Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственное воспитание «Я – Петербуржец»
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности
по направлению
духовно-нравственное воспитание
«Я – Петербуржец»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_vneurochka_ya-_peterburzhets.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №63 Калининского района
Санкт-Петербурга
«РЕКОМЕНДОВАНО»
МО учителей ____________________ Протокол №______ от ___.______________20….г. Руководитель МО ________ /_______________/ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _____________._____________ ____.______________.20…..г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Гимназии №63 Туманова О.Г. ____________ _____._____________.20….г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
по направлению
духовно-нравственное воспитание
«Я – Петербуржец»
для 7Б класса
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Учитель-составитель: Гончаренко Елена Валериевна
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности старших подростков (7 класс) по направлению «духовно-нравственное воспитание».
Цель программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации подростков при формировании общекультурных и нравственных ценностей с использованием ресурсной базы и познавательного потенциала музейно-экскурсионного пространства города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Программа направлена на:
- Воспитание патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Задачи:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями обучающихся.
- Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
- Организация информационной поддержки учащихся.
Общие принципы деятельности учителя
При реализации цель и задач программы учитель: проводит входную диагностику личностного роста школьников (определяет развитие гуманистических ценностей, отношений ученика к миру, другим людям, самому себе, фиксирует жизненные приоритеты и предпочтения ученика), подбирает такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результатов определённого уровня, выстраивает логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого, проводит текущую диагностику сформированности универсальных учебных действий, в конце курса диагностирует результативность и эффективность внеурочной деятельности
Особенности реализации программы
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
- Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий, так и организацию внешкольных поездок и пешеходных экскурсий.
Структура программы
Программа построена на основе применения модульной системы, где содержание обучения структурируется в организационно-методические блоки, предусматривающие определённую степень вариативности распределения часов учителем в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в процессе работы.
Теоретическая часть программы предусмотрена в объёме 11 часов, практическая – 23 часа.
Ориентировочные формы организации внеурочной деятельности
- Беседы.
- Экскурсии:
- а) разработанные и проведённые преподавателем
- б) разработанные преподавателем и проведённые учащимися
- в) разработанные и проведённые учащимися
- г) разработанные и проведённые профессиональными экскурсоводами
- Участие и подготовка к мероприятиям.
- Разработка проектов.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Квесты и другие
Форма и критерии достижения предметных результатов
В течение года ученики проводят работу над краткосрочными проектами, призванными закрепить конкретные образовательные результаты. В конце учебного года ученики представляют результаты своей деятельности над проектом «Музеи. Экскурсии. Мои», работа над которым носит постоянный характер и охватывает все подготовительные, музейный и экскурсионные занятия, индивидуальные консультации с учителями.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и в городской среде.
2. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности и позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Условия реализации программы
Нормативно-правовая основа
- Закон Российской Федерации « Об образовании» (2012 г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.)
Учебно-методический комплекс
Литература для учителя:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014 г.
- Даринский А..В., Старцев В.И. История Петербурга в XVIII – XIX вв. – СПб, люб. изд.
- Узнай и полюби Санкт-Петербург: Пособие по ист. краеведению. Сост. В.Ф. Помарницкий. – СПб, 1997
- Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989
- Анисимов Е.В. Царь и город. Петровский Петербург. – СПб, 2004
- Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997
- Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981
- Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972
- Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985
- Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Санкт-Петербург. Вопросы и задачи по истории города. (История и культура Санкт-Петербурга в проблемно-познавательных задачах). – СПб: КОРОНА Принт, 2005
Литература для учащихся:
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами. – СПб: КОРОНА Принт, 2010
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Культура и быт: Пособие по истории города с заданиями и тестами. – СПб: КОРОНА Принт
Интернет-ресурсы:
- http://www.opeterburge.ru/
- http://www.ilovepetersburg.ru/
- http://www.spbcentre.ru/
- http://walkspb.ru/
- http://history-petersburg.ru/
- http://www.spb-guide.ru/
- http://www.ipetersburg.ru
Информационно-техническая оснащенность
- материалы для оформления и творчества учащихся,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- компьютер
- колонки
- проектор
- доступ в сеть Интернет
Музейно-экскурсионное и театральное сотрудничество
Осуществляется при участии образовательной организации, школьного родительского комитета и руководства музеев, театров и экскурсионных фирм.
Действующие договоры с Государственным Русским музеем и Государственным Эрмитажем обеспечивают посещение учащимися указанных музейных площадок на регулярной основе.
Для участия в автобусных экскурсиях предлагается сотрудничество с такими экскурсионными фирмами, как «Союз путешественников» (http://www.ipetersburg.ru), «Прогулки по Петербургу» (http://excurspb.ru/about.html), «Агентство путешествий «Эклектика» (http://eclectica.spb.ru/).
Театры Петербурга предлагают репертуар, отвечающим поставленной цели и задачам программы:
- Александринский театр (Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина) (http://www.alexandrinsky.ru/)
- Мариинский театр (http://www.mariinsky.ru/)
- Михайловский театр (http://www.mikhailovsky.ru/)
- Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева (http://www.tyuz-spb.ru/)
- Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (http://www.conservatory.ru/)
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Программа носит тематический характер («Первый век истории Санкт-Петербурга»), составлена с учётом психолого-педагогических рекомендаций для организации работы со старшими подростками и устанавливает метапредметные связи с историей, историей и культурой Санкт-Петербурга, обществознанием, литературой в рамках учебных программ по указанным предметам для 7-го класса.
