Особенности воспитательного процесса и роль культуры в дополнительном образовании детей
статья (6 класс) на тему
С увеличением темпаа жизни и развитием компьютерных технологий и под влиянием средств массовой информации у части детей формируется клиповое сознание и неспособность к самостоятельному и глубокому восприятию явлений как окружающего мира так и произведений искусства. Это не только обедняет личность и блокирует ее творческие возможности, но и приводит к психическим проблемам. Постигая красоту, человек обретает защищенность, уверенность, радость и смысл бытия. Дополнительное образование детей в силу своей специфики может способствовать развитию у детей эстетического чувства и пробуждения интереса к явлениям культуры. Этой теме и посвящена предлагаемая статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности воспитательного процесса и роль культуры в дополнительном образовании детей
Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас. (Э.Кант)
Современное состояние общества (как российского, так и мирового) таково, что вопросы о дальнейшем существовании человека, как мыслящей и чувствующей духовной личности, стоят крайне остро. Куда бы мы ни обратились: к международному положению, к процессам, происходящим в образовании, к чудовищному социальному неравенству – везде мы видим прогрессирующие тревожные тенденции. Не реагировать на это, не противостоять этому созидательно – значит лишать будущего наших детей, Отечество и само человечество. Система общего государственного образования, утратив лучшие интеллектуальные и духовные традиции советского периода, восприняв не свойственную нашему менталитету западную модель, неспособна не только воспитать творческую самостоятельно мыслящую личность, но и дать базовое образование. Дополнительное образование оказалось сейчас на переднем крае борьбы за наших детей. Мы обладаем рядом преимуществ по сравнению с общеобразовательной школой: работаем с заинтересованными детьми, имеем некоторую свободу в составлении учебных программ, общаемся с детьми в более простой даже дружеской атмосфере, как с единомышленниками. Именно в этой сфере осуществляется «педагогика сотрудничества, опора на культуру как на мировоззрение, совместная учебно-познавательная деятельность группы учащихся под руководством педагога».[1,3]
Суть положения педагогов по компьютерным дисциплинам состоит в том, что мы обучаем и воспитываем детей в той сфере знаний, которая играет доминирующую роль в технократическом обществе. Стремительное развитие компьютерных технологий, даже шире – нано-био-коммуникативных технологий (НБК-технологий) кардинально меняет мироощущение, мышление, самоидентификацию человека, а особенно, детей. Воздействие информационной среды направлено на интеллектуальное растление, порабощение и превращение человека в робота. Компьютерные игры, прелести виртуального мира, он-лайн общение, мультфильмы, музыка – весь арсенал губительных средств обрушивается на маленького человека. Этот разрушительный процесс, однако, не затрагивает способностей к изобретательности, смекалке, то есть, собственно того, что и называем мы инженерным мышлением. На конкурсе детских сайтов, который проходил несколько дней назад в одном из домов детского творчества, четко видны были различия между работами старших (10-11 классы) и младших (5-7 классы). Если у младших чувствовался интерес к выбранной теме, личное отношение к ней, художественный вкус в оформлении, то старшие были изобретательны в использовании технических приемов и в своих докладах жонглировали модными терминами, совершенно игнорируя саму суть и даже цель сайта. Постоянная информационная атака, отсутствие крепкого семейного уклада, мелькание городов и стран (ведь значительная часть детей путешествует по миру), бешеный темп жизни, погоня за успехом и материальными благами приводит к утрате непосредственного восприятия окружающего мира, к сомнению в собственном существовании, к отчаянию, к наркомании, уходу из жизни. Творчество, бескорыстное стремление к постижению тайн мироздания, возрождающее и окрыляющее чувство прекрасного – вот спасительный круг в житейском море. «Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения.. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта».[3,311]. То же можно сказать и о точных науках и о технике. Математик выбирает решение именно потому, что оно поражает своим изяществом, головокружительной красотой. Вся история и традиции созидания свидетельствуют о неразрывной связи науки и искусства. Обратимся к лекции замечательного искусствоведа Паолы Дмитриевны Волковой о творчестве мастеров эпохи Возрождения. Рациональное конструктивное начало лежит в основе творений Рафаэля. Спираль в 3,5 витка организует пространство картины с Мадонной, младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Та же спираль олицетворяет для нас космос. (см рис «Мадонна» и «Космос») .Паола Дмитриевна читала лекции студентам нашего знаменитого Сколкова. Их можно найти в сети Интернет. Речь шла об олимпийских играх и пирах Древней Греции. Как больно было видеть абсолютную невосприимчивость аудитории. Непроницаемая стена незнания, нежелания знать, бесчувствия нашей будущей элиты.
