Программа развития школьного краеведческого музея
методическая разработка по краеведению

Дмитриева Лидия Николаевна

Программа развития школьного краеведческого музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_kraevedcheskogo_muzeya1.docx83.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

                               Деденевская средняя школа им.Н.К.Крупской

   СОГЛАСОВАНО

на заседании

педагогического совета   протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Деденевская

СОШ  им.Н.К.Крупской

   Криущенко Л.П.

________________

  1«сентября» 2022 г.

Программа развития музея

МОУ Деденевская СОШ им.Н.К.Крупской

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ШКОЛЫ И ПОСЕЛКА

Сертификат № 14.304

ГБОУ ДОД МО ФЦДЮТиК от 27.04.2011 г

Составитель:

Дмитриева Л.Н., руководитель музея Срок реализации: 5лет

                                                              п.Деденево

2022 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка        3
  1. Нормативно-правовые документы        4
  2. Новизна, актуальность, социальная значимость        4
  3. Цель реализации программы        5
  4. Задачи реализации программы        5
  5. Принципы построения программы        5
  6. Формирование ключевых компетенций        6
  7. Связи музея в социуме        7
  8. Ожидаемые результаты реализации программы        8
  1. Содержание (основные направления) деятельности музея        8
  1. Комплексная и интегративная деятельность музея в рамках основного и дополнительного образования учащихся        9
  2. Примерные темы музейных занятий        11
  3. Практическая деятельность        11
  4. Основные подходы и предпосылки        11
  1. Инновационная деятельность музея        13
  2. Список литературы        17

Приложение. Оценка эффективности программы        20

1. Пояснительная записка.

Программа музея основывается на современных, актуальных идеях школы и этнопедагогики.

В учебном плане есть обязательные части, есть части, формируемые участниками образовательных отношений, в которых отражено  региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона). В данной Концепции подчёркивается, что в современной школе должно быть национально ориентированное образование, которое предполагает «активное обращение в образовательной деятельности к национально-культурному, национально- историческому опыту России, ориентацию в интеллектуальном и духовном развитии человека на этнокультурные ценности и традиции». Таким образом, музейное дело будет одним из самых перспективных направлений работы школы».

      Приведённые ниже высказывания подтверждают значимость школьного музея, способствующего приобщению учащихся к важнейшим духовно- нравственным ценностям, которые призвано формировать образование.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране...

Д. Лихачёв

Родина - это всё: и прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий, созидательный труд во имя своей страны, своего народа.

В. Астафьев

...человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём.

Ч. Айтматов

...в опыте наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

З. Васильцова

Формируя современную личность в ребёнке, необходимо стремиться, чтобы в нём был нравственный стержень, основанный на общечеловеческих и национальных ценностях. Учитывая это, школьный музей и определяет свои многочисленные цели и задачи, а также ключевые компетенции.

  1. Нормативно-правовые документы

  1. ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 N 15-ФЗ
  2.         Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (Закон об образовании 2013 – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
  3. Федеральный государственный образовательный   стандарт начального        общего        образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями ...
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.», принятая постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493,
  5. Закон РФ «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82- ФЗ; (ред. от 02.12.2019 г.);
  6. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (до 2025 г.), принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г.        № 2403-р;
  7. – Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  8. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений».
  9. «Методические рекомендации о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции музейными средствами» от 9.07.2020 г.
  10.  Положение о паспортизации школьных музеев РФ от 29.04.2021 г. №9-ДО
  11.  «Единые правила организации, комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций», утвержденными Министерством культуры 23.07.2020 г.

  1. Новизна, актуальность, социальная значимость

Развитие школьного музея актуально, т.к. направлено на усиление роли школьного музея как особой воспитательной среды, способствующей социализации личности школьника, формирующей у учащихся системную картину мира, позволяющую видеть «большое в малом». Музей предоставляет каждому ребенку равные права и возможности для развития своих творческих способностей и реализации себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее интересны.

Развитие школьного музея социально значимо, т.к. школьный музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом в едином образовательном и воспитательном пространстве школы. Своеобразным центром, способствующим формированию исторического и гражданского сознания

учащихся, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, дающим     возможность     прививать     навыки     специальной        научно- профессиональной деятельности исследовательской, источниковедческой, поисковой, литературоведческой, музееведческой. При этом создаются условия для полноценного использования музейного пространства в образовательном и воспитательном процессе школы.

