дополнительная программа творческого объединения "Мастерская чудес"
рабочая программа
1. В структуру программы включено изучение трёх различных видов ДПИ.
2. Интеграция со смежными дисциплинами – историей, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам.
3. Реализация творческого потенциала через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Каменский дом детского творчества»
УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом №___ «___»_________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» _________О.Ю. Артёменко «___»_____________20___г. |
Программа
дополнительного образования детей
по декоративно-прикладному искусству
«Мастерская чудес»
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 7-18 лет
Педагог дополнительного образования:
Стенькова Оксана Юрьевна
2018 год.
Пояснительная записка.
Программа декоративно – прикладного творчества «Мастерская чудес» относится к художественно-эстетической направленности, к образовательной области «декоративно – прикладное искусство». По уровню освоения – программа относится к общекультурной. Программа является модифицированной, при разработке использована авторская программа Киселёвой Анастасии Александровны «Когда творим мы чудеса».
Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в её расширении за счёт введения блоков: фетр, вязание крючком, стринг-арт. Также в программу включен региональный компонент «Бурятия – моя малая Родина». Таким образом, образовательная программа «Мастерская чудес» включает в себя изучение трёх различных видов декоративно – прикладного искусства: фетр, вязание крючком, стринг-арт
- Декоративно – прикладное творчество является наиболее доступным для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Актуальность программы определяется тем, что в последние годы у учащихся повышается интерес к различным народным промыслам, к различным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Новизна программы:
1. В структуру программы включено изучение трёх различных видов ДПИ.
2. Интеграция со смежными дисциплинами – историей, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам.
3. Реализация творческого потенциала через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.
Цель программы: Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологий изготовления изделий из фетра, вязания крючком, стринг-арт.
Задачи программы:
- Образовательные задачи:
- Формировать устойчивый интерес к декоративно – прикладному творчеству.
- Обучить технологии изготовления изделий из фетра, вязания крючком, стринг-арт.
- Дать знания по основам композиции, формообразования, цветоведения.
- Дать знания по истории возникновения и развития изучаемых видов ДПИ.
- Воспитательные задачи:
- Воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Развивающие задачи:
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание.
- Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на природу.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Программа способствует:
- Раскрытию и развитию творческих способностей ребёнка;
- Формированию интереса к художественной деятельности;
- Формированию эстетического вкуса;
- Развитию пространственного воображения и мышления;
- Развитию мелкой моторики рук;
- Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
- Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты;
- Освоению основных навыков работы с фетром, вязанию крючком, с техникой стринг-арт с возможностью в дальнейшем использовать их самостоятельно.
Формы и методы работы:
Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных методов.
- Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра.
- Практическая работа является основной формой проведения занятия.
- Используется наглядный метод – демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий и т.п.
В проведении занятий используются групповые, индивидуальные и коллективные формы работы.
- Групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссии и т.д.);
- Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);
- Коллективная (используется на общих занятиях).
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Промежуточным и конечным итогом работы является занятие - «творческая мастерская», где учащиеся выполняют индивидуальную, творческую работу.
Занятия построены на основных педагогических принципах:
• доступности (от простого, к сложному);
• систематичности и последовательности;
• дифференцированного подхода к учащимся;
• гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;
• учет требований гигиены и охраны труда;
• учет возможностей, интересов и способностей учащихся;
▪ принцип разнообразия форм обучения;
▪ принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Учебно-тематический план.
1 год обучения
№ п.п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Фетр | 2 | 45 | 47 |
3. | Вязание крючком. | 2 | 44 | 46 |
4. | Техника Стринг-арт. | 2 | 46 | 48 |
9. | Итоговое занятие. | - | 2 | 2 |
Всего: | 7 | 137 | 144 |
Содержание программы.
1 год обучения.
1. Вводное занятие. Знакомство с детьми.
- Правила безопасности при работе с материалом, колющими и режущими инструментами, с лаком, клеем, плоскогубцы,молоток.
- Организационные вопросы.
- Знакомство с группой, программой обучения на текущий год и расписанием.
2.Фетр.
Теория:
- История возникновения фетра.
- Инструменты и материалы, используемые при работе с фетром ( ножницы, иголка).
- Основы цветоведения.
Практическая часть.
- Выполнение простейшего изделия (листочек, цветок, сапожок) по образцу.
- Выполнение полуобъемных композиций (собака, пчёлка, сова, зайчик, медведь и др.)
- Изготовление декоративных панно с налепными узорами (панно с цветами, корзинка с фруктами)
- Изготовление сувенирных магнитов из фетра.
3. Вязание крючком.
Теория:
- История возникновения техники вязание крючком.
- Разнообразие пряжи, ее виды.
- Правила пользования с материалами и инструментами.
- Основные правила работы. Изучение схем
- Познакомить с основным понятием “композиция”.
Практическая часть:
- Изготовление базовых элементов
- Изготовление бахромчатыз цветов.
