Статья на тему: "Роль педагога в дополнительном образовании детей"
статья
Статья на тему: "Роль педагога в дополнительном образовании детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga_v_dopolnitelnom_obrazovanii.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Бовина Анастасия Сергеевна
«Роль педагога в дополнительном образовании детей»
Деятельность организатора - это всегда большая ответственность. Особенно если ты педагог. Это значит, что работа предстоит с детьми. Какой бы ни была деятельность учреждений специалиста - технической, художественной, туристско-краеведческой или спортивной – главное, что должен помнить педагог-организатор – это ответственность за жизнь и здоровье детей.
Чтобы профессионально выполнять свою работу, педагогу-организатору необходимо знание основных законов о вопросах образования, педагогики, психологии и физиологии, методики организации творческой деятельности. Специалист должен учитывать особенности развития интересов и потребностей детей в школах или детских садах. Сотрудничество с детскими коллективами, организациями и ассоциациями поможет специалисту обмениваться опытом в творческой деятельности.
Пожалуй, главное качество, которое необходимо педагогу-организатору, это искренность и открытость. Только любовь к работе установит тёплые отношения между педагогом-организатором и детским коллективом. Успех работы этого специалиста во многом зависит от креативности, творческой натуры, коммуникабельности и ораторского мастерства. При всём при этом стоит помнить, что работа требует ответственности, дисциплинированности и стрессоустойчивости. Педагог организатор помогает личности развиться в том направлении, чтобы раскрылись его таланты и способности. Изучает интересы и потребности детского коллектива, после чего выбирает вид творческой деятельности. Планирует работу детских кружков, секций и объединений. Занимается проведением праздников, походов или экскурсий. Каникулярный отдых обучающихся или воспитывающихся также входит в работу педагога-организатора. Кроме того, он является ответственным за здоровье в период воспитательного и образовательного процесса.
I. Общие положения
1. Педагог-организатор относится к категории специалистов.
2. На должность педагога-организатора назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или квалификационную категорию (II, I, высшую)
3. Назначение на должность педагога-организатора и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению
4. Педагог-организатор должен знать:
4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Конвенцию о правах ребенка.
4.4. Возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену.
4.5. Специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), основы их творческой деятельности.
4.6. Методику поиска и поддержки молодых талантов.
4.7. Содержание, методику и организацию одного из видов творческой деятельности.
4.8. Научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досугового, отдыха и развлечений.
4.9. Программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений.
4.10. Основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций.
4.11. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
5. Педагог-организатор подчиняется непосредственно (директору учреждения; иному должностному лицу)
6. На время отсутствия педагога-организатора (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Педагог-организатор:
1. Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), педагогизации социальной сферы.
2. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся (воспитанников, детей) в учреждениях и по месту жительства, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности.
3. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых.
4. Руководит работой по одному из направлений деятельности учреждения: техническому, художественному, спортивному, туристскокраеведческому и др.
5. Способствует реализации прав ребенка на создание детских ассоциаций, объединений.
6. Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы обучающихся (воспитанников, детей) в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.
7. Привлекает к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность.
8. Оказывает поддержку детским кооперативам, иным формам организации труда обучающихся (воспитанников, детей).
9. Организует каникулярный отдых обучающихся (воспитанников, детей), несет ответственность за их жизнь и здоровье в период образовательного процесса.
III. Права
Педагог-организатор вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Педагог-организатор несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации. Специфика деятельности педагога-организатора заключается в разнообразии выполняемых им функций. Он может работать с детьми, подростками, молодежью в жилом массиве, в подростковом клубе, в образовательном учреждении. В учреждении дополнительного образования детей он также может выполнять различные функции: методиста, организатора массовой работы, педагога дополнительного образования и собственно педагога-организатора. Поэтому очертить границы его специальных знаний и умений достаточно сложно. Педагог-организатор руководит работой по одному из направлений деятельности учащихся: художественному, спортивному, техническому, туристско-краеведческому, эколого-биологическому и др. Координирует работу педагогов, ведущих занятия по тому или иному направлению, помогает им в решении методических, организационных, воспитательных проблем. Содействует выявлению и развитию талантов школьников. Создает условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей. Способствует вместе с заместителем директора профессиональному росту педагогов дополнительного образования. Такая должность чаще встречается в тех общеобразовательных учреждениях, где дополнительное образование детей выделено в самостоятельную подсистему, охватывающую значительное число педагогов. Однако и там, где число кружков, секций и других творческих объединений невелико, необходима координация и создание условий для их развития.
