О ПРОЦЕДУРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ
статья

Куликова Наталья Владимировна

Для определения образовательного маршрута ребенка родителям необходимо обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья27.45 КБ

Предварительный просмотр:

О ПРОЦЕДУРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ

КУЛИКОВА Н.В.

методист, учитель-дефектолог ГБУ ВО «ЦППМС»

Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.

Для определения образовательного маршрута ребенка родителям необходимо обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию.

В состав нашей центральной ПМПК Владимирской области входят педагоги-психологи, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учителя-логопеды, педиатр, невролог, сурдолог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, детский психиатр, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Целью комиссии является своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию им помощи и организации их обучения и воспитания. [3:с.35].

Диагностику проводят все специалисты комиссии, но ведущим в педагогическом обследовании детей с нарушением зрения является тифлопедагог.

Задачи тифлопедагогического обследования:

  1. Выявить специфические особенности и определить возможности зрительного восприятия при использовании разных условий демонстрации наглядного материала и работы с ним (расстояние, освещенность, фон, параметры рабочей зоны и т.п.); дополнительные факторы, осложняющие визуальные возможности ребенка.
  2. Оценить состояние компенсаторных функций и их сформированность в соответствии с возрастом ребенка, с учетом времени наступления зрительной патологии.
  3. Определить уровень развития ребенка, его готовность к обучению/воспитанию в условиях образовательной организации.
  4. Провести оценку индивидуальных особенностей познавательной деятельности обследуемого ребенка, связанных с возможностью последующей коррекции и компенсации его зрительной недостаточности.
  5. Определить потребность обследуемого в специальных образовательных условиях, необходимых для обучения/воспитания ребенка с нарушением зрения (в том числе специального оборудования и специальной дидактики).

Для организации проведения обследования слепого или слабовидящего ребенка необходимо:

1. предварительно изучить представленную документацию, анамнез;

2. подобрать диагностический инструментарий,

3. подобрать адекватный стимульный материал,

4. подобрать необходимые тифлотехнические средства;

5. учесть офтальмо-эргономические рекомендации;

6. подготовить заключение по результатам обследования.

 Одним из условий успешности обследования слепого или слабовидящего ребенка является установление положительного контакта между ним и педагогом, формирование доверия у ребенка на начальном этапе обследования.

Важной составляющей обследования является подбор диагностического инструментария. Необходимо учитывать, что использование общепринятых существующих методик для обследования, ориентированных на нормально видящих детей, не дает и не может дать объективной картины.

Акцент в проведении обследования детей с нарушением зрения делается на умении ребенка пользоваться своим нарушенным (или остаточным – у слепых) зрением, на состоянии и возможностях работы сохранных анализаторов, сформированных механизмах компенсации зрительной функции. [1:с.12].

Какие же специфические требования к проведению обследования ребенка с нарушением зрения существуют?

Это:

  • соответствующая освещенность;
  • ограничение непрерывной зрительной нагрузки (5-10 минут в младшем и среднем дошкольном возрасте и 15-20 минут в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте);
  • смена деятельности на действия, не связанные с напряженным зрительным наблюдением.

На обследовании специалисты применяют:

- методики, основанные на двигательных навыках, при этом учитываются не быстрота и точность движений, а общая результативность выполнения: время, отведенное на выполнение задания, увеличивается, исключаются все тесты на исследование самих движений и двигательных навыков;

- речевые методики: предварительно выясняется сформированность у ребенка реальных представлений, соответствующих словесному материалу;

- методики с элементами рисования: следует предварительно выяснить, сформировано ли у ребенка представление о предмете, который надо изобразить, и его характеристиках;

- методики, основанные на зрительном анализе и синтезе пространственных отношений объектов: предварительно выясняют, сформировано ли у ребенка знание предлагаемых форм и объектов;

- методики с применением свободных творческих игр: предварительно выясняется, знает ли ребенок игрушки, с которыми будет играть; особенно это касается стилизованных игрушек, животных в одежде, сказочных персонажей;

- методики, основанные на подражании: учитывая отсутствие этого процесса у слепых детей и трудности его формирования у детей с глубокими нарушениями зрения, следует производить показ на самом ребенке, используя его двигательно-мышечную память и совместные действия с взрослыми. [1:с.24].

