дополнительная программа творческого объединения "Мастерская чудес"
рабочая программа

Стенькова Оксана Юрьевна

1. В структуру программы включено изучение трёх различных видов ДПИ.

2. Интеграция со смежными дисциплинами – историей, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам.

3. Реализация творческого потенциала через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_masterskaya_chudes.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования  

«Каменский дом детского  творчества»

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом

№___ «___»_________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАУ ДО

«Каменский дом детского творчества»

_________О.Ю. Артёменко

«___»_____________20___г.  

Программа

дополнительного образования детей

 по декоративно-прикладному искусству

«Мастерская чудес»

Срок  реализации: 3 года

Возраст детей: 7-18 лет

Педагог дополнительного образования:

Стенькова Оксана Юрьевна

2018 год.

Пояснительная записка.

                   

  Программа декоративно – прикладного творчества «Мастерская чудес»  относится к художественно-эстетической направленности, к  образовательной области «декоративно – прикладное искусство». По уровню освоения –  программа  относится к общекультурной. Программа является  модифицированной, при разработке использована авторская программа Киселёвой  Анастасии Александровны «Когда творим мы чудеса».

                Отличительная особенность  данной образовательной программы  заключается в её расширении за счёт введения блоков: фетр, вязание крючком, стринг-арт. Также в программу включен региональный компонент «Бурятия – моя малая Родина». Таким образом,  образовательная программа «Мастерская чудес» включает в себя изучение трёх различных видов декоративно – прикладного искусства: фетр, вязание крючком, стринг-арт

  1.  Декоративно – прикладное творчество является  наиболее доступным для  детей,  обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и  эффективностью. Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Актуальность программы определяется тем, что в последние годы у учащихся повышается интерес к различным народным промыслам, к различным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения  дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.

Новизна программы:

1. В структуру программы включено изучение трёх различных видов ДПИ.

2. Интеграция со смежными дисциплинами – историей, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам.

3. Реализация творческого потенциала через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.

  Цель программы:  Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей  ребенка средствами декоративно-прикладного искусства  через практическое освоение  технологий изготовления изделий из фетра, вязания крючком, стринг-арт.

Задачи программы:

  1. Образовательные задачи:
  1. Формировать устойчивый интерес к декоративно – прикладному творчеству.
  2. Обучить технологии  изготовления изделий из фетра, вязания крючком,  стринг-арт.
  3. Дать знания по основам композиции, формообразования, цветоведения.
  4. Дать знания по истории возникновения и развития  изучаемых видов ДПИ.
  1. Воспитательные задачи:
  1. Воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.
  2. Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.
  3.  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

  1. Развивающие задачи:
  1. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание.
  2. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на природу.
  3. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Программа способствует:

  • Раскрытию и развитию  творческих способностей ребёнка;
  • Формированию интереса к художественной деятельности;
  • Формированию эстетического вкуса;
  • Развитию пространственного воображения и мышления;
  • Развитию мелкой моторики рук;
  • Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
  • Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты;
  • Освоению основных навыков работы с фетром, вязанию крючком, с техникой стринг-арт с возможностью в дальнейшем использовать их самостоятельно.

Формы и методы работы:

Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных методов.

- Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра.

- Практическая работа является основной формой проведения занятия.

- Используется наглядный метод – демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий и т.п.

В проведении занятий используются групповые, индивидуальные и коллективные формы работы.

- Групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссии и т.д.);

- Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);

- Коллективная (используется на общих занятиях).

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Промежуточным и конечным итогом работы является  занятие - «творческая мастерская», где учащиеся  выполняют индивидуальную, творческую работу.

   Занятия построены на основных педагогических принципах:

• доступности (от простого, к сложному);

• систематичности и последовательности;

• дифференцированного подхода к учащимся;

• гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;

• учет требований гигиены и охраны труда;

• учет возможностей, интересов и способностей учащихся;

▪ принцип разнообразия форм обучения;

▪ принцип учёта индивидуальных  особенностей учащихся.

Учебно-тематический план.

1 год обучения

№ п.п

Наименование разделов и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Фетр

2

45

47

3.

Вязание крючком.

2

44

46

4.

Техника Стринг-арт.

2

46

48

9.

Итоговое занятие.

-

2

2

Всего:

7

137

144

Содержание программы.

1 год обучения.

1. Вводное занятие. Знакомство с детьми.

  • Правила безопасности при работе с материалом, колющими и режущими инструментами, с лаком, клеем, плоскогубцы,молоток.
  • Организационные вопросы.
  • Знакомство с группой, программой обучения на текущий год и расписанием.

2.Фетр. 

Теория:

  • История возникновения фетра.
  • Инструменты и материалы, используемые при работе с фетром ( ножницы, иголка).
  • Основы цветоведения.

Практическая часть.

  • Выполнение простейшего изделия (листочек, цветок, сапожок) по образцу.
  • Выполнение полуобъемных композиций (собака, пчёлка, сова, зайчик, медведь и др.)
  • Изготовление декоративных панно с налепными узорами (панно с цветами, корзинка с фруктами)
  • Изготовление  сувенирных магнитов из фетра.   

3. Вязание крючком.