Приоритетные функции современного организатора детского объединения
- Организаторская, которая предполагает:
∙ четкое понимание назначения своей деятельности, умение выделить в ней главное, определить необходимые условия и предпосылки, способы и ресурсы для их решения;
∙ умение привлечь детей к определению перспектив работы, включить их в деятельность;
∙ продумывание возможного содержания, способов организации конечного результата и промежуточных рубежей деятельности;
∙ создание условий для выбора средств и достижение цели;
∙ добровольное включение детей в ту или иную деятельность;
∙ владение основами организации коллективно-творческой, социально-значимой деятельности;
∙ развитие инициативы и самодеятельности детей, ребячьего самоуправления.
- Воспитательная, реализуя которую организатор детского движения должен уметь:
∙ грамотно и компетентно анализировать ситуацию в контексте общих целей и задач организации;
∙ предвидеть воспитательные последствия предпринимаемых действий;
∙ предоставить возможность каждому члену организации раскрыть себя и показать на что он способен;
∙ готовить детей к организации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения;
∙ создать условия для того, чтобы каждый мог участвовать в значимых для себя и общества делах;
∙ обеспечивать сотрудничество детей и взрослых с преобладанием защиты интересов детей;
∙ регулировать общение, создавать атмосферу доброжелательности, доверия, взаимопонимания.
- Представительская, которая предусматривает:
∙ организацию конструктивного сотрудничества с государственными и общественными учреждениями;
∙ защиту прав и интересов детей в школе, семье, социуме;
∙ включение детей в поиск, продвижение, решение своих проблем через взаимодействие с различными органами законодательной и исполнительной власти.
Определение данных функций позволяет очертить круг основных проблем организатора детского объединения и наметить пути их решения.
Специфика проблемы подготовки кадров организаторов детского движения в современных условиях заключается в том, что в отличие от предшествующих периодов содержание ее направлено не на деятельность в конкретной общественно-политической организации, а на «восхождение к субъектности» (М.С. Каган), овладение знаниями и умениями, ориентировочными основами деятельности в соответствии с принятыми или самостоятельно выбранными идеалами и установками. Усиливающийся разрыв между запросами общественной практики на новые кадры педагогов-общественников и отсутствие системы, обеспечивающей данный социальный заказ, актуализируют разработку научно-педагогических основ модели такой подготовки.
Первая проблема, которую предстоит решить в теоретическом и практическом плане, заключается в расширении границ образовательного пространства и его структуры, обеспечивающей подготовку организаторов детского движения с различным уровнем общеобразовательной профессиональной подготовки, в том числе и не имеющих педагогического образования.
При этом возникает необходимость:
∙ изучения возможностей использования системы непрерывного педагогического образования, включая все разнообразие форм и видов повышения квалификации: формальное (институциональное), неформальное (квазиинституциональное);
∙ использования возможностей некоммерческого сектора;
∙ использования потенциала государственных учреждений сферы молодежной политики.
Вторая проблема определяется реальным состоянием кадров для детского движения. По данным мониторинговых исследований организаторами детского общественного объединения сегодня становятся специалисты, не имеющие базового педагогического образования. Возникает вопрос о специальной подготовке этой категории. В этой связи возникает необходимость поиска той исходной базы, где возможна работа с этими специалистами как будущими воспитателями, владеющими современными социально-воспитательными технологиями.
Третья проблема связана с отсутствием разработанных вариативных программ, ориентированных на решение задач дифференцированной подготовки организаторов детского движения. Как показал исторический опыт, комплексное решение названных проблем должно опираться на систему требований к специалисту данного профиля. Имея в виду, что при проектировании содержания подготовки исходной основой являются модель (профессиограмма) специалистов, мы сталкиваемся с четвертой проблемой - отсутствием такой научно обоснованной модели.
По мере изменения социально-экономических условий изменился ценностный и социальный смысл деятельности организаторов детского движения, их функции, цели, задачи, содержание, технологии, отношения с членами детского объединения. Переосмысливается само понятие «организатор детского общественного объединения» как тип педагога-воспитателя.