Учебный курс предполагает изучение не только основ музейного дела, но и знакомство с экскурсоводческой деятельностью, правилами этикета, обучение грамотной и культурной речи, обучение основам исследовательской работы, практическое использование знаний, полученных на уроках информатики, истории, литературы, географии и др.

  1. Цель реализации программы:

осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами школьного музея.

 1.4. Задачи реализации программы:

  1. Интеграция        основного        и        дополнительного        образования        детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития.
  2. Воспитание музейной культуры как части общей культуры человека.
  3. Обучение детей основам музееведения.
  4. Воспитание у обучающихся нравственности, гуманизма, гражданственности, культуры межличностных отношений, активной жизненной позиции, патриотизма, уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны.
  5. Развитие у обучающихся самостоятельности в процессе научно исследовательской деятельности.
  6. Развитие творческих способностей через дифференцированный подход к обучающимся.

  1. Принципы построения программы.

  • принцип дифференциации, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;
  • принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
  • принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
  • принцип системности;
  • принцип самовыражения участников образовательного процесса;
  • принцип обеспечения успешности - успех в деятельности не только помогает раскрытию потенциала ребёнка, но и открывает перед ним новые возможности.

Воспитание обучающихся должно быть направлено на формирование ключевых компетенций личности ребёнка. Кроме того, реализуя данную программу, мы исходим из позиции, что воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами образовательного процесса.

  1. Формирование ключевых компетенций

Все составляющие образовательного процесса в современных условиях предполагают формирование с помощью деятельностного подхода ключевых компетенций. Школьный музей логически вписывается в общую систему, имея все условия для осуществления соответствующих видов деятельности.

  • 1) Познавательная деятельность.

В музее есть разнообразные источники, с помощью которых учащиеся могут        пополнить        и                углубить                знания        по        многим        предметам: коллекции артефактов, книги, фотографии, рефераты, проводимые         музейные        уроки,        экскурсии, модели, стенды, карты, гербы  способствуют повышению интереса в разных областях наук, побуждают к                                                                        познанию.

  • 2) Ценностно-ориентировочная деятельность.

Вся деятельность музея ориентирована на формирование нравственно- духовного идеала у школьников, категорий добра, чести, совести, справедливости, ответственности. Использование краеведческого и народоведческого материала, высвечивание положительных моментов в истории, быте, традиционной культуре народа в прошлом и настоящем, в деяниях великих людей и простых тружеников, в национальном характере способствует самовоспитанию, саморазвитию учащихся.

  • 3) Преобразовательная деятельность.

Музей, хранящий историю, показывает жизнь предков в постоянном труде, развитии, совершенствовании, демонстрирует их необыкновенное трудолюбие, творчество, фантазию. На всех музейных уроках, экскурсиях, обзорах выставок подчёркивается созидательность наших предков, дмитровчан и деденевцев. Творчество учащихся показывает преемственность поколений. Всё это вместе с формированием выше указанных ценностей направлено на развитие потребности и способности детей и подростков к преобразовательной деятельности в изменении к лучшему в окружающем мире и - самое главное - в себе.

4) Коммуникативная деятельность.

Освоение особого «языка» экспонатов, осмысление исторических событий, постоянное внимание к народному слову - всё это развивает языковую личность, формирует коммуникативные способности, учит понимать и уважать старшее поколение, общаться с ним.

  • 5) Эстетическая деятельность.

Приобщение к народной культуре во всех её проявлениях (устройство крестьянской избы, домашняя утварь, одежда, рукотворное творчество, фольклор, прекрасные традиции и праздники) способствует выработке идеалов подлинной красоты, культурных навыков, вызывает стремление к эстетической деятельности.

В последнее время музей объединил многочисленные звенья, что позволило создать Клуб музейной педагогики.