Теория:

  • История возникновения техники вязание крючком. 
  • Разнообразие пряжи, ее виды.
  • Правила пользования с материалами и инструментами.
  • Основные правила работы. Изучение схем
  • Познакомить с основным понятием “композиция”.

Практическая часть: 

  • Изготовление базовых элементов
  • Изготовление бахромчатыз цветов.
  • Изготовление открытки с хризантемами, шкатулка или корзинка,
  • Изготовление панно “Цветочная композиция”
  1. Стринг-арт.

Теория:

  • История развития техники стринг-арт.
  • Правила пользования с материалами и инструментами.
  • Правила техники безопасности.
  • Знакомство с основными приемами , принятыми в стринг-арте.

Практическая часть: 

  • Базовая форма стринг-арт «угол, круг, дуга».
  • Техника изготовления изделий.
  • Изготовление композиций: «Сердце», «воздушный шарик», «одуванчик», «алфавит», «дерево».

4. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за учебный год.  Участие в творческом отчёте коллективов Дома детского  творчества .

Учебно-тематический план.

2 год обучения.

№ п.п

Наименование разделов и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие.

1

1

2

2.

фетр.

1

65

66

3.

 Вязание крючком.

1

59

60

4.

Стринг- арт.

1

84

85

8.

Итоговое занятие.

Выставка творческих работ.

-

3

3

Всего:

4

212

216

Содержание программы.

2 год обучения.

1. Вводное занятие.

  • Учебная программа и режим работы. 
  • Обзор итогов 1-го года обучения.
  • Задачи на новый учебный год.
  • Организационные вопросы.
  • Правила безопасности. 

2.Фетр.

Теория:

  • Композиция. Основы композиции, ее виды (симметричная, асимметричная композиции, однофигурные и многофигурные композиции).
  • Обучение составлению композиций. Эскиз. Понятие и варианты составления эскизов для работы. Зарисовки, наброски.  Виды сюжетов.

Практическая часть:

  • Изготовление простой полуобъемной композиции. Разработка эскиза к работе. Подбор сюжета, продумывания деталей . Подбор дополнительных материалов. Основы стилизации. Навыки составления эскиза и выполнения работ по методу проекта. Варианты стилизации форм: бутылки, банки, коробки. Изготовление изделия на основе стилизации определенных предметов. Изготовление рамки, используя в работе изученные приемы и виды декорирования. Изготовление итоговой  работы с использованием изученных за два года обучения приемов, знаний и умений, учитывая применение изделия и его назначение.

3. Вязание крючком. 

Теория: 

  • Повторение основных базовых форм.

Практическая часть:

  • Создание фигурок животных, птиц, используя данные приемы.
  • Изготовление панно «Золотые пчелки», «Панно», «Ваза для фруктов».
  • Выполнение изделий-сувениров.

4. Стринг-арт.  

Теория:

  • Повторение  условных знаков. Повторение изученных базовых форм. 
  • Изучение принципа построения схем.

Практическая часть:

  • Сложные базовые формы «Птица», «Рыба» «Лягушка».
  • Создание объемных композиций. «Королевский павлин», «Розовый павлин», «Радужный павлин», «Жар-птица», «Яйцо на подставке».
  • Изготовление изделий-сувениров.

8. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за учебный год.  Участие в творческом отчёте коллективов Дома детского творчества «Наша дружная семья».

Учебно-тематический план.

3 год обучения.

№ п.п

Наименование разделов и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие.

1

1

2

2.

фетр.

1

65

66

3.

 Вязание крючком.

1

59

60

4.

Стринг- арт.

1

84

85

8.

Итоговое занятие.

Выставка творческих работ.

-

3

3

Всего:

4

212

216

Содержание программы.

3 год обучения.

1. Вводное  занятие.

Знакомство с программой 3 года обучения, с режимом  занятий. Правила поведения и требования к учащимся. Организационные вопросы. Знакомство с планом выставок ДПИ районного и краевого уровня.

2.Фетр .

Теория:

Композиция. Сюжетная многофигурная композиция.  Основы составления многофигурных композиций. Изготовление 2-3-х фигурной композиции. Коллаж, виды, варианты изготовления. Техника «коллаж», материалы и инструменты, используемыми при работе в данной  технике.

Практическая часть:

Изготовление копилки.

Изготовление объёмных, стилизованных, полых фигурок животных.

Декоративные подвески для оформления интерьера.

3 Вязание крючком.  

Теория:

Ознакомление кружковцев с  содержанием предстоящей работы.

Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Технология изготовления открыток с элементами  плетения.

 Практическая часть:

4. Стринг -арт.  

Теория:

Повторение условных обозначений, применяемых в стринг -арте.

Практическая часть:

Коллективная работа «Сказка «Репка», «Колобок»».

Изготовление изделий: «Радужный лебедь», «Принц-павлин», «Циркач-слоник»,  «Крокодил Гена», « Котенок» и т.д.

8. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за учебный год.  Участие в творческом отчёте коллективов Дома детского Дома детского творчества.

Оформление выставки из творческих итоговых работ.

Планируемый  результат.

