Открытое занятие в группе 2-го года обучения объединения "Хореография в нашей жизни".
план-конспект занятия на тему
Дети знакомятся с различными формами элемента "верёвочка": общепринятыми в хореографии, фольклорными. В рамках раздела "Детский народный игровой фольклор" дети разучивают игры русского народа и Северной Осетии(региональный компонент).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_khoreog_2-ygod_verevochka.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
К О Н С П Е К Т
открытого занятия по хореографии в группе 2-го года
обучения объединения «Хореография в нашей жизни».
Педагог: Шандыба Е.Ю.
Тема: «Элемент «Верёвочка» в танцевальных композициях. Рус-
ские народные игры с использованием индивидуального
мастерства играющих и отражение этих игр в народных
танцах. »
Цели и задачи:
а) разучить танцевальные комбинации с «верёвочкой»,
б) познакомить детей с разными видами элемента и с техни-
кой исполнения в танцах разных народов,
в) совершенствовать навыки коллективной работы при знаком-
стве с народными играми.
Тип занятия: комбинированный.
Метод: словесно-практический.
Оборудование: танцевальный зал, CD- проигрыватель.
План занятия:
1) организационный момент,
2) разминка,
3) основная часть,
4) анализ занятия,
5) подведение итогов.
Ход занятия.
- Организационный момент:
а) построение,
б) проверка присутствующих,
в) проверка готовности к занятию,
г) поклон,
д) повторение правил ТБ на занятии.
- Разминка, повторение пройденного.
Разминка на середине зала: шаги народные простые (вперёд, на-
зад), шаг-притоп вперёд, шаг с притопом вперёд, тройной шаг с притопом вперёд, шаг с фликом, тройной шаг с фликом, все шаги с
работой руками, бег простой, бег с коленями вперёд, тройной бег с коленями вперёд, тройной бег с соскоком, хороводные перестрое-ния.
Экзерсис у опоры:
- Demi-plie по I, II, III позициям, с grand-plie.
- Battements tendus на носок с работой опорной ноги в комбинации с вattements tendus на каблук поV крестом.
- Battements tendus носок-каблук-носок по V крестом.
- Pa passé с разворотом бедра в венгерском характере.
- Ваtements developpe на каблук поV крестом.
- Grand battements jetes с сокращённым подъёмом по v крестом.
На середине комбинации притопов, дроби, вращения на месте и по диагонали.
- Основная часть.
Сегодня мы уделим внимание элементу народного танца «верёвоч-ке», без неё невозможно представить народный танец. Лишь редкие танцы обходятся без такого удивительно красивого и самобытного движения.
Название «верёвочка» объясняется внешней формой движения ног,
которые как бы, заплетаясь, рисуют необыкновенные переплетения.
Сейчас мы вспомним знакомые нам варианты «верёвочек» и испол-ним их в комбинации: 4 – простых «верёвочки», 4 – с двойным ударом
сзади подушечкой стопы, 4 – с постановкой ноги на каблук, 4 – с пос-
тановкой ноги на носок (вариант из движения «ковырялочка»), 4 – двойных дробных ударов с переступанием с двумя «верёвочками».
Пришло время познакомиться с элементом, который дополняет тан-
цевальные комбинации с «верёвочками» и придаёт им нестандарт-ность при исполнении и восприятии. Этот элемент называется «косы-ночка». При визуальном рассмотрении это выглядит как половинка «верёвочки», как треугольник, ведь косынка – это половина платка или квадрата. Важное отличие от «верёвочки» в том, что нет подскока
на опорной ноге. Ноги во время исполнения «косыночек» просто пе-реставляются по очереди: попробуем вместе выполнить 4 движения.
Конечно, вы заметили, что произошло достаточно большое продви-
жение назад – это тоже характерная особенность «косыночки». Кроме
того «косыночка» в отличие от «верёвочки» более быстрый элемент, и
при его исполнении требуется определённая доля виртуозности. А те-перь разучим пару комбинаций «верёвочек» с «косыночками», кото-рые могут быть использованы в народных танцах.
1-вая комбинация: 2 простых «верёвочки», 4 «косыночки», 1 «верё-
вочка» с двойным ударом, 2 «косыночки».
2-ая комбинация: 1 «верёвочка» с двойным ударом правой ногой,
1 «косыночка» левой ногой назад, 1 – левой ногой вперёд, всё тоже, начиная с левой ноги.
Элемент «верёвочка» существует не только в русских танцах, он ча-
сто используется и в танцах других народов. Правда, следует отме-тить, что у разных народов исполнение «верёвочки» порой очень си-льно отличается.
