Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения для учащегося 5 класса второго отделения.Темы занятия: ФП. Звуки «Ц-С». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями -тс; -тся; -ться. РСВ. Текст «Москва
план-конспект занятия (5 класс)
Занятие рекомендовано для учащихся 5 класса школ I и II вида.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №15»
Индивидуальное занятие
по развитию слухового восприятия и формированию произношения для учащегося 5 класса второго отделения.
Темы занятия:
ФП. Звуки «Ц-С». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями -тс; -тся; -ться.
РСВ. Текст «Москва – столица нашей Родины». Восприятие фраз текста по порядку; слов, словосочетаний и вопросов к тексту.
Составитель:
учитель – дефектолог
Майстришина Н.В.
Омск - 2019 г.
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения для учащегося 5 класса второго отделения.
Темы занятия: ФП. Звуки «Ц-С». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями -тс; -тся; -ться.
РСВ. Текст «Москва – столица нашей Родины». Восприятие фраз текста по порядку; слов, словосочетаний и вопросов к тексту.
Цели: ФП. Дифференциация произношения звуков «ц» и «с» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте; закрепить произношение слов с сочетаниями -тс; -тся; -ться.
РСВ. Развитие слухового восприятия на материале слов и словосочетаний текста «Москва – столица нашей Родины», а также вопросов к тексту со слуховыми аппаратами и без них.
Коррекционно-образовательные задачи:
ФП. - закрепить дифференцированное произношение звуков «ц» и «с» во всех позициях в слогах, словах, предложениях, тексте;
- закрепить правило произношения слов с сочетаниями -тс; -тся; -ться;
РСВ. - вырабатывать умение различать слова и словосочетания;
- вырабатывать умение воспринимать вопросы к тексту «Москва – столица нашей Родины» со слуховыми аппаратами и без слуховых аппаратов (левое ухо).
-вырабатывать умение воспринимать вопросы к тексту.
-вырабатывать умения давать полные ответы на вопросы к тексту.
Коррекционно-развивающие задачи:
ФП. - закрепить самостоятельное дифференцированное произношение звуков «ц» и «с»;
- развивать навыки словоизменения;
- развивать познавательную активность;
- развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений;
РСВ. - cовершенствовать слуховое восприятие;
- вырабатывать привычку слухового контроля;
- увеличивать объём слуховых представлений;
- развивать слуховое внимание и слуховую память.
Коррекционно- воспитывающие задачи:
- воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков;
- воспитывать навыки адекватной самооценки развития слухового восприятия;
- воспитывать мотивацию в развитии навыков правильного произношения для успешной социализации в обществе;
- воспитывать умение анализировать свою учебную деятельность;
-воспитывать положительные качества личности
Оборудование:
- презентация с заданиями по теме «Москва – столица нашей Родины»;
- атлас;
- профили произношения звуков «ц» и «с»;
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Школьник (ш.): Здравствуйте.
Учитель (у): Здравствуй.
(У.): Садись. Как ты слышишь?
(Ш.): Я слышу хорошо, аппараты работают.
2. Объявление темы занятия.
Какая тема была на прошлом занятии по развитию слухового восприятия?
(Ш.): На прошлом занятии я работал с текстом «Россия – Родина моя».
Назови столицу России.
(Ш.): Москва – столица России.
Как ты думаешь, какая тема по развитию слухового восприятия сегодня.
(Ш.): О Москве.
Правильно.
Как ты думаешь, почему мы изучаем эту тему?
(Ш.): Каждый человек должен больше узнавать о своей стране, расширять кругозор.
Где могут пригодиться тебе эти знания?
(Ш.): На уроках литературы, истории, географии.
(У.): В слове «столица» какой первый звук в слове?
(ш.): Звук с.
(У.):А предпоследний?
(Ш.): Звук ц.
(У.): КАК ты думаешь, какая тема нашего занятия по произношению?
(Ш.):Тема по произношению « Звуки Ц-С».
(У.): КАК ты думаешь, для чего мы отрабатываем произношение разных звуков?
