Программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления "Юный краевед"
учебно-методический материал (6 класс) по теме

Сашина Элла Леонидовна

Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на непосредственное познание окружающего его мира.

Цель занятий в объединении эколого-краеведческой направленности состоит в развитии двигательной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_yunyy_kraeved.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Судогодская средняя общеобразовательная школа №1»

Программа дополнительного образования

эколого-краеведческого направления

 «Юный краевед»

(6-8 класс, 36 часов)

Авторы-составители:

                                          Любезнова И.Е., учитель географии

Сашина Э.Л., учитель биологии

2008 год


Пояснительная записка

Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на непосредственное познание окружающего его мира.

Цели и задачи

Цель занятий в объединении эколого-краеведческой направленности состоит в развитии двигательной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе познавательной деятельности.

При этом предполагается решение следующих основных задач:

Образовательные задачи:

  • Сформирования представления об окружающей среде, об экологии, о краеведении как о науках.
  • Вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность освоения своего края;
  • Способствовать учащимися овладению навыками оценивать состояния окружающей среды.

Развивающие задачи:

  • Развитие творческой и исполнительной активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;
  • Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;
  • Развитие внимательности наблюдательности, творческого воображения и фантазии через творческие задания;

Воспитательные задачи:

  • Формирование гражданской позиции, патриотизма, любви к родине.
  • Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности.
  • Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и к природе.

Содержание программы рассчитано на год занятий с учащимися, проявляющими интерес к естествознанию, экологии и краеведению. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы.

В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и педагога. Она предполагает участие детей в эколого-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности.

Формы и методы проведения занятий

  1. познавательная;
  2. краеведческая;
  3. просмотр презентаций и видеофильмов;
  4. проектная деятельность;
  5. встречи с интересными людьми;
  6. конкурсы;
  7. посещение библиотек;
  8. трудовой десант;
  9. экскурсии

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1 Объяснительно-иллюстративные методы обучения – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

2 Репродуктивные методы – учащиеся воспроизводят полученные знания и основные способы деятельности;

3 Частично-поисковые методы обучения – участие детей в коллективном поиске;

4 Исследовательские методы – овладение детьми методами  научного познания, самостоятельной творческой работы.

Формы организации деятельности учащихся на занятии.

  • групповая;
  • индивидуальная.

Содержание программы

Введение – 2 часа

Что такое экология? –1ч

Ознакомление с экологией как наукой. Ознакомление с методами сбора информации по экологии. Обзор экологической литературы по району и области.

Практические занятия

Сбор информации для ознакомления с экологией своего района.

Правила поведения на экскурсиях -1ч

Инструкции о поведении при пешем походе, в автобусе, в лесу и у водоема.

Практические занятия

Чтение инструкции. Вводный инструктаж по технике безопасности. Сбор подписей под инструктажем.

Основы краеведения – 15 часов

1.1 Родословие -2 ч

Родословная. Семейные традиции и праздники. География родни.

Практические занятия

Составление совместно с родителями родословной, генеалогического древа. Рассказы о своих бабушках, дедушках, других родственников. Выставка рисунков «Моя семья».

1.2 Моя школа – 1ч

Изучение истории школы «Моя школа», «Школа в судьбе моей семьи», «Знаменитые выпускники», «Учителя школы».

Практические занятия

Сочинение-сообщение «Школа в судьбе моей семьи».

1.3 Земляки - 2ч

Народные обычаи, обряды, народные игры, характерные для региона. Фольклор.

Практические занятия

Чтение сказок, ознакомление с народными песнями, частушками, играми. Изучение русских народных песен. Конкурс исполнителей частушек.

1.4 Культурное наследие -2ч

Достопримечательности своего района и города: памятники истории и архитектуры.

Практические занятия

Экскурсия по городу. Экскурсия в усадьбу Храповицкого.

1.5 Районный краеведческий музей -2ч

Знакомство с экспозициями районного краеведческого музея.

Практические занятия

Посещение районного краеведческого музея. Сочинение «Мои впечатления о музее».

1.6 Природное наследие - 6ч

Памятники природы родного края. Растения и животные леса, луга и др.

Практические занятия

Экскурсия в национальный парк «Мещера»,  парк Муромцевского лесхоз-техникума.

Владимирщина - наш край родной – 16 часов

2.1 Рельеф -1ч

Знакомство с рельефом Владимирской области. Геологическое строение территории.

Практические занятия

Знакомство с физической картой Владимирской области.

2.2 Минеральные богатства -1ч

Подземные кладовые России. Полезные ископаемые, используемые в строительстве, торфяные месторождения. Экология при добычи полезных ископаемых на территории Владимирской области.

Практические занятия

Знакомство с экспозицией камней. Зарисовка отдельных камней.

2.3 Погода бывает разная -1ч

Климат Владимирской области. Опасные природные явления.

Практические занятия

Знакомство с климатической картой. Дневник наблюдений за погодой. Объяснение причин изменения погоды в регионе.

2.4 Сезоны года - 4ч

Сезонные изменения в природе. Весна. Лето. Осень. Зима.

Практические занятия

Экскурсия в лес в конце сентября, в январе, в апреле, в конце мая и наблюдением за изменениями. Конкурс проектов и презентаций «Времена года».

