Дополнительная общеобразовательная программа "Творческий дизайн"
рабочая программа на тему

Рядинская Лариса Федоровна

Дополнительная общеобразовательная программа "Творческий дизайн"составлена с учетом опыта, знаний и умений педагога и рекомендована для работы с детьми с 5 и до 7 лет. Она предполагает обучение ребят самостоятельности с учетом детских интересов, запросов и желаний.Бумаготворчество, работа с тканью и нитками, бисероплетение и шитье - все это дает познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру.                                                                                                                                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа «Творческий дизайн»

Пояснительная записка

Декоративно – прикладное искусство является очень востребованной частью детского художественного воспитания.

     “Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А.Сухомлинский). Занятия с детьми творчеством любого вида является необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память и пр. При  обучении творчеству происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскрывается его личность. Так же  воспитываются легкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе нестандартных ситуациях, уверенность в правильном принятии обоснованных решений и их реализация.  Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Обучение осуществляется по всем основным художественно-эстетическим направлениям, в которых происходит развитие и становление личности ребенка, его вхождение в современный мир. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.                                                                                                                      Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал. Работа с бумагой способствует развитию воображения и творческих способностей детей. «Бумаготворчество» формирует понимание красоты и художественное восприятие окружающего мира.                                                                                                                                                   Работы по шитью интересны для детей своими результатами.  Прививать детям трудовые навыки вышивки, воспитывать и развивать у них способность эстетического восприятия произведений декоративно - прикладного искусства, вызывать интерес к народной вышивке, показывать художественные  традиции народов нашей страны – все это просто необходимо в художественно - эстетическом воспитании детей.                                                                                                                                              Не меньше удовольствия детям доставляет изготовление поделок и сувениров из бисера. Бисероплетение расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений                                                      Занятия с тканью воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Народная кукла наиболее близка детям и в то же время связана со многими аспектами национальной культуры.     Поделки из ниток интересны детям как работа с новым материалом, достоинством которого является экологическая чистота.                                                                                                                                                         Дополнительная общеобразовательная программа «Творческий дизайн»  разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и с учётом комплексной программы М.А.Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду».                                                                                                                                                          Новизна  программы заключается в логической последовательности, системности, дающей возможность организации курса обучения и воспитания в области дополнительного образования детей младшего звена, что позволяет обеспечивать многочисленные формы деятельности, реализовывать возрастные и творческие возможности детей, учитывая их индивидуальные потребности и желания.

     Программа предусматривает получение первичных знаний, умений и навыков при их последовательном расширении по годам обучения. Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени, большая же часть обучения связана с практической работой.

     Данная программа составлена с учетом опыта, знаний и умений педагога и рекомендована для работы с детьми с 5 и до 7 лет. Она предполагает обучение ребят самостоятельности с учетом детских интересов, запросов и желаний. Занятия в коллективе формируют такие черты как трудолюбие, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело.

   Отличительной особенностью программы “Творческий дизайн» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.                                                                                   Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

                             Принципы обучения и воспитания

1. Принцип гармонизации личности и среды – ориентации на максимальную самореализацию личности.

2. Принцип гуманности – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально – культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и досуга  детей.

3. Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.

4. Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной педагогической среды.

 5. Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие и представление.

6. Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралась на то, что уже усвоено.

Цель. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи.

Образовательные:

  • обучение теоретическим сведениям;
  • обучение детей технологии работы с бумагой, тканью, нитками и владению различными инструментами и приспособлениями;
  • обучение основам бисероплетения;
  • обучение технологии выполнения ручных швов;
  • дать представление об использовании бросового материала в изготовлении изделий.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей: вкуса, чувства цвета, композиции, выбора художественного образа;
  • развитие образного и пространственного мышления, моторики рук, глазомера.

Воспитательные:

  • воспитание аккуратности, усидчивости;
  • воспитание бережного отношения  к материалам и результатам своего труд.