(Ш.): Я их отрабатываю, чтобы хорошо говорить на уроках, в магазине, в транспорте, чтобы меня лучше понимали другие люди.
Правильно, старайся следить за звуками.
(У.): Если темы занятия: Звуки «Ц – С». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями -тся, - ться, -тс. Текст «Москва –столица нашей Родины». Восприятие вопросов к тексту. То какие цели нашего занятия?
3. Постановка целей.
(ш.): Цели занятия:
-дифференцировать произношение звуков «ц» и «с» в слогах, словах, предложениях, тексте;
-правильно произносить слова с сочетаниями -тся, - ться, -тс;
-развивать слуховое восприятие на материале словосочетаний и вопросов к тексту «Москва –столица нашей Родины» на рабочем и резервном расстоянии, а также без аппаратов.
А что мы будем делать для того, чтобы достигнуть эти цели?
Мы будем читать слоги, слова, предложения и следить в тексте за звуками ц и с. Следить в речи за правилом орфоэпии….. Закреплять умения давать полный ответ на вопросы к тексту. Воспринимать предложения в аппарате и без него.
4. Формулировка критериев оценки.
II Работа над формированием произношения.
1. Анализ артикуляции звуков «ц» и «с». (Слайд № 2)
(У.): Обрати внимание на профили произношения звуков «ц» и «с». При произношении обоих звуков губы принимают положение лёгкой улыбки; зубы сближены; голоса нет. Однако когда мы говорим звук «с», кончик языка упирается в дёсны нижних зубов; когда мы говорим звук «ц», кончик языка тоже упирается в дёсны нижних зубов, но спинка языка сначала смыкается с бугорками – альвеолами, а следом язык принимает положение звука «с».
1. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях.
(У.): Повтори слоги со звуками «ц» и «с».
(Ш.): Повторяет:
са-ца со-цо су-цу сы-цы
са-цо со-ца су-цы сы-цу
ца-со цо-са цу-сы цы-су
аца- аса, ацы –асы, ацо-асо
ица –иса, ицу – ису, ацу-асу
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я повторял слоги со звуками «ц» и «с».
(У.): Прочитай слова и словосочетания. Слайд № 3.
Столица - Москва
Улица – проспект
Культурные ценности
Сер(д)це – центр
Достопримечательности столицы
Гости – иностранцы- туристы
Европейская часть России
Правительство государства
Границы России
Российская Федерация
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я читал слов и словосочетания со звуками «ц» и «с».
(У.): Образуй существительные от прилагательных.
Стабильный – стабилизация,
Абстрактный –абстракция,
Станционный - станция
(У.): Что ты делал?
(Ш.): Я образовал существительные от прилагательных.
(У.): Составь предложения.
(из, Москва, красивейших, мира, одна, столиц)
Москва – одна из красивейших столиц мира.
(разных , стран, Люди, Москву, посетить, стремятся)
Люди разных стран стремятся посетить Москву.
(слайд № 4)
(У.): Соблюдай правило: сочетания -тся и -ться говори в словах как ца; сочетание -тс говори в словах как ц. Повтори.
(Ш.): Повторяет: сочетания -тся и -ться говори в словах как ца; сочетание -тс говори в словах как ц.
Измени предложения по образцу.
Я горжусь. – Они гордятся.
Я стремлюсь.
(Ш.): - Они стремятся.
(У.): Я мчусь.
(Ш.): - Они мчатся.
(У.): Я любуюсь.
(Ш.): – Они любуются.
(У.): Я удивляюсь.
(Ш.): –Они удивляются.
(У.): Я учусь.
(Ш.): - Они учатся.
(У.): Я нахожусь.
(Ш.): - Они находятся.
(У.): Я стремлюсь.
(Ш.): Они стремятся.
(У.): Я стараюсь.
(Ш.): Они стараются.
Учитель оценивает выполненную учеником работу: "Молодец!"
( слайд № 5).
На слайде – записана пословица:
Москвой – столицей весь народ гордится.
