Дополнительная общеобразовательная программа "Творческая мастерская"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа "Творческая мастерская"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya_1.docx | 199.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 15»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол педагогического совета Директор МБОУ СШ № 15
№__ от « »__________ 2022 г. _Ромашко О.В.
«__» __________ 2022 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Творческая мастерская»
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации – 3 года(204 часа)
Составитель:
Учитель технологии
Коверко Елена Сергеевна
Советская Гавань - 2022 год
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе образовательной деятельности в школе.
Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Программа «Творческая мастерская» предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» относится к программам художественной направленности.
При разработке и корректировке дополнительной общеразвивающей программы «Творческая мастерская» использованы следующие нормативные документы в области образования РФ:
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Актуальность. Ребенку свойственны естественное стремление к прекрасному и присущая человеку тенденция к творчеству. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер человека.
Творить своими руками – это творческий процесс, неповторимое ощущение внутренней свободы от возможности сделать себе любое изделие, проявить свою индивидуальность и воплотить свои идеи в реальные, конкретные работы для дома, для подарка. Быть не похожим на других людей, иметь свою изюминку — к этому стремится каждый человек.
Цель программы:
Формирование творческих способностей учащихся младшего школьного возраста средствами художественно-эстетической деятельности.
Задачи:
- привить интерес к изучению истории декоративно-прикладного творчества;
- обучить техникам исполнения изделий из различных материалов;
- воспитать нравственные, эстетические, личностные качества обучающихся, формирование взаимопонимания и бесконфликтности в общении;
- подготовить обучающихся к участию в конкурсах декоративно-прикладного направления.
Особенности программы:
- многообразие изучаемых видов декоративно-прикладного творчества;
- усложнение содержания творческой деятельности;
- гибкость в использовании времени, средств, материалов;
- максимально доступная для детского возраста проработка изучаемых тем;
- вариативная составляющая, базирующаяся на комплексе изученных приемов или видов деятельности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» реализуется в течении учебного года и на каникулах, с элементами дистанционного обучения.
Адресат программы:
Обучающиеся 7-10 лет.
Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы: дети младшего школьного возраста.
Количество обучающихся в группе – 25-30 человек
Сроки реализации программы – 3 года.
Учебная нагрузка 1,2,3-го года обучения – два академических часа 1 раз в неделю. Сюда включается и время, затрачиваемое на экскурсии, мероприятия и выставки.
Диагностика результатов.
Диагностика результатов осуществляется с помощью текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется путем поурочной беседы-опроса, где обучающийся объясняет, чем он занимался на предыдущем занятии, с каким инструментом и материалом работал, какой вид деятельности выполнял, чему научился.
Промежуточный – путем выполнения самостоятельных работ по итогам каждого модуля, где при выполнении игрушек, изделий, поделок обучающиеся должны продемонстрировать свои навыки и умения, полученные в ходе занятий на данном этапе.
Итоговый – путем проведения выставок по итогам полугодия и в конце учебного года. Высшая оценка для участника – получение призового места.
Объём и сроки усвоения программы, режим занятий
Период | Продолжительность занятия | Количество занятий в неделю | Количество часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во часов в год |
1год обучения | 2 часа | 1 | 2 | 34 | 68ч. |
2год обучения | 2 часа | 1 | 2 | 34 | 68ч. |
3год обучения | 2 часа | 1 | 2 | 34 | 68ч. |
Итого по программе | 102 | 204 ч |
Ожидаемые результаты.
1 год обучения.
Личностные:
Создание условий для формирования следующих умений.
- Положительно относиться к освоению декоративно-прикладного искусства.
- Проявлять интерес к содержанию творческой деятельности объединения «Креативное рукоделие».
- Принимать сверстников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников.
- Чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности.
- Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, себя.
- Бережно относиться к результатам своего труда и туда сверстников.
- С помощью педагога планировать предстоящую практическую деятельность.
- Под контролем педагога выполнять предлагаемые изделия.
- Опираясь на полученные знания и умения, делать выбор действий, необходимых для создания изделий (заданных или задуманных) с учетом возможных и ограниченных возможностей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Принимать цель деятельности на занятии.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Осуществлять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.
- Выполнять практическую работу по предложенному плану с опорой на образцы и схемы.
- Совместно с педагогом и сверстниками давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии.
Познавательные УУД:
- Сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, делать простейшие обобщения.
- Группировать образы по декоративно-художественному признаку.
- Анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного.
- Ориентироваться в дополнительном материале.
- Находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Делать выводы о результате совместной работы группы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- Слушать и слышать педагога и сверстников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
- Выполнять предлагаемые задания в группе.
Предметные:
Обучающийся будет знать:
- О характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
- Виды тканей, их свойства, область применения;
- Понятие о фурнитуре;
- Виды дополнительных материалов;
- Название швов (ручных и машинных) и область их применения;
- «Тёплые», «холодные» цвета;
- Правила раскроя, набивки, соединения и оформления мягкой игрушки;
- Виды «мягкой игрушки», их отличия;
- Швы, применяемые при вышивании;
- Технику изготовления плоских игрушек;
- Технику изготовления объёмных игрушек;
- Виды техник низания бисера;
- Основные приемы вязания крючком;
- Элементы гипюрного вязания;
- Понятие чертежа, схемы, эскиза;
- Понятие масштаба;
- Порядок чтения и составления схем узоров при вязании крючком;
- Способы художественного оформления игрушек, сувениров, изделий.
Обучающийся будет уметь:
- Готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- Применять освоенные знания и практические умения в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
- Пользоваться швейными инструментами: иглой, напёрстком;
- Пользоваться крючком;
- Шить: петельным швом, швом «иголкой вперёд», потайным швом, швом «через край»;
- Выполнять графические зарисовки, шаблоны;
- Переводить шаблоны деталей игрушки на ткань;
- Ровно вырезать по обведённому контуру;
- Самостоятельно отбирать материал для изготовления игрушки, не только по фактуре, но и по цвету;
- Бережливо, экономно раскраивать ткань;
- Аккуратно и самостоятельно шить;
- Самостоятельно комбинировать различные приёмы в оформлении изделий;
- Свободно ориентироваться в конструкциях и сборке деталей игрушек;
- Самостоятельно составлять и читать схемы по вязанию и бисероплетению;
2 год обучения.
