Дополнительная образовательная программа "Творческая мастерская"
рабочая программа по технологии
Дополнительная образовательная программа "Творческая мастерская" разработана для воспитанников 7 - 18 лет, реализуется в детском доме. Сосавитель программы инструктор по труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа инструктора по труду в детском доме | 58.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение, осуществляющее обучение, для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – детский дом «Островок»
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ:
педагогического совета директор МКУ д.д. «Островок»
от «__» ________ 20…г. ____________ Худых Г.В.
Протокол № __ «___» __________20__ г.
Дополнительная образовательная программа
«Творческая мастерская »
Возраст учащихся: 7– 18 лет
Срок реализации: 1 года
Автор: Мелкозерова Ирина Витальевна,
инструктор по труду,
МКУ детский дом «Островок»
г. Топки, 2022
Содержание
1. Пояснительная записка …………………………………………………….…
2. Учебно-тематический план …………….……………………………………..
3.Содержание тем………………………………..…..………………………….
4. Методическое обеспечение, оборудование, инструменты к программе
…..………………………………………………………………………..
5. Список литературы……………………………………………………………
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа для воспитанников детского дома «Островок» от 7 – 18 лет «Творческая мастерская»
Выпускникам детских домов трудно адаптироваться в обществе, поскольку для них характерно слабое осмысление имеющегося у них небольшого практического опыта и непонимание индивидуальных жизненных интересов и целей. Они не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко её теряют (им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте).
Для социальной адаптации воспитанников детских домов огромное значение имеет трудовое обучение, которое решает задачи трудового и экономического воспитания, учит к бережному отношению к результатам своего труда и главное формирует у школьников социальную ответственность, готовит воспитанников к самостоятельной трудовой жизни.
Для реализации исключительно важной и гуманной задачи – подготовки воспитанников к самостоятельной трудовой жизни направлена вся трудовая деятельность инструктора по труду.
Основные цели деятельности инструктора по труду:
1. Формирование у обучающихся трудовых умений и навыков, подготовка обучающихся к практическому применению полученных знаний.
2. Профориентационная работа.
3. Принятие мер по оснащению мастерских оборудованием, техническими средствами, инструментами и материалами.
4.Участие и проведение выставок декоративно-прикладного искусства, привлечение детей к участию в конкурсах, фестивалях детского творчества.
Основные направления деятельности инструктора по труду:
- трудовое обучение;
- профориентационная работа.
Программа составлена согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
- Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ;
- Локальные акты МКУ детский дом «Островок»: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкции по технике безопасности.
Данная программа содержит все необходимые компоненты, предусмотренные законодательством.
Программа «Творческая мастерская» рассчитана на 1 год обучения на три возрастные группы 7-9 лет, 10-13 лет, 14-18 лет.
Содержит два направления:
1. Самообслуживающий труд;
2. Индивидуальная работа.
Программа ориентирована на формирование и развитие у воспитанников положительного отношения к труду, развитие трудовых умений и навыков, формирование уважительного отношения к людям труда.
Данная программа направляет воспитанников к различным видам трудовой деятельности, необходимым воспитанникам в дальнейшей, в том числе, и в самостоятельной жизни.
Особенность данной программы заключается в комплексном подходе при подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, через трудовую деятельность при использовании оптимальных форм и методов трудового воспитания.
Направление «самообслуживающий труд» является средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей в области реставрации, ремонта, сохранности личных вещей. В процессе занятий у воспитанников вырабатываются практические умения и навыки, необходимые для их повседневной жизни, для активного познания
окружающей действительности.
Практическая деятельность, конкретная и простая по содержанию, является наиболее понятной и доступной воспитанникам. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.
Воспитательные задачи данного предмета - это формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду, чистоте и аккуратности, привитие навыков культуры поведения, воспитание уважения к труду взрослых и собственному труду, привитие воспитанникам навыков самостоятельности, искоренение тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию. Все виды работ осуществляются в соответствии с санитарными правилами и техники безопасности.
