Рабочая программа кружка "Эрудит" 7 класс
элективный курс по математике (7 класс)
Рабочая программа кружка "Эрудит" 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_7_klass_erudit.docx | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Амурская область, Константиновский район, село Константиновка
Муниципальное образовательное автономное учреждение
Константиновская средняя полная общеобразовательная школа
Согласован Заместитель директора по ВР Тараканова С.А.___________ ______________ 20___ года | Утверждено Директор Бянкина Н.А.________ __________ 20___ года |
Рабочая программа кружка по математике
«Эрудит»
Класс – 7
Количество часов – 34
Учитель – Жамкочян Анжела Артуровна
Программа разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Программа внеурочной деятельности «Эрудит» является частью научно-познавательного направления реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и расширяет содержание программ общего образования. Она составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Письме Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных и общеобразовательных программ»;
- Приказами Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373, от 17 декабря 2010 года №1897, от 17 мая 2012 года №413 об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Актуальность программы состоит в том, что математика – это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она связывает все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение IT-технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. Программа поможет подготовить учащихся 7 класса к дальнейшему изучению курсов алгебры и геометрии, выработать у них навыки самостоятельного получения знаний, научит ориентироваться в потоке различной информации.
Отличительной особенностью данной программы является ее насыщенность огромным количеством задач, что способствует всестороннему развитию мышления учащихся. Умение решать текстовые задачи - показатель математической грамотности. Текстовые задачи позволяют ученику освоить способы выполнения различных операций, подготовиться к овладению алгеброй, к решению задач по геометрии, физике, химии. Правильно организованная работа над текстовой задачей развивает абстрактное и логическое мышление, смекалку, умение анализировать и выстраивать алгоритм (план) решения.
Материалы программы содержат различные методы, позволяющие решать большое количество задач, которые вызывают интерес у всех учащихся, развивают их творческие способности, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его значимость в повседневной жизни.
Программа внеурочной деятельности «Эрудит» рассчитана на учащихся 7 классов (11-13 лет), проявляющих интерес к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.
Общее количество часов в год – 34 часов, количество часов в неделю – 1 час, продолжительность занятия – 40 минут. Форма обучения – очная.
Цель программы:
Создание условий для интеллектуального развития учащихся к применению математических знаний при решении прикладных задач с использованием специализированных информационных приложений, развитие логического мышления, формирование творческого подхода к анализу и поиску решений в нестандартных ситуациях.
Задачи курса:
Образовательные:
• привитие интереса к изучению предмета;
• расширение и углубление знаний по предмету;
• выявление математического таланта у детей;
• умение выстраивать логическую цепочку рассуждений от начала условия к вопросу задачи и наоборот – от вопроса к началу условия;
• формирование навыков научно-исследовательской работы.
Развивающие:
• формирование навыков поиска информации, работы с учебной и научно-популярной литературой, каталогами, компьютерными источниками информации;
• формирование навыков использования функций специализированных интерактивных информационных систем;
• формирование и развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе: эвристического (творческого), алгоритмического, абстрактного, логического;
• развитие рациональных качеств мышления: порядок, точность, ясность, сжатость;
• развитие воображения и интуиции, воспитание вкуса к исследованию и тем самым содействие формированию научного мышления.
Воспитательные:
• воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
• формировать дружеские, товарищеские отношения, толерантность, умение работать в группах;
• воспитанию терпения, настойчивости, воли.
Особенности курса
В процессе обучения особое внимание уделяется технике решения задач, показываются методы и приемы решения не отдельной задачи, а целого класса задач, объединенных общей структурой с использованием современных математических информационных систем.
Выделение этапов производится в соответствии с психологическими принципами поэтапного формирования умственных действий, учитывается постановка задачи и расположение материала на листе.
Построение программы способствует развитию аналитических способностей учащихся, которые являются необходимым качеством не только математика, но и "делового человека". Это достигается за счет использования как "индуктивного" ("от частного к общему") так и дедуктивного ("от общего к частному") методов изучения учебного материала.
Обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей, что позволяет учителю решить индивидуальные проблемы каждого ученика.
Основными формами проведения занятий могут являться: комбинированные тематические занятия, практикумы по решению задач, конкурсы по решению математических задач.
Изложение материала может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования.
Занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Позволяют использовать естественную любознательность школьников для формирования устойчивого интереса к математике. Занимательность помогает учащимся освоить курс, содержащиеся в нем идеи и методы математической науки, логику и приемы творческой деятельности.
При проведении занятий целесообразно использовать основные положения и принципы культурологического подхода. Существенное значение имеет проведение дискуссий, выполнение учениками индивидуальных заданий, подготовка сообщений. Ведущее место при проведении занятий должно быть уделено задачам. Однако это не исключает теоретическое ознакомление учащихся с новым материалом при изучении каждой следующей темы
Оценивать степень усвоения материала предлагается в форме практических, творческих и проектных работ, где можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у учащихся в результате решения того или иного типа задач.
Динамика интереса к курсу будет фиксироваться с помощью анкетирования на первом и последнем занятиях и собеседованиях в процессе работы.
Планируемые результаты
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий программы:
- приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач;
- научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;
- применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях;
- участвовать в проектной деятельности;
- умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
- формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах;
- находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества учащихся) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 6-м классе является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
- Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимися в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- выявлять закономерности и проводить аналогии;
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
Содержание программы
№ | Тема | Количество часов |
1 | Решение занимательных задач. | 5 |
2 | Арифметическая смесь. | 5 |
3 | Окно в историческое прошлое. | 5 |
4 | Логические задачи. | 6 |
5 | Принцип Дирихле. | 3 |
6 | Комбинаторные задачи. | 4 |
7 | Конкурсы. Игры. Квест. | 5 |
8 | Итоговое занятие. | 1 |
- Решение занимательных задач (5 часов).
Теория. Занимательные задачки (игры-шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи.
Практика. Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».
- Арифметическая смесь (5 часов).
Теория. Задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние». Задачи на встречное движение, в противоположных направлениях, вдогонку. Задачи на движение по воде.
Практика. Движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Движение тел по течению и против течения. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
3. Окно в историческое прошлое (5 часов).
Практика. Работа с различными источниками информации.
4. Логические задачи (6 часов).
Теория. Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. Задачи на отношения «больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?
Практика. Решение задач различных международных и всероссийских олимпиад. Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.
5. Принцип Дирихле (3 часа).
Теория. Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.
Практика. Умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки».
6. Комбинаторные задачи (4 часа).
Теория. Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.
Практика. Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.
7. Конкурсы. Игры. Квест. (5 часов)
8. Итоговое занятие (1 час).
