Рабочая программа В гостях у Ириски
рабочая программа на тему

Золотухина Светлана Владимировна

Программа создана для детей от двух до трех лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iriska.docx31.27 КБ
Файл kalendarno_tematicheskiy_plan_iriska.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс  основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы.

  1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):

Дополнительная        общеобразовательная        программа        дошкольного        образования        по развитию интеллектуально – творческих способностей у    детей  «В гостях у Ириски».

Уровень развития ребенка младшего дошкольного возраста определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект.

Данная программа соответствует требованиям следующих нормативных актов:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

2. Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4.  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

5.  Методические  рекомендации  по  проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015г. Министерство образования и науки РФ.

6.  Краевые  методические  рекомендации  по  разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г.

Дополнительная платная образовательная услуга «Проведение занятий по развитию интеллектуально – творческих способностей детей» реализуется по дополнительной общеобразовательной программе дополнительного образования по развитию интеллектуально – творческой направленности «В гостях у Ириски», которая разработана на основе:

  • ОрловаТ.Э. Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
  • О. Земцова. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет.
  • В.Скворцова. Интеллект+креатив: развитие творческих способностей дошкольников.
  • Н.Нищева. развитие математических представлений у дошкольников.
  • Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.
  • Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина.
  • Рудик О.С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации.
  • Светлова И.Е. Развиваем устную речь: Учебное пособие/Худож. В. Трубицин, Ю. Трубицина.

Направленность программы: программа имеет социально-педагогическую направленность, так как ориентирована на раннее выявление и развитие способностей ребенка, формирование творческой личности.

Актуальность программы: состоит в том, что она развивает интеллектуально-творческие способности, познавательный интерес у детей. Отличительной особенностью программы является то, что на каждом занятии обучающиеся знакомятся с новой темой, выполняют разные задания.

Новизна программы состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.

Программа обеспечивает эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Занятия помогут малышу развить интеллектуально-творческие способности, умение устанавливать причинно - следственные связи, а также расширить мировоззрение. Программа включает в себя пять направлений работы: развитие математических представлений; речевое развитие; развитие творческо-изобразительных способностей; развитие мелкой моторики; развитие элементарной исследовательской деятельности.

Занятия по этим направлениям способствуют развитию речевой активности малыша, позволяют не только развить мелкую моторику руки и подготовить ее к письму, развивают воображение, мышление, образную память, знакомят с окружающими его предметами и их свойствами, учат наблюдать и рассуждать.

Адресат программы: дополнительная образовательная программа «В гостях у Ириски» разработана для обучающихся 2-3 лет. В объединение принимаются дети без предварительного просмотра, тестирования и собеседования от 2 до 3 лет.

Объем программы: общее кол-во часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 128 (1 год обучения).

Формы обучения и виды занятий: фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.

Методы: теория + практика.

Вводная часть:

Вступительная беседа.

Приветствие,        которое        направлено        на        развитие коммуникативной культуры.

Основная часть:

Создание игровой тематической среды: «интеллектуальная хитринка» по одному из направлений:

  • развивающие игры, направленные на развитие математических представлений;
  • развивающие игры, направленные на развитие звуковой культуры речи и коммуникативной культуры;
  • развивающие игры, пальчиковые тренинги, направленные на развитие мелкой моторики и речи, а также на развитие памяти  и внимания;
  • развивающие игры-ситуации по изобразительной, прикладной деятельности;

развивающие игры-эксперименты. Самостоятельная творческая деятельность детей.

Заключительная часть: Занятия        заканчиваются        подведением        итогов, релаксационными упражнениями и прощанием.

Срок освоения программы:1 год обучения.

Режим занятий: занятия в объединении проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу, учебный час равен 30 минутам.

1.2. Цели и задачи программы:

Цель программы: формирование  умений и навыков у младших         дошкольников как основы творческой деятельности.

Задачи программы:

  • Создание условий для развития интеллектуальных способностей как основы творческой деятельности: укреплять интерес к авторским развивающим играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
  • Развивать детскую самостоятельность, творческий подход в решении поставленных  задач.
  • Развитие гибкости мыслительных процессов, творческих способностей через нестандартные формы работы, умение детей устанавливать причинно - следственные связи через систему специальных развивающих игр на развитие интеллектуальных способностей.
  • Формирование приемов умственных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  • Развитие коммуникативных качеств, нестандартного мышления речи, строить простейшие   умозаключения.