  В коллектив дети принимаются по желанию. В программе определено количество часов на изучение тем, которые могут изменяться в зависимости от корректировки программы. Темы учебного курса могут быть сокращены, либо расширены. В систему этих тем может быть введен какой–то новый блок знаний. Вариации программы и ее модификацию производит педагог в соответствии со своими возможностями, учетом обстоятельств, условий и материальной базы учреждения. Данная программа составлена с учетом опыта, знаний и умений педагога и рекомендована для работы с детьми с 5 и до 7 лет. Она предполагает обучение ребят самостоятельности с учетом детских интересов, запросов и желаний. Занятия в коллективе формируют такие черты как трудолюбие, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело.

   Срок реализации программы 2 года.

Режим занятий: Первый год обучения (18ч.) – 1раз в неделю по 0,5 часа

                                 Второй год обучения (18 ч.) – 1 раз в неделю по 0,5 часа

Ожидаемые результаты:

Знать:

  • правила техники безопасности и личной гигиены;
  • название и назначение ручных швов;
  • технологию работы с различными материалами;
  • основные приемы бисероплетения;
  • приемы работы с инструментами и оборудованием.

Уметь:

  • выполнять основные приемы изготовления поделок в технике «оригами»;
  • выполнять аппликации из различных материалов;
  • выполнять ручные швы;
  • плести бисером простейшие поделки;
  • работать с инструментами и оборудованием.

Приобрести навыки:

  • экономного расходования материалов;
  • аккуратного вырезания деталей;
  • качественного изготовления поделок;
  • координации движения пальцев.

Воспитывать:

  • аккуратность при выполнении работы;
  • бережливость в отношении к используемым материалам;
  • усидчивость и терпеливость при выполнении работы.

Способы проверки результативности освоения программы:

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний и умений по пройденным темам.
  • Текущий, проводимый в ходе учебных занятий и закрепляющий знания по этой теме;
  • Итоговый, проводимый после завершения всей программы.

  • В качестве диагностики используются:
  • устный опрос;
  • зачетные работы по пройденным темам;
  • тестирование;
  • выставки.

Тематический план                                                                                                                      дополнительной общеобразовательной программы «Творческий дизайн»                                                           1-й год обучения                                                                                                                                                  (18 ч. – 1 раз в неделю по 0,5 часа)

№  п/п

Темы

Всего    часов

Теория

Практика

Вводное занятие.                                                                                  Техника безопасности.                                                                          Материалы и инструменты

0,5

0,5

0

1. Куклы закрутки

2,5

0,5

2

1.

Кувадка (мальчик)

0,5

2.

Кувадка (девочка)

0,5

3.

Пеленашка

0,5

4.

Лихоманка

0,5

5.

Зайчик

0,5

2. Бумажная пластика

7

1

6

6.

Елочка

0,5

7.

Бабочка

0,5

8.

Рыбка. Лягушка

0,5

9.

Кувшинка

0,5

10.

Игрушки из спичечных коробков

1,5

0,5

1

11.

Гирлянды

1

0,5

0,5

12.

Фонарик на елку

0,5

13.

Плетенка

0,5

14.

Корзиночка

0,5

15.

Открытка

0,5

16.

Цыпленок

0,5

3. Аппликация из ниток

3,5

0,5

3

17.

Цыпленок

0,5

18.

Медвежонок

0,5

19.

Белка

0,5

20.

Ежик

0,5

21.

Улитка

0,5

22.

Цветы

0,5

23.

Пейзаж

0,5

4. Аппликация из ткани

4

0,5

3,5

24.

Коврик

0,5

25.

Паровозик

0,5

26.

Попугай

0,5

27.

Цветы

0,5

28.

Рыбки

0,5

29.

Фрукты

0,5

30.

Кораблик

0,5

31.

Лужайка

0,5

32.

5. Итоговая выставка

0,5

Итого:

18

2,5

15,5

Тематический план                                                                                                                      дополнительной общеобразовательной программы «Творческий дизайн»                                                           2-й год обучения                                                                                                                                                  (18 ч. – 1 раз в неделю по 0,5 часа)

№  п/п

Темы

Всего    часов

Теория

Практика

Вводное занятие.                                                       Организация рабочего места .                                                                               Техника безопасности.                                                                          

0,5

0,5

0

1. Куклы закрутки

2

0,5

1,5

1.

