Конспект открытого занятия по композиции станковой для учащихся 2 года обучения.
план-конспект урока по теме
Урок был дан 12.02.2014 г во 2-Б классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Батальный жанр в станковой композиции | 59.5 КБ |
Лепка птицы из пластилина с натуры | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого занятия по композиции станковой для учащихся 2 года обучения.
- Преподаватель:
- Петров Игорь Владимирович
- Наименование творческого объединения
- МОУ ДОД «Детская художественная школа имени художника Петра Ефимовича Заболотского», 2-Б класс
- Состав учебной группы
- 10 человек
- 3 девочек, 3 мальчика
- Возраст от 10 -14 лет.
- Тема учебного занятия
- «Батальный жанр в станковой композиции»
- Композиция станковая, второй класс.
- Тема триместра «Многофигурная композиция» , 2 класс, 2 триместр.
- Степень сложности занятия, средняя.
- Цель занятия:
Знакомство с батальным жанром станковой композиции.
Задачи занятия:
- Познакомить с произведениями и историей развития жанра.
- Ввести новые понятия в речевой оборот учащихся.
- Развивать зрительную и вербальную память, грамотную речь, умение рассуждать, сравнивать, анализировать.
- Воспитывать интерес к изобразительному искусству, русской военной истории, патриотические чувства.
- Оборудование и материалы для преподавателя:
Компьютер, экран, презентация с иллюстрациями
картин художников-баталистов.
Оборудование и материалы для учащихся: планшет, ручка, бумага.
- Форма учебного занятия
- Нового материала.
- Форма организации работы
Индивидуально-групповая
- Структура учебного занятия
- Основные структурные части занятия
- Затрачиваемое на них время: 45 мин.
- 1.Вводная, организационная часть: 2 мин.
- Приветствие1мин.
- Постановка цели занятия 1 мин.
- 2. Основная часть: 22 мин.
- Актуализация знаний.5 мин.
- Изложение нового материала занятия 7 мин.
- Знакомство с произведениями батального жанра 10
- 3. Практическое задание 9 мин.
- Выполнение практического задания 7 мин.
- Подведение итогов практического задания 2 мин.
- 4. Заключительная часть: 12 мин.
- Рефлексия 8 мин.
- Подведение итогов занятия 4 мин.
Ход урока:
- Организационная часть: 2 мин.
Приветствие: Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги. Размещайтесь удобнее. Проверим готовность к занятию. Вам для работы понадобятся: альбомный лист, карандаш. Сегодня состоится занятие – первое занятие в теме: «Батальный жанр в станковой композиции», тема триместра Многофигурная композиция.
Преподаватель: Ребята, какие знакомые слова вы услышали в теме нашего занятия?
Учащиеся: Жанр, композиция.
Преподаватель: Правильно. Вспомним и объясним, что означают эти слова?
Учащиеся: Слово композиция в переводе означает сочинение, составление. Композиция это сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке. Композиция - это построение художественного произведения по законам жанра. Жанр-понятие объединяющее произведения по признакам сходства тематики.
Преподаватель: Какие жанры вам знакомы ? В каких Вы работали сами?
Учащиеся: Натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет, исторический жанр.
Преподаватель: Назовите какие темы изображения объединяют жанры натюрморта, пейзажа, анималистики, исторической картины?
Преподаватель: Какие виды искусств вы знаете? Будьте внимательны при ответе на вопрос.
Учащиеся: В пейзаже основной темой изображении является изображение какой-либо местности, природы. Изображение сюжетов из повседневной жизни относится к бытовому жанру. Анималистический жанр связан с изображением животных. Натюрморт изображает предметы, мертвую натуру (цветы, плоды, охотничьи трофеи, бытовые предметы) .
Картины в которых отражены исторические события относят к историческому жанру. В портрете (личность, особа) изображается внешний облик и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека».
Преподаватель: Сегодня мы познакомимся с батальным жанром. Батальный жанр в переводе с французского – битва – это жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Основными сюжетами в батальном жанре являются сцены сражений (в том числе морских ) и военных походов современности или прошлого; батальному жанру присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы предать героику войны и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. Художники – баталисты расширили рамки батального жанра, дополняемого сценами военного быта в походах казармах, лагерях, которые одновременно относятся к бытовому жанру, а так же обобщёнными образами воинов фронтовыми зарисовками. Изображения битв в искусстве известны с древнейших времен рельефы Древнего Востока изображали царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В средние века сражения изображали на тканях, например: «Ковер в Байе» со сценами завоевания нормандцами Англии в книжных миниатюрах иногда на иконах. Батальный жанр формировался в 16-17 веках. Русский патриотический батальный жанр родился в 18 веке. Батальные сцены изображали кавалерийские стычки, морские и сухопутные сражения, батально-исторические композиции. Художники В.В.Верещагин, П.Гесс с правдивостью отражали в картинах суровые будни войны и солдатского быта. Величественную эпопеею мужества и богатырского подвига русского народа изображали художники И.М.Прянишников, А.Д.Кившенко, В. И. Суриков. С каким новым жанром вы познакомились?
