Занятие по развитию речи "Основы строения слова"
план-конспект урока на тему
Тема: Основы строения слова.
Цель: закрепление правильного произношения звонких и глухих звуков.
Задачи:
Образовательные: научить определять глухие и звонкие звуки; обогащение словарного запаса.
Развивающие: развивать фонематический слух; развивать артикуляционный аппарат;развивать слуховое восприятие, память, внимание.
Воспитательные: воспитывать у детей умение работать в коллективе, умение слушать товарища и педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_konspekt_zanyatiya.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества»
Конспект занятия
по развитию речи
«Основы строения слова»
Педагог дополнительного образования
Коршунова Мария Евгеньевна
г. Новомосковск
2014г.
Дата проведения: 16 сентября 2014г.
Группа: 2 Г (третий год обучения) в возрасте 6-7 лет.
ТЕМА: Основы строения слова.
ЦЕЛЬ: Закрепление правильного произношения звонких и глухих звуков.
ЗАДАЧИ:
Образовательные
- Научить определять глухие и звонкие звуки;
- Обогащение словарного запаса.
Развивающие
- Развивать фонематический слух;
- Развивать артикуляционный аппарат;
- Развивать слуховое восприятие, память, внимание.
Воспитательные
- Воспитывать у детей умение работать в коллективе, умение слушать товарища и педагога.
ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: занятие повторения и обобщения полученных знаний.
МАТЕРИАЛЫ: карта Звукограда (карта звуков) – для каждого ребенка, цветные карандаши, телеэкран, компьютер, предметные картинки (по одной для каждого ребенка), два листа синей бумаги, два листа голубой бумаги.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас на занятии по развитию речи. Давайте поздороваемся друг с другом и улыбнемся друг другу. А теперь давайте начнем наше занятие.
- Введение в тему занятия.
Педагог: Сегодня тема нашего занятия – глухие и звонкие согласные звуки. Послушайте про них стихотворение.
Живут себе два брата –
Глухой и звонкий звук,
И все вокруг стараются
Их различить на слух.
Но братья друг за друга
Так прячутся порой,
Что не поймёшь ни звука!
Где звонкий?! Где глухой?!
Давайте вспомним, где вы могли слышать про эти звуки?
Ответы детей.
Педагог: Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Златоустии, побываем в городе Звукоград улицах, которые называются Звонкой и Глухой и узнаем, кто на ней живет. А наше путешествие мы продолжим с медвежонком Тип-Топ.
Теперь давайте приготовимся к путешествию.
Дети выполняют упражнение артикуляционной гимнастики вместе с педагогом.
Упражнение артикуляционной гимнастики:
Упражнение «Улыбка»
Губы сомкнуты. На счет 1 растягивать губы в улыбке, 2 - и смыкать их. Повторить 5 раз.
Упражнение «Огурчик»
Упражнение выполняется под счет: на счет 1 - одновременно втянуть обе щечки, на счет 2 – расслабить щеки. Повторить 5 раз.
Упражнение «Часики»
Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать. Повторить 5 раз.
Педагог: Мы готовы к путешествию и можно отправляться в путь.
3. Основная часть занятия.
Педагог: Итак, отправляемся в путешествие. Пришел Медвежонок в город Звукоград, на незнакомую улицу. И вдруг слышит: на этой улице бухтение, зудение, гогот, жужжание, мычание, рычание и лай. Это разговаривают звуки – жители Звонкой улицы: М, Б, З, Й, Г, Ж, В, Д, Р, Л, Н. Ребята, давайте положим руку на горлышко и почувствуем работу голосовой машинки (Б, З, Ж,В). При произнесении звуков на Звонкой улице голосовая машинка работает, вибрирует. Значит звуки, которые здесь живут называются звонкие.