Быстро меняющие условия жизни предъявляют новые требования к уровню образованности к личности человека, в том числе и воспитанника детского дома. Современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты. Система образования в детском доме должна формировать такие новые качества воспитанника, как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий воспитанник детского дома должен обладать стремлением к самообразованию, владеть новыми технологиями и понимать значимость их использования, уметь принимать самостоятельное решение, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Содержание программы позволяет заниматься обучающимся с особыми возможностями здоровья, с учетом подбора заданий, форм и методов, соответствующих особенностям их развития.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие у воспитанников трудовых умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни, посредством их включения в различные виды трудовой деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- приобщить воспитанников подросткового возраста к активному систематическому участию в трудовой деятельности, сообразно их возможностям и потребностям общества;
- воспитывать трудолюбие, чувства уважения к своему труду и к труду членов коллектива; чувства бережного отношения к результатам труда; творческого отношения к труду;
- воспитывать честность, сознательность, моральные качества, чувства долга и целеустремленность, творческое отношение к труду;
- обучать трудовой дисциплинированности, взаимопомощи, взаимовыручке в коллективной трудовой деятельности;
Развивающие:
- формировать у воспитанников систему трудовых навыков по уходу за одеждой;
- формировать у воспитанников потребность в саморазвитии, самосовершенствовании;
- формировать элементарные трудовые навыки, необходимые для выполнения несложных работ;
- развивать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
- развивать аккуратность, опрятность, самостоятельность, трудовую активность, ответственность;
- развивать коммуникативные навыки; межличностных отношений;
Воспитательные:
- Способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, а также для профессионального самоопределения;
- Воспитывать аккуратность, бережливость, самостоятельность, культуру труда, экономичное отношение к используемым материалам, умение доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Формы и методы обучения: для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Программа основана на ручной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом. Формы занятий выбираются исходя из возрастных особенностей учащихся.
В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая часть преобладает, так как необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. При изучении теории целесообразно сочетать методы рассказа, с элементами показа, беседы. Для обучающихся старшего возраста применяются такие формы, как практикумы, экскурсии, конкурсы, фестивали, тематические праздники, творческие лаборатории, оформление выставок. Отдельно, как форму можно выделить общественно полезный труд, где дети изготавливают небольшие изделия для реализации, в результате чего наблюдают востребованность результатов своей работы. Учитывая то, что подростковый период выражается в потребности общения, стремлению к самостоятельности, необходимости самоутвердиться среди сверстников и взрослых, соответственно, в практические занятия включены следующие формы работы: - индивидуальные (выполнение посильных трудовых поручений); - групповые (через практические задания, распределяемые по группам); - коллективные.
Режим занятий по теме: «Самообслуживающий труд» - два раза в неделю, длительностью 45 минут, в каждой возрастной категории, наполняемость группы 5-8 человек.
Режим занятий по теме: «Индивидуальная работа» - три раза в неделю, длительностью 45 минут, в каждой возрастной категории.
Ожидаемые результаты реализации программы
результаты обучения:
- освоят основные техники выполнения шитья;
-научаться применять навыки самообслуживающего труда в быту;
- уметь выбирать нужную ткань для выполнения изделия;
- знать и выполнять основные виды швов;
- самостоятельно осваивать новую информацию;
- технологически мыслить при выполнении различных видов работ.
результаты развития:
- разовьется художественно-эстетический вкус;
- творческие способности воспитанников;
- способность самостоятельно выполнять трудовые операции;
- позиция активного участия в полезных делах;
- умение понимать и принимать инструкцию, выполнять поручения.
результаты воспитания:
- сформируются основы эстетического отношения к изготовленным изделиям;
- сформируются представления о необходимости в художественно- эстетическом выполнении изделия;
- сформируются представления о необходимости соблюдения культура общения в деятельности художественно-эстетической направленности;
- воспитается умение работать в коллективе;
Педагогический контроль
Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.
Формы контроля:
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью обучающегося, содержательная оценка – рецензия инструктора, само- и взаимоконтроль.
Промежуточный контроль: технология выполнения работ по темам. Итоговый контроль: проводится в форме отчетной выставки детского творчества.
