Интегрированный урок (русский язык и литература) "Истинный петербуржец... Кто он?"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Урок мжно использовать для подготовки к ЕГЭ и ГИА (написание сочинения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istinnyy_peterburzhec_chast_1.doc | 82.5 КБ |
istinnyy_peterburzhec_chast_2.doc | 61.5 КБ |
istinnyy_peterburzhec_chast_3.doc | 60.5 КБ |
istinnyy_peterburzhec_chast_4.doc | 846 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык и литература (часть 1)
Педагог: Филичева И.В.
Тема занятия: "Истинный петербуржец. Кто он? "
Форма: интегрированный урок
Класс: 9
Цель: повышение готовности к созданию сочинения-миниатюры по проблематике личностного развития человека.
Задачи:
Образовательные: осознание значимости эрудированности, компетентности в теме при создании сочинения-миниатюры; обогащение грамматической лексики, связанной с характеристикой человека, образом достойного человека, социальными ролями человека; осмысление проблемы приобретения человеком званий или кличек в процессе жизни.
Развивающие: развитие способности к выделению общих признаков, к аргументированию своих высказываний.
Воспитательные: дать возможность учащимся задуматься над проблемой: как и зачем стать истинным петербуржцем; побудить учащихся к выбору достойного жизненного пути.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вводный этап
А) Огромная страна с многовековой историей и таким прекрасным именем – Россия! Это наша с вами Родина. Она объединяет нас, таких разных людей, в единое целое. Мы живем в великом городе. Прочитайте, пожалуйста, акростих и назовите имя города.
Стремителен, мастит
Античный город наш.
Нева в лучах блестит,
Красив ее витраж.
Трагичный
Петербург,
Его
Тернистый путь
Европу поразил
Российской мощью сил.
Балтийские громады,
Узорные ограды,
Речные зеркала,
Гранитный град Петра. (1 слайд)
(Просмотр видеофильма) (2 слайд)
Б) Лучшие архитекторы мира трудились несколько столетий, чтобы создать тот неотразимый облик Петербурга, которым наслаждаются гости и жители города. Город невозможно представить без водной глади Невы, многочисленных рек, каналов, образующих ожерелье островов. Воедино город связан мостами и мостиками (их в Санкт-Петербурге более 500), являющимися неотъемлемой частью его архитектурного ансамбля. Город интересен не только своим историко-архитектурным наследием, обладает совершенным архитектурным стилем, но и чрезвычайно насыщенной культурной жизнью. Санкт-Петербург по праву считается культурной столицей России.
«Неуловимый, преславный, сияющий, легкий, воздушный, триумфальный, траурный – эти и другие определения даны городу, место и роль которого в истории и культуре России переоценить трудно. (3 слайд)
Неповторимая красота петербургской архитектуры, прямых, как стрелы улиц и проспектов, гранитные набережные Невы, парки и площади воспеты в стихах русских поэтов.
Какова же судьба Петербурга? Суждено ли погибнуть чудесному городу, внезапно уйти в пучину океана так же внезапно, как и появился он? Или навечно останется творение Петра спокойным, неколебимым?
Прочитайте, пожалуйста, стихи о Санкт-Петербурге и скажите, каков предстает перед нами наш город.