  1. Связи музея в социуме

  1. Музей – Школа

  • классно-урочная деятельность;
  • система массовых мероприятий;
  • экскурсионная деятельность;
  • участие в методической работе школы и округа
  1. Музей – Население

  • система массовых мероприятий;
  • организация контактов и встреч
  1. Музей – Средства массовой информации

  • Сообщество в VK «Музей Деденевской школы»
  • Публикации о работе музея на сайте школы
  1. Музей – учреждения дополнительного образования

  • Система массовых мероприятий совместно с КДЦ «Деденево», ЦДТ «Радуга» г.Дмитров, с художественной школой г.Дмитров
  1. Музей – Совет ветеранов

  • встречи, беседы с ветеранами;
  • общешкольные воспитательные мероприятия;
  • уроки мужества и музейные уроки;
  • поисковая деятельность;
  • совместные семинары.
  1. Музей – музеи, научные учреждения

  • работа с фондами музея – заповедника «Дмитровский Кремль»; краеведческого музея г.Долгопрудный; музея канала имени Москвы (Деденево), краеведческого отдела Деденевской библиотеки.
  • исследовательская деятельность с консультациями местных ученых-краеведов
  1. Традиции сотрудничества с организациями и учреждениями:  

-Деденевская поселковая библиотека (филиал ДМБ) и местный краеведческий клуб «Родник» (совместные мероприятия);

 - поисковый отряд «Победа» г.Москва;

 - МОО «Союз православных женщин»;

 - ИМЦ г.Дмитров;

 - музей Серафима Звездинского г.Дмитров;

 - музей – заповедник «Дмитровский Кремль»;

 - центральная межпоселенческая библиотека г.Дмитров;

 - воскресная школа Спасо-Влахернского монастыря п.Деденево;

 - Совет ветеранов п.Деденево;

 - местное отделение ВОИ п.Деденево;

Передача информации может проходить:

  • через экскурсии;
  • музейные уроки и индивидуальные письменные задания;
  • кружки и клубы;
  • лекции, тематические вечера, музейные олимпиады и конкурсы;

социальные сети (В Контакте, Телеграмм-канал). 

  1. Ожидаемые результаты реализации программы.

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи. Итоги реализации программы можно разделить на внешний и внутренний результат.

Внешний результат:

Целевые показатели

Индикаторы

Методы изучения

Организация работы школьного музея как составной        части

школьного        Центра патриотического и нравственного воспитания

  • Наличие необходимой локальной нормативно- правовой        базы деятельности школьного музея;
  • наличие эффективно действующей системы работы
  1. Анализ        итогов учебно-воспитательной работы.
  2. Педагогическое наблюдение.
  3. Анкетирование учителей, обучающихся и их родителей.
  4. Анализ «Книги отзывов посетителей музея».
  5. Результативность участия в конкурсах разных уровней.
  6. Метод самооценки.

Внутренний результат выражается в формировании ключевых компетенций личности ребенка, положительных изменениях, происходящих в их духовном, нравственном и культурном росте, самовыражении и саморазвитии. Освоение обучающимися жизненно-важных навыков, качеств, необходимых для осознания себя как патриота и гражданина, формирование социально-патриотической активности. Формирование благоприятной среды для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей.

  1. Содержание (основные направления) деятельности музея

  1. Деятельность музея в соответствии с его Программой по 10 направлениям:
  • 1. Работа с активом музея.
  • 2. Поисково-собирательная работа и работа с фондами.
  • 3. Научно-исследовательская деятельность.
  • 4. Научно-экспозиционная работа.
  • 5. Экскурсионно-массовая работа.
  • 6. Творчество учащихся, ремесло.
  • 7. Благотворительность.
  • 8. Методическая, консультативная работа.
  • 9. Издательская деятельность.
  • 10. Укрепление материально-технической базы музея. 

  1. Работа объединений туристско – краеведческой направленности: «Юный экскурсовод», «Поиск».

  1. Работа объединений ПФДО: «Моя родословная», «Наши великие прадеды».

  1. Использование возможностей музея в учебно-воспитательном процессе (в краеведческой деятельности, в осуществлении регионально-национального компонента) при проведении:

  • уроков Мужества;
  • часов внеурочной деятельности;
  • классных часов;
  • спецкурсов, факультативов;

-мастер-классов,        объединений        (в        том        числе        в        рамках        различных воспитательных клубов);

  • мероприятий в профильных лагерях и т.д.