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

  • познакомятся со свойствами и возможностями ниток как материала для художественного творчества;
  • познакомятся с основами знаний в области вязания крючком( композиции, формообразования, цветоведения);
  • овладеют основными приемами работы с фетр : складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
  • овладеют основными приёмами изготовления изделий  в трёх видах декоративно – прикладного искусства: фетра, вязания крючком, стринг -артом.
  • научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях, для воплощения собственного замысла в объемах и плоскостных композициях.

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

  • расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
  • научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работ.
  • научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
  • научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе  3-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

  • расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования;
  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

Диагностика результативности образовательной программы.

Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.

     В качестве диагностики используются:

  • устный опрос;
  • контрольные работы по пройденным темам (срезовые работы);
  • тестирование;
  • выставки:
  • однодневные – которые проводятся после каждого занятия с целью обсуждения.
  • постоянная – которая представляет лучшие работы обучающихся;
  • по итогам года – на которой определяется полнота реализации образовательной программы по данному направлению.

Используемая литература.

Литература для педагогов:

1. Браиловская Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи “hand made”. - Ростов н/Д: “Феникс”,

2. Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. (Мир вашего ребенка)

2008.
3. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из фетра. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.

4.  Хелен Уолтер. “Узоры стринг -арт”.

5. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки вязаные крючком”.

6.  Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

Литература для детей:

1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки изонити дома, — М.: Рольф Аким, 1999.

2. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.

3. Долженко Г.И. 100 поделок из фетра. — Ярославль: Академия развития, 2002.

4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.

5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.

6. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.

7. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М. 1979.

Интернет сайт:

  1. http://masterica.maxiwebsite.ru/
  2. http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/
  3. http://www.maaam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-po-modulnomu-origami-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-volshebnoe-origami.html
  4. http://pmrpruo.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2012/07/Programma-Kogda-tvorim-myi-chudesa.doc

     

ПРИЛОЖЕНИЯ

Диагностика результатов образовательной деятельности. Срез творческих и эстетических знаний и умений.

Фамилия,

имя

обучаемого

Организация

рабочего места

Умение         

пользоваться

инструментами

и

приспособлениями

Знание

базовых

форм и

условных

обозначений        

Владение

разнообразными

приемами        Овладение

основными

навыками работы

Умение

пользоваться

чертежами и

схемами        

Проявление

творчества

и фантазии в

создании работ

Стремление к

совершенству

и законченности

в работе        

Система оценок:

«3»- уровень

низкий,

«4»- уровень

средний,

«5»- уровень

высокий

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________________
Возраст______________________________________________________________
Вид и название детского объединения__________________________________________________________
Ф.И.О. педагога_______________________________________________________
Дата начала наблюдения___________________________________________________________
Баллы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).

Проявление творческих способностей

1. Участие в проведении праздников, концертов

2. Участие в конкурсах

3.Работа по образцу.

4.Работа с внесением изменений.

5.Работа над своим вариантом.

6.Конструирование.

7.Владение техникой.

8. Придумывание композиций.

9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.

ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ПО УРОВНЯМ
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 1б, 2б.
Средний уровень – 3б, 4б.
Высокий уровень – 5б.

Уровни показатели

год обучения

Н

С

В

1.Участие в проведении праздников, концертов.

2. Участие в конкурсах.

3.Работа по образцу;

4.Работа с внесением изменений;

5.Работа над своим вариантом.

6.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию;

7.Владение техникой.

8. Придумывание композиций.

9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.

Средний процент

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА учета результатов интеллектуальных умений(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого результата)
Фамилия, имя ребенка______________________
Возраст__________________________________
Вид и название детского объединения________
Ф.И.О. педагога___________________________
Дата начала наблюдения____________________
Баллы: Не умею или умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).

№п/п

Сроки диагностики
Показатели

1-й год обучения

2-й год обучения

1.

Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее интересным

2.

Сосредоточенно работать, даже если твоя работа не будет иметь успеха

3.

Ответственно относиться к выполнению различных поручений на занятии

4.

Выполнять индивидуальные задания на занятии

5.

Выполнять задания вне занятий, т.е. дома.

6.

Организовывать работу других на занятии

7.

Помогать другим обучающимся по заданию педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор"

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор" автор (составитель) педагог дополнительного образования Шепетко Татьяна Николаевна г. Шатура Московской области...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЧУДЕСА В ПРОБИРКЕ» ДЛЯ 7-Х КЛАССОВ

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством  О.С. Габриеляна и учебника «Химия. Вводный курс. 7 класс» //  Химия. Вводный курс. 7 классГабриелян О.С., Остроумов ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Мастерская чудес»

Исходя из практической деятельности программа составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает детям сфо...

Дополнительная общеобразовательная программа "Театр Страна Чудес"

·        Программа строится на синтезе искусств, предполагает широкий диапазон творческих проявлений ребенка (вокал, ритмопластика, актерское мастерство, панто...

Аннотация к программе дополнительного образования обьединения "Мастерская чудес

Цели, задачи и принципы программы дополнительного образования обьединения "Мастерская чудес"...

дополнительная программа творческого объединения "Оригами"

Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющее учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся.Деятельность детей направлена на решение ...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...