"Основы проектной деятельности"
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 7-х классах "Основы проектной деятельности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_av_osnovy_proektnoy_deyatelnosti_skabyolkin.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
начального (основного, среднего) общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
для 7 абв классов
Составитель: Скабёлкин Клим Юрьевич,
учитель истории и обществознания,
первой кв. категории
2018 - 2019 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Программа «Основ проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность». На проектную деятельность в 6 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Личностные и метапредметные результаты
У школьников будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
альбом,
газета,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
выставка
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
плакат,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия,
презентация
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Формы организации и виды деятельности курса внеурочной деятельности
Цель | Формы и методы |
Формирование понятийного аппарата учащихся | Изучение логики составления определения, тестовые и логические задания на систему запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты. |
Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к проектной деятельности | Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий. |
Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.) | Индивидуальные карточки - задания (работа с текстом учебника) |
Развитие умений работать с печатной информацией. | Различные варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или таблицу, ответы на поставленные учителем вопросы; постановка вопросов по тексту; составление тестов и т.д. |
Организация образовательного процесса базируется на сочетании различных методик и педагогических технологий: технология критического мышления; технология проектного обучения; технология интерактивного обучения; ИКТ – технологии.
Технология | Ожидаемый результат | Практическое применение |
Технология критического мышления | Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы. -Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; | - «Устный конспект», - построение кластеров – схем, - составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –контекст – проблема – аргументы – вывод. - инсерт; - мозговая атака; - чтение с вопросами; - синквейны, - «продвинутая лекция», - эссе. - ключевые термины, - перепутанные логические цепочки, - взаимоопрос. |
Технология проектного обучения | Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности. | Через создание проектов разного вида: Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые. |
ИКТ – технологии | Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке. | Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы. |
Технология интерактивного обучения | - Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся. | Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель». |
Формы организации и виды деятельности курса внеурочной деятельности
№ | Тема/ раздел | Формы организации занятий | Виды деятельности |
1 | Что такое проект? Что такое проблема? | Деловая игра | - «Устный конспект», -построение кластеров – схем, - составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –контекст – проблема – аргументы – вывод. - инсерт; - мозговая атака; - чтение с вопросами; - синквейны, -«продвинутая лекция», - эссе. - ключевые термины, -перепутанные логические цепочки, - взаимоопрос |
2 | Как мы познаём мир | Практическое занятие | Создание проектов разного вида: Учебные, информационные, исследовательские, творческие. |
3 | Удивительный вопрос | Исследование по теме | Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы. |
4 | Школа «почемучек». Учимся выдвигать гипотезы. | Групповая работа | Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии. |
Источники информации | |||
5 | Этапы работы в рамках исследовательской деятельности | Деловая игра | - «Устный конспект», -построение кластеров – схем, - составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –контекст – проблема – аргументы – вывод. - инсерт; - мозговая атака; - чтение с вопросами; - синквейны, -«продвинутая лекция», - эссе. - ключевые термины, -перепутанные логические цепочки, - взаимоопрос |
6 | Выбор темы исследования | Практическое занятие | Моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем через работу в парах |
7 | Цели и задачи исследования | Тренинговое занятие | Моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем через работу в парах |
8 | Сбор материала для исследования. | Тренинговое занятие | Моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем через работу в парах |
9 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | Практическое занятие. | Работа с учебными проектами в группах |
10 | Обобщение полученных данных. | Деловая игра | Моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем через работу в парах |
11 | II. Практический блок Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты | Деловая игра | Моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем через работу в парах |
Работа над проектами «Фольклор от самой колыбели», «Детский фольклор», «Сказки в нашей жизни», «Заочная экскурсия. В гостях у…». Планирование работы | Деловая игра | Моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем через работу в парах | |
12 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | Ролевая игра | - «Устный конспект», -построение кластеров – схем, - составление планов ответа, - инсерт; - мозговая атака; - чтение с вопросами; - синквейны, -«продвинутая лекция», - эссе. - ключевые термины, -перепутанные логические цепочки, - взаимоопрос |