  1. Комплексная и интегративная деятельность музея в рамках основного и дополнительного образования учащихся

I, II, III ступени (общие направления)

  • Музейные уроки, экскурсии, связанные с темами учебных предметов (использование регионально-национального компонента).
  • Классные часы, беседы, праздники, встречи, связанные с нравственно- духовным, патриотическим воспитанием.
  • Связь с воспитательными центрами школы: трудового, эстетического воспитания, пресс-центром, центром научного поиска и другими.
  • Участие школьников в поисково-собирательской, научно- исследовательской, творческой, благотворительной деятельности музея.

Часть1. Использование возможностей музея в преподавании учебных дисциплин

I ступень

  • Русский язык
  • Литературное чтение
  • Математика
  • Окружающий мир
  • Физическая культура
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Музыка

II и III ступени

  • 1. Русский язык
  • 2. Литература
  • 3. География
  • 4. Биология
  • 5. История
  • Обществознание
  • 7. Экономика
  • 8. Физика
  • Технология
  • 10. Изобразительное искусство
  • 11. Музыка
  • ОДНКР
  • Проектная деятельность

Часть 2. Использование возможностей музея на курсах по выбору и внеурочной деятельности.

  • Духовное краеведение Подмосковья
  • Юнармейское движение
  • Основы православной культуры
  • «Родные истоки»
  • «Человек и общество»
  • Кадетское движение

Часть        3.        Использование        возможностей        музея        во        внеклассной воспитательной работе

  • Тематика имеющейся в музее литературы:

- издания знаменитых историков и краеведов Дмитровского края и Московской области;

 - литература о Великой Отечественной войне на территории Дмитровского края;

 - энциклопедии по духовному краеведению Дмитровской земли и Подмосковья;

 - мемуары и воспоминания выдающихся дмитровчан;

 - старинные краеведческие издания;

 - литература по геральдике и родословным;

 - учебно – методические пособия по дмитровскому краеведению.

  • Основные экспозиционные зоны и экспозиции музея:

 - «Из истории поселка Деденево»;

 - «Милый сердцу уголок»;

 - «Надежда Константиновна Крупская – выдающийся педагог и наставник»;

 -  «История Деденевской школы»;

 - «Бессмертный полк поселка Деденево»;

 - «Поселок Деденево в годы Великой Отечественной войны»;

 - «Наши знаменитые земляки»;

 - «Этнография Дмитровской земли»;

 - «Спасо – Влахернский монастырь в поселке Деденево»;

 - «Декабристы в Шуколово»

 - «Герой Советского Союза Константин Антонович Аверьянов»

 - «Деденевская школа в годы Великой Отечественной войны»;

 - «История Мемориала в поселке Деденево»;

 - «Иван Ефимович Соин – основатель школьного музея»;

 - «Уголок боевой Славы».

Сменные выставки, коллекции материалов и экспонатов; электронные презентации и аудиокниги; видеофильмы. 

  • Участие актива музея во внеклассных мероприятиях разного уровня:

  1. Проект «Бессмертный полк поселка Деденево» -  создание базы данных героев-деденевцев, погибших на полях ВОВ.

  1. Научно практическая конференция по основам православной культуры, организованная МОО «Союз православных женщин России» и УО АДГО «Влахернские чтения».

  1. Всероссийский проект «Лица Победы».

  1. Всероссийский тест старшеклассников «Великая Отечественная война».

  1. Региональная Подмосковная олимпиада школьников по ДКП.

  1. Муниципальный и региональный туры ВсОШ школьников по ДКП.

  1. Муниципальный конкурс проектов учащихся в номинации «Краеведение».

  1. Тематические уроки Мужества.

  1. Тематические экскурсии и беседы.

  1.  Всероссийский проект «Карта Памяти»

  1. Краеведческие конкурсы ЦДТ «Замок талантов»

  1. Муниципальные Звездинские чтения.

  1. Муниципальные Рождественские чтения.

  1. Часы внеурочной деятельности «Поговорим о важном» (тематические).

  1. Всероссийский проект «Река Памяти».

  1. Всероссийский конкурс «Юный архивист».

