Комплексное педагогическое обследование нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся на начало обучения в школе (по ФГОС)
статья

Перегудова Татьяна Анатольевна

В  статье  приводятся  результаты  обследования  речевого  слуха  у  глухих  первоклассников  (мониторинг)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_formirovaniya_rechevogo_sluha.docx48.58 КБ

Предварительный просмотр:

Перегудова  Т.А. учитель-дефектолог

КОУ  ВО  «Воронежская  школа-интернат № 6»

КОМПЛЕКСНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕННОЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ, ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ  УСТНОЙ  РЕЧИ У ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ  (по  ФГОС)

Принятие  Федерального государственного  стандарта  для  обучения  глухих  детей  привело  к  необходимости  изменить  методы  индивидуальной  работы  с  данной  категорией  обучающихся.

В  декабре  2015  года  наша  школа  заключила  договор  о  сетевом  взаимодействии  с  федеральным  государственным  бюджетным  образовательным  учреждением  высшего  образования  «Московский  педагогический  государственный  университет»   для  взаимовыгодного  сотрудничества  по  организации  и  проведению  совместной  научно-методической  деятельности. В  начале  2016  года  в  нашу  школу  пришёл  комплект  методический  разработок  по  организации  обследования  глухих  учащихся  на  начало  обучения  в  школе  в  соответствии  с  Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  для  глухих  детей.

В  сентябре 2016 года мной  проводилось  комплексное педагогическое обследование нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих детей  1 класса  на  начало  обучения  по  материалам,  присланным  из  МПГУ.

Методика обследования  была  разработана   Кузьмичевой Е.П. и  Яхниной Е.З.  ещё в 2001 году [1] и  рекомендована   в  качестве  инструктивно-методических  материалов. В  2015  году   методика  была  расширена  [2] и опубликована в виде учебного  пособия  для  студентов  учреждений высшего  образования.

Обследование  проводится  в  два  этапа:  со  звукоусиливающей  аппаратурой  и  без  неё.

На  первом  этапе  обследования  проверяется  наличие  у  детей  условной  двигательной  реакции  без  звукоусиления.  У  глухих  детей из  глухих  семей  она  может  быть  нестойкой  или  даже  отсутствовать. В  таком  случае  планируется  работа  по  её  формированию  или  развитию.

Такая  же  проверка  же входит  в  состав мониторинга на  конец 1  полугодия и мониторинга   на  конец  года.  

На  втором  этапе  проверяется  возможность  обучающихся  различать  на  слух  слова  в  условиях  ограниченного  выбора.  В  обследовании использовались 3  группы слов. Первая  группа  слов -  резко противопоставленные как по временным, так и ритмическим характеристикам (мяч, рыба, барабан), вторая  группа   -  слова с разной слоговой структурой и местом ударения (два двусложных с разным словесным ударением, одно - трехсложное, типа папа, тетрадь, бумага) и слова с одинаковой слоговой  структурой, но разным местом ударного слога - в начале, середине и конце слова (например, бабушка, собака, самолет) (Кузьмичева Е.П., 1991).

По  результатам  обследования    была  составлена  сводная  таблица.

   проверка       1.1

                                      проверка       1.2

условная двигательная реакция

                 AD

                    AS

стойкая

нестойкая

1 гр.

2 гр.

3 гр.

незнакомые слова

1 гр.

2 гр.

3 гр.

незнакомые слова

Камилла

  у/у

у/у

у/у

    -

  -

  -

  -

   -

  -

Данила

у/у

у/у

у/у

  -

контур        односложного слова

у/у

у/у

  -

  -

Роза

у/у

у/у

у/у

  -

   -

у/у

у/у

   -

   -

Никита

у/у

0,2

0,25

0,3

   -

0,1

0,15

0,15

повторяет контур

Во  втором  классе  проверка  без  звукоусиления  не  проводится.

Следующие этапы   обследования  проводятся  со  звукоусиливающей  аппаратурой.

Проверка  № 2    -  это  обследование восприятия  слов  и  фраз  разными  сенсорными  способами (слова  -  на  слух,  слухозрительно  и  зрительно,  фразы  -  зрительно  и  слухозрительно).

