Рабочая программа "Юный петербуржец", "Эрудит +"
рабочая программа на тему
Подробная рабочая программа для ОДОД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 199.5 КБ |
![]() | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №270 Красносельского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
______________________Е.В. Журавлёва
ОСНОВАНИЕ:
Решение педсовета ГБОУ СОШ №270
от ______________________________
Протокол №______________________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ ПЕТЕРБУРЖЕЦ»
Возраст учащихся: 14 — 17 лет
Срок реализации: 2 года
Объём реализации: 288 учебных часов (по 144 часа в год)
Автор-составитель: Соловова Светлана Леонидовна,
преподаватель дополнительного образования
Методическое сопровождение:
Мушко Лидия Петровна, методист
Санкт-Петербург
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная дополнительная образовательная программа соответствует социально-педагогической направленности, так как направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся, выработку умения анализировать и делать аналитические выводы на своем возрастном уровне, ориентироваться в городском пространстве.
Сегодня выпускникам школ требуются не только знания, но и практичкские умения. Соответственно, необходимо изменить организацию процесса обучения таким образом, чтобы школьники могли применять полученные знания на практике. Школьники среднего возраста в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни, значит нужно включать взрослые формы деятельности в учебный процесс.
Данная деятельность позволяет решить межличностные, внутри личностные проблемы учащихся.
Актуальность программы заключается в требовании времени. Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами массовой информации и применять их на практике. Современной школе необходимо информировать коллектив преподавателей, учащихся и их родителей, а также другую общественность о происходящих событиях в урочной и внеурочной деятельности своего учреждения. Школа должна быть открытым информационным пространством.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она даёт возможность расширить знания в области речеведения, грамматики, информационно-коммуникационных технологий, способствует развитию творческого мышления школьников, помогает им адаптироваться к будущей взрослой жизни. Помогает освоить различные виды деятельности: работа с Интернет-ресурсами, словарями, текстами, тестами, практикумы на компьютере, проектная деятельность и др.
Цель: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.
Задачи:
1. Способствовать ормированию познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.
2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:
- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
- о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
3.Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
- ориентироваться в культурном пространстве города,
- понимать особенности городских объектов как источников информации,
- применять полученные знания.
- совершенствовать общеучебные умения
- выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
Образовательная программа включает в себя теоретическую и практическую часть.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения (288 часов), занятия групповые - 2 раза в неделю по 2 часа. Возраст детей в группах- 14-17 лет.
Ожидаемые результаты
1 год обучения
По окончании первого года обучения учащиеся должны:
Ориентируются:
- по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);
- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей);
- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;
- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;
— грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;
— указывают хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга, в том числе постсоветского периода; называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия;
— называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой гране или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.)> объясняют их ценность (утилитарную, историко-культурную, общественнуюзначимость или др.) для современников и в настоящее время;
— называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны;
— называют фамилии знаменитых петербуржцев (в том числе и жителей XXI в.), соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности, высказывают свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга;
— разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава (в том числе и XXI в.); указывают условия жизни горожан (жителей имперской столицы, советского города, постсоветского города); перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства; рассказывают об особенностях быта горожан; выявляют связи с сегодняшним днем; объясняют роль каждого горожанина в жизни города;
— раскрывают основные положения содержания Устава Санкт-Петербурга; узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна;
— объясняют возможности, предоставляемые городом для реализации жизненных планов людей;
— объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга;
- указывают основные периоды развития нашего края, объясняют роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира.
Ожидаемые результаты
2 год обучения
По окончании второго года обучения учащиеся должны:
Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая, Topplan и др.), рекомендованным учителем:
— находят на карте нужные объекты;
— прокладывают оптимальные маршруты;
— читают карты как источник информации.
Ориентируются в реальном городском и музейном пространстве
(по природным ориентирам, по адресу, по городским ориентирам и доминантам, по маршрутному листу, по картам):
— объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения;
— регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам.
Умеют:
— извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета);
— узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); соотносить с реальным объектом города;
— самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делать вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
— «добывать» информацию от родственников, горожан как от источников краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью).
Умеют:
— разъяснить, объяснить роль конкретных памятников, традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города, используя ранее полученные знания (из повседневного опыта по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета);
- — применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т. д.) Умеют:
— сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;
— работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом;
— работать с наглядным материалом;
— обосновывать, аргументировать, доказывать свой ответ (мнение, точку зрения, оценку);
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы.
Формы и методы определения результативности (подведения итогов):
Публичные выступления, защита исследовательских и проектных работ, участие в соревнованиях, конкурсах.
