Протокол комплексного педагогического обследования слуховой функции, состояния устной речи ребенка с нарушением слуха на начало обучения в первом классе
учебно-методическое пособие
В специальную школу для глухих детей, наряду с детьми, получившими полноценную дошкольную подготовку, поступают глухие дети, которые в силу разных причин, не усвоили полный курс дошкольного коррекционного обучения. Поэтому, перед тем, как планировать работу, необходимо провести комплексное обследование глухих первоклассников на момент поступления в школу. Применение данного протокола удобно использовать в процессе обследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ
комплексного педагогического обследования слуховой функции, состояния устной речи (её восприятия и воспроизведения)
на начало обучения в первом классе
ф.и._______________________________________________________________
- Педагогическое обследование состояния слуха (без использования электроакустической аппаратуры)
Условная двигательная реакция при слуховом восприятии речевых стимулов.
(В процессе обследования выявляют реакцию ученика на определенные речевые стимулы, предъявляемые ему учителем на слух. Обследуются оба уха, сначала – лучше слышащее)
- Справа:
неустойчивая
устойчивая
расстояние от ушной раковины__________________________________
- Слева:
неустойчивая
устойчивая
расстояние от ушной раковины__________________________________
Примечание._________________________________________________________________________________________________________________________
- Восприятие на слух различных по фонетическому составу групп слов
(Данная проверка позволяет выявить способность ученика к различению на слух слов в условиях ограниченного выбора. Предъявляемые группы слов сначала резко противопоставлены по временным и ритмическим характеристикам, затем используются слова с одинаковой слоговой структурой, но различным местом ударного слога – в начале, середине и конце слова. Обследование проводится на нескольких занятиях. Сначала следует лучшее ухо, затем – хуже слышащее. Перед проверкой учитель убеждается в том, что ученик знает слова, которые ему будут предъявлены. Для этого ребенок называет слова, самостоятельно подкладывает письменную табличку к картинке (предмету или игрушке) и читает её вслух)
- Справа:
- Мяч, рыба, бумага
Различает (расстояние от ушной раковины ______________) – не различает.
- Папа, рыба, корзина
Различает (расстояние от ушной раковины ______________) – не различает.
- Самолет, собака, бабушка
Различает (расстояние от ушной раковины ______________) – не различает.
- Мяч, рыба, бабушка, папа, корзина, самолет, собака, бумага
Различает (расстояние от ушной раковины ______________) – не различает.
Примечание._________________________________________________________________________________________________________________________
- Слева:
- Мяч, рыба, бумага
Различает (расстояние от ушной раковины ______________) – не различает.
- Папа, рыба, корзина
Различает (расстояние от ушной раковины ______________) – не различает.
- Самолет, собака, бабушка
Различает (расстояние от ушной раковины ______________) – не различает.
- Мяч, рыба, бабушка, папа, корзина, самолет, собака, бумага
Различает (расстояние от ушной раковины ______________) – не различает.
Примечание._________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД_____________________________________________________________________________________________________________________________
- Педагогическое обследование состояния и резервов развития слухового восприятия речи (с помощью электроакустической аппаратуры)
А) Восприятие слов
(Данное обследование позволяет выявить возможности слухового восприятия слов, резервы его развития (восприятия длины слова, его слоговой и ритмической структуры, отдельных элементов звукового состава слова). В качестве тестового материала используют специально сбалансированные списки слов Л.В. Неймана (1969))
Слуховой аппарат___________________________________________________
Режим_____________________________________________________________
слова | первое предъявление | второе предъявление |
мама | ||
дом | ||
стол | ||
дедушка | ||
парта | ||
собака | ||
рука | ||
барабан | ||
кошка | ||
шуба | ||
мальчик | ||
лампа | ||
часы | ||
сапоги | ||
муха | ||
заяц | ||
тетрадь | ||
суп | ||
чернила | ||
петух |
ВЫВОД:
количество предъявленных слов______________________________________;
число точно воспринятых слов_______________________________________;
отказ_____________________________________________________________;
Воспроизведение в ошибочных ответах:
количество слогов__________________________________________________;
ритмический рисунок_______________________________________________;
отдельных звукокомплексов_________________________________________;
Особенности воспроизведения слов:___________________________________
__________________________________________________________________
Б) Восприятие фраз разными сенсорными способами (слухозрительно и зрительно)
Используются оригинально сбалансированные списки фраз, разработанные с учетом уровня речевого развития глухих детей.
При зрительном восприятии электроакустическая аппаратура не используется.