  1. Примерные темы музейных занятий

I ступень

  • Дополнительная общеразвивающая программа «Юный музеевед».
  • Дополнительная общеразвивающая программа «Юный эксурсовод».
  • Дополнительная        общеразвивающая        программа        «Русский        музей        – детям!».
  • Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерица».
  • Дополнительная общеразвивающая программа «ТочкаЛиния». II ступень
  • Дополнительная общеразвивающая программа «Юный музеевед».
  • ОДНКР. III ступень
  • Исследовательно - проектная деятельность

  1. Практическая деятельность

  • Подготовка и работа экскурсоводов.
  • Научно-исследовательская        деятельность.        Участие        в        научных конференциях.
  • Написание заметок в школьную газету «Центр».
  • Выпуск брошюр по итогам поисково-исследовательской работы.
  • Пополнение сайта музея.
  • Развитие умений и навыков, связанных с ремёслами, творчеством детей.
  • Создание макетов музейных предметов, народных игрушек и т.д.
  • Организация выставок творчества учащихся, занимающихся в кружках.
  • Благотворительные акции.
  • Участие школьников в поисково-собирательской деятельности.

  1. Основные подходы и предпосылки

Краеведческий музей МБОУ «Первомайский центр образования»- это не только хранилище истории. Это и своеобразный храм практически всех школьных наук. Профиль музея может помочь в преподавании почти всех учебных дисциплин: истории, русского языка, литературы, географии, психологии, музыки, технологии, ИЗО, экономики и т.д. Велики его возможности и во внеклассной воспитательной работе. За время существования музея накоплен некоторый опыт взаимодействия его руководителя с учителями-предметниками и классными руководителями. Однако оно складывалось по большей части стихийно. Поэтому назрела потребность в целенаправленной, системной деятельности школьного музея по методической помощи педагогам и учащимся в использовании его богатейших возможностей. Музейные предметы обладают такими свойствами, как информативность, знаковость, подлинность, эмоциональная насыщенность. Поэтому велика их роль (особенно в сочетании с вспомогательным фондом) как действенного дополнительного средства обучения и воспитания.

Изначально девизом музея являются слова: «И люди, и вещи - наш фонд золотой...»

Действительно, музей позволяет проследить связь людей и вещей, а также связь времён. Есть все условия, чтобы использовать его в комплексном образовании учащихся, главной целью которого является формирование личности, способной к адаптации в современных условиях, к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

Можно отметить следующие основные предпосылки многогранного включения возможностей музея в образовательный процесс школы:

  • Общность целей и задач образования в целом и деятельности музея.
  • Соответствие принципов музейной педагогики основополагающим принципам обучения (развивающего и воспитывающего характера обучения; научности; систематичности и последовательности; сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя; наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального; доступности; прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся; связи обучения с жизнью, с практикой; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы).
  • Богатство возможностей в использовании разнообразных методов обучения и воспитания (по источнику получения знаний): словесных, практических и особенно наглядных.
  • Имеющаяся в музее материальная база для преподавания (более 2 тысяч экспонатов, из них более 1 тысячи - основного фонда).
  • Научный потенциал музея.
  • Большой интерес учащихся к школьному музею (более 2тысяч посещений за учебный год).
  • Взаимодействие руководителя музея и учителей.

Источники

  • Экспозиции музея (экспозиционные зоны), временные выставки (2 - 4 сменных выставок в год), отдельные экспонаты, коллекции.
  • Выставки поделок учащихся, взрослых.
  • Литература по краеведению, народоведению, газета «Вестник музея» и т.д. (более 50 наименований).
  • Воспоминания старожилов, краеведов.
  • Научно-исследовательские работы школьников.
  • Творческие работы учащихся (макеты, доклады по темам и др.)
  • Аудио- и видеозаписи.
  • Многочисленные друзья музея: местные краеведы, художники, писатели, поэты, журналисты, сказительница и т.д., с которыми организовываются встречи и устанавливаются контакты.

Формы участия музея в образовательном процессе школы:

  • Экскурсии: обзорная, тематическая, методическая
  • Беседы
  • Часть урока в музее или в классе
  • Обзор выставок и экспозиций
  • Практикумы
  • Индивидуальные задания
  • Изготовление спецзаказа для музея
  • Использование фондов музея на уроках, в мероприятиях
  • Участие детей и взрослых в выставках творчества, в формировании тематических экспозиций и выставок
  • Видеопросмотры
  • Творческие мероприятия
  • Организация соревнований
  • Исследовательская работа
  • Заметки в газете «Центр» (о выставках, воспоминания старожилов и т.д.)

