Рабочая программа дополнительного образования "В гостях у сказки"
рабочая программа

Лаврененко Лариса Александровна

Программа "В гостях у сказки" - это интегрированный курс, включающий в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство. Составлена на учебный год для 9-11 летних детей с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_odo_v_gostyah_u_skazki.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ  

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы

Принята на заседании малого педагогического совета

Утверждаю:

Директор

_______________/

«____»_________________2018г.

Рабочая программа бюджетного объединения

дополнительного образования

 духовно – нравственной направленности

«В гостях у сказки»

(ознакомительный уровень)

Срок реализации: 1 год

                                                                                 педагог

Лаврененко Л.А.

                                                                                         

Москва,

Пояснительная записка

       Программа «В гостях у сказки»- это  интегрированный курс, включающий в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство. Составлена на учебный год для 9 – 11 летних детей с нарушением интеллекта. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей и психофизических возможностей умственно отсталых третьеклассников.

       Актуальность занятия в кружке позволяют осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. Начало формирования потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; получить возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями.

     Цель: нравственное, патриотическое и эстетическое  воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.

          Задачи:

  • воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
  • воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • развитие прикладных умений и навыков;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие устной речи, навыков общения;
  • воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения. 

  Принципы:

  • интеграция;
  • систематичность;
  • наглядность;  
  • деятельностный подход;
  • личностно-ориентированный подход.

Общая характеристика курса

Содержание программы курса  «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.

Содержание занятий поможет детям общаться с детскими книгами:

рассматривать, читать (по возможности), получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Курс способствует расширению читательского пространства, реализации индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, чтение, слушание, так и практические виды занятий - рисование, лепка сказочных героев, ролевые игры, инсценировки, презентации, праздники.

      Описание места курса «В гостях у сказки» в рамках внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 34 часа. 1ч в неделю (34 учебные недели).

Планируемые результаты

(Личностные, метапредметные и предметные)

Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование базовых учебных действий (БУД).

Регулятивные БУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных БУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные БУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробнопересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные БУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса  является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

         Требования к результатам обучения по программе:

           К концу обучения учащиеся должны знать:

  • популярные авторские и народные народные сказки;
  • признаки сказки как жанра;
  • виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)
  • правила работы с красками, пластилином, ножницами;

          К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
  • иллюстрировать услышанное или прочитанное;
  • пересказывать сказку кратко самостоятельно, выборочно или подробно по вопросам;
  • передавать эмоции и  свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.

                       Содержание программы «В гостях у сказки»

Народные. Бытовые сказки. (4ч)

«Колобок»,  «Репка», «Пых», «Умная внучка», «Старуха, дверь закрой!».

Народные сказки. Сказки о животных.  (7ч)

«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Кот и петух», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заяц – хваст», «Кот и лиса».

Волшебные народные сказки. (9ч)

«Пузырь, соломинка и лапоть», «Лягушка-царевна», «Морозко», «Три сестры», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Летучий корабль», «Петушок и волшебная меленка».

Авторские сказки. (11ч)

В Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик».

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о попе и работнике его Балде».

Г.Х. Андерсен «Огниво», «Дюймовочка».

А.Алиш  (татарская  сказка)  «Болтливая утка».

Шарль Перро «Спящая красавица», «Красная Шапочка».

Братья Гримм «Белоснежка».

Моя любимая сказка. Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» (2ч)

Тематическое планирование составлено с использованием литературы:

Пикулева Н.В. «Слово на ладошке» - М.:Новая школа, 1994

Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 1 класс» - М.: ВАКО, 2006

«Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. – Тула: «Родничок», 1998

«Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005

Белоусенко А.В.  Волшебный мир сказок: утренники. – Волгоград: учитель, 2009

Тематическое планирование

Тема занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

1

Виды сказок.

Русская народная сказка «Колобок»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки, лепка колобка, Инсценирование

1

2

   Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых»

Слушание сказок.  

Сравнение сюжетов. Инсценировка.

1

3

Русская народная сказка «Умная внучка»

  Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка».

Рисование героев сказки

1

4

Русская народная сказка «Старуха, дверь закрой!»

Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками.

1

5

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.

1

6

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Слушание, чтение, иллюстрирова-ние, инсценирование.

1

7

Русская народная сказка «Кот и петух»

Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка, инсценирование сказки

1

8

Русская народная сказка «Три медведя»

Чтение, пересказ, иллюстрирова-ние.

1

9

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. Ролевая игра.

1

10

   Русская народная сказка  «Заяц – хваста». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

1

11

Русская народная сказка «Кот и лиса»

Слушание, чтение, иллюстрирование, рисование свечкой и акварелью

1

12

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем набрызга – животные.

1

13

Русская народная сказка «Лягушка-царевна»

Рассказывание, чтение, аппликация, инсценирование.

1

14

Русская народная сказка «Морозко»

Слушание, чтение, иллюстрирова-ние, ролевая игра.

1

15

Татарская народная сказка «Три сестры»

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр.

1

16

Русская народная сказ-ка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Слушание, чтение, краткий пересказ, рисование с натуры лица восковыми мелками.

1

17

Русская народная сказка «Хаврошечка»

рисование жидкой гуашью путем набрызга – цветы на поляне

1

18

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Слушание, пересказ, рисование по шаблону, вырезание, лепка из пластилина

1

19

Русская народная сказка «Летучий корабль»

Лепка из пластилина, поделки из природных материалов.

1

20

Русская народная сказка «Петушок и волшебная меленка»

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1

21

В Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

1

22

В Катаев «Цветик-семицветик»

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.

1

23

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Рассказывание,  лепка,

1

24

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1

25

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

Слушание, иллюстрирова-ние, инсценирование.

1

26

Г.Х. Андерсен «Огниво»

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.

1

27

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1

28

А.Алиш  (татарская  сказка)  «Болтливая утка»

Рассказывание,  рисование

1

29

Шарль Перро «Спящая красавица»

Слушание, иллюстрирова-ние, инсценирование.

1

30

Шарль Перро «Красная шапочка»

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование.

1

31

Братья Гримм «Белоснежка»

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1

32

Моя любимая сказка.

Рассказывание, лепка, пластилиновый театр.

1

33

Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»

Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у сказки" Литературная гостиная по сказкам А.С.Пушкина.

Эту гостиную ребята- старшеклассники проводили для учащихся начальной школы в рамках "Коммунарского сбора"...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей 5 – 6 лет "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ".

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования  для детей 5 – 6 лет  "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классах "В гостях у сказки"

Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование были составлены учителем английского языка. Рассчитана на 17 часов, один раз в неделю.Программа отвечает основным требованиям Федерально...

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку "В гостях у сказки"

В данном материале находится рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления кружка английского языка "В гостях у сказки". В рамках этой программы был реализован ...

Рабочая программа театрального кружка "В гостях у сказки"

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая

Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу.  Программа под названием «М...

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «В гостях у сказки». Адаптированная для детей (от 1 года до 3 лет), воспитывающимся в ГКУ ЦССВ «Соколенок».

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребен...