Рабочая программа «В гостях у Истории. Изучаем, коллекционируем, создаем»
рабочая программа по истории (5, 6 класс) на тему
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В гостях у Истории.
Изучаем, коллекционируем, создаем»
5 – 6 класс, ФГОС ООО
общеинтеллектуальное направление
возраст: 10-12 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_istorii._progrmma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 32.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 191
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Санкт-Петербурга
___________________________________________________________
Россия, Санкт-Петербург,195298 ,Белорусская ул.26/2
тел/факс 521-3715, тел 521-0034
__________________________________________________________
Рассмотрено на МО Протокол №
« » __________2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель дир. по УВР ___________ Н.А.Савинова « » _____________2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ____________ С.А.Бабак.
« » __________2015 г.
|
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В гостях у Истории.
Изучаем, коллекционируем, создаем»
5 – 6 класс, ФГОС ООО
общеинтеллектуальное направление
возраст: 10-12 лет
срок реализации: 2015 - 2017 уч. годы
Соловьёва Екатерина Александровна
учитель истории и обществознания
2015
Пояснительная записка.
Данный курс является развернутым представлением истории как комплексной науки. На занятиях мы рассмотрим науки, которые помогают изучать историю в различных аспектах. Такие науки принято называть вспомогательными историческими дисциплинами (далее «ВИД»). Занятия дадут учащимся возможность всесторонне изучить тот или иной исторический источник, дать максимум информации о его происхождении. Все вспомогательные исторические дисциплины переплетены и взаимосвязаны и дают обширный материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной истории человечества. В отличие от уроков истории на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по конкретным вспомогательным историческим дисциплинам, что, во-первых, поможет им лучше усвоить понятие исторического источника и во-вторых, даст объяснение откуда мы так много можем знать о прошлом. Вспомогательные исторические дисциплины тесно связаны между собой; каждая из них имеет свои приемы и свой объект исследования, но цель у них одна - дать максимум информации об историческом источнике. К числу ВИД относятся палеография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, источниковедение, историческая география и др.
В данный курс «В гостях у Истории. Изучаем, коллекционируем, создаем» включены наиболее занимательные и доступные пониманию учащихся дисциплины, позволяющие им самостоятельно проводить исторические исследования и понимать суть истории как науки. Основной упор делается на закрепление изученного материала: в форме практикумов, собеседований и тестирования. Тестирование проводится в конце изучения новой темы, что позволяет проверить знания учащихся в соответствии с планируемым результатом обучения. Особое внимание уделяется информационно-поисковому заданию, так как от его выполнения зависит продуктивность проектной деятельности. Ребенок может занимается поиском и анализом информации, как на занятиях в школе, так и дома в кругу семьи, поскольку большая часть заданий касается именно истории семьи учащихся. Таким образом, в некоторой степени происходит и укрепление семейных отношений и традиций.
Курс «В гостях у Истории. Изучаем, коллекционируем, создаем» относится к общеинтеллектуальному направлению.
Цель: формирование интереса учащихся к предмету, углубление знаний по истории и расширение кругозора учащихся.
Задачи курса:
1) познакомить учащихся с вспомогательными историческими дисциплинами
2) показать различные предметы с точки зрения их исторической значимости
3) продолжить формировать аналитические способности учащихся
4) привить критическое отношение к достоверности того или иного исторического факта
5) повысить интерес к поисковой деятельности и творческой активности.
6) развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
7) пробуждение интереса к истории своей семьи, Отечества;
8) научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём.
Программа курса «В гостях у Истории. Изучаем, коллекционируем, создаем» предназначена для учащихся 5 - 6 классов, рассчитана на 68 часов из расчёта 1 час в неделю.
Ожидаемые результаты:
К важнейшим личностным результатам относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты курса внеурочной деятельности выражаются в следующих качествах:
- организация и регулирование своей деятельности — учебной, общественной и др.;
- владение и умение работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, составлять тезисы и конспект, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях);
- способность к решению творческих задач;
- представление результатов своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат);
-сотрудничество с другими учащимися, уметь выполнять коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов - приобретение учащимися социальных знаний, получение и обработка информации из источника.
Примерные виды заданий - определение типа исторического источника, извлечение первичной информации, комментирование источника, выделение фактов и версий события, выявление элементарных причинно-следственных связей: причины, мотивы, последствия.
Виды самостоятельной работы: самостоятельное рассмотрение источника и участие в беседе по полученной информации, отбор информации для подтверждения мысли, выделение «ключевых слов», постановка вопросов к источнику.
Второй уровень результатов – формирование позитивного отношения учащихся к базовым ценностям нашего общества, к социальной реальности в целом, развитие ценностных отношений к родному Отечеству через осмысление, сравнение, оценку источников.
Сравнение описания одного события в разных источниках, выделение различных версий исторического события, выявление противоречий в источниках, сравнение различных типов источников по одной проблеме; анализ серии источников; оценка достоверности источника.
Третий уровень результатов – приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия, приобретение навыков творческой деятельность (исследовательская, дискуссионная, игровая).
Свободная классификация источников в соответствии с целью деятельности; использование различных методов вспомогательных исторических дисциплин; выявление альтернатив исторического развития по источникам; построение всей системы аргументации, защита своих позиций в дискуссии с помощью источников.
Формы занятий: беседы, викторины, экскурсии, олимпиады, конкурсы, элементы поисковой деятельности, игры, досуговое общение, художественное творчество.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе (зачет/незачет) и направлен на проверку выполнения учащимися работ практической направленности. Учет занятий ведется после каждой практической работы и любого творческого задания с записью в журнал. На каждом занятии учащиеся будут получать теоретические знания, но большая часть времени отведена практическому использованию полученных знаний и созданию проектов. В 5 классе по результатам занятий учащиеся формируют кейс с материалами, и на основе данных материалов готовят творческие и исследовательские проекты по темам: Археология, Генеалогия, Ономастика, Источниковедение. Как итог всего курса предполагается крупный проект «История моей семьи», основанный на информации из предыдущих проектов. В 6 классе итогом каждого раздела является создание группового проекта, на основе кейса сформированного каждым учащимся в течении изучения каждой темы.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Общее кол-во часов | Краткое содержание деятельности на занятии | |
Теория | Практика | |||
5 класс 34 часа | ||||
1-2 | Раздел 1. Начинаем изучать предмет (2 часа) | 1 | 1 | Знакомство с терминами. Поиск информации о науках помощницах. Продукт: Словарик терминов, кроссворд. |
Раздел 2. Знакомимся с дисциплинами – помощницами (30 часов) | ||||
3-5 | Археология | 1 | 2 | Знакомство с предметом. Просмотр фото и видеоматериала, данных археологических раскопок. Изучение методов ведения археологических раскопок. Продукт: мини-проект «Я – археолог». Словарик терминов. |
6-12 | Генеалогия | 2 | 5 | Знакомство с предметом. Поиск информации. Просмотр различных форм генеалогических исследований. Изучение терминологии родства. Игра «Юный исследователь» Продукт: Генеалогическое древо семьи. Словарик терминов. |
13-17 | Ономастика (антропонимика и топонимика) | 2 | 3 | Знакомство с предметом. Поиск информации. Изучение происхождения имен и названий. Игра «Юный исследователь» Продукт: проект «Мое имя значит…», словарик терминов |
28-26 | Геральдика | 2 | 7 | Знакомство с предметом. Поиск информации. История возникновение. Просмотр фото и видео материала по теме. Изучение законов создания герба. Работа в группах по созданию герба. Продукт: «Мой личный герб», словарик терминов. |
27-32 | Источниковедение | 2 | 4 | Знакомство с предметом. Изучение различных видов исторических источников. Особое внимание уделяется источникам ХХ и ХIХ вв. Продукт: каталог источников по истории своей семьи, словарик терминов. |
33-34 | Раздел 3. Подводим итоги (2 часа) | 2 | Защита итоговых проектов. | |
6 класс 34 часа | ||||
35 | Раздел 4. Введение (1 час) | 0,5 | 0,5 | Вспомним, что узнали в прошлом году. Знакомство с новыми терминами. Поиск информации о науках помощницах. Продукт: Словарик терминов, кроссворд. |
36-45 | Раздел 5. Учимся работать с письменными историческими источниками (10 часов) | 3 | 7 | Знакомство с письменными историческими источниками. Поиск исторического документа, по заданной теме и виду. Изучение методики источниковедческого анализа. Продукт: карточка-описание источника, собственный источник выбранной теме и периоду, словарик терминов. |
Раздел 6. Исторический счет (21 часов) | ||||
46-54 | Историческая хронология | 3 | 6 | Знакомство с предметом. Изучение истории науки хронологии, создания различных календарных систем. Поиск информации. Решение хронологических задач по формулам. Продукт: мини-сборник хронологических задач, словарик терминов. |
55-61 | Историческая метрология | 2 | 5 | Знакомство с предметом. Изучение метрических систем. Решение метрических задач. Продукт: мини-проект о мере длины или веса, словарик терминов. |
62-66 | Нумизматика | 1 | 4 | Знакомство с предметом. Поиск информации. Изучение мировых денежных систем. Продукт: «Коллекция монет», «Юный нумизмат», словарик терминов. |
67-68 | Раздел 7. Подводим итоги (2 часа) | 2 | Защита проектов. | |
Общее кол-во часов | 19,5 | 48,5 |
Содержание программы
5 класс
Раздел 1. Начинаем изучать предмет (2 часа)
История как наука. Роль истории в жизни людей. Понятие «исторический источник». Цели и задачи занятий по программе. Основные понятия и термины:
(археология, палеография, геральдика, сфрагистика, хронология, антропонимика, метрология, нумизматика, генеалогия) и их роль в изучении истории.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов, составление словаря терминов, составление кроссворда.