Методы обучения: наглядный, вербальный, творческий, проблемно-поисковый, эвристический, практический.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 2 | 2 | 4 |
2 | Петербург в конце 19 века. | 4 | 8 | 12 |
3 | Петербург в начале 20 века. | 4 | 8 | 12 |
4 | Красное Село в 19 веке. | 10 | 20 | 30 |
5 | Петроград — Ленинград. | 16 | 32 | 48 |
6 | Город перед войной. | 4 | 8 | 12 |
7 | Красное Село в начале 20 века. | 8 | 16 | 24 |
8 | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 |
Итого: | 50 | 94 | 144 |
Содержание программы
1 год обучения
№ п/п | Темы занятий |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Теория: Знакомство с членами кружка, программой. Знакомство с руководителем. Цели и задачи объединения на учебный год. Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности. Практика: Создание буклета с памяткой по правилам техники безопасности и правилам поведения. |
2 | Петербург в конце 19 века. Теория: Города — среда обитания горожан 19 века. Структура города. Благоустройство и комфортность жизни. Проблемы городской жизни. Важнейшие события общероссийского масштаба, происходившие в городе в конце 19 века. Государственные деятели каждого периода. Памятники, напоминающие о событиях и государственных деятелях. Практика: Написание мини исследований, маршрутов экскурсий. |
3 | Петербург в начале 20 века. Теория: Города — среда обитания горожан. Благоустройство и комфортность жизни. Проблемы городской жизни. Важнейшие события общероссийского масштаба, происходившие в городе в начале 20 века. Государственные деятели. Памятники, напоминающие о событиях и государственных деятелях. Из истории формирования нашего города как центра художественной культуры. Практика: Работа в малых группах над созданием творческих работ. |
4 | Красное Село в 19 веке. Теория: Отражение важнейших событий общероссийского масштаба в истории Красного Села в начале 20 века. Памятники, объекты, напоминающие о событиях и государственных деятелях, трудившихся в Красном Селе. Практика: Работа в группах по разработке и дальнейшем проведении районной игры. |
5. | Петроград — Ленинград. Теория: Санкт-Петербург – Петроград – «зеркало» и арена истории. Столичные памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об общероссийских событиях. Памятные места бывшей столицы. Переименование Петербурга в Петроград. Петербург-Петроград – арена важнейших для России политических событий. Практика: Работа по написанию исследовательских работ. Работа над составление компьютерной олимпиады. |
6 | Город перед войной. Теория: Санкт-Петербурга – место жительства горожан. Петербург – город предвоенного времени. Условия жизни горожан: управление городом, проблемы жителей. Практика: Работа в малых группах по подготовке заданий к районной олимпиаде истории и культуре санкт-Петербурга. |
7 | Красное Село в начале 20 века. Теория: Объекеты современного Красного Села: здание завода Экран, Бумажной фабрики, Мостотряд — 19, торговые центры, новые школы. Практика: Работа в группах и индивидуально по составлению квест-игры: «Красное Село». |
8 | Итоговое занятие. Теория: Подведение итогов обучения за год. Награждение лучших учащихся. Повторение правил поведения летом. |
Поурочное планирование.
1 год.
№ занятия | Содержание | Часы | Дата | |
1,2 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 4 | ||
Петербург в конце 19 века. | 12 | |||
1 | Карта Петербурга 19 — начале 20 века. | 2 | ||
2 | Жизнь Петербурга-Петрограда в 19 — начале 20 века. | 2 | ||
3 | Образ жизни горожан Петербурга 19 — начале 20 века. | 2 | ||
4 | Писатели и поэты «серебряного века» в петербурге-Петрограде. | 2 | ||
5 | Празднование 200-летнего юбилея и другие праздники. | 2 | ||
6 | Написание мини-исследования. | 2 | ||
Петербург в начале 20 века. | 12 | |||
1 | Столичный город при Николае II. | 2 | ||
2 | Жизнь города при Николае 2. | 2 | ||
3 | Эклектика и модерн в городе. | 2 | ||
4 | Архитектурные особенности начала века. | 2 | ||
5 | Основные события и памятники начала 20 века. | 2 | ||
6 | Написание эссе. Разработка экскурсии. | 2 | ||
Красное Село в 19 веке. | 30 | |||
1 | Карта Красного Села в 19 веке. | 2 | ||
2 | Статус «Дворцовое Село». | 2 | ||
3 | Быт и нравы красносёлов 19 века. | 2 | ||
4 | Маневры в Красном Селе. | 2 | ||
5 | Император и великий князь на манёврах в Красном Селе. | 2 | ||
6 | Повседневная жизнь манёвров. | 2 | ||
7 | Прогулки по парку 19 века. | 2 | ||
8 | Театральная жизнь Красного Села. | 2 | ||
9 | Театральные постановки. | 2 | ||
10 | Писатели в Красном Селе. | 2 | ||
11 | Живописцы в Красном Селе. | 2 | ||
12 | Изящество родного края. | 2 | ||
13 | Сбор материалов. | 2 | ||
14 | Работа над проектом. | 2 | ||
15 | Защита проекта. | 2 | ||
Петроград — Ленинград. | 48 | |||
1 | Наследие прошлого. | 2 | ||
2 | Наследие Петербургской губернии | 2 | ||
3 | События, изменившие жизнь страны и города. | 2 | ||
4 | Облик горожан. | 2 | ||
5 | Облик города. | 2 | ||
6 | Петроград-Ленинград. | 2 | ||
7 | Ленинград – промышленный центр СССР. | 2 | ||
8 | Ленинград – торговый центр СССР. | 2 | ||
9 | Образование и просвещение в Ленинграде. | 2 | ||
10 | Наука в Ленинграде. | 2 | ||
11 | Культура Ленинграда. | 2 | ||
12 | Ленинградская архитектура. Конструктивизм. | 2 | ||
13 | Транспортная система Ленинграда. | 2 | ||
14 | Ленфильм. | 2 | ||
15 | Карта города. | 2 | ||
16 | Изменения в управлении. | 2 | ||
17 | Быт ленинградцев. | 2 | ||
18 | Праздники в Ленинграде. | 2 | ||
19 | Новые памятники. | 2 | ||
20 | Ленинградская область. | 2 | ||
21 | Ленинградская область. | 2 | ||
22 | Сбор материалов. | 2 | ||
23 | Написание проекта. | 2 | ||
24 | Защита проекта. | 2 | ||
Город перед войной. | 12 | |||
1 | Жизнь города перед войной. | 2 | ||
2 | Жизнь горожан перед войной. | 2 | ||
3 | Особенности Лненинграда. | 2 | ||
4 | Сталинский ампир (предвоенный). | 2 | ||
5 | Написание творческой работы. | 2 | ||
6 | Защита творческой работы. | 2 | ||
Красное Село в начале 20 века. | 24 | |||
1 | Изменения на карте. | 2 | ||
2 | Особенности красносельского строительства в начале 20 века. | 2 | ||
3 | Особенности жизни красносёлов. | 2 | ||
4 | Развлечения жителей Красного Села. | 2 | ||