В качестве тестового материала используются три сбалансированных списка слов Л.В.Неймана:

Список 1: мама, дом, стол, дедушка, парта, собака, рука, барабан, кошка,  шуба, мальчик, лампа, часы, сапоги, муха, заяц, тетрадь, суп, чернила, петух.

Список 2: папа, нос, бабушка, доска, корова, шапка, карандаш, чашка, окно, уши, мяч, палка, булка, коза, школа, чулки, хлеб, капуста, санки, курица.

Список 3: Вова, стул, рубашка, сумка, глаза, голова, каша, нога, молоко, ручка, дым, лошадь, девочка, яблоко, зима, перо, шар, книга, сахар, кукла.

При обследовании восприятия фраз разными сенсорными способами (слухозрительно и зрительно)  используются оригинальные сбалансированные списки фраз, разработанные Е.П. Кузьмичевой, Е.З. Яхниной (2001, 2011) с учетом уровня речевого развития глухих детей к началу обучения в школе. Каждый список содержит 10  фраз: 4 поручения, 5 вопросов и 1 повествовательное предложение-сообщение. Фразы из обоих списков не совпадают. Списки фраз сбалансированы по количеству слов, по грамматическим и синтаксическим конструкциям,  интонационным структурам и по порядку предъявления поручений, вопросительных и повествовательных предложений.

Список 1:  1. Дай большую куклу. 2. Будем играть? 3. Убери книгу в шкаф .4. Мальчик рисует дом. 5.Покажи чашку .6. Ты любишь читать? 7. Можно взять карандаш?8. Положи яблоко в сумку .9. Где сидит девочка?10. У тебя  есть тетрадь?

Список 2: 1.Дай большую чашку. 2. Будем читать? 3. Убери яблоко в сумку. 4. Девочка рисует дом. 5. Покажи куклу. 6. Ты любишь играть? 7. Можно взять тетрадь? 8. Положи книгу в шкаф. 9. Где сидит мальчик? 10. У меня есть карандаш.

По  результатам  обследования  на начало  обучения  была  составлена  таблица для  доклада  на  школьном ПМПк.

2.1. Обследование восприятия слов разными сенсорными способами.

на  слух

слухозрительно

зрительно

Камилла

           73%

            93%

            40%

Данила

          20 %

           68 %

           60%

Роза

 

          0

            0

            0

Никита

          80%

           85%

          93%

2.2. Обследование восприятия фраз разными сенсорными способами.

Правильно воспринятые фразы

Правильно выполненные задания

Грамотные ответы

слухо-зрительно

зрительно

слухо-зрительно

зрительно

слухо-зрительно

зрительно

 

Камилла

    20 %

   15 %

      20 %

       5 %

          -

         -

Данила

      -

       -

       5 %

       5 %

         -

        -

Роза

     5 %

      -

        5 %

        5 %

         -

        -

Никита

     20 %

     10 %

        10 %

        5 %

         -

        -

         В  обследованиях  на  конец первого  и второго  полугодий (мониторинг)  появляется  колонка  «на  слух».

В проверке № 3 (обследование произносительной стороны самостоятельной связной речи и  слухозрительного восприятия текста)  выявляется умение учащихся самостоятельно составлять рассказ по серии картинок, особенности произносительной стороны самостоятельной речи, навыки подражания образцу речи учителя, а также возможности слухозрительного восприятия (с помощью слухового аппарата) небольшого текста с опорой на серию картинок.

Был  использован  следующий  текст:

Шар улетел. Аня плачет: «Жалко шар». - Ой! Я поймал шар!- На  шар.- Спасибо.

По  результатам  обследования  была  составлена  следующая  таблица.

Ученик/ца

фразы

Первое  предъявление

Второе  предъявление

Соотнесение с  картинкой

Воспроизведение по подражанию учителю

Камилла

Шар  улетел.

    +

   +

   +

   -

Аня плачет: жалко шар.

   +

   +

   +

   -

Ой!  Я  поймал шар!

   +

   +

   -

   -

На  шар

   +

   +

   -

   -

спасибо

   +

   +

   -

   -

Данила

Шар  улетел.

   +

   +

   +

   -

Аня  плачет: жалко  шар.

   +

   +

    +

    -

Ой!  Я  поймал  шар!

   +

   +

   +

   -

На  шар.

   +

   +

   +

   -

Спасибо.

   +

   +

   +

   -

  Роза

Шар  улетел.

