«Роль школьных отделений дополнительного образования детей в развитии гармонической личности»
статья на тему
Статья посвящена опыту работы педагога дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kak_privychka.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Год назад в нашей школе была встреча выпускников (школе исполнилось 40 лет).
Это был удивительный и грандиозный праздник наших бывших учеников. Все они говорили слова благодарности школе, учителям за полученные знания, за воспитание, но одновременно и вспоминали спортивные, творческие, театральные кружки, технические, хореографические. Их так было много, и вся вторая половина дня была заполнена у ребят приобретением знаний: умением шить, вышивать, вязать, метко стрелять (в школе был свой тир), петь (были вокальные и хоровые студии), музыке, а в спортивных секциях занималась чуть ли не вся школа. Во второй половине дня школа была всецело отдана ребятам, куда они возвращались, чтобы овладеть искусством фотографии, а в мастерских мальчики пилили, строгали, делали макеты, вытачивали на станках атрибутику рыцарского снаряжения.
К сожалению, в школьной жизни были перемены: недостаток финансирования стал причиной закрытия кружков, а платные услуги вне школы были не всегда по карману родителям даже со средним доходом, особенно если в семье не один ребенок. И это печально и неразумно. Целые поколения ребят оставались после уроков предоставленные себе из-за занятости родителей, небольшого материального достатка.
И вот эти ребята жили скучной жизнью, а ведь у каждого из них была безотчетная душевная потребность заняться любимым делом, чему-то научиться. Да, они были увлечены телевизором, но он каждому советует, каждого учит, что смотреть. А ведь выбор не велик: боевики, сентиментальные сериалы, триллеры, «ужастики», молодежные каналы, которые в дневное время показывают передачи, которые развращают детей, вселяют в их души ноты безнравственности, грубости, неуважения к сверстникам и людям старшего возраста. А компьютер...?
Жизнь ребенка в школе упорядочена и организована, но вот он выходит на улицу, чувствует себя свободным от контроля и обязанностей. Куда он пойдет? С кем? Как помочь ему определиться в жизни? Многие родители, особенно в среднем подростковом возрасте, не придают большого значения вопросам развития познания ребенком окружающего мира, вопросам выбора будущей профессии, не организуют дома с детьми совместную деятельность. Часто они ссылаются на то, что школа должна учить и воспитывать, что дети взрослые и сами должны строить свое будущее. Это неверно, семья должна воспитывать детей, а мы – педагоги – должны им помогать.
Для обеспечения условий, необходимых для самореализации в процессе досуговой деятельности, необходимо заботиться о том, чтобы увлечь школьников интересным делом, пробудить в них любознательность, сформировать потребность к интересному делу.
Если приобщить ребят к школьному театру или хореографии, бисероплетению или хору, волейболу или футболу, баскетболу или шейпингу, они смогут не только оптимистически воспринимать действительность, но это сформирует у них потребность к интересному делу, станет своеобразным средством социального воспитания.
Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром» пишет о том, что «игра – будь это …волейбол, горелки или какая-нибудь другая игра – воспитывает социальность, она воспитывает умение держаться вместе, играть вместе, ощущать партнера!». И дальше он продолжает: »…вся семья на Севере где-нибудь принимала участие в пении хоровых народных песен. Это важный момент, потому что хор, он не только доставляет эстетическое удовольствие, он нравственно организует…общество…. И не сделать ли уроки физкультуры в наших школах игровыми? Это давало бы одновременно и физическое развитие и нравственное, и объединяло бы класс».
Итак, школа призвана учить детей учиться, приобретать знания, потому что образование будет играть определяющую роль в судьбе человека, оно поможет создать человека будущего, человека творящего, созидателя всего нового и нравственного. Д.С.Лихачев в книге «Без доказательств» писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые».
Но каждый ребенок, кроме учебных занятий, должен увидеть и понять мир вокруг себя, научиться какой - либо деятельности. Ведь это может стать его профессией, может просто помочь овладеть какими-то умениями, которые пригодятся ему в жизни.
И самое благоприятное время – школьное, ребенку все интересно, к тому же часто ему нравится заниматься с товарищами, друзьями.
Наша школа, а вернее созданное при школе отделение дополнительного образования детей (ОДОД), предлагает ребятам, с одной стороны, одаренным, найти в кружках, секциях интересные занятия; здесь важен принцип индивидуализации дифференциации. Важно для них создать условия для реализации их творческих способностей, раскрытия таланта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отделение дополнительного образования детей «Источник» Школьный спортивный клуб «Фаворит»
ОДОД «Источник» является структурным подразделением ГБОУ СОШ №538с января 2009 года. В ОДОД реализуются следующие направленности:•Художественно – эстетическая;•Научно – техническая;•Культурологи...
Статья "Роль отделения дополнительного образования детей в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка".
Данная статья раскрывает роль отделения дополнительного образования детей в средней общеобразовательной школе в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка....
Создание школьной газеты как способ формирование жизненного опыта обучающихся на занятиях в отделении дополнительного образования детей
Создание школьной газеты как способ формирование жизненного опыта обучающихся на занятиях в отделении дополнительного образования детей...
Роль занятий в спортивных секциях отделения дополнительного образования детей в школе
Статья содержит материал о том, для чего нужно заниматься в секциях дополнительного образования....
Роль отделения дополнительного образования детей в формировании культуры безопасного поведения учащихся на дорогах
В статье рассматривается роль ОДОД в формировании культуры безопасного поведения школьников на дорогах....
Сценарий праздника спорта и творчества для обучающихся отделений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, школьных спортивных клубов образовательных учреждений МО № 53.
Методическая разработка сценария праздника спорта и творчества для обучающихся отделений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, школьных спортивных клубов обра...
Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающих участие в городском смотре-фестивале отделений допол
Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающи...