Проект открытого занятия по макраме в группе 2-го года обучения, раздел "Грамматика" , материал для методического объединения.
план-конспект
Проект содержит подробный конспект занятия для учащихся 2-го года обучения по макраме. В тексте приводится характеристика особенностей учебной группы, описание программы и места занятия в учебном курсе. В приложении к основному материалу даётся описание изделия и схемы выполненния основных частей изделия.
Материал может быть полезен как начинающим педагогам дополнительного образования, так и педагогам-стажистам. Частично может быть использован учителями технологии. Приложения, содержащие описания и схемы, могут быть и спользованы людьми, увлечёнными макраме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для методического объединения "Проект открытого занятия по макраме" | 432 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа город Выкса
МБУ ДО «ДЮЦ «ТЕМП»»
Проект открытого занятия по макраме
Тема: Варианты использования основных узлов. Шахматка на уголок из двойного плоского узла. Круглое панно.
Материал к заседанию методического объединения
педагогов дополнительного образования
Подготовил:
Шаронова О.А.
Выкса
2018 г
- Краткая характеристика программы, по которой разработано занятие.
Данное учебное занятие проводится по программе «Макраме». Эта программа рассчитана на три года обучения, построена по трём концентрам, внутри каждого и между которыми предполагается путь от простого к сложному.
Программа рассчитана на детей младшего и среднего подросткового возраста. Она учитывает задачи развития данного возрастного периода: социальные связи, самооценка, обучение навыкам, принадлежность команде, адекватное отношение к труду (младший подросток), принадлежность к группе сверстников, поиск ценностей, определение места в обществе, абстрактные мыслительные операции.
Изучение основных элементов, техник, приёмов закрепляется при выполнении различных изделий, предполагающих вариативность по степени сложности. При изготовлении изделий педагог должен это учитывать.
Размер и вид изделия, а также материал исполнения подбирается на усмотрение педагога, предполагается, что он при этом учитывает уровень развития и индивидуальные особенности учебной группы.
- Описание особенностей учебной группы, её характеристика.
Учебная группа, в которой проводится занятие, состоит из 14 человек, возраста 12-15 лет, 2-го года обучения. По итогам прошлого года в группе были показаны различная обучаемость: от высокой ( М, А, С.,), до крайне низкой ( Л., Ю., Я.); аналогично складывается ситуация с осведомлённостью и степенью заинтересованности в работе. В связи с различным уровнем нравственного развития, обусловленного воспитательным процессом в период дошкольного, младшего школьного возрастов, (), в группе имеется разделение на группы общения. Коллектив находится на стадии оформления. В связи с повышенной тревожностью некоторых учащихся, обусловленной индивидуальным восприятием школьных, семейных проблем, в группе возможны конфликты, агрессивное поведение, отказ выполнять учебную задачу. Ярких индивидуальностей в группе не наблюдается.
Мышление по преимуществу стандартное, требует развития. По уровню развития памяти также наблюдается разброс от высокого (М., Ц, К) до низкого (Г, Я.)
В связи со всем выше перечисленным, в группе выделяются лидеры по обучению - Ш, С,, К,, Б,– и аутсайдеры – Г,П,, , Ю, Н.. Учитывая это обстоятельство, для занятий используется, в основном, групповая форма работы и дифференцированный подход.
- Материалы и иное оснащение.
Для проведения занятия по данной теме необходимо: подушки из пенопласта (так как этот материал позволяет закреплять более прочно работу), размером 30*60 или 40*60см; ножницы, шпагат из п\пропилена 2шт по 500 м, кольца диаметром 20-25см(можно взять пяльца),булавки с декоративной головкой, раздаточный материал (_схемы основных элементов изделия), образцы основных элементов изделия, само изделие в готовом виде, как образец исполнения; описание и схема всего изделия на карточках в виде раздаточного материала.
Для снижения тревожности и агрессивности внутри группы во время занятия можно во время выполнения заданий включать негромко спокойную музыку, учитывая пожелания учащихся.
4. Тема учебного занятия: Варианты использования основных узлов. Шахматка на уголок из ДПУ. Круглое панно.
5. Место занятия в учебном курсе.
Это занятие является плановым. Относится к разделу «Грамматика макраме». По плану это занятие должно быть 31, но, учитывая пожелания детей, обеспечение материалом и готовность детей к выполнению большого и сложного изделия, пришлось изменить его место в учебном курсе и провести его 36-м. На данном занятии дети должны приступить к изготовлению панно, а завершать изделие будут на последующих. С завершением этого изделия закончится изучение раздела «Грамматика макраме» на 2-ом году обучения.