- Изготовление открытки с хризантемами, шкатулка или корзинка,
- Изготовление панно “Цветочная композиция”
- Стринг-арт.
Теория:
- История развития техники стринг-арт.
- Правила пользования с материалами и инструментами.
- Правила техники безопасности.
- Знакомство с основными приемами , принятыми в стринг-арте.
Практическая часть:
- Базовая форма стринг-арт «угол, круг, дуга».
- Техника изготовления изделий.
- Изготовление композиций: «Сердце», «воздушный шарик», «одуванчик», «алфавит», «дерево».
4. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за учебный год. Участие в творческом отчёте коллективов Дома детского творчества .
Учебно-тематический план.
2 год обучения.
№ п.п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2. | фетр. | 1 | 65 | 66 |
3. | Вязание крючком. | 1 | 59 | 60 |
4. | Стринг- арт. | 1 | 84 | 85 |
8. | Итоговое занятие. Выставка творческих работ. | - | 3 | 3 |
Всего: | 4 | 212 | 216 |
Содержание программы.
2 год обучения.
1. Вводное занятие.
- Учебная программа и режим работы.
- Обзор итогов 1-го года обучения.
- Задачи на новый учебный год.
- Организационные вопросы.
- Правила безопасности.
2.Фетр.
Теория:
- Композиция. Основы композиции, ее виды (симметричная, асимметричная композиции, однофигурные и многофигурные композиции).
- Обучение составлению композиций. Эскиз. Понятие и варианты составления эскизов для работы. Зарисовки, наброски. Виды сюжетов.
Практическая часть:
- Изготовление простой полуобъемной композиции. Разработка эскиза к работе. Подбор сюжета, продумывания деталей . Подбор дополнительных материалов. Основы стилизации. Навыки составления эскиза и выполнения работ по методу проекта. Варианты стилизации форм: бутылки, банки, коробки. Изготовление изделия на основе стилизации определенных предметов. Изготовление рамки, используя в работе изученные приемы и виды декорирования. Изготовление итоговой работы с использованием изученных за два года обучения приемов, знаний и умений, учитывая применение изделия и его назначение.
3. Вязание крючком.
Теория:
- Повторение основных базовых форм.
Практическая часть:
- Создание фигурок животных, птиц, используя данные приемы.
- Изготовление панно «Золотые пчелки», «Панно», «Ваза для фруктов».
- Выполнение изделий-сувениров.
4. Стринг-арт.
Теория:
- Повторение условных знаков. Повторение изученных базовых форм.
- Изучение принципа построения схем.
Практическая часть:
- Сложные базовые формы «Птица», «Рыба» «Лягушка».
- Создание объемных композиций. «Королевский павлин», «Розовый павлин», «Радужный павлин», «Жар-птица», «Яйцо на подставке».
- Изготовление изделий-сувениров.
8. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за учебный год. Участие в творческом отчёте коллективов Дома детского творчества «Наша дружная семья».
Учебно-тематический план.
3 год обучения.
№ п.п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2. | фетр. | 1 | 65 | 66 |
3. | Вязание крючком. | 1 | 59 | 60 |
4. | Стринг- арт. | 1 | 84 | 85 |
8. | Итоговое занятие. Выставка творческих работ. | - | 3 | 3 |
Всего: | 4 | 212 | 216 |
Содержание программы.
3 год обучения.
1. Вводное занятие.
Знакомство с программой 3 года обучения, с режимом занятий. Правила поведения и требования к учащимся. Организационные вопросы. Знакомство с планом выставок ДПИ районного и краевого уровня.
2.Фетр .
Теория:
Композиция. Сюжетная многофигурная композиция. Основы составления многофигурных композиций. Изготовление 2-3-х фигурной композиции. Коллаж, виды, варианты изготовления. Техника «коллаж», материалы и инструменты, используемыми при работе в данной технике.
Практическая часть:
Изготовление копилки.
Изготовление объёмных, стилизованных, полых фигурок животных.
Декоративные подвески для оформления интерьера.
3 Вязание крючком.
Теория:
Ознакомление кружковцев с содержанием предстоящей работы.
Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.
Технология изготовления открыток с элементами плетения.
Практическая часть:
4. Стринг -арт.
Теория:
Повторение условных обозначений, применяемых в стринг -арте.
Практическая часть:
Коллективная работа «Сказка «Репка», «Колобок»».
Изготовление изделий: «Радужный лебедь», «Принц-павлин», «Циркач-слоник», «Крокодил Гена», « Котенок» и т.д.
8. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за учебный год. Участие в творческом отчёте коллективов Дома детского Дома детского творчества.
Оформление выставки из творческих итоговых работ.
Планируемый результат.
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- познакомятся со свойствами и возможностями ниток как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области вязания крючком( композиции, формообразования, цветоведения);
- овладеют основными приемами работы с фетр : складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- овладеют основными приёмами изготовления изделий в трёх видах декоративно – прикладного искусства: фетра, вязания крючком, стринг -артом.
