«ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
методическая разработка на тему
Как известно, в современной системе дополнительного образования детей образовательный процесс строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских образовательных программ. В статье осписывается как правильно разработать педагогу дополнительного образования образовательно - методический комплекс, который будет дополнять программу дополнительного образования детей . Так же описывается классификация основных видов методической продукции, рекомендуемых к включению в ОМК и дополняющих образоваетльную программу, технология разработки некоторых видов методической продукции, используемых в ОМК.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ОМК) И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Разработана:
-Методистом, педагогом дополнительного образования МОУ ДОд Чердаклинского ЦДОд Тридворновой С.Н.
- методистом, педагогом дополнительного образования МОУ ДОд Чердаклинского ЦДОд Бильдиной Е.Н.
Рекомендована: педагогам дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Чердаклинского Центра дополнительного образования детей.
Как известно, в современной системе дополнительного образования детей (ДОД) образовательный
процесс строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских образовательных программ.
К числу таких программ относятся: модифицированные (созданные педагогом путем переработки, пополнения, изменения других программ), а также авторские оригинальные программы (заявляющие и доказывающие новизну подхода автора-разработчика и принадлежащие ему на правах интеллектуальной собственности).
Помимо авторских разработок, в отдельных направлениях деятельности современных учреждений дополнительного образования детей (УДОД) используются типовые программы для внешкольных учреждений, разработанные несколько десятилетий назад Министерством просвещения СССР и рекомендованные к практическому применению.
В последние годы появилось некоторое количество образовательных программ, рекомендованных к использованию в системе ДОД Министерством образования РФ, Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по физической культуре и спорту (обычно такие программы называют примерными).
Действительно, начинающие работать в системе ДОД педагоги, как правило, испытывают большие трудности в программном обеспечении своей деятельности, поскольку большинство уже созданных программ (за редким исключением) труднодоступно для воспроизведения другими педагогами в силу недостаточной предъявленности (а нередко и просто отсутствия) их методического обеспечения. Ответ на вопрос «как реализовать программу?» чаще всего остается за рамками ее основного текста, существуя в латентном виде и будучи известен только автору-разработчику. Кстати, эта же проблема – реальной работы другого педагога по готовой образовательной программе – сопутствует и современным примерным программам, для практической реализации которых (в силу выраженной наукообразности изложения материала) педагогу-практику нередко необходим методист-переводчик с научного языка на язык практики.
Интенсивный рост количества образовательных программ нередко приводит к их дублированию, многократному «изобретению велосипедов» и в итоге – к постепенной трансформации программного поля ДОД в сторону преобладания модифицированных разработок, в которых все труднее обнаружить что-то новое, оригинальное.
Между тем потребности детей и родителей на дополнительные образовательные услуги не стоят на месте, и типичной реакцией образовательных учреждений на изменение спроса становится замена одних видов деятельности другими с непременным требованием к педагогу о разработке новой программы. Последнее связано для педагога с большими затратами времени и сил и нередко вызывает у него негативную реакцию вплоть до ухода из системы ДОД. Однако динамика спроса на образовательные услуги часто требует не столько замещения видов деятельности, сколько расширения квалификации педагога в сфере привычного для него тематического пространства, активизации методической работы, применения иных технологий, введения новых приемов.
Таким образом, в условиях активного насыщения рынка образовательных услуг большим количеством авторских программ, аккумулировавших опыт многих педагогов, существенно возрастает роль методического обеспечения их деятельности. Вместо привычной мобилизации педагога на разработку все новых и новых образовательных программ целесообразно перенести акцент на создание авторских методических систем. Создать собственную методическую систему – это значит воспроизвести авторские способы проектирования целостной образовательной среды, формируемой на основе авторской программы, особых подходов ее разработчика к осуществлению образовательной деятельности, его индивидуального стиля, особого «методического почерка».
Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДОД может стать создание апробированных на практике программ-эталонов, сопровождаемых развернутым методическим обоснованием, набором дидактических материалов, возможностью профессионального общения с автором-разработчиком.
Являясь по существу авторской методической системой, по форме такой набор программно-методических материалов может быть представлен в виде образовательно-методического комплекса (ОМК). ОМК – это совокупность объединенных единым концептуальным основанием программно-методических материалов, регламентирующих образовательную деятельность и организующих образовательный процесс в рамках определенного вида деятельности той или иной направленности ДОД.
