Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
рабочая программа (5, 6 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы проектной деятельности»
(общеинтеллектуальное направление)
Возраст обучающихся – 5-6 класс
Срок реализации – 5 лет
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
Планируемые результаты 5-6 класс | |||
---|---|---|---|
Личностные | Метапредметные | ||
Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |
У обучающегося будут сформированы: -гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок; - обладание чувством собственного выбора будущей профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и возможностей реализации собственных жизненных планов; - отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; -мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества. Обучающийся получит возможность для формирования: - навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; - приобретение опыта физико и биолого-направленной деятельности. | Обучающийся научится: -самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; -составлять и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; -выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; -самостоятельно составлять планы; – использовать все возможные ресурсы для достижения поста ленных целей и реализации планов деятельности; - выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; -оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; -организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; -оценивать возможные последствия достижения поставленнойцели в деятельности, жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображени этики и морали; -самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; Обучающийся получит возможность: - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; -владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; -самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. | Обучающийся научится: -осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; -учитывать позиции других участников деятельности; -находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; -спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; -при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); -координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; -распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений; Обучающийся получит возможность научиться: - уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; -развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. | Обучающийся научится: -искать и находить обобщенные способы решения задач; -владеть навыками разрешения проблем; -осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания; -решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин; -использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач; -использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; -выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; -менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности; -проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности; -самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно- исследовательской и проектной деятельности; -владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно: -ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; -оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; -планировать работу; -осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации; -самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; -структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных; -использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; -использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы осуществлять презентацию результатов; -адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; -адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); -адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов; -восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; -отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; -находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; -вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач; -критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; -выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. |
1.2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
Сформированные действия | Должны научиться |
---|---|
Обучающийся научится: - самостоятельному обучению, - коммуникабельности, умению работать в коллективе; - способности самостоятельно мыслить и действовать; - способности решать нетрадиционные («нешкольные») задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания; - способности систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; - способности выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий, опорных конспектов); - заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. | Обучающийся получит возможность научиться: - применять коммуникативные компетенции, необходимые для ученых-исследователей: умение понять проблему, работать с научной литературой и учебниками, формулировать гипотезу, планировать исследования, проводить эксперимент, отбирать и анализировать информацию, представлять результаты исследования в виде отчетов, докладов, в том числе с использованием мультимедийных презентаций; - определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; - отбирать материал из информационных источников; анализировать полученные данные; делать выводы; - оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом: создавать основные слайды для презентации проекта.
|
2.Содержание курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
5 класс
№ | Название блока | Тема занятия |
---|---|---|
Теоретический блок | ||
I | Способы мыслительной деятельности | Виды проектов |
Как мы познаём мир | ||
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. | ||
Удивительный вопрос | ||
Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах | ||
Что такое проблема | ||
Источники информации | ||
Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. | ||
II | Этапы работы в рамках исследовательской деятельности | Учимся выдвигать гипотезы |
Выбор темы исследования | ||
Цели и задачи исследования | ||
Методы исследования. Мыслительные операции. | ||
Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. | ||
Практическое занятие: «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет». | ||
Сбор материала для исследования. | ||
Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). | ||
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | ||
Обобщение полученных данных. | ||
Практические задания: «Учимся анализировать», «Учимся выделять главное», «Расположи материал в определенной последовательности». | ||
Практический блок | ||
III | Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты | Планирование работы |
Составление плана работы над проектами | ||
Определение предмета и методов исследования в работе над проектом | ||
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию | ||
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах | ||
Работа в библиотеке с каталогами | ||
Выбор необходимой литературы по теме проекта. | ||
Отбор и составление списка литературы по теме исследования | ||
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных | ||
Оформление презентации | ||
Подготовка к защите | ||
Защита проектов |
6 класс
№ | Название блока | Тема занятия |
---|---|---|
Теоретический блок | ||
Введение | Что такое проект. Виды проектов. | |
I | Способы мыслительной деятельности | Групповой и индивидуальный проект |
Конструкторский проект: цели и задачи исследования | ||
Исследовательский проект: цели и задачи исследования | ||
Социальный проект: цели и задачи исследования | ||
Методы исследования | ||
Мыслительные операции | ||
II | Этапы работы в рамках исследовательской деятельности | Выбор темы исследования, определение проблемы |
Цели и задачи исследования. Гипотеза исследования | ||
Сбор материала для исследования | ||
Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений | ||
Основы риторики. Умение вести дискуссию. Публичное выступление | ||
Самооценка и критерии оценивания проекта | ||
Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.) | ||
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | ||
Публичные выступления | ||
Составление паспорта проекта | ||
Практический блок | ||
III | Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты | Что такое команда. Командные роли |
Конфликтные ситуации. Групповое взаимодействие | ||
Создание группового мини-проекта «Биология в жизни каждого» | ||
Выбор темы индивидуального проекта | ||
Определение актуальности темы проекта | ||
Алгоритм работы над проектом. Создание алгоритма работы над проектом | ||
Работа с информацией по теме исследования | ||
Отбор и составление списка литературы по теме исследования | ||
Работа в компьютерном классе по созданию проекта |
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» разработано с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного курса обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе .
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.
5 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Способы мыслительной деятельности | 8 |
2 | Этапы работы в рамках исследовательской деятельности | 11 |
3 | Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты | 15 |
Итого: 34 часа |
6 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
---|---|---|
1 | Введение | 1 |
2. | Способы мыслительной деятельности | 6 |
3. | Этапы работы в рамках исследовательской деятельности | 10 |
4. | Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты | 13 |
5. | Мониторинг исследовательской деятельности учащихся | 4 |
Итого: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы медицинских знаний»
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Ана...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности»
Содержание курса Личное финансовое планирование. Роль денег в нашей жизни. Потребление или инвестиции. Активы в трех измерениях. Модель трех капит...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы туризма и краеведения»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы туризма и краеведения" составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности П.В. Спепанова Туристско-крае...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности". 6 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», для обучающихся 6 класса, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 11 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 11 класс...