Комплексное педагогическое обследование нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся на начало обучения в школе (по ФГОС)
статья
В статье приводятся результаты обследования речевого слуха у глухих первоклассников (мониторинг)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_formirovaniya_rechevogo_sluha.docx | 48.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Перегудова Т.А. учитель-дефектолог
КОУ ВО «Воронежская школа-интернат № 6»
КОМПЛЕКСНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕННОЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ, ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ (по ФГОС)
Принятие Федерального государственного стандарта для обучения глухих детей привело к необходимости изменить методы индивидуальной работы с данной категорией обучающихся.
В декабре 2015 года наша школа заключила договор о сетевом взаимодействии с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский педагогический государственный университет» для взаимовыгодного сотрудничества по организации и проведению совместной научно-методической деятельности. В начале 2016 года в нашу школу пришёл комплект методический разработок по организации обследования глухих учащихся на начало обучения в школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для глухих детей.
В сентябре 2016 года мной проводилось комплексное педагогическое обследование нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих детей 1 класса на начало обучения по материалам, присланным из МПГУ.
Методика обследования была разработана Кузьмичевой Е.П. и Яхниной Е.З. ещё в 2001 году [1] и рекомендована в качестве инструктивно-методических материалов. В 2015 году методика была расширена [2] и опубликована в виде учебного пособия для студентов учреждений высшего образования.
Обследование проводится в два этапа: со звукоусиливающей аппаратурой и без неё.
На первом этапе обследования проверяется наличие у детей условной двигательной реакции без звукоусиления. У глухих детей из глухих семей она может быть нестойкой или даже отсутствовать. В таком случае планируется работа по её формированию или развитию.
Такая же проверка же входит в состав мониторинга на конец 1 полугодия и мониторинга на конец года.
На втором этапе проверяется возможность обучающихся различать на слух слова в условиях ограниченного выбора. В обследовании использовались 3 группы слов. Первая группа слов - резко противопоставленные как по временным, так и ритмическим характеристикам (мяч, рыба, барабан), вторая группа - слова с разной слоговой структурой и местом ударения (два двусложных с разным словесным ударением, одно - трехсложное, типа папа, тетрадь, бумага) и слова с одинаковой слоговой структурой, но разным местом ударного слога - в начале, середине и конце слова (например, бабушка, собака, самолет) (Кузьмичева Е.П., 1991).
По результатам обследования была составлена сводная таблица.
проверка 1.1 | проверка 1.2 | |||||||||
условная двигательная реакция | AD | AS | ||||||||
стойкая | нестойкая | 1 гр. | 2 гр. | 3 гр. | незнакомые слова | 1 гр. | 2 гр. | 3 гр. | незнакомые слова | |
Камилла | у/у | у/у | у/у | - | - | - | - | - | - | |
Данила | у/у | у/у | у/у | - | контур односложного слова | у/у | у/у | - | - | |
Роза | у/у | у/у | у/у | - | - | у/у | у/у | - | - | |
Никита | у/у | 0,2 | 0,25 | 0,3 | - | 0,1 | 0,15 | 0,15 | повторяет контур |
Во втором классе проверка без звукоусиления не проводится.
Следующие этапы обследования проводятся со звукоусиливающей аппаратурой.
Проверка № 2 - это обследование восприятия слов и фраз разными сенсорными способами (слова - на слух, слухозрительно и зрительно, фразы - зрительно и слухозрительно).
В качестве тестового материала используются три сбалансированных списка слов Л.В.Неймана:
Список 1: мама, дом, стол, дедушка, парта, собака, рука, барабан, кошка, шуба, мальчик, лампа, часы, сапоги, муха, заяц, тетрадь, суп, чернила, петух.
Список 2: папа, нос, бабушка, доска, корова, шапка, карандаш, чашка, окно, уши, мяч, палка, булка, коза, школа, чулки, хлеб, капуста, санки, курица.
Список 3: Вова, стул, рубашка, сумка, глаза, голова, каша, нога, молоко, ручка, дым, лошадь, девочка, яблоко, зима, перо, шар, книга, сахар, кукла.
При обследовании восприятия фраз разными сенсорными способами (слухозрительно и зрительно) используются оригинальные сбалансированные списки фраз, разработанные Е.П. Кузьмичевой, Е.З. Яхниной (2001, 2011) с учетом уровня речевого развития глухих детей к началу обучения в школе. Каждый список содержит 10 фраз: 4 поручения, 5 вопросов и 1 повествовательное предложение-сообщение. Фразы из обоих списков не совпадают. Списки фраз сбалансированы по количеству слов, по грамматическим и синтаксическим конструкциям, интонационным структурам и по порядку предъявления поручений, вопросительных и повествовательных предложений.
Список 1: 1. Дай большую куклу. 2. Будем играть? 3. Убери книгу в шкаф .4. Мальчик рисует дом. 5.Покажи чашку .6. Ты любишь читать? 7. Можно взять карандаш?8. Положи яблоко в сумку .9. Где сидит девочка?10. У тебя есть тетрадь?