6. Занятие не является сложным. Для данной группы, учитывая её особенности, было введено некоторое упрощение(по материалу, количеству нитей, количеству вариантов).
7.Данное занятие по своему типу является занятием по изучению нового материала.
8.Цели занятия:
- Продолжить знакомство с функциями отдельных элементов изделия.
- Продолжить знакомство с узлами.
- Формирование представлений о возможностях применения основных узлов и приёмов.
- Формирование умения оценивать свою работу.
- Формирование умения работать со схемами и описаниями.
- Воспитание самостоятельности, аккуратности, старательности в работе
9.При проведении занятия предполагается использовать следующие методы:
Демонстрация, спровоцированная дискуссия, беседа, алгоритмизированный метод.
10.Для организации учебного занятия предполагается использовать групповую работу, которая будет проводиться в группах смешанного типа по общеучебным навыкам. А также при объяснении нового материала предполагается использовать фронтальную работу. В период начала работы над изделием, во избежание конфликтов, предполагается работу проводить с детьми индивидуализировано.
11хронометраж занятия
- Ом-10мин
- Повторение-20 мин.
- Онм-30 мин.
- Закрепление-40 мин.
- Подведение итогов, творческое задание-15мин .
12.Содержание учебной работы.
Ход занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ||||
1.Организационный момент | Взаимное приветствие педагога и учащихся; проверка отсутствующих (на момент проведения отсутствовало 4 человека: А, Ю., Г., О.); организация рабочих мест; организация внимания; сообщение темы и цели занятия (Круглое панно. Шахматка из ДПУ) под запись в тетрадь. | |||||
2.Повторение материала, необходимого для занятия. | -Перед началом работы над панно мы с вами должны вспомнить, как завязывается ДПУ, репсовый узел, их обозначения. Может, есть желающие пояснить нам эти два узла? Как их завязать, ведь вы же понимаете, что в изделии нельзя путаться? - Всё верно. Показать, как завязываются узлы, можешь? _Вспомнили. -Теперь вам у меня следующий вопрос имеется. Как выполняется шахматка из ДПУ? Перенесите , пожалуйста, с ваших схем на карточке № схему шахматки из ДПУ; | Ответ одного из лидеров: -ДПУ - это два плоских узла левый и правый завязанных друг за другом. В схемах мы его обозначали кружочком. А репсовый – обозначается двумя вот такими чёрточками. -Демонстрирует поочерёдно группам учащихся на демонстрационном материале. На доске один из лидеров изображает сетку из ДПУ. Заносят сх. В тетрадь. | ||||
3. Изучение нового материала. | Как вы правильно заметили, с шахматкой мы начали знакомиться ещё практически в самом начале первого года обучения. Само собой разумеется, что вы за этот период научились и более сложным вещам. Поэтому, переходя к новому изделию, мы немного усложним нашу давно известную шахматку. В этом изделии мы будем выполнять её от уголка и на уголок. Так мы сможем получить вот этот ромб на панно (схема, образец). Чтобы не было ошибок и перекосов в натяжении нитей при изготовлении изделия перед началом работы вам нужно выполнить контрольно-опытный образец. Возьмите приготовленные для вас нити _6 нитей по 1 м и 1 нить по 50 см. Нить в 50 см сложите вдвое, закрепите на подушке под углом в 45 градусов. Навесьте на каждую сторону получившегося угла по 3 нити двойной навеской за середину. Начинаем работу от вершины угла. На двух концах слева от центра и двух справа, завяжите один ДПУ. В следующем ряду вы должны завязать уже два ДПУ, Включив в работу по два дополнительных конца слева и справа. В следующем ряду у вас должно быть уже три ДПУ. Теперь закроем ромб, или, как говорят , выполним шахматку на уголок. В следующем ряду выполним всего два ДПУ, отбросив по два конца слева и справа. Точно также поступим и в последнем ряду, где сделаем всего один ДПУ. Теперь мы должны познакомиться с ещё одним вариантом завершения работы. Этот приём называется «утолщённый край». Образец у вас показан на сх.3. Попробуйте выполнить его самостоятельно. Если возникнут вопросы, задавайте, или подзывайте к себе за помощью. -Я вижу первые результаты. Да выполнено быстро, но не качественно. (Работа С.Б.. Девочка всегда торопится выполнить, не уделяет должного внимания завершению работы, хотя начало выполняет весьма качественно). Выполняя этот приём нужно стараться подбирать все нити очень аккуратно, чтобы нигде не было заметно торчащих кончиков. Иначе вид у работы будет неряшливый. -Те, кто всё выполнил, могут перенести себе в тетрадь основные схемы к работе. Описание изготовления панно вы можете забрать себе. | Выполняют образец элементов, задавая вопросы. Слушают объяснение учителя. Заносят схемы элементов в тетрадь. Пробуют самостоятельно оценить свою и чужую работу, отметив все достоинства и недостатки. | ||||
