Дополнительная общеобразовательная программа «Творческая мастерская»
календарно-тематическое планирование
Дополнительная общеобразовательная программа
«Творческая мастерская»
направленность: художественная
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» (далее - программа) имеет художественную направленность. Ее цель и задачи направлена на развитие мотивации личности к декоративно-прикладному творчеству, выявление творческой одаренности детей и ее развитие.
Актуальность программы
Большие возможности для развития творческих способностей детей школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, швеи, скульптора. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель программы: развитие и формирование творческих способностей и закрепление устойчивого интереса к рукоделию через овладение практическими знаниями, навыками, приёмами работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа ДОП "Творческая мастерская", 2023-2024г. | 139.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма (МАОУ СОШ № 7)
Дополнительная общеобразовательная программа
«Творческая мастерская»
направленность: художественная
Уровень: базовый Возраст детей: 11-14 лет Сроки реализации: 2 года
Составитель: учитель технологии
высшей категории Кучерук Марина Владимировна
г. Когалым 2023
Пояснительная записка
В настоящее время в системе образования происходят значительные перемены. Приняты федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, направленные на создание условий для саморазвития, самореализации, непрерывного образования и в целом развития интеллектуально – творческих и проектных компетенций детей.
В основе процесса образования провозглашен системно-деятельностный подход, обеспечивающий построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, проектирование и конструирование социальной среды развития.
Атмосфера доверия и доброжелательности, создаваемая на занятиях, необходимое условие для творческой деятельности. Она развивает воображение, фантазию, инициативность, целеустремленность, творческий подход, трудолюбие.
творить и осознавать свои возможности.
Занятия рукоделием вызывают у школьников большой интерес. Занятия объединений при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» (далее - программа) имеет художественную направленность. Ее цель и задачи направлена на развитие мотивации личности к декоративно-прикладному творчеству, выявление творческой одаренности детей и ее развитие.
Данная программа разработана на основании законодательных и нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации».
- В связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Каждый ребенок независимо от степени инвалидности и социальных ограничений имеет право на развитие среди сверстников, на выбор формы занятий и видов творчества. Программа «Перспектива» предусматривает «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнеров».
- Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики вХанты-Мансийском автономном округе – Югре от 04.09.2014 г. № 1726-р.
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Постановление от 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений СанПиН 3.1/2.4.3598-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей)».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо от 18.11.2015 г.№ 09-3242 Министерств образования и науки РФ «О направлении рекомендаций»).
- Лицензии на осуществление образовательной деятельности МАОУ СОШ№7.
- Устав МАОУ СОШ№7.
Актуальность программы
Большие возможности для развития творческих способностей детей школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, швеи, скульптора. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой бросовым материалом, тканью и т.д.) и направлена на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Целесообразность данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на раскрытие потребностей детей. Формирование личности человека, может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут активизированы творческие возможности в различных видах деятельности. Развитие потенциала личности должно осуществляться с детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Новизна программы: программа знакомит учащихся не только с традиционными видами рукоделия, но и с современными направлениями декоративно-прикладного творчества;
Занятия учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, т. е. способствуют приобретению и активному использованию знаний, формированию культуры, как отдельного человека, так и общества в целом.
Системно-деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Творческая мастерская» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-творческой, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
Учащиеся последовательно осваивают приёмы и способы работ, учатся выполнять основные виды швов, изготавливать предметы для дома и аксесуары. В зависимости от совершенствования умений и навыков, учащиеся переходят к освоению более сложных технических приёмов. От занятия к занятию у них накапливаются сведения о видах вышивки, вязания, лоскутного шитья, макетирования, их применении, выполнении. Учащиеся приобретают навыки по вышиванию, изготовлению моделей, работают с выдумкой, фантазией. Своими руками создают чудесные вещи для себя, для своего дома и своих близких.
Характеристика программы
Тип программы – модифицированная, (адаптированная).
При разработке данной программы использовались программы общего образования в области «Технология» и «Изобразительное искусство» и типовые программы для внешкольных учреждений, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации. Изучены авторские программы и программные материалы педагогов дополнительного образования.
Уровень освоения программы - базовый.
Направленность программы – художественная.
Место реализации программы – МАОУ СОШ №7 города Когалыма.