- (Чтение стихов). (4-5 слайды)
ПУШКИН А. С. Из поэмы «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» Люблю тебя, Петра творенье, 1833 | ВЯЗЕМСКИЙ П. ПЕТЕРБУРГ 1818 Я вижу град Петров, чудесный, величавый, Повсюду зрю следы великия державы, |
ФАТЬЯНОВ А. НАШ ГОРОД Над Россиею 1945 | ПРОКОФЬЕВ А. ЛЕНИНГРАДУ 1953 ... Я люблю этот город. Он солдат и рабочий. Я люблю его в дни, когда вымпелы вьются |
О. Бергольц ЛЕНИНГРАДУ 1942 Нам от тебя Нам от тебя теперь не оторваться. Нас по улыб Нас по улыбке узнают! Не частой, | ХАУСТОВ Л. УЛИЦЫ Очи ленинградские бесслезны, Выстояли, вынесли блокаду, 1960 |
МОЛЧАНОВ А. ПОКАЯНИЕ Простите нас, погибшие в блокаду, Простите нас, годами убеленных, Он из блокады вышел опаленный, Простите нас, презревшие пощаду Теперь свои над городом глумятся, Простите нас за это покаянье, 1991 | Дмитрий Минаев На улице Утро. Весь город от сна просыпается... Люди рабочие всюду бегут. Гул и движение... Кто-то ругается И... непременно кого-нибудь бьют. Полдень. Столица как будто наряднее, Взад и вперед экипажи снуют... Треск: на передних наехали задние И... непременно кого-нибудь бьют. Вечер. По улицам газ зажигается, Речи свободней слетают, и кнут Как-то живее в руке поднимается И... непременно кого-нибудь бьют. Ночь. Люди спят уже. Время приспело им Кончить поденный свой труд, Если же шаг мы по улице сделаем — Там непременно кого-нибудь бьют. 1865 |
НЕКРАСОВ Н. ГОВОРУН Столица наша чудная Здесь всюду наслаждения При деньгах – вдвое вырасти, 1843 | ВОЗНЕСЕНСКИЙ А. ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ЛЕНИНГРАДА В ПЕТЕРБУРГ На берегу пустынных волн стоял Он. Дум великих полн пред ним струился. Словно дюны, повсюду шевелились думы. Санкт-петербургский петеушник кайф ловил через наушник... Мы ехали из Ленинграда в Петербург В метафизическом, конечно, смысле. Навстречу ехал «мерседес», Приют убогого чухонца. Шла осень. Падали червонцы. Лез к микрофону мракобес, что будет город заложен за виски, диски и бекон. 1990 |
Мы видим, что город поэты воспринимают по-разному. Но все, наверное, знают, что славу, хорошую или плохую, дарят городу его жители. Каковы должны быть жители, чтобы город свой прославить? Какими качествами должны обладать люди, живущие в Санкт-Петербурге? Кто такие ИСТИННЫЕ ПЕТЕРБУРЖЦЫ? КОГО МОЖНО НАЗВАТЬ ИСТИННЫМИ ПЕТЕРБУРЖЦАМИ? (6 слайд)
И в конце урока мне бы хотелось показать вам фотографию того, кого я бы мечтала назвать истинным петербуржцем. Это пока тайна. Все это мы должны выяснить на этом уроке, при этом не забывать о том, что славу городу дарят люди, знающие свой родной язык. (7 слайд)
3. Этап словесно-поисковый
А) В 1825 году писатель Бестужев-Марлинский призывал: «Было время, что мы любезничали по-французски, теперь залетели в тридевятую даль по-немецки. Когда же попадем в свою колею? Когда будем писать и говорить по-русски?
Что происходит сейчас? Как вы говорите? Прочитайте отрывок.
В доме восемь дробь один
(Угол Пятой авеню)
Жил высокий господин
Со своею инженю…
В день аванса он в бистро
Выпивал стакан ситро,
Так как пьяных джентльменов
Не пускают-то в метро.
Современный мир дал всем свободу. Жаль, что свобода обернулась против культуры. Как сказал один великий ученый-филолог: «От засилья мата впору самому завопить благим матом. А иностранные слова: «мэр», «префект», «дефолт». Если так далее пойдет, то скоро мы станем измерять расстояние дюймами и милями, а молоко – пинтами и квартами». Это ужасно. Но так поступают многие. Но хочется верить, что петербуржцы будут хранить чистоту русского языка.
Б). Так какими качествами должен обладать петербуржец? Для этого открыть небольшую таблицу, выполнив задания.
С | А | Н | К | Т | - | П | Е | Т | Е | Р | Б | У | Р | Г |
О | К | Р | У | Е | Р | С | О | Д | О | Е | В | А | У | |
В | Т | А | Л | Р | Е | Т | Л | И | М | С | А | З | М | |
Е | И | В | Ь | П | Д | Е | Е | Н | А | К | Ж | У | А | |
С | В | С | Т | Е | А | С | Р | С | Н | О | Е | М | Н | |
Т | Н | Т | У | Н | Н | Т | А | Т | Т | Р | Н | И | ||
Ь | О | В | Р | И | Н | В | Н | В | И | Ы | И | З | ||
С | Е | Н | Е | О | Е | Т | О | З | С | Е | М | |||
Т | Н | О | С | Н | Н | М | Т | |||||||
Ь | Н | С | Т | Н | О | Н | ||||||||
О | Т | Ь | О | С | О | |||||||||
С | Ь | С | Т | С | ||||||||||
Т | Т | Ь | Т | |||||||||||
Ь | Ь | Ь |
Соб..раться, сапоги пром..кают, сл..гать, сг..реть.
