Рабочая программа кружка "Эрудит"
материал (7 класс) на тему
Программа направлена на формирование у учащихся основ исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erudit.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРОВЕРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. Директора по ВР Директор школы
____________/ Романова Л.Ф. ____________/Костянников С.А.
«___»_____________2012 год «___»___________2012 год
Рабочая программа кружка
«ЭРУДИТ»
Руководитель: Величко Татьяна Ивановна,
учитель физики и математики
высшей квалификационной категории
2012-2013 учебный год
Кружок «Эрудит»
является самостоятельным формированием,
которое
объединяет учащихся школы,
способных к научному поиску,
заинтересованных в повышении
своего интеллектуального и культурного уровня,
стремящихся к углублению знаний,
как по отдельным предметам,
так и в области современных научных знаний.
Название: «Эрудит»
Девиз: «Помним всегда,
что без труда,
в учёбе побед не добиться»
Закончился 20 век.
Куда стремится человек?
Изучены, и космос, и моря,
Строенье звезд и вся Земля.
Но «ЭРУДИТОВ» всех зовет
Известный лозунг:
«НАУКА НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ –
НАУКА ДВИЖЕТСЯ ВПЕРЁД!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Самым сензитивным периодом для формирования основ исследовательской деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л. С. Выготского, “происходит подъем воображения и глубокое его преображение”.
Основной целью создания кружка “Эрудит”, в который входят учащиеся 5 –11-х классов, является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников.
При организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся были определены следующие задачи:
- приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
- создание условий для расширения среды общения и получения информации;
- участие в проводимых в рамках района, олимпиадах, научно-практических конференциях;
- формирование навыков исследовательской работы;
- развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Конечно же, главная задача – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов.
В этом процессе можно выделить несколько этапов.
На первом этапе – организационно-подготовительном – выявляются учащиеся, желающие работать в научном обществе. Запись в научное общество определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований. Ведущая роль здесь принадлежит и мне, как учителю-предметнику. Я в процессе индивидуальной работы с учениками стараюсь не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.
В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понимал конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (выступления на уроках и во внеурочных мероприятиях, участие в научных конференциях разного ранга).
На втором этапе – происходит утверждение тем предполагаемых исследований. Эта процедура осуществляется в рамках работы НОУ на установочной конференции. Данная процедура считается значимой, поскольку позволяет:
- осознать учащимися значимость своей работы
- создать атмосферу сотрудничества между учащимися и учителем, стимулирует развитие их научно-исследовательской деятельности.
Нередко возникает ситуация, когда тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, требует консультационной помощи специалистов. В этом случае к сотрудничеству привлекаются другие учителя-предметники.
3 этап. Непосредственная работа над работой. 1 раз в неделю проходят заседания, где учащиеся представляют проделанную работу. Это позволяет:
- осуществлять контроль над процессом работы
- оперативно решать возникающие проблемы
- поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди учеников и учителей.
Работа состоит из двух частей (теоретический и практический), в процессе которого ученики готовят реферат по избранной теме. В процессе изучения курса школьники учатся выбирать тему исследования, формулировать цель, определять предмет и объект исследования. На практических занятиях школьники работают с каталогами в библиотеках, учатся систематизации документов в архивах, учатся составлять библиографию. И, конечно, постигают азы работы над рефератами, рецензиями, публичными выступлениями.
Четвертым и самым важным этапом исследовательской работы учащихся является экспертиза творческих проектов, проводимая экспертными группами, созданными на основе методических объединений учителей школы. Рецензенты и оппоненты из числа учителей и присутствующих учащихся дают предварительную оценку проделанной работе, выявляют слабые стороны исследования, оказывают помощь в решении возникших вопросов.
При защите работ на научно-исследовательских конференциях было решено использовать возможности процессора презентаций Power Point. Для создания высокопрофессиональных видеоматериалов с помощью Power Point не обязательно быть художником. Поставляемые в комплекте с программой шаблоны дизайна обеспечивают высокое качество результата, а использование всех возможностей Power Point позволяет создавать эффектные проекты.