5 | С манёвров на войну. | 2 | ||
6 | Первая Мировая война и Красное Село. | 2 | ||
7 | Новое в Красном Селе. | 2 | ||
8 | Областное значение. | 2 | ||
9,1 | Работа в музеях Красного Села. | 4 | ||
11 | Сбор материалов и написание исследовательской работы. | 2 | ||
12 | Защита исследовательской работы. | 2 | ||
Итоговое занятие. | 2 |
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 2 | - | 2 |
2 | Ленинград в годы Великой Отечественной войны. | 8 | 16 | 24 |
3 | Красное Село в годы Великой Отечественной войны. | 8 | 16 | 24 |
4 | Ленинград: 1945-1991 г.г. | 10 | 14 | 30 |
5 | Красное Село: 1945-1991 г.г. | 8 | 16 | 24 |
6 | Ленинградская область в 20 веке. | 2 | 4 | 6 |
7 | Современный Петербург. | 8 | 16 | 24 |
8 | Моя малая Родина в наши дни. | 4 | 10 | 14 |
9 | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 |
Итого: | 52 | 92 | 144 |
Содержание программы
2 год обучения
№ п/п | Темы занятий |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Теория: Цели и задачи объединения на учебный год. Выбор нового актива. Распределение должностей. Правила поведения и техники безопасности на занятиях |
2 | Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Теория: Жизнь города и его жителей во время Вов. Ленинград – город-герой. Хронология жизни блокадного города и его жителей. Памятники и памятные места. Практика: Работа с картами. Работа в музеях, посвящённых Вов. Написание творческой работы. |
3 | Красное Село в годы Великой Отечественной войны. Теория: Жизнь его жителей во время ВОв. Памятники и памятные места. Красное Село рубеж обороны. Практика: Работа в школьных музеях Красного Села. Работа в группа и индивидуально над составлением исследовательских работ. |
4 | Ленинград: 1945-1991 г.г. Теория: Наследие Ленинграда. Общая характеристика эпохи. Карта и облик города. Этапы развития СССР – этапы истории Ленинграда. Ленинград – экономической центр СССР. Достижения и недостатки ленинградской экономики. Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Ленинград – центр художественной культуры. Выдающиеся деятели культуры. Памятники и памятные места, связанные с известными деятелями культуры. Театры, концертные залы, кино. Практика: Работа в малых группах по подготовке заданий к районной олимпиаде истории и культуре Санкт-Петербурга. |
5 | Красное Село: 1945-1991 г.г Теория: Карта и облик Красного Села. Выдающиеся деятели культуры. Жизнь и деятельность А.Е. Березанского. Практика: Работа в группа и индивидуально над составлением игры. |
6 | Ленинградская область в 20 веке. Теория: Карта области. Памятные места. Изменения. Практика: Работа с картами. Составление маршрутов. |
7 | Современный Петербург. Теория: Современный Петербург. Управление Санкт-Петербургом. Устав Санкт-Петербурга. Условия жизни петербуржцев и их проблемы. Городское хозяйство и благоустройство города. Городские традиции Практика: Работа в группах над разработкой и проведением экскурсий. |
8 | Моя малая Родина в наши дни. Теория: Современный облик Красного Села. Изменения. Застройка. Новые объекты и планы. Практика: Работа в группах над разработкой и проведением экскурсий по территории современного Красного Села. |
9 | Итоговое занятие. Теория: Подведение итогов обучения за год. Награждение лучших учащихся. |
Поурочное планирование.
2 год.
№ занятия | Содержание | Часы | ||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 2 | ||
Ленинград в годы Великой Отечественной войны. | 12 | |||
1 | Ленинградская блокада. | 2 | ||
2 | Страшная война. | 2 | ||
3 | Никто не забыт и ничто не забыто | 2 | ||
4 | Памятники ВОв в Ленинграде. | 2 | ||
5 | Музеи города о войне и блокаде. | 2 | ||
6 | Защита творческой работы. | 2 | ||
Красное Село в годы Великой Отечественной войны. | 12 | |||
1 | Рубеж обороны. | 2 | ||
2 | Бои на территории Красного Села. | 2 | ||
3 | Воронья гора. | 2 | ||
4 | Жизнь красносёлов в годы войны. | 2 | ||
5 | Написание исследовательской работы. | 2 | ||
6 | Защита исследовательской работы. | 2 | ||
Ленинград: 1945-1991 г.г. | 30 | |||
1 | Карта города. | 2 | ||
2 | Послевоенный Ленинград. | 2 | ||
3 | Памятные места, связанные с ВОв. | 2 | ||
4,5 | Экскурсия по памятным местам . | 4 | ||
6 | Ленинград – крупный промышленный центр. | 2 | ||
7 | Образование в нашем городе. | 2 | ||
8 | Наука в нашем городе. | 2 | ||
9 | Культура на берегах Невы. | 2 | ||
10 | Послевоенныый неоклассицизм. | 2 | ||
11 | Ленинградское строительство 1960-70-е годы. | 2 | ||
12 | Функционализм. | 2 | ||
13 | Изменение границ горрода. | 2 | ||
14 | Разработка маршрута экскурсии. | 2 | ||
15 | Защита маршрута экскурсии. | 2 | ||
Красное Село: 1945-1991 г.г. | 12 | |||
1 | Восстановление Красного Села. | 2 | ||
2 | Город областного значения. | 2 | ||
3 | В составе Ленинграда. | 2 | ||
4 | Развитие промышленности в Красном Селе. | 2 | ||
5 | Музеи Красного Села. Сбор материала. | 2 | ||
6 | Защита проекта. | 2 | ||
Ленинградская область в 20 веке. | 6 | |||
1 | Границы области. | 2 | ||
2 | Восстановление и развитие области. | 2 | ||
3 | Разработка и защита маршрута. | 2 | ||
Современный Петербург. | 24 | |||
1 | Границы современного города. | 2 | ||
2 | Развитие науки и образования. | 2 | ||
3 | Соременная живопись. | 2 | ||
4 | Литература города на Неве. | 2 | ||
5 | Промышленность Петербурга. | 2 | ||
6 | Современная архитектура. | 2 | ||
7 | Новые маршруты. | 2 | ||
8,9,10 | Экскурсия по современному Петербургу. | 6 | ||
11 | Написание экскурсии. | 2 | ||
12 | Защита. | 2 | ||
Моя малая Родина в наши дни. | 14 | |||
1 | Границы современного образования. | 2 | ||
2 | Жизнь красносёлов. | 2 | ||
3 | Реставрация Красного Села. | 2 | ||
4 | 300-летие Красного Села. | 2 | ||
5 | Зачётная работа. | 2 | ||
6 | Сбор материалов. | 2 | ||
7 | Проведение экскурсии. | 2 | ||
Итоговое занятие. | 2 |
Методическое обеспечение образовательной программы
1 год обучения
№ п/п | Темы занятий | Форма занятий | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | Беседа, рассказ, практическая работа | Бумага, компьютер, анкеты, буклеты, инструкции по ТБ | Опрос, буклет по ТБ |