Ученики: С батальным жанром.
Итак, повторим, какой общей тематикой объединены картины батального жанра?
Ученики: Картины батального жанра объединяет тема изображения войны, военных действий, где участвуют большие армии, в картине кавалерийские отряды, эскадры кораблей.
Преподаватель:
Практическое задание.
Преподаватель: Вам предстоит выполнить практическое задание. Вы должны определить какие из представленных иллюстраций относятся к батальному жанру, какие не являются таковыми и обосновать это. Практическое задание мы выполним в два этапа. Сначала в группе затем индивидуально. Рассмотрим иллюстрации картин художников.
(В.И.Сурикова) «Переход Суворова через Альпы», В.Верещагина «Перед атакой», Ф.А.Рубо Бородинская битва, 1911г. Ивана Константиновича Айвазовского «Чесменское сражение» 1886г. П.Гесс «Переправа через Березину», И.Прянишникова «В 1812году.» 1874г.
Опишите, что вы видите на картинах?
Учащиеся: В картине «Переход Суворова через Альпы» изображен спуск русского войска с гор, а впереди Суворов. В картине «Чесменское сражение» битва на море, в картине Верещагина «Перед атакой» видим равнину и много солдат с винтовками, которые лежат на земле, а их полководцы стоят смотрят в бинокль. В работе П.Гесса мы видим, как войско переправляется через замерзшую реку пешком, на конях и телегах.
Преподаватель: Можем ли мы сказать, что эти картины относятся к батальному жанру?
Учащиеся: Да так как все эти работы посвящены войне, изображают походы, сражения, военные операции, суровые будни солдатской жизни.
Преподаватель: Проверьте себя самостоятельно сможете ли вы безошибочно определить какая из двух картин на слайдах относится к батальному жанру? Преподаватель демонстрирует тестовые задания в форме презентации. На каждом из слайдов демонстрируется по 2 иллюстрации картин под номерами. Учащиеся на листочках должны поставить «+» напротив Катины в батальном жанре и «-» напротив картины в другом жанре.
Учащиеся: Выполняют задания и проверяют друг друга.
Преподаватель: Кто из вас дал неверный ответ на задания теста? Где именно вы ошиблись. Давайте проанализируем, что ввело Вас в заблуждение?
Учащиеся: Учащиеся пытаются выяснить, по какой причине сделана ошибка.
Преподаватель: Проверим себя еще раз. Будьте внимательны.
- Каждому из вас выдано по две иллюстрации. Вы должны определить жанр в котором выполнена композиция и обосновать свой ответ.
Учащиеся: Рассматривают иллюстрации.
Преподаватель: Предоставляет слово тем, кто готов.
- Здесь добавлять ничего не надо. Так как работа закончена и чётко поясняет текстовое содержание.
Преподаватель: Сделаем небольшой просмотр работ.
Ученики:
- Рефлексия.
Вопросы: Ответы:
Ребята что сегодня удалось? | Познакомиться с батальным жанром, картинами художников- баталистов, и художниками, работавшими в батальном жанре. |
Назовите художников –баталистов и художников, работавшим в батальном жанре. | Ф.А. Рубо, В.В. Верещагин, П.Гесс, И.Прянишников, И.Суриков. |
Где могут пригодиться вам эти знания и умения? | На занятии по истории изобразительного искусства, литературе, в викторине. |
- Я теперь смогу… | Точно, безошибочно определить в каком жанре написана картина. Рассказать о происходящем на картине. |
Что нового для себя вы узнали после просмотра картин? | Мы узнали какая форма и вооружение были у военных разных армий 200 лет назад. Морские суда были из дерева и имели паруса. |
Было интересно? | Было интересно рассматривать сцены сражений, пушки, форму солдат. |
С какими впечатлениями вы уйдете с урока? | |
.
- Ожидаемый результат занятия
- Ввести в обиход учащихся понятие «батальный жанр».
- Закрепить смысл понятий - жанр, композиция, портрет, натюрморт, анималистика.
- Ввести в речевой оборот учащихся слова батальный жанр, персонаж, образ.
- Объяснить принципы определения жанра той или иной картины.
- Развивать устную речь.