Перед изучением программы Power Point учащимся была поставлена задача в процессе изучения создать индивидуальный проект по выбранной ими теме. Таким образом, учащимся с самого начала была ясна цель изучения программы, они подходили к изучению ее осознанно, у них была сформирована сильная мотивация.
Этапы реализации проекта:
- Составление плана работы над презентацией.
- Подбор графических иллюстраций, подбор иллюстраций в сети Интернет.
- Сканирование графических иллюстраций.
- Создание презентаций в режиме слайдов в программе MS Power Point.
- Настройка переходов слайдов и анимации объектов.
- Окончательное оформление презентаций.
- Репетиция презентаций. Подготовка текста выступления.
Наш опыт показывает действенность подобной практики, повышающей критерии требовательности и ответственности к уровню выполняемой работы среди учащихся.
Наиболее удачные работы рекомендуются для участия в районной научно – практической конференции учащихся.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе в рамках кружка позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой интеграции основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.
Программа кружка «Эрудит»
Тема | Кол-во часов |
Введение. Знакомство с деятельностью кружка. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. | 1 |
Тема 1: Работа над ведением научного исследования | 7 |
1.1. Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность. | 2 |
1.2. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ-победителей различных конкурсов. Теория + практическое задание на дом: Сформулировать цель и определить задачи своего исследования. | 2 |
1.3. Структура работы. Теория. Изучение образцов и знакомство со структурой работ-победителей различных конкурсов исследовательских работ. План работы. Теория. Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям. | 3 |
Тема 2. Работа над основной частью исследования | 14 |
2.1. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников информации, отбор фактического материала. Требования к оформлению раздела: “Источники и литература”. Понятия: источник, литература. | 6 |
2.2. Сбор первичной информации. | 2 |
2.3. Стиль изложения материала. Знакомство с разным стилем изложения материала на примере работ-победителей различных конкурсов исследовательских работ. | 4 |
2.4. Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов. | 2 |
Тема 3. Оформление научной работы | 9 |
3.1. Композиция научной работы. Титульный лист. Теория + практическое задание на дом: оформить с учетом всех требований титульный лист своего исследования. | 1 |
3.2. Введение. Анализ источников и литературы. Знакомство с анализом литературы работ-победителей конкурса исследовательских работ. Теория + практическое задание на дом: подготовить анализ источников и литературы по своему исследованию. | 1 |
3.3. Структура работы. Повторение теории + практическое задание на дом: подготовить структуру своего исследования. | 1 |
3.4. Работа над основной частью исследования. Индивидуальные консультации. | 4 |
3.5. Источники и литература. Требования к оформлению. Повторение теории + практическое задание на дом: оформить раздел “Источники и литература” в соответствии с требованиями. Сноски. Теория + практическое задание на дом: оформить все сноски в соответствии с требованиями (два варианта). Приложение. Правила оформления. Показ образцов, выполненных в соответствии с принятыми требованиями. | 1 |
3.6. Составление тезисов. Требования. Практическое задание на дом: составить тезисы своего исследования в соответствии с принятыми требованиями. | 1 |
Тема 4. Подготовка к защите научной работы. | 3 |
4.1. Презентация проекта. Теория + практическое задание на дом: оформить презентацию проекта в Power Point. | 1 |
4.2. Рецензия, статья, эссе к научной работе. Теория + практическое задание на дом: написать статью к своей научной работе в соответствии с принятыми требованиями. | 1 |
4.3. Подготовка публичного выступления. Практическое задание на дом: написать доклад для выступления на научно-практической конференции. | 1 |
4.4. Представление проектно-исследовательских работ на конференциях: |
|
Итого | 34 |
Предполагаемые результаты:
Знать/ уметь
- Знание и владение основными исследовательскими методами:
- Анализ литературы и других источников информации;
- Поиск источников информации;
- Сбор и обработка данных;
- Владение коммуникативными навыками;
- Умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач.
- Владение компьютерной грамотностью.