Таким образом, необходимо создание такой системы подготовки организаторов детского общественного объединения, в которой нашли бы отражение все тенденции времени и достижения науки, связанные с модернизацией и развитием профессионального образования, стратегиями современного воспитания.
Система подготовки педагога - организатора детского общественного объединения является подсистемой общей системы образования, поэтому принципы, на которых она строится - это конкретизация общих принципов, определяющих построение и функционирование системы образования в целом.
Воплотить эти принципы в конкретную структуру системы подготовки педагога-организатора детского объединения можно в том случае, если будут реализованы организационно-педагогические принципы, включающие:
∙ взаимодействие государственных и общественных структур в организации системы подготовки кадров руководителей детского общественного объединения. Исторический отечественный и зарубежный опыт убеждает, что государство, являясь гарантом реализации и защиты прав детей, демонстрирует заинтересованность в развитии детского общественного движения как школы гражданского становления личности, создавая нормативно-правовую базу для деятельности детских общественных формирований, осуществляя серьезные системные мероприятия, направленные на подготовку кадров руководителей. Только с поддержкой государственных структур возможно определение приоритетных направлений в подготовке и переподготовке организаторов детских общественных объединений, разработка и внедрение новых форм и методов в современное воспитание;
∙ принцип открытости системы, означающий расширение сферы образовательных услуг по подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогов-организаторов детского движения в различных типах образовательных учреждений, с использованием электронных средств информации;
∙ принцип преемственности, предполагающий модернизацию и укрепление имеющихся структур по подготовке организаторов детских общественных объединений как педагогов-воспитателей наряду с созданием учреждений нового типа, реализующих потребности общества в новом типе квалифицированных кадров для детского общественного движения;
∙ принцип комплексности и гибкости образовательного процесса, базирующийся на большой вариативности и модульности обучения, позволяющий с учетом образовательного уровня сегментировать кадровый состав на необходимый уровень и формы образования в соответствии с практической деятельностью;
∙ принцип научной, методической и технологической обеспеченности всех типов учреждений, входящих в систему подготовки, переподготовки организаторов детских общественных объединений. Как показал исторический опыт, выделение этого принципа является важным для организации и функционирования системы и требует, вместе с тем, создание в ее структуре специальных учреждений, ответственных за реализацию этого принципа на непрерывной основе;
∙ принцип гуманистической направленности, означающий приоритет субъектного подхода к кадрам, воспитывающим молодое поколение в соответствии с идеалами добра, истины, справедливости; воспринимающими каждого ребенка как самоценную личность гражданского общества.
Проектируемая модель общественно-государственной подготовки педагога-организатора детского общественного объединения представляет собой динамично развивающуюся сложную систему, целенаправленно движущуюся от суммативного состояния, когда учреждения, занимающиеся подготовкой организаторов детского движения, представляют собой связанные и недостаточно взаимодействующие звенья, к органически целостному состоянию, характеризующемуся интегративными связями основных структурных и функциональных компонентов.
В связи с решением поставленных задач выделяем уровни построения системы подготовки организаторов детских общественных объединений.
1 уровень - система государственной подготовки в образовательных структурах (вузы, ССУЗы, ИПК, ИНПО и др.), цель которых- выполнение государственного образовательного заказа;
2 уровень - система общественной подготовки через деятельность общественных организаций;
3 уровень - система переподготовки педагогов в конкретном образовательном учреждении на основе авторских программ или включения в опытно-экспериментальную работу;
4 уровень - система подготовки и переподготовки через деятельность частно-общественных структур (например, систему общественных педагогических обществ, Академий и др.)
5 уровень - система индивидуального личностно-профессионального роста специалиста через самообразование.
Для обеспечения проектирования региональной Модели и разработки технологии ее реализации остановимся на характеристике функций, которые данная система должна выполнить. Разработка модели системы связана с реализацией двух групп функций.
Первая группа выделилась на основе историко-педагогического анализа проблемы и повлекла за собой развертывание вертикальной альтитуды системы. Это функции подготовки, повышения квалификации и методического сопровождения.
Вторая группа функций определяет содержание деятельности каждого системного уровня: муниципального, регионального, федерального.
