Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
рабочая программа (5, 6 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Основы проектной деятельности»

(общеинтеллектуальное направление)

Возраст обучающихся – 5-6 класс

                                                                                               Срок реализации – 5 лет                                                                                                   

1.Планируемые результаты освоения курса  внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»

Планируемые результаты 5-6 класс

Личностные

Метапредметные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

У обучающегося будут сформированы:

-гражданская позиция как

активного и ответственного члена российского общества,

осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;

- обладание чувством собственного выбора будущей профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и возможностей реализации собственных жизненных планов;

- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества. Обучающийся получит возможность для формирования:

- навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в  образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем  взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

- приобретение  опыта физико и биолого-направленной деятельности.

Обучающийся научится:

-самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-составлять и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

-самостоятельно составлять планы;

– использовать все возможные ресурсы для достижения поста ленных целей и реализации            планов деятельности;

- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые   для достижения поставленной цели;

-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

-оценивать возможные последствия достижения поставленнойцели в деятельности, жизни и жизни окружающих людей, основываясь на   соображени этики и  морали;

-самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

Обучающийся получит  возможность:

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее  целью;

-владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

-самостоятельно оценивать            и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с  учетом гражданских и  нравственных ценностей.

Обучающийся научится:

-осуществлять деловую коммуникацию         как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

-учитывать позиции других участников деятельности;

-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

-спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений;

Обучающийся получит возможность научиться:

- уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

Обучающийся научится:

-искать и находить обобщенные способы решения задач;

-владеть навыками разрешения проблем;

-осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических  задач, применять различные методы познания;

-решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

-использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

-использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;

-проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

-самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно- исследовательской и проектной деятельности;

-владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно:

-ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

-оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

-планировать работу;

-осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации;

-самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

-структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных;

-использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

-использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы осуществлять презентацию результатов;

-адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

-адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

-адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов;

-восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

-отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

-находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; -вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения                     продуктивного взаимовыгодного сотрудничества

Обучающийся     получит возможность  научиться:

-осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задач;

-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.

 

1.2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»

Сформированные действия

Должны научиться

Обучающийся научится:

- самостоятельному обучению,

- коммуникабельности, умению работать в коллективе;

- способности самостоятельно мыслить и действовать;

- способности решать нетрадиционные («нешкольные») задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания;

- способности систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- способности выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающийся получит возможность научиться:

- применять коммуникативные компетенции, необходимые для ученых-исследователей: умение понять проблему, работать с научной литературой и учебниками, формулировать гипотезу, планировать исследования, проводить эксперимент, отбирать и анализировать информацию, представлять результаты исследования в виде отчетов, докладов, в том числе с использованием мультимедийных презентаций;

- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- отбирать материал из информационных источников; анализировать полученные данные; делать выводы;

- оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом: создавать основные слайды для презентации проекта.

 

 

2.Содержание курса внеурочной  деятельности «Основы проектной деятельности»

5 класс

Название блока

Тема занятия

 

Теоретический блок

I

Способы мыслительной деятельности

Виды проектов

Как мы познаём мир

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира.

Удивительный вопрос

Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах

Что такое проблема

Источники информации

Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

II

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

Учимся выдвигать гипотезы

Выбор темы исследования

Цели и задачи исследования

Методы исследования. Мыслительные операции.

Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Практическое занятие: «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет».

Сбор материала для исследования.

Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

Обобщение полученных данных.

Практические задания: «Учимся анализировать», «Учимся выделять главное», «Расположи материал в определенной последовательности».

 

Практический блок

III

Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты

Планирование работы

Составление плана работы над проектами

Определение предмета и методов исследования в работе над проектом

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах

Работа в библиотеке с каталогами

Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Отбор и составление списка литературы по теме исследования

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных

Оформление презентации

Подготовка к защите

Защита проектов

 

6 класс

Название блока

Тема занятия

 

Теоретический блок

 

Введение

Что такое проект. Виды проектов.

I

Способы мыслительной деятельности

Групповой и индивидуальный проект

Конструкторский проект: цели и задачи исследования

Исследовательский проект: цели и задачи исследования

Социальный проект: цели и задачи исследования

Методы исследования

Мыслительные операции

II

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

Выбор темы исследования, определение проблемы

Цели и задачи исследования. Гипотеза исследования

Сбор материала для исследования

Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений

Основы риторики. Умение вести дискуссию. Публичное выступление

Самооценка и критерии оценивания проекта

Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.)

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

Публичные выступления

Составление паспорта проекта

 

Практический блок

III

Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты

Что такое команда. Командные роли

Конфликтные ситуации. Групповое взаимодействие

Создание группового мини-проекта «Биология в жизни каждого»

Выбор темы индивидуального проекта

Определение актуальности темы проекта

Алгоритм работы над проектом. Создание алгоритма работы над проектом

Работа с информацией по теме исследования

Отбор и составление списка литературы по теме исследования

Работа в компьютерном классе по созданию проекта

 

3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»  разработано с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного курса  обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания  к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками)  и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых  на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе .

- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.

5 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Способы мыслительной деятельности

8

2

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

11

3

Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты

15

Итого: 34 часа

6 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Введение

1

2.

Способы мыслительной деятельности

6

3.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

10

4.

Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты

13

5.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

4

Итого: 34 часа

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы медицинских знаний»

   В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Ана...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности»

Содержание курса         Личное финансовое планирование. Роль денег в нашей жизни. Потребление или инвестиции.  Активы в трех измерениях. Модель трех капит...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы туризма и краеведения»

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Основы туризма и краеведения" составлена на основе  авторской программы  внеурочной деятельности П.В. Спепанова Туристско-крае...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности". 6 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»,  для обучающихся 6 класса, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 11 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 11 класс...