Методическое пособие "Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка"
учебно-методическое пособие по теме
Методическое пособие " Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка (на примере МХЦ "Лель")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Титульный лист | 39 КБ |
Пояснительная записка | 2.81 МБ |
раздел 2.1 | 2.98 МБ |
раздел 2.2. | 1.34 МБ |
раздел 3 | 68 КБ |
раздел 4.1 | 2.64 МБ |
раздел 4.2 | 1.75 МБ |
раздел 5 | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Зеленоградское окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Методическое пособие
Организация воспитательного микропространства детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей как фактор позитивной социализации ребенка
(на примере музыкально-хорового центра «Лель» ЗДТДиМ)
для педагогических работников
системы дополнительного образования детей
Авторы:
педагоги дополнительного образования
ГБОУ Зеленоградский дворец творчества детей и молодёжи
Бардина Елена Викторовна, Суколенов Юрий Павлович
Краткое содержание:
В этой работе показана модель воспитательной деятельности, в которой отражена организация и деятельность детско-взрослой общности музыкально-хорового центра «Лель» Зеленоградского дворца творчества детей и молодежи.
Работа выполнена на основе анализа многолетнего педагогического труда нашего творческого коллектива.
К числу важнейших компонентов культурно-образовательной среды, создаваемой в МХЦ, относятся педагогические инновационные технологии.
В МХЦ «Лель» реализуется задача педагогического коллектива в создании объединения субъектов: педагогов, детей, их родителей.
Данное явление педагогической деятельности может рассматриваться как действующая модель детско-взрослой общности, создание особой атмосферы музыкального сотворчества, позволяющий использовать основные функции культуры, включая ее аксиологический компонент.
МОСКВА - 2012
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Раздел 3. Система организации содержательного досуга как
важный фактор эффективной социализации ребенка.
В досуге выделяются несколько уровней:
- отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия, пассивный или включающий в себя разнообразную, специально подобранную физическую активность – лыжные походы, проводы Масленицы, закрытие сезона – ежегодный поход на Клушинские горы;
- просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры – занятия в МХЦ по различным предметам – хор, сольфеджио, муз. литература, фортепиано, вокал;
- творчество, которое отвечает глубинной и универсальной потребности ребенка в самовыражении – программы хоровых коллективов разного возраста;
- праздник, связывающий прошлое с настоящим путем торжественного, художественного по преимуществу, преображения действительности и служащий для «смены времен», для обновления ценностных ориентаций в переломные моменты истории и индивидуальной жизни – концерты хоров МХЦ «Лель» на фестивалях и конкурсах в Зеленограде, Москве и за рубежом.
Все указанные уровни досуга тесно взаимосвязаны, и одни уровни досуга подготавливают почву для других или же служат их естественным завершением. При этом один уровень досуга отличается от другого не столько конкретным содержанием деятельности, сколько степенью интеллектуальной и эмоциональной включенности в неё, степенью духовной активности.
Программа «Каникулы» строится преимущественно на основе конкретных запросов детей и родителей. В ее рамках поддерживаются любые проекты и эксперименты, способные реально организовать образовательно-оздоровительную и культурно-досуговую деятельность детей.
Как известно, каникулярное время школьника – это время, когда он не скован жестким расписанием занятий, свободен в выборе содержания, форм и продолжительности своей деятельности или отдыха. Ребенок может всецело отдаваться своему любимому делу.
Организовать коллективный отдых и оздоровление детей в сфере их свободного времени – значит, включить конкретного ребенка в общую социально-значимую деятельность, соединить его личные интересы с интересами других детей. Сегодня особенно важно, чтобы в сфере свободного времени в каникулярный период ребенок: занимался любимым делом и выполнял те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям, а главное - имел возможность реализовать свои потребности в активной деятельности, формировал у себя те ценности, которые социально значимы. Важно подчеркнуть, что эффективность этого процесса во многом зависит от участия в нем самих детей, их умения отдыхать и оздоравливаться.
Все более очевидной становится социальная направленность содержания деятельности профильных и стационарных лагерей, увеличивающаяся возможность продолжить образование в летний период на основе системообразующих, комплексных, целевых, тематических и других программ. Так дети МХЦ «Лель» ежегодно выезжают в летние месяцы в профильные лагеря.
В разнообразных формах организации отдыха и оздоровления детей используется особый способ их жизнедеятельности, который позволяет предоставить детям возможности: пожить в реальном демократическом сообществе детей и взрослых; иметь свободный выбор деятельности с целью удовлетворения своих интересов; участвовать в коллективном планировании жизнедеятельности; строить новые взаимоотношения со взрослыми на основе взаимопонимания и сотворчества; принять участие в процессе коллективной организации жизни, иметь право на индивидуальную оценку своего вклада; тренировать "привычки" здорового образа жизни; приобретать и закреплять (совершенствовать) новые знания, умения и навыки; развивать духовные ценности; получить ощутимый для себя результат собственной конкретной деятельности.
В весенние и осенние каникулы преобладают другие формы: посещение выставок, театров, музеев, проведение однодневных экскурсий по Москве.