1. Акмеологическая функция, связанная с повышением профессионального уровня педагога-воспитателя, его профессиональноличностным саморазвитием, дальнейшим развитием его профессиональной позиции, восхождением к своей акме. Осознавая ценности своей профессии, особенности предмета и объекта деятельности, педагог-воспитатель получает определенный опыт и знания, формирует умения общаться с особой формой детской самодеятельности, осваивает новую позицию по отношению к детскому сообществу. Тем самым расширяется его профессиональное мышление, которое, по мнению А.К.Марковой, является важной характеристикой профессионализма человека. Основные проявления акмеологической функции заключаются в развитии профессионального потенциала педагога как воспитателя [4].
2. Конструктивная функция, состоящая в том, чтобы заставить взаимосвязано работать три педагогических измерения: прошлое, настоящее, будущее; использовать лучший предшествующий опыт как традицию отечественной системы подготовки кадров, занимающихся проблемами воспитания детей и подростков.
3. Сервисная (обеспечивающая) функция, обусловленная зависимостью системы от социально-экономических и идеологических преобразований социума, ориентацией ее на заказ общества (гораздо больший, чем других образовательных структур, например, школы). Данная система в связи с этим должна быть динамичной, гибкой, мобильной, способной к самоорганизации. Вместе с тем в ней должны присутствовать инвариантные компоненты, обеспечивающие преемственность традиций отечественной практики воспитания (например: методические службы), способствующие возникновению новых альтернативных форм подготовки кадров, всевозможных сочетаний механизмов, обеспечивающих обратную связь.
4. Консалтинговая или консультативная функция, связанная с необходимостью оказания помощи организаторам детского общественного объединения и общественным объединениям в решении их проблем через непосредственное научно-методическое сопровождение деятельности и консультирование, участие в разработке и реализации социальных проектов, ведение реестров, создание фондов материальной поддержки.
5. Прогностическая функция, реализуемая на основе разработки такого содержания обучения, которое будет развивать способности обучающихся предусматривать тенденции развития детского общественного движения, создавать опережающие конструктивные модели, программы, проекты деятельности детских объединений, обеспечивающие сохранение этого феномена как формы социальной и общественной жизни детей и подростков.
Таким образом, обеспечение целостности структуры и содержания системы должно быть достигнуто за счет выполнения данных функций. Данная система должна быть открытой, гибкой, мобильной, способной к естественной организации, структурно-функциональному упорядочиванию. Важным условием развития системы подготовки организаторов детских общественных объединений - является целостная научно-методическая база, предполагающая разработку программ для всех уровней и типов учреждений, где возможна подготовка кадров; методик и технологий организации обучения; издание и регулярное обновление учебных и методических пособий для обучения различных категорий специалистов.
Программы подготовки организаторов детских общественных объединений должны строиться с учетом региональных особенностей, но вместе с тем, опираться на требования к минимуму содержания и уровню подготовленности обучающихся. Эти обстоятельства должны приводить к возникновению разнообразных форм и механизмов, обеспечивающих связь названной системы с потребностями социума. Современный организатор детского движения как новый тип социального педагога в своей деятельности ориентируется на общую «идеологию» воспитательной деятельности, которой, по мнению К.Д. Радиной, в наше время является идеологией гуманизма [5]. Дискуссии последних лет по вопросам гуманизации системы образования, гуманистической направленности личности педагога (В.И. Андреев, В.П. Бездухов, Б.М. Бим-Бад, Ю.Н. Кулюкин, И.А. Колесникова, О.Г. Прикот, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.) отражают широкий спектр мнений на решение данной проблемы. Однако во всех высказываниях можно выделить объединяющее их начало: «образовывать» человека - значит помочь ему обрести индивидуальность, стать субъектом культуры, человеческого прогресса, собственной жизни.
Педагог организатор должен знать:
Санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования к организации образовательного процесса.
В. Психолого-педагогический блок Возрастная педагогика и психология, физиология. Современные формы и методы воспитания обучающихся. Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе. Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
С. Предметно-методический блок Место дополнительного образования детей в системе непрерывного образования. Развитие системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях разных типов. Современные воспитательные технологии. Система педагогического управления детским коллективом. Основы деятельности детских коллективов, организаций, ассоциаций. Виды детских объединений (учебная группа, кружок, клуб, секция, студия и другие). Программа развития и программа деятельности детского коллектива. Методика поиска и поддержки талантов. Организация свободного времени обучающихся. Современные формы и методы досуговой деятельности. Коллективно-творческая деятельность: понятие, цели, задачи, методологическая основа, основные принципы системы И.П. Иванова, методические основы их реализации. Технология КТД.