   -

   +

   -

   -

Аня  плачет:  жалко  шар

   +

   

   +

   -

   -

Ой!  Я  поймал  шар.

   +

   +

   -

   -

На  шар.

   +

   +

   -

   -

Спасибо.

   +

   +

   -

   -

Никита

Шар  улетел.

   +

   +

   +

   -

Аня  плачет:  жалко  шар.

   +

    +

    +

   +

Ой!  Я  поймал  шар!

   +

   +

    +

   +

На  шар.

   +

   +

   +

   +

Спасибо.

   +

   +

   +

   +

Проверка  №  4  -  это  обследование  строения артикуляционного аппарата (губ, зубов, челюстей, неба, языка) и выявление нарушений анатомического характера, изучение двигательных функций органов артикуляции.

Проверка № 5 -  аналитическая проверка произношения (по методике  Рау Ф.Ф.  и   Слезиной Н.Ф.)

Проверка №  6  -  это  обследование ритмико-интонационной структуры речи.

6.1 Проверка восприятия на слух и воспроизведения слитности речи и пауз.

слитность речи

синтагматическое членение фразы

имя

характеристика  деятельности  ученика

слитное произнесение слогосочетаний

раздельное произнесение слогосочетаний

пауза после первого  слова

пауза после второго  слова

 

Камилла

воспринимает

         +

          +

          +

         +

воспроизводит

  + без движ.

+  без движ.

+  без движ.

+  без  движ.

 

Данила

воспринимает

         +

         +

         +

         +

воспроизводит

+  без движ.

+ без движ.

+ без движ.

+ без движ.

Роза

воспринимает

       -

         -

          -

          -

воспроизводит

       -

         -

          -

          -

Никита

воспринимает

           +

         +

         +

         +

воспроизводит

+ без движ.

+ без движ.

+ без движ.

+ без движ.

6.2 Проверка восприятия на слух  и воспроизведения  элементарных ритмических структур и фразового ударения.

Имя

Характеристика  деятельности

Элементарные ритмические структуры

Фразовое ударение

двухсложные

трёхсложные

четырёхсложные

Камилла

воспринимает

         +

          -

              -

      +

воспроизводит

          -

       -

Данила

воспринимает

         +

          -

            -

      +

воспроизводит

         -

       -

Роза

воспринимает

          -

         -

            -

      -

воспроизводит

         

         

           

     

Никита

воспринимает

          +                  

         -

           -

      +

воспроизводит

           -

      -

6.3 Проверка восприятия на слух и воспроизведения изменения высоты основного тона (мелодики речи).

Имя

Характеристика  деятельности

ученика

разная высота голоса

базовые мелодические модуляции голоса

повествовательная, вопросительная и побудительная интонации

при выборе из 2х

при выборе из 3х

при выборе из 2х

при выборе из 4х

при выборе из 2х

при выборе из 3х

 

Камилла

воспринимает

       +

      +

      -

      -

        -

        -

воспроизводит

        -

       -

       

         

         

Данила

воспринимает

       +

      -

       +

       -

       +

        -

воспроизводит

       -

       -

       -

Роза

воспринимает

       -

        -

        -

        -

       -

        -

воспроизводит

Никита

воспринимает

       +

       +

       +

        -

       +

       -

воспроизводит

+ с движ.

 + с движ.    

 + без движ.      

+ без движ.

Проверка восприятия на слух и воспроизведения динамики и темпа  речи.

Имя

Характеристика  деятельности  ученика

Разная громкость речи (слогосочетания)

Разная громкость речи (фраза)

Разный темп речи (слогосочетания)

Разный темп речи (фраза)

при выборе из 2х

при выборе из 3х

при выборе из 2х

при выборе из 3х

Камилла

воспринимает

      +

      +

     +

       +

      +

      +

воспроизводит

+ без движ.

      -

     

+ без движ.

      -

      -

Данила

воспринимает

       -

      -

      -

      +

      +

      +

воспроизводит

+ без движ.

+ без движ.

+ без движ.

Роза

воспринимает

       -

       -

       -

     +

       -

      -

воспроизводит

      -

Никита

воспринимает

      +

       -

        +

       +

       +

      +

воспроизводит

+ без движ.

+ с движ.

+ с движ.

+ с движ.