Личностные:
Обучающийся научится с помощью педагога:
- Объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов своей деятельности.
- Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам деятельности.
- Понимать исторические аспекты декоративно-прикладного искусства.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится с помощью педагога:
- Формулировать цель деятельности на занятии.
- Выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий).
- Предлагать конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных.
- Работая по плану составленному совместно с педагогом, использовать необходимые средства (рисунки, картинки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов, выкроек, схем).
- Определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с педагогом).
Познавательные УУД:
Обучающийся научится с помощью педагога:
- Наблюдать конструкции и объекты декоративно-прикладного искусства, творчество мастеров-прикладников.
- Понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для прикладной работы материалы.
- Понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения.
- Находить необходимую информацию в дополнительной литературе.
- Называть декоративно-художественные особенности изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных.
- Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится с помощью педагога:
- Вести небольшой познавательный диалог по теме занятия.
- Вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.
- Слушать педагога и других воспитанников, высказывать свое мнение.
- Выполнять предлагаемую работу в группе.
Предметные:
Обучающийся будет знать:
- элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность);
- понятие гармонии предметов и окружающей среды;
- характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства;
- обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, раскрой, сборка изделие, соединение деталей, оформление;
- названия и свойства материалов, которые обучающиеся используют в работе;
- основные характеристики и различие чертежа и эскиза;
- основные приемы вязания спицами;
- основы лоскутного шитья;
- понятие «изонить»;
- технику заполнения углов, окружностей в технике «изонити»;
- элементы коклюшечного вязания;
- отличие объемных игрушек от плоских, выполненных бисером;
- понятие о ручной швейной машине;
- технику безопасности при работе на ручной швейной машине;
- порядок чтения и составления схем узоров при вязании на спицах;
- названия, устройства и назначение инструментов прикладного творчества (игла, крючок, спицы).
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на схему;
- делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
- применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
- пользоваться спицами;
- получать ровный край при вязании;
- разбираться в простейших схемах по бисероплетению, вязанию крючком и спицами;
- выполнять экономную раскладку деталей на ткани и выкраивать;
- обвязывать край изделия крючком различными видами обвязки;
- вязать кружево крючком по схеме;
- плести бисером ажурные изделия;
- выполнять изделия в лоскутной технике;
- оформлять изделия;
- справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и схему.
3 год обучения.
Личностные:
Обучающийся научится:
- отзывчиво относиться и проявлять готовность оказывать посильную помощь товарищу;
- испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Обучающийся будет уметь:
- формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;
- выявлять и формулировать проблему занятия;
- анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы или задачи;
- коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
- осуществлять текущий контроль и точность выполнения изделия, задания; вносить необходимые доработки;
- выполнять итоговый контроль (точность изготовления и аккуратность всей работы);
- давать оценку выполненной работы по предложенным педагогом критериям.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится с помощью педагога:
- искать и отбирать необходимую для выполнения задания информацию в книгах, журналах, энциклопедиях, Интернет-ресурсах (иллюстрация, схема, чертеж, рисунок, текст);
- открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений найденной информации, выполнения пробных заданий;
- преобразовывать информацию (в проектах).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать её;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в совместном решении заданий;
- уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договориваться.
Предметные:
Обучающийся будет знать:
- о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
- о профессиях, связанных с прикладным творчеством;
- историю возникновения кукол;
- технологию плетения объемного шнура из бисера;
- технологию изготовления кукол из ненужных вещей.
Обучающийся будет уметь:
- узнавать и называть по характерным особенностям или по описанию изделия принадлежность к определенному виду декоративно-прикладного искусства;
- изготовлять броши, брелоки, аппликации из бисера;
- составлять сюжетную композицию и изготовливать ее в технике «изонить»;
- с помощью техники «изонить» декорировать изделия;
- вязать крючком и спицами узоры по схеме;
- прибавлять и убавлять петли при вязании крючком и на спицах;
- самостоятельно работать на ручной швейной машине;
- самостоятельно вязать носки, пинетки, топы и др. изделия;
- соблюдать правила безопасной работы с остро-колющим инструментом.
Формы подведения итогов реализации программы
Год обучения | Начальная диагностика | Промежуточная аттестация | Итоговая аттестация |
1 | Собеседование | 1. Выполненные поделки, образцы, игрушки по модулям. 2. Выставки творческих работ внутри объединения по окончании изучения модуля. | Выставка «Моя первая работа». |
2 | Собеседование | 1. Выполненные поделки, образцы, игрушки по модулям. 2. Выставки творческих работ внутри объединения по окончании изучения модуля. 3. Выставка творческих работ «Моя первая работа». | Участие в ярмарках, конкурсах. |
3 | Тестирование | 1. Творческие работы по изученным модулям. 3. Выставки: «Моя первая работа», «Светлая Пасха», ко Дню матери и пр. | Выставки декоративно-прикладного творчества Участие в ярмарках, конкурсах. |
Учебный план
1 год обучения
Цель: Формирование первоначальных знаний младших школьников о видах декоративно-прикладного искусства.