Акв..рель, абон..мент, акк..мп..н..мент, а(т, тт)естат.
(Не)правильно делал, не (с) кем поговорить, (не)прочитана книга, (не)заглядывая в прошлое.
Квалифицирова..ый, краше..ые краской, кожа..ый, кова..ое железо.
Тле..щий костер, та..щий снег, трепещ..щий от страха, тащ..щий коробку.
(Пол)листа, (кое)когда, как(будто), (в)течение экзамена, (по)русски.
Плащ…, проч…, полноч…, пара лыж, пахуч…, пряч… .
Ещ…, еж..вые рукавицы, ерш..м, езж..ный.
Тщательно изучив историю родного города,
- сердца школьников наполнились гордостью.
- старшеклассники написали в газету интересные заметки.
- обнаружилось много малоизвестных горожанам фактов.
- Справочник по достопримечательностям получился информативным.
Ее самочувствие нас очень тревожило.
- определительное местоимение.
- Личное местоимение
- Притяжательное местоимение
- Имя прилагательное
Разбор по составу:
Рябина (Дерево)
Рябина (пятнышко)
Ручка (маленькая рука)
Ручка (орудие письма)
Безмятежность
Бьющаяся
Бурьян
Бельевая
В каком слове все согласные звуки являются мягкими?
Углубить, украинский, жалюзи, форзац, апостроф, красивее, ходатайство, торты, эксперт.
Расставьте ударение.
- распущенный ребенок
- рассеянные семена
- открытая душа
- танцующая пара
Какое выделенное прилагательное употреблено в прямом значении?
Грамматическая основа. В каком предложении основа выделена неправильно?
- В аудитории находилось сорок пять человек.
- Поймать ерша или окуня – это такое блаженство.
- Наступило наконец пятнадцатое мая.
- Почему случилось это?
Предварительный просмотр:
В). Пока ученики работают у доски, остальные все внимание на меня.
Судари и сударыни! Какими только словами не обращаются к человеку! Я сейчас назвала вас судари и сударыни, а могла бы назвать по-другому, например товарищи, граждане, господа. А еще по-научному -- «гомо сапиенс», что в переводе с латинского означает «человек разумный».
Каждая ступень в жизни человека -это новый этап, каждый шаг - новая роль. Любой человек работает, учится, стирает, гладит, убирает, чинит, голосует, но в то же время скандалит, сквернословит, обманывает, обвешивает, прогуливает, пьянствует.
Все зависит от того, какую роль он изберет в своей жизни, - активную, в которой получит квалификацию, звание, степень, или же пассивную, где ему дадут прозвище, кличку и т. д. поговорим с вами о человеке, его достоинствах и недостатках. Слова, которые вам понравятся, запишите в тетрадь.
Начнем с самого дня рождения человека. В одном из наших городов в уютном родильном доме родился ребенок. Кто он? Правильно, новорожденный. К этому ответу можно при ближайшем рассмотрении добавить, мальчик или девочка появились на свет.
Дали ему имя, выписали свидетельство о рождении. Кто он теперь? Верно, гражданин. Теперь нужно выяснить одну немаловажную деталь: в каком городе он родился. Допустим, что он родился в Смоленске, тогда его будут называть... (смолянин), а если в Архангельске... (архангелогородец), а если в Уфе... (уфимец), в Костроме... (костромич), в Пскове... (псковитянин), в Туле... (туляк), в Анапе... (анапчанин), в Гусь-Хрустальном... (гусьхрусталец), на Камчатке... (камчадал), в Петербурге…(петербуржец).
Повели в детский сад... (воспитанник). Отвели в школу... (ученик, школьник). Пролетели детские годы, наш герой перешел в новую пору, и его стали называть... (отроком). Незаметно пролетело еще несколько лет, и наш герой ступил в следующую ступень развития, теперь его стали называть... (юношей).
- Вырос, стал стройным, привлекательным, хорошего телосложения. О нем скажут... (Красавец.)
- С темно-русыми волосами... (Шатен.)
- А если у него светло-русые волосы? (Блондин.)
- Или красно-желтые? (Рыжий.)
- Или черные? (Брюнет.)
Время летит быстро, и близкие не успели оглянуться, как наш герой возмужал и стал готовиться к поступлению в институт... (абитуриент).
