Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №15»
ОТКРЫТОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Темы:
ФП: Звуки ш-ж. Оглушение звонких согласных на конце слова.
РСВ: Текст «Про зайца».
Составитель:
учитель – дефектолог
Макажанова А.К..
Омск 2016г.
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Темы занятия:
ФП: Звуки ш-ж. Оглушение звонких согласных на конце слова.
РСВ: Текст «Про зайца».
Цели:
Учить умению дифференцировать звуки Ш-Ж на различном речевом материале, учить правильно произносить звонкие согласные на конце слова.
Учить умению различать на слух текст, предложения текста, а также вопросы и задания.
Способствовать воспитанию личностных качеств через содержание занятия.
Коррекционно – образовательная задача:
ФП. Закрепить дифференцированное произношение звуков Ш-Ж на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений и самостоятельной речи;
РСВ. Закрепить умение различать на слух с индивидуальным аппаратом и на голое ухо текст, предложения текста, а также вопросы и задания.
Коррекционно – развивающая задача:
ФП. Развивать познавательные процессы: произвольное внимание, зрительную память, а также самоконтроль за произношением;
РСВ. Развивать слуховое внимание и слуховую память, а также умение различать на слух различный речевой материал.
Коррекционно – воспитывающая задача:
ФП. Воспитывать интерес к занятиям, мотивировать на самоконтроль за своим произношением.
РСВ. Использовать материал занятия для воспитания личностных качеств, воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
-экран;
- ИКТ;
- Карточка с речевым материалом на звуки Ш-Ж.
План занятия:
- Организационный момент.
- Определение темы занятия ФП.
- Постановка целей по ФП.
- Критерии оценки.
II. Работа над формированием произношения.
- Работа с профилем
- Чтение слогов со звуками Ш-Ж.
- Вставка звуков Ш-Ж в слова
- Составление словосочетаний по картинкам
- Составление предложений из слов
- Правило орфоэпии: звонкие согласные на конце слова.
III. Работа над развитием слухового восприятия:
- Определение темы занятия РСВ
- Постановка целей по РСВ.
- Критерии оценки.
- Чтение текста целиком.
- Выяснение понимания содержания
- Слуховое восприятие предложений
- Слуховое восприятие вопросов к тексту
- Слуховое восприятие словосочетаний на увеличенном расстоянии.
- Слуховое восприятие словосочетаний без аппарата.
IV. Итог занятия. Самооценка. Оценка учителем.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Школьник (Ш.): Здравствуйте, Аделя Канатовна.
Учитель (У.): Здравствуй. Садись.
(У.): Как ты слышишь?( за экраном)
(Ш.): Я слышу хорошо.
2. Определение темы урока.
(У.):Посмотри на экран, назови картинки, назови первый звук в словах
Компьютерный слайд № 2.
(Ш.): Жираф- шахматы. В слове жираф первый звук ж, в слове шахматы первый звук ш.
(У.): Как ты думаешь, какая тема занятия?
(Ш.): Звуки «Ш-Ж»
(У.): Послушай темы по формированию произношения: Звуки ш- ж. Орфоэпия. Оглушение звонких согласных на конце слова.
- Постановка целей.
(У.): Послушай, что будешь делать по формированию произношения:
- будешь различать звуки ш-ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;
- будешь соблюдать правило орфоэпии, оглушение звонких согласных на конце слова.
(У.): Что ты будешь делать?
(Ш.): Я буду правильно говорить и различать звуки ш-ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Буду соблюдать правило орфоэпии, оглушение звонких согласных на конце слова.
Критерии оценки
(У.): Если правильно будешь говорить ш-ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях получишь наклейку
Если будешь соблюдать правило орфоэпии- оглушение звонких согласных на конце слова, получаешь наклейку
За все задания ты получишь 2 наклейки.
- Работа над формированием произношения.
(У.): Сначала будем работать над произношением.
Компьютерный слайд № 3.
Вспомним артикуляцию звуков Ш-Ж
Чем похожи звуки Ш-Ж?
(Ш.): При произнесении звуков ш-ж язычок поднят вверх в виде чашечки, воздушная струя сильная.
(У.): Чем отличаются звуки?
(Ш.): При произнесении звука ш- нет голоса, он глухой согласный, при произнесении ж- есть голос, звук звонкий.
(У.): Прочитай слоги.
Компьютерный слайд № 4.
(Ш.):
АША- АЖА ША- ЖА
ОШО- ОЖО ШО- ЖО
УША-УЖА ШУ- ЖУ
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я прочитал слоги.
(У.): Вставь «Ш или Ж», прочитай слова.
Карточка с речевым материалом на звуки Ш-Ж.
(Ш.): ПОЖАР, МАШИНА, ЖАБА, ЛОШАДЬ, ГРУША, НОЖИ, ВИШНЯ, ЕЖИ, КОШКА.
(У.): Что ты сделал?
(Ш.): Я вставил ш или ж, правильно прочитал слова.