Бабочка

0,5

2.

День и ночь

0,5

3.

Птица

0,5

4.

Зайчик на пальчик

0,5

2. Бумажная сказка

3,5            

0,5

3

5.

Объемные поделки из бумаги. Коробочка для подарка.

0,5

6.

Слон.

0,5

7.

Динозаврик.

0,5

8.

Ангел

0,5

9.

Открытка «Подсолнух»

0,5

10.

Контрольное занятие Аппликация «Овечка»

0,5

11.

Аппликация «Виноград».

0,5

3. Бисерный домик

6,5                

1,5

5

12.

Цветы на проволоке.

2,5

0,5

2

13.

Фигурки из бисера на проволоке

2

0,5

2

14.

Панно из бисерных фигурок

0,5

15.

Браслет на леске

0,5

4. Волшебная иголочка

5

1

4

16.

Шов вперед иголку (сметочный). Вышивка изделий.

3,5

0,5

3

17.

Шов назад иголку (строчевой). Вышивка «Солнышко».

1,5

0,5

1

18.

5. Итоговая выставка

0,5

Итого:

18

6

12

Содержание дополнительной общеобразовательной программы                                                                      1-й год обучения.

Вводное занятие. 0,5 ч.

Техника безопасности. Материалы и инструменты.

1. Куклы закрутки. 2 ч.(0,5/1,5)

Теоретическая часть.                                                                                                                                                                     История народной куклы.

Практическая работа.                                                                                                                           Изготовление кукол закруток. Кувадка (мальчик). Кувадка (девочка). Пеленашка. Лихоманка. Зайчик.

2. Бумажная пластика. 7 ч.(1/6)

Теоретическая часть.                                                                                                                                                  Виды бумаги, назначение. Правила сгибания и складывания.  Игрушки из бросового материала. Технология плетения из бумаги.

Практическая работа.                                                                                                                                     Изготовление несложных поделок в технике оригами. Елочка. Бабочка. Рыбка. Лягушка. Кувшинка. Изготовление игрушек из спичечных коробков. Мальчик-озорник. Самолет. Гусеница. Изготовление бумажных гирлянд из колечек и бумажных бусин. Фонарик. Праздничные открытки.

3.  Аппликация из ниток. 3,5 ч.(0,5/3)

Теоретическая часть.                                                                                                                                              Виды ниток. Понятие «аппликация». Приемы нарезания ниток.

Практическая работа.                                                                                                                                                              Выполнение аппликации нитками на картоне. Оклеивание фигурок нитками по контуру и заполнение резаными нитками серединки. Цыпленок. Медвежонок. Белка. Ежик. Улитка. Панно из ниток. Цветы. Пейзаж.

4. Аппликация из ткани. 4ч.(0,5/3,5)

Теоретическая часть. Виды ткани. Аппликация из ткани.

Практическая работа. Клеевая аппликация из ткани. Коврик. Паровозик. Попугай. Цветы. Рыбки. Фрукты. Кораблик. Лужайка.

 5.  Итоговая выставка.

Ожидаемые результаты:

Знать

- технику безопасности и личную гигиену;

- названия материалов, их элементарные свойства, использование;

- правила организации рабочего места;

- правила использования инструментов.

Уметь

- самостоятельно выполнять поделки согласно технологии;

- пользоваться инструментами ручного труда;

- правильно организовывать рабочее место.

Содержание дополнительной общеобразовательной программы                                                                      2-й год обучения.

Вводное занятие. 0,5 ч.

Занятие 1. Организация рабочего места. Техника безопасности.

1. Куклы закрутки. 2 ч.(0,5/1,5)

Теоретическая часть.                                                                                                                                   Традиционная тряпичная кукла Тульской губернии.

Практическая работа.                                                                                                                             Изготовление кукол закруток. Бабочка. День и ночь. Птица. Зайчик на пальчик.

2. Бумажная сказка. 3,5 ч(0,5/3)

Теоретическая часть.                                                                                                                                        Объемные поделки из картона. Объемная аппликация.