№ | МОДУЛЬ Тема | Всего часов | Теория | Прак. | Формы аттестации (контроля) |
1. | Основы ручного шитья. | 7 | 4 | 3 | |
1.1. | Понятие о тканях. | 1 | 1 | Беседа-опрос | |
1.2. | Основные приемы работы с инструментами и материалами. | 2 | 1 | 1 | Беседа-опрос |
1.3. | Рабочие швы. | 2 | 1 | 1 | Беседа-опрос |
1.4. | Акция «Птица счастья -птица мира», посвященная международному Дню мира | 2 | 1 | 1 | Раздача голубей, журавликов |
2. | Мягкая игрушка. | 30 | 5 | 25 | |
2.1. | Секреты мастерства. | 4 | 1 | 2 | Аукцион |
2.2. | Игрушки на основе шарика и валика. | 6 | 1 | 5 | Выставка готовых игрушек внутри объединения |
2.3. | Игрушки из 2-х деталей. | 8 | 1 | 7 | Выставка готовых игрушек внутри объединения |
2.4. | Игрушки-зверушки из 2-х и более деталей. | 10 | 1 | 9 | Выставка готовых игрушек внутри объединения |
2.5. | Конкурс «Талантоха» | 2 | 2 | Игры, конкурсы | |
3. | Бисерные фантазии. | 20 | 10 | 10 | |
3.1. | Упражнения для начинающих. | 1 | 1 | Беседа-опрос | |
3.2. | Бусы и «цепочки» в одну нить. | 4 | 1 | 3 | Беседа-опрос |
3.3. | Схемы. | 4 | 1 | 3 | Беседа-опрос |
3.4. | Бисер на проволоке. | 5 | 1 | 4 | Беседа-опрос |
3.5. | Параллельное низание. | 8 | 1 | 7 | Беседа-опрос |
3.6. | Познавательно-воспитывающее мероприятие «Тайна огня» | 2 | 1 | 1 | Выставка готовых фигурок внутри объединения |
4. | Мой творческий проект | 11 | 2 | 9 | |
4.1. | Проект «Любимая игрушка» | 6 | 1 | 5 | Выставка готовых работ и их защита |
4.2. | Проект «Бисерное чудо» | 5 | 1 | 4 | Выставка готовых работ и их защита |
| ИТОГО: | 68 | 11 | 57 |
2 год обучения
Цель: Расширение кругозора обучающихся и формирование творческого отношения к окружающей жизни.
№ | МОДУЛЬ Тема | Всего часов | Теория | Прак. | Формы аттестации (контроля) |
1. | Лоскутное шитье | 15 | 3 | 12 | |
1.1. | Волшебные лоскутки | 5 | 1 | 4 | Беседа-опрос |
1.2. | Основы лоскутного шитья. | 5 | 1 | 4 | Практическое задание |
1.3. | Лоскутная грамота | 5 | 1 | 4 | Практическое задание |
2. | Чудо изонити | 15 | 3 | 12 | |
2.1. | Изонить. Изображение углов | 5 | 1 | 4 | Выставка внутри объединения |
2.2. | Изонить. Изображение окружностей | 5 | 1 | 4 | Выставка внутри объединения |
2.3. | Познавательно-обучающая программа «Спички не игрушка, огонь не забава» | 5 | 1 | 4 | Игры, конкурсы |
3. | Бисеринка | 15 | 5 | 10 | |
3.1. | Объемные игрушки | 5 | 2 | 3 | Выставка внутри объединения |
3.2. | Простые цепочки | 5 | 1 | 4 | Выставка внутри объединения |
3.3. | Ажурное плетение. | 5 | 2 | 3 | Выставка внутри объединения |
4. | Спицы-мастерицы | 13 | 3 | 10 | |
4.1. | Начало вязания | 3 | 1 | 3 | Практическое задание |
4.2. | Схемы вязания | 2 | 1 | 1 | Беседа-опрос |
4.3. | Техника вязания изделий | 8 | 1 | 7 | Практическое задание |
5. | Мое творчество. | 10 | 2 | 8 | |
5.1. | Проект «Подарок от всего сердца» | 5 | 1 | 4 | Выставка готовых работ и их защита |
5.2. | Проект «Нитяная графика» | 5 | 1 | 4 | Выставка готовых работ и их защита |
| ИТОГО: | 68 | 16 | 52 |
3 год обучения
Цель: Формирование ценностного отношения обучающихся к окружающему миру через освоение традиций отечественной культуры.
№ | МОДУЛЬ/ Тема | Всего часов | Теория | Прак. | Формы аттестации (контроля) |
1. | Мастерская кукол | 10 | 3 | 7 | |
1.1. | Куклы из ненужных вещей | 3 | 1 | 2 | Практическое задание. |
1.2. | Народная кукла | 3 | 1 | 2 | Выставка готовых кукол внутри объединения |
1.3. | Кукла из ткани | 4 | 1 | 3 | Практическое задание |
2. | Изонить расскажет | 15 | 3 | 12 | |
2.1. | Создание сюжетной композиции | 6 | 1 | 5 | Беседа-опрос |
2.2. | Изонить – декор | 6 | 1 | 5 | Практическое задание |
2.3. | Обучающее занятие «Огонь наш друг, но не всегда-бывает от него беда» | 3 | 1 | 2 | Игры, конкурсы |
3. | Бисерный декор | 20 | 5 | 15 | |
3.1. | Броши, брелоки, аппликации | 9 | 2 | 7 | Выставка готовых изделий |
3.2. | Объемные шнуры | 3 | 1 | 2 | Выставка готовых изделий |
3.3. | Украшения | 8 | 2 | 6 | Выставка готовых изделий |
4. | Спицы-мастерицы | 15 | 3 | 12 | |
4.1. | Узоры | 4 | 1 | 3 | Практическое задание |
4.2. | Вязание изделий | 11 | 2 | 9 | Практическое задание |
5. | А я вот как умею! (Проекты по изготовлению кукол, изонити, вязанию, бисероплете-нию) | 8 | 2 | 6 | |
5.1. | Проект «Моя любимая кукла» | 3 | 3 | Выставка готовых работ и их защита | |
5.2. | Проект «Чудо своими руками» | 4 | 1 | 3 | Выставка готовых работ и их защита |
5.3. | Итоговое награждение «Нам есть чем гордится» | 1 | 1 | ||
| ИТОГО: | 68 | 16 | 52 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Содержание программы 1-го года обучения
МОДУЛЬ 1. Основы ручного шитья.
Тема 1.1. Понятие о тканях.
Декоративно-прикладное искусство.