1.3.Содержание программы.

Учебный план

Раздел

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Раздел математических представлений

3

5

2

1

4

1

1

3

Речевое развитие

1

-

2

2

-

2

2

1

Развитие творческо- изобразительных способностей

1

-

2

2

1

2

2

2

Развитие мелкой моторики

2

2

2

3

2

2

2

1

Развитие элементарной исследовательской деятельности

1

1

-

-

1

1

1

1

Всего:

8

8

8

8

8

8

8

64

Содержание учебно – тематического плана:

Развитие        математических представлений:

  • восприятие цвета;
  • восприятие величины;
  • наглядно-действенного мышления

Речевое развитие:

Грамматика:

Употребление существительных в единственном  и множественном числе;

Употребление предложно – падежных конструкций.

Лексика:

Глагольный словарь.

Понимание обобщающих слов.

Существительных.

Связная речь.

Развитие творческо- изобразительных способностей:

Рисовать не заходя за пределы листа бумаги.

Композиционные умения ритмично располагать одинаковые формы в ряд.

Строить изображения в зависимости от формы листа.

Развитие  мелкой моторики пальцев рук.

Исследование кинетической основы движений.

Развитие элементарной исследовательской деятельности.

Установление причинно- следственных связей.

1.4. Планируемые результаты.

  Овладение средствами познавательной деятельности, мыслительной активности, обеспечивающих развитие творческих способностей и высокого уровня интеллектуального  потенциала.

  Повышение творческого потенциала - умение самостоятельно находить решение поставленных   задач.

  Формирование приемов умственных действий – дети научатся выделять свойства объекта из группы по определенному признаку и соединять различные элементы в единое целое (анализ, синтез); выявлять сходства признаков объекта и различия между ними, выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других (сравнение).

  Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному   возрасту.

  Овладение активным грамматическим минимумом до уровня, соответствующего данному возрасту. Повышение общей социальной зрелости детей.

2.2 Условия реализации программы.

Оборудование, необходимые для работы:

Массажные  мячики, прищепки

Набор для аппликации

Клей, ножницы, салфетки

Карандаши простые, цветные

Нитки, пластилин

Набор для мелкой моторики (горох, фасоль и т.д.)

Блоки Дьенеша

Палочки Кьюизенера

Дидактические игры для тренировки памяти и логического мышления у детей

Цветные счетные палочки

Игры В. В. Воскобовича

2.3 Формы аттестации.

Текущая аттестация:

Форма текущей аттестации – практическое выполнение заданий педагога.

Формы фиксации- контрольный лист с результатами в виде отметок.

Форма годовой аттестации – практическое выполнение заданий педагога.

Формы фиксации- контрольный лист с результатами в виде отметок.

2.4.Оценочные материалы: тесты, наблюдение.

2.5.Методические материалы.

Одной из задач педагога дополнительного образования является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности.  В связи с этим повышается роль творчества в формировании личности.

С 2–3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не- сформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у  детей доброжелательного отношения  к окружающим, эмоциональной  отзывчивости, способности  к  сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

 

5.Список литературы для педагога

1. А.Е. Белая, В.И. Мирясова. Пальчиковые игры.  – М.: АСТ, 2000;

2.А.П. Савинова «Пальчиковая гимнастика» - М.ООО «Издательство АСТ», 2000; 3.Г. Г. Галкина, Т.  И. Дубинина «Пальцы помогают говорить» Москва,  2011;

4.Д.А. Николаева методическое пособие «Познавательное развитие дошкольников в игре»- творческий центр Сфера 2013;

5.Л.В.Дорохова методическое пособие «Развитие речевых процессов и словесно-логического мышления у дошкольников»,  на основе развивающих игр по интеллектуальному развитию: «Логические блоки   Дъенеша»,

«Палочки Кьюзинера» Санкт- Петербург;

6.М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Развивающие игры с карточками» Издательский центр «Вентана–Граф», 2006 7.Н.В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», Санкт- Петербург Детство- Пресс, 2010.