Циклограмма организации содержательного досуга в МХЦ «Лель» в период одного учебного года.
Дата | Название мероприятия | Целеполагание | Ответственные |
1 сентября (ежегодно) | День открытых дверей Для жителей города | Цель: продвижение образовательной и культурно-досуговой деятельности МХЦ «Лель». Задачи: -формирование благоприятного имиджа объединения, -привлечение детей в объединение (набор), -популяризация хорового пения. | Руководитель объединения, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования. |
Октябрь | Зеленоградская Хоровая Ассамблея | Цель: популяризация хорового пения. Задачи: -организация отдыха внутри коллектива; -создание условий для интеллектуального и другого развития воспитанников. | Руководитель объединения, педагог-организатор. |
Ноябрь | Осенние каникулы: -поездка в Консерваторию на хоровой концерт, -участие в концерте, посв. Дню Матери, -концерты по датам. | Цель: рекреация, повышение воспитательного воздействия. Задачи: -организация отдыха внутри коллектива; -создание условий для интеллектуального и другого развития воспитанников. | Руководитель объединения, педагог-организатор. |
Декабрь | Участие в концерте, посвященного битве под Москвой; | Цель: Воспитанию патриотизма. Задачи: Формированию эстетического вкуса на примере лучших образцов отечественной музыкальной культуры. | Руководитель объединения, педагог-организатор. |
Организация и проведение окружного конкурса Сольного пения; | Цель: Популяризация детского и юношеского сольного академического пения. Содействие возрождению традиций российской национальной певческой культуры, пропаганда российского вокального искусства и традиций российской вокальной школы. Задачи: Поддержка действующих детских и юношеских вокальных коллективов, показ их достижений. Оказание методической и практической помощи педагогам-вокалистам, работающими с детьми и молодежью в академическом пении. | Руководитель объединения, педагог-организатор. | |
Проведение новогодних праздников с постановкой сказок в каждой хоровой группе. | Цель: Организация праздника для детей и родителей МХЦ «Лель». Задачи: Показ работы, проделанной за первое полугодие, способствование росту профессионального уровня исполнительства. | Руководитель объединения, педагог-организатор. | |
Январь | Зимние каникулы; посещение выставок, театров, музеев. | Цель: рекреация, повышение воспитательного воздействия. Задачи: -организация отдыха внутри коллектива; -создание условий для интеллектуального и другого развития воспитанников. | Руководитель объединения, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования. |
Международный конкурс духовной музыки «Рождественская песнь». | Цель: Содействие возрождению традиций российской национальной певческой и духовной культуры. Пропаганда российского искусства и традиций, духовных ценностей. Задачи: помочь коллективам и отдельным учащимся проявить себя, дать возможность каждому коллективу раскрыть свой потенциал, заинтересовать детей близкой конкретной целью, каждому коллективу предоставить возможность посильного участия в заключительных хоровых праздниках, пробуждение и активизация интереса молодежи к духовной хоровой и вокальной музыке. | Руководитель объединения, педагог-организатор. | |
Февраль | Зеленоградская Хоровая Ассамблея; | Цель: популяризация хорового пения. Задачи: -организация отдыха внутри коллектива; -создание условий для интеллектуального и другого развития воспитанников. | Руководитель объединения, педагог-организатор. |
Концерт, посвященный Дню Защитника Отечества. | Цель: Военно – патриотическое воспитание детей и юношества. Задачи: Популяризация произведений военно-патриотической тематики, знакомство с творчеством советских классиков. | Руководитель объединения, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования. | |
Март | Организация и проведение Окружного фестиваля школ и учреждений доп. образования «Зеленоградская хоровая весна»; | Цель: Активизация и укрепление творческих связей между образовательными учреждениями г. Зеленограда; Расширение учебно-педагогического и концертного репертуара. Активное участие в конкурсных прослушиваниях, концертах, праздниках и городских мероприятиях. Задачи: Популяризация детского хорового пения, поддержка действующих хоровых коллективов. | Руководитель объединения, педагог-организатор. |
Городской фестиваль «Юные таланты Московии»; | Цель: Сохранение и развитие традиций национальной музыкальной культуры. Понимание роли отечественного музыкального искусства в мировой культуре. Формирование эстетического вкуса на примере лучших образцов отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Задачи: широкое, массовое привлечение учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования к певческому, и в первую очередь, хоровому искусству как самому доступному виду творчества детей. | Руководитель объединения, педагог-организатор. | |
Весенние каникулы, посещение выставок, театров, музеев. | Цель: рекреация, повышение воспитательного воздействия. Задачи: -организация отдыха внутри коллектива; -создание условий для интеллектуального и другого развития воспитанников. | Руководитель объединения, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования. | |
Апрель | Зеленоградская Хоровая Ассамблея; | Цель: популяризация хорового пения. Задачи: -организация отдыха внутри коллектива; -создание условий для интеллектуального и другого развития воспитанников. | Руководитель объединения, педагог-организатор. |
Московский Международный Хоровой конкурс «Звучит Москва»; | Цель: Содействие международному сотрудничеству, выявление многообразия культур, содействие развитию дружеских контактов; Задачи: Поддержка действующих хоровых коллективов, изучение и обобщение передового опыта, пробуждение чувств патриотизма и любви к своей Родине. | Руководитель объединения, педагог-организатор. | |
Отчетный концерт МХЦ «Лель». | Цель: Подведение итогов деятельности педагогического состава и учащихся МХЦ «Лель», формирование эстетического вкуса на примере лучших образцов отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Задачи: Выявление и поддержка юных дарований, способствовать росту профессионального уровня исполнительства. | Руководитель объединения, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования. | |
Май | Концерт, посвященный Дню Победы | Цель: Военно – патриотическое воспитание детей и юношества. Задачи: Популяризация произведений военно-патриотической тематики, знакомство с творчеством советских классиков. | Руководитель объединения, педагог-организатор. |
Классные концерты по предметам фортепиано, вокал; | Цель: Пропаганда инструментального и вокального жанров, выявление и поддержка юных дарований среди солистов. Задачи: Способствовать росту профессионального уровня исполнительства. | Руководитель объединения, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования. | |
Поход на Клушинские горы | Цель: Оздоровительный отдых детей и родителей МХЦ «Лель», служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Задачи: Взаимодействие детей и родителей на природе – совместные игры, конкурсы, эстафеты. | Руководитель объединения, педагог-организатор. | |
Июнь- Август | Летние каникулы – поездка в профильный лагерь | Цель: Организовать коллективный отдых и оздоровление детей в сфере их свободного времени, продолжить образование в летний период на основе системообразующих, комплексных, целевых, тематических и других программ. Задачи: реализовать потребности детей в активной деятельности. | Руководитель объединения, педагог-организатор. |
Выступление на Манеже на школьной выставке «От А до Я» | Цель: Участие в празднике-ярмарке от Зеленоградского АО г. Москвы, привлечение москвичей к детскому творчеству. Задачи: Популяризация хоровой музыки. | Руководитель объединения, педагог-организатор. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Раздел 5. Перспектива развития детско-взрослого сообщества.
Содержательная сфера:
1). Работа над программно – методическим обеспечением и сопровождением образовательной и культурно-досуговой деятельности в соответствии с современными требованиями системы дополнительного образования детей и социума – до мая 2010 г.
2). Расширение межведомственного взаимодействия для повышения эффективности воспитательной работы, в том числе углубление интеграции общего и дополнительного образования. Поиск и применение инновационных форм взаимодействия (сотрудничество с Управой Панфиловского района Зеленоградского АО г. Москвы – проект «Поющий город»).
3). Анализ и коррекция эффективности межпредметных связей внутри творческого объединения МХЦ «Лель» для оптимизации деятельностных процессов – в перспективе программы развития учреждения до 2012 г.
4). Создание системы мониторинга образовательной и культурно-досуговой деятельности МХЦ «Лель» - в перспективе программы развития учреждения до 2012 г.
ЛИТЕРАТУРА
- Городская целевая Программа развития образования «Столичное образование – 5»,
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
- Доклад доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой социальной педагогики МГПИ Иванова А.В. «Культурно-образовательная среда как условие воспитания и социализации субъектов образовательного процесса,
- Доклад первого заместителя Департамента образования г. Москвы Курнешовой Л.Е. «Современная школа сегодня и завтра»,
- С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В.Воликова, В.А.Сластинин. Педагогика // учебное пособие для пед.училищ – М.: Просвещение, 1981,
- Ред. О.П.Радынова.Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, Владос, 1994,
- Курсовая работа студентки 4 курса Педагогического Университета Шигалевой Т.С. «Значение эстетического, нравственного и музыкального воспитания личности»,
- В.А. Сухомлинский статья «Сердце отдаю детям»,
- Методические разработки заведующей музыкальным отделом Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи Мужичковой Н.И.
10. Целевая комплексная программа на межведомственной основе
Зеленоградская семья» (психолого-педагогическая поддержка семьи)
Авторы: социально-психологическая и методическая службы ЗДТДиМ
11. Социокультурная деятельность учреждений дополнительного образования детей в современных условиях. Практикоориентированная монография. Под научной редакцией Фоминой А.Б. – М.: МГДД(Ю)Т, 2008 - с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Работа с интерактивными досками в детских объединениях учреждений дополнительного образования детей"
Работа с интерактивной доской.Методические рекомендции начинающим - популярное изложение, помогающее понять основы работы с ИД.Начало работы с доской. Её возможности. Планирование занятия с использова...
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района
«Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллек...
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района
«Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллек...
Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...
«Системный подход к мониторингу результативности об-разовательного процесса в детском хоровом коллективе учреждения дополнительного образования детей»
Методический материал представляет опыт проведения мониторинга образовательного процесса в хоровом коллективе учреждения дополнительного образования....
«Изучение личности воспитанника и детского коллектива в учреждениях дополнительного образования детей»
Современная педагогика личностно ориентирована. Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом....
Диагностика личностной успешности детей, занимающихся в кружках и творческих объединениях учреждения дополнительного образования
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта роль участников образовательного процесса существенно меняется. Методологической основой нового стандарта образования ...