План работы, инструменты, материалы, правила безопасной работы, правила санитарной гигиены, режим занятий, хлопчатобумажная ткань, шелковая ткань, шерстяная ткань, синтетическая ткань, мех, кружево.
Аудиторная практика: изучение правил техники безопасности, решение задач на определение вида ткани.
Тема 1.2. Основные приемы работы с инструментами и материалами.
Швейная игла, острие, ушко, нитки, булавки, узелок.
Аудиторная практика: решение задач на вырезание из ткани, на отмеривание нитки для шитья, на вдевание нитки в иголку, на завязывание узелка, на скрепление ткани булавками.
Тема 1.3. Рабочие швы.
Строчка, стежок, шов «вперёд иголкой», петельный шов, шов «через край», потайной шов,
назначение швов, применение швов.
Аудиторная практика: выполнение швов; изготовление игольницы.
Тема 1.4. Акция «Птица счастья», посвященная международному Дню мира.
Акция, День Мира – 21 сентября/
Cимволы мира: голубь, журавлик.
Аудиторная практика: подготовка, участие в данном мероприятии.
МОДУЛЬ 2. Мягкая игрушка.
Тема 2.1. Секреты мастерства.
Мягкая игрушка, история мягкой игрушки, цветовое решение, правила раскроя, набивка, выкройка, лекало, деталь, сборка, оформление, стилизация.
Аудиторная практика: зарисовка цветового круга; зарисовка мордочек, глаз, носов, клювиков зверей и птиц; изготовление выкроек-лекал деталей игрушки; увеличение и уменьшение выкроек-лекал.
Тема 2.2. Игрушки на основе шарика и валика.
Шарик, валик, синтепон, вата, соединение деталй.
Аудиторная практика: изготовление игрушек «Колобок»; «Грибок»; «Питон Ка».
Тема 2.3. Игрушки из 2-х деталей.
Плоские игрушки, городецкая роспись, сувенир, лоскутные изделия, лоскутная мозаика, цирк.
Аудиторная практика: изготовление сувенира «Лошадка», «Веселые клоуны».
Тема 2.4. Игрушки-зверушки из 2-х и более деталей.
Объемные игрушки, анималистическая игрушка, художники-анималисты, композиции «Дед Мазай и зайцы», «Вышивка»; поролон.
Аудиторная практика: изготовление игрушек «Зайка»; «Котенок»; «Собачка».
Тема 2.5. Конкурс «Талантоха»: посвящение в обучающиеся СЮТ
Правила поведения в Детского морского центра, клятва, праздник «Талантоха», обучающийся.
Аудиторная практика: подготовка, участие в данном мероприятии.
МОДУЛЬ 3. Бисерные фантазии.
Тема 3.1. Упражнения для начинающих.
История бисера, бисер, бусы, стеклярус, правила безопасной работы с мелкими материалами.
Аудиторная практика: выполнение элементов: петелька, листочек, наконечник, три петельки.
Тема 3.2. Бусы и «цепочки» в одну нить.
Леска, техника низания, цветоведение, закрепление бисеринки, петелька, пупырышки.
Аудиторная практика: изготовление изделий: «петельки и пупырышки», простая цепочка из 2-х бисеринок, цепочка в крестик.
Тема 3.3. Схемы.
Схематичное изображение, условное обозначение бисера и лески, правила чтения схемы.
Аудиторная практика: разбор и составление схем из бисера.
Тема 3.4. Бисер на проволоке.
Проволока, правила безопасной работы с проволокой, закрепление бисера в начале работы и в конце, подвеска.
Аудиторная практика: изготовление изделий: «Цветочек», «Подвеска с рыбкой», «Бантик».
Тема 3.5. Параллельное низание.
Техника параллельного низания, плоские фигурки из бисера, сказочные персонажи, знаки зодиака.
Аудиторная практика: забавные фигурки, сказочные персонажи, знаки зодиака.
Тема 3.6. Познавательно-воспитывающее мероприятие «Тайна огня».
Правила поведения при пожаре, техника безопасности в обращении с электроприборами.
Аудиторная практика: участие в данном мероприятии.
МОДУЛЬ 4. Проекты по изонити, шитью, вязанию, бисероплетению.
Тема 4.1. Проект «Любимая игрушка».
Проект, творческая работа, замысел, результат проекта, сбор информации, материализация задумки, защита проекта, презентация.
Аудиторная практика: решение задач по выполнению проектов.
Тема 4.2. Проект «Бисерное чудо».
Проект, творческая работа, замысел, результат проекта, сбор информации, материализация задумки, защита проекта, презентация.
Аудиторная практика: решение задач по выполнению проектов.
Содержание программы 2-го года обучения
МОДУЛЬ 1. Лоскутное шитье.
Тема 1.1. Волшебные лоскутки.
Виды декоративно-прикладного искусства, план работы, инструменты, материалы, правила безопасной работы, правила санитарной гигиены, режим занятий, лоскуты, деревенский быт, лоскутное одеяло, толщина ткани, плотность ткани, переплетение нитей, долевые нити, поперечные нити (уток), стирка, утюжка, декатировка, лоскутная картотека.
Аудиторная практика: решение задач на определение вида ткани, на определение продольных и поперечных нитей; разбор лоскутов по цвету; создание лоскутной картотеки.
Тема 1.2. Основы лоскутного шитья.
Ручные швы, сметочный шов, сметывание с помощью булавок, шов «назад иголку», шов «ручная строчка», потайной шов, крестообразный шов — «козлик», устройство швейной машины, заправка верхней и нижней нитки, техника безопасности при работе на швейной машине, машинные швы, стачной шов, бельевой шов, зигзагообразный шов (зигзаг), шов «встык», обработка срезов и углов лоскутных изделий, оборки, рюши, петли, ручная стежка, шаблоны.
Аудиторная практика: выполнение швов на образцах ткани 4х10см; изготовление шаблонов.
Тема 1.3. Лоскутная грамота.
«Разноцветная спираль», «полосочки», «бревенчатая изба», «веселые квадратики», «удивительные треугольники».