Раздел 2. Знакомимся с дисциплинами - помощницами.
(30 часов)
Археология: предмет и задачи, основные понятия, значение дисциплины. Археологический памятник. Археологические раскопки, культурный слой. Реставрация. Погребения. Генеалогия: предмет изучения, методика исследования. Геральдика: основные понятия и функции исторической дисциплины. Гербы и их разновидности. Происхождение гербов. Правила геральдики (форма, цвет, деление, фигуры). Государственные, областные и городские гербы Ономастика: предмет, виды, значение. Антропонимика и топонимика основные понятия, история происхождения имен собственных. Значение названий. Источниковедение: предмет, функции, особенности. Исторические источники XX века: звуковые записи, кино-фото-видеоисточники и их роль в изучении истории.
Практическая работа: игра «Юный исследователь». Проявляя детективные навыки учащийся должен будет внимательно исследовать предложенный текст и дать ему полную по возможности характеристику, придумать свою собственную печать, с полным и подробным её описанием, раскрыть тайну происхождения своего имени, исследовать место своего рождения. Результатом работы учащихся должен стать проект «Моя родословная», «История моей семьи»
Раздел 3. Подводим итоги
Практическая работа. Обсуждение проделанной работы. Защита своих проектов в игровой форме – «Круглый стол» или «Симпозиум».
6 класс
Раздел 4. Введение.
Вспомним, что изучили в прошлом году. Определим цели и задачи продолжения курса. Введем новые понятия и определения.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов, составление словаря терминов, составление кроссворда.
Раздел 5. Учимся работать с письменными историческими источниками (9 часов)
Повествовательно-описательные исторические документы, их роль в изучении истории (летописи, хроники, мемуары, письма, описания). Актовые документы – юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи) документы. Литературные источники, исторические источники на уроках литературы. Историческая беллетристика на уроках истории.
Практическая работа. Составить собственный письменный источник: написать мемуары, составить договор, создать дневник и т.д.
Раздел 6. Исторический счет (22 часа)
Историческая хронология: предмет и задачи хронологии. Единицы счета времени. Календари: юлианский и григорианский. Эры и их виды. Астрологическая и историческая хронология. Лента времени. Часы. Историческая метрология: предмет и задачи. Меры длины. Меры площади (поверхности). Меры сыпучих тел. Меры жидкости. Меры веса. Нумизматика: предмет и задачи. Происхождение монет и денежных знаков. Язык монеты. Русская денежная система.
Практическая работа. Защита тематических рефератов в игровой форме. Работа в группах. Решение метрических и хронологических задач. Результатом деятельности станет проекты: «Коллекция монет», «Юный нумизмат».
Раздел 7. Подводим итоги (2 часа)
Практическая работа. Обсуждение проделанной работы. Защита своих проектов в игровой форме – «Симпозиум», «Экскурсия».
Методическое обеспечение программы:
- Вяземский Е.Е. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практическое пособие / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М., 2010.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками.: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
- Классен В. А. Использование художественной литературы в 5-7 классах.- М., 2010.
- Книга для чтения по истории средних веков: Пособие для учащихся 7 кл. сред. шк. / Сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе. – 2-е изд. доп. М.: Просвещение, 1990.
- Колосков AT. История России.: Дидактические материалы. - М, 2011.
- Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М., 2010.
- Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. для спуд. высш. учеб.завед. / Под ред. Г.А Леонтьевой.-М., 2011.
- Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся 6 кл. сред. шк. – 2-е изд. доп. М.: Просвещение, 1990.
- Отечественная история. Документы и справочные материалы / под общ.ред. А.О. Чубарьяна. – М., 2010.
- Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории.- М., 2012.
- Рогов А.Д., Липко Г.М. Хрестоматия поэтических произведений по истории Древнего мира и Средних веков.- М., 2009.
- Сто вопросов и ответов по истории: Учебное пособие// под общей редакцией А.Н.Алексашкиной.- М., 2011.
Интернет-ресурсы
http://www.school.edu.ru
Сайт российского школьного образования
Учительская газета
Издательский дом «Первое сентября»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу "Создай свой бизнес"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Элективный курс «Создай свой бизнес» Класс 9 Часов 34 Б...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классах "В гостях у сказки"
Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование были составлены учителем английского языка. Рассчитана на 17 часов, один раз в неделю.Программа отвечает основным требованиям Федерально...
Рабочая программа В гостях у Ириски
Программа создана для детей от двух до трех лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку "В гостях у сказки"
В данном материале находится рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления кружка английского языка "В гостях у сказки". В рамках этой программы был реализован ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я создаю проект", 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я создаю проект", 6 класс...