13 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | Групповая работа | - «Устный конспект», -построение кластеров – схем, - составление планов ответа, - инсерт; - мозговая атака; - чтение с вопросами; - синквейны, -«продвинутая лекция», - эссе. - ключевые термины, -перепутанные логические цепочки, - взаимоопрос |
14 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | Практикум. Игра «Инфляция». | Моделирование жизненных ситуаций |
15 | Сочиняем сказку | Практикум. | -чтение с вопросами; - синквейны, -«продвинутая лекция» |
16 | Сказка как вид УНТ. | Деловая игра | Моделирование жизненных ситуаций |
Выбор темы исследования | |||
17 | Цели и задачи исследования | Групповая работа. | Работа над проектами по данной теме - ключевые термины, -перепутанные логические цепочки, - взаимоопрос |
18 | Методы исследования. Мыслительные операции. | Игра «Информ – ринг». | Моделирование жизненных ситуаций |
19-20 | Сбор материала для исследования. | Групповая работа. | Моделирование жизненных ситуаций |
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | Групповая работа | Моделирование жизненных ситуаций | |
21 | Обобщение полученных данных. | Деловая игра «Монополия» | Моделирование жизненных ситуаций |
22 | Подготовка проекта | Практическое занятие | Работа над проектами по данной теме |
23 | Подготовка проекта | Практическое занятие | Изучение бюджета РФ |
24 | Подготовка проекта | Практикум | Исследование налоговой системы РФ на примере семьи |
25-26 | Подготовка проекта | Деловая игра «Налоги» | Моделирование жизненных ситуаций |
27-28 | Защита проекта | Групповая работа | Разработка и оформление работы |
29 | Защита проекта | Практикум. | Разработка и оформление работы |
30 | Защита проекта | Практикум | Разработка и оформление работы |
31-32 | Защита проекта | Групповая работа | Разработка и оформление работы |
33-34 | Защита проекта | Практическое занятие | Разработка и оформление работы |
Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности ______________________________ (название курса внеурочной деятельности) для_______________ (класс) ______________________________ (ФИО учителя) |
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
Основы проектной деятельности 7 а, б, в класс
2018-2019 учебный год
Количество часов в неделю - 1
Количество часов в год - 34
№ | Тема | Запланировано | Фактически проведено | ||
Кол-во часов | Дата проведения | Кол-во часов | Дата проведения | ||
1 | Что такое проект | 1 | |||
2 | Что такое проблема | 1 | |||
3 | Как мы познаём мир | 1 | |||
4 | Удивительный вопрос | 1 | |||
5 6 | Школа «почемучек». Учимся выдвигать гипотезы. | 2 | |||
7 8 | Источники информации | 2 | |||
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.) | |||||
9 | Выбор темы исследования | 1 | |||
10 | Цели и задачи исследования | 1 | |||
11 12 | Методы исследования. Мыслительные операции. | 2 | |||
13 14 | Сбор материала для исследования. | 2 | |||
15 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | 1 | |||
16 17 | Обобщение полученных данных. | 2 | |||
II. Практический блок ( 13 ч.) Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты ( 9 ч. ) | |||||
18 | Работа над проектами «Фольклор от самой колыбели», «Детский фольклор», «Сказки в нашей жизни», «Заочная экскурсия. В гостях у…». Планирование работы | 1 | |||
19 20 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 2 | |||
21 22 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 | |||
23 24 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 | |||
Сочиняем сказку ( 4 ч.) | |||||
25 26 | Сказка как вид УНТ. | 2 | |||
27 | Выбор темы исследования | 1 | |||
28 | Цели и задачи исследования | 1 | |||
29 | Методы исследования. Мыслительные операции. | 1 | |||
30 | Сбор материала для исследования. | 1 | |||
31 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | 1 | |||
32 | Обобщение полученных данных. | 1 | |||
33 | Подготовка проекта | 1 | |||
34 35 | Защита проекта | 2 |
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
7 а, б, в классов на 2018/2019учебный год
Название рабочей программы курса внеурочной деятельности | Основы проектной деятельности |
Класс | 7 |
Учебно-методический комплекс | Особенности проектной деятельности в УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» Барышникова Г. Б. ФГБОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского» Шадрина С. В. 2015 г. |
Составитель(и) | Скабёлкин К.Ю. учитель истории и обществознания |
Содержание курса внеурочной деятельности | Что такое проект 4 ч Этапы работы в рамках исследовательской деятельности 9 ч. Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты 8 ч. Сочиняем сказку 4 ч. Подготовка и защита проектов 9 часов |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности | В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Личностные и метапредметные результаты У школьников будут сформированы:
Ученик получит возможность для формирования:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны...
Урок по предмету основы проектной деятельности на тему "Основы самоопределения"
Данный предмет преподается в школе в 5 классе, Тема "Основы самоопределения" является основополагающей, так как она дает представление об основных терминах и понятиях, которые в будующем будут использ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»
Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Основы проектной деятельности", 5 класс
Программа метапредметного курса «Основы проектной деятельности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта об...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Основы проектной деятельности»(общеинтеллектуальное направление)Возраст обучающихся – 5-6 класс ...