Список литературы для родителей

1.Н.В. Новоторцева «Развитие речи детей» Ярославль «Академия Развития»,1998. 9.Н.С. Русланова «Для занятий по развитию речи с детьми (3-4 года)» Москва 2011.

2.О. С. Рудик методические рекомендации «Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности» Москва: Творческий Центр, 2009;

3.Т.А. Сидорчук «Программа формирования творческих способностей дошкольников» С-Петербург: «Детство- Пресс», 2000.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Объединения «В гостях у Ириски» 2017-2018г. 1 год обучения

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

1.

04.09

Развитие мелкой моторики.

Игровая тематическая среда: «Ловкие пальчики»

1

Учебный класс

2.

06.09

Развитие мелкой моторики.

Игровая тематическая среда: «Волшебные пальчики»

1

Учебный класс

3.

11.09

Развитие математических представлений.

Игровая тематическая среда: «Игры с цифрами»

1

Учебный класс

4.

13.09

Развитие творческо – изобразительных способностей. Игровая тематическая среда : «Курочка ряба»

1

Учебный класс

5.

18.09

Развитие математических представлений.

Игровая тематическая среда : «Игры с блоками Дьенеша»

1

Учебный класс

6.

20.09

Развитие элементарных исследовательских способностей. Игровая тематическая среда: «Дары осени»

1

Учебный класс

7.

25.09

Развитие речи. Игровая тематическая среда : « Обезьянки»

1

Учебный класс

8.

27.09

Развитие математических представлений.

Игровая тематическая среда: «Математический тренинг»

1

Учебный класс

9.

02.10

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Математические загадки»

1

Учебный класс

10.

04.10

Развитие мелкой моторики

Игровая тематическая среда «Пальчиковый тренинг»

1

Учебный класс

11.

09.10

Развитие мелкой моторики

Игровая тематическая среда «Пальчиковый тренинг»

1

Учебный класс

12.

11.10

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Математический поезд»

1

Учебный класс

13.

16.10

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Мыльные пузыри»

1

Учебный класс

14.

18.10

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Математический тренинг»

1

Учебный класс

15.

23.10

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Математические игры»

1

Учебный класс

16.

25.10

Развитие элементарных исследовательских способностей

Игровая тематическая среда «Обезьянки»

1

Учебный класс

17.

01.11

Развитие речи

Игровая тематическая среда «Знакомство с язычком»

1

Учебный класс

18.

06.11

Развитие речи

Игровая тематическая среда «Семья»

1

Учебный класс

19.

08.11

Развитие мелкой моторики

Игровая тематическая среда «Бабушкины помощники»

1

Учебный класс

20.

13.11

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Игрушки»

1

Учебный класс

21.

15.11

Развитие творческо-изобразительных способностей

Игровая тематическая среда «Что изменилось?»

1

Учебный класс

22.

20.11

Развитие мелкой моторики

Игровая тематическая среда «Снежинки»

1

Учебный класс

23.

22.11

Развитие творческо-изобразительных способностей

Игровая тематическая среда «Домашние животные»

1

Учебный класс

24.

27.11

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Семья ежей»

1

Учебный класс

25.

04.12

Развитие творческо-изобразительных способностей

Игровая тематическая среда «Снег»

1

Учебный класс

26.

06.12

Развитие речи

Игровая тематическая среда «Домашние птицы»

1

Учебный класс

27.

11.12

Развитие речи

Игровая тематическая среда «Снежные комки»

1

Учебный класс

28.

13.12

Развитие мелкой моторики

Игровая тематическая среда «Волшебные рисунки»

1

Учебный класс

29.

18.12

Развитие творческо-изобразительных способностей

Игровая тематическая среда «Зимний пейзаж»

1

Учебный класс

30.

20.12

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Снеговик»

1

Учебный класс

31.

25.12

Развитие мелкой моторики

Игровая тематическая среда «Пластилиновые жгутики»

1

Учебный класс

32.

27.12

Развитие мелкой моторики

Игровая тематическая среда «Дикие птицы»

1

Учебный класс

Промежуточная аттестация

33.

08.01

Развитие мелкой моторики

Игровая тематическая среда «Развиваем пальчики»

1

Учебный класс

34.

10.01

Развитие мелкой моторики

Игровая тематическая среда «Развиваем пальчики»

1

Учебный класс

35.