D. Информационно-коммуникативный блок Информационные ресурсы, методы и приемы поиска, анализа, структурирования информации из различных ресурсных источников. Дидактические возможности ИКТ, назначение и функционирование ПК, устройства ввода-вывода информации, компьютерные сети и возможности их использования в образовательном процессе ОУ. Электронные образовательные ресурсы, ориентированные на предметно-профессиональную деятельность педагога-организатора, цифровые образовательные ресурсы.
Приемы организации личного информационного пространства, интерфейс операционной системы, приемы выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основные приемы ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.
Приемы подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с направленностью деятельности педагога-организатора средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.): ввод текста с клавиатуры и приемы его форматирования; подготовка раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовые приемы работы с инструментами векторной графики; приемы работы с табличными данными (составление списков, информационных карт, простые расчеты);
приемы построения графиков и диаграмм; методика создания педагогически эффективных презентаций. Базовые сервисы и технологии Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности педагога-организатора: приемы навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе; приемы работы с электронной почтой; приемы работы с файловыми архивами.
Технология культурно-досуговой деятельности, как системы программного обеспечения, строится на методиках воспитательного и образовательного процесса. Методика – есть алгоритм конструирования и организации (реализации) какой-либо деятельности, включающий в себя не только последовательность действий, но и систему правил. В основу методики коллективной творческой деятельности ложится алгоритм содружества. Чтобы получить результаты в какой-либо деятельности, в том числе и в воспитательной, необходимо ее сначала продумать (сконструировать), а затем организовать (реализовать).
Алгоритм конструирования и организации творческого или воспитательного процесса реализуется в социальной организации людей, в которую вписаны логика и техника действий и взаимосвязи между людьми.
Технология культурно-досуговой деятельности должна учитывать:
1. общие алгоритмы организации культурно-досуговой деятельности, которые строятся на общечеловеческих принципах и ценностях, объединяют общие формы организации досуга независимо от национальных и культурных установок людей;
2. специфические алгоритмы культурно-досуговой деятельности, которые отражают особенности национальной культуры, ее уникальность и неповторимость.
На основании выделенных общих и специфических алгоритмов культурно-досуговой деятельности мы можем выделить следующую типологию технологии культурно-досуговой деятельности.
1. Общие технологии, содержащие в себе общие алгоритмы культурно-досуговой деятельности, в которых анализируются общие формы и виды организации досуга для всех народов, независимо от того, в какой части планеты они проживают.
2. Функциональные технологии, несущие в себе те направления культурно-досуговой деятельности, которые определяют особенности национальных культур и органически вписываются в живую ткань традиций и обрядов этнических культур.
3. Частные технологии, выявляющие культурно-творческий потенциал собственно инновационные формы и связанные по большей части с авторскими программами культурно-досуговой деятельности.
По выделенным типологическим характеристикам технологии культурно-досуговой деятельности структурируются и методики:
1. Общая методика – это программа взаимодействия людей в соответствующих условиях. Она включает: общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем ее содержания, этапы ее осуществления, примерный комплекс средств (форм организации творческого или воспитательного процесса и их взаимосвязи). Общая методика, как программа фактически описывает желаемое состояние педагогической или художественной деятельности и осуществляется как целостный процесс функционирования этой системы. Например: методика воспитательной работы в школе, методика воспитательной работы в летнем лагере.
2. Функциональная методика – это система правил, требований, предъявляемых к организации воспитательного или творческого процесса для эффективного решения определенных (частных) организационнопрактических задач. Например: методика экологического просвещения, методика нравственного воспитания, методика поисковой работы.
3. Конкретная методика – это последовательность действий и способов взаимодействия людей в конкретных формах организации воспитательного или творческого процесса, формах работы. Например: методика подготовки и проведения классного часа, методика коллективного планирования и анализа.