Аудиторная практика: выполнение прихваток для кухни (составление узора, подготовка лоскутков, сшивание), изготовление наволочки на декоративные подушки, накидок на стулья (подбор лоскутков и составление частей по схеме, сборка изделия).
МОДУЛЬ 2. Чудо изонити.
Тема 2.1. Изонить. Изображение углов.
Изображение нитками, история изонити, лицевая сторона изделия, изнаночная сторона изделия, острый угол, тупой угол, прямой угол, вершина угла, смежные углы, схема заполнения угла.
Аудиторная практика: изображение разных углов в технике изонити, моделирование с их использованием образов.
Тема 2.2. Изонить. Изображение окружностей.
Окружность, диаметр, хорда, схема заполнения окружности.
Аудиторная практика: изображение окружностей в технике изонити, моделирование с их использованием образов.
Тема 2.3. Познавательно-обучающая программа «Спички — не игрушка, огонь — не забава».
Правила поведения при пожаре, техника безопасности в обращении с электроприборами.
Аудиторная практика: участие в данном мероприятии.
МОДУЛЬ 3. Бисеринка.
Тема 3.1. Объемные игрушки.
Объемные игрушки, схемы объемных игрушек; материалы и инструменты.
Аудиторная практика: изготовление по схемам объемных игрушек; организация рабочего места.
Тема 3.2. Простые цепочки.
«Сороконожка», «двухрядная цепочка», «цветочки из 6-ти и более лепестков».
Аудиторная практика: бусы, колье, ожерелья на основе простых цепочек (выполнение по схемам по своему выбору).
Тема 3.3. Ажурное плетение.
Узор «Коралл». Ажурные цепочки-сеточки.
Аудиторная практика: фенечки, колье, ожерелья (изготовление по схемам по своему выбору).
МОДУЛЬ 4. Спицы-мастерицы.
Тема 4.1. Начало вязания.
История вязания на спицах, спицы, пряжа, набор петель, лицевая петля, изнаночная петля, закрытие петель, платочная вязка, чулочная вязка, простая резинка.
Аудиторная практика: вязание образцов основных видов петель 6х10 см.
Тема 4.2. Схемы вязания.
Условные обозначения, схема узора, расчет петель, ровный край, прибавление петель, убавление петель.
Аудиторная практика: разбор и зарисовка схем, вязание по схеме узора.
Тема 4.3. Техника вязания изделий.
Техника вязания носка, техника вязания шапочки.
Аудиторная практика: вязание носка, шапочки.
МОДУЛЬ 5. Проекты по изонити, шитью, вязанию, бисероплетению.
Тема 5.1. Проект «Подарок от всего сердца».
Проект, творческая работа, замысел, результат проекта, сбор информации, материализация задумки, защита проекта, презентация.
Аудиторная практика: решение задач по выполнению проектов.
Тема 5.2. Проект «Нитяная графика».
Проект, творческая работа, замысел, результат проекта, сбор информации, материализация задумки, защита проекта, презентация.
Аудиторная практика: решение задач по выполнению проектов.
Содержание программы 3-го года обучения
МОДУЛЬ 1. Мастерская кукол.
Тема 1.1. Куклы из ненужных вещей.
Куклы и материалы: перчатка, носок, салфетки.
Аудиторная практика: изготовление кукол из салфеток, перчаток, носков.
Тема 1.2. Народная кукла.
История народной куклы, узелковая кукла, мотанка, куватка, день-ночь.
Аудиторная практика: изготовление народных кукол по видео-уроку.
Тема 1.3. Кукла из ткани.
Значение куклы, мягкая кукла, объемная кукла, проволочный каркас, выкройка детали, шарнирное соединение.
Аудиторная практика: изготовление мягкой, объемной куклы; куклы с проволочным каркасом; куклы с шарнирным соединением.
МОДУЛЬ 2. Изонить расскажет.
Тема 2.1. Создание сюжетной композиции.
Композиция, изонить, сюжет, законы композиции.
Аудиторная практика: изготовление сюжетных композиций по своему замыслу.
Тема 2.2. Изонить — декор.
Декор, декорирование.
Аудиторная практика: изготовление рамки, закладок, подарочных коробочек.
Тема 2.3. Обучающее занятие «Огонь наш друг, но не всегда — бывает от него беда».
Правила поведения при пожаре, техника безопасности в обращении с электроприборами.
Аудиторная практика: участие в данном мероприятии.
МОДУЛЬ 3. Бисер.
Тема 3.1. Броши, брелоки, аппликации.
Брошь, брелок: назначение и изготовление.
Аудиторная практика: изготовление броши, брелоков из бисера; выполнение аппликации.
Тема 3.2. Объемные шнуры.
Круговое низание, шнур, рогоз (камыш).
Аудиторная практика: изготовление рогоза, шнура «Загадка», квадратного шнура.
Тема 3.3. Украшения.
Колье, мозаика из бисера, застежка.
Аудиторная практика: плетение колье «Кораллы», нарядных ободков для волос, фенечек в технике мозаики.
МОДУЛЬ 4. Спицы-мастерицы.
Тема 4.1. Узоры.
Английская резинка, «Шахматка», «Путанка», «Жгуты», раппорт узора.
Аудиторная практика: вязание образцов узоров английской резинки, «Шахматки», «Путанки», «Жгутов».
Тема 4.2. Вязание изделий.
Расчёт количества пряжи на изделие, контрольный образец, плотность вязания, вязание по выкройке, построение выкройки.
Аудиторная практика: вязание жилета, тапочек из разноцветной пряжи (по схемам обучающихся).
МОДУЛЬ 5. А я вот как умею! (Проекты по изготовлению кукол, изонити, вязанию, бисероплетению.)
Тема 5.1. Проект «Моя любимая кукла».
Проект, творческая работа, замысел, результат проекта, сбор информации, материализация задумки, защита проекта, презентация.
Аудиторная практика: решение задач по выполнению проектов.
Тема 5.2. Проект «Чудо своими руками».