- Научиться анализировать свою работу, делать работу над ошибками.
Педтехнологии:
Диалоговая
Информационно - коммуникационная технология
Развивающая технология
Здоровьесберегающая
Методы:
Репродуктивный
Частично – поисковый
Исследовательский
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого занятия по скульптуре для учащихся 1 года обучения.
- Преподаватель:
- Петров Игорь Владимирович
- Наименование творческого объединения
- МОУ ДОД «Детская художественная школа имени художника Петра Ефимовича Заболотского», 1-Б класс
- Состав учебной группы
- 14 человек
- 11 девочек, 3 мальчика
- Возраст от 10 -11 лет.
- Тема учебного занятия
- «Лепка чучела птицы с натуры».
- Скульптура, первый класс, « Особенности анатомического строения птиц», 1 триместр, степень сложности занятия, средняя, так как лепка мелких деталей и приемы их соединения в единую фигуру требуют определенной сноровки и развития мелкой моторики.
- Цель занятия:
«Изучение особенности строения и пропорций фигуры тетерева»
Задачи занятия:
- Изучить натуру, особенности и пропорции частей тела птицы.
- Выстроить алгоритм ведения лепки фигуры тетерева.
- Закрепить на практике знания о приемах лепки.
- Развивать мелкую моторику, зрительную память, глазомер.
- Освоить приемы соединения отдельных частей скульптуры. Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность при выполнении задания.
Оборудование и материалы для преподавателя:
Скульптурный станок, скульптурный пластилин, банка с водой,
стеки, картон, чучело птицы.
Оборудование и материалы для учащихся:
Скульптурный станок, скульптурный пластилин, банка с водой,
стеки, картон, чучело птицы.
- Форма учебного занятия
- Комбинированное.
- Форма организации работы
Индивидуально-групповая.
- Структура учебного занятия
- Основные структурные части занятия
- Затрачиваемое на них время: 90 мин.
- 1.Вводная, организационная часть: 2 мин.
- Приветствие1мин.
- Постановка цели занятия 1 мин.
- 2. Основная часть: 9 мин.
- Диалог с учащимися 6 мин.
- Наблюдение натуры чучела птицы. 3 мин.
3.Практическая работа 68 мин.
- Лепка деталей фигуры птицы 34 мин.
- Перемена 10 мин.
- Лепка плинта и бревна 12 мин.
- Соединение частей фигуры птицы 22 мин.
- Передача фактуры оперения птицы и деталей головы (глаза, нос).
4. Заключительная часть: 4 мин.
- Рефлексия 6 мин.
- Подведение итогов занятия 5 мин.
Ход урока:
- Организационная часть: 2 мин.
Приветствие: Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги. Сегодня мы покажем вам занятие по скульптуре тема триместра «Лепка чучела птицы с натуры», тема занятия «Особенности анатомического строения птиц». Размещайтесь удобнее. Проверим готовность к занятию. Для работы понадобятся: скульптурный станок, скульптурный пластилин, банка с водой, стеки, картон, чучело птицы.
Преподаватель: Ребята, тема занятия сегодня «Изучение особенности строения и пропорций фигуры тетерева».
Как вы думаете, исходя из темы и цели занятия, что мы сегодня будем делать в практической части?
Ученики: Мы будем лепить тетерева.
Преподаватель: На прошлом занятии мы лепили петуха. Вспомним последовательность лепки петуха. Кто готов ответить?
Ученики: Что бы слепить петуха мы лепили туловище, шею, голову, лапы, хвост, гребешок. Затем соединяли эти части, стеками изображали фактуру оперения и показывали глаза, клюва и других мелких деталей.
2) Основная часть
Преподаватель: Правильно, вы совершенно верно рассказали в какой последовательности надо вести работу. Давайте рассмотрим чучело тетерева изучим его анатомическое строение. Мне понадобится помощник. Помощник расскажет и покажет строение фигуры тетерева.
Учащиеся: Тетерев меньше, чем петух. Строение его фигуры аналогичное строению петуха у него тоже есть туловище, голова, шея, клюв, ноги или лапы, крылья. шея Отметили, что фигура тетерева стоит на бревнышке, а бревнышко на плинте.
Преподаватель: Определим количество деталей, которые вам предстоит вылепить.
Учащиеся: Нам надо вылепить 9 деталей – это туловище, шея, голова, два крыла, две лапки, бревнышко, плинт. А десятую деталь – хвост мы будем вытягивать от заготовки туловища.
Преподаватель: Определим последовательность действий. Какая деталь является основной и почему ?
Ученики: Туловище - является главной деталью, потому, что остальные голова, шея, лапы находятся на туловище. Удобнее будет маленькие детали крепить к туловищу.