Навыки области ИКТ
Минимальные навыки учащихся | Рекомендуемые навыки учащихся |
Интернет | |
Работа с поисковыми системами | Работа в форумах |
Умение находить и пользоваться информацией с официальных сайтов. | Сохранение веб-страницы в целом на жесткий диск |
Копирование текста и графики в буфер обмена | |
Сохранение текста, графики в виде файлов на жесткий диск | |
Microsoft Word | |
Открытие, редактирование и сохранение документов | Сохранение документа под разными именами |
Создание и сохранение документов | Использование шаблонов |
Вывод документов на печать | Использование Мастера писем |
Форматирование текста | Работка со списками |
Вставка, редактирование и форматирование иллюстраций | Работа с библиотекой рисунков |
Вставка колонок | Редактирование колонок |
Microsoft PowerPoint | |
Открытие, редактирование и сохранение презентаций | Добавление звуков и эффектов смены слайдов |
Создание презентации | Использование Мастера презентаций |
Вывод слайдов на печать | Создание собственных фонов |
Вставка текста и графики | Форматирование рисунков |
Литература
- Боголюбов С.А. Экологическое право. – М.: Норма, 2000 г.
- Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основные учения о биосфере. - М. : Просвещение. 1989 г.
- Плохих Г.П. Радиация и окружающая среда. Населению – просто о сложном. / Объединение женских усилий за здоровье и окружающую среду. Челябинск, 1998 г.
- Реймерс Н. О природе – взрослым и детям / Человек и природа, 1979 г.
- Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. Приложение к учебнику физики для 7 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2000 г.
- Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. Приложение к учебнику физики для 8 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2000 г.
- Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. Приложение к учебнику физики для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2000 г.
- Трухин В.И., Показеев К.В., Шрейдер А.А. Физика и экология / Экология и жизнь №3, 2000 г.
9. Кусябаева Р.Р. , Фахретдинова Ф.Р. Как воспитать в ребёнке творческую личность. Сборник разработок концепций, программ, учебно-исследовательских работ и примерных уроков. / БИРО.- Уфа, 2006
10. Кусябаева Р.Р., и др. Особенности исследовательской работы учителя и учащихся в современной школе. / БИРО.-Уфа, 2006.
11. Щербакова Ю.В. «Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях» М.: «Глобус», 2010
12. Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». М.: «Аркти», 2008
Тематическое планирование
№ | дата | Тема | Примечание | |
план | факт | |||
Введение – 1 час | ||||
1/1 | Знакомство с деятельностью кружка. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования | теория | ||
Тема 1. Работа над ведением научного исследования – 7 часов | ||||
2/1 | Выбор темы. Обоснование ее актуальности. | теория | ||
3/2 | Выбор темы своего исследования. Обоснование ее актуальности. | практика | ||
4/3 | Формулировка цели и задач исследования. | теория | ||
5/4 | Формулировка цели и конкретных задач своего исследования | практика | ||
6/5 | Структура работы | теория | ||
7/6 | Составление плана работы | теория | ||
8/7 | Составление плана работы своего исследования | практика | ||
Тема 2. Работа над основной частью исследования – 14 часов | ||||
9/1 | Составление индивидуального рабочего плана | практика | ||
10/2 11/3 | Поиск источников информации | Теория+практика | ||
12/4 13/5 | Отбор фактического материала | Теория +практика | ||
14/6 | Требования к оформлению раздела: « Источники и литература» | теория | ||
15/7 16/8 | Сбор первичной информации | Теория + практика | ||
17/9 18/10 | Различные стили изложения материала | Теория+практика | ||
19/11 20/12 | Определение стиля изложения материала | Теория + практика | ||
21/13 22/14 | Правила оформления результатов | Теория + практика | ||
Тема 3. Оформление научной работы – 9 часов | ||||
23/1 | Композиция научной работы. Требования к оформлению титульного листа | Теория + практика | ||
24/2 | Введение. Анализ источников и литературы | Теория | ||
25/3 | Структура работы | Теория | ||
26/4 27/5 | Работа над основной частью исследования. | Теория +практика | ||
28/6 29/7 | Индивидуальные консультации | практика | ||
30/8 | Сноски | Теория +практика | ||
31/9 | Составление тезисов | Теория +практика | ||
Тема 4. Подготовка к защите научно-исследовательской работы – 3 часа | ||||
32/1 33/2 | Презентация проекта в Power Point. | Теория +практика | ||
34/3 | Подготовка публичного выступления. | Теория +практика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...