- Оказался на редкость смышленым и способным и сдал экзамены за первый курс, не обучаясь в нем... (экстерн).
-Зачислен в институт... (студент).
- Стал готовиться в армию... (допризывник).
- Призвали в армию... (новобранец).
- Вернулся из армии... (демобилизованный).
- Влюбился в девушку... (влюбленный).
- Надумал жениться... (жених). -Женился... (муж).
-Дал деньги взаймы... (кредитор).
- Взял деньги в долг... (должник).
-Легкомысленно растратил все деньги... (транжир, мот).
- Установил в квартире телефон... (абонент).
- Получил письмо по почте... (адресат).
- Отправил письмо почтой... (адресант).
- Отвез товары за границу... (экспортер).
- Привез товары из-за границы... (импортер).
-А теперь в качестве примера возьмем другую ситуацию. Допустим, наш герой вышел гулять по улице. Кто он в данный момент? (Прохожий, пешеход.)
- Правильно. Пошел в парикмахерскую постричься... (клиент).
- Потом направился в магазин... (покупатель).
- Купил продукты, сел в автобус, и он уже... (пассажир).
- Навестил друга... (гость).
Посетил врача... (пациент). -Лег в больницу... (больной).
- Притворился больным... (симулянт, притвора, мнимобольной).
-Сдал кровь для переливания больному... (донор).
- Выписался из больницы... (здоровый).
- Отказался от мясных блюд, стал питаться растительной и молочной пищей... (вегетарианец).
Стал любителем и ценителем изысканной пищи... (гурман).
- Мог определить на вкус качество приготовленной пищи... (дегустатор).
- Развил свою мускулатуру... (культурист).
-Ловко исполнял акробатическую имитацию падения... (каскадер).
Сел на коня... (всадник, наездник, конник).
-Заключил пари... (спорщик).
Кроме того, проявлял бескорыстную заботу о благе других... (альтруист).
- Заботился о недееспособных людях... (опекун, попечитель).
- Непреклонно и с надеждой верил в будущее... (оптимист).
Жизнь человека полна различными неожиданностями, и если его поступки окажутся неблаговидными, то он будет наделен неприятными для него прозвищами и кличками.
Допустим, что человек, о котором идет речь, приспосабливается к обстановке, легко меняет свои взгляды, симпатии... (хамелеон).
- Живет с мрачным мироощущением, без веры в будущее... (пессимист).
- Он чуждается других, живет отдельно от всех... (аскет, отшельник).
Допустим, что этот человек занят только собой. Кто он? (эгоист)
К тому же нигде не работает... (тунеядец, безработный).
- С целью разоблачения кого-либо пишет обидные, неприятные письма... (анонимщик).
Выдал себя за чужого человека... (самозванец).
Этот человек проехал на трамвае без билета... (заяц).
- Наступил кому-то на ногу ... (медведь).
- Повторил чужие слова... (попугай). -Сгримасничал... (обезьяна).
- Поехал на курорт без путевки... (дикарь).
- Живет за счет другого труда... (трутень).
- Часто меняет место работы... (летун).
- Поглощал огромное количество еды... (обжора).
А этот человек - широкой натуры, не лишен любознательности.
- Записался в библиотеку... (читатель, абонент). -Подписался на газету... (подписчик).
- Опубликовал в печати статью с вымышленным именем... (инкогнито).
-Стал поклонником искусства, ценителем изящного... (эстет).
Занялся внутренней отделкой и обстановкой здания... (дизайнер).
-Давал ценные советы... (консультант).
- Наблюдал за ходом какой-либо работы... (куратор).
Проявил больший интерес к музыке... (меломан).
Стал любимцем публики... (кумир).
- Снялся в нескольких фильмах и стал пользоваться небывалым успехом у кинозрителей... (кинозвезда).
А если нам допустить, что речь идет об актрисе и ей поручена роль наивной молодой девушки... (инженю).
А сейчас наш диалог пойдет о человеке, который увлеченно собирает и систематизирует различные предметы, его называют... (коллекционером).
Однако каждый коллекционер имеет свое направление, поэтому по-разному и называется.
Например, он увлеченно собирает марки, тогда его называют... (филателист).
Итак, назовите специалистов, коллекционирующих такие предметы:
-Монеты... (нумизмат).
- Спичечные этикетки... (филуменист).