Список 2: 1.Дай большую чашку. 2. Будем читать? 3. Убери яблоко в сумку. 4. Девочка рисует дом. 5. Покажи куклу. 6. Ты любишь играть? 7. Можно взять тетрадь? 8. Положи книгу в шкаф. 9. Где сидит мальчик? 10. У меня есть карандаш.
По результатам обследования на начало обучения была составлена таблица для доклада на школьном ПМПк.
2.1. Обследование восприятия слов разными сенсорными способами.
на слух | слухозрительно | зрительно | |
Камилла | 73% | 93% | 40% |
Данила | 20 % | 68 % | 60% |
Роза |
0 | 0 | 0 |
Никита | 80% | 85% | 93% |
2.2. Обследование восприятия фраз разными сенсорными способами.
Правильно воспринятые фразы | Правильно выполненные задания | Грамотные ответы | ||||
слухо-зрительно | зрительно | слухо-зрительно | зрительно | слухо-зрительно | зрительно | |
Камилла | 20 % | 15 % | 20 % | 5 % | - | - |
Данила | - | - | 5 % | 5 % | - | - |
Роза | 5 % | - | 5 % | 5 % | - | - |
Никита | 20 % | 10 % | 10 % | 5 % | - | - |
В обследованиях на конец первого и второго полугодий (мониторинг) появляется колонка «на слух».
В проверке № 3 (обследование произносительной стороны самостоятельной связной речи и слухозрительного восприятия текста) выявляется умение учащихся самостоятельно составлять рассказ по серии картинок, особенности произносительной стороны самостоятельной речи, навыки подражания образцу речи учителя, а также возможности слухозрительного восприятия (с помощью слухового аппарата) небольшого текста с опорой на серию картинок.
Был использован следующий текст:
Шар улетел. Аня плачет: «Жалко шар». - Ой! Я поймал шар!- На шар.- Спасибо.
По результатам обследования была составлена следующая таблица.
Ученик/ца | фразы | Первое предъявление | Второе предъявление | Соотнесение с картинкой | Воспроизведение по подражанию учителю |
Камилла | Шар улетел. | + | + | + | - |
Аня плачет: жалко шар. | + | + | + | - | |
Ой! Я поймал шар! | + | + | - | - | |
На шар | + | + | - | - | |
спасибо | + | + | - | - | |
Данила | Шар улетел. | + | + | + | - |
Аня плачет: жалко шар. | + | + | + | - | |
Ой! Я поймал шар! | + | + | + | - | |
На шар. | + | + | + | - | |
Спасибо. | + | + | + | - | |
Роза | Шар улетел. | - | + | - | - |
Аня плачет: жалко шар | + |
+ | - | - | |
Ой! Я поймал шар. | + | + | - | - | |
На шар. | + | + | - | - | |
Спасибо. | + | + | - | - | |
Никита | Шар улетел. | + | + | + | - |
Аня плачет: жалко шар. | + | + | + | + | |
Ой! Я поймал шар! | + | + | + | + | |
На шар. | + | + | + | + | |
Спасибо. | + | + | + | + |
Проверка № 4 - это обследование строения артикуляционного аппарата (губ, зубов, челюстей, неба, языка) и выявление нарушений анатомического характера, изучение двигательных функций органов артикуляции.
Проверка № 5 - аналитическая проверка произношения (по методике Рау Ф.Ф. и Слезиной Н.Ф.)
Проверка № 6 - это обследование ритмико-интонационной структуры речи.
6.1 Проверка восприятия на слух и воспроизведения слитности речи и пауз.
слитность речи | синтагматическое членение фразы | ||||
имя | характеристика деятельности ученика | слитное произнесение слогосочетаний | раздельное произнесение слогосочетаний | пауза после первого слова | пауза после второго слова |
Камилла | воспринимает | + | + | + | + |
воспроизводит | + без движ. | + без движ. | + без движ. | + без движ. | |
Данила | воспринимает | + | + | + | + |
воспроизводит | + без движ. | + без движ. | + без движ. | + без движ. | |
Роза | воспринимает | - | - | - | - |
воспроизводит | - | - | - | - | |
Никита | воспринимает | + | + | + | + |
воспроизводит | + без движ. | + без движ. | + без движ. | + без движ. |
6.2 Проверка восприятия на слух и воспроизведения элементарных ритмических структур и фразового ударения.
Имя | Характеристика деятельности | Элементарные ритмические структуры | Фразовое ударение | ||
двухсложные | трёхсложные | четырёхсложные | |||
Камилла | воспринимает | + | - | - | + |
воспроизводит | - | - | |||
Данила | воспринимает | + | - | - | + |
воспроизводит | - | - | |||
Роза | воспринимает | - | - | - | - |
воспроизводит |
|
|
|
| |
Никита | воспринимает | + | - | - | + |
воспроизводит | - | - |
6.3 Проверка восприятия на слух и воспроизведения изменения высоты основного тона (мелодики речи).