(У.): Составь словосочетание по картинкам.
Компьютерный слайд № 5.
(Ш.): Большой жук, книжный шкаф, жёлтый шар.
(У.): Что ты сделал?
(Ш.): Я составил словосочетания.
(У.): Составь предложения из слов.
Компьютерный слайд № 6.
(Ш.): Кошка бежит за мышкой.
Одежда висит в шкафу.
(У.): Что ты сделал?
(Ш.): Я составил предложения.
(У.): Ты молодец, хорошо говорил звуки ш-ж на различном речевом материале, получаешь наклейку.
- Как произносятся звонкие согласные на конце слова?
(Ш.): Звонкие согласные в конце слова произносятся как глухие.
(У.): Поставь слова в единственном числе.
Компьютерный слайд № 9.
(Ш.): Гаражи- гараж
Ежи- ёж
Ужи- уж
(У.): Почему так говорил?
(Ш.): Потому что, звонкие согласные в конце слова произносятся как глухие.
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я прочитал правило и прочитал правильно слова.
(У.): Ты молодец, правильно прочитал правило и слова, получаешь наклейку.
4. Работа над развитием слухового восприятия.
(У.): Послушай, что будешь делать по развитию слухового восприятия:
- Будешь слушать на рабочем расстоянии. Тема: текст «Про зайца».
Цель: будешь различать текст, предложения текста и отвечать на вопросы.
Повтори тему и цель.
(Ш.): Я буду слушать текст «Про зайца», предложения текста и отвечать на вопросы.
Критерии оценки:
(У.): Если ты хорошо будешь слушать текст, предложения текста и правильно отвечать на вопросы, получишь наклейку.
Слушай текст. ( за экраном)
О ком рассказ?
(Ш.): Рассказ о зайце.
(У.): Слушай и повторяй предложения
- Сегодня под кустиком выспится, завтра ямку в снегу выкопает, там и спит. (за экраном)
- Днем заяц спит, а ночью выходит погулять и покормиться. (за экраном)
Школьник повторяет предложения.
(У.): Будем отвечать на вопросы.
Где живет заяц? ( за экраном)
(Ш.): Заяц живет под кустиком.
(У.): Какая шубка у зайца? ( за экраном)
(Ш.): Шубка у зайца пушистая, теплая, белая.
(У.): Что делает заяц днём, а что делает ночью? ( за экраном)
(Ш.): Днем заяц спит, а ночью гуляет и ищет корм.
(У.): Чем питается заяц? ( за экраном)
(Ш.): Заяц кушает травку, грызет кору деревьев.
(У.): Слушай и повторяй предложения. Я увеличиваю расстояние Шубка у зайца теплая, пушистая и белая, как снег. . ( за экраном)
Что ты делал?
(Ш.): Я слушал предложения и отвечал на вопросы в аппарате.
(У.): Будем слушать без аппаратов. Сними аппараты.
Лютая стужа . ( за экраном)
(Ш.): Лютая стужа
(У.): Замени синонимом.
(Ш.): Холодная зима.
(У.): Пушистая шубка . ( за экраном)
(Ш.): Пушистая шубка
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я слушал без аппаратов.
(У.): Надень аппараты.
Как ты слушал текст, предложения, вопросы и словосочетания?
(Ш.): Я слушал хорошо.
(У.): Ты молодец, получаешь наклейку.
Развивай свои слуховые возможности, чтобы тебе легко было воспринимать речь других людей и общаться с ними.
- Итог занятия. Самооценка. Оценка учителем.
(У.):Как ты думаешь, достигло целей наше занятие?
(Ш.): Да.
(У.): Почему?
(Ш.): Потому что я хорошо говорил ш-ж на различном речевом материале. Я правильно произносил слова с оглушением звонких на конце согласных звуков. Я различал текст, предложения, словосочетания, отвечал на вопросы без ошибок
(У.): Как ты думаешь, как ты сегодня занимался?
(Ш.): Я занимался хорошо.
(У.): Почему?
(Ш.): Я получил 3 наклейки.
(У.): Я тоже думаю, что ты занимался хорошо. Ты молодец. Получи 3 наклейки.
(Ш.): До свидания.
(У.): До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения 4 класс по теме "Лето"
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения. 4 класс. Тема :Лето", с презентацией....
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...
Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП Звук Ш. Автоматизация .Безударный гласный о в словах. РСВ тема"Одежда"
Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП Звук Ш. Автоматизация .Безударный гласный о в словах. РСВ тема"Одеж...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения для учащегося 5 класса второго отделения.Темы занятия: ФП. Звуки «Ц-С». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями -тс; -тся; -ться. РСВ. Текст «Москва
Занятие рекомендовано для учащихся 5 класса школ I и II вида....
Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема: Автоматизация звука Р. Произношение звонких согласных в конце слова. лексическая тема «Виды транспорта».
Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука Р. Произношение звонких согласных в конце слова. лексическая тема «Виды т...