Преподаватель: определим последовательность лепки деталей фигуры тетерева.
Ученики: первое лепим – туловище, второе – заготовку для шеи, третье- голову, четвертое – крылья, пятое - лапы, шестое- бревнышко, седьмое - плинт.
3) Практическая работа
Преподаватель: Пожалуйста разделите пластилин на несколько кусков разных размеров по размерам отдельных элементов. Одновременно преподаватель демонстрирует размер кусков для разных деталей. И приемы лепки деталей.
Ученики: Учащиеся повторяют действия за преподавателем.
Преподаватель: Прежде чем начнем соединение частей надо изготовить десятую деталь- хвост. Его мы будем вытягивать из заготовки туловища. Теперь присоединяем шею и сглаживаем швы стеками, затем голову, и далее последовательно лапы ближе к задней части туловища. После чего присоединяем крылья. Так как фигура мягкая, нам ее надо остудить мы опустим ее в банку с водой.
Оставим фигуру тетерева в стороне. Теперь изготовим плинт, на который закрепляем бревнышко. Для большей устойчивости делаем три точки опоры – лапы и хвост.
Острым шилообразным стеком оживляем фигуру и придаем фактуру.
Обозначаем глаза, при помощи вдавливания, выделяем направления оперения на крыльях и хвосте.
Во время работы преподаватель консультирует, помогает, если необходимо.
Преподаватель:
По окончании работы проходит общий просмотр скульптур. Ребята по пятибалльной шкале оценивают скульптуры в парах. Ребята у нас получилась птичья стая. Охарактеризуем наши скульптурные изображения.
Ученики: Мы лепили тетерева с одного и того же чучела, а птицы получились у всех разными. Например: одна чем-то удивлена, другая сосредоточенна, третья птичка-толстушка, четвертая имеет богатырское сложение, угадывается здоровье и сила, мощь, некоторые птички получились изящные, одна элегантная, нарядная.
Рефлексия.
Ребята какие детали птицы мы лепили? | Туловище, шею, голову, ноги крылья, хвост. |
В чем сходство строения тетерева с петухом? | Есть туловище, крылья, лапы, голова, шея. |
Чем они различаются? | - У петуха более длинная шея, есть гребешок, длинные лапы, хвост у петуха располагается вверх, а у тетерева к земле и несколько перьев закругляются в форме серпа. |
Сложно ли вам было выполнить лепку тетерева? | Нет. |
Почему было не сложно? | Нам было все понятно. И мы уже многое умеем. Соединять детали, лепить заготовки, пользоваться стеками. |
Что Вам понравилось на занятии? | Получились интересные образы и характеры у птиц. |
С каким настроением вы уходите с занятия? | С хорошим. У нас есть желание научиться лепить еще какую-нибудь птицу или животное. У меня дома есть попугайчики я их слеплю. |
Подведем итоги занятия:
У нас получилась интересная выставка. Вы все справились с заданием, правильно используете стеки в работе. Работу всего класса оцениваю на отлично.
Преподаватель: очень хорошо если вы полепите дома. А у кого нет домашних птиц Вы можете самостоятельно вылепить голубя, воробья или синичку с натуры. С целью нашего занятия мы справились все. Благодарю вас за работу на занятии. Оцениваю вашу работу на отлично. На последующих занятиях мы с вами продолжим изучать птиц и животных.
- Ожидаемый результат занятия
- Повторить алгоритм действий лепки фигуры птицы.
- Развитие мелкой моторики, пропорциональности, глазомера.
- линейный набросок к отрывку из литературного произведения.
- Слепить фигуру тетерева.
- Сформировать познавательный интерес и мотивацию учащихся.
Педтехнологии:
Диалоговая
Информационно - коммуникационная технология
Развивающая технология
Здоровьесберегающая
Методы:
Репродуктивный
Частично – поисковый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия для обучающихся изостудии "Эскиз" первого года обучения "Зимняя сказка"
Методическая разработка открытого занятия для обучающихся первого года обучения в изостудии "Эскиз" по предмету Изобразительное искусство....
Конспект открытого занятия по баскетболу для 2-го года обучения "Техника и тактика игры"
Конспект занятия для баскетбольной секции...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ: «Ромашка (композиция цветок в вазе)»
о6учение технике изготовления аппликации из 6умаги....
План - конспект открытого урока по хореографии с воспитанниками 3 года обучения
Организационная часть:-построение-приветственное слово руководителя-поклон Основная часть:- разминка на середине зала;- прыжки на середине зала;- упражнение на укрепление мышц;- элементы классиче...