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях, для воплощения собственного замысла в объемах и плоскостных композициях.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
- научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работ.
- научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
- научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 3-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
Диагностика результативности образовательной программы.
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.
В качестве диагностики используются:
- устный опрос;
- контрольные работы по пройденным темам (срезовые работы);
- тестирование;
- выставки:
- однодневные – которые проводятся после каждого занятия с целью обсуждения.
- постоянная – которая представляет лучшие работы обучающихся;
- по итогам года – на которой определяется полнота реализации образовательной программы по данному направлению.
Используемая литература.
Литература для педагогов:
1. Браиловская Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи “hand made”. - Ростов н/Д: “Феникс”,
2. Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. (Мир вашего ребенка)
2008.
3. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из фетра. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
4. Хелен Уолтер. “Узоры стринг -арт”.
5. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки вязаные крючком”.
6. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
Литература для детей:
1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки изонити дома, — М.: Рольф Аким, 1999.
2. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.
3. Долженко Г.И. 100 поделок из фетра. — Ярославль: Академия развития, 2002.
4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.
6. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.
7. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М. 1979.
Интернет сайт:
- http://masterica.maxiwebsite.ru/
- http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/
- http://www.maaam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-po-modulnomu-origami-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-volshebnoe-origami.html
- http://pmrpruo.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2012/07/Programma-Kogda-tvorim-myi-chudesa.doc
ПРИЛОЖЕНИЯ
Диагностика результатов образовательной деятельности. Срез творческих и эстетических знаний и умений.
Фамилия, имя обучаемого | Организация рабочего места | Умение пользоваться инструментами и приспособлениями | Знание базовых форм и условных обозначений | Владение разнообразными приемами Овладение основными навыками работы | Умение пользоваться чертежами и схемами | Проявление творчества и фантазии в создании работ | Стремление к совершенству и законченности в работе | Система оценок: «3»- уровень низкий, «4»- уровень средний, «5»- уровень высокий |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________________
Возраст______________________________________________________________
Вид и название детского объединения__________________________________________________________
Ф.И.О. педагога_______________________________________________________
Дата начала наблюдения___________________________________________________________
Баллы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
Проявление творческих способностей | |
1. Участие в проведении праздников, концертов | |
2. Участие в конкурсах | |
3.Работа по образцу. | |
4.Работа с внесением изменений. | |
5.Работа над своим вариантом. | |
6.Конструирование. | |
7.Владение техникой. | |
8. Придумывание композиций. | |
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию. |
ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ПО УРОВНЯМ
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 1б, 2б.
Средний уровень – 3б, 4б.
Высокий уровень – 5б.
Уровни показатели | год обучения | ||
Н | С | В | |
1.Участие в проведении праздников, концертов. | |||
2. Участие в конкурсах. | |||
3.Работа по образцу; | |||
4.Работа с внесением изменений; | |||
5.Работа над своим вариантом. | |||
6.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию; | |||
7.Владение техникой. | |||
8. Придумывание композиций. | |||
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию. | |||
Средний процент |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА учета результатов интеллектуальных умений(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого результата)
Фамилия, имя ребенка______________________
Возраст__________________________________
Вид и название детского объединения________
Ф.И.О. педагога___________________________
Дата начала наблюдения____________________
Баллы: Не умею или умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
№п/п | Сроки диагностики | 1-й год обучения | 2-й год обучения |
1. | Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее интересным | ||
2. | Сосредоточенно работать, даже если твоя работа не будет иметь успеха | ||
3. | Ответственно относиться к выполнению различных поручений на занятии | ||
4. | Выполнять индивидуальные задания на занятии | ||
5. | Выполнять задания вне занятий, т.е. дома. | ||
6. | Организовывать работу других на занятии | ||
7. | Помогать другим обучающимся по заданию педагога. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/02/picture-47364-1417546549.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЧУДЕСА В ПРОБИРКЕ» ДЛЯ 7-Х КЛАССОВ
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством О.С. Габриеляна и учебника «Химия. Вводный курс. 7 класс» // Химия. Вводный курс. 7 классГабриелян О.С., Остроумов ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/16/picture-578694-1555396901.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Мастерская чудес»
Исходя из практической деятельности программа составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает детям сфо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/24/picture-839778-1487942282.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Театр Страна Чудес"
· Программа строится на синтезе искусств, предполагает широкий диапазон творческих проявлений ребенка (вокал, ритмопластика, актерское мастерство, панто...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/16/picture-167517-1587065083.jpg)
Аннотация к программе дополнительного образования обьединения "Мастерская чудес
Цели, задачи и принципы программы дополнительного образования обьединения "Мастерская чудес"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/11/picture-1173839-1570800003.jpg)
дополнительная программа творческого объединения "Оригами"
Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющее учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся.Деятельность детей направлена на решение ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-549113-1512134516.jpg)
Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...