения содержания программы используются различные формы занятий: традиционные занятия (сообщение новой темы, закрепление и проверка ЗУНов, комбинированные занятия, занятие – зачет) и нетрадиционные занятия (занятие – игра, занятие – выставка, мастер – класс, занятие – конкурс…), экскурсия…
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности воспитанников на занятиях изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- – восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- – обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- – изучение художественного наследия;
- – подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
При составлении тематического плана основное внимание сосредоточилось на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:
– развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
– воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
– создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала – осмысление – усвоение – применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи.
После изучения каждой темы проводится зачёт на усвоение программного материала. При этом педагог опирается на следующие критерии оценивания:
- Целостность восприятия
- Аккуратность в работе
- Возраст воспитанника
- Уровень сложности
- Самостоятельность
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Учебно-тематический план
№ | Разделы программы | Количество часов | ||
теория | практика | итого | ||
1. | Вводное занятие «Волшебный мир искусства» | 1 | 1 | 2 |
2. | Рисунок 1.«Рисунок – основа изобразительного искусства» 2.«Натюрморт из геометрических тел» 3.«Художники – анималисты» 4.«Зарисовки животных в движении» 5.«Изображение фигуры человека в истории искусств» 6.«Пропорции строения человека» 7.« Портрет друга» 8«Моя семья» 9. «Такие разные лица» 10. «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома» | 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 20 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 30 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
| Живопись 1. «Пятно как средство выражения» 2. «Цвет в произведениях живописи» 3. «Этюд. Осеннее настроение» 4. «Декоративный натюрморт» 5. «Композиция как ритм пятен» (натюрморт в технике акварели, построенный на сближенных цветах) 6. «Этюд. Весенние цветы» | 15 2 2 2 3 3 2 | 25 3 3 5 5 4 5 | 40 5 5 7 8 7 7 |
| Декоративная работа 1.Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы» 2.«Живая красота жостовских подносов» 3.«Уральская роспись» 4. «Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.» 5.«Дизайн открытки» | 6 2 1 1 1 1 | 10 2 2 2 2 2 | 16 4 3 3 3 3 |
| Композиция 1.«Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства» 2. « Пейзаж- настроение. Природа и художник» 3. «Основы дизайна» 4. «Милосердие» - задание – размышление | 7 2 2 1 2 | 9 3 3 7 3 | 16 4 4 4 4 |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
8. | Итоговое занятие «Мы умеем и мы знаем!» | 1 | 2 | 3 |
9 | Подготовка к конкурсам и праздникам, проведение мероприятий | 14 | ||
Итого: | 153 |
Содержание обучения
Раздел 1.Вводное занятие(2ч)
«Волшебный мир искусства»
Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.
Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.
Раздел 2 Рисунок(30ч)
2.1 «Рисунок – основа изобразительного искусства»
Теория: закрепление понятий «линия, штрих, пятно»
Практика: графические упражнения, закрепление навыков работы карандашом
2.2 «Натюрморт из геометрических тел»
Теория: закрепление понятий «свет, тень, полутень, тень падающая, рефлекс, нюанс, тень собственная».
Практика: выполнение натюрморта в карандаше, расположение изображения на бумаге.
2.3 «Художники – анималисты»
Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах
Практика: выполнениие рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных.
2.4 «Зарисовки животных в движении»
Теория: : закрепление знаний о художниках – анималистах
Практика: выполнение рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных в движении.
2.5 «Изображение фигуры человека в истории искусств»
Теория: знакомство с понятием «Портрет», видами портрета, с творчеством Кипренского
Практика: выполнение схемы строения человека
2.6 «Пропорции строения человека»
Теория: закрепление понятия портрет.
Практика:, изучение пропорций, сравнение схемы изображения ребенка и взрослого.
2.7 «Портрет друга»
Теория: закрепление понятия портрет.
Практика: выполнение изображения определенного человека. Техника – по выбору.