Критерии отбора работ:
∙ аккуратность исполнения;
∙ соблюдение технологии;
∙ творческий подход к работе.
Основные методические приемы, используемые в занятиях, являются:
– отсутствие излишней опеки инструктора над воспитанниками, выработка у них самостоятельности (в выборе решения темы, композиционного решения, колористической разработке темы и т.д.);
–наставничество более опытных и способных воспитанников для помощи менее одаренным и младшим по возрасту;
– индивидуальный подход инструктора к каждому воспитаннику в соответствии с его интересами и склонностями и индивидуальными особенностями.
Учебно-тематический план
Возрастная группа 7-9 лет.
№ П/П | ТЕМА | КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ | всего | ||
Теор. | Практ. | ||||
| |||||
1 | Инструктаж по Т.Б. | 2 | 3 | 5 | |
2 | Беседа «Необходимость труда, соотношение хочу - могу - надо» | 1 | 2 | 3 | |
3 | Знакомство с ручными швами, стежками и их выполнение | 1 | 5 | 6 | |
4 | Пришивание пуговиц, кнопок, крючков, петелек | 4 | 5 | 9 | |
5 | Работа с иглой (штопка) | 2 | 5 | 7 | |
6 | Пошив поделок к Новому году | 2 | 5 | 7 | |
7 | Зашивание одежды вручную по распоротому шву | 2 | 5 | 7 | |
8 | Ремонт одежды | 1 | 5 | 6 | |
9 | Трудовая практика | 1 | 5 | 6 | |
10 | Ролевая игра «Магазин одежды» | 1 | 1 | 2 | |
11 | Ремонт одежды | 2 | 5 | 7 | |
12 | Ученье и труд, рядом идут | 1 | 4 | 5 | |
итого | 20 | 50 | 72 | ||
| |||||
1 | Материалы, инструменты, приспособления. | 4 | 10 | 14 | |
2 | Подготовительные и основные работы | 5 | 20 | 25 | |
3 | Основы цветоведения. | 5 | 20 | 25 | |
4 | Простые декоративные цветы. | 5 | 40 | 45 | |
5 | Участие в выставках разного уровня | 5 | 30 | 35 | |
итого | 24 | 120 | 144 |
Содержание тем
Возрастная группа 7-9 лет.
- Раздел «Самообслуживающий труд»
Тема 1. Инструктаж по Т.Б.
Тема 2. «Необходимость труда, соотношение хочу - могу - надо».
Беседа.
Тема 3. «Знакомство с ручными швами, стежками и их выполнение».
Технология выполнения, предназначение. Практическая работа: выполнение
ручных швов - сметочный, петельный.
Тема 4. «Пришивание пуговиц, кнопок, крючков, петелек». Технология
выполнения, предназначение. Практическая работа: выполнение образцов:
пришивание пуговиц, крючков, кнопок.
Тема 5. «Работа с иглой (штопка)». Технология выполнения,
предназначение. Практическая работа: выполнение образцов.
Тема 6. «Пошив поделок к Новому году». Выполнение изделий по
собственному творческому замыслу. Практическая работа: выполнение
эскиза работы, раскрой деталей, выполнение изделия в соответствии с
выбранной технологией.
Тема 7. «Зашивание одежды вручную по распоротому шву».
Практика: Самостоятельная работа по теме ―Ручные швы,
подобрать и правильно выполнить шов. Закрепление навыка.
Тема 8. Ремонт одежды. Практическая работа: Пришивание вешалки.
Тема 9. Трудовая практика.
Тема 10. «Ролевая игра «Магазин одежды».
Тема11. Ремонт одежды. Практическая работа: втягивание резинки в
пояс, заранее измерив длину в соответствии с объемом талии.
Практика: штопка одежды.
Тема 12. «Ученье и труд, рядом идут». Подведение итогов за год.
Раздел 2. Украшения из фоамирана
Тема 1. Материалы, инструменты, приспособления.