Состав ОМК.
Образовательно-методический комплекс включает набор компонентов, предполагающих как целостное, так и модульное использование материалов ОМК. В их числе:
■ пояснительная записка к ОМК (с указанием актуальности данного ОМК, его концептуальных основ, перечня представленных в ОМК материалов, информации о возможных сферах применения ОМК и его потенциальных пользователях);
■ образовательная программа дополнительного образования детей, отвечающая федеральным требованиям к образовательным программам ДОД ;
■ пакет методических материалов.
Это могут быть:
o методические рекомендации по организации образовательной деятельности;
o методическое пособие для педагога;
o методические разработки отдельных тем и занятий;
o описание диагностических методик;
o справочно-информационные материалы;
o дидактические материалы (карточки, таблицы, схемы, рисунки и т.п.);
o инструкция по технике безопасности;
o глоссарий (перечень терминов и выражений с толкованием или переводом на русский язык);
o компакт-диск, содержащий дополнительное программное обеспечение, электронное пособие и т.п.;
o другие методические материалы.
■ программа проведения мастер-классов по данной программе с краткой аннотацией;
■ расписание консультаций разработчика ОМК;
■ электронный адрес автора-разработчика для осуществления дистанционных контактов.
Потенциальными источниками для создания ОМК в системе ДОД могут стать программы, имеющие адаптированную к практике УДОД методическую базу, включающую контрольно-диагностический блок. Также обязательным условием для формирования ОМК на базе авторской программы должно быть наличие у автора-разработчика опыта презентации программы в целом и проведения мастер-классов по тематике учебного курса. В качестве исходных для ОМК образовательных программ могут предлагаться:
• программы-лауреаты региональных и всероссийских конкурсов авторских образовательных программ;
• апробированные в практике УДОД программы, выполненные на высоком теоретическом и методическом уровне, подтвержденном письменными отзывами специалистов, знающих специфику ДОД.
Практическая значимость ОМК.
Акцентирование внимания педагогов-практиков на методическую составляющую их профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы полезно, прежде всего, самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим.
Не менее полезно развернутое методическое обеспечение создаваемых программ и для педагогического сообщества в целом. Обеспечение лучших авторских программ развернутым методическим сопровождением и разработка на этой основе ряда ОМК по конкретным видам деятельности в рамках основных направленностей ДОД в образовательном пространстве г. Москвы позволили бы:
1) сделать интересный опыт наиболее авторитетных в городе педагогов действительно понятным и доступным для реализации;
2) познакомить педагогов-практиков с реальными способами создания методических материалов, обеспечивающих образовательную деятельность в условиях ДОД;
3) предложить образцы программно-методических материалов, отталкиваясь от которых педагоги могли бы более продуктивно выстраивать собственные модели образовательной деятельности, разрабатывать собственные образовательные программы.
Адресаты ОМК.
В качестве непосредственных адресатов ОМК могут быть:
■ педагоги, начинающие работать в системе ДОД (для них ОМК может выполнять роль условной примерной программы с набором методических приложений, позволяющих адаптировать предлагаемую программу к конкретной учебной группе и работать непосредственно по данной программе);
■ педагоги, имеющие опыт работы в близких к данному ОМК сферах деятельности (им могут быть полезны отдельные блоки ОМК, прежде всего, учебно-тематический план и содержание программы, а также методические и дидактические материалы, которые можно использовать для развития вариативности собственной образовательной деятельности);
■ методисты системы ДОД, а также ориентированные на профессиональное общение с коллегами педагоги-практики (для них интересен ОМК как целостная система, демонстрирующая технологию обобщения и транслирования педагогического опыта, его преобразования в такие формы, которые были бы доступны пониманию коллег).
Создание ОМК – дело для педагога абсолютно добровольное, здесь недопустимо какое бы то ни было принуждение. Вместе с тем наличие у педагога ОМК – это значимый показатель его профессиональной зрелости, свидетельство высокого уровня его методической компетентности.
Наличие же в учреждении ряда ОМК, созданных на базе лучших авторских программ – это характеристика качественного уровня работы его методической службы с педагогическими кадрами.