2.8 «Моя семья»
Теория: закрепление понятия портрет, знакомство с творчеством Боровиковского.
Практика: выполнение группового семейного портрета.
2.9 «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома» - итоговое занятие по блоку.
Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
2.10«Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома» - итоговое занятие по блоку.
Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 3 Живопись(40ч)
3.1 «Пятно как средство выражения»
Теория: закрепление понятий «локальный цвет, цветовая гамма»
Практика: выполнение упражнений.
3.2 «Цвет в произведениях живописи»
Теория: закрепление знаний о цвете, цветовой гамме
Практика: монотипия
3.3 «Этюд. Настроение»
Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс»
Практика: передача состояния природ через цвет.
3.4 «Декоративный натюрморт»
Теория: «Что такое декоративный натюрморт? В чем его особенность?»
Практика: выполнение декоративного натюрморта гуашью.
3.5 «»Композиция как ритм пятен»
Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс»
Практика: выполнение натюрморта, построенного на сближенных цветах в технике акварели.
3.6 «Этюд. Весенние цветы» - итоговое занятие по блоку
Теория: выявление уровня знаний по пройденным темам.
Практика: работа в единой цветовой гамме и в цветовой гамме, построенный на контрастных сочетаниях. Рисование с натуры.
Раздел 4. Декоративная работа(16ч)
4.1 «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»
Теория: закрепление знаний о народных промыслах, символах росписей
Практика: составление росписи с учетом народных традиций.
4.2 «Живая красота жостовских подносов»
Теория: знакомство с историей жостовской росписи, ее традициями и основными элементами.
Практика: выполнение жостовской росписи на тарелке.
4.3 «Уральская роспись»
Теория: знакомство с историей возникновения уральской росписи, ее значением, основными элементами.
Практика: Выполнение макета русской избы с элементами уральской росписи.
4.4 «Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн»
Теория: знакомство с понятием «Дизайн», историей развития дизайна
Практика: графические упражнения, шрифтовая композиция.
4.5 «Дизайн открытки»
Теория: закрепление знаний об истории открытки, ее видах
Практика: изготовление открытки в технике декупаж.
Раздел 5. Композиция(16ч)
5.1 «Пейзаж – большой мир»
Теория: закрепление знаний о пейзаже, видах пейзажа, о композиции, композиционном центре знакомство с творчеством Айвазовского.
Практика: организация изображаемого пространства
5.2 «Пейзаж – настроение. Природа и художник»
Теория: закрепление знаний о пейзаже, законах композиции, знакомство с творчеством Васильева.
Практика: передача своего настроения через цветовое решение пейзажа.
5.3 «Основы дизайна»
Теория: закрепление знаний о дизайне, знакомство с понятием «Стиль», «Стилизация»
Практика: выполнение графических упражнений, стилизация природных форм.
5.4 «Милосердие» - итоговое занятие – размышление.
Теория: выявление уровня знаний по пройденным темама.
Практика: выполнение графического упражнения на заданную тему, выставка детских работ.
Раздел 6. Введение в историю искусств(12)
Теория: беседы о художниках – графиках, живописцах. Русские иконы. Творчество Андрея Рублева, Феофана Грека.
Раздел 7. Знакомство с творчеством орских художников.(20ч)
Теория: . посещение художественного музея, выставок детского творчества, выставок профессиональных художников.)
Раздел 8.Итоговое занятие. «Мы умеем и мы знаем!»(3ч)
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 9. Подготовка к конкурсам и праздникам, проведение мероприятий
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 34.
Количество учебных дней – 153.
Начало занятий группы – с 15 сентября, окончание занятий – 31 мая. Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В процессе обучения используются несколько основных типов занятий:
- Занятие – изучение нового материала.
- Занятие выполнения практической работы.
- Комбинированное занятие.
Структура занятий:
Занятие - изучение нового материала.
- Организационный момент. (Приветствие, сообщение темы и цели занятия).
- Основная часть. (Изучение новой темы. Могут применяться такие методы обучения, как рассказ, беседа, использование различных наглядных пособий).