4.Закрепление пройденного материала в практической деятельности. (этап групповой работы). | Теперь мы должны с вами приступить к изготовлению панно. Шпагат у нас с вами п\пропиленовый. Соответственно тот же, что использовался для образца готового изделия. При работе мы будем с вами заглядывать в описание изготовления панно, и использовать наш контрольный образец, так как один и тот же узел каждый из вас завязывает на свой манер, то есть один сильнее нити натягивает, другой слабее. Да и узел затягивает каждый из вас с разной степенью натяжения. Поэтому панно у вас немного будут отличаться. Итак, сначала нужно нарезать нити в соответствии с описанием. И начинаем оплетать кольцо(показываю, как именно).Далее навешиваем нити. Раскрываем ромб. (Как именно это делается? Какой навеской лучше навесить? Как лучше закрепить работу на подушке? Что делать, если нити для оплетения кольца не хватило? Как сделать выполнение работы удобнее?- эти вопросы учащимся предлагается решить внутри своей группы самостоятельно, или, обратившись с вопросом к лидеру, который должен уметь такие вопросы решать. Если же настроение у детей не способствует внутригрупповому общению, группка спонтанно должна переформироваться). | Активно работают в группке. Решают возникающие вопросы. Выполняют оплетение кольца ДПУ, раскрытие ромба, шахматку от уголка. | ||||
5. Творческое задание. | Дома вам нужно будет придумать, как вы будете завершать работу, ведь наше панно не будет закончено всего лишь шахматкой на уголок. Вы можете сделать также, как на нашем образце изделия, а можете предложить и что-то свое. Чтоб у вас была почва для размышлений, я вам разрешаю забрать оставшиеся схемы домой (описание «оплётки», «капуцинов», правой и левой цепочки «фриволите»). | Задают вопросы по работе, по предложенным схемам, предлагают оценить, чья работа лучше на данном этапе. | ||||
6. оценка занятия и работы каждого. | Выдаём сейчас специальные карточки, где указывается оценка вашей работы сегодня («мастер», «подмастерье», «приглашённый».). На этом мы заканчиваем это занятие. | Прибирают за собой своё рабочее место. Прощаются друг с другом и педагогом. |
13. В ходе учебного занятия дети изучили некоторые основы плетения, выполнили под руководством педагога контрольный образец, приступили к работе над изделием. По результатам своей работы они получили оценку так, что их самооценка не пострадала. В ходе работы я также постаралась дать им ориентиры и навыки само - и взаимооценки, таким образом, деятельность детей получила всестороннюю оценку. Кроме того, на данном занятии я попыталась дать навыки самостоятельной работы, подтолкнуть их к гибкому мышлению в своей работе, постаралась привлечь их внимание к наглядности, и таким образом заинтересовать детей работой с литературой.
Не всё удалось выполнить так, как того хотелось бы, и как предполагает программа, т.к. пришлось делать упрощение на уровень развития общеучебных навыков, и специальных, склонность к агрессии, к конфликтам.
14. Данная тема должна иметь продолжение, поскольку не все варианты использования основных узлов реально рассмотреть за одно занятие. Кроме того, поскольку это занятие из раздела «Грамматика макраме», вполне возможно возвращение к теме этого занятия во время 3-го года обучения.
15.Методическое обеспечение темы: описание выполнения панно и основных элементов, применяемых в нём, схемы узоров, карточки для оценки работы учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Оплётка»
Это 5-10 горизонтальных витков, плотно обхватывающих кисть вверху. «Оплётку» можно сделать дополнительной нитью (тогда она может быть и цветной) или нитью от кисти.
Способ1. Приготовьте 2 дополнительные нити: длиной 20 см (тонкую скользящую) и более толстую длиной 50 см (того же качества, что и в кисти). Сложите пополам тонкую нить и уложите петлёй вниз на пучок нитей (рис. А.). Один конец толстой нити наложите на петлю так, чтобы концы её торчали сверху, и начинайте обматывать пучок сверху вниз. Сделав 6-8 витков вплотную друг к другу, второй конец толстой нити опустите в петлю, и выдерните тонкую нить за верхние концы (рис. Б.). Если конец толстой нити полностью не скрылся под «оплёткой», подрежьте его.