Активная работа над созданием ОМК и их использование в практике УДОД будет содействовать распространению интересного педагогического опыта, повышению методической культуры педагогов и методистов, улучшению качества программно-методического обеспечения дополнительного образования детей.
Наиболее удачные ОМК, признанные педагогическим сообществом города, могут быть рекомендованы для прохождения через экспертный совет Министерства образования и науки РФ на предмет возможного приобретения ими статуса примерных программ, рекомендованных к использованию в системе дополнительного образования детей.
ОМК И УМК: АНАЛОГИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время в педагогической практике, как в средней, так и в высшей школе, достаточно широко используются учебно-методические комплексы (УМК), разработанные на основе вариативных программ.
При этом чаще употребляется понятие «учебно-методический комплект» и реже – «учебно-методический комплекс». Однако до сих пор они не имеют четкого определения ни в справочной педагогической литературе, ни в учебниках по педагогике, ни в учебно-методических пособиях по предметам. В результате данные понятия трактуются неоднозначно, разные авторы по-разному определяют их состав, что в каждом конкретном случае изменяет возможности их использования. Это подтверждают данные периодической печати, отдельных изданий, диссертационного фонда.
На основе анализа специальной литературы представляется возможным заключить, что в целом эти понятия, хотя и синонимичны, но все же имеют некоторые различия, скорее по структуре, чем по сущностным характеристикам.
Термин «учебно-методический комплект» в основном применяется в общеобразовательной школе и обычно рассматривается как относительно закрытая система печатных и электронных учебных изданий по конкретному учебному предмету, объединенных концептуально, структурно и содержательно. В качестве целостной системы данный набор обучающих средств позволяет обеспечить достижение заданных государственным стандартом образовательных результатов, определяемых программой по данному предмету, на основе оптимального использования возможностей каждого вида входящих в комплект изданий.
Структура учебно-методического комплекта обычно включает следующие компоненты:
■ учебную программу;
■ учебник (учебное пособие) для учащихся;
■ рабочую тетрадь ученика;
■ сборник заданий;
■ методическое руководство для учителя;
■ электронное пособие;
■ дидактический материал.
Структурные элементы учебно-методического комплекта должны отвечать определенным требованиям (см. Приложение).
Основное предназначение учебно-методических комплектов, разрабатываемых для общеобразовательной школы, состоит в том, чтобы организовать ребенку – косвенно, через учебно-методический комплект – индивидуальную поддержку в освоении учебного материала путем создания таких условий, при которых обучение осуществляется в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выгодский) ученика на основе учета уровня его актуального развития.
В вузах чаще применяют термин «учебно-методический комплекс» (УМК). Учебно-методические комплексы по различным дисциплинам сегодня рассматривают как важный компонент информационной образовательной среды вуза.
Обычно вузовский УМК содержит все необходимые учебные материалы по изучаемому курсу:
o программу курса;
o электронный вариант лекций;
o практикум;
o электронные учебники;
o вопросы для подготовки к экзаменам;
o варианты контрольных работ;
o комплекс тестовых заданий по курсу;
o систему рейтинговых оценок;
o совокупность контролирующих мероприятий;
o темы проектов, рефератов, курсовых работ и т.д.
УМК могут быть оформлены даже в виде учебных Web-сайтов, размещаемых в локальных сетях факультета и на серверах открытого доступа.
Примечательность УМК вузов заключается в возможности их использования как в традиционном учебном процессе, так и в его новых моделях, предусматривающих организацию самостоятельной работы студента на основе модульно-рейтинговой системы. Эта система жестко определяет план-график обучения, но предоставляет возможность каждому обучаемому формировать индивидуальный режим обучения с помощью управляющих рейтинговых параметров.
Общая отличительная черта УМК, используемых в вузах, состоит в их ориентации на внедрение в учебный процесс обучающих, контролирующих и управляющих компьютерных средств. Эти средства позволяют организовать систему самостоятельной работы студентов с активным использованием автоматизированных систем генерации и приема контрольно-измерительных материалов, доступных в среде Интернет, сформировать на этой основе систему электронного общения студентов с преподавателями.