Установление столь сложной структуры технологии культурно-досуговой деятельности обусловлено уникальностью России, которая объединяет культуры с разным этно-историческим содержанием. И каждый гражданин России должен сохранять тройную духовную привязанность:
1 к мировой культуре,
2 к общероссийской духовной культуре,
3 к культуре малой национальности.
Это позволит избежать унификации культур, а также их замкнутости и изолированности. Оба процесса ведут к обеднению культур, ибо в первом случае она теряет свою уникальность и растворяется в массовой культуре, во втором случае она оказывается на периферии мировой культуры, тем самым теряет свою значимость. Технология культурно-досуговой деятельности очень многоаспектна и многогранна. Строится она на общении и взаимодействии людей. Каждый человек, организуя свое общение с окружающими, творит свое "я". В общении происходит творчество своего "я" через стереотипы, которые сформировали личность. Культура – это развивающаяся система духовных ценностей, процесс человеческого творчества, самораскрытие личности. Это и выражение отношений между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата общества, и интегратор человеческих усилий.
Чтобы лучше понять процессы, происходящие в области культуры, мы должны дать интерпретацию понятию "социально-культурная деятельность", и пояснить, чем она отличается от "культурно-досуговой деятельности".
Культурно-досуговая деятельность (А.Д. Жарков) – целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, или как перцептивно- коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.
Социально-культурная деятельность – направлена на "трудные" категории граждан, у которых нет потребности и мотивов в культурной деятельности и нет досуга (как свободного времени – пространства для развития личности и подготовки ее к рабочему дню) и для которых восприятие культуры может быть осуществлено только через комплексно организованный процесс.
Исходя от данных определений, различаются и технологии этих видов деятельности:
∙ Технология культурно-досуговой деятельности стремится объединить людей в определенные социальные группы – потребителей, дифференцируя их очень условно по возрасту и по доступности понимания тех или иных символов культурной жизни.
∙ Технология социально-культурной деятельности, наоборот, имеет жесткую систему дифференциации людей – ее потребителей – по возрастному, по социальному признакам, по уровню дохода, по состоянию здоровья, по уровню физического и психического развития, по степени травмированности психики и т.д. Роль социально-культурной и культурно-досуговой деятельности может меняться. В периоды катастроф и катаклизмов в развитии государства первозначной становится социально-культурная деятельность общества, направленная на реабилитацию населения (социальную, культурную, экономическую). В периоды стабильного развития государства культурно-досуговая деятельность творит единую живую телесность культуры жизнедеятельности народов, наций. Поэтому технология социально-культурной деятельности, опираясь на социальные технологии развития личности, все время углубляются в постижении "объекта" своей деятельности. Технология культурно-досуговой деятельности формирует "объект" своей деятельности. Она может долго сохранять схематизм своей деятельности, обедняя потребителя, чем обуславливается общее падение ценностей и потеря глубинных "смыслов" культуры. Арнольдов А.В. пишет, что культуру можно представить себе как гигантскую лабораторию, в которой создается своеобразная система ценностей, собираются величайшие достижения человечества в областях науки, литературы, искусства, философии и этики, религии и политики с глубокой древности и до наших дней. Культура – коррелят полноценной самоутверждающейся жизни человека. Для проектирования, анализа сложных систем и поддержки широкомасштабных проектов (региональных) развития культуры, состоящих из координационных действий всех учреждений культуры и образования, требуется создание и использование информационных технологий видов деятельности, на которые мы указывали выше. Это достаточно сложно, но необходимо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ «Профессиональная готовность современных педагогов дополнительного образования детей к профилактике асоциального поведения в семье»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детейДворец детского (юношеского) ТворчестваМосковского района Санкт-Петербурга Тема«Профессиональная ...
Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....
Статья на тему: "Роль информационных технологий в специальном образовании младших школьников"
Предлагаю Вашему вниманию мою статью на тему: Роль информационных технологий в специальном образовании младших школьников....
Статья на тему "Роль изобразительной деятельности в психическом развитии детей с интеллектуальными нарушениями".
Данная статья посвящена роли изобразительной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, ее коррекционно-развивающее воздействие на психику ребенка....
К вопросу о профессиональной компетентности педагога системы дополнительного образования детей
В статье акцентируется идея, что профессиональная компетентность современного педагога — это качественная характеристика личности, которая включает систему научно-теоретических знаний как в пред...
Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)
Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...