Способ 2. Дополнительную нить длиной 50 см сложите вдвое, перепустив концы на 10см и 40см. Приложите её к пучку нитей петлёй вверх, обмотайте вместе с ним длинным концом снизу вверх и проденьте его в петлю (рис. в). Теперь дёрните за короткий конец, торчащий из-под «оплётки», - верхний спрячется под «оплётку».
Способ 3. Его применяют для тонких нитей, которые можно вдеть в иглу. Тонкой дополнительной нитью длиной 30-40см обмотайте пучок, затем конец нити вденьте в иглу и спрячьте под витками, так же спрячьте другой конец (рис. Г.). Тонкая нить может быть другого цвета.
Способ4. Крайней нитью от кисти обмотайте пучок нитей снизу вверх и спрячьте крючком конец нити под «оплётку» (рис. д).
__________________________________________________________________________
Узелок на память. Прежде чем выполнить «оплётку» на толстом пучке нитей, перевяжите его тонкой нитью - работать будет удобнее и витки «оплётки» будут ровнее.
Круглое панно.
Описание изделия.
Инструменты и материалы: 76 м бельевой верёвки или сутажа, п\пропиленовый шпагат- 80м., кольцо диаметром 20-25см.
Последовательность работы:
- приготовьте 24м нити, сложив её вдвое, оплетите кольцо двойными плоскими узлами (см.сх.1).
- Возьмите 27 нитей (19нитей) длиной 2,5 м (3м), сложите их вдвое и прикрепите к верхней половине кольца.
- Две средние нити расположите под небольшим углом в разные стороны. На каждую из них прикрепите диагональными репсовыми узлами остальные нити.
- Выполните в виде ромба узлами ДПУ сетку (Сх.2).Плетение начинайте с верхней части ромба: первый узел завяжите на средних четырёх нитях. Постепенно вводя в работу по две свободные нити от противоположных репсовых рядов, выполняйте следующие за ним узлы в шахматном порядке (шахматка на основе ДПУ). Широкая часть ромба плетётся на всех рабочих нитях, а затем с каждым рядом сетку сокращайте на один узел. Завершите ромб одним узлом. (сх.2.б.).
- Приёмом «утолщённый край»(сх.3) выполните нижнюю половинку ромба: две основные нити наклоните к центру и прикрепите на каждой из них диагональными репсовыми узлами по половине нитей, идущих от ромба.
- Сначала закрепите все нити «оплёткой»(сх.4, описание 1) , а затем все нити, идущие от пучка, прикрепите к нижней части кольца репсовыми узлами.
- Завершите панно кистью. Для этого распределите все нити под кольцом на три части, та часть, которая в центре, должна быть чуть больше. Из нитей крайних пучков сплетите по цепочке, состоящей из 10-12 узлов «фриволите.»(см.сх.5а.б.).На среднем пучке завяжите нитями от двух цепочек «фриволите.» один ДПУ. Концы нитей украсьте узлами «капуцин», завязывая их как на одной нити, так и на 2-3, в зависимости от толщины используемых нитей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Схемы для выполнения основных элементов панно.
ПРИЛОЖЕНИЕ2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по композиции станковой для учащихся 2 года обучения.
Урок был дан 12.02.2014 г во 2-Б классе...
Открытое занятие в группе 2-го года обучения объединения "Хореография в нашей жизни".
Дети знакомятся с различными формами элемента "верёвочка": общепринятыми в хореографии, фольклорными. В рамках раздела "Детский народный игровой фольклор" дети разучивают игры русского народа и Северн...
Конспект занятия по тхэквондо в группе НП третьего года обучения
Полный конспнкт проведения занятия по тхэквондо...
Методическая разработка занятия, с использованием проектной технологии. Раздел «Вязание спицами» (для групп 1-го года обучения)
Конспект занятия в объединении "Художественное вязание"...
Открытого учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для группы УТ-2 года обучения
конспект урока...
КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Ступеньки» Образовательной направленности Тема «Поиграем с водой» Методическое объединение воспитателей, учителей дефектологов специализированного структурного образовательного
Конспект заняятия. Индивидуальная форма проведения. Цель: стимуляция чувствительности рук....
Методическая разработка занятия по мини - футболу для группы второго-третьего года обучения. Тема занятия: Технико -тактические приёмы игры.
В данной разработке представлены игровые упражнения с ударами по воротам, способы обучения и тренировки технико-тактических действий при выполнении комбинаций "Стенка", "Двойная стенка...