Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Макажанова Аделя Канатовна

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №15»

ОТКРЫТОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Темы:

ФП: Звуки ш-ж. Оглушение звонких согласных на конце слова.

РСВ: Текст «Про зайца».

Составитель:

учитель – дефектолог

Макажанова А.К..

Омск 2016г.

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Темы занятия: 

ФП: Звуки ш-ж. Оглушение звонких согласных на конце слова.

РСВ: Текст «Про зайца».

Цели:

    Учить умению дифференцировать звуки Ш-Ж на различном речевом материале, учить правильно произносить звонкие согласные на конце слова.

Учить умению различать на слух текст, предложения текста, а также вопросы и задания.

Способствовать воспитанию личностных качеств  через содержание занятия.

Коррекционно – образовательная задача:

ФП.      Закрепить дифференцированное произношение звуков Ш-Ж  на                    материале слогов, слов, словосочетаний, предложений и самостоятельной речи;

РСВ.     Закрепить умение различать на слух с индивидуальным аппаратом и на голое ухо текст, предложения текста, а также вопросы и задания.

Коррекционно – развивающая задача:

ФП.        Развивать познавательные процессы: произвольное внимание,  зрительную память, а также самоконтроль за произношением;

РСВ.       Развивать слуховое внимание и слуховую память, а также умение различать на слух различный речевой материал.

Коррекционно – воспитывающая задача:

ФП.     Воспитывать интерес к занятиям, мотивировать на самоконтроль за своим произношением.

РСВ.    Использовать материал занятия для воспитания личностных качеств, воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

-экран;

- ИКТ;

- Карточка с речевым материалом на звуки Ш-Ж.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  1. Определение темы занятия ФП.
  2. Постановка целей по ФП.
  3. Критерии оценки.

        II.     Работа над формированием произношения.

  1. Работа с профилем
  2. Чтение слогов со звуками Ш-Ж.
  3. Вставка звуков Ш-Ж в слова
  4. Составление словосочетаний по картинкам
  5. Составление предложений из слов
  6. Правило орфоэпии: звонкие согласные на конце слова.

         III.    Работа над развитием слухового восприятия:

  1. Определение темы занятия РСВ
  2. Постановка целей по РСВ.
  3. Критерии оценки.
  4. Чтение текста целиком.
  5. Выяснение понимания содержания
  6. Слуховое восприятие предложений
  7. Слуховое восприятие вопросов к тексту
  8. Слуховое восприятие словосочетаний на увеличенном расстоянии.
  9. Слуховое восприятие словосочетаний без аппарата.

         IV.   Итог занятия. Самооценка. Оценка учителем.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Школьник (Ш.): Здравствуйте, Аделя Канатовна.

Учитель (У.): Здравствуй. Садись.

 (У.): Как ты слышишь?( за экраном)

(Ш.): Я слышу хорошо.

2. Определение темы урока.

(У.):Посмотри на экран, назови картинки, назови первый звук в словах

Компьютерный слайд № 2.

           (Ш.): Жираф- шахматы. В слове жираф первый звук ж, в слове шахматы первый звук ш.

           (У.): Как ты думаешь, какая тема занятия?

           (Ш.): Звуки «Ш-Ж»

           (У.): Послушай темы по формированию произношения: Звуки ш- ж. Орфоэпия. Оглушение звонких согласных на конце слова.

  1. Постановка целей.

(У.): Послушай, что будешь делать по формированию произношения:

- будешь различать звуки ш-ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;

- будешь соблюдать правило орфоэпии, оглушение звонких согласных на конце слова.

(У.): Что ты будешь делать?

 (Ш.): Я буду правильно говорить и различать звуки ш-ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Буду соблюдать правило орфоэпии, оглушение звонких согласных на конце слова.

Критерии оценки

(У.): Если правильно будешь говорить ш-ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях получишь наклейку

      Если будешь соблюдать правило орфоэпии- оглушение звонких согласных на конце слова, получаешь наклейку

За все задания ты получишь 2 наклейки.

  1. Работа над формированием произношения.

(У.): Сначала будем работать над произношением.

Компьютерный слайд № 3.

Вспомним артикуляцию звуков Ш-Ж

Чем похожи звуки Ш-Ж?

(Ш.): При произнесении звуков ш-ж язычок поднят вверх в виде чашечки, воздушная струя сильная.

(У.): Чем отличаются звуки?

(Ш.): При произнесении звука ш- нет голоса, он глухой согласный, при произнесении ж- есть голос, звук звонкий.

(У.): Прочитай слоги.

Компьютерный слайд № 4.

(Ш.):

АША- АЖА              ША- ЖА

ОШО- ОЖО              ШО- ЖО

УША-УЖА               ШУ- ЖУ

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я прочитал слоги.

(У.): Вставь «Ш или Ж», прочитай слова.

Карточка с речевым материалом на звуки Ш-Ж.

(Ш.): ПОЖАР, МАШИНА, ЖАБА, ЛОШАДЬ, ГРУША, НОЖИ, ВИШНЯ, ЕЖИ, КОШКА.