Проект, творческая работа, замысел, результат проекта, сбор информации, материализация задумки, защита проекта, презентация.
Аудиторная практика: решение задач по выполнению проектов.
Календарно-учебный график
Месяц | Дата | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля | Прим. | |
Основы ручного шитья. | |||||||
Понятие о тканях. | Аудиторная практика | 1 | Беседа-опрос | ||||
Основные приемы работы с инструментами и материалами. | Аудиторная практика | 2 | Беседа-опрос | ||||
Рабочие швы. | Аудиторная практика | 2 | Беседа-опрос | ||||
Акция «Птица счастья -птица мира», посвященная международному Дню мира | День открытых дверей | 2 | Раздача голубей, журавликов | ||||
Мягкая игрушка. | |||||||
Секреты мастерства. | Экскурсия в краеведческий музей | 4 | Аукцион | ||||
Игрушки на основе шарика и валика. | Аудиторная практика | 6 | Выставка готовых игрушек внутри объединения | ||||
Игрушки из 2-х деталей. | Аудиторная практика | 8 | Выставка готовых игрушек внутри объединения | ||||
Игрушки-зверушки из 2-х и более деталей. | Аудиторная практика | 10 | Выставка готовых игрушек внутри объединения | ||||
Конкурс «Талантоха» | Игра | 2 | Игры, конкурсы | ||||
Бисерные фантазии. | |||||||
Упражнения для начинающих. | Аудиторная практика | 1 | Беседа-опрос | ||||
Бусы и «цепочки» в одну нить. | Аудиторная практика | 4 | Беседа-опрос | ||||
Схемы. | Аудиторная практика | 4 | Беседа-опрос | ||||
Бисер на проволоке. | Аудиторная практика | 5 | Беседа-опрос | ||||
Параллельное низание. | Аудиторная практика | 8 | Беседа-опрос | ||||
Познавательно-воспитывающее мероприятие «Тайна огня» | Виртуальная экскурсия | 2 | Выставка готовых фигурок внутри объединения | ||||
Мой творческий проект | |||||||
Проект «Любимая игрушка» | Аудиторная практика Индивидуальная работа | 6 | Выставка готовых работ и их защита | ||||
Проект «Бисерное чудо» | Аудиторная практика Индивидуальная работа | 5 | Выставка готовых работ и их защита | ||||
Всего часов по программе | 68 |
Условия реализации программы
Методы работы
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог или сам ребенок ставит проблему и вместе находят пути её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
При отслеживании деятельности используются следующие методики:
— методика «Если бы ты был волшебником… Если бы у тебя была волшебная палочка»;
— методика изучения мотивов участия обучающихся в деятельности (подготовлена профессором Л.В. Байбородовой);
— методика изучения удовлетворенности обучающимися жизнью кружка (разработана доцентом А.А. Андреевым).
Выявляется степень удовлетворенности обучающимися занятиями, высказываются пожелания и предложения.
В ходе обучения по данной программе используются следующие методы:
— словесно-информационный (беседа, инструктаж по технике безопасности,);
— практический (работа с материалом, рисование, составление схем, изготовление выкроек-лекал и пр.);
— наглядный (наглядные демонстрации с использованием готовых наглядных пособий (рисунков, таблиц, чертежей, изделий-образцов, слайд-шоу и схем)).
В основе образовательного процесса, осуществляемого по программе в целом, лежат принципы:
— сознательности и активности;
— индивидуального подхода;
— доступности;
— последовательного увеличения трудности.
Применение данных принципов осуществляется комплексно в соответствующем сочетании и последовательности.
Основные направления и содержание деятельности
На занятиях дети приобретают элементарные навыки шитья, вязания, бисероплетения, развивают глазомер, внимание, аккуратность, познают законы симметрии. Дети составляют самостоятельно эскизы, выкройки-лекала, шаблоны, схемы узоров; учатся видеть строение, пропорции предметов, их формы.
Занятия воспитывают усидчивость, терпение, развивают мышцы кистей рук, образное, пространственное, художественное мышление.
Подводя итог занятию, педагог каждому обучающемуся предоставляет право корректно высказать мнение о своей работе, работе друга. Основные стимулы для работы у детей – радость общения, познания, творчества.
Похвала за большие и маленькие успехи присуща методике общения педагога с детьми. Дети творят без страха, с удовольствием любят художественный труд. Физминутка на занятиях усиливает кровообращение, снимает утомляемость, повышает работоспособность и эмоциональный настрой. Пословицы, поговорки, скороговорки, загадки на занятиях помогают педагогу проводить эстетические беседы, пополнять словарный запас детей, развивать память.
В ходе проведения организационно-массовых мероприятий педагог воспитывает познавательный интерес, самостоятельность, настойчивость в достижении цели, обогащает знания учащихся, их эстетический вкус.
Совместная подготовка педагога и детей к проведению календарных праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Каждый обучающийся задействован в подготовке мероприятия (разучиваются стихи, песни, загадки; оформляется зал; готовятся костюмы, сувениры и др.). В процессе межличностного общения педагог – обучающийся реализуется коммуникативный потенциал ребенка и формируется его мировоззрение. Обучающиеся включаются в диалог, совместный поиск решения, учатся активно мыслить.
В процессе реализации программы используются следующие организационные формы образовательного процесса:
В сентябре для привлечения детей проводится День открытых дверей с демонстрацией различных изделий, поделок, сувениров, наглядных пособий, сделанных участниками объединения.
Педагог предлагает занятия с разновозрастной группой детей. Предполагается также и сдвоенные занятия в случае длительных практических занятий, досуговых и массовых мероприятий и их подготовки, экскурсии.
Выставка детского творчества – это серьезный отчет о работе объединения, это показ иллюстративного материала, результат творчества кружковцев. На выставку предоставляются лучшие творческие работы обучающихся, которые отражают новизну и актуальность темы, оригинальность, качество исполнения, внесение элементов фантазии. Выставка детского творчества является большим событием для детей.