Анализ учебно-методических комплектов, используемых в общеобразовательной школе, а также вузовских УМК показывает, что большинство разрабатываемых здесь моделей предназначены, прежде всего, для индивидуальной учебной работы обучающихся.
Предлагаемые для системы ДОД образовательно-методические комплексы (ОМК) строятся в соответствии со спецификой дополнительного образования детей. Главная отличительная особенность ОМК состоит в том, что это – система средств не столько учебного, сколько образовательного назначения, что отражено в его названии - образовательно-методический комплекс.
Последнее означает, что все входящие в ОМК компоненты (от образовательной программы до дидактических материалов и мастер-классов) должны быть ориентированы на решение трех групп взаимосвязанных задач и – соответственно этому – достижение трех видов результатов:
■ обучающих (обучение по конкретной предметной области, развитие специальных способностей ребенка);
■ развивающих (развитие общих способностей);
■ воспитательных (формирование личностных качеств).
Иными словами, и образовательная программа, и методическое пособие, и дидактические средства, и проводимые автором мастер-классы должны содержать предлагаемые автором способы развития специальных и общих способностей ребенка, а также его личностных качеств.
Иная постановка вопроса в системе ДОД неприемлема в силу специфики самой этой системы, ориентированной на создание наилучших условий для раскрытия индивидуальности каждого конкретного ребенка.
По сути дела речь идет о создании в составе ОМК сквозных модулей, пронизывающих все его компоненты.
Содержанием развивающего модуля может быть развитие:
• общих интеллектуальных способностей ребенка, которые включают все когнитивные процессы, т.е. «…не только мышление, но также восприятие, внимание, память, воображение и речь»;
• коммуникативных способностей (знаний, умений и навыков, связанных с процессом общения), при помощи которых обучают детей слушать и понимать друг друга, устанавливать доброжелательные отношения, оказывать влияние, позитивно разрешать конфликтные ситуации , сочувствовать и сопереживать ближнему; формируют умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитывают уважение к чужому мнению, развивают умения общаться в различных социальных группах (в классе, учебной группе, семье).
Содержание воспитательного модуля может охватывать «направления развития личности, обеспечиваемые либо воспитанием, либо обучением и воспитанием».
Здесь вычленяются:
• социально-нравственное направление – может включать усвоение понятий о социальных нормах отношений, в том числе об общих человеческих ценностях; формирование элементов гражданско-патриотического сознания; усвоение обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем; усвоение понятий культуры социальных отношений, таких, как готовность брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение ;
• общекультурное направление – может включать усвоение общеэстетических понятий (эстетической способности обнаруживать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства), усвоение экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия; усвоение знаний и умений, определяющих управление собой (осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности).
Обучающий модуль должен быть разработан по конкретной предметной области в рамках основных направленностей ДОД, возможно, от базового образовательного минимума до более высоких уровней. Этот модуль может включать развитие специальных способностей, связанных с той или иной предметной областью.
К подобным способностям относятся, к примеру, математические, лингвистические, физико-технические и др. способности Они могут быть выработаны при наличии у ребенка определенных задатков и при условии как можно более раннего его включения в специально организованную, развивающую эти способности, деятельность.
Развивающий и воспитательный модули по сути своей являются универсальными и могут быть использованы в образовательной программе любой направленности в различном объеме и различных сочетаниях.
Еще одна отличительная особенность ОМК – его непосредственная направленность на педагога и опосредованное воздействие на ребенка.
Содержание и характер образовательного процесса в дополнительном образовании детей в гораздо большей степени, чем в общем среднем и высшем образовании, зависят от личности педагога, его мировоззрения, квалификации, и самое главное, от трактовки той или иной предметной области, учебного материала. Образовательный диалог ребенка и педагога в дополнительном образовании детей является ведущим средством общения и обучения.
Образовательный процесс в дополнительном образовании детей представляется более гибким и «живым», чем в системе основного образования, его осуществление и регуляция привязаны к определенной учебной, творческой, нравственной ситуации, каждый раз заново создаваемой педагогом. Это, с одной стороны, помогает выстраивать индивидуальную траекторию развития ребенка, а с другой стороны, постоянно корректировать в соответствии с уникальностью каждого ребенка образовательные средства педагога (методику, дидактику).