(У.): Что ты сделал?

(Ш.): Я вставил ш или ж, правильно прочитал слова.

(У.): Составь словосочетание по картинкам.

Компьютерный слайд № 5.

(Ш.): Большой жук, книжный шкаф, жёлтый шар.

(У.): Что ты сделал?

(Ш.): Я составил словосочетания.

(У.): Составь предложения из слов.

Компьютерный слайд № 6.

(Ш.): Кошка бежит за мышкой.

Одежда висит в шкафу.

(У.): Что ты сделал?

(Ш.): Я составил предложения.

(У.): Ты молодец, хорошо говорил звуки ш-ж на различном речевом материале, получаешь  наклейку.

          - Как произносятся звонкие согласные на конце слова?

          (Ш.): Звонкие согласные в конце слова произносятся как глухие.

          (У.): Поставь слова в единственном числе.

          Компьютерный слайд № 9.

          (Ш.):  Гаражи- гараж

                     Ежи-  ёж

                     Ужи- уж

          (У.): Почему так говорил?

          (Ш.): Потому что, звонкие согласные в конце слова произносятся как глухие.

          (У.): Что ты делал?

          (Ш.): Я прочитал правило и прочитал правильно слова.

           (У.): Ты молодец, правильно прочитал правило и слова, получаешь наклейку.

        4. Работа над развитием слухового восприятия.

(У.): Послушай, что будешь делать по развитию слухового восприятия:

- Будешь слушать на рабочем расстоянии. Тема: текст «Про зайца».

Цель: будешь различать текст, предложения текста и отвечать на вопросы.

Повтори тему и цель.

(Ш.): Я буду слушать текст «Про зайца», предложения текста  и отвечать на вопросы.

Критерии оценки:

(У.): Если ты хорошо будешь слушать текст, предложения текста  и правильно отвечать на вопросы, получишь наклейку.

                  Слушай текст. ( за экраном)

        О ком рассказ?

(Ш.): Рассказ о зайце.

(У.): Слушай и повторяй предложения

 - Сегодня под кустиком выспится, завтра ямку в снегу выкопает, там и спит. (за экраном)

- Днем заяц спит, а ночью выходит погулять и покормиться. (за экраном)

Школьник повторяет предложения.

(У.): Будем отвечать на вопросы.

         Где живет заяц? ( за экраном)

(Ш.): Заяц живет под кустиком.

(У.):  Какая шубка у зайца? ( за экраном)

(Ш.): Шубка у зайца пушистая, теплая, белая.

(У.): Что делает заяц днём, а что делает ночью? ( за экраном)

(Ш.): Днем заяц спит, а ночью гуляет и ищет корм.

(У.): Чем питается заяц? ( за экраном)

(Ш.): Заяц кушает травку, грызет кору деревьев.  

(У.): Слушай и повторяй предложения. Я увеличиваю расстояние Шубка у зайца теплая, пушистая и белая, как снег. . ( за экраном)

  Что ты делал?

(Ш.): Я слушал предложения и  отвечал на вопросы в аппарате.

(У.): Будем слушать без аппаратов. Сними аппараты.

 Лютая стужа . ( за экраном)

(Ш.): Лютая стужа

(У.): Замени синонимом.

(Ш.): Холодная зима.

(У.): Пушистая шубка . ( за экраном)

(Ш.): Пушистая шубка

(У.): Что ты делал?

(Ш.): Я слушал без аппаратов.

(У.): Надень аппараты.

Как ты слушал текст, предложения, вопросы и словосочетания?

(Ш.): Я слушал хорошо.

(У.): Ты молодец, получаешь наклейку.

Развивай свои слуховые возможности, чтобы тебе легко было воспринимать речь других людей и общаться с ними.

  1. Итог занятия. Самооценка. Оценка учителем.

(У.):Как ты думаешь, достигло целей наше занятие?

(Ш.): Да.

(У.): Почему?

(Ш.): Потому что я хорошо говорил ш-ж на различном речевом материале. Я правильно произносил слова с оглушением звонких на конце согласных звуков. Я различал текст, предложения, словосочетания, отвечал на вопросы без ошибок

 (У.): Как ты думаешь, как ты сегодня занимался?

(Ш.): Я занимался хорошо.

(У.): Почему?

(Ш.): Я получил 3 наклейки.

(У.): Я тоже думаю, что ты занимался хорошо. Ты молодец. Получи 3 наклейки.

(Ш.): До свидания.

(У.): До свидания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения 4 класс по теме "Лето"

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения. 4 класс. Тема :Лето", с презентацией....

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...

Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП Звук Ш. Автоматизация .Безударный гласный о в словах. РСВ тема"Одежда"

Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения  в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП  Звук Ш. Автоматизация .Безударный  гласный о в словах. РСВ тема"Одеж...

Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема: Автоматизация звука Р. Произношение звонких согласных в конце слова. лексическая тема «Виды транспорта».

Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука Р.  Произношение звонких согласных в конце слова. лексическая тема «Виды т...