Теория: Материалы: виды фоамирана; пастель; флористическая проволока; флористическая тейп-лента, основа под бутоны, тычинки. Инструменты и принадлежности: утюг, клеевой пистолет, молды, бульки, декоративные дыроколы, поролоновый коврик, меламиновая губка, шпажки деревянные, шаблоны цветов, ножницы, клей супер-момент, кусачки, круглогубцы, пинцет, стержни для клеевого пистолета. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с ножницами, клеевым пистолетом и утюгом.
Практика: Отработка основных правил работ с инструментами. Выполнение мелких и точных работ. Знание материалов и инструментов для изготовления цветов из фоамирана. Знание и умение соблюдать Т/Б при работе с колющими и режущими инструментами, утюгом, клеевым пистолетом
Тема 2. Подготовительные и основные работы
Теория: Способы изготовления листьев, тычинок, молдов, основ для цветов. Способы обвивания проволочных стебельков. Способы крашения тканей и вспомогательных материалов. Приёмы изготовления выкроек.
Практика: Изготовление листьев, тычинок, молдов, основ для цветов. Обвивание проволочных стебельков. Окраска лепестков, гофрирование лепестков. Буление лепестков. Изготовление выкроек.
Тема 3. Основы цветоведения.
Теория: Общее представление о цвете, его классификации. Цветовой круг: ахроматические и хроматические цвета; тёплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета. Сочетание оттенков в изделии.
Практика: Выполнение упражнений на закрепление материала. Выполнение эскизов.
Тема 4. Простые декоративные цветы.
Теория: Значение цветов в жизни людей. Знакомство с технологической картой изготовления простых цветов. Последовательность изготовления цветка. Техника выполнения цветка.
Практика: Изготовление цветов: одуванчик, ромашка, гербера, космея, крокус, мак и др. Умение изготавливать декоративные цветы по технологической карте.
Тема 5. Участие в выставках разного уровня.
Учебно-тематический план
Возрастная группа 10-13 лет.
№ П/П | ТЕМА | КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ | всего | ||
Теор. | Практ. | ||||
1.Раздел «Самообслуживающий труд» | |||||
1 | Инструктаж по Т.Б. | 1 | 1 | 2 | |
2 | Беседа «Необходимость труда, соотношение хочу - могу - надо» | 1 | 1 | ||
3 | Знакомство с ручными швами, стежками и их выполнение. | 1 | 2 | 3 | |
4 | Пришивание пуговиц, кнопок, крючков, петелек | 1 | 4 | 5 | |
5 | Работа с иглой (штопка) | 1 | 4 | 5 | |
6 | Знакомство с устройством швейной машинки | 1 | 4 | 5 | |
7 | Практическая работа на швейной машинке | 1 | 2 | 3 | |
8 | Пошив поделок к Новому году | 1 | 6 | 7 | |
9 | Пошив прихваток | 1 | 4 | 5 | |
10 | Ремонт одежды | 1 | 4 | 5 | |
11 | Трудовая практика | 1 | 4 | 5 | |
Ролевая игра «Ученье и труд, рядом идут» | 1 | 2 | 3 | ||
Трудовая практика | 1 | 4 | 5 | ||
12 | Глажение одежды | 1 | 4 | 5 | |
13 | Реставрация одежды | 1 | 4 | 5 | |
14 | Ремонт одежды | 1 | 4 | 5 | |
15 | Трудовая практика | 1 | 2 | 3 | |
16 | «Престижные профессии и мои реальные возможности. Я считаю, что с моими возможностями я стану». Беседа. | 1 | 1 | 2 | |
17 | «Ученье и труд, рядом идут. Подведение итогов за год | 1 | 1 | 2 | |
итого | 17 | 55 | 72 | ||
2.Раздел «Индивидуальная работа» Бисерные фантазии, вышивка | |||||
1 | Вышивка бисером | 2 | 14 | 16 | |
2 | Вышивка пайетками | 4 | 14 | 18 | |
3 | Броши из бисера и пайеток | 4 | 14 | 18 | |
4 | Простые и декоративные ручные швы | 4 | 14 | 18 | |
5 | Вышивка крестом | 4 | 14 | 18 | |
6 | Комбинированная вышивка бисером и крестом | 4 | 14 | 18 | |
7 | Вышивка лентами | 4 | 14 | 18 | |
8 | Участие в выставках и конкурсах | 4 | 16 | 20 | |
итого | 30 | 114 | 144 |
Содержание тем
Возрастная группа 10-13 лет.