Вот почему большая часть методических и дидактических материалов в составе ОМК предназначена именно педагогу, а уже через него – обучающимся.
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ В ОМК:
• соответствие образовательной программы «Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 18.06.2003 ;
• соответствие прилагаемых методических материалов целям, задачам, содержанию образовательной программы;
• соответствие образовательной программы и методических материалов принципам доступности, сочетания
инвариантности и вариативности.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ВКЛЮЧЕНИЮ В ОМК И ДОПОЛНЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
I. Информационно-ознакомительная продукция (имеет целью изложить определенные сведения, подлежащие распространению среди обучающихся и их родителей с целью ознакомления с образовательной программой):
■ буклет;
■ листовка;
■ аннотированный каталог;
■ информационно-методический справочник и т.п.
II. Организационно-методическая продукция (создается для разъяснения цели и порядка (алгоритма) осуществления образовательной деятельности по предлагаемой программе):
■ инструкция;
■ методическая записка;
■ методическая разработка;
■ методические рекомендации;
■ методическое пособие;
■ тематическая папка;
■ инструктивно-методический плакат и т.п.
III. Прикладная методическая продукция (вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий отдельные разделы и темы образовательной программы):
• карточки;
• тестовые задания;
• графики;
• схемы;
• чертежи;
• рисунки;
• карты;
• фотографии;
• иллюстрации;
• видеоролики;
• модели;
• тематическая подборка материала – текстового и наглядно-иллюстративного и т.п.
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ВИДАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОМК
Буклет – издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в тетрадь ширмообразно или иным способом.
Листовка – непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.
Аннотированный каталог – нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень кратких характеристик документа или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
Информационно-методический справочник – сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной деятельности и по ее организации.
Инструкция – пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр.
Методическая записка – пояснения к последующим методическим материалам, изложенным более сжато: схемам, графикам, таблицам.
Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.
Методические рекомендации – вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.
Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса либо направления ДОД. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.
Тематическая папка объединяет:
○ нормативные документы, определяющие деятельность в данном конкретном направлении;
○ методические рекомендации;
○ методические разработки конкретных дел;
○ сценарии;
○ материалы из опыта работы;
○ библиографию;
○ дидактический материал.
Инструктивно-методический плакат – плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.
Тематическая подборка материала – подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по определенному разделу программы или отдельным темам (например, подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.).
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОМК
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
■ титульный лист;
■ аннотацию;
■ сведения об авторе (авторах);
■ пояснительную записку;
■ содержание;
■ список рекомендуемой литературы по данной теме;
■ приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
■ название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
■ фамилия, имя, отчество автора;
■ название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
■ название города;
■ год разработки.
2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
сути рассматриваемых вопросов;
■ предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
■ источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
■ возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
■ обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
■ определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
■ краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);
■ обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
■ описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
■ дать советы по решению:
организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);
финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия),
кадровому обеспечению (требования к экспертам);
■ вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
■ предостеречь от типичных ошибок.
5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
■ планы проведения конкретных дел, мероприятий;
■ тестовые задания;
■ методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
■ примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
■ методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
■ схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
■ примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).
КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов.
1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОД.
3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД.
4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
Типовая структура методического пособия включает:
- введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
- теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
- практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
- дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.
ПРИКЛАДНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ В СОСТАВЕ ОМК
В качестве прикладной методической продукции в составе ОМК используются вспомогательные дидактические материалы, дополняющие, иллюстрирующие, более полно раскрывающие отдельные разделы и темы образовательной программы. Дидактические материалы – это совокупность наглядных учебных средств, использование которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал .
Назначение дидактических материалов
Изначально дидактические материалы формируются в минимальном наборе и усеченной конфигурации, что позволяет не затенять содержание начальных шагов преподнесения учебного материала. Будучи жестко подчиненными целям и задачам учебного процесса, они непрерывно модифицируются и тем самым усиливают свою роль, выполняя ряд функций. В числе таких функций: нормативно-прикладная, прогностическая, преобразовательная .