Имя | Характеристика деятельности ученика | разная высота голоса | базовые мелодические модуляции голоса | повествовательная, вопросительная и побудительная интонации | |||
при выборе из 2х | при выборе из 3х | при выборе из 2х | при выборе из 4х | при выборе из 2х | при выборе из 3х | ||
Камилла | воспринимает | + | + | - | - | - | - |
воспроизводит | - | - |
|
|
| ||
Данила | воспринимает | + | - | + | - | + | - |
воспроизводит | - | - | - | ||||
Роза | воспринимает | - | - | - | - | - | - |
воспроизводит | |||||||
Никита | воспринимает | + | + | + | - | + | - |
воспроизводит | + с движ. | + с движ. | + без движ. | + без движ. |
Проверка восприятия на слух и воспроизведения динамики и темпа речи.
Имя | Характеристика деятельности ученика | Разная громкость речи (слогосочетания) | Разная громкость речи (фраза) | Разный темп речи (слогосочетания) | Разный темп речи (фраза) | ||
при выборе из 2х | при выборе из 3х | при выборе из 2х | при выборе из 3х | ||||
Камилла | воспринимает | + | + | + | + | + | + |
воспроизводит | + без движ. | - |
| + без движ. | - | - | |
Данила | воспринимает | - | - | - | + | + | + |
воспроизводит | + без движ. | + без движ. | + без движ. | ||||
Роза | воспринимает | - | - | - | + | - | - |
воспроизводит | - | ||||||
Никита | воспринимает | + | - | + | + | + | + |
воспроизводит | + без движ. | + с движ. | + с движ. | + с движ. |
Комплексное обследование состояния слуховой функции и произносительной стороны речи у глухих детей при поступлении в 1 класс (АООП НОО вариант 1.2) позволило выделить две типичные группы учащихся. К первой группе относятся дети, не имеющие самостоятельной речи, с грубыми нарушениями звукового состава. Ко второй группе относятся дети, имеющие короткую фразу с аграмматизмами и звуки первого концентра.
Разный уровень слухоречевого развития детей при поступлении в 1 класс свидетельствует о необходимости разработки и внедрения в практику обучения дифференцированного подхода.
На каждого ученика составляется индивидуальное календарно-тематическое планирование на текущую четверть. Поэтому сроки освоения программного материала не привязаны к срокам обучения. По мере освоения разноуровневых дифференцированных программ по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи ученик переходит на следующую ступень. Это отражено в рабочей программе по коррекционному курсу для начальной школы: деление на группы сохраняется по 4 класс, в 5 классе обучающиеся идут по единой программе коррекционного курса.
На комплексное обследование слуха и речи на начало обучения отводится 5 часов, на аналогичные проверки в конце каждого полугодия (мониторинг) - по 3 часа. В младших классах в содержание периодического учета входит 9 проверок (в 1 классе – 10). Учитель, ведущий индивидуальные занятия по ФРС и ПСУР, должен иметь высшее сурдопедагогическое образование. Перечень уроков и занятий, с которых можно забирать на индивидуальные занятия, специально утверждается на методическом объединении учителей-дефектологов и на педсовете.
Индивидуальные занятия в 1 классе глухих рекомендуется проводить по 20 минут. На каждом индивидуальном занятии надо одновременно использовать речевой материал не менее чем из двух тем. На одно индивидуальное занятие планируется не менее 5 фраз, а также слова и словосочетания, в основном из этих же фраз. При правильном проведении работы по формированию и развитию речевого слуха результаты обучения зависят от уровня развития речи. Прямая зависимость ФРС от состояния слуха отмечается только у учащихся подготовительного и 1 классов.
В моём классе по результатам обследования были выделены 2 группы: в 1 группу вошли Роза и Данила (родители глухие), во 2 группу - Камилла и Никита (родители слышащие). Дифференцированный подход к обучению помог сформировать высокий уровень заинтересованности ребят в результатах своего туда, способствовал поддержанию позитивного отношения к индивидуальным занятиям по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Библиографический список
- Развитие устной речи у глухих школьников: метод. рекомендации / сост. Кузьмичёва Е.П., Шевцова О.В.. Яхнина Е.З. - Москва: Издательство НЦ ЭНАС, 2001.-136 с.
- Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. Под ред. Назаровой Н.М. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организационная подготовка учителя к переходу к ФГОС в основной школе: на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованиюПроектирование и конструирование социальной с...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....
КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022
Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...
«Инновационные технологии развития речи и мышления у детей с ОВЗ (с учетом требований ФГОС НОО,ФГОС ООО,ФГОС СОО)»
Работа с детьми ОВЗ по развитию речи...
содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021
содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021...
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО». Сравнительный анализ ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).
Требования к условиям реализации программ обучения.Требования к структуре основной образовательной программы.Требования к результатам обучения...
РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс.Авторы: Г.В.Дорофеев, С.В.Суворова, Е.А.Бунимович,Л.В.Кузнецова,С.С.Минаева,Л.О.РословаУчебник алгебра 6 класс. Авторы: Г.В.Дорофеев,И.Ф.Шарыгин, С.В.Суворова, Е.А....