Тематическое планирование
№ | Содержание материала | Количество часов | Форма занятия, контроля | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1.Решение занимательных задач (5 ч.) | ||||
1 | Математика в жизни человека. Отгадывание чисел. | 1 | Лекция. Игра «Отгадывание даты рождения». | Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков и реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ. Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. |
2 | Занимательные задачи. Некоторые приемы быстрого счета. | 1 | Практика. Решение задач-шуток, задач-загадок. | |
3 | Некоторые старинные задачи. | 1 | Практика. | |
4 | Решение задач на проценты. | 1 | Практика. | |
5 | Задачи на составление уравнений. | 1 | Практика. Выполнение мини-проектов. | |
2.Арифметическая смесь (5 часов) | ||||
1 | Задачи на решение «от конца к началу». | 1 | Лекция. Практика. | Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выдвигать в дискуссии аргументы и контраргументы. Обобщать и использовать полученную информацию при решении задач. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
2 | Задачи на переливание. | 1 | Практика. | |
3 | Задачи на складывание и разрезание. | 1 | Практическая работа. | |
4 | Танграм. | 1 | Практическая работа. | |
5 | Киоск математических развлечений. | 1 | Практика. Индивидуальные проекты. | |
3. Окно в историческое прошлое (5 часов) | ||||
1 | Из истории алгебры. | 1 | Мини-сообщения. | Уметь осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и интернета. Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне. Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. |
2 | Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд. | 1 | Индивидуальные мини-проекты. | |
3 | Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь 1глазам своим». | 1 | Творческая работа. | |
4 | Женщины-математики. | 1 | Сообщения учащихся. | |
5 | Интересные факты о математике. | 1 | Индивидуальные мини-проекты. | |
4. Логические задачи (6 часов) | ||||
1 | Задачи «Кто есть кто?». Метод графов. | 1 | Практика. | Уметь находить и устранять ошибки логического и арифметического характера. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. |
2 | Задачи «Кто есть кто?». Табличный способ. | 1 | Практика. | |
3 | Круги Эйлера. | 1 | Практика. | |
4-6 | Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. | 3 | Составление ребусов, головоломок, участие в конкурсе. | |
5. Принцип Дирихле (3 часа) | ||||
1 | Обобщенный принцип Дирихле. | 1 | Лекция. | Уметь устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач. Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне. |
1 | Принцип недостаточности. | 1 | Практика. | |
1 | Раскраска. | 1 | Практика. Составление задач. | |
6. Комбинаторные задачи (4 часа) | ||||
1 | Типы комбинаторных задач. | 1 | Творческая работа, групповые или индивидуальные проекты. | Уметь составлять комбинации элементов по определенному признаку. Осуществлять поиск рационального решения задачи. Решать комбинаторные задачи. |
2 | Перестановки. | 1 | Практика. | |
3 | Сочетания. | 1 | Практика. | |
4 | Размещения. | 1 | Практика. | |
7. Конкурсы. Игры. Квест. (5 часов) | ||||
1 | Интеллектуальный марафон. | 1 | Командные соревнования. | Уметь выдвигать версии решения задач, выбирать средства для достижения цели в команде или индивидуально. Результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Устанавливать аналогии для понимания закономерностей, использовать их в решении задач. Осуществлять поиск рационального решения задачи. |
2 | «Математическая карусель». | 1 | Блиц игра с участием 2-х команд. | |
3 | Игры - головоломки и геометрические задачи. | 1 | Практикум-исследование. | |
4 | Весёлый час. Задачи в стихах. | 1 | О занимательных и смешных фактах математики. Проектная работа «Задачи в стихах» | |
5 | Квест. | 1 | Игра-соревнование. | |
8. Итоговое занятие (1ч.) | ||||
1 | Итоговое занятие. | 1 | Творческая работа | Уметь защищать проектные работы. |
Список литературы
1. Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-236с
2. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки ( задачи для математического кружка).- 8-е изд.. стереотип .-М.: МЦНМО, 2014.-168с.
3. Канель-Белов. А.Я, Трепалин А.С., Ященко И.В. Олимпиадный ковчег.-М.: МЦНМО, 2014.-56с.
4. Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд. М: Наука, 1994.-167с.
5. Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова. -М.: АСТ: Астрель, 2008,-95с.
6. Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.
7. Спивак..А.В. Математический кружок.6-7 классы.-6-е изд., стереотип.- М.: МЦНМО, 2015.-128с.
8. Фарков, Александр Викторович. Готовимся к олимпиадам по математике : учебно-методическое пособие / А. В. Фарков. - 5-еизд., стер. - Москва : Экзамен, 2010. - 157
9. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы : А.В. Фарков. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 138 с.
10. Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады 5-7 кл.: метод. пособие. М.:- Изд-во НЦ ЭНАС.2001.-88с
11. https://infourok.ru/reshenie_kombinatornyh_zadach_v_nachalnoy_shkol e-191535.htm
13. https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/kombinatornyie-zadachi-v-nachal-noi-shkolie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...
- Мне нравится (1)