2 | Петербург в конце 19 века. | Беседа, рассказ, презентация, практическая работа | Презентация, проектор, компьютер, бумага, газеты, журналы, презентации, карты | Защита мини-исследование, представление маршрутов. |
3 | Петербург в начале 20 века. | Беседа, рассказ, работа в малых группах, игра | Бумага, ноутбуки(мобильный класс), газеты, интернет, презентации, карты | Защита творческих работ |
4 | Красное Село в 19 веке. | Беседа, рассказ, презентация, практическая работа | презентация, компьютер, проектор, принтер, копир, сканер, бумага, интернет, СМИ, фотографии, видеоматериалы | Проведение игры |
5 | Петроград — Ленинград. | Беседа, рассказ, практическая работа | ноутбуки (мобильный класс) с выходом Интернет, презентации, карты | Защита проекта |
6 | Город перед войной. | Рассказ, презентация, практическая работа | Компьютер, проектор, презентация, бумага, интернет, СМИ, карты | Отбор материалов |
7 | Красное Село в начале 20 века. | Рассказ, презентация, практическая работа | Компьютер, проектор, фотографии, видеоматериалы, интернет, СМИ, презентации, карты
| Защита исследовательской работы |
Итоговое занятие. | Беседа, награждение | Компьютер, проектор, грамоты, фотографии, видеоматериалы
| Награждение |
Методическое обеспечение образовательной программы
2 год обучения
№ п/п | Темы занятий | Форма занятий | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | рассказ, беседа | Инструкции по ТБ | Опрос |
2 | Ленинград в годы Великой Отечественной войны. | Рассказ, беседа, презентация, практическая работа | Компьютер, проектор, презентация бумага, интернет, СМИ, | Защита творческой работы |
3 | Красное Село в годы Великой Отечественной войны. | Рассказ, беседа, презентация, практическая работа, игра | Компьютер, проектор, презентация, бумага, карты, интернет, СМИ, | Защита исследовательской работы |
4 | Ленинград: 1945-1991 г.г. | Беседа, рассказ, практическая работа | Компьютер, принтер, бумага, презентации, карты | Защита заочной экскурсии |
5 | Красное Село: 1945-1991 г.г. | Беседа, рассказ, презентация, практическая работа | Бумага, компьютер, проектор, презентации,карты, интернет, СМИ | Защита проекта |
6 | Ленинградская область в 20 веке. | Беседа, рассказ, практическая работа | Бумага, компьютер, проектор, принтер, копир, сканер,карты | Защита маршрута |
7 | Современный Петербург. | Рассказ, беседа, игра, практическая работа | Компьютер, принадлежности для рисования, бумага, карты, фотоаппарат | Зачет и проведение экскурсии |
8 | Моя малая Родина в наши дни. | Презентация, рассказ, беседа, практическая работа | Бумага, компьютер, проектор, принтер, копир, сканер, карты, фотоаппарат | Зачет и проведение экскурсии |
9 | Итоговое занятие. | Беседа, награждение | Компьютер, проектор, грамоты, фотографии, видеоматериалы
| Награждение |
Список литературы.
1 год обучения.
Для педагога:
1.Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1.(с древнейших времен до начала ХIX века) – СПб.СМИО Пресс. 2011
2. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.2 (XIX век – начало XX века). – СПб.СМИО Пресс. 2011
3.Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XIX век – начало XX века). – СПб.СМИО Пресс. 2013
4. Анциферов «Душа Петербурга».
5. Муравьева И. А. Век модерна. – СПб., 2001- 2004.
6. Февральская революция. Историческая справка // Преподавание истории в школе. 2001, № 5
7. Физиология Петербурга. - М., 1991
8. Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. - Л., 1991.
9. Красное Село. Летний лагерь императорской гвардии. 2011 г.
10. Периодическая печать I960—1980-х годов.
11. Семейные архивы.
Для учащихся:
1. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».
2. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XIX век – начало XX века). – СПб.СМИО Пресс. 2013
3. Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. Исторический справочник. — СПб., 2000.
Бахтиаров А. А. Брюхо Петербурга: Очерки столичной жизни. - СПб., 1994.
4. Длуголенский Я. Н. Век Достоевского. В 2х ч. – СПб., 2005- 2007.
5. Дмитриев С. С. Очерки русской культуры начала XX века. Книга для учителя. — М., 1985.
Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. В. Г. Исаченко. - СПб., 1998.
6. От конки до трамвая / Сост. Е. Шапилов, М. Величко, Л. Процай, Н. Буйникова. - СПб., 1993.
7. Муравьева И. А. Век модерна. – СПб., 2001- 2004.
8 . Успенский Л. В. Записки старого петербуржца. — Л., 1970
Интернет-ресурсы по истории и культуре Санкт-Петербурга для педагога и учащихся:
- Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
- Живой город http://www.save-spb.ru/
- Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
- Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/
- Книги о Санкт-Петербурге http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm
- Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/
- Метрополитен Санкт-Петербурга http://www.karta-metro.ru/peter/
- Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/
- Московский вокзал http://history.rzd.ru/isvp/public/history?STRUCTURE_ID=5066
- Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/
- Музей политической истории http://www.polithistory.ru/
- Нева. Сайты о Санкт-Петербурга http://www.nevariver.ru/links.php
- Окрестности Петербурга http://www.aroundspb.ru/
- Петербург в деталях http://www.oldpeterburg.ru/
- Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus
- Петербург интерактивная карта http://peterburg2.ru/map/
- Петербургский генеалогический портал http://www.petergen.com/
- Питермания http://www.pitermania.ru/history/51-istorija-sankt-peterburga.html
- Прогулки по Петербургу http://walkspb.ru/
- Проект Санкт-Петербурга http://ru.wikipedia
- Санкт-Петербурга. Открытый город http://www.st-petersburg.ru/about/history/
- Санкт-Петербурга. Северный лес http://www.northern-forest.ru/ru/spb/spbhistory
- Фото сайт Санкт-Петербурга http://spbcity.info/
- Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/
- Экскурсионный Петербург http://www.gidspb.ru/
- Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.encspb.ru/index.php
- Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.spbin.ru/encyclopedia.htm
- Я люблю Петербург http://www.ilovepetersburg.ru/history
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Список литературы.