- Открытки... (филокартист).
- Книги... (библиофил).
- Значки... (фалерист).
- Грампластинки... (филофонист).
- Картины... (антиквар).
Мы обратили ваше внимание на людей, которые, сами того не подозревая, в различных жизненных ситуациях получают звания, степени, прозвища, клички, эпитеты и другие названия. Какие слова вы выписали? Почему именно эти?
Г). Ребята справились с заданием: открыли таблицу с великолепными чертами характера, которыми должен обладать каждый. Мы верим в просветительскую роль Петербурга в жизни нашей страны, поэтому в городе было решено создать Нравственный Кодекс Петербуржца, в котором показывают, какими чертами должен обладать истинный петербуржец. Таблица разделена на три части: два первых столбика заполняли вы. Сравните те черты, которые указали вы, с чертами из Кодекса.
Качества человека | Качества истинного петербуржца | Из Нравственного кодекса Петербуржца |
Понимание | Культурность | Истинный Петербуржец неизменно являет своим характером такие лучшие качества человека как: интеллигентность, миролюбие, добропорядочность, честность, справедливость, милосердие, уважительность, терпимость, спокойствие, дружелюбие, аккуратность, чистоплотность, любовь, доброту и мужество; |
Уважение | Вежливость | |
Доброта | Доброта | |
Юмор | Юмор | |
Красота | Гордость за город | |
Фантазия | Образованность | |
Ум | Ум | |
Интеллект | Терпение | |
Преданность | Уважение к городу | |
Манера разговора | Самоотверженность | |
Честность | Любовь к городу | |
Духовность | Толерантность | |
Общительность | Чистоплотность | |
Независимость | ||
Неординарность | ||
Отзывчивость |
Великолепные качества, но часто реальность другая. Прочитайте стихотворение
Эдуард Асадов
РАЗНЫЕ СВОЙСТВА
Заяц труслив, но труслив оттого,
Что вынужден жить в тревоге,
Что нет могучих клыков у него,
А все спасение - ноги.
Волк жаден, скорее всего, потому,
Что редко бывает сытым.
А зол оттого, что, наверно, ему
Не хочется быть убитым.
Лисица хитрит и дурачит всех
Тоже не без причины:
Чуть зазевалась - и все! Твои мех
Уже лежит в магазине.
Щука жестоко собратьев жрет,
Но сделайте мирными воды,
Она кверху брюхом тотчас всплывет
По всем законам природы...
Меняет окраску хамелеон
Бессовестно и умело.
- Пусть буду двуличным, - решает он, -
Зато абсолютно целым.
Деревья глушат друг друга затем,
Что жизни им нет без света.
А в поле, где солнца хватает всем,
Друг к другу полны привета.
Змея премерзко среди травы
Ползает, пресмыкается.
Она б, может, встала, но ей, увы,
Ноги не полагаются...
Те жизнь защищают. А эти - мех.
Тот бьется за лучик света.
А вот - человек. Он сильнее всех!
Ему-то зачем все это?
Почему же такое происходит? Почему люди забывают о прекрасных качествах и принимают только все плохое?
Предварительный просмотр:
- Этап творческий.
А) Кроме черт вы назвали людей, которые, по вашему мнению, являются истинными Петербуржцами.
Вот они:
Какие черты характера вам понравились? Приятно оказаться вместе с такими людьми.
Предварительный просмотр:
Б). В нашем городе существует Золотая книга Почетных граждан Санкт-Петербурга. Как вы считаете, сколько человек в этой книге? И кого назвали Истинными Петербуржцами?
Это почетное звание изобрели не наши современники. Это звание как отличительный знак за заслуги предоставляли еще средневековые города Западной Европы. Почетными гражданами дореволюционного Петербурга удалось стать всего 7 человекам Осип Иванович Комиссаров, шапочный мастер, уроженец Костромской губернии, 4 апреля 1866 года спас жизнь императора Александра II во время покушения Каракозова.
Николай Михайлович Пржевальский, полковник генерального штаба и известный ученый, удостоен звания в 1881 году по возвращении из путешествия по Тибету и Китаю.