  1. Инновационная деятельность музея.

14

Музейная педагогика составляет теоретическую и методическую основу культурно-образовательной деятельности, следовательно, сама музейная педагогика может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология.

Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику работы школьного музея способствовало организации информационного пространства музея, обработке текстовой и графической информации, перевода фотографий в электронный вид и формированию электронного описания фондов музея.

Что дают информационные технологии для качественного образовательного процесса в дополнительном образовании в целом и деятельности музея в частности?

  1. Оперативность информации. Ведь быстро получить полную и новую информацию по музейному делу можно только с помощью информационных технологий.

  1. Динамичность хранения. Применение ИКТ позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.

  1. Формирование        коммуникативной        компетентности.        Способствует воспитанию личности, которая будет востребована в современном обществе.

Традиционные направления деятельности школьного музея: поисковая, фондовая, экскурсионная, пропагандистская, просветительская могут быть реализованы новыми средствами. В свои экскурсии экскурсоводы смело вводят интерактивные элементы: вопросно-ответный прием рассказа, диалоговые формы общения.

Формы        работы        школьного        музея        с        использованием        информационных технологий:

  1. Создание        обзорной        виртуальной        экскурсии        по        музею.
  2. Составление        электронного        каталога        фондов.
  3. Создание        электронных        экспозиций:        текущих        и        постоянных.
  4. Создание форума для общения между гостями интернет - страницы и активом школьного музея.
  5. Использование QR кодов во время постоянных выставок и временных экспозиций.
  6. Во время проведения встреч с ветеранами, уроков мужества, тематических мероприятий широко используются мультимедийные презентации.

Возможность использовать в работе учебные электронные издания, презентации материала с использованием программ Power Point, Интернет-ресурсы ставит перед активом музея перспективу дальнейшей цифровизации музейных активов (экспонаты, архивные материалы, литература и др.). Презентация материала, как одна из форм метода ИКТ, позволяет наглядно и интересно проводить внеклассные мероприятия. Использование программы Power Point при выступлении учащихся с докладами, позволяет сделать сообщения более яркими и эмоциональными, развивает трудолюбие и чувство ответственности. Когда ребёнок создаёт презентацию или буклет, то он понимает, что его работы увидит много людей, а не только друзья, поэтому ему надо быть самокритичным, проявить творчество и находчивость.

Информационные технологии позволяют активизировать познавательную деятельность и исследовательскую работу учащихся   в   музее. Электронные материалы музея размещаются на интернет-сайте образовательного учреждения на отдельной странице. Электронный музейный материал можно использовать в учебной и воспитательной работе. В музее накоплено большое количество разнообразного материала. Эти материалы активно используются в учебно-воспитательном процессе. Но многие экспонаты (документы, газеты, фотографии и т. д.) находятся в очень ветхом состоянии. И чтобы сохранить их, используются информационно- коммуникационные технологии, возможности которых значительно повышают результативность работы.   Это   позволяет продолжать    создавать  электронный банк данных, для того чтобы классифицировать и сохранить всю имеющуюся в музее информацию по направлениям: фотографии, личные документы, статьи из газет.

ИКТ позволяют сделать исследовательско - поисковую работу в музее более интересной и привлекательной для современного подростка, способствует пополнению фонда музея.

В своей работе мы активно сотрудничаем со СМИ, т. о используются ресурсы современных телерадиокоммуникаций.

Т. о. инновационные технологи повышают результативность работы школьного музея:

  1. Сохраняется историко-краеведческое направление как основное в воспитательной работе школьного музея и повышается уровень ИКТ- компетентности членов музейного актива.

  1. Повышается нравственный уровень учащихся.

  1. Повышается уровень воспитательной работы в учреждении, профессионального мастерства педагогических работников в области воспитания.

  1. Повышается интерес учащихся к изучению истории своего учреждения, поселк, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране через творческое участие в деятельности музея.

  1. Повышается эффективность работы школьного музея за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ.

  1. Расширяются возможности школьного музея за счет социального партнерства с образовательными учреждениями области, родителями, советом ветеранов.