2 год обучения.
Для педагога:
- Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI века). – СПб. СМИО Пресс. 2013
2. Лебина Н. Б., Чистиков А. Н. Обыватель и реформы. – СПб., 2003.
3.Ленинградский Совет в годы гражданской войны и мирного строительства. 1917-1937 гг. - Л., 1986.
4. На корме времени / Сост. М. Витухновская. — СПб., 2000.
5. Осокина Е. А. За фасадом сталинского изобилия. — М., 1998.
6. Яров С. В. Пролетарий как политик. Политическая психология рабочих Петрограда. - СПб., 1999.
7. Яров С. В. Горожанин как политик. - СПб., 1999.
8. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. — Л., 1989.
9. Без антракта. Актеры города в годы блокады. — Л., 1970.
10.Ленинград - Блокада - Подвиг. - Л., 1984.
11. Литературный Ленинград в дни блокады. — Л., 1973.
12. Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Блокада Ленинграда в контексте политики. — СПб., 1998.
13. Периодическая печать I960—1980-х годов.
14. . Семейные архивы.
Для учащихся:
1. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».
2. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI века). – СПб. СМИО Пресс. 2011
3. Гранин Д. Ленинградский каталог.- Люб. изд.
4. Ершова Э. Б. Революция и реформы. Русская творческая интеллигенция в 1-й половине XX века // Вопросы истории, 2001, № 6.
5. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. - СПб., 2000.
6. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города. — СПб., 1999.
7. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. — Л., 1989.
8. Без антракта. Актеры города в годы блокады. — Л., 1970.
9. Ленинград - Блокада - Подвиг. - Л., 1984.
10. Литературный Ленинград в дни блокады. — Л., 1973.
11. Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Блокада Ленинграда в контексте политики. — СПб., 1998.
12. Ленинградская битва. 1941-1944: сб. статей. - СПб., 1995.
13. Никифоровская И. В. Художники осажденного города. — Л., 1985.
14. Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945 – 1982. – СПб., 2005.
15. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда / Сост. А. А. Кедринский и др. 2-е изд., испр. и доп. — Л., 1989.
16. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. — СПб., 2000.
17. Лисовский В. Н. Ленинград. Районы новостроек. — Л., 1983.
18. Санкт-Петербург. 1703 – 2003. Юбилейный статистический сборник. Вып. 1, 2. – СПб., 2003.
19. Периодическая печать I960—1980-х годов.
20. Семейные архивы.
Дополнительные источники знаний:
1. Периодическая печать.
2. Средства массовой информации.
3. Реальное состояние города.
4. Официальные сайты Администрации Санкт-Петербурга.
5. Сайт Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.
Интернет-ресурсы по истории и культуре Санкт-Петербурга для педагога и учащихся:
- Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
- Живой город http://www.save-spb.ru/
- Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
- Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/
- Книги о Санкт-Петербурге http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm
- Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/
- Метрополитен Санкт-Петербурга http://www.karta-metro.ru/peter/
- Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/
- Московский вокзал http://history.rzd.ru/isvp/public/history?STRUCTURE_ID=5066
- Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/
- Музей политической истории http://www.polithistory.ru/
- Нева. Сайты о Санкт-Петербурга http://www.nevariver.ru/links.php
- Окрестности Петербурга http://www.aroundspb.ru/
- Петербург в деталях http://www.oldpeterburg.ru/
- Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus
- Петербург интерактивная карта http://peterburg2.ru/map/
- Петербургский генеалогический портал http://www.petergen.com/
- Питермания http://www.pitermania.ru/history/51-istorija-sankt-peterburga.html
- Прогулки по Петербургу http://walkspb.ru/
- Проект Санкт-Петербурга http://ru.wikipedia
- Санкт-Петербурга. Открытый город http://www.st-petersburg.ru/about/history/
- Санкт-Петербурга. Северный лес http://www.northern-forest.ru/ru/spb/spbhistory
- Фото сайт Санкт-Петербурга http://spbcity.info/
- Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/
- Экскурсионный Петербург http://www.gidspb.ru/
- Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.encspb.ru/index.php
- Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.spbin.ru/encyclopedia.htm
- Я люблю Петербург http://www.ilovepetersburg.ru/history
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 270
Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
ГБОУ СОШ № 270 приказом № _____ от __________
Решение от ______________ Директор ГБОУ СОШ № 270
протокол № __ _______________
Журавлева Е.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
«ЭРУДИТ ПЛЮС»
Год обучения 1
Группа № 1__
Возраст учащихся: 16-17 лет
Составитель: педагог дополнительного образования
Соловова Светлана Леонидовна
Санкт-Петербург
2016-2017 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность образовательной программы объединения «Юный петербуржец» - социально-педагогическая
Главная идея программы «Эрудит плюс» - развитие творческого потенциала обучающихся.
Особенность программы «Эрудит плюс» - заключается в том, что она унифицирована и позволяет педагогу заниматься с детьми любыми исследованиями, интересующими учащихся в определённый момент: экономическими, историческими, краеведческими, культурогическими, правовыми и т.п..
Цель программы: формирование знаний и умений у учащихся, необходимых в проведении исследовательских работ, в подготовке выступлений (презентаций) на научно-практических конференциях и конкурсах школьников.
Задачи:
Обучающие
- расширять кругозор научных понятий у учащихся;
- формировать знания, умения и навыки по организации и проведению поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности;
- учить правилам и способам оформления результатов исследований;
Развивающие
- развивать навыки общения и коммуникации;
- развивать самостоятельность, креативность мышления.
Воспитательные
- воспитывать ответственное отношение к выполнению самостоятельной исследовательской работы;
- формировать общественно активную личность.
Ожидаемые результаты.
1 год обучения.
к концу учебного года учащиеся будут знать:
- понятия исследователя;
- правила исследователя;
- структуру учебно-исследовательской работы, проекта этапы и способы её создания;
- как выдвигать гипотезы и проверять их;
к концу учебного года учащиеся будут уметь:
- выполнять действия по организации исследовательской работы;
- формулировать цель, планировать задачи;
- проводить посильные наблюдения, исследования и опыты, делать соответствующие выводы;
- осуществлять сбор информации из различных источников: библиотеки, музеи, архивы, справочники, энциклопедии, Интернет - ресурсы;
- применять теоретические знания в практической деятельности;
- оформлять результаты наблюдений в виде исследовательских работ,проектов, презентаций, описаний, выводов;
- защищать свои исследования.
ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов:
- публичные выступления,
- защита исследовательских и проектных работ,
- участие в соревнованиях, конкурсах;
- тестовые задания;
- самостоятельные и групповые задания
Критерии оценки результатов обучения:
1. Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт, вывод, способ, метод.
2. Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость.
3. Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности: постановка цели и формулирование задач исследований, умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы.
4. Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей.
Оценка уровня сформированных компетенций
№ | Ф.И. учащегося | Понятия | Причинно-следственные связи | Исследовательские умения | Создание проекта, исследовательской работы | Примечание |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
Оценка уровня сформированных компетенций определяется по 3-х бальной системе:
3- умение полностью сформировано (высокий уровень)
2- умение сформировано частично (средний уровень)
1- умение сформировано частично (ниже среднего уровня)
0- умение не сформировано
Требования к оценке видов деятельностей (компетенций):
3 – учащийся свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает проект.
2 – учащийся свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.
1 – учащийся знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.
0 – учащийся не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом деятельности.
Основные формы проведения занятий:
теоретическая — работа с источниками, изучение литературы, исследования, обмен информацией, лекции, беседы, тесты
практическая – экскурсии, французские мастерские, петербургские лаборатории
2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 группа
№ п/п | Дата | Тема раздела/ занятия | Теория количество часов | Практика количество часов | Краткое содержание раздела/занятия | Примечание |
Раздел 1. Вводное занятие (4 часа). | . | |||||
1. | 05.09.16 | Комплектование групп. | 1 | 1 | Теория: Цели и задачи объединения на учебный год. Выбор нового актива. Распределение должностей. Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Практика: Создание буклета с памяткой по правилам техники безопасности и правилам поведения. | |
2 | 07.09.16 | Правила техники безопасности. Знакомство с программой. | 1 | 1 | ||
Раздел 2. Юный избиратель (10 часов). | Теория: Право в системе социальных норм. Система права: Источники права. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Понятие выборов. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Законодательство Российской Федерации о выборах. Выборный процесс и выборные технологии. Практика: Подбор материала для проекта. Разработка «модели» игры. | |||||
3 | 12.09 | Что такое избирательное право. | 2 | |||
4 | 14.09 | Выборные системы. | 2 | |||
5 | 19.09 | Современная технология выборов. | 2 | |||
6 | 21.09 | Проект: выборы. | 2 | |||
7 | 26.09.16 | Модель: «Выборы — 2016г.» | 2 | |||
Олимпиада - ступень к успеху (12 часов). | Теория: Как решать олимпиадные задания по предметам: экономика, право, история, обществознание.Особенности отбора материала к олимпиаде. Основные сведения по предметам экономика, право, история, обществознание. Практика: подбор олимпиадных заданий, разработка олимпиадных заданий. | |||||
8 | 28.09 | Что такое олимпиада. | 2 | |||
9 | 03.10 | Алгоритм выполнения олимпиадных заданий. | 2 | |||
10 | 05.10 | Решение олимпиадных заданий по экономике. | 2 | |||
11 | 10.10 | Решение олимпиадных заданий по обществознанию. | 2 | |||
12 | 12.10 | Решение олимпиадных заданий по истории. | 2 | |||
13 | 17.10.16 | Решение олимпиадных заданий по правоведению. | 2 | |||
Исследователькая работа «Старт в науку» (34 часа). | Теория: понятие исследовательской работы, знакомство с современными принципами исследований, расширение знаний по работе с разными видами источников (библиотека, интернет, …). Практика: посещение библиотек, отбор материала, работа с источниками, написание исследовательской работы, принципы составления тезисов и речи выступления, практическая декламация работы. | |||||
14 | 19.10 | Что такое исследовательская работа. | 2 | |||
15 | 24.10 | Виды исследовательских работ. | 2 | |||
16 | 26.10 | Выбор направления исследования. | 2 | |||
17 | 31.10 | Определение темы исследовательской работы. | 2 | |||
18 | 02.11 | Поиск информации для исследовательской работы. | 2 | |||
19 | 07.11 | Способы выбора материала. | 2 | |||
20 | 09.11 | Работа с источниками. | 2 | |||
21 | 14.11 | Отбор материала для исследовательской работы. | 2 | |||
22 | 16.11 | Интернет — как источник получения информации. | 2 | |||
23 | 21.11 | Библиотека - как источник получения информации. | 2 | |||
24 | 23.11 | Посещение библиотеки. | 2 | |||
25 | 28.11 | Работа с информацией в читальном зале. | 2 | |||
26 | 30.11 | Написание исследовательской работы. | 2 | |||
27 | 05.12 | Написание исследовательской работы. | 2 | |||
28 | 07.12 | Оформление работ. | 2 | |||
29 | 12.12 | Предзащита исследовательской работы. | 2 | |||
30 | 14.12.16 | Предзащита исследовательской работы. | 2 | |||
Моделирование в науке (16 часов). | Теория: Изучение понятия «модели», принципов её работы, технологий дейсвия. Практика: разработка модели, применение модельных технологий. | |||||
31 | 19.12 | Что такое «модель». | 2 | |||
32 | 21.12 | Виды моделирования процессов. | 2 | |||
33 | 26.12 | Технологии моделирования. | 2 | |||