- Раздел «Самообслуживающий труд»
Тема 1. Инструктаж по Т.Б.
Тема 2. «Необходимость труда, соотношение хочу - могу - надо».
Беседа.
Тема 3. «Знакомство с ручными швами, стежками и их выполнение».
Технология выполнения, предназначение. Практическая работа: выполнение
ручных швов - сметочный, петельный.
Тема 4. «Пришивание пуговиц, кнопок, крючков, петелек». Технология
выполнения, предназначение. Практическая работа: выполнение образцов:
пришивание пуговиц, крючков, кнопок.
Тема 5. «Работа с иглой (штопка)». Технология выполнения,
предназначение. Практическая работа: выполнение образцов.
Тема 6. «Знакомство с устройством швейной машинки».
Тема 7. «Практическая работа: Самостоятельная работа по теме,
―Машинные швы: подобрать и правильно выполнить шов, выполнять на
универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку,
стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, в подгибку
с открытым и закрытым срезом Закрепление навыка»
Тема 8. «Пошив поделок к Новому году». Выполнение изделий по
собственному творческому замыслу. Практическая работа: выполнение
эскиза работы, раскрой деталей, выполнение изделия в соответствии с
выбранной технологией».
Тема 9. «Пошив прихваток». Технология выполнения изделия.
Практическая работа: подбор ткани, подготовка к работе, соединение
деталей, ВТО, оформление. Оценка работы.
Тема 10. Ремонт одежды. Практическая работа: изготовление и
пришивание вешалки.
Тема 11. Трудовая практика.
Тема 12. «Глажение одежды». Практическая работа: глажение
предметов одежды соблюдая правила безопасности работы с утюгом.
Тема 13. «Реставрация одежды». Практическая работа: переделать вещь
в соответствии со своими потребностями.
Тема 14. Ремонт одежды. Практическая работа: Замер длинны брюк в
соответствии с ростом человека, обрезка низа брюк по росту, обработка
низа.
Тема 15. Трудовая практика.
Тема 16. «Престижные профессии и мои реальные возможности. Я
считаю, что с моими возможностями я стану». Беседа.
Тема 17. «Ученье и труд, рядом идут. Подведение итогов за год».
2.Раздел «Индивидуальная работа» Бисерные фантазии, вышивка
Тема 1. Вышивка бисером.
Теория: Вводное занятие. Техника безопасности. Беседа «История возникновения бисера в России». Основные приемы вышивки бисером. Требования к бисеру.
Практика: Вышивка бисером предметных, сюжетных, пейзажных композиций. Вышивка по схеме для вышивки крестом (на выбор, в зависимости от степени подготовки учащихся).
Тема 2.Вышивка пайетками
Теория: Особенности вышивки пайетками. Виды пайеток. Комбинированная вышивка. Подбор бисера в соответствии с канвой. Вышивка по схеме. Виды швов для вышивки бисером (монастырский, стебельчатый, арочный)
Практика: Вышивка бисером и пайетками предметных, сюжетных, пейзажных композиций. Вышивка по схеме для вышивки крестом (на выбор, в зависимости от степени подготовки учащихся).
Тема 3. Броши из бисера и пайеток.
Теория: Варианты оформления броши бисером (плетение, вышивка). Повторение приемов плетения бисером. Цветовое решение украшений из бисера. Связь народного творчества с традициями быта. Брошки. Назначение броши. Виды изготовления: сплошное бисерное плетение или вышивка по ткани на твердой основе. Схемы для изготовления брошек. Крепление броши к основе.
Практика: Составление эскиза броши, выбор техники исполнения, подбор материалов, изготовление броши, оформленной вышивкой бисером, стразами.