  1. В музее накоплено большое количество разнообразного материала. Эти материалы активно используются в учебно-воспитательном процессе. Но многие экспонаты (документы, газеты, фотографии и т. д.) находятся в очень ветхом состоянии. И чтобы сохранить их, используются информационно- коммуникационные технологии, возможности которых значительно повышают результативность работы. Это позволило создать электронный банк данных, для того чтобы классифицировать и сохранить всю имеющуюся в музее информацию по направлениям: фотографии, личные документы, статьи из газет.

  1. Использование        электронного        формата        для        организации        и        проведения выставок и тематических экскурсий и участия в конкурсах и проектах виртуальных экскурсий.

  1. Оказание методической помощи ОУ, желающим создать школьный музей.

  1. Использование материалов музея для расширения дополнительного образования учащихся, в качестве дополнительного информационного источника при подготовке учебных занятий.

Таким образом, школьный музей, в котором осуществляется система разнообразной деятельности, имеет богатые возможности для образования школьников, которые способен реализовать на уроках и во внеурочное время.

4. Список литературы

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев./Труды Государственного исторического музея. Вып. 52; под общ.ред. А.Б. Закс и Л.Е.Янбых.- М., 1980
  2. Артемов Е.Г. Музейно-педагогическая технология. - СПб.: Государственный музей политической истории России, 1999
  3. Белова Щ.Ю. История искусств. Краткий курс лекций для средней школы. -СПб.: Аквариум, 2000
  4. Воспитание подрастающего поколения в музее. Теория, методика, практика.

- М., 1989

  1. Галич А.И. Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений. – любое издание.
  2. Горючева Т. Видеоарт и массовая визуальная культура. – htt://www.russkialbum.ru/videobaraholka/119.shtml
  3. Добрынина И.Н. Образовательная программа «Родники истории». – СПб.: Школа 110 Выборгского района, 2003
  4. Детский туризм в России. Очерки истории: 1918-1998./Автор- составитель Ю.С.Константинов.- М.,1998
  5. Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование. Учебное пособие для студентов вузов./И.А. Альгман, А.А. Курносов, В.Е Туманов и др.; под ред. С.О.Шмидта. – М.,1988
  6. Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. – М.: «Просвещение», 1985
  7. Историческое краеведение. (Основные источники изучения родного края): Пособие для студентов   педвузов./под ред. Н.П. Милованова.- М., 1969
  8. Калюжная А.Д. Занимательные страницы истории Отечества. - СПб.:

«ТРИГОН», 2001

  1. Краткий словарь школьного краеведческого музея./Сост. А.К. Мишенко. – Орел, 2002
  2.  Лескова Г.А., Столбова Н.П. Программа подготовки экскурсоводов- школьников. Пропедевтический курс. СПб.- на правах рукописи, 2000
  3. Музеи и памятники культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе./ Сб. науч. трудов № 126 НИИ Культуры.- М., 1983
  4. Музейная        педагогика.        Междисциплинарные        дисциплины.        Первая тетрадь. – СПб.: Специальная  литература, 1998
  5. Музееведение, под общ. Ред. Г.К. Левыкиной. - М., 1988 20. Музееведение. Музеи исторического профиля. Учебное пособие для

вузов по спец. «История»./Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста. – М., 1988

  1. Музей школы: перспективы развития: Сб. статей. Под общ. Ред. Е.В. Алексеевой, М.: НП «Исток», 2006
  2. Наследники России: Сб. статей.- М., ВООПиК, 2002
  3. Персин        А.И.        Краеведение        и        школьные        музеи.        История,        теория, практика.– М., 2006
  4. Прутт О.Г. Конкурсные материалы народного музея «А музы не молчали…» школы № 235 им. Д.Д. Шостаковича. – СПб., 2004
  5. Ребенок        в        музее.        Музееведение.        -        М.,        Российский        институт культурологи, 1993
  6. Решетников        Н.И.        Экспозиция        школьного        музея        (методические рекомендации) - М.: Центральный Совет юношеского туризма, 1986
  7. Российская музейная энциклопедия: в 2-х томах. – М., 2001 28.Сперанский М.М. Правила высшего красноречия.- любое издание. 29.Столяров Б.А. Музей в системе образования (к проблеме специфики

музейно-педагогической        деятельности        в        современном социокультурном процессе)//международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!» Тезисы семинара. СПб., 1995