Адрес реализации программы: 628484, Тюменская область, ХМАО–Югра, город Когалым, улица Степана Повха,13.
Форма обучения: очная.
При реализации программы возможно применение дистанционных образовательных технологий.
Форма занятий - занятия могут проходить со всем коллективом и по подгруппам.
Цель программы: развитие и формирование творческих способностей и закрепление устойчивого интереса к рукоделию через овладение практическими знаниями, навыками, приёмами работы.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей возникновения техник: вышивка крестом, бисероплетение, лоскутное шитьё, макетирование.
- познакомить с историей развития национального русского костюма и оформление интерьера русской избы;
- научить приёмам мастерства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров;
- научить правилам пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
- формировать у детей умения и навыки практической работы с материалами на основе теории моделирования, художественного оформления одежды и композиции;
- обучить конкретным навыкам особенностям кроя изделий, создать интересный процесс превращения одной вещи в другую;
- научить использовать выполненные элементы в художественном оформлении одежды, аксессуаров;
- научить создавать и украшать изделия из текстильных материалов (предметы одежды, интерьера), ухаживать за готовыми изделиями.
Развивающие:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изготовлении изделий;
- развитие самостоятельности учащихся в решении творческих задач;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения декоративно-прикладного искусства;
- развивать навыки составления орнамента и композиций формировать эстетическое восприятие окружающего мира;
- развивать эстетический вкус и творческую индивидуальность учащихся.
Воспитательные:
- сформировать устойчивый интерес к творчеству;
- научить работать как индивидуально, так и в коллективе;
- воспитывать стремления к достижению поставленной цели и совершенствованию своих умений и навыков;
- воспитывать нравственные, эстетические и личностные качества, трудолюбие, аккуратность и терпение;
- воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми;
- воспитывать у учащихся культуру общения и поведения, социальную активность, культуру здорового и безопасного образа жизни.
Характеристика образовательного процесса
Адресат программы - программа адресована учащимся в возрасте от 11 до 14 лет.
Занятия проводятся в группах с применением технологий личностно-ориентированного обучения и дифференцированного подхода. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения – 12-15 человек, второй год обучения – 10-12 человек.
Занятия проводятся группе, объединяющей детей 5-8 классов.
Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Содержание программы составлено на 162 часа:
144 часа (36 недель, по 4 ч/неделю) - групповые занятия;
18 часов – индивидуальные консультации.
Учебные занятия проводятся по 2 часа, два раза в неделю.
Ожидаемый результат
В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы у учащихся формируются следующие компетенции:
Ценностно-смысловые:
- способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение.
Общекультурные:
- умение организовать свободное время;
- наличие внутренних мотивов личности для занятий таким видом деятельности как перешив изделий;
- проявление интереса к собственной деятельности.
Учебно-познавательные:
- готовность к восприятию информации;
Информационные:
- умение усваивать нужную информацию из разных источников
Коммуникативные:
- приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности, сообразительности;
- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Личностного самосовершенствования:
- владение правилами техники безопасности и способами безопасной жизнедеятельности;
- развитие личностных качеств, самооценки, самоорганизации.
Специальные:
- владение знаниями об элементах костюма, эстетике, декоре, пластике, функциональности одежды;
- знание основных методов и приемов изготовления декоративных изделий в разных техниках, обновления одежды, в том числе и перекрой;
- изготовление основных элементов декора, приемов удлинения и укорачивание изделий;
- владение разными техниками для изготовления изделий;
- составление композиций, включающую в себя два – три элемента декора с подбором цветовой гаммы.
К концу первого года обучения учащиеся будут:
знать:
- виды декоративно-прикладного творчества.
- начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах.
- безопасные приемы работы.
- начальные сведения о цветовом сочетании.
- особенности художественного оформления одежды и аксессуаров изделиями;
- историю развития моды;
- материалы и инструменты;
- ручные машинные виды работ;
- основы моделирования;
- основные рабочие приемы вязания спицами, крючком;
- правила техники безопасности, культуру поведения на занятиях и во время экскурсий;
- методы и приемы выполнения подготовительных и простых операций;
- назначение и принцип работы обслуживаемого оборудования;
- номера игл; правила закрепления нитей;
- правила смены шпуль;
- регулирование натяжения нитей и частоты строчки;
- свойства обрабатываемой ткани;
уметь:
- составлять несложные композиции;
- зарисовывать простые эскизы;
- использовать выполненные изделия в оформлении одежды и аксессуаров;
- выполнять на машинах или вручную подготовительные и простые операции по пошиву изделий из различных материалов;
- ликвидировать обрыв нитей, менять шпули;
- пользоваться схематичным описанием рисунка;
- изготавливать изделие;
- регулировать натяжение нитей и частоты строчки;
- соблюдать требования безопасности труда, гигиены труда, пожарной безопасности и внутреннего распорядка.