При обследовании могут быть использованы стандартизированные методики для определения уровня умственного развития и учебной деятельности. Однако это возможно лишь при условии адаптации материала в соответствии с общими требованиями к зрительным и тактильным возможностям детей с нарушением зрения.

Требования к инструкциям:

  • предъявляемая инструкция должна быть четкой и краткой;
  • задание дается частями и предлагается выполнять его поэтапно;
  • в качестве демонстрационного и раздаточного материала необходимо использовать плоскостные и объемные предметы крупного размера 15-20 см;
  • поверхности должны быть без механических повреждений, без грубых швов, а детали – иметь надежные крепления;
  • цветовой контраст: предъявление темного предмета на желтом фоне, изображения и предметы не должны быть блестящими и иметь блики;
  • изображения должны быть простыми, без лишних деталей, с четкими контурами, контрастными по отношению к фону, карточки с кантом (чем хуже зрение, тем шире кант);
  • время экспозиции наглядности увеличивается по сравнению со зрячими детьми.

Для детей дошкольного возраста специалисты используют:

  • предметы гигиены, быта (кружка, ложка) – реальные;
  • настоящие фрукты, овощи (муляжи с 6 лет);
  • игрушки (мяч озвученный – катать, социальное взаимодействие, машинка с кузовом);
  • кукла – 20-30 см, с хорошо выделенными основными частями;
  • животные в естественной позе, с четко выделенными основными частями туловища и характерными признаками при возможности с передачей качества поверхности из твердых полимеров;
  • пластилин (сила рук, работа с пластичным материалом – с 3-х лет, создание фигур – с 3,5 лет);
  • набор баночек с разными крышками (открыть, сложить предметы (разные коробочки, открывающиеся по-разному);
  • контейнеры;
  • книга с толстыми картонными страницами с тактильными вставками (материал) (с 3-х лет); с плоскими выпуклыми изображениями геометрических фигур (с 4,5 лет) (рекомендуется использовать книги издательства «Логос», которые соответствуют требованиям создания изображений для слепых детей и созданы тифлопедагогами, не рекомендуется использовать книги с сюжетными картинками);
  • карточки с линиями, «узорами» геометрическими фигурами (с 6 лет); с изображением животных;
  • набор материалов для обследования сенсорных эталонов: объемные и плоскостные геометрические фигуры;
  • шарик и кубик (с 3 лет) объемные (функциональное использование: мяч - катать, бросать, пнуть ногой; кубик – строить, определить и показать сколько уголков);
  • наборы однородных предметов разной величины;
  • наборы геометрических фигур с разной тактильной поверхностью (соотнесение по величине, форме, фактуре, материалу);
  • мелкие предметы различной формы для захвата, удержания, сортировки, выявления математических представлений.

При обследовании соблюдаются следующие условия:

- материал предъявляется на ограниченной плоскости;

- материал предъявляется с учетом зрительных возможностей обследуемого.

Для обследования обучающегося школьного возраста педагоги используют следующий стимульный материал:

  • раздаточный материал для решения задач с осязательной наглядностью – определяется уровень сформированности навыка счета и счетных операций в соответствии с классом обучения;
  • программы школьных и дошкольных учреждений для детей с патологией зрения, учебники;
  • приборы и грифели для письма слепых, специальная бумага;
  • учебник по русскому языку или текст на Брайле с построчным переводом для проверяющего – делается вывод об уровне развития навыка чтения: соответствует ли он потребностям обучения, может ли ребенок прочитать текст самостоятельно или с помощью;
  • прибор и тетрадь для письма по Брайлю, программа перевода текста на Брайль;
  • рабочие тетради по основным предметам (с анализом работ от учителя-дефектолога школы или ресурсного центра) – оцениваются аккуратность письма (на основе пометок учителя), состояние письма и письменной речи, характер дисграфических и орфографических ошибок (на основе характеристики). [6:с.30].