34 | 28.12 | Разработка моделей. | 2 | |||
35 | 09.01 | Игра «Модель процесса» | 2 | |||
36 | 11.01 | Разработка модели ООН. | 2 | |||
37 | 16.01 | Игра «Модель ООН» | 2 | |||
38 | 18.01.17 | Защита проекта. | 2 | |||
Экономика — наука (12 часов). | Теория: Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономическая деятельность и ее измерители. Практика: решение задач по экономике, подбор материала для выполнение проека, связанного с экономической деятельностью. | |||||
39 | 23.01.17 | Что такое экономика. | 2 | |||
40 | 25.01.17 | Основные вопросы экономики. | 2 | |||
41 | 30.01.17 | Экономическая деятельность. | 2 | |||
42 | 01.02.17 | Решение задач по экономике. | 2 | |||
43 | 06.02.17 | Разработка проека. | 2 | |||
44 | 08.02.17 | Защита проекта. | 2 | |||
«Выбор профессии» (12 часов). | Теория: знакомство с многообразием профессий, выявление предпочтений. Познакомить с основными приёмами написания резюме. Практика: посещение «Кидбурга» - города профессий, подбор материала для выполнения и последующей защиты стендового плаката. Разработать и написать резюме. Отработать навыки в деловой игре. | |||||
45 | 13.02 | Какие бывают професси. | 2 | |||
46 | 15.02 | Экскурсия в «Город мастеров». | 2 | |||
47 | 20.02 | Разработка проекта стендового плаката: «Моя будущая профессия». | 2 | |||
48 | 22.02 | Защита проекта. | 2 | |||
49 | 27.02 | Что такое резюме?Составление деловой игры: «Принять на работу». | 2 | |||
50 | 01.03 | Деловая игра. | 2 | |||
Правоведение — 12 часов. | Теория: Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Конституция в иерархии нормативных актов. Практика: экскурсия в библиотеку Ельцина. Отбор материала для разработки игры по работе Законодательного собрания. | |||||
51 | 06.03 | Современное российское законодательство. | 2 | |||
52 | 13.03 | Основной закон — Конституция. | 2 | |||
53 | 15.03 | Библиотека Б.Н. Ельцина приглашает. | 2 | |||
54 | 20.03 | Экскурсия в библиотеку. | 2 | |||
55 | 22.03 | Подбор материала. | 2 | |||
56 | 27.03 | Игра «Работа Законодательного собрания С.-Пб». | 2 | |||
Мой город — Санкт-Петербург (12 часов). | Теория: Карта Петрбурга, основные объекты исторического и культурного наследия с 18 по 21 век. Практика: подборка и написание тестов по истории и культуре Санкт-Петербурга. Сбор материала, необходимого для написания исследовательской работы. | |||||
57 | 29.03 | Основные сведения по истории и культуре Санкт-Петербурга. | 2 | |||
58 | 03.04 | Тестирование по истории и культуре Санкт-Петербурга. | 2 | |||
59 | 05.04 | Сбор материала для исследовательских работ по истории и культуре Санкт-Петербурга. | 2 | |||
60 | 10.04 | Написание исследовательских работ по истории и культуре Санкт-Петербурга. | 2 | |||
61 | 17.04 | Защита исследовательских работ по истории и культуре Санкт-Петербурга. | 2 | |||
62 | 19.04 | Защита исследовательских работ по истории и культуре Санкт-Петербурга. | 2 | |||
Моя малая Родина (16 часов). | Теория: облик Красного Села с момента основания до наших дней. Карта. Изменения в городе и на карте. Застройка Красного Села. Практика: Работа в группах над разработкой и проведением квеста. | |||||
63 | 24.04 | Красное Село в 18 веке. | 2 | |||
64 | 26.04 | Красное Село в 19 веке. | 1 | 1 | ||
65 | 03.05 | Красное Село в 20 веке. | 1 | 1 | ||
66 | 10.05 | Жизнь красносёлов сегодня. | 2 | |||
67 | 15.05 | 300-летие Красного Села. | 2 | |||
68 | 17.05 | Подбор материала для проведения квеста по Красному Селу. | 2 | |||
69-70 | 22.05.17 | Проведение квеста. | 4 | |||
Итоговое занятие (4 часа). | Теория: Подведение итогов обучения за год. Награждение лучших обучающихся. Повторение правил поведения летом. | |||||
71-72 | 24.05.17 | Итоговое занятие | 4 | |||
ИТОГО: 144 | 38 | 106 |
4. ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ
№ п/п | Название мероприятия | Номер группы | Сроки / месяц | Место проведения | Примечание |
1. | День открытых дверей в ОДОД | 1 | сентябрь | Фойе школы | |
2. | Участие в школьных турах олимпиад. | 1 | Сентябрь, октябрь | ГБОУ СОШ №270 | |
Участие в районных турах олимпиад. | 1 | Ноябрь, декабрь | Школы Красносельского района ВШЭ | ||
4. | Участие в районном краеведческом конкурсе | 1 | декабрь-февраль | ДДЮТ | |
5. | Участие в конкурсе «Горжусь историей своей» | 1 | декабрь, январь | ДДЮТ | |
6 | «Ленинград. Война. Блокада» | 1 | январь | ДДЮТ | |
8 | Городской конкурс «Я-гражданин России» | 1 | февраль | ГДДЮТ | |
9 | Ангцифировские чтения | 1 | март | ДДЮТ | |
10 | Городские конкурсы по экономике | 1 | Март, апрель | ВШЭ | |
11 | Открытые занятия в ОДОД | 1 | апрель | ||
12 | Городские конкурсы «Выбор профессии» | 1 | апрель | ИТМО | |
13 | Игра ориентирование на улицах города | 1 | Апрель, май | Улицы Спб. | |
14 | Игра ориентирование на улицах Красного Села | 1 | май | Красносельский парк | |
15 | «Парад достижений» | 1 | май | ГБОУ СОШ №270 |
6. ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
№ п/п | Название мероприятия | Номер группы | Сроки | Место проведения | Примечание |
1. | Родительское собрание Тема: «О задачах кружка в новом учебном году, планирование совместной работы. Выбор родительского комитета |
| сентябрь | Кабинет №401 | |
2. | Проведение анкетирования для родителей. | октябрь | Кабинет №401 | ||
3. | День открытых дверей | ноябрь | Фойе, актовый зал | ||
4. | Индивидуальные консультации для родителей | сентябрь-май | Кабинет №401 | ||
5. | Открытое занятие | декабрь | Кабинет №401 | ||
6. | Родительское собрание Тема: «Участие воспитанников в городских соревнованиях, конкурсах» | январь | Кабинет №401 | ||
13. | Открытое занятие | апрель | Кабинет №401 | ||
14. | «Парад достижений» | май | Актовый зал |
7. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
С целью эффективности реализации программы в целом целесообразно использовать такие методы и технологии:
- информационно-развивающие (лекции, рассказы, беседы, просмотр художественных и видеофильмов, книг, демонстрация способов деятельности педагога);
- практически - прикладные (освоение умений и навыков по принципу “делай как я”);
- проблемно-поисковые (учащиеся самостоятельно ищут решение поставленных перед ними задач);
- творческие (развивающие игры, моделирование ситуаций, участие в досуговых программах, создание фотогазет и пр.);
- методы контроля и самоконтроля (самоанализ, анализ участия в соревнованиях, анализ действия на практических занятиях.)