- Закрепление. (Проверка степени усвоения материала в форме индивидуальной и фронтальной беседы по основным положениям прослушанного материала. Возможно проведение самостоятельной проверочной работы).
Занятие - выполнение практической работы.
- Организационный момент. ( Приветствие, сообщение темы и цели занятия).
- Основная часть.
- Повторение материала, необходимого для выполнения работы.
- Рассмотрение порядка выполнения работы, разбор вопросов, вызывающих у
воспитанников затруднения.
- Выполнение работы.
- Формулировка вывода, сравнение его с поставленной целью работы.
3. Подведение итогов.
Комбинированное занятие - используются элементы занятий рассмотренных типов в различных сочетаниях как по времени, так и по сочетании применения.
Список литературы
- Алексеева, В.В. Что такое искусство? / В.В. Алексеева [текст] - М.: «Советский художник», 1973. – 162с.
- Грек, В.А. Рисую штрихом. / В.А. Грек [текст] - Минск: «Скорына», 1992 . – 41 с.
- Грунтовский, А.В., Назарова А.Г. Ефим Васильевич Честняков. / А.В. Грунтовский, А.Г. Назарова [электронный ресурс] // Русская земля. Журнал о русской истории и культуре http://www.rusland.spb.ru/is I 1htm - Язык русский: доступ свободный.
- Демакова, Т.И. Развитие креативности младшего школьника на уроках изобразительного искусства [электронный ресурс] http:// festival. 1 september.ru /articles / 312879/ - Язык русский : доступ свободный.
- Клиентов, А.Е. Народные промыслы. / А.Е. Клиентов [текст] - М.: «Белый город», 2003. – 50 с.
- Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] - Ярославль: «Пионер», 2001. – 120 с.
- Концепция художественного образования в Российской Федерации [электронный ресурс] http:www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=4&ved=0CAwQFjAD&url=http%3A%2F%2Fgzalilova - Язык русский : доступ свободный.
- Марысаев, В.Б. Рисование: теория. 3-5 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.: «Рольф», 1999.
- Мосин, И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. / И.Г. Мосин [текст] И.Г. Мосин [иллюстрации] - Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. – 120с.
- Немов, Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 психология образования. / Р.С. Немов [текст] – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 608с.
- Основы, народного и декоративно-прикладного искусства. Программа I-IV кл. для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. / Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1992.
- Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с.
- Рутковская, А.А. Рисование в начальной школе. \ А.А. Рутковская [текст] - СПб.: «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2003. – 192с.
- Савенков, А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. \ А.И. Савенков [текст], А.А. Селиванов [иллюстрации] – Ярославль: Академия развития, 2004. – 128с.
- Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. Конспекты занятий. \ И.В. Тюфанова [текст] - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. – 80 с.
- Уатт, Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. / Ф. Уатт [текст] М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн», 2002. – 96с.
- Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство во втором классе. Пособие для учителей. \ Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1984.
Литература для родителей воспитанников
- Аксенов, Ю. А. Практические советы самодеятельным художникам./ Ю. Аксенов - Малоярославецкая городская типография., 2011
- Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.Выготский - М., 1991.
- Джин Фрэнкс. Рисунок карандашом. / АСТ, Астрель. 2007
- .Лободина, С. Как развивать способности ребенка. / С.Лободина - СПб., 1997.
- .Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. / А.И. Савенков - М., 1999
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство для детей. Натюрморт. Портрет. Пейзаж. / Сокольникова, Н. М АСТ, Астрель., 2010
- Хосе М. Паррамон. Как рисовать. Путь к мастерству./ АРТ – Родник, 2001
- Эймис Л. Дж. Рисуем 50 животных./ ООО «Поппури», 2000.
Приложение
Приложение №1
Стихи о рисовании
До чего же хороши
У меня карандаши!
Не мешайте мне, прошу:
Нарисую – покажу.
На лугу зеленый клён,
Черный грач сидит на нём.