В заключении по результатам обследования ребенка с нарушением зрения специалист ПМПК (тифлопедагог) включает рекомендации, в зависимости от образовательной организации, которую посещает или будет посещать ребенок: дошкольную либо школьную.

Рекомендации для родителей и педагогов учреждения должны содержать описание следующих параметров:

- допустимая зрительная нагрузка обучающегося (время непрерывной работы, виды и размеры пособий, вид плоскости для работы, фон, стимульный материал), а также зрительная гимнастика и условия ее реализации;

− зрительные возможности ребенка, с учетом зрительного диагноза и назначенного офтальмологом лечения;

− рабочее место ребенка в классе относительно расположения источников света (естественный и искусственный с учетом наличия или отсутствия у ребенка светобоязни). [6:с.42].

Помимо вышеперечисленных рекомендаций в заключении отражается необходимость применения специализированных технических средств (в т.ч. тифлотехнических) индивидуального использования (тифлофлешплеер, портативный электронный увеличитель, трость для слепых/слабовидящих и т.п.).

Слабовидящему учащемуся с прогрессирующим заболеванием необходимо рекомендовать изучение и использование рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля или обучение по программам, ориентированным на образовательные потребности слепых с остаточным зрением.

Рекомендации ПМПК:

Коррекционно-развивающая работа, направленная на:

- формирование навыков безбоязненного передвижения;

- формирование осязательного и тактильного восприятия;

- формирование (развитие) навыков реагирования на специальные сигналы и выполнения соответствующих действий;

- развитие игровых навыков и навыков сотрудничества;

- обучение пошаговому планированию продуктивной деятельности;

- формирование системы знаний и общественных представлений об окружающей действительности;

- развитие познавательной активности;

- развитие компенсаторных механизмов;

- развитие пространственно-временных представлений;

- развитие крупной и мелкой моторики;

- формирование элементарных математических представлений;

- преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии;

- развитие речевых и неречевых средств общения;

- формирование (развитие) навыков социально-бытовой ориентировки.

Рекомендации также должны содержать указание на коррекционные области, в которых ребенок нуждается: ориентировка в пространстве (мобильность в самостоятельном передвижении с использованием трости для слепых или слабовидящих), курс социально-бытовой ориентировки (самообслуживание, домоводство), специализированные компьютерные курсы (основы тифлоинформационных технологий), рельефное рисование и черчение (тифлографика), адаптивная физкультура и т.п.

Таким образом, при проведении обследования ПМПК учитываются все специфические особенности и возможности ребенка с нарушением зрения и при составлении коллегиального заключения выдаются все необходимые рекомендации для успешного усвоения ребенком образовательной программы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Денискина, В.З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013 г. – №6. – С. 4-14.
  2. Забрамная С.Д. Материалы для   психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. -М.,1981.
  3. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования /под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014 г.
  4. Комова Н.С. Организация обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016, №3. – С. 19-28.
  5. Подколзина Е.Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения //Дефектология. – 2005. – № 6
  6. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой.-М.: МГППУ, 2012.-56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ГКСУВУ СОШ №1

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) является постоянно действующим советом специалистов спецшколы.В базе данных ПМПК аккумулируется основная информация о ребенке, что служит основанием для...

"Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья".

Тема: Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья.Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нар...

"Анализ комплексного психолого – медико - педагогического обследования детей со сложным дефектом"

Доклад был подготовлен для участия в международной  конференции "Здоровье школьника" в г. Благовещенске в 2014 году....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Чем раньше начать реабилитационную работу с семьей, тем эффективнее будет нормализация эмоционального, психического состояния ребенка....

Родительское собрание Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Что это такое и как подготовить ребенка? Памятка для выпускников

Само словосочетание «психолого-медико-педагогическая комиссия» вызывает опасение и чувство тревожности. Что скрывается за аббревиатурой ПМПК? Кто ее проводит, с какой целью? Неутешите...

Для чего проводится психолого-медико-педагогическое обследование ребенка?

ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия, которая включает в себя специалистов педагогического и медицинского профиля (руководитель комиссии, социальный педагог, педагог-пси...