2.5 Вода – красота природы - 4ч

Виды вод в Судогодском районе: родники, ручьи, реки. Бассейн  реки Судогда и её речная долина. Рукотворные запруды. От колодца до водопровода. Охрана вод Судогодского района.

Практические занятия

Экскурсия к реке Судогда. Забор воды. Анализ воды из реки, из школьного пруда и водопроводной воды. Защита проекта «Анализ воды в черте города Судогда»

2.6 Лесные богатства -2 ч

Лесные богатства Судогды: еловые, березовые, сосновые, смешанные и широколиственный состав. Видовой состав. Ярусы леса. Вырубка лесов. Экология леса: отдых в лесу, правила поведения в лесу, мусор и время разложения отдельных видов мусора, лесные пожары.

Практические занятия

Трудовой десант по уборке территории парка «Победы»

2.7  Животный мир Судогды -1 ч

Животные Судогодского района: птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающие, насекомые, дождевые черви живущие на территории леса. Знакомство с голосами птиц.

Практические занятия

Знакомство с животным миром  Судогды. Обзор фотографий.

2.8 Ландшафты Судогодского района -2ч

Что такое ландшафт? Виды ландшафтов: природный и антропогенный. Как человек изменяет природный ландшафт. Природные и культурные охраняемые ландшафты. Дюкинский карьер

Практические занятия

Экскурсия на Дюкинский карьер

Экология Судогды – 2 час

Анализ и подведение итогов по экологии Судогды и Судогодского района.

Практические занятия

Защита проекта «Экология воздушного бассейна», «Город и бытовые отходы»

Резервное время – 1 час

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты.

Учащиеся узнают больше о родном крае. Благодаря экскурсиям они соприкасаются с элементами природы. Начинают оценивать свои действия по отношению к природе, экологическому состоянию своего города и района.

Защита проектов, проведение конкурсов сочинений, рисунков, сообщений мотивируют учащихся больше узнавать, красиво оформлять, используя современные средства информатизации.

Походы и экскурсии позволяют учащимся реализовать знания, полученные на уроках ОБЖ и  занятиях кружка.

Посещение музеев воспитывает культура поведения в общественных  местах.

Самый главный результат – это воспитание любви к своей малой Родине.

Критерии и формы оценки качества знаний.

  • проект;
  • конкурсы;
  • контрольное занятие;
  • оценка работы в группе; (приложение 1)
  • выставки.

Материальное – техническое обеспечение программы.

Кабинет биологии, где представлены представитетели флоры и фауны Владимирской области. Кабинет географии, где представлена карта Владимирской области, коллекции горных пород и минералов.

Компьютерный класс, ноутбук, проектор.

Фотоаппарат.

Лабораторное оборудование кабинета химии.

Телевизор, видеомагнитофон. Магнитофон.


Календарное планирование

кружка Эколого–Краеведческого направления «Юный Краевед»

№ п/п

Тема

Количество

часов

Плановые

сроки

прохождения

Корректировка

 

Введение

1

Что такое экология?

2

Правила поведения на экскурсиях

1. Основы краеведения

15 ч

3

1.1 Родословие

4

1.1 Родословие

5

1.2 Моя школа

6

1.3 Земляки

7

1.3 Земляки

8

1.4 Культурное наследие

9

1.4 Культурное наследие

10

1.5 Районный краеведческий музей

11

1.5 Районный краеведческий музей

12

1.6 Природное наследие

13

1.6 Природное наследие

14

1.6 Природное наследие

15

1.6 Природное наследие

16

1.6 Природное наследие

17

1.6 Природное наследие

2. Владимирщина - наш край родной

16 ч

18

2.1 Рельеф

19

2.2Минеральные богатства

20

2.3 Погода бывает разная

21

2.4 Сезоны год Зима

22

2.4 Сезоны год Весна

23

2.4 Сезоны год Лето

24

2.4 Сезоны год Осень

25

2.5 Вода – красота природы

26

2.5 Вода – красота природы

27

2.5 Вода – красота природы

28

2.5 Вода – красота природы

29

2.6 Лесные богатства

30

2.6 Лесные богатства

31

2.7 Животный мир Судогды

32

2.8 Ландшафты Судогодского района

33

2.8 Ландшафты Судогодского района

3. Экология Судогодского района

34

Резервное время


 Литература

Программа для системы дополнительного образования

Кружок Эколого-Краеведческого направления.

Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г., ЦДЮТ и К МО РФ, 2004

Сергеев И.С., Сергеев И.В. Краеведческая работа в школе.

Просвещение, 1974

В. Никонов «Судогда.  Историко-краеведческие очерки», И: Владимир, 2004 год

Д.И. Копылова «История Владимирского края», ООО Дюна, Владимир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)

Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...

Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»

Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа юного туриста и эколога-краеведа."

Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет. Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования,  туристической, краеведческой, экологической направленно...

Программа дополнительного образования "Юный краевед" (Экологическое направление)

Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную  важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека....

Программа дополнительного образования "Юный краевед"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» Левокумского муниципального района Ставропольского края    «Рассмотр...

Программа дополнительного образования "Юный краевед"

Реализация данной программы ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особен...