Тема 4. Простые и декоративные ручные швы
Теория: История русской вышивки. Материалы и инструменты для вышивки. Повторение ТБ при работе с ножницами и иглами. Выбор ткани и ниток. Основные приемы вышивания, начало и окончание строчки, закрепление рабочей нити. Подготовка рабочего места вышивальщицы. Условные обозначения. Чтение схем. Орнаменты из простых элементов. Счетные швы. Гладьевые швы. Декоративные швы.
Практика: Подготовка рабочего места вышивальщицы. Основные приемы вышивания, начало и окончание строчки, закрепление рабочей нити. Условные обозначения. Составление и выполнение орнаментов из простых элементов. Украшение готовых изделий с использованием простейших швов.
Тема 5. Вышивка крестом
Теория: Вышивка по канве. Шов простой крест, гобеленовые швы. Приемы закрепления нити. Оформление вышитой работы в раму. Правила ухода за вышитыми работами. Условия хранения вышитых работ.
Практика: Вышивка крестом предметных, сюжетных, пейзажных композиций по готовым схемам.
Тема 6. Комбинированная вышивка бисером и крестом
Теория: Техника вышивания бисером по свободному контуру. Оптимальность освещения при работе. Инструменты и материалы для вышивки. Комбинированная вышивка бисером и швом «крест». Подбор материалов. Жанры вышивки: пейзаж, натюрморт. Использование компьютерной программы для составления схем для вышивки.
Практика: Способы техники вышивания по свободному контуру. Шов «назад иголку», шов «вперёд иголку», шов «за иголку». Вышивка выбранного панно в технике комбинированной вышивки. Составление и модернизирование схемы с помощью компьютерной программы «Вышивка крестом 2»
Тема 7. Вышивка лентами
Теория: Развитие вышивки лентами. Инструменты (распарыватель, нитковдеватель, линейки). Основные группы лент. Использование органзы. Вышивальные нитки. Техника вышивания лентами.
Практика: Правила техники безопасности при выполнении работы. Перевод рисунка на ткань. Работа с пяльцами. Закрепление ленты. Основные швы и элементы узоров. Шов «вперёд иголку», шов «назад иголку», шов «шнурок» («обвитая обмётка»), шов «вперёд иголку», шов «назад иголку», шов «шнурок» («обвитая намётка»), шов стебельчатый, шов петельный, шов тамбурный, шов «петля незатянутая», шов «крест»
Тема 8. Участие в выставках различного уровня.
Учебно-тематический план
Возрастная группа 14-18 лет. 2 часа в неделю
№ П/П | ТЕМА | КОЛ-ВО ЗАНЯТИЙ | всего | ||
Теор. | Практ. | ||||
1. «Самообслуживающий труд» | |||||
1 | Инструктаж по Т.Б. | 1 | 1 | 2 | |
2 | Беседа «Необходимость труда, соотношение хочу - могу - надо» | 1 | 1 | 2 | |
3 | Знакомство с ручными швами, стежками и их выполнение. | 1 | 4 | 5 | |
4 | Пришивание пуговиц, кнопок, крючков, петелек, молний | 1 | 4 | 5 | |
5 | Работа с иглой (штопка) | 1 | 4 | 5 | |
6 | Знакомство с устройством швейной машинки | 1 | 4 | 5 | |
7 | Практическая работа на швейной машинке | 1 | 4 | 5 | |
8 | Пошив поделок к Новому году | 1 | 4 | 5 | |
9 | Пошив прихваток | 1 | 4 | 5 | |
10 | Ремонт одежды | 1 | 4 | 5 | |
11 | Трудовая практика | 1 | 4 | 5 | |
12 | Глажение одежды | 1 | 4 | 5 | |
13 | Реставрация одежды | 1 | 4 | 5 | |
14 | Пошив домашних тапочек | 1 | 10 | 11 | |
15 | Круглый стол «Моя будущая профессия» | 1 | 1 | 2 | |
итого | 15 | 57 | 72 | ||
Раздел 2.«Индивидуальная работа» Игрушки - малышки | |||||
1 | Текстильные | 4 | 35 | 38 | |
2 | Вязаные игрушки – амигуруми | 4 | 35 | 38 | |
3 | «Чердачные» | 3 | 35 | 38 | |
4 | Участие в выставках и конкурсах | 3 | 25 | 28 | |
итого | 14 | 130 | 144 |
Содержание тем
Возрастная группа 14-18 лет.