Речки синий поясок,
Жёлтый рядышком песок.
Белый парус, как плакат,
Солнца красного закат
И коричневые тропки
По овражку, где ручей…
Вынимаю из коробки
Семь цветных карандашей.
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ах, какая красота!
Нарисую я тропинку,
На тропинке – мама,
Нарисую я малинку,
А в малинке – папа.
Нарисую я лужок,
На лужке том – я,
Нарисую я лесок,
А в нём – мои друзья.
Получилась у меня
Вот такая красота!
И друзья здесь, и семья,
И любовь, и доброта!
Был ярко-красный человек
Весёлым
И здоровым,
Но встретил
Тёмно-синего -
Сразу
Стал лиловым.
А тёмно-синий человек
В лесу,
Под старым клёном,
Вчера увидел
Жёлтого -
И сразу
Стал зелёным.
Не веришь
Этой сказке?
Смешай
На блюдце
Краски.
Начинаем рисовать
Рисовать, как всем известно,
Очень-очень интересно!
Открывай альбом, тетрадку,
Начинаем по порядку.
На листочке я рисую,
Я рисую, как умею:
То вверху я, то внизу я,
То правее, то левее.
На меня глядят, красуясь,
Загогулинки, кружочки…
Потому что я рисую,
Их рисую на листочке.
Я трудилась до обеда,
Карандашики сломала…
Надо бы спросить у деда:
Что я здесь нарисовала?
Я художник хоть куда,
Нарисую поезда
И железные дороги
Проведу сквозь города.
И не просто рельсы-шпалы,
А шлагбаумы, вокзалы.
Жалко, для моей картины
Не хватает стен в гостиной,
Ничего – я в коридоре
Нарисую сине море…
Пластилин я в руки взял,
Мял, давил, крутил, слеплял.
Перемазал им все руки,
Своей воле покорял.
Вроде бы всё так легко,
Взял кусок, потом ещё,
Вместе их соединил,
Вот и что-то получил.
Гладил, форму улучшал,
Где неровно поправлял,
Руки вытер, оценил,
Наконец-то завершил.
Приложение №2
Билеты к итоговому занятию
Цвета бывают: А) теплые Б) прохладные В) холодные | Зелёный цвет можно получить, смешав: А) красный и синий Б) синий и желтый В) желтый и красный |
Эскиз – это А) название жанра изобразительного искусства Б) инструмент художника В) быстрый набросок | Белый цвет – это: А) нейтральный Б) тёплый В) холодный |
Укажи графический инструмент художника А) кисть Б) палитра В) карандаш | Пейзаж – это: А) изображение природы Б) изображение человека В) изображение моря |
Марина – это А) женское имя Б) литературный термин В) жанр изобразительного искусства | Ближе к линии горизонта изображаемые предметы должны быть А) крупнее Б) одинаковые В) мельче |
Палитра нужна для того, чтобы: А) рисовать на ней Б) смешивать краски В)для поряжка на рабочем месте | Художник Айвазовский писал А) природу Б) портрет В) море |
Назови 7 цветов радуги | Назови 3 основных цвета |
Васнецов – это А) художник Б) писатель В) артист | Расскажи о промысле Дымковской игрушки |
Чем отличаются и чем похожи Жостовская роспись и Гжель? | Что такое иллюстрация? Какой художник знаменит своими иллюстрациями? Назовите эти картины |
Назови известные вам художественные материалы и расскажи об их свойствах | Что такое натюрморт? Кто был родоначальником натюрморта как самостоятельного жанра искусства? |
Расскажи все, что ты знаешь о цветовом круге | Расскажи об истории возникновения Уральской росписи |
Какие основные элементы встречаются в уральской росписи? Что они обозначают? | Кто такие художники – анималисты? Приведите примеры. |
Как изобразить кувшин на листе бумаги? | Что такое портрет? Назовите виды портрета |
Приложение №3
Найди пару
Итен | Цветовой круг | Основные цвета | Красный Желтый Синий |
Ахроматические цвета (нейтральные) | Белый Чёрный Серый | Васнецов | Апполинарий |
Васнецов | «Аленушка» | Сказочно – былинный жанр | «Богатыри» |
Марина | Айвазовский | Холодная цветовая гамма | Синий Фиолетовый Голубой |
Пейзаж | Жанр или отдельное пройзведение искусства, предметом которого является изображение природы | Натюрморт | nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве |
Портрет | Жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение конкретного человека | Шишкин | «Утро в сосновом бору» |
Куинджи | «Березовая роща» | Архипов | «Прачки» |
Светотеневая градация | Блик Свет Полутень Тень | Караваджо | Натюрморт |
Приложение №4
Умный Ивашка,
красная рубашка,
Где пройдет-коснется,
там след остается.