Дидактические материалы могут стать существенными помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении детьми новых знаний, умений, навыков. Их можно использовать в качестве способа предъявления обучающимся заданий для проверки усвоения знаний по конкретным темам; средства самостоятельной работы в учебной группе или дома; способа подведения итогов учебной, поисковой, творческой, исследовательской деятельности учащихся.
Виды дидактических материалов:
• демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, графики, чертежи и т.д.);
• раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных учебных задач, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.);
• модели, макеты;
• тесты;
• игры.
Дидактические материалы могут быть представлены на бумажных или электронных носителях.
Требования к дидактическим материалам:
• ориентация на обучение с опережением (учебный материал должен быть сложнее того, которым ребенок может легко овладеть; следует учитывать принципиальное положение Л.С. Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой»);
• увлекательность содержания (качество знаний учащегося зависит, в том числе и от того, насколько ему интересен и приятен сам процесс обучения; поэтому задания должны выполняться не ради необходимости или хорошей отметки, а потому, что это интересно);
• вариативность форм и способов подачи материала;
• нацеленность на развитие творческих способностей (этому способствует разнообразие видов деятельности, а также ориентация обучающихся на то, чтобы все задания выполнялись ими самостоятельно).
Технология создания и применения дидактических материалов
Определение целей обучения: педагог должен, прежде всего, для себя, ответить на вопрос: для чего, для каких целей он создает тот или иной дидактический материал. Поводом для актуализации могут послужить проблемы учащихся при усвоении того или иного материала, опережение в развитии, выстраивание межпредметных связей и т.п.
Отбор содержания учебного материала – один из ключевых моментов создания дидактических материалов. Педагог, находясь в контексте образовательной программы, должен выбрать такой аспект учебного материала, который бы позволил более эффективно донести содержание до каждого ребенка, обеспечив быстрое восприятие за счет максимальной наглядности и доходчивости. Для этого сначала необходимо осуществить анализ содержания учебной темы (или конкретного раздела) и методики ее преподавания. Затем следует определение области применения и цели использования дидактических средств в системе занятий.
Разработка средств контроля знаний и способов их применения. Средства контроля знаний при применении дидактических материалов находятся в прямой зависимости от образовательных целей, поставленных при их разработке. Если дидактический материал разработан с целью закрепления, проверки или коррекции знаний и навыков, то и средства контроля должны адекватно отражать их динамику, например, в виде индивидуальных карт и т.п. Если же дидактический материал служит для проведения исследований и ресурсом для создания новых творческих работ учащихся, то средства контроля могут быть опосредованными.
Включение дидактических материалов в образовательный процесс предполагает ряд этапов (апробация, корректировка, применение), а иногда и создание определенных условий для более эффективного использования. Так, например, методика применения дидактических материалов может предполагать активную работу учащихся в малой группе в диалоговом режиме, чему будет способствовать специфическое оборудование помещения, расположение детей за «круглым столом», использование мозаичного раздаточного материала с учебной информацией и заданиями, требующего коллективного решения и т.д.
ЧТО ТАКОЕ МАСТЕР-КЛАСС И КАК ЕГО ПРОВЕСТИ
Мастер-класс – это одна из продуктивных форм методической работы, которая не только дает возможность распространять инновационные элементы педагогической деятельности, но и вдохновляет коллег на постоянное развитие, самосовершенствование. Это занятие в прямом эфире, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас». Цель мастер-класса — в течение занятия научить и научиться чему-то конкретному.
Мастер-класс предполагает изложение материала в ходе совместной с участниками мастер-класса работы. Ведущий раскладывает процесс создания демонстрируемого произведения (продукта, процесса, конкретной методики) на этапы и постепенно демонстрирует их, а участники также поэтапно повторяют действия преподавателя.
Мастер-класс – это:
• главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы;
• эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия;
• особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи;
• форма занятий с педагогами, проводимая с целью знакомства, представления и показа новых оригинальных методик «вызова» традиционной педагогике с большой дозой собственного авторского творчества;
• открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины;
• особый вид обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающуюся на собственные принципы и имеющую особую структуру;
• способ передачи педагогического мастерства одного педагога другому и умение автора занятия найти дело всем участникам, при этом самому оставаться в «тени», растворяясь в общем поиске решения проблемы;
• форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики, как: личность педагога с новым мышлением, не простое сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений, интерпретативная культура представления опыта и др.