Особый интерес у обучающихся вызывают экскурсии в городской музей и на выставки декоративно-прикладного искусства. Посещение выставок дает возможность познакомить обучающихся с работами художников-прикладников, способствует ознакомлению детей с произведениями искусства, прославляющими нашу Родину, наш край, отражающими традиции нашего города, славную историю России. Также экскурсии формируют у детей высокие нравственные качества, развивают творческие способности и художественный вкус.
Таким образом, с детьми проводятся занятия, основные направления которых следующие:
«День открытых дверей» (беседа);
Праздник знакомства;
«О народной игрушке» (беседа);
«Искусство красиво одеваться» (беседа);
Викторина по декоративному искусству;
Выставка «Моя первая работа»;
Новогодний утренник;
Праздник «8 Марта!»;
Выставка «Пасхальный сувенир»;
Чаепитие с конкурсами и играми «Ура! Каникулы!».
«Новотроицкие мастерицы» (экскурсия в музей) и другие.
После таких занятий дети становятся инициативными, не боятся высказывать свое мнение, могут вступать в спор, в котором достаточно умело для своего возраста отстаивают свою точку зрения. Развивается нестандартно мыслящий человек, обладающий различными средствами и методами познания мира, умеющий и желающий преобразовать и совершенствовать его.
Дидактический материал
№ | Вид материала | Содержание | Количество |
1. | Таблицы – плакаты | Таблица по технике безопасности. Таблицы по технологии изготовления изделия, игрушки. | 1 шт.
По количеству тем |
2. | Выкройки-лекала | Для изготовления игрушек, изделий, поделок. | По количеству учащихся |
3. | Презентации. | Для проведения бесед, для изготовления игрушек, изделий, поделок. | По количеству учащихся |
4. | Схемы | Для изготовления игрушек, изделий, поделок. | По количеству учащихся |
Техническое оснащение
№ | Название технического устройства | Количество |
1. | Инструменты: |
|
| Шило | 12 шт. |
| Ножницы | 15 шт. |
| Булавки | 100 шт. |
| Ручные швейные иглы | 50 шт. |
| Крючки | 24 шт. |
| Спицы | 48 шт. |
| Карандаш простой. | 15 шт. |
| Нитковдеватель | 15 шт. |
| Линейка | 15 шт. |
| Ластик | 15 шт. |
| Цветные карандаши | 6 уп. |
| Краски | 6 уп. |
2. | Материалы: |
|
| Бумага | По количеству учащихся |
| Картон | По количеству учащихся |
| Ткань | По количеству учащихся |
| Нитки | По количеству учащихся |
| Пряжа | По количеству учащихся |
| Бисер | По количеству учащихся |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов:
Основная литература:
- Белова Е.С. Вяжем игрушки крючком. — Издательство: АСТ, 2014. – 80 с.
- Виноградова Е. Игрушки и украшения из бисера. — Издательство: Астрель, АСТ, 2009.-176 с.
- ГашицкаяР.П.,Левина О.В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. – М.: Эксмо; Донецк: СКИФ, 2010.
- Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. — 2-е изд., испр.- СПб.: «Детство- ПРЕСС», 2010. 48 с.: ил.
- Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Золина Т.М. Мягкая игрушка. Забавный зоопарк. — Издание: Эксмо, 2009. — 176 с.
Иванова Ю. Плетение из бисера и проволоки. — Издательство: АСТ-Пресс, 2013.- 80 с.
- Лутцева Е.А., Зуева Т.П.. Технология. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — Издательство: М.:«Просвещение», 2013. – 157 с.
8. Михайлова Т.: Вязание крючком. Самый понятный пошаговый самоучитель. — Издательство: Астрель, 2012. – 112.
- Полищук Я.Н. Мягкая игрушка. — Издательство: Самиздат, 2010.
- Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 №1008.
- Программа «В стране Рукоделия» (лоскутная техника и изготовление сувениров), автора Т.Г. Недосекова, зав. Отделом художественно-прикладного творчества Центра детского (юношеского) технического творчества. — г. Кыштыма, 2010.
- СилецкаяИ.Б.Мягкая игрушка : перчаточные куклы и забавные фигурки своими руками/ И.Б.Силецкая. — М.: ЭКСМО; С-Пб.: Терция, Валери СПД, 2009. -176 с.: ил.; [8] л. цв. ил. — (Академия «Умелые руки»).
- Стэнфилд Лесли: 100 вязаных цветов: крючком и спицами. Редактор: Хлебнова Т.И. — Издательство: Арт-родник, 2010. – 128 с.
- Ткаченко Т.Б. Сказочный мир бисера. — Издательство: Ростов н/Д: Феникс, 2009. 336 с. и цв. ил. (Мир вашего ребенка).
Дополнительная литература:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. — М.: Рольф, 2001. 240 с. + 8 с. цв. вклейка, с илл. — (Внимание: дети!).
- Кочетова С. Мягкая игрушка. — М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002.- 240 с., ил. (Серия «Академия «Умелые руки»»).
- Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. — М.: Изд-во «Эксмо», 2004. 110 с.
- Молотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учреждений. — М: Просвещение, 1990. 176 с.: ил.
- Неботова З., Кононович Т. Мягкая игрушка: Игрушки-сувениры. — М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2003. 160 с., илл. (Серия «Академия «Умелые руки»»).
- Неботова З., Кононович Т. Мягкая игрушка. Лучшие модели и выкройки. Издательство: АСТ —Сова, 2007. -184 с.
- Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М.: Народное творчество, 2005. 184 с.: ил.
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт-сост. Л. В. Горнова и др. — Волгоград: Учитель, 2008. 250 с.
Для детей:
Основная литература:
- Анистратова А. Поделки из ткани, ниток и пуговиц. Издательство: Оникс 21 век, 2009. – 16 с.
- Виноградова Е.Г. Большая книга рукоделий для маленьких принцесс. Издательство: АСТ, 2009. – 256 с.
- Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, — М.: Изд-во Эксмо, 2010. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
- Журналы «Вязание», «Маленькая Диана», «Верена» по вязанию крючком и спицами 2010-2014 гг.
