Диагностика педагогического обследования детей с нарушением зрения В.Н. Лакомкин, Э.И. Танюхина.
учебно-методическое пособие на тему
Карты педагогического обследования детей с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_po_detyam_s_narusheniem_zreniya.docx | 33.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика педагогического обследования детей с нарушением зрения
В.Н. Лакомкин, Э.И. Танюхина.
Карта педагогического обследования детей с нарушением зрения (возрастная группа 2-3 года)
ФИО ____________________________________________________________
Возраст _______________________
Диагноз: ________________________________________________________________________________________________________________
1-6 Социально-бытовая ориентировка
Бальные оценки | 1 - знает, называет, показывает | 3 - показывает некоторые знает | 5 - показывает только некоторые |
Знание схемы тела (с 3 лет) | |||
Одежда | |||
Ближнее окружение (семья) | |||
Ориентировка в помещении: мебель, бытовые приборы | |||
Ориентировка на улице: тротуар и проезжая часть | |||
Растительность, животные |
7-9 Навыки самообслуживания
Бальные оценки | 1 – выполняет с незначительной помощью и подсказкой | 3 – выполняет с посторонней помощью | 5 – не выполняет |
Личная гигиена | |||
Одевание и раздевание | |||
Приём пищи |
10-11 Игровая деятельность
Бальные оценки | 1 – ролевая игра | 3 – предметные действия | 5 – манипулирует |
Играет с игрушками | |||
Бальные оценки | 1 – собирает вокруг себя детей и организует игры | 3 – играет в коллективе | 5 – играет один |
Общение с детьми в игре |
12 Работоспособность
1 – высокая, может долго заниматься чем-то и участвовать в занятиях | 3 - работоспособность ограничена, но достаточна | 5 – работоспособность низкая, быстро утомляется |
Бальные оценки по каждому показателю суммируются, а общее заключение формируется по правилу:
Сумма балов | Заключение об уровне освоения образовательной программы, п.п. 1 - 9 | Рекомендации |
9 - 19 | Хороший | Возможен перевод на воспитание по программе общего вида |
20 - 34 | Удовлетворительный | Продолжительность обучения по данному варианту обучения |
35 - 45 | Неудовлетворительный | Необходим перевод на воспитание по программе с усиленной коррекционной направленностью |
Рекомендации по дополнительным мерам педагогической коррекции:
* навыки самообслуживания (п.п. 7- 9) 11 -15 баллов – требуются индивидуальные коррекционные занятия;
* социально-бытовая ориентация (п.п. 1- 6) 22 - 30 баллов – требуются индивидуальные коррекционные занятия.
Рекомендации родителям: обратить внимание на развитие навыков самообслуживания, игровой деятельности, социально-бытовой ориентировки.
Вычисляется средняя бальная оценка по проведённым разделам обследования по правилу:
Полученная сумма баллов
Аl ср. = --------------------------------------
12
Дата обследования: ___________________201_г.
Воспитатель: Т.В. Разакова
Карта педагогического обследования детей с нарушением зрения (возрастная группа 4-7 лет)
ФИО ____________________________________________________________
Возраст _______________________
Диагноз: ________________________________________________________________________________________________________________
1. Общее развитие речи
Бальные оценки | ||
1 – норма | 3 – ниже нормы | 5 – значительно ниже нормы |
2. Графические навыки
Бальные оценки | ||
1 – норма | 3 – ниже нормы | 5 – значительно ниже нормы |
3. Готовность к письму
Бальные оценки | ||
1 – норма | 3 – ниже нормы | 5 – значительно ниже нормы |
4. Готовность к письму. Правильно ли держит руку.
Бальные оценки | ||
1 – норма | 3 – ниже нормы | 5 – значительно ниже нормы |
5. Готовность к письму. Соблюдение строки.
Бальные оценки | ||
1 – норма | 3 – ниже нормы | 5 – значительно ниже нормы |
6. Знание схемы тела
Бальные оценки | ||
1 - знает, называет, показывает | 3 - показывает и некоторые знает | 5 - показывает только некоторые |
7. Знание понятий дальше - ближе, впереди - сзади
Бальные оценки | ||
1 - знает, называет, показывает | 3 - показывает и некоторые знает | 5 - показывает только некоторые |
8. Представление об окружающем мире.
Бальные оценки | ||
1 – в соответствии с программой общего типа | 3 – ниже уровня программы | 5 – значительно ниже уровня программы |
9. Социальные связи
Бальные оценки | ||
1 - широкий круг социальных связей | 3 – с незначительной помощью | 5 - показывает только некоторые |
10. Самообслуживание
Бальные оценки | ||
1 - самостоятельно без подсказки | 3 – с незначительной помощью | 5 – с посторонней помощью |
11. Самообслуживание
Бальные оценки | ||
1 - самостоятельно без подсказки | 3 – с незначительной помощью | 5 – с посторонней помощью |
Проводя диагностику зрительного восприятия детей младшего дошкольного возраста мы пришли к выводу, что развитие зрительного восприятия подчиняется общим закономерностям, характерным для детей с патологией зрения.
Анализ изучения результатов уровня развития зрительного восприятия у дошкольников, позволил сделать вывод о том, что обследуемые нами дети продемонстрировали разный уровень зрительного восприятия, т.к. находятся на разных этапах его развития. Это позволило нам выделить дифференцированные группы детей с высоким, средним и низким уровнем развития зрительного восприятия, отражающие их индивидуальные способности.
Полученные результаты еще раз показали необходимость организации и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий по развитию зрительного восприятия с младшими дошкольниками имеющими патологию зрения.
Социально-бытовая ориентировка
Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.
Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушением зрения
Интеллектуальная недостаточность, наряду с традиционным комплексом отставаний в развитии ребенка, обязательно означает серьёзное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Критерий «значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации» выделяется в качестве общих для всех многообразных патологических состояний, определяемых термином «умственная отсталость». Для коррекции этих трудностей и предназначены специальные курсы по социально-бытовой ориентировке.
Занятия по курсу СБО направлены на:
- накопление социально-эмоционального опыта, систематизацию внутреннего мира, регуляцию поведения;
- развитие навыков межличностного взаимодействия;
- расширение ролевого репертуара подростка и позитивное программирование его будущего.
Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Овладение необходимыми навыками не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду глубокого дефекта зрения.
Назначение занятий по СБО с учащимися начальных классов выражается в следующих задачах:
- восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
- дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
- выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
- сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;
- познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
- научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;
- выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
Программа курса СБО включает следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».
Изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения школы. Ознакомление учащихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.
Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми с нормальным зрением и нарушенным; формированию правильных представлений о различных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.
В обучении выделяется два направления.
- Первое из них включает формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни, в первую очередь в условиях школы-интерната. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).
- Другое направление связано с достижением более отдаленной цели — овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.
Темы занятий:
Личная гигиена. Охрана здоровья и зрения |
Значение правильного режима дня, рационального питания. |
Охрана и развитие зрения. Подбор очков. Правила ухода за ними. |
Закаливание организма. |
Привила стирки и сушки изделий из шерстяных тканей. |
Уход за обувью |
Пришивание пуговиц. |
Пользование утюгом |
Специальная посуда для приготовления пищи. |
Способы обработки овощных продуктов. |
Значение пищи в жизни человека. |
Использование консервированных продуктов. |
Оформление готовых блюд |
Столовые приборы. |
Бытовые приборы и их назначение. |
Правила пользования бытовыми приборами |
Уход за одеждой в зимнее время |
Уход за комнатными растениями. |
Уход за комнатными растениями( практическое занятие) |
На дорогах города ПДД |
Бытовая химия. Правила пользования бытовой химией. |
Упражнения для снятия зрительного восприятия |
Экскурсия на почту. |
Магазины нашего города. |
Правила покупки товаров. |
Значение витаминов. |
Лекарственные растения нашей местности. |
Правила приемы лекарств |
Уборка жилого помещения. |
Уборка жилого помещения. Практическое занятие |
Уход за домашними животными. |
ПДД «Безопасная дорога» |
Первая медицинская помощь |
Карта педагогического обследования
уровня сформированности пространственных и бытовых навыков
у детей с нарушением зрения
Ф.и.о. _______________________________________________________________
дата (первичное обследование) ____________________201___г.
дата (итоговое обследование) ____________________ 201___г.
Знания о предметах | Свойства предметов | Ориентировка в пространстве | Ориентировка в микропространстве | Навыки самообслуживания | Уровень сформирован-ности знаний и умений | |||||||||||
Мытьё рук, лица | Пользование столовыми приборами | Одевание и раздевание | ||||||||||||||
0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | Н. | С. | В. |
Бальный показатель:
1 б. – норма (выполняет самостоятельно)
3 б. – ниже нормы (выполняет с незначительной помощью)
5 б. – значительно ниже нормы (выполняет только с посторонней помощью)
Уровень сформированности пространственных и бытовых навыков:
Низкий уровень – от 28 до 35 □
Средний уровень – от 18 до 21 □
Высокий уровень – от 7 до 14 □
Карта педагогического обследования детей с нарушением зрения
(возрастная группа 7 – 11 лет)
201___г.
№ | Клиенты | Знания о предметах | Свойства предметов | Ориентировка в пространстве | Ориентировка в микропространстве | Навыки самообслуживания | |||||||||
Мытьё рук | Пользование столовыми приборами | Одевание и раздевание | |||||||||||||
0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | 0 срез | итоговый срез | ||
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. | |||||||||||||||
4. | |||||||||||||||
5. | |||||||||||||||
Низкий ур. | |||||||||||||||
Средний ур. | |||||||||||||||
Высокий ур. |
Бальный показатель:
1 б. – норма (выполняет самостоятельно)
3 б. – ниже нормы (выполняет с незначительной помощью)
5 б. – значительно ниже нормы (выполняет только с посторонней помощью)
Уровень сформированности пространственных и бытовых навыков:
Низкий уровень – от 28 до 35 □
Средний уровень – от 18 до 21 □
Высокий уровень – от 7 до 14 □
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование по поисково-исследовательской деятельности детейс нарушением слуха 4 года обучения
Перспективный план по поисково- познавательной деятельности детей с нарушением слуха позволит педагогам проводить подобные занятия с детьми в свободное от основных видов дея...
Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения", для студентов педагогического колледжа
в рекомендациях представлена специфика проведения физкультурного занятия с детьми имеющими особые образовательные потребности...
Комплексное педагогическое обследование нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся на начало обучения в школе (по ФГОС)
В статье приводятся результаты обследования речевого слуха у глухих первоклассников (мониторинг)...
Протокол комплексного педагогического обследования слуховой функции, состояния устной речи ребенка с нарушением слуха на начало обучения в первом классе
В специальную школу для глухих детей, наряду с детьми, получившими полноценную дошкольную подготовку, поступают глухие дети, которые в силу разных причин, не усвоили полный курс дошкольного коррекцион...
О ПРОЦЕДУРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ
Для определения образовательного маршрута ребенка родителям необходимо обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию....
Протокол логопедического обследования детей с нарушениями зрения
Мною разработан протокол речевого обследования детей старшего и подготовительного возраста для детей с нарушениями зрения. Применяю его для первичного обследования на начало учебного года и на конец. ...