  1. Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела. Учебное пособие для педагогов вузов. – СПб., 2002
  2. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие: изд. второе, исправленное- М.,  2003
  3. Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. – М., 2006
  4. Школьный музей в едином образовательном пространстве.–СПб.ГОУ

«СПб ГДТЮ», 1999

  1. Шляхтина Л.М., Фокин С.В., Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. – СПб., 2000
  2. Школьное краеведение: программы, идеи, опыт. /Наследие и современность: Информационный сборник Института наследия. Вып. 2; Сост. и науч. ред. В.Е. Туманов. – М., 1995
  3. Школьное краеведение: программы, идеи, опыт./Наследие и современность: Информационный сборник. Институт наследия. Вып.2; Сост. и науч. ред. В.Е. Туманов. – М., 1995
  4. Школьные музеи: Сб. документов.- М., 1987
  5. Школьные музеи. Из опыта работы./Под ред. В.И. Столетова и М.П.Калашина. – М., 1977
  6. Школьный музей. Методическое пособие в помощь организаторам школьных музеев, методистам, педагогам дополнительного образования. - СПб.: ГОУ «СПб ГДТЮ», 2006
  7. Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. – Тверь, 1992 42.Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи: пособие для учителей. -

М., 1972

Юному краеведу-исследователю. Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений. – СПб.: ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005

  1. Аксельрод В.И. Экскурсии ведут школьники. Вып.1,2,3,4. - СПб.: ГОУ

«СПб ГДТЮ», 2003-2006

  1. Архивы краеведам. Справочное пособие для краеведов-любителей.- М.,1989
  2. Мишенкова М.В. Методические рекомендации для юных исследователей и участников историко- краеведческих чтений по пользованию архивными материалами и библиотеками Санкт- Петербурга. - ЛДТЮ. 1998 - На правах рукописи.
  3. Суслова Е.Н. Поиск архивных документов. - Л., 1987
  4. Усыскин Г.С. Свидание с Клио. Исторические исследования юных краеведов. - СПб.: ГОУ «СПб ГДТЮ», 1999
  5. Юному краеведу-исследователю. Рекомендации для участников городских историко-краеведческих чтений. – СПб.: ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005

Приложение 1

Оценка эффективности программы

п/п

Показатели

Единицы измерения(%)

2022г.

2023г.

2024г.

2025г.

2025г.

1

Повышение качества знаний обучающихся

2

Доля учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера от общего числа педагогов школы

3.

Доля детей, использующих фонд музея для подготовки рефератов, проектов, творческих и исследовательских работ, заданий по предметам школьной программы от общего числа учащихся школы

4.

Снижение доли детей, требующих особого педагогического внимания

5.

Увеличение доли детей, охваченных внеурочной деятельностью и дополнительным образованием

6.

Доля обучающихся, задействованных в реализации социально-

значимых проектов, от общей численности обучающихся

7.

Увеличение доли детей, ведущих семейный архив

8.

Доля детей, принимающих участие в научно- исследовательских конференциях, мероприятиях муниципального, регионального уровня от общей численности обучающихся

9.

Доля победителей, призёров мероприятий различных уровней от числа участников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития школьного историко-краеведческого музея

данный материал был представлен на окружной смотр-конкурс историко-патриотических музеев...

Рабочая программа школьного краеведческого музея

Данная программа расчитана на два учебных года. В ней отображены различные аспекты деятельности учащихся....

Программа школьного краеведческого музея

Данная программа разработана для школьного краеведческого музея, возрастная категория - 1-11 классы....

Программа работы школьного краеведческого музея «Поиск».

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на по...

Программа школьного краеведческого музея

Школьный музей – одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Основной целью деятельности школы в настоящее время является «Воспитание всесторонне развитой личн...

Программа работы школьного краеведческого музея "Аврора"

Программа работы школьного краеведческого музея "Аврора" призвана повысить интерес школьников к истории родного края, воспитывать патриотов свего Отечества....

Программа развития школьного краеведческого музея МБОУ «Советская СОШ» Ядринского района Чувашской Республики

Краеведческий музей нашей школы впервые открыл свои двери для посетителей, ветеранов войны и тыла 9 мая 2008 г. В музее собраны предметы старины, материалы по истории школы. В 2007 г. Велась активная ...