Комплексное обследование состояния слуховой функции и произносительной стороны речи у глухих детей при поступлении в 1 класс (АООП НОО вариант 1.2) позволило выделить две типичные группы учащихся.  К  первой  группе  относятся    дети,  не  имеющие  самостоятельной  речи,  с  грубыми  нарушениями  звукового  состава.  Ко  второй  группе  относятся  дети,  имеющие короткую фразу  с  аграмматизмами  и  звуки  первого  концентра.

Разный  уровень  слухоречевого развития детей при поступлении в 1 класс свидетельствует  о  необходимости разработки и внедрения в практику обучения  дифференцированного подхода.

На  каждого  ученика  составляется  индивидуальное  календарно-тематическое  планирование на  текущую  четверть.  Поэтому  сроки  освоения  программного  материала  не  привязаны  к  срокам  обучения.  По  мере  освоения  разноуровневых  дифференцированных  программ  по  формированию  речевого  слуха   и  произносительной  стороны  устной  речи  ученик  переходит  на  следующую  ступень.  Это  отражено  в  рабочей  программе  по  коррекционному  курсу  для  начальной  школы:  деление  на  группы  сохраняется  по  4  класс,  в  5  классе  обучающиеся  идут  по  единой  программе  коррекционного  курса.

На  комплексное  обследование  слуха  и  речи  на  начало  обучения  отводится  5  часов,  на  аналогичные  проверки  в  конце  каждого  полугодия  (мониторинг)  -  по  3  часа.  В младших классах в содержание периодического учета входит 9 проверок (в 1 классе – 10). Учитель,  ведущий  индивидуальные  занятия  по  ФРС и ПСУР, должен  иметь  высшее  сурдопедагогическое  образование.  Перечень уроков и занятий, с которых можно забирать на индивидуальные занятия, специально утверждается  на  методическом  объединении  учителей-дефектологов  и  на  педсовете.

Индивидуальные  занятия  в  1  классе  глухих  рекомендуется  проводить    по  20  минут.  На каждом индивидуальном  занятии надо  одновременно использовать   речевой материал не менее чем из двух тем. На одно индивидуальное занятие планируется не менее 5 фраз, а также слова и словосочетания, в основном из этих же фраз.  При правильном проведении работы по формированию  и  развитию речевого слуха результаты обучения зависят от уровня развития речи.  Прямая зависимость   ФРС  от состояния слуха отмечается только у учащихся подготовительного   и   1 классов.

В  моём  классе  по  результатам  обследования  были  выделены  2  группы:  в  1  группу  вошли  Роза  и  Данила  (родители  глухие),  во  2  группу  -  Камилла  и  Никита (родители  слышащие).  Дифференцированный  подход  к обучению  помог  сформировать  высокий  уровень  заинтересованности  ребят  в  результатах  своего  туда,  способствовал  поддержанию  позитивного  отношения    к  индивидуальным  занятиям  по формированию  речевого  слуха  и  произносительной  стороны  устной  речи.  

Библиографический  список

  1. Развитие  устной  речи  у  глухих  школьников:  метод. рекомендации / сост.  Кузьмичёва  Е.П.,  Шевцова  О.В..  Яхнина  Е.З.   -  Москва:  Издательство  НЦ ЭНАС, 2001.-136 с.
  2. Кузьмичёва  Е.П.,  Яхнина  Е.З.  Обучение  глухих  детей  восприятию  и  воспроизведению  устной  речи.  Под  ред. Назаровой  Н.М. -  Москва:  Издательский  центр  «Академия», 2014. – 336 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организационная подготовка учителя к переходу к ФГОС в основной школе: на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»

В основе стандарта лежит системно-деятельностный  подход, который обеспечивает:Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованиюПроектирование и конструирование социальной с...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...

содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021

содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021...

Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО». Сравнительный анализ ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).

Требования к условиям реализации программ обучения.Требования к структуре основной образовательной программы.Требования к результатам обучения...

РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс.Авторы: Г.В.Дорофеев, С.В.Суворова, Е.А.Бунимович,Л.В.Кузнецова,С.С.Минаева,Л.О.РословаУчебник алгебра 6 класс. Авторы: Г.В.Дорофеев,И.Ф.Шарыгин,  С.В.Суворова, Е.А....