1.Раздел «Самообслуживающий труд»
Тема 1. Инструктаж по Т.Б.
Тема 2. «Необходимость труда, соотношение хочу - могу - надо».
Беседа.
Тема 3. «Знакомство с ручными швами, стежками и их выполнение».
Технология выполнения, предназначение. Практическая работа: выполнение
ручных швов - сметочный, петельный.
Тема 4. «Пришивание пуговиц, кнопок, крючков, петелек, молний». Технология выполнения, предназначение. Практическая работа: выполнение образцов: пришивание пуговиц, крючков, кнопок, молний.
Тема 5. «Работа с иглой (штопка)». Технология выполнения,
предназначение. Практическая работа: выполнение образцов.
Тема 6. «Знакомство с устройством швейной машинки», выполнять на
универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку,
стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, в подгибку
с открытым и закрытым срезом.
Тема 7. Ремонт одежды. Практическая работа: зашивание одежды по
распоротому шву.
Тема 8. «Пошив поделок к Новому году». Выполнение изделий по
собственному творческому замыслу. Практическая работа: выполнение
эскиза работы, раскрой деталей, выполнение изделия в соответствии с
выбранной технологией.
Тема 9. «Пошив прихваток. Технология выполнения изделия.
Практическая работа: подбор ткани, подготовка к работе, соединение
деталей, ВТО, оформление. Оценка работы».
Тема 10. Ремонт одежды. Практическая работа: изготовление вешалки
в соответствии с длиной, пришивание вешалки.
Тема 11. Трудовая практика.
Тема 12. «Глажение одежды». Практическая работа: глажение
предметов одежды соблюдая правила безопасности работы с утюгом.
Тема 13. «Реставрация одежды». Практическая работа: переделать
вещь в соответствии со своими потребностями.
Тема 14. «Пошив домашних тапочек». Технология выполнения
изделия. Практическая работа: подбор ткани, подготовка к работе,
соединение деталей, ВТО, оформление. Оценка работы.
Тема 15. Круглый стол «Моя будущая профессия»
2. Раздел «Игрушки – малышки»
Тема 1. Текстильные
Теория: Игрушка «Тильда»: история возникновения, отличительные особенности. Автор бренда - Тони Финангер. Выбор тканей и выкраивание деталей.
Практика: Тильда - зайцы с 1 пришивным элементом (ушки). «Зайцы в горшочке». Выбор тканей и выкраивание деталей. Сшивание отдельных деталей и их набивка. Крепление деталей к основе при помощи пуговиц. Финальное оформление игрушки, декорирование.
Тема 2. Вязаные игрушки – амигуруми
Теория: История вязания. Виды игрушек. Игрушки – амигуруми. Основные приемы вязания крючком. Подбор ниток и крючков. Знакомство с основными элементами вязания крючком: воздушная петля (цепочка воздушных петель), соединительный столбик, полустолбик, столбик без накида и столбик с накидом, - и их обозначение на схемах. Цифры, обозначающие ряды вязания. Стрелки, показывающие направление работы.
Практика: Определение волокнистого состава пряжи органолептическим способом (внешний осмотр). Подбор крючков под толщину пряжи. Методика расчёта петель начального ряда. Наиболее распространённые способы вывязывания полотна: плоское, круглое, треугольное, четырёхугольное, овальное. Прибавление и убавление столбиков внутри полотна, в начале и конце ряда. Вязание игрушек – амигуруми (сова, кот, улитка)
Тема 3. «Чердачные»
Теория: Кофейная игрушка. История возникновения кофейной интерьерной игрушки. Отличительные особенности «чердачной» игрушки. Принципы пошива, кроя и украшения кофейной игрушки. Особенности изготовления. Различные способы приготовления раствора для окрашивания игрушек.
