Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме "Многозначные слова"
план-конспект по теме
Занятие разработана для детей подготовительной группы детскогосада. В доступной форме для детей проходит знакомство с многозначными словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoznachnye_slova.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»
Цель: Познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте. Уточнять и обогащать словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов. Развивать внимание, мышление. Воспитывать умение слушать ответ товарища, работать в парах.
Оборудование: предметные картинки или предметы (елка, еж, иголка, колокольчик-цветок, колокольчик, авторучка, дверная ручка, ключ дверной, скрипичный, гаечный, ключ-родник, гриб без ножки, стул без ножки, стол без ножки, рыба-ерш, щетка-ершик, колокольчик), разрезные картинки: чайник, зонт, дверь, ведро, чашка, портфель, кастрюля, шкаф, машина, сковорода, сумка, скакалка.
Ход занятия
- Сообщение темы занятия.
Сегодня на занятии мы узнаем о необычных словах.
- Речевая разминка.
- Игра «Слог или слово»
Отгадает, что я скажу: слог или слово (зи, зима, санки, са, льдинка, снежок, де, дети )
-Чем отличается слог и слово?
Дети: — Слог ничего не обозначает, не значит. Слог – это часть слова. А слово обозначает что-то: какой-то предмет или действие.
4. Воспитатель: — Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом.
1. Отгадайте загадки:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год.
(елка)
Ползун ползет,
Иголки везет.
(еж)
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(иголка)
Выставляются картинки: елка, еж, иголка.
- Что общего у этих предметов? (иголки)
- Эти иголки одинаковые или разные? (разные)
- Разные, но называются одним словом. А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.
Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья.
2. Показ двух предметов: колокольчик – музыкальный инструмент, колокольчик – цветок
-Как называются эти предметы? Какие предметы обозначают? Как мы назвали такие слова? Почему?
3. Есть и другие слова-братья.
Показ картинок: ключ – родник, ключ скрипичный, ключ дверной..
Много разных есть ключей.
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.- О чем говорится в этом стихотворении?
О каких ключах?
А как называются такие слова?
4. – Что это? (ручка)
-Что делают этой ручкой? (пишут)
- А теперь сложите картинки, посмотрите на них и скажите, у каких еще предметов есть ручка. ( чайник, зонт, дверь, ведро, чашка, портфель, кастрюля, шкаф, машина, сковорода )
5. Физкультминутка.
6. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (по картинкам – стул без ножки, гриб без ножки, стол без ножки).
- Чем похожи все эти ножки?
Значит, слово «ножка» тоже обозначает разные, но чем-то похожие предметы.
7. Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик).
- Я купила ершик – сказала мама.
- Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка.
Мама достала из сумки ершик.
- Это не ершик, а какая-то щетка, — огорченно сказал Егорка.
- Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ершик.
- Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик — щетка для мытья бутылок, — объяснила мама Егорке.
Вопросы:
- Что купила мама в магазине?
- Что сказал Егорка, когда увидел покупку?
- Что объяснила мама Егорке?
8. Упражнение «Закончи предложение».
- Папа косил траву, у него острая … коса.
- У девочки заплетена длинная … коса.
- У меня в ушах золотые … сережки.
- На ветке березы висят зеленые … сережки.
- Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.
- Бабушка купила для волос красивый … гребешок.
- О каких словах – братьях вы еще узнали?
5. Итог занятия.
- С какими словами вы сегодня познакомились? (со словами-братьями)
- Какие слова-братья вы запомнили? А вы знаете ещё какие-то слова-братья?
- А почему их так назвали?
- Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах-братьях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в подготовительной группе.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка: - познакомить детей с правилами приветствия,- рассказать историю этих правил;- вызвать желание быть вежливым....
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы»....
Занятие по развитию речи в подготовительной группе ЗПР на тему " Насекомое"
Занятие по развитию речи в подготовительной группе ЗПР на тему " Насекомое"....
План-конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Как щенок нашёл друзей"
Конспект занятия создан с учётом требования ФГОС....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Тема: «Как козочка и волк разговаривали» (сказка).
ЦЕЛЬ: 1. Учить пересказывать начало сказки и придумывать ее окончание. 2. Упражнять в подборе увелич...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки К. Д.Ушинского «Как аукнется, так и откликнется»
Цель: Познакомить со сказкой К.Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».Задачи:Обучающие: Формировать у детей умение внимательно слушать других, продолжать пересказ с любого места.Уч...