Тематическое планирование
Тема занятия | Количество часов | Рекомендуемая форма деятельности | Основное содержание |
Модуль 1. Введение в учебный курс (3 часа) | |||
Знакомство с новым учебным курсом | 1 | Познавательная беседа | Цель курса. Ознакомление с правилами поведения на занятиях. Разработка , обсуждение и принятие правил проведения дискуссий и обсуждений. Входная диагностика личностного роста |
Подготовка к игре «Зачем ходить в музей?» | 1 | Мастерская | Особенности игры. Смысл игры. Поведение в команде. Роль и действия капитана. Нестандартное мышление, внимание к деталям, умение слышать друг друга, выделение главного, эрудиция, находчивость и чувство юмора как компоненты успешной игры |
Подведение итогов игры. Разработка итогового проекта «Музеи. Экскурсии. Мои» | 1 | Этическая беседа. Социально-образовательный проект | Анализ результатов игры. Самоанализ. Рефлексия. Выводы. Что такое «проект». Цель и задачи проекта. Распределение команд. Капитаны и их функция. Выбор темы. Правила работы над проектом |
Модуль 2. Организационные мероприятия (5 часов) | |||
Подготовка к экскурсии «Я иду в музей/на экскурсию/в театр». Что знаю? Что хочу узнать? | 2 | Познавательная беседа | Правила поведения во время экскурсии. Разработка и утверждение «Листа экскурсии». Первичная диагностика знаний учащихся по обозначенной теме |
Рефлексия после внешкольного мероприятия. Что узнал? Какие чувства испытал? Что понравилось больше всего? | 2 | Проблемно-ценностная дискуссия | Подведение итогов экскурсии. Проверка полученных знаний. Самоанализ поведения. Работа над ошибками |
Заключительное занятие | 1 | Игра с деловым акцентом | Подведение итогов изучения курса. Самоанализ деятельности. Планы на следующий учебный год |
Модуль 3. Методическое сопровождение итогового проекта (3 часа) | |||
Индивидуальные и групповые консультации | 2 | Познавательная беседа | Помощь в постановке цели проекта, форме его реализации. Подбор материала, в т.ч. Интернет-источников. Текущая диагностика продвижения работы по проекту. Обеспечение продуктивной атмосферы в коллективе |
Презентация и защита итогового проекта | 1 | Интеллектуальный марафон | Организация представления учебного проекта перед аудиторией. Оценка проекта |
Модуль 4. Пешеходные экскурсии (14 часов) | |||
Русский музей «Образ Петра Великого в русском искусстве» | 1 | Экскурсия |
|
Русский музей «Михайловский замок» | 1 | Экскурсия | Романтический классицизм – дворец «рыцаря на троне» - Павла I |
Эрмитаж «Петровские преобразования» | 1 | Экскурсия | Отражение эпохи Петра I в художественной культуре России |
Эрмитаж «Русская культура елизаветинского времени» | 1 | Экскурсия | Царствование Елизаветы Петровны в русской культуре |
Эрмитаж «Русская культура века Екатерины» | 1 | Экскурсия | Величие Российской империи по материалам Эрмитажа |
Экскурсия «Петропавловская крепость» | 2 | Ученическая экскурсия | Разработанная учениками экскурсия. Время строительства крепости. Военные инженеры. Устройство крепости. История и назначение отдельных построек. Значение Петропавловской крепости в истории Петербурга и России |
«История Санкт-Петербурга - Петрограда. 1703-1918 гг.». Комендантский дом | 2 | Экскурсия | Обзорная экскурсия по эпохам развития Петербурга |
Экскурсия в Кунсткамеру | 2 | Экскурсия | Университетская набережная. Первый в России музей. Коллекция Кунсткамеры |
Экскурсия «История Летнего сада» | 1 | Ученическая экскурсия | История царского сада. Парковый ансамбль начала XVIII века. Место сада в жизни горожан |
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (история оружия до середины XIX века) | 2 | Экскурсия | Войны России в эпоху раннего Нового времени. Вооружение русской армии |
Модуль 5. Автобусные экскурсии (6 часов) | |||
Государственный музей-заповедник «Петергоф» | 3 | Автобусная экскурсия | История выдающегося дворцово-паркового ансамбля. Посещение Нижнего и Верхнего парков, Большого Петергофского дворца |
Экскурсия «Ранний и строгий классицизм» | 3 | Автобусная экскурсия | Обзорная экскурсия об архитектурных памятниках классицизма в Петербурге |
Модуль 6. Посещение театра (3 часа) | |||
Санкт-Петербургская консерватория. Концерт музыки Моцарта | 1 | Культпоход | Концерт классической музыки |
ТЮЗ «Датская история» | 2 | Культпоход | Музыкальный спектакль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 Б класс
Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (духовно-нравственное развитие)
Для работы в рамках классного руководства...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Азбука добра»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление)«Азбука добра»...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс
Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...