- Парьева Е.В. Украшения, подарки и аксессуары из бисера и бусин. Издательство: Феникс, 2010. – 96 с.
Дополнительная литература:
- Загорская Н. Бисер с английской булавкой. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. 92 с.
- Пермякова М. Рукоделие. Издательство: АСТ, 2004. – 176 с.
- Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М.: Народное творчество, 2005. 184 с.: ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей.
Критерии (индикаторы) | Высокий уровень (3 балла) | Средний уровень (2 балла) | Низкий уровень (1 балл) |
Творческая активность. | Повышенный интерес, творческая активность. | Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога | Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Новизна, оригинальность. | Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивидуальный» подчерк детской продукции. | Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога. | Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками. |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы). | Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. | Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. | Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. |
Композиция. | По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами. | На полосе листа с незначительными элементами. | Не продуманно, носит случайный характер. |
Общая ручная умелость. | Хорошо развита моторика рук, аккуратность. | Ручная умелость развита. | Слабо развита моторика рук. |
Самостоятель-ность. | Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. | Требуется незначительная помощь. | Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция. |
Диагностическая карта развития детей в процессе освоения различных техник
№ | Ф.И.ребенка | Творческая активность | Новизна, оригинальность | Сенсорные способности (чувство цвета, формы) | Композиция | Общая Ручная умелость | Самостоятель ность | Баллы |
Материал к занятиям «Изонить. Изображение угло, окружностей»
Материалы для беседы-опроса по теме «Спицы-мастерицы»
Вопросы к тесту:
1. С чего начинается любое вязание?
а) с вязания изнаночных петель;
б) с вязания столбиков без накида;
в) с набора петель.
2. Какие петли называются кромочными?
а) те, которые находятся в середине вязаного полотна;
б) те, которые образуют последний ряд;
в) те, которые образуют кромку, - первая и последняя петли.
3. Спицы должны быть толще нити:
а) в 2 раза;
б) в 3 раза;
в) в 4 раза.
4. Чему должны соответствовать спицы?
а) качеству пряжи;
б) толщине пряжи;
в) длине нити.
5. Что делают с кромочными петлями?
а) провязывают изнаночными петлями;
б) снимают не провязанными;
в) первую петлю снимают, а последнюю провязывают.
6. Провязывание накидов спицами в рисунке дает возможность получить:
а) плотный узор;
б) ажурную вязку;
в) платочное вязание.
7. Чередование в ряду лицевых и изнаночных петель называют:
а) резинкой;
б) чулочной вязкой;
в) ажурной вязкой.
8. Чулочная вязка получается:
а) чередованием лицевых и изнаночных рядов;
б) чередование лицевых и изнаночных петель;
в) чередованием лицевых петель и накидов;
9. Первую петлю при вязании спицами:
а) вяжут лицевой петлей;
б) снимают, не провязывая;
в) вяжут изнаночной петлей.
10. Чем пользуются для поднятия спущенных петель при вязании спицами?
а) иглой;
б) крючком;
в) любым другим острым предметом.
11. Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называют:
а) вытянутыми;
б) кромочными;
в) воздушными.
12. Какие из перечисленных кружев можно считать самыми популярными среди распространенных видов домашнего рукоделия?
а) плетенные на коклюшках;
б) плетенные челноком;
в) вязаные крючком.
13. Сколько нужно спиц для вязания носков, варежек?
а) 3;
б) 5;
в) 2.
14. Кто является самыми искусными вязальщиками в древности?
а) испанцы;
б) арабы;
в) итальянцы.
15. Условные обозначения петель – это…
а) рисунок;
б) схема;
в) описание.
16.Что является элементарной частицей, «кирпичиком» вязаного изделия?
а) спица;
б) пряжа;
в) петля.
17. Прием, который не относится к технике вязания крючком?
а) столбик с накидом;
б) воздушная петля;
в) лицевая петля.
18.Что можно изготовить из пряжи, не пользуясь обычными спицами и крючком?
а) кофту;
б) носки;
в) помпон.
19. Наиболее распространенный вид пряжи:
а) шерсть;
б) хлопок;
в) акрил.
20. Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их ремеслам и искусствам:
а) Арахна;
б) Афина;
в) Венера.
Ключ к тесту:
1в, 2в, 3а, 4б, 5в, 6б, 7а, 8а, 9б, 10б, 11в, 12в, 13б, 14б, 15б, 16в, 17в, 18в, 19а, 20б.
План защиты проекта (выступления)
- сообщение темы творческого проекта;
- рассказать о цели творческого проекта;
- аргументировать выбор темы;
- обосновать потребность в изделии;
- рассказать о поставленных перед собой задачах: конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;
- дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы);
- рассказать о ходе выполнения проекта:
- вид и количество материала, использовонного в изделии;
- какие технологичные приемы применялись при изготовления изделия;
- конструкторско-технологическое решение поставленных задач;
- решение проблем, возникших в ходе практической работы); - рассказать о экономической целесообразности изготовления изделия (исходя из анализа рыночной цены аналогичного изделия, расчетной себестоимости изделия и реальных денежных затрат);
- рассказать о решении экологических задач;
- сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия, что узнал нового, чему научился);
- демонстрация изготовленных изделий
- использованная литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мастерская текстильной игрушки»
Программа рассчитана на 3 года обучения. Программа знакомит ребенка с многообразием текстильных игрушек разных стран. Включает в себя творческое развитие ребенка, освоение им навыков шитья, развитие м...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Мастерская чудес»
Исходя из практической деятельности программа составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся. В программе учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает детям сфо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мастерская журналистики"
Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объема информации...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная мастерская»
Программа «Волшебная мастерская»Возраст обучающихся: 11 – 14 лет. Срок реализации: 2 года.Для детей инвалидов...
Дополнительная общеобразовательная программа "Мастерская чудес"
Дополнительная общеобразовательная программа...
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе "Мастерская Сувенир"
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе "Мастерская Сувенир"...