Практика: Выбор ткани и выкраивание деталей. Сшивание и набивка игрушки. Приготовление раствора для окрашивания игрушки. Технология покраски кофейных игрушек. Покраска и сушка игрушки. Разрисовывание мордочки для игрушки. Итоговое оформление. Чердачная игрушка «Сердечко в стиле «Винтаж»: основные принципы пошива и декора. Изготовление чердачной игрушки. Выбор ткани и выкраивание деталей. Сшивание деталей и набивка изделия. Приготовление раствора для окрашивания. Покраска изделия и сушка. Оформление игрушки «Сердечко» в винтажном стиле.
Тема 4. Участие в выставках разного уровня.
Техническое оснащение
Кабинет.
Стулья, рабочие столы.
Стол и стул педагога.
Шкаф для размещения материалов, наглядных пособий.
Швейная машина.
Утюг (1 шт.), гладильная доска (1 шт.).
Зеркало.
Инструменты и приспособления.
Ножницы.
Иглы ручные и машинные, игольницы.
Карандаши.
Линейки.
Сантиметровые ленты.
Мел портновский, мел ученический.
Материалы.
Хлопчатобумажные ткани для изготовления образцов.
Нитки швейные.
Тесьма, кружево.
Утеплитель для изготовления декоративных прихваток.
Флизелин.
Дидактическое обеспечение.
Таблицы с поэтапным выполнением изделий.
Образцы изделий
Иллюстрации.
Журналы мод.
Список литературы
1.Байтер А., Гламурные штучки для супердевчонок./мир рукоделия/ – Ярославль:
Академия развития, 2009 г.
2.Выгонов В. В., Изделия из ткани. 1-4 классы. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2013 г.
3.Вышивка лентами. / Школа вышивки. – М.: Ниола-Пресс, 2011г.
4.Гринѐва Е., Куколки из ткани и трикотажа. Мастер-классы и выкройки. – СПб.: Питер, 2015 г.
5. Дайн Г. Л., Дайн М. Б., Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технологии. – М.: Культура и традиции, 2007 г.
6. Ерзенкова Н. В., Свой дом украшу я сама. – Мн.: Книжный дом, 2006 г.
7. Журавлѐва И. Д., Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. – М.: Издательство Эксмо, 2004 г.
8. Зайцева О., Лоскутное шитьѐ. Практическое руководство.- М.: АСТ, СПб.: Астрель,2008 г.
9. Зимина З. И., Текстильные обрядовые куклы. – М.: Издательство «Ладога-100», 2007г.
10.Игрушки к празднику/Н.Р.Белова-М.: ЭКСМО; СПб.: Домино 2007г.
11. Исполнева Ю.Ф., Художественное плетение. Уроки мастерства, М.: ООО «Издательство Астрель», 2001
12. Каминская Е. А., Лоскутное шитьѐ. Красивые вещи своими руками. – М.: РИПОЛ
13. Ларин А., Узоры для фенечек из бисера. – Мн.: Современный литератор, 2000 г.
14. Мастерим игрушки сами для детей 7-14 лет/Н.В.Кочеткова. -Волгоград: Учитель, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа интеллектуальной школы «Созвездие» «В мастерской знатока истории»
Образовательная программа «В мастерской знатока истории» имеет историко-краеведческую направленность, позволяет познакомить учащихся с системой первоначальных теоретических и практических знаний...
Творческая мастерская, дополнительная образовательная программа
Дополнительные образовательные программы самостоятельно составленные, имеют широкие спектры применения, апробированны и актуальны....
Дополнительная образовательная программа "Кукольная мастерская"
Программа «Кукольная мастерская» является модифицированной, так как разработана на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы.Дополни...
Авторская программа дополнительного образования "Творческая мастерская"
Образовательная дополнительная программа «Мастер» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения....
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Художественная мастерская» 7-11 классы
Рабочая программа «Художественная мастерская» призвана ознакомить с главными особенностями основных техник живописи и графики....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Чудесная мастерская» (для детей 7-18 лет)
Программа разработана с учетом специфики работы с детьми в социально-реабилитационном центре. В основе программы «Чудесная мастерская» лежит идея использования потенциала ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...