Список литературы.
С целью эффективности реализации программы в целом целесообразно использовать такие методы и технологии:
- информационно-развивающие (лекции, рассказы, беседы, просмотр художественных и видеофильмов, книг, демонстрация способов деятельности педагога);
- практически - прикладные (освоение умений и навыков по принципу “делай как я”);
- проблемно-поисковые (учащиеся самостоятельно ищут решение поставленных перед ними задач);
- творческие (развивающие игры, моделирование ситуаций, участие в досуговых программах, создание фотогазет и пр.);
- методы контроля и самоконтроля (самоанализ, анализ участия в соревнованиях, анализ действия на практических занятиях.)
Список литературы :
- Баранова, Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью [Текст]/ Е.В. Баранова. - М.: Просвещение – 2004г.
- Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
- Борзенко, В.И Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. [Текст]/В.И. Борзенко, А.С. Обухов.- М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
- Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст]/ Н.И.Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.- 45с.
- Зверева, И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении [Текст]/ И.В. Зверева. – Волгоград: Издательский дом «Корифей», 2007.- 44с.
- Зимняя, И.А., Шашенкова, Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст]/ И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. - Ижевск, 2001.
- Ильичёв, А.И., Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области [Текст]: учебное пособие / А.И. Ильичёв, Л.И. Соловьёв. – АО Кемеровское книжное издательство, 1994.- 345с.Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общ. ред. А.С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. 612 с.
- Исследовательская деятельность учащихся: Научно-методический сборник в двух томах. Т. I. Теория и методика: Сборник статей/ Под ред. А.С. Обухова. М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. 701 с. С. 262-268.
- Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст]/ Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
- Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст]/ М.В. Кларин. - М., 1994. С. 84
- Кузина, В. М. Технология научного и учебного исследования [Текст]: учебное пособие/ В.М. Кузина. – Новокузнецк: РИО НГПИ, 2001.- 64с.
- Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова// Учитель года Москвы.–Письмо. – 2004. № 2.-С.13-14.
- Леонтович, А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]: Методический сборник/ А.В. Леонтович.- М.: Народное образование, 2001. С. 33-37
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/ А.Н. Леонтьев.- М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2004.
- Образование: взгляд в будущее [Текст]: Сборник лучших работ участни-
ков IV Всероссийского конкурса педагогов. - Обнинск: НОЦ «Росинтал», 2010. 194 с. - Оболенский, В. Н. Основы метеорологии [Текст] / В. Н. Оболенский. – М.-Л.: Сельхозгиз, 1957. – 371 с.
- Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст] А.С. Обухов.- М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. 224 с.
- «Отечество» [Текст]: Альманах. – М.: ФЦДЮТиК.
- Пидкасистый, П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст]/ П.Н. Пидкасистый. –М.: Педагогика, 1980г.
- Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст]/ А.Н. Поддъяков.- М., 2000.
- Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]/ А.И. Савенков.- М.: Просвещение, 2006. 434 с.
- Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
- Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы [Текст]: Сб. статей/ – М.: ЦДЮТиК, 2012.
- Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей [Текст]/ Н.Б. Шумакова.- М.; Воронеж, 2004. С. 120.
Электронные ресурсы следующих сайтов:
- www.ecosystema.ru
- www.festival.1september.ru
- www.researcher.ru
- http://easyen.ru/load/biologija/fakultativy/programma_dopolnitelnogo_obrazovanija_detej_junyj_issledovatel/322-1-0-13340
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Геология
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Минралогия
- www.ecosystema.ru/08nature/world/geoussr/3-3-1.htm
- http://geo.kuzstu.ru/pages/stroenie.html
- http://www.kemrsl.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (русский язык и литература) "Истинный петербуржец... Кто он?"
Урок мжно использовать для подготовки к ЕГЭ и ГИА (написание сочинения)...
Рабочая программа кружка "Эрудит".
Программа кружка предназначена для учащихся 6 класса, рассчитана на 35 часов.Это дополнительное время для подкрепления курса «Биология. Растения», что имеет большое значение при условии обучения...

Рабочая программа кружка "Эрудит"
Программа направлена на формирование у учащихся основ исследовательской деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственное воспитание «Я – Петербуржец»
Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлениюдуховно-нравственное воспитание«Я – Петербуржец»...

рабочая программа кружка "Эрудит" в 8 классе
В кружке "Эрудит" учащиеся 8 класса занимаются подготовкой к ОГЭ. Данная рабочая программа разработана с этой целью....
Рабочая программа кружка "Эрудит" 7 класс
Рабочая программа кружка "Эрудит" 7 класс...

Рабочая программа спецкурса "Эрудит" (обществознание, экономика, право)
Программа курса призвана повысить интерес к изучению предметов социально-гуманитарного цикла и предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке участников олимпиадного движения по пр...