(Ответ: карандаш)
Разноцветные страницы
заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
носит воду бородой.
(Ответ: краски и кисть)
Для меня резинка, братцы, лютый враг!
Не могу я столковаться с ней никак.
Сделал я кота и кошку - красота!
А она прошлась немножко - нет кота!
С ней хорошую картинку не создать!
Так во всю ругал резинку . (карандаш)
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход!
(Карандаш)
Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится...
(Ответ: Ластик)
В этом домике живет.
Ну а домик всю неделю
Носим мы с собой в портфеле.
(Ответ: Ручка, ластик, пенал).
Коль ему работу дашь,
Зря трудился карандаш
(Ответ: Ластик)
У карандаша простого
Есть помощница одна:
Если сделает ошибку,
Вмиг сотрет ее она.
(Ответ: Ластик - резинка)
Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я.
(Ответ: Ластик - резинка)
Приложение 5
Глоссарий
Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).
Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.
Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.
Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.
Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше — она использовалась в Европе в средние века.
Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в Средние века, обыкновенно в комбинации с акварелью. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов, картонов и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр. Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX — начало XX в. В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества.
Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название гуашь.
Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.
Изобразительное искусство — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Карандаш (тюрк. karadaš, карадаш — чёрный камень)[1] — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля,графита, сухих красок и т. п.) применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.
Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.
Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) умений и навыков общения, а также ситуативная адаптивность, то есть способность приспосабливаться к ситуации, выбирать оптимальные средства общения в каждом конкретном случае. Источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт, искусство, общая эрудиция, и специальные научные методы.
Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие отпортретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа[1].
В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.
Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.
Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту»[1], устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности[2], в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии,полиграфии)
Ситуация успеха – результат созданных педагогических условий, при которых результаты деятельности ребёнка совпали с ожидаемыми или превзошли их. Следствием ситуации успеха является безусловный стимул к дальнейшей учебной деятельности.
Социализация – (лат.общественный) – присвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности.
Творческая деятельность детей – это новые оригинальные преобразования известного, комбинации имеющихся в опыте детей художественных образов, идей, музыкальных звуков.
Тесты – стандартизированные задания, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков по определённым параметрам.
Технология активного обучения – такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый воспитанник имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично двигаться, либо от его деятельности зависит количество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
Фантазия – наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому она всегда присуща, но при доминировании создаёт не просто новые, а, казалось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокал»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаХудожественно-эстетической направленности «Вокал»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Задоринка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Задоринка"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Унисон»
Рабочая программа вокального кружка «Унисон». Срок реализации программы 4 года. Занятия коллективные, индивидуальные.Программа представлена в виде курса специальных музыкальных занят...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Театр моды «Вдохновение»
Работа по курсу кружка «Театр моды «Вдохновение» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также мышления, воображения детей с ограниченными воз...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокальное пение»
Направленность образовательной общеразвивающей программы кружка «Вокальное пение»: художественно-эстетическая, вокально-исполнительская деятельность.Актуальность программы Музыкальное обра...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В мире танца»
Система дополнительного образования – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебная древесина».
Актуальность программы.Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с природным материалом, это помогает овладеть основами разнообразной творческой д...