И еще одна особенность нашей жизни: утрата чувства Отечества, уважения к предкам. Россия и родители в устах молодежи – «рашка», «древности». Презрительное уничижительное отношение к стране, в которой человек увидел свет, родителям, давшим жизнь, языку. «…Сфера существования нашего, которая называется Отечеством, есть фактически высшая сфера разумного и нравственного развития человеческой личности . Запас идей и чувств, который приносят с рождением все личности народа, образует душу народа. Единство жизни преемственных поколений – та тесная связь людей, которая дает нравственное единение…Чтобы понять истинное значение расы, ее следует продолжить одновременно и в прошлое и в будущее»[2,4]
Не будем выяснять, кто виноват, но что делать? Конечно, любить вначале, потом учить. То есть стараться понять, помочь, создать атмосферу дружбы, стремления к общей цели. Может иногда шутливую, игровую. Это с успехом практикуют многие педагоги нашего отдела. Отмечают праздники, дни рождения, организуют встречи с выпускниками. Кстати, переход выпускников к преподавательской деятельности в нашем центре стал уже традицией. Может быть, следует даже создать музей нашего центра, где рассказать о наших достижениях и самых выдающихся выпускниках и педагогах. В процессе обучения следует максимально опираться на научные и культурные традиции. Например, если мы проектируем дом будущего стоить изложить основные принципы архитектуры: польза, прочность, красота. При этом обязательно привести примеры воплощения этих принципов в архитектуре Петербурга, лучше даже центрального района. Пусть дети сами найдут такие здания. Научить видеть, читать архитектуру, природу, а не только следовать буйной фантазии, образы которой часто взяты из тех же компьютерных игр. Прекрасный пример взаимодействия компьютерных технологий и культуры дает в нашем центре объединение компьютерного дизайна, где сотрудничают два педагога: по компьютерным программам и по художественному творчеству. Сейчас у школьников и родителей растет интерес к программированию. И это понятно: квалифицированные и талантливые программисты востребованы во всем мире. Только направление это требует особых способностей, в том числе и прежде всего математических. Поэтому из тех, кто изъявил желание постигать азы программирования, продолжает занятия только часть, но наиболее талантливая, увлеченная и трудолюбивая. На мой взгляд, это направление следует развивать, разрабатывая программы разного уровня, для более сильных и тех, кто еще не почувствовал вкуса к созданию своих программ. Преподавание математики в большинстве школ, не способствует пробуждению у школьников интереса к этому предмету по причинам не всегда зависящим от педагога. Наша задача здесь состоит в том, чтобы помочь ребенку раскрыть свои таланты и верно выбрать будущую профессию. Современное развитие общества таково, что «чистая наука», например высшая алгебра в прошлом удел отдельных «небожителей», нашла свое практическое применение в самых разных областях.
И при этом, какой бы стройной ни была теория, прекрасными учебные программы, умными наши речи, главным остается личность педагога. Не только профессиональные знания, но и любовь к детям, желание понять их мир, интуиция, терпение, широта интересов. И природный дар Учителя. Дети очень хорошо чувствуют фальшь, безразличие, неуверенность, недостаток знаний. И в сфере компьютерных технологий скорость их мышления в большинстве случаев значительно выше, чем у педагога. Они просто с младенчества пребывают в этой информационной среде. Поэтому для того, чтобы быть на высоком достойном уважения уровне педагогам этой области совершенно необходимо регулярно повышать свой профессиональный уровень, но именно в области компьютерных технологий и в тех учреждениях, которые способны обеспечить самый высокий уровень преподавания.
ЛИТЕРАТУРА:
- Леонтьев А.А. «Что такое деятельный подход в образовании», «Педагогика»- 1990 №2
- Тихомиров Л.А. «Что такое Отечество», СПб, 1907
- Бродский И.А. «Поклониться тени», СПб, Азбука-классика, 2001
ИНТЕРНЕТ:
- Непомнящий В.С. читает и толкует роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» http://www.rutracker.org>wanch?=j7ppxgtOo
- Яцкин В.Л. «Влияние мультфильмов на сознание детей» http://www.video-bums.ru
- Волкова П.Д. «Мост над бездной» http://www.tvkultura.ru
С увеличением темпа жизни и развитием компьютерных технологий и под влиянием средств массовой информации у части детей формируется клиповое сознание и неспособность к самостоятельному и глубокому восприятию явлений как окружающего мира так и произведений искусства. Это не только обедняет личность и блокирует ее творческие возможности, но и приводит к психическим проблемам. Постигая красоту, человек обретает защищенность, уверенность, радость и смысл бытия. Дополнительное образование детей в силу своей специфики может способствовать развитию у детей эстетического чувства и пробуждения интереса к явлениям культуры. Этой теме и посвящена предлагаемая статья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Как известно, в современной системе дополнительного образования детей образовательный процесс строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских ...
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района
«Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллек...
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района
«Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллек...
Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Сан...
Методическое пособие "Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка"
Методическое пособие " Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка (на пример...
«Роль школьных отделений дополнительного образования детей в развитии гармонической личности»
Статья посвящена опыту работы педагога дополнительного образования...
Статья на тему: "Роль педагога в дополнительном образовании детей"
Статья на тему: "Роль педагога в дополнительном образовании детей"...