К концу второго года обучения учащиеся будут:
знать:
- принципы декорирования интерьера;
- декоративные элементы в интерьере, аксессуары и отделки при создании интерьерных композиций;
- область использования изученных техник в художественном оформлении интерьера;
- методы обновления одежды;
- виды дефектов и способы их устранения;
- способы обработки деталей;
- технические условия на выполнение операций;
- передовые приемы работы и организация труда на рабочем месте;
- виды изделий в разных техниках;
виды ремонта одежды.
уметь:
- различать разные виды техник;
- выполнять сложные операции по перешиву изделий из различных материалов;
- оформлять интерьер с помощью элементов, выполненных в различных техниках;
- обновлять одежду с помощью разных дополнениях;
- создавать полезные и практичные изделия;
- изготовлять отдельные элементы декора одежды;
- устранять дефекты в одежде;
- выполнять простейшие элементы вязания на спицах, крючком;
- подбирать инструменты и материалы для работы;
- в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
- ремонтировать одежду.
По окончанию курса у выпускника будут:
развиты:
- образное мышление при создании ярких, выразительных образов;
- воображение, творческая активность, фантазия;
- свободное владение швейной машинкой;
- умения анализировать, давать оценку.
обладать следующими качествами:
- самостоятельное мышление, умение отстаивать свое мнение;
- владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;
- потребность в самообразовании и дальнейшем развитии умений и навыков в области декоративно-прикладной направленности;
- умение воспринимать прекрасное в искусстве;
- любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение традиций.
Контроль уровня обучения
Оценка результативности выполнения программы осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» города Когалыма.
Качество знаний и умений учащихся проверяется через аттестацию. Промежуточная аттестация по окончании программы проводится в виде зачётной работы – теоретическая и практическая часть. По теории проводится собеседование, в качестве практики – изготовление изделия.
Критерии оценивания практических навыков
Уровень ниже среднего | Работа по образцу. Учащийся выполняет творческое задание по образцу, предложенному педагогом и под руководством педагога. |
Средний уровень | Работа по условию - выполнение практического задания, требующего творческой активности. Обучающийся самостоятельно выбирает готовый эскиз или схему изделия; изучает и анализирует условия выполнения творческой работы (цвет, композицию, швы и т.д.) самостоятельно выполнить и оформить творческую работу. |
Высокий уровень | Работа по собственному замыслу – самостоятельная постановка цели и задач и поиск способов её решения. Обучающийся умеет самостоятельно придумать и подготовить эскиз творческой работы, принять цветовое и композиционное решение; выбрать необходимые приёмы для осуществления творческого замысла; самостоятельно выполнить и оформить творческую работу. |
Критерии оценивания теоретических знаний
Уровень ниже среднего | Большая часть ответов удовлетворяет требованиям «среднего уровня», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся владеет знаниями в объёме не менее 50% |
Средний уровень | Соответствие основным требованиям ответа «высокого уровня», но допущены неточности в изложении понятий, объяснений взаимосвязей; объём правильных ответов составляет 75-85%. |
Высокий уровень | Наличие точных знаний по теме. |
Критерии выполнения зачётной работы:
- мастерство и качество выполнения;
- аккуратность, эстетичность, оригинальность выполнения;
- соответствие представленной работы возрасту ученика;
- соответствие содержания сформулированной теме.
Критерии усвоения детьми содержания программы.
