Программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления "Юный краевед"
учебно-методический материал (6 класс) по теме
Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на непосредственное познание окружающего его мира.
Цель занятий в объединении эколого-краеведческой направленности состоит в развитии двигательной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yunyy_kraeved.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Судогодская средняя общеобразовательная школа №1»
Программа дополнительного образования
эколого-краеведческого направления
«Юный краевед»
(6-8 класс, 36 часов)
Авторы-составители:
Любезнова И.Е., учитель географии
Сашина Э.Л., учитель биологии
2008 год
Пояснительная записка
Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на непосредственное познание окружающего его мира.
Цели и задачи
Цель занятий в объединении эколого-краеведческой направленности состоит в развитии двигательной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе познавательной деятельности.
При этом предполагается решение следующих основных задач:
Образовательные задачи:
- Сформирования представления об окружающей среде, об экологии, о краеведении как о науках.
- Вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность освоения своего края;
- Способствовать учащимися овладению навыками оценивать состояния окружающей среды.
Развивающие задачи:
- Развитие творческой и исполнительной активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;
- Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;
- Развитие внимательности наблюдательности, творческого воображения и фантазии через творческие задания;
Воспитательные задачи:
- Формирование гражданской позиции, патриотизма, любви к родине.
- Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности.
- Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и к природе.
Содержание программы рассчитано на год занятий с учащимися, проявляющими интерес к естествознанию, экологии и краеведению. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы.
В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и педагога. Она предполагает участие детей в эколого-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