Например, в украинском танце, где костюм девушки имеет узкую
длинную юбку, «верёвочка» очень сдержанная с мелкими движения- ми, что позволяет при необходимости исполнять элемент очень бы-стро, но при этом практически не акцентируя работу коленей. Чтобы окунуться в атмосферу украинского танца, давайте представим себя в узких юбках и исполним «верёвочку» в украинском характере.
Интересно, что в некоторых областях России, в деревнях, до сих пор
сохранилось не выворотное исполнение «верёвочки». Такой элемент
является достоянием фольклорной составляющей нашей культуры.
Давайте вместе исполним такой вариант «верёвочки», и таким обра-
зом ненадолго перенесёмся на какое-то время назад в историю.
Скажите: ведь интересно же, как проводили своё свободное время наши прабабушки. Да и бабушки ведь тоже застали время, когда не было телевизоров. Вот и представим себя девушками, которые соби-раются на лугу попеть, потанцевать и поиграть. А чтобы облегчить эту задачу, наденем сарафаны и повяжем на голову ленты, которыми
украшали себя в далёком прошлом девушки. (Воспитанники надевают
народные костюмы либо отдельные элементы. Педагог собирает детей на игрища «закличкой».)
« Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышка, колоколнышка.
Эй, подружки выходи, да на солнце погляди,
Станем плечиком водить, хороводы заводить!»
И давайте начнём наши потешки с хоровода. Правда хоровод для
вас будет не совсем обычный: держаться мы будем не за руки, а за платочки. Фигуры тоже не все вам знакомы, но представим, что заво-
дила хоровода придумывает их на ходу, а всем участникам остаётся
прсто следовать за ведущим. (Хоровод: «змейка», круг, линия с подня-тыми вверх руками, проход всей линии под каждые «ворота», круг,
«веночек», колонна, проход колонны через свои центральные ворота в
линию, линией делается поклон, хоровод закончен. Возможны другие варианты фигур.)
А теперь сыграем в игру «Заря»: для этого встанем в круг и выберем
водящего. Кто знает интересную считалку?(Выбирают водящего – это «заря».) «Заря» ходит за кругом, говорит слова:
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла!
С последними словами «заря» осторожно кладёт ленту на плечо од-ному из играющих, который, заметив это, быстро хватает ленту, и они
оба бегут в разные стороны по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто остался – становится «зарёй». (Игра проводится несколько
раз, чтобы дети лучше поняли игру и запомнили её.)
Как выдумаете, может сюжет этой игры использоваться при поста-
новке танца.(Дети высказывают свои версии.) Конечно, сюжет этой игры очень интересен будет при постановке танца, например, про отношения юноши и девушки: когда суженый выбирает свою любимую девушку с помощью ленты, а затем они, встретившись, в кругу исполняют танец вдвоём.
А теперь мы познакомимся с ещё одной интересной игрой «Колеч-ко». И для этой игры мы тоже встанем в круг и выберем водящего. Те-
перь водящий будет находиться в кругу. Главный атрибут этой игры
колечко на ленточке, которая завязана в на концах. Играющие держат
ленту и передвигают по ней кольцо, но так чтобы водящий этого не замечал. Водящий спрашивает: «У кого кольцо?», каждый игрок пыта-
ется обмануть его, говоря: «У меня!», и в это время, на глазах водяще-
го, старается передать кольцо другому. Водящий хватает за руку того
у кого, как ему кажется кольцо, этот игрок открывает руку. Если здесь
кольца не оказывается, водящему показывают, где находится кольцо на самом деле, при этом водящий старается схватить руку с кольцом, а игрок опять незаметно передать другому. Если кольцо найдено пра-вильно, водящий меняется. (Игра проводится несколько раз.)
Вот и ещё две народные забавы попали в нашу копилку игр. Эти
игры представляют собой часть русской культуры.
Мы с вами проживаем на территории Северной Осетии, и, конечно, должны познакомиться с забавами осетинского народа. Нас в первую очередь интересуют игры, ставшие, в последствии, основой народных танцев.
Такой осетинской игрой, наиболее сохранившейся до наших дней в виде танца, является «Чепена». Само слово «чепена» не имеет опре-делённого перевода, но обозначает озорника, шутника, шалуна.
Эта игра круговая, хороводная. Считалкой выбирается водящий «чепена», он становится в круг, в котором все держатся за руки, и начинает игру словами :
– Левой ногой, чепена (прыгает левой ногой влево),
– Гой, гой, чепена(отзываются играющие и повторяют движения водя-
щего),
– Правой ногой, чепена,
– Гой, гой, чепена,
– Пойдём вперёд, чепена ( все идут мелкими шагами вперёд по кругу,
либо в круг, поднимая руки вверх),
– Пойдём назад, чепена,
– Все мы спляшем, чепена, кругом, кругом, чепена,(продолжается та-
нец-игра под музыку). Смысл игры заключается в том, что водящий должен быть хитёр и остроумен: придумывать смешные движения что-
бы играющие ошибались, мешали друг другу и даже ссорились.
Чепена либо его помощник строго следили за ошибками, выделяли этих играющих, для которых могло последовать наказание(даже могли бросить в воду, поэтому сделавшая ошибку женщина, во избежание наказания могла сбежать в хадзар и там запереться). Наказать могли и
чепену, если играющим не понравился ход игры.
Игра, а в последствии танец «Чепена» – была сплошным смехом и весельем. Ни в каком случае ни обижаться, ни прибегать к оружию не
полагалось. Круг по команде чепены мог размыкаться, перестраивать-ся. (Игра проводится несколько раз.)
- Анализ занятия.
Преодаватель спрашивает воспитанников, что нового они узнали на
занятии, чему научились, какие трудности испытали при изучении но-
вых элементов, какие ошибки запомнили.
5. Подведение итогов.
Преподаватель делится своим впечатлением от занятия, выделяет
более успешных воспитанников, даёт рекомендации отстающим и всем для работы дома.
Все прощаются поклоном.
6. Приложение.
Считалки.
1). Шла кукушка мимо сети, 2). Заяц белый, куда бегал?
А за нею малы дети. В лес дубовый. Что там делал?
Все кричали куку – мак! Лыко драл. Куда клал?
Отжимай один кулак. Под колоду. Кто украл? Родион.
Выйди вон!
3). Игра «Горохова мучка».
Играющие бегают, повторяя: «Горохова мучка то и дело солодела».
Водящий ловит. Пойманные вместе с водящим ловят остальных,
пока все не переловлены.
4). Игра «Золотые ворота» («Золотой мост», «Ворота»).
Двое «луна» и «солнце» берутся за руки и поднимают их как воро-
та со словами:
Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз – прощается, второй – запрещается ,
А на третий раз – не пропустим вас!
Участники на слова пробегают под воротами, водящие на послед-
ние слова ловят в ворота игрока, который становится или к «луне»
или к «солнцу», когда все переловлены, команды перетягивают
друг друга.
7. Используемая литература.
- Н.Б. Тарасова «Теория и методика преподавания народно-сцени-
ческого танца», С.-П., 1996 г..
2. Н.Б. Тарасова «Основные элементы русского народного танца», М.,
1984 г..
3. И.И. Заикин, И.А. Заикина «Областные особенности русского на-
родного танца», Орёл, 1999 г..
4. «Детские подвижные игры народов СССР», М., 1988 г..
5. «Молодёжная эстрада», 1997г., №4.
6. «Русский фольклор», М., 1986г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект учебно-тренировочного занятия для группы УТГ-2 года обучения
учебно-тренировочное занятие для группы УТГ-2 года обучения...
конспект учебно-тренировочного занятия для группы УТГ-3 года обучения
учебно-тренировочное занятие для группы УТГ-3 года обучения...
Рабочая программа коррекционных логопедических занятий с группой обучающихся третьего года обучения, имеющих общее недоразвитие речи
Рабочая программа коррекционных логопедических занятий с группой обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи...
Открытое занятие для детей 3-го года обучения по дополнительной образовательной программе "Расширяем границы предмета "Физическая культура" 1-9 классы" по теме "Медленный вальс"
Открытое занятие для детей 3-го года обучения по дополнительной образовательной программе "Расширяем границы предмета "Физическая культура" 1-9 классы"...
Открытое занятие для детей 2-го года обучения по дополнительной образовательной программе "Расширяем границы предмета "Физическая культура" 1-9 классы" по теме "Латиноамериканский танец Самба"
Открытое занятие для детей 2-го года обучения по дополнительной образовательной программе "Расширяем границы предмета "Физическая культура" 1-9 классы"...
Открытое занятие для детей 2-го года обучения - Танец Латиноамериканской программы: Ча Ча Ча
Открытое занятие для детей 2-го года обучения по дополнительной образовательной программе "Расширяем границы предмета "Физическая культура" 1-9 классы"по теме "Танец Латиноаме...
Открытое занятие для детей 3-го года обучения по дополнительной образовательной программе - Медленный вальс
Открытое занятие для детей 3-го года обучения по дополнительной образовательной программе "Расширяем границы предмета "Физическая культура" 1-9 классы"по теме Медленный вальс"...