№ | Критерии /уровни усвоения ЗУН | Индивидуальный уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1 | Посещаемость. | Пропускает занятия по неуважительной причине | Не пропускает занятия без уважительной причины | Посещает кружок постоянно, пытаясь работать самостоятельно |
2 | Теоретические знания. | Запоминает не надолго, не умеет пересказать, не помнит точных определений и терминов | Хорошо запоминает, умеет пересказать, объяснить своими словами, знает правила и термины | Запоминает прочно, владеет терминами и понятиями в повседневной жизни, умеет объяснить и научить других. |
3 | Практические умения и навыки. | Понимает, как нужно сделать, но не может сделать без помощи или подсказки. Действия неуверенные, качество поделок не высокое. | Знает, как нужно сделать, делает качественно, успевает по времени. | Работу выполняет быстро, качественно, дополняет свои детали, успевает помогать другим. |
4 | Творческая активность. | Изделия готовит исключительно для себя. | Участвует в конкурсах учрежденческого уровня по предложению педагога. | Проявляет инициативу и участвует во всех конкурсах, имеет призовые места. |
Учебно-тематический план
- Первый год обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1 | Вводное занятие. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Инструктаж по ТБ и ВТО. | 2 | 2 | 0 | Тест «Материалы и инструменты». |
2 | Айрис-фолдинг – бумажная радуга. | 10 | 1 | 9 | Практическое задание. |
3 | Вязание крючком. | 30 | 4 | 26 | Мини выставка изделий. |
4 | Бисероплетение (аксессуары). | 30 | 4 | 26 | Устный опрос. |
5 | Лоскутное шитьё в интерьере. | 30 | 4 | 26 | Тест. |
6 | Элементы макетирования. | 30 | 4 | 26 | Практическая работа. |
7 | Ремонт одежды. | 12 | 2 | 10 | Защита проекта. |
8 | Индивидуальные консультации | 18 | 3 | 15 | |
Итого | 162 | 24 | 138 |
Содержание программы 1 года обучения
Вводное занятие. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Инструктаж по ТБ и ВТО.
Знакомство с программой обучения. Правила техники безопасности. Правила внутреннего распорядка учреждения, инструктаж о правилах поведения в кабинете. Пожарная безопасность. Просмотр презентации объединения. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены.
Организация рабочего места.
- Айрис-фолдинг – бумажная радуга.
Знакомство с техникой изготовления схем. Виды бумаги и картона: гофробумага, цветная бумага, бумага ручной работы, рисовая бумага, гофрокартон, глянцевый картон, бумага для пастели, акварели. Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Создание эскиза и работ по схемам. Учимся строить схемы. Создание картинок с изображением. Вырезание шаблона. Заготовка полосок. Приклеивание полосок по шаблону. Изготовление картинок. Открытки к празднику.
- Вязание крючком.
Отличительные особенности вязания крючком. Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда. Требования к знаниям: виды крючков и их размерный ряд. Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Безопасные приемы работы крючком. Требования к умениям: подбор крючка по номеру для нити. Правильное положение крючка в руке. Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида. Требования к знаниям: виды петель. Условное изображение петель. Требования к умениям: набор определенного количества петель. Вязание образца. Изготовление прихватки.
- Бисероплетение (аксессуары).
История бисероплетения - старинного вида женского рукоделия. Инструменты и материалы. Правила безопасности при работе с бисером. Виды работ с бисером. История возникновения украшений из бисера и бус. Выбор модели изделия. Подбор материала, инструментов и приспособлений. Оформление изделия выбранным способом. Практическая работа по изготовлению изделий. Окончательная обработка изделия.
- Лоскутное шитьё в интерьере.
Знакомство с лоскутной техникой. Современный дизайн. Виды дизайна. Основы композиции в интерьере, понятие композиции. Виды геометрических форм в интерьере. Орнаментные композиции. Поделки и сувениры для дома и семьи. Изготовление прихватки. Лоскутная подушка. Выбор модели изделия. Подбор материала, инструментов и приспособлений. Нарезание деталей для лоскутного рисунка. Сборка лоскутных мотивов. Соединение мотивов в целое изделие. Окончательная обработка изделия, придание товарного вида. Отделка изделия. Оформление изделия выбранным способом. Практическая работа по изготовлению изделий в лоскутной технике. Окончательная обработка изделия, ВТО изделия.
- Элементы макетирования.
Румбокс - техника выполнения макетов. Что нужно для создания макета. Этапы создания макета. Выбор изделия, подготовка материалов, инструментов и приспособлений. Эскиз выбранной модели. План работы над макетом. Виды элементов (обработка стен, пола, освещение, мебель, текстильные и декоративные изделия интерьера). Разработка шаблонов. Изготовление элементов мебели. Практическая работа по изготовлению изделий. Изготовление объектов макета. Сборка макета и оформление работы.