(У.): Прочитай пословицу. Правильно говори слова с сочетаниями -тся, -ться, -тс.
(Ш.): Читает пословицу, соблюдая закрепляемое правило орфоэпии.
(У.): Правильно. Что ты сделал?
(Ш.): Я прочитал пословицу.
(У.): Как ты понимаешь эту пословицу?
(Ш.): Каждый человек должен знать культурные ценности своего края и своей столицы, и гордиться ими.
III. РСВ
(У.) Сейчас мы будем слушать текст «Москва столица нашей Родины». Слушай и повторяй. (Школьник повторяет отраженно)Москва – столица нашей Родины
Москва находится в европейской части России.
Москва – главный город, столица нашей Родины.
Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий.
Ему поставлен памятник в центре столицы.
Это очень большой и красивый город.
В Москве много школ, театров, кинотеатров, стадионов, парков. По широким улицам Москвы идут пешеходы, бегут трамваи, автобусы, троллейбусы.
Под землёй быстро мчатся поезда метро.
Красная площадь – самая красивая площадь Москвы.
На ней стоит самый необычный храм Москвы – Покровский собор (храм Василия Блаженного) (показ слайда).
На Красной площади находится Кремль.
Над Кремлём развевается российский флаг. В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны.
(У.): Что ты делал?
(Ш.)Я слушал фразы текста на рабочем расстоянии.
(У.): Будем слушать вопросы на резервном расстоянии. Слушай и отвечай на вопросы.
Назови столицу России.
Где находится Москва?
Какая площадь самая красивая в Москве?
Что находится на Красной площади в Москве?
Кто считается основателем Москвы?
Покажи границу России.
Покажи на карте Москву.
(У.): Что ты делал?
(Ш.)Я слушал фразы текста на резервном расстоянии.
(У.): Будем слушать слова и словосочетания без аппарата. Сними аппараты. (Учитель проговаривает за экраном слова, школьник повторяет отраженно.)
Город Москва
Столица
Культурный центр России
Станции метро
Российская Федерация
(У.): Что ты делал?
(Ш.)Я слушал слова и словосочетания без аппарата.
(У.): Как ты слушал?
(Ш.)Я слушал хорошо.
(У.): Ты хорошо слушал слова, вопросы и словосочетания в аппарате и без него. Получи наклейку.
Если ты будешь слушать хорошо, то тебе легче будет общаться с другими людьми.
На следующем занятии мы будем слушать текст о достопримечательностях Москвы.
IV Итог занятия.
(У.): Как ты думаешь, занятие своей цели достигло?
(Ш.): Да.
(У.): Почему?
(Ш.): Я закрепил произношение звуков «ц» и «с» в слогах, словах, предложениях, тексте; я правильно произносил слова с сочетаниями -тся, -ться, -тс; я хорошо слушал словосочетания и вопросы к тексту «Москва – столица нашей Родины».
(У.): Как ты думаешь, ты хорошо занимался?
(Ш.): Я занимался хорошо.(Обоснование через критерии оценки)
(У.): Я согласна, ты занимался отлично и цели занятия достигнуты.
(У.): Занятие окончено. До свидания,…….
(Ш.):До свидания, Наталия Валерьевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 3 В класс 2016 г. Дифференциация звуков [ Г - К ] с помощью речевого тренажера "Интон - М".
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 3 в класс 2016 г. Дифференциация звуков [ Г - К ] с помощью речевого тренажера "Интон - М"....
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 2 Б класс 2015 г. Дифференциация звуков [ З - Ж ]
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 2 Б класс 2015 г. Дифференциация звуков [ З - Ж ]...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 4 В класс 2018 г. Дифференциация звуков [ Ш - Щ ]
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 4 В класс 2018 г. Дифференциация [ Ш - Щ ]...
Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП Звук Ш. Автоматизация .Безударный гласный о в словах. РСВ тема"Одежда"
Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП Звук Ш. Автоматизация .Безударный гласный о в словах. РСВ тема"Одеж...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...