Важные особенности мастер-класса:
- метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
- создание условий для включения всех участников в активную деятельность;
- постановка проблемной задачи и ее решение через проигрывание различных ситуаций;
- приемы, раскрывающие творческий потенциал как Учителя (автора мастер-класса), так и «учеников» (участников мастер-класса).
Алгоритм проведения мастер-класса
Первый этап – «индуктор»: начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Это может быть апелляция к ассоциативному и образному мышлению, задание «вокруг» слова, предмета, рисунка, воспоминания, исторического сюжета. Главное – ситуация неожиданности для участников, загадочность и обязательное личностное начало Мастера.
Второй этап – работа с материалом: текстом, красками, звуками, природным материалом, картой, картиной. Это «деконструкция»: превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий и др. Затем идет «реконструкция» – создание «своего» мира: текста, рисунка, закона, т.е. «изобретение велосипеда».
Третий этап – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных участников мастер-класса. Представление и интерпретация промежуточных результатов и окончательного результата своего труда. Проведение самооценки и самокоррекции (этот этап пронизывает все другие).
Четвертый этап – «разрыв» как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию предмета. «Разрыв» – это кульминация творческого процесса и мастерской творчески работающего педагога.
Пятый этап – рефлексия. Важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
Используемая литература:
1. Виды методической продукции. Справочник. – Ярославль, 1995.
2. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003. № 6.
3. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник / Автор-составитель Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002.
4. Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам (на примере общетехнических дисциплин). – Астрахань: АГТУ, 1999.
5. Ибрагимова Г.Ж. Учебно-методический комплект – требование времени // Непрерывное образование. 2006. № 4.
6. Иода Е.В. Бизнес-планирование: Учебно-методический комплекс. – М.: РосНОУ, 2003.
7. Каргина 3.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей // Внешкольник. 2006. № 5.
8. Карелова Е.И. Опыт разработки методических и дидактических материалов с использованием информационных технологий для учителей-предметников / RELARN-2004. Тезисы доклада: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_18.html.
9. Краснова Г.А., Беляева М.И., Соловов А.В. Технология создания электронных обучающих средств. – М.: МГИУ, 2002.
10. Лобашев В.Д. Некоторые характеристики дидактических средств // Дополнительное образование и воспитание. 2006. № 6.
11. Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности // Официальные документы в образовании. № 34 (241), декабрь 2003.
12. Методические рекомендации по составу и структуре учебно-методических комплексов / А.А. Сытник, Т.Э. Шульга, Н.И. Мельникова и др. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.
13. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.
14. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
15. Опыт проектирования образовательных программ (Методические рекомендации) / Автор Е.Ю. Васильева. Вып.12. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004.
16. Пак Н.И. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов с помощью учебно-методических комплексов: http://uop6.kspu.ru/uploads/1111475192/pak.doc
17. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003.
18. Проектирование образовательных программ в учреждении дополнительного образования детей / Сост. Л.Н. Буйлова. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
19. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей / Сост.: Л.Н. Буйлова и др. – М., 2002.
20. Сытник А.А., Шульга Т.Э., Мельникова Н.И., Папшев С.В., Аверьянова С.Ф. Концептуальная модель организации учебного процесса в системе открытого образования в структуре интегрированного университета. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.
21. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Минобразования РФ № 28-02-484/16 от 18.06.2003 г. // Внешкольник. 2003. № 9.
22. Чуракова Р.Г. Презентация учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» // Методист. 2004. № 1.
23. Шевякова И.А., Ярославцева М.Ю. Общеучебные навыки как системно-деятельностная основа компетентностного подхода в образовании. Инновационная технология. – Ижевск, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.
Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...
«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»
Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...
Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятия в системе дополнительного образования детей по изучению боевых искусств (карате)
В статье представлены игровые упражнения и игры для развития спортивных качеств...
Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей
Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей Игра – дело серьезное «В детском возрасте игра – это норма,...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...
Роль методиста в системе дополнительного образования детей
В статье рассматривается роль методиста в учреждениях дополнительного образования, его должностные обязанности и права.Ключевые слова: дополнительное образование, методист, методическая деятельность, ...