В нашей книге всего 30 человек. Вот они:
Почетные граждане Санкт-Петербурга
Лихачев Дмитрий Сергеевич | Известный ученый, академик Российской Академии наук | |
Берггольц Ольга Федоровна | Русская писательница | |
Бобров Михаил Михайлович Род. в 1923 году | Полковник в отставке, Заслуженный тренер России | |
Харитонов Василий Николаевич | Полковник в отставке, летчик, | |
Алексий II (1929-2008) | Патриарх Московский и Всея Руси | |
Егорова Любовь Ивановна Род. в 1966 году | Шестикратная олимпийская чемпионка | |
Лавров Кирилл Юрьевич | Художественный руководитель Академического Большого драматического театра имени | |
Бродский Иосиф Александрович | Поэт, лауреат Нобелевской премии | |
Лебедев Евгений Алексеевич | Актер, Народный артист России | |
Аникушин Михаил Константинович | Народный художник СССР, скульптор | |
Дудинская Наталья Михайловна | Балерина, народная артистка СССР | |
Петров Андрей Павлович | Композитор, народный артист СССР | |
Кондрашин Владимир Петрович | Заслуженный тренер СССР по баскетболу | |
Мазуренко Алексей Ефимович | Дважды герой Советского Союза, летчик, генерал-майор в отставке | |
Богачева Ирина Петровна Род. в 1939 году | Певица, народная артистка СССР | |
Алферов Жорес Иванович Род. в 1930 году | Академик РАН, лауреат Нобелевской премии, председатель президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН, директор Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе | |
Фрейндлих Алиса Бруновна Род. в 1934 году | Актриса, народная артистка СССР | |
Спасский Игорь Дмитриевич Род. в 1926 году | Генеральный конструктор ФГУП "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", академик | |
Тюкалов Юрий Сергеевич Род. в 1930- году | Двукратный олимпийский чемпион, многократный чемпион Европы и СССР по академической гребле, заслуженный тренер РСФСР, художник-скульптор | |
Москвина Тамара Николаевна Род. в 1941 году | Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, заслуженный деятель искусств Российской Федерации | |
Александров Владимир Леонидович Род. в 1944 году | Генеральный директор государственного унитарного предприятия "Адмиралтейские верфи" | |
Кармазинов Феликс Владимирович Род. в 1943 году | Генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» | |
Гранин Даниил Александрович Род. в 1919 году | Писатель, Герой социалистического труда | |
Путин Владимир Владимирович Род. в 1952 году | Премьер-министр | |
Вербицкая Людмила Алексеевна Род. в 1936 году | Ректор Санкт-Петербургского государственного университета | |
Гергиев Валерий Абисалович | художественный руководитель - директор, главный дирижер Мариинского театра | |
Крикалев Сергей Константинович | космонавт-испытатель, вице-президент корпорации «Энергия» по пилотируемым полетам | |
Бехтерева Наталья Петровна | Академик Российской академии медицинских наук, научный руководитель Института мозга человека Российской академии наук | |
Александров Вадим Николаевич | Генеральный директор ОАО по строительству метрополитена в городе Санкт-Петербурге «Метрострой» | |
Адвокат Дик | Главный тренер футбольного клуба "Зенит" |
Бобров М.М.
Окончил Военный институт физической культуры и спорта по специальности «спортивный педагог». С 1939 года начал заниматься альпинизмом, в 1940 году окончил школу инструкторов альпинизма. Эти знания были востребованы в годы Великой Отечественной войны, когда в 1941–1942 гг. принимал участие в маскировке высотных доминант Ленинграда (Исаакиевского, Петропавловского, Никольского соборов, Адмиралтейства, Инженерного замка). Воевал разведчиком на Ленинградском фронте, сражался на центральных перевалах Закавказского фронта. Подготовил лично свыше 50 спортсменов высшей квалификации, в т.ч. чемпионов и призёров Олимпийских игр и мира. Стоял у истоков отечественного пятиборья.
Часто встречаешь людей, которые ругают наше время, обвиняя в собственных несчастьях эпоху, правительство, свою страну и народ… В ноябре 2008 года мы отмечаем 102 года человеку, на чью долю выпали, казалось, все удары и потери многострадальной России в ХХ веке. Дмитрий Сергеевич Лихачев пережил репрессии и лагерные годы, тяготы войны и ленинградской блокады, потерю любимой дочери в автокатастрофе. Но он высоко поднял звание русского интеллигента, истинного петербуржца, гражданина ХХ века. Всей своей жизнью Д.С. Лихачёв показал, что в любую эпоху, в самых нечеловеческих условиях можно стать Человеком с большой буквы.