15.01

Развитие элементарных исследовательских способностей

Игровая тематическая среда«Предметы вокруг нас»

1

Учебный класс

36.

17.01

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Веселые задачки»

1

Учебный класс

37.

22.01

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Платье в горох»

1

Учебный класс

38.

24.01

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Строители»

1

Учебный класс

39.

29.01

Развитие творческо-изобразительных способностей

Игровая тематическая среда «Снежный ком»

1

Учебный класс

40.

31.01

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Будь внимательным»

1

Учебный класс

41.

05.02

Развитие элементарных исследовательских способностей

Игровая тематическая среда «Учимся играя»

1

Учебный класс

42.

07.02

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Обувь»

1

Учебный класс

43.

12.02

Развитие творческо-изобразительных способностей

Игровая тематическая среда «Подарок папе»

1

Учебный класс

44.

14.02

Развитие творческо-изобразительных способностей

Игровая тематическая среда «Мебель»

1

Учебный класс

45.

19.02

Развитие мелкой моторики

Игровая тематическая среда «Играем пальчиками»

1

Учебный класс

46.

21.02

Развитие речи

Игровая тематическая среда «Посуда»

1

Учебный класс

47.

26.02

Развитие речи

Игровая тематическая среда «Тарелочки для кошки. Мышки и для себя»

1

Учебный класс

48.

28.02

Развитие мелкой моторики. Игровая тематическая среда «Посуда»

1

Учебный класс

49.

05.03

Развитие речи

Игровая тематическая среда «Мамины помощники»

1

Учебный класс

50.

07.03

Развитие элементарных исследовательских способностей

Игровая тематическая среда «Игры – эксперименты»

1

Учебный класс

51.

12.03

Развитие речи

Игровая тематическая среда «Потекли ручейки»

1

Учебный класс

52.

14.03

Развитие мелкой моторики

Игровая тематическая среда «Продукты»

1

Учебный класс

53.

19.03

Развитие творческо-изобразительных способностей

Игровая тематическая среда «Грачи прилетели»

1

Учебный класс

54.

21.03

Развитие мелкой моторики

Игровая тематическая среда «Комнатные растения».

1

Учебный класс

55.

26.03

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Учимся играя»

1

Учебный класс

56.

28.03

Развитие творческо-изобразительных способностей

Игровая тематическая среда «Транспорт».

1

Учебный класс

57.

02.04

Развитие речи

Игровая тематическая среда «Учимся играя»

1

Учебный класс

58.

04.04

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Игры с предметами»

1

Учебный класс

59.

09.04

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Учимся играя»

1

Учебный класс

60.

11.04

Развитие творческо-изобразительных способностей

Игровая тематическая среда «Деревья»

1

Учебный класс

61.

16.04

Развитие творческо-изобразительных способностей

Игровая тематическая среда «Кораблик плывет»

1

Учебный класс

62.

18.04

Развитие элементарных исследовательских способностей

Игровая тематическая среда «Весенняя роща»

1

Учебный класс

63.

23.04

Развитие математических представлений

Игровая тематическая среда «Весна»

1

Учебный класс

64.

25.04

Развитие творческо-изобразительных способностей

Игровая тематическая среда «Бабочки»

1

Учебный класс

Итоговая аттестация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «В гостях у Истории. Изучаем, коллекционируем, создаем»

Рабочая программапо внеурочной деятельности«В гостях у Истории. Изучаем, коллекционируем, создаем»5 – 6 класс, ФГОС ОООобщеинтеллектуальное направлениевозраст: 10-12 лет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классах "В гостях у сказки"

Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование были составлены учителем английского языка. Рассчитана на 17 часов, один раз в неделю.Программа отвечает основным требованиям Федерально...

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку "В гостях у сказки"

В данном материале находится рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления кружка английского языка "В гостях у сказки". В рамках этой программы был реализован ...

Рабочая программа дополнительного образования "В гостях у сказки"

Программа "В гостях у сказки" - это интегрированный курс, включающий в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство. Составлена на учебный год для 9-11 летних...

Рабочая программа театрального кружка "В гостях у сказки"

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...

Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку " В гостях у гномов" для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по немецкому языку " В гостях у гномов" для 3 класса...