Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственное воспитание «Я – Петербуржец»
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности

по направлению

духовно-нравственное воспитание

«Я – Петербуржец»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_vneurochka_ya-_peterburzhets.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Гимназия №63 Калининского района

  Санкт-Петербурга

«РЕКОМЕНДОВАНО»

                                                                                                                                                 

МО учителей  ____________________

Протокол №______ от ___.______________20….г.

Руководитель МО ________ /_______________/

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_____________._____________

____.______________.20…..г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Гимназии №63

Туманова О.Г. ____________

_____._____________.20….г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

по  направлению

духовно-нравственное воспитание

«Я – Петербуржец»

для 7Б  класса

(1 час в неделю, 34 часа в год)

Учитель-составитель: Гончаренко Елена Валериевна

2016   - 2017   учебный год

Пояснительная записка

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности старших подростков (7 класс) по направлению «духовно-нравственное воспитание».

Цель программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации подростков при формировании общекультурных и нравственных ценностей с использованием ресурсной базы и познавательного потенциала музейно-экскурсионного пространства города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Программа направлена на:

  • Воспитание патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
  • Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для формирования здорового образа жизни.  
  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Задачи:

  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями обучающихся.
  • Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
  • Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  • Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  • Организация информационной поддержки учащихся.

Общие принципы деятельности учителя

При реализации цель и задач программы учитель: проводит входную диагностику личностного роста школьников (определяет развитие гуманистических ценностей, отношений ученика к миру, другим людям, самому себе, фиксирует жизненные приоритеты и предпочтения ученика), подбирает такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результатов определённого уровня, выстраивает логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого, проводит текущую диагностику сформированности универсальных учебных действий, в конце курса диагностирует результативность и эффективность внеурочной деятельности

Особенности реализации программы

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
  • Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий, так и организацию внешкольных поездок и пешеходных экскурсий.

Структура программы

Программа построена на основе применения модульной системы, где содержание обучения структурируется в организационно-методические блоки, предусматривающие определённую степень вариативности распределения часов учителем в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в процессе работы.

Теоретическая часть программы предусмотрена в объёме 11 часов, практическая – 23 часа.

Ориентировочные формы организации внеурочной деятельности

  • Беседы.
  • Экскурсии:
  • а) разработанные и проведённые преподавателем
  • б) разработанные преподавателем и проведённые учащимися
  • в) разработанные и проведённые учащимися
  • г) разработанные и проведённые профессиональными экскурсоводами
  • Участие и подготовка к мероприятиям.
  • Разработка проектов.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Квесты и другие

Форма и критерии достижения предметных результатов

В течение года ученики проводят работу над краткосрочными проектами, призванными закрепить конкретные образовательные результаты. В конце учебного года ученики представляют результаты своей деятельности над проектом «Музеи. Экскурсии. Мои», работа над которым носит постоянный характер и охватывает все подготовительные, музейный и экскурсионные занятия, индивидуальные консультации с учителями.

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и в городской среде.

2. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности и  позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Условия реализации программы

Нормативно-правовая основа

  • Закон Российской Федерации « Об образовании» (2012 г.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.)

Учебно-методический комплекс

Литература для учителя:

  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014 г.
  • Даринский А..В., Старцев В.И. История Петербурга в XVIII – XIX вв. – СПб, люб. изд.
  • Узнай и полюби Санкт-Петербург: Пособие по ист. краеведению. Сост. В.Ф. Помарницкий. – СПб, 1997
  • Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989
  • Анисимов Е.В. Царь и город. Петровский Петербург. – СПб, 2004
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997
  • Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981
  • Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972
  • Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985
  • Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Санкт-Петербург. Вопросы и задачи по истории города. (История и культура Санкт-Петербурга в проблемно-познавательных задачах). – СПб: КОРОНА Принт, 2005

Литература для учащихся:

  • Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами. – СПб: КОРОНА Принт, 2010
  • Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Культура и быт: Пособие по истории города с заданиями и тестами. – СПб: КОРОНА Принт

Интернет-ресурсы:

Информационно-техническая оснащенность

  • материалы для оформления и творчества учащихся,
  • наличие канцелярских принадлежностей,
  • компьютер
  • колонки
  • проектор
  • доступ в сеть Интернет

Музейно-экскурсионное и театральное сотрудничество

Осуществляется при участии образовательной организации, школьного родительского комитета и руководства музеев, театров и экскурсионных фирм.

Действующие договоры с Государственным Русским музеем и Государственным Эрмитажем обеспечивают посещение учащимися указанных музейных площадок на регулярной основе.

Для участия в автобусных экскурсиях предлагается сотрудничество с такими экскурсионными фирмами, как «Союз путешественников» (http://www.ipetersburg.ru), «Прогулки по Петербургу» (http://excurspb.ru/about.html),  «Агентство путешествий «Эклектика» (http://eclectica.spb.ru/).

Театры Петербурга предлагают репертуар, отвечающим поставленной цели и задачам программы:

  • Александринский театр (Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина) (http://www.alexandrinsky.ru/)
  • Мариинский театр (http://www.mariinsky.ru/)
  • Михайловский театр (http://www.mikhailovsky.ru/)
  • Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева (http://www.tyuz-spb.ru/)
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (http://www.conservatory.ru/)

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Программа носит тематический характер («Первый век истории Санкт-Петербурга»), составлена с учётом психолого-педагогических рекомендаций для организации работы со старшими подростками и устанавливает метапредметные связи с историей, историей и культурой Санкт-Петербурга, обществознанием, литературой в рамках учебных программ по указанным предметам для 7-го класса.


Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Рекомендуемая форма деятельности

Основное содержание

Модуль 1. Введение в учебный курс (3 часа)

Знакомство с новым учебным курсом

1

Познавательная беседа

Цель курса. Ознакомление с правилами поведения на занятиях. Разработка , обсуждение и принятие правил проведения дискуссий и обсуждений. Входная диагностика личностного роста

Подготовка к игре «Зачем ходить в музей?»

1

Мастерская

Особенности игры. Смысл игры. Поведение в команде. Роль и действия капитана. Нестандартное мышление, внимание к деталям, умение слышать друг друга, выделение главного, эрудиция, находчивость и чувство юмора как компоненты успешной игры

Подведение итогов игры. Разработка итогового проекта «Музеи. Экскурсии. Мои»

1

Этическая беседа. Социально-образовательный проект

Анализ результатов игры. Самоанализ. Рефлексия. Выводы. Что такое «проект». Цель и задачи проекта. Распределение команд. Капитаны и их функция. Выбор темы. Правила работы над проектом

Модуль 2. Организационные мероприятия (5 часов)

Подготовка к экскурсии «Я иду в музей/на экскурсию/в театр». Что знаю? Что хочу узнать?

          2

Познавательная беседа

Правила поведения во время экскурсии. Разработка и утверждение «Листа экскурсии». Первичная диагностика знаний учащихся по обозначенной теме

Рефлексия после внешкольного мероприятия. Что узнал? Какие чувства испытал? Что понравилось больше всего?

2

Проблемно-ценностная дискуссия

Подведение итогов экскурсии. Проверка полученных знаний. Самоанализ поведения. Работа над ошибками

Заключительное занятие

1

Игра с деловым акцентом

Подведение итогов изучения курса. Самоанализ деятельности. Планы на следующий учебный год

Модуль 3. Методическое сопровождение итогового проекта (3 часа)

Индивидуальные и групповые консультации

2

Познавательная беседа

Помощь в постановке цели проекта, форме его реализации. Подбор материала, в т.ч. Интернет-источников. Текущая диагностика продвижения работы по проекту. Обеспечение продуктивной атмосферы в коллективе

Презентация и защита итогового проекта

1

Интеллектуальный марафон

Организация представления учебного проекта перед аудиторией. Оценка проекта

Модуль 4. Пешеходные экскурсии (14 часов)

Русский музей «Образ Петра Великого в русском искусстве»

1

Экскурсия

  • Б.К.Растрелли. Портрет Петра I.
  • И.Н.Никитин. Портрет Петра I; Л. Каравак. Портрет Петра I.
  • И.Н.Никитин. Петр 1 на смертном одре.
  • Портрет Петра 1. Ломоносовская мозаика.
  • Шпалера «Полтавская баталия».
  • М.-А.Коло. Модель головы Петра 1 для памятника «Медный всадник».
  • Н.Н.Ге. Петр 1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе.
  • В.И.Суриков. Вид памятника Петру 1 на Сенатской площади в Петербурге.

Русский музей «Михайловский замок»

1

Экскурсия

Романтический классицизм – дворец «рыцаря на троне» - Павла I

Эрмитаж «Петровские преобразования»

1

Экскурсия

Отражение эпохи Петра I в художественной культуре России  

Эрмитаж «Русская культура елизаветинского времени»

1

Экскурсия

Царствование Елизаветы Петровны в русской культуре

Эрмитаж «Русская культура века Екатерины»

1

Экскурсия

Величие Российской империи по материалам Эрмитажа

Экскурсия «Петропавловская крепость»

2

Ученическая экскурсия

Разработанная учениками экскурсия. Время строительства крепости. Военные инженеры. Устройство крепости. История и назначение отдельных построек. Значение Петропавловской крепости в истории Петербурга и России

«История Санкт-Петербурга - Петрограда. 1703-1918 гг.».

Комендантский дом

2

Экскурсия

Обзорная экскурсия по эпохам развития Петербурга

Экскурсия в Кунсткамеру

2

Экскурсия

Университетская набережная. Первый в России музей. Коллекция Кунсткамеры

Экскурсия «История Летнего сада»

1

Ученическая экскурсия

История царского сада. Парковый ансамбль начала XVIII века. Место сада в жизни горожан

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (история оружия до середины XIX века)

2

Экскурсия

Войны России в эпоху раннего Нового времени. Вооружение русской армии

Модуль 5. Автобусные экскурсии (6 часов)

Государственный музей-заповедник «Петергоф»

3

Автобусная экскурсия

История выдающегося дворцово-паркового ансамбля. Посещение Нижнего и Верхнего парков, Большого Петергофского дворца

Экскурсия «Ранний и строгий классицизм»

3

Автобусная экскурсия

Обзорная экскурсия об архитектурных памятниках классицизма в Петербурге

Модуль 6. Посещение театра (3 часа)

Санкт-Петербургская консерватория. Концерт  музыки Моцарта

1

Культпоход

Концерт классической музыки

ТЮЗ «Датская история»

2

Культпоход

Музыкальный спектакль

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 Б класс

   Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Азбука добра»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо   внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление)«Азбука добра»...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...