Даниил Александрович Гранин (Герман) Окончил Ленинградский политехнический институт имени М. И. Калинина (1941). Работал инженером-электриком на Кировском заводе. В начале Великой Отечественной войны ушел в народное ополчение, воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. Войну окончил командиром танковой роты в звании капитана. Литературную деятельность начал после войны. Автор книг «Бегство в Россию», «Страх», «Вечера с Петром Великим», «Тайный знак Петербурга». Автор и ведущий телевизионных программ на телеканале «Культура».
В). Запишем высказвание А.П.Чехова:
Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый алейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни.
Подчеркнуть основы, схема, определить вид придаточных предложений, ответить на мои вопросы.
4. Итоговый этап: «Мы истинный петербуржцы?»
А) Существует мнение, что сильное влияние на здоровье человека оказывают любовь и внимание к нему окружающих.
В XIX веке этический принцип бескорыстного служения людям французский философ Огюст Конт назвал альтруизмом (от лат. alter - другой). Оказав кому-то помощь, человек испытывает возвышенное чувство, которое можно назвать радостью или счастьем. Тот, кто занимается проблемами других людей, лучше справляется и с собственными недугами. В обществе, где идет жесткая борьба «за место под солнцем», не переводятся люди, видящие смысл жизни в бескорыстном служении другим.
Давайте пересмотрим свое поведение и выработаем в себе волю к жизни.
РЕЦЕПТ ОТ ГРЕХА
Некий старец зашел в лечебницу и спросил врача:
- Есть ли у вас лекарство от греха?
- Есть, - отвечал врач, - вот рецепт:
Нарой корней послушания;
Собери цветов душевной чистоты;
Нарви листьев терпения,
Собери плодов нелицемерия;
Не упивайся вином прелюбодеяния;
Все это иссуши постом воздержания;
Разведи огонь божественной любви и обложи его дровами трудолюбия;
Вложи в кастрюлю добрых дел;
Добавь слезы покаяния;
Посоли солью братолюбия;
Добавь щедрой милостыни;
Во все это положи порошок смирения и коленопреклонения.
Принимай по три ложки в день страха Божия;
Одевайся в одежду праведности;
Не входи в пустословие, а то простудишься и заболеешь грехом опять.
Что нужно, чтобы стать истинным петербуржцем?
Духовное здоровье, бодрость, вера в творческие силы разума и воли, умение преодолевать препятствия, слабоволие, умение властвовать собой.
Стройте собственную дорогу жизни, достойную Человека!
Б) И я надеюсь, что вы станете истинными Петербуржцами, хотя 5 человек затруднились назвать себя истинными петербуржцами, ведь они патриоты города Пушкина.
(Показ фото)
В) Домашнее задание.
Написать сочинение-размышление, опираясь на высказывания великих людей. Выбираете одно высказывание.
1. Кто такой истинный петербуржец?
2. Я хочу, чтобы школа занялась устройством души молодого человека, внушила, что такое милосердие, пробудила в нем чувство стыда, совесть, воспитала доброту и сочувствие. Это сложная задача, но мы от отсутствия всего этого очень страдаем.
(Гранин Д.А.)
3. Лихачев: «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому.»
4. Ты скажешь: эта жизнь – одно мгновенье.
Ее цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведешь ее, так и пройдет,
Не забывай: она – твое творенье. (Омар Хайям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русский язык + английский язык в 6 классе по теме "Числительное"
Интегрированный урок русский язык + английский язык в 6 классе по теме "Числительное". Числительные в русских и английских пословицах....
Интегрированный урок русского языка и МХК «Русский офицер и художник - Павел Андреевич Федотов»
Данный интегрированный урок – совместный проект учителей русского языка, МХК и истории, разработанный прежде всего для учащихся кадетских классов. Кроме реализации учебных задач (развитие ...
Интегрированный урок (русский язык, английский язык) по теме: «Роль причастий в русской и английской речи»
Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (автор-составитель С.И. Львова, В.В. Львов М., Мнемозина, 2010) и английскому языку для учащихся 6 класса. Урок имеет цель...
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...
Интегрированный урок русского языка и ИЗО Тема: «Русским людям на загляденье»
Интегрированный урок русского языка и ИЗО Тема: «Русским людям на загляденье»(подготовка к сочинению-описанию игрушки, предмета домашнего обихода в 5 классе)...