Практическая работа.                                                                                                                                                                 Вырезание деталей из картона. Сборка изделий без клея. Коробочка для подарка. Слон. Динозаврик. Ангел. Выполнение аппликации из кусочков бумаги. Открытка «Мимоза». Аппликация «Овечка». Аппликация «Виноград».                                                                                                                            

3. Бисерный домик. 6,5 ч.(1,5/5)

Теоретическая часть.                                                                                                                                     Бисерные цветы на проволоке. Технология изготовления. Фигурки из бисера. Петельное и параллельное плетение на проволоке. Плетение бисером на леске. Техника «крест»

 Практическая работа.                                                                                                                                Параллельное плетение. Колокольчик. Ромашка. Круговое плетение. Фиалка. Плетение бисерных фигурок по схемам. Стрекоза. Бабочка. Сборка панно из бисерных поделок. Плетение браслета в технике «крест»

4. Волшебная иголочка. 5ч.(1/4)

Теоретическая часть.                                                                                                                                Технология вышивки сметочного шва (шов вперед иголку). Игрушки из шариков.  Технология вышивки строчевого шва (шов назад иголку).

Практическая работа.                                                                                                                                                                  Вышивка образца сметочного шва. Вышивка салфетки. Изготовление шариков из ткани и синтепона. Сборка поделки «Гусеница». Вышивка  «Солнышко».

5. Итоговая выставка.

Ожидаемые результаты:

Знать

- названия и свойства материалов;

- основные приемы работы с нитками и бисером;

- инструменты и приспособления, необходимые для работы;

- понятия: аппликация, фон, основа, шов, шаблон, схема.

- правила безопасности труда.

Уметь

- выполнять вышивку по рисунку;

- низать бисер на проволоку и леску по схеме;

- пользоваться ножницами, иглой;

- прочно соединять детали изделия, применяя клей, нитки, проволоку;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

                           

                               Литература для педагога                                

1.   Агапова И., Давыдова М. Аппликация. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008.

2.  Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – Москва. Просвещение 1997.

3.  Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги. Ярославль: Академия развития, 2009.

4.  Долженко Г.И.    100 поделок из бумаги – Ярославль «Академия развития» 1999.

 5. Лукина М.В. Бисер. – М.6 АСТ-ПРЕСС, 1999. -176с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).

6. Лындина Ю. Фигурки из бисера.- М.; Культура и традиции, 2001.

6. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка. -М.: ЭКСМО, 1997 (Серия «Заботы маленькой хозяйки»).

                                        Литература для детей.

1.  Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги. Ярославль: Академия развития, 2009.

2. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки.- М.:

Издательский Дом МСП,1999.

3. Раскраска. Животные. 10 экз.

4. Раскраска. Цветы. 8 экз.

5. Раскраски. Бабочки. 8 экз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Дизайн и проектирование"

Обучение основам дизайнерской деятельности даёт возможность учащимся получить представление о художественном проектировании, а также основных видах дизайна.  Помимо формирования профессионального...

Дополнительная общеобразовательная программа "Дизайн и проектирование"

В данном разделе содержится дополнительная общеобразовательная программа "Дизайн и проектирование"...

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн – студия «Акварель». Изготовление «Рождественского ангела».

Открытое занятие "Изготовление "Рождественского ангела" предназначена для педагогов, которые работают с группой детей начального школьного возраста (2 уровень, 1 и 2 г. обучения)....

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн – студия «Акварель». «Веточка цветущей вишни». Декоративное панно.

Открытое занятие "Веточка цветущей вишни" (декоративное панно) предназначено для педагогов, а также воспитателей, которые работают с группой детей дошкольного возраста (1 уровень, 2 год обуч...

Технология проведения аттестации обучающихся к дополнительной общеобразовательной программе «Дизайн – студии «АКВАРЕЛЬ».

Технология проведения аттестации обучающихся к дополнительной общеобразовательной программе "Дизайн - студия "АКВАРЕЛЬ" будет интересна для педагогов дополнительного образовани "Из...

Дополнительная общеобразовательная программа "Дизайн и проектирование"

Программой «Дизайн и проектирование» предусмотрен индивидуальный подход к каждому воспитаннику, с учетом его интересов, направленности на творческую самореализацию. В программе выделены ра...