- Способ восприятия_____________________________________________
Слуховой аппарат__________________________________________________
Режим_____________________________________________________________
фразы | первое предъявление | второе предъявление |
Дай большую куклу. | ||
Будем играть? | ||
Убери книгу в шкаф. | ||
Мальчик рисует дом. | ||
Покажи чашку. | ||
Ты любишь читать? | ||
Можно взять карандаш? | ||
Положи яблоко в сумку. | ||
Где сидит девочка? | ||
У тебя есть тетрадь? |
Число точно воспринятых фраз ______________________________________;
Число фраз, воспринятых приближенно (принятых по смыслу)__________________________;
Число правильно выполненных заданий_____________________________________________;
Число грамотных ответов____________________________________________;
- Способ восприятия____________________________________________
Слуховой аппарат___________________________________________________
Режим_____________________________________________________________
фразы | первое предъявление | второе предъявление |
Дай большую чашку. | ||
Будем читать? | ||
Убери яблоко в сумку. | ||
Девочка рисует дом. | ||
Покажи куклу. | ||
Ты любишь играть? | ||
Можно взять тетрадь? | ||
Положи книгу в шкаф. | ||
Где сидит мальчик? | ||
У тебя есть карандаш? |
Число точно воспринятых фраз ______________________________________;
Число фраз, воспринятых приближенно (принятых по смыслу)____________;
Число правильно выполненных заданий_______________________________;
Число грамотных ответов____________________________________________;
ВЫВОД:
Восприятие фраз разными сенсорными способами (слухозрительно и зрительно):__________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности произносительной стороны устной речи:________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности речевого поведения ученика:_____________________________________________________________________________________________________________________________
- Педагогическое обследование произносительной стороны самостоятельной связной речи и слухозрительного восприятия текста (с помощью электроакустической аппаратуры)
Используются разноуровневые по сложности короткие тексты (с сериями картинок к ним), близкие жизненному и эмоциональному опыту учащихся. Тексты сочетают диалогическую и монологическую речь, раскрывают контрастные эмоциональные состояния, включают фразы с разными интонационными конструкциями. В процессе обследования используют один текст, соответствующий уровню речевого развития ученика.
Слуховой аппарат__________________________________________________
Режим_____________________________________________________________
- Самостоятельное рассказывание по серии картинок (запись рассказа ученика в фонетической транскрипции):___________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- Слухозрительное восприятие текста с опорой на серию картинок. Воспроизведение учеником текста после первого предъявления:______
________________________________________________________________
Воспроизведение учеником текста после второго предъявления:_________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Слухозрительное восприятие текста по фразам:
фразы | первое предъявление | второе предъявление | соотнесение с картинкой | воспроизведение по подражанию учителю |
Шар улетел | ||||
Аня плачет: «Жалко шар» | ||||
«Ой! Я поймал шар!» | ||||
«На, шар» | ||||
«Спасибо» |
ВЫВОД:
Рассказ по серии картинок составил/не составил_________________________
В самостоятельной речи:_____________________________________________
Общее впечатление от речи:
По внятности:______________________________________________________
По эмоциональности, выразительности и естественности звучания:_________
__________________________________________________________________
По подражанию учителю:____________________________________________
Использование невербальных средств речевой коммуникации:_____________
__________________________________________________________________
Темп речи:_________________________________________________________
Голос (по высоте, по тембру, по громкости, по подражанию учителю):______
__________________________________________________________________
Слова воспроизводит:_______________________________________________
Фразы воспроизводит:_______________________________________________
Характеристика речи при чтении:_____________________________________
__________________________________________________________________
Слухозрительное восприятие текста с опорой на картинки:________________
__________________________________________________________________
Текст воспроизводит с первого/второго предъявления:___________________
Слухозрительное восприятие текста по фразам:_________________________
__________________________________________________________________
- Аналитическая проверка произношения
Данная проверка (или аналитический учет) предполагает определение качества усвоения учащимися различных элементов произношения (звуковой и ритмической структуры слов, оформления фразы, темпа речи и др.). Такую проверку проводят по методике разработанной Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной. В процессе обследования учитель получает общее представление о речи, особенностях речевого дыхания, голоса, воспроизведения звуков в словах и слогах, а также некоторых звуков изолированно. Кроме этого, проверяется воспроизведение словесного ударения, некоторых орфоэпических норм.
Речевое дыхание:
Произносит____________слогов на одном выдохе;
Слова произносит слитно/неслитно (указать ошибки)____________________
__________________________________________________________________
Короткие фразы произносит слитно/неслитно (указать ошибки)___________
__________________________________________________________________
Голос:____________________________________________________________
Звуки:
а | о | у | э | и | ы | п | т | к | ф | с | ш | х | ц | ч | щ | в | м | н | р | л | б | д | г | з | ж | я | ё | ю | е |
Сочетания звуков в словах:
Воспроизводит правильно (указать, в каких сочетаниях):_________________
__________________________________________________________________
Воспроизводит с призвуками (указать, в каких сочетаниях):_______________
__________________________________________________________________
Словесное ударения:________________________________________________
__________________________________________________________________
Орфоэпические правила:_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Элементы интонации:_______________________________________________
__________________________________________________________________
- Заключение о состоянии устной речи (её восприятия и воспроизведении) и рекомендации на первоначальный период обучения
По состоянию устной речи (её восприятию и воспроизведению) ученик может быть отнесен к_________ группе.
В первоначальный период обучения рекомендуется:_____________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По развитию слухового восприятия:___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По развитию произносительной стороны устной речи:____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (6 класс)
Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха.6 класс, индивидуальное занятие.Тема: Восприятие, опознавание и различение речевы...
Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (5 класс)
Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха. 5 класс, индивидуальное занятие. Тема: Восприятие, опознавание и разли...
Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (7 класс)
Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха.7 класс, индивидуальное занятие.Тема: Восприятие, опознавание и различение речевы...
Протоколы психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста учителем-дефектологом
Протоколы психолого-педагогического обследования детей от 2 до 12 лет учителем-дефектологом...
Комплексное педагогическое обследование нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся на начало обучения в школе (по ФГОС)
В статье приводятся результаты обследования речевого слуха у глухих первоклассников (мониторинг)...
Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребенка.
Консультация для родителей и педагогов....
Занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребенком с нарушением слуха (2 класс)
Методическая разработка занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с ребёнком с нарушением слуха. 2 класс, индивидуальное занятие. Тема: Восприятие, опознавание и разли...