- Ремонт одежды.
Моделирование способом перекраивания одежды. Дефекты одежды, способы их устранения. Способы перекраивания, способы устранения, причины возникновения. Влияния примерки на посадку изделия на фигуре человека. Способы перекроя.
Просмотр журналов, иллюстраций. Выбор одежды для перекроя. Способы перекроя на изделии с помощью булавок. Перенос отмеченных линий. Изготовление. Окончательная ВТО.
Назначение ремонта одежды. Виды ремонта. Способы ремонта: укорот и удлинение одежды, вставка замка-молнии, настрачивание аппликаций, художественная штопка.
Вставка замка-молнии в юбку. Удаление старого замка - молнии, очистка юбки от ниток, утюжка. Приметывание нового замка, притачивание. Утюжка.
Укорачивание брюк. Примерка брюк. Отметка длины. Наметывание припуска на подгиб. Осноровка. Обработка низа брюк. Утюжка.
Удлинение одежды. Примерка. Отметка необходимой длины. Выбор варианта. Варианты удлинения: с помощью дополнительной ткани, тесьмы, кружева и других способов удлинения. Оформление изделия выбранным способом. Окончательная обработка изделия, ВТО изделия.
- Индивидуальные консультации.
Индивидуальные занятия проводятся в течении года.
Второй год обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1 | Вводное занятие. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Инструктаж по ТБ и ВТО. | 2 | 2 | 0 | Опрос |
2 | Искусство бумагокручения | 10 | 1 | 9 | Практическое задание. |
3 | Вязание на спицах | 30 | 4 | 26 | Тест |
4 | Бисероплетение в интерьере | 30 | 4 | 26 | Устный опрос. |
5 | Лоскутное шитьё в элементах одежды | 30 | 4 | 26 | Мини выставка изделий. |
6 | Макетирование | 30 | 4 | 26 | Практическая работа. |
7 | Обновление одежды. | 12 | 2 | 10 | Защита проекта. |
8 | Индивидуальные консультации | 18 | 3 | 15 | |
Итого | 162 | 24 | 138 |
Содержание программы 2 года обучения
Вводное занятие. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Инструктаж по ТБ и ВТО.
План работы на год. Правила техники безопасности. Правила внутреннего распорядка учреждения, инструктаж о правилах поведения в кабинете. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Организация рабочего места. Правильная постановка рук. Значение правильного освещения рабочего места, требования к освещению. Повторение терминологии машинных, ручных, ВТО работ.
- Искусство бумагокручения.
Просмотр работ в этой технике (презентация, печатные издания). Основные приемы работы.
Композиция из цветов. Изготовление открытки, применяя формы роллов: капля, глаз, полумесяц, завиток, стрела. Цветочное панно. Изготовление бахромчатых цветов (астры, георгины) и создание осенней композиции на картоне. Выбор модели, заготовка деталей, выполнение эскиза.
Коллективный проект «Краски осени». Обсудить эскиз, разделившись на группы, сделать заготовки для цветов, листьев, ветки рябины, грибов, яблок. Объемный квиллинг. Изучить технику выполнения объемных фигур. Изделия из роллов на плоскости и объемно.
- Вязание на спицах.
Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.
Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.
Практическая работа. Выбор модели изделия. Подобрать спицы и пряжу для вязания изделия.
- Бисероплетение в интерьере.
История бисероплетения - старинного вида женского рукоделия. Инструменты и материалы. Правила безопасности при работе с бисером. Виды работ с бисером. История возникновения украшений из бисера и бус. Выбор модели изделия. Подбор материала, инструментов и приспособлений. Оформление изделия выбранным способом. Практическая работа по изготовлению изделий. Окончательная обработка изделия.
- Лоскутное шитьё в элементах интерьера.
История лоскутной техники, разные виды, ткани, инструменты для создания лоскутных изделий, знакомство с цветовой гаммой. Этапы работы в лоскутной технике. ТБ при работе за швейной машинкой и ВТО. Организация рабочего места. Материалы для работы, их виды. Лоскутная техника. Выбор модели изделия. Подбор материала, инструментов и приспособлений. Нарезание деталей для лоскутного рисунка. Сборка лоскутных мотивов. Соединение мотивов в целое изделие. Окончательная обработка изделия, придание товарного вида. Отделка изделия. Оформление изделия выбранным способом. Практическая работа по изготовлению изделий в лоскутной технике. Окончательная обработка изделия, ВТО изделия.
