Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме "Многозначные слова"
план-конспект по теме

Анцупова Анжелика Юрьевна

Занятие разработана для детей подготовительной группы детскогосада. В доступной форме для детей проходит знакомство с многозначными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoznachnye_slova.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»

Цель: Познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте. Уточнять и обогащать словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов. Развивать внимание, мышление. Воспитывать умение слушать ответ товарища, работать в парах.

Оборудование: предметные картинки или предметы (елка, еж, иголка, колокольчик-цветок, колокольчик,  авторучка, дверная ручка, ключ дверной, скрипичный, гаечный, ключ-родник, гриб без ножки, стул без ножки, стол без ножки, рыба-ерш,  щетка-ершик, колокольчик), разрезные картинки: чайник,  зонт,  дверь, ведро,  чашка,  портфель,  кастрюля, шкаф, машина, сковорода, сумка, скакалка.

Ход занятия

  1. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии  мы узнаем о необычных словах.

  1. Речевая разминка.
  2. Игра  «Слог или слово»

Отгадает, что я скажу: слог или слово (зи, зима, санки, са, льдинка, снежок, де, дети )

 -Чем отличается слог и слово?

Дети: — Слог ничего не обозначает, не значит. Слог – это часть слова. А слово обозначает что-то: какой-то предмет или действие.

4. Воспитатель: — Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом.

1. Отгадайте загадки:

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет

А в иголках круглый год.

(елка)

Ползун ползет,

Иголки везет.

(еж)

Железная рыбка ныряет,

А хвост на волне оставляет.

(иголка)

Выставляются картинки: елка, еж, иголка.

- Что общего у этих предметов?       (иголки)

- Эти иголки одинаковые или разные?       (разные)

- Разные, но называются одним словом.  А чем похожи все эти иголки?    (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.

Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть  слова-братья.

2. Показ двух предметов: колокольчик – музыкальный инструмент, колокольчик – цветок

-Как называются эти предметы? Какие предметы обозначают? Как мы назвали такие слова? Почему?

3. Есть и другие слова-братья.

Показ картинок: ключ – родник, ключ скрипичный, ключ дверной..

Много разных есть ключей.

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.- О чем говорится в этом стихотворении?

О каких ключах?

А как называются такие слова?

4. – Что это?    (ручка)

-Что делают этой ручкой?       (пишут)

- А теперь сложите картинки, посмотрите на них и скажите, у каких еще предметов есть ручка. ( чайник,  зонт,  дверь, ведро,  чашка, портфель, кастрюля, шкаф, машина, сковорода )

5. Физкультминутка.                                                                                                                                                                    

6. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (по картинкам – стул без ножки, гриб без ножки, стол без ножки).

- Чем похожи все эти ножки?

Значит, слово «ножка» тоже обозначает разные, но чем-то похожие предметы.

7. Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик).

- Я купила ершик – сказала мама.

- Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка.

Мама достала из сумки ершик.

- Это не ершик, а какая-то щетка, — огорченно сказал Егорка.

- Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ершик.

- Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик — щетка для мытья бутылок, — объяснила мама Егорке.

Вопросы:

- Что купила мама в магазине?

- Что сказал Егорка, когда увидел покупку?

- Что объяснила мама Егорке?

8. Упражнение «Закончи предложение».

- Папа  косил траву, у него острая … коса.

- У девочки заплетена длинная … коса.

- У меня в ушах золотые … сережки.

- На ветке березы висят зеленые … сережки.

- Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.

- Бабушка купила для волос красивый … гребешок.

- О каких словах – братьях вы еще узнали?

5. Итог занятия.

- С какими словами вы сегодня познакомились?   (со словами-братьями)

- Какие слова-братья вы запомнили? А вы знаете ещё какие-то слова-братья?

- А почему их так назвали?

- Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах-братьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка: - познакомить детей с правилами приветствия,- рассказать историю этих правил;- вызвать желание быть вежливым....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы»....

Занятие по развитию речи в подготовительной группе ЗПР на тему " Насекомое"

Занятие по развитию речи в подготовительной группе ЗПР на тему  " Насекомое"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Тема: «Как козочка и волк разговаривали» (сказка).

                  ЦЕЛЬ: 1. Учить пересказывать начало сказки и придумывать ее окончание.      2. Упражнять в подборе увелич...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки К. Д.Ушинского «Как аукнется, так и откликнется»

Цель: Познакомить со сказкой К.Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».Задачи:Обучающие: Формировать у детей умение внимательно слушать других, продолжать пересказ с любого места.Уч...