А на соседней улице стоят дома, где живут глухие звуки. А звуки эти вот какие: П, С, К,Ф,Т,Ш, Щ, Ч, Ц. Они похожи на своих соседей со Звонкой улицы, но голосовая машинка у них не работает, а улица называется Глухой. Давайте снова положим ручку на горлышко и проверим (Ф, Ш, С).
Ребята, в русском языке все согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума. Давайте поиграем в игру «Звонкий или глухой».
Игра «Звонкий или глухой».
Педагог предлагает детям посмотреть на телеэкран, где демонстрируются картинки с соответствующими словами, а дети внимательно прослушав каждое слово, определяют звук, который находится в конце слова и определяют звонкий он или глухой. Слова: лес, дом, лист, шарф, магнитофон, светофор, стол, телескоп, карандаш, диван, кот.
Педагог: Подошел Медвежонок поближе к домикам и увидел, что на окошках – квадратные шторки, раскрашенные синим цветом. Достал он свою тетрадку и нарисовал в ней Звонкую и Глухую улицы.
Давайте, ребята, возьмем карту города Звукограда и разукрасим окошки на Звонкой и Глухой улице в синий цвет. Но прежде давайте вспомним, какие звуки мы обозначаем синим цветом? Ответы детей.
Педагог: Ребята, мы долго путешествовали, рисовали. Давайте отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Мы читали и устали.
Дружно, тихо все мы встали.
Ручками похлопали – раз, два, три.
Ножками потопали – раз, два, три.
Руки вытянуть по шире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку –
Все мы делаем зарядку.
Педагог: Молодцы! А сейчас, ребята, послушайте стихи и назовите звук, который стоит в начале каждой строчки.
Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.
Зяблик в роще засвистал,
Заяц струси и удрал.
Цапля в сереньком платочке
Целый час стоит на кочке.
Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
Дети прослушивают строки и дают ответы.
Педагог: Очень хорошо поработали! Ребята, вы сегодня много работали, а теперь отдохнем и поиграем в игру «Звук – хлопок». Я сейчас буду называть вам звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, если это звонкий звук и топнуть ногами, если это глухой звук.
Проведение игры «Звук – хлопок».
- Заключительная часть.
Рефлексия. Вот и закончилось сегодня наше путешествие ребята. Вам понравилось, ребята? Если вам понравилось, то давайте похлопаем, а если не понравилось, то давайте потопаем (ответы детей).
Подведение итогов.
Педагог: Что вы сегодня узнали, ребята? А на каких улицах вы побывали? Как называются звуки, которые живут на улице Звонкой и улице Глухой? Ответы детей.
Педагог: Правильно ребята. Вы сегодня очень хорошо отвечали и работали. Молодцы! На следующем занятии нас ждет новое путешествие. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...
Занятие на развитие образного мышления с опорой на слово “ НОВОГОДНЯЯ МАСКА ИЛИ ПОРТРЕТ ДОКТОРА АЙБОЛИТА.”©
ЗАНЯТИЕ на развитие образного мышления с опорой на слово “ НОВОГОДНЯЯ МАСКА ИЛИ ПОРТРЕТ ДОКТОРА АЙБОЛИТА.”Спросите детей, знают ли они кто такой Доктор Айболит и будет ясно, что с рождения...
Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме "Многозначные слова"
Занятие разработана для детей подготовительной группы детскогосада. В доступной форме для детей проходит знакомство с многозначными словами....
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...
Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП Звук Ш. Автоматизация .Безударный гласный о в словах. РСВ тема"Одежда"
Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП Звук Ш. Автоматизация .Безударный гласный о в словах. РСВ тема"Одеж...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения для учащегося 5 класса второго отделения.Темы занятия: ФП. Звуки «Ц-С». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями -тс; -тся; -ться. РСВ. Текст «Москва
Занятие рекомендовано для учащихся 5 класса школ I и II вида....
Занятия по развитию речи «Мир слов, толерантность»
познакомить детей с понятием толерантность;содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию через совершенствование их словарного запаса, языкового мышления, речевой культуры, детск...