- Макетирование.
Что такое румбокс? Техника выполнения макетов. Что нужно для создания макета. Этапы создания макета. Выбор изделия, подготовка материалов, инструментов и приспособлений. Практическая работа по изготовлению изделий. Эскиз выбранной модели. Разработка шаблонов. Изготовление объектов макета. Сборка макета и оформление работы.
- Обновление одежды.
Обновление одежды, изменением формы деталей, добавлением деталей костюма. Разнообразные формы горловин, формы воротников. Виды рукавов в одежде. Различные формы манжет. Различные виды карманов оформление и место расположения. Многофункциональная вещи. Образование новых видов ассортимента.
Конструирование и моделирование воротников, манжет, карманов. Построение выкройки - основы. Разработка собственной модели. Раскрой, первая примерка. Поузловая обработка. Отделка изделия. Оформление изделия выбранным способом. Окончательная обработка изделия, ВТО изделия.
- Индивидуальные консультации.
Индивидуальные занятия проводятся в течении года.
Материально техническое обеспечение программы
Календарный учебный график
Учебный период Реализация дополнительных общеобразовательных программ | Итого недель в учебный период | |||
для групп дополнительного образования | ||||
1 полугодие | 2 полугодие | 36 недели | ||
Период | Количество недель | Период | Количество недель | |
01.09.2023г.- 29.12.2023г. | 16 недель | 09.01.2024г.- 24.05.2024г. | 20 недель | |
Сроки организации промежуточного и итогового контроля реализации дополнительных общеобразовательных программ | ||||
20.12.2023г. - 29.12.2023г., 20.04.2024г. – 29.04.2024г. | ||||
Учебный период Реализация дополнительных общеобразовательных программ образовательных проектов в каникулярный период* | Итого недель в учебный период | |||
Период | Количество недель | |||
28.10.2023-05.11.2023г. | 1 неделя | |||
25.03.2024-02.04.2024г. | 1 неделя | |||
Итого в учебный период с 01.09.2023г. по 24.05.2024 г. | 36 недель |
Условия реализации программы
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
Для реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
кабинет для проведения занятий и рабочие места в соответствии с Сан ПиНом от 04.07.2014 N 41 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", маркерная доска, компьютер, принтер, проектор, экран;
материально-техническое оснащение: швейные машины, нитки разного цвета, иглы машинные и ручные, ножницы сантиметры, лекало, калька, мел, мыло, карандаши, бумага, альбомы, журналы мод, утюг, гладильный стол.
демонстрационный материал: схемы ручных и машинных швов, разновидности орнаментов; образцы ниток, образцы изделий, разработки занятий, журналы, выкройки, готовые изделия.
раздаточный материал: карандаш простой, ластик, фломастеры, иглы, нитки, проволока, готовая модель одежды (в масштабе), раскроенные детали одежды, головной убор, аксессуар.
дидактические игры: «Назови правильно», «Загадки» «Прочитай схему», «Угадай вид работы», «Составь рисунок», «Назови стиль», «Придумай, как оформить» подборка игр на знакомство, на развитие воображения, на развитие коммуникативных умений.
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое профильное образование, в совершенстве владеющий навыками руководства учебно-творческой
деятельностью учащихся и методикой преподавания предмета.
Список литературы
- Литература для педагога
- Калинкин, С. М. Личностно-ориентированные технологии обучения: [Электронный ресурс] / С. М. Калинкин. – Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/lichnostnoorientirovannye-tehnologii-obucheniya. - 29.11.2013.
- Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008.
- Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды.- М.: Мастерство; Изд.центр «Академия», 2000 г.
- Сокольникова Н.М. Основы композиции. – М.: Титул, 1999.
- Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. ) – СПб, СКФ “Человек”, 1992 – 376 с.
- Белякова, О.В. Большая книга поделок/ О.В. Белякова. – М.: АСТ: Астрель, 2011– 222 с.
- Жук, С.М. Игрушки-подушки: практическое пособие/ С.М. Жук. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 318 с.
- Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. Учебно-методическое пособие для учителя/ О.И. Нагель. – М: Школа-Пресс, 2000. – 115 с.
Литература для учащихся
- Данкевич Е.В., Жакова О.В.. Большая книга поделок для мальчиков и девочек. С- ПетербургСПб ООО Издат-во «Кристалл» .М.ЗАО «Издательский дом ОНИКС»,2000г.
- Дом и хозяйство от А до Я. Рукоделие ВЕЧЕ. Москва 1997г
- Левина М. 365 весёлых уроков труда –М:Рольф.2000.
- «Декоративное искусство». Пантелеев Г.Н.
- Ляукина М. Бисер, Москва, АТС - ПРЕСС 2000г
- Журналы «Бурда».
- Энциклопедия для детей. Искусство. Архитектура. Изобразительное и декоративно- прикладное искусство 17-20в./гл.ред.М. Д. Аксёнова М: Аванта 2003г.
Понятийный словарь для учащихся.
КВИЛЛИНГ, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
АЙРИС ФОЛДИНГ – удивительная художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Суть ее можно описать в двух словах. На листе картона или плотной бумаги рисуется контур какой-либо фигуры. По нарисованному контуру вырезается отверстие, которое с изнанки листа заполняется полосками сложенной вдвое цветной бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее составленной схеме. При этом полоски слегка накладываются друг на друга и фиксируются любым клеящим материалом. Просто, но очень красиво. Эффектно. Обычно полоски бумаги накладываются под углом в виде закручивающейся спирали. Этим и объясняется странное на первый взгляд название художественной техники - работы зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Дословно название техники Iris Folding можно перевести с английского, как «радужное складывание». Техника айрис фолдинг зародилась в Голландии (Нидерланды), а оттуда распространилась в другие страны и сегодня активно используется любителями бумажных поделок.
ПОДЕЛКИ ИЗ ГАЗЕТНЫХ ТРУБОЧЕК - плетение ложек, вееров, шкатулок и корзинок из скрученных газетных трубочек дает ощущение, что перед нами предметы, сделанные из лозы.
ИЗОНИТЬ – графическое изображение нитью.
МУЛИНЕ – нитки для вышивания.
ПАСМА – 6 тонких нитей в одной нити мулине.
ПАННО – это изделие служит украшением.
ШАБЛОН – готовый образец будущей детали.
ИГЛА – инструмент имеющий острый конец и ушко.
УВЕЛИЧИТЬ РИСУНОК – сделать больше по размеру.
УМЕНЬШИТЬ РИСУНОК – сделать меньше по размеру.
КОМПОЗИЦИЯ – составление, соединение.
ШИЛО – колющийся острый инструмент.
ТЕМНЫЙ ЦВЕТ – лишённый света.
СВЕТЛЫЙ ЦВЕТ – дающий яркий свет.
СРЕЗ – край вырезанной детали.
АППЛИКАЦИЯ – вид отделки изделия.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – это раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, который посвящён созданию художественных изделий, предназначенных для быта.
НАВЫК – сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
направленность: научно-техническаяуровень: начального общего образованияОбъединение формируется из учащихся 6-10 летСрок реализации программы 1 год...
Дополнительная общеобразовательная программа "Творческий дизайн"
Дополнительная общеобразовательная программа "Творческий дизайн"составлена с учетом опыта, знаний и умений педагога и рекомендована для работы с детьми с 5 и до 7 лет. Она предполагает обучение ребят ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мастерская текстильной игрушки»
Программа рассчитана на 3 года обучения. Программа знакомит ребенка с многообразием текстильных игрушек разных стран. Включает в себя творческое развитие ребенка, освоение им навыков шитья, развитие м...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Мастерская чудес»
Исходя из практической деятельности программа составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает детям сфо...
дополнительная программа творческого объединения "Мастерская чудес"
1. В структуру программы включено изучение трёх различных видов ДПИ.2. Интеграция со смежными дисциплинами – историей, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кр...
Дополнительная образовательная программа "Творческая мастерская"
Дополнительная образовательная программа "Творческая мастерская" разработана для воспитанников 7 - 18 лет, реализуется в детском доме. Сосавитель программы инструктор по труду....
Дополнительная общеобразовательная программа "Творческая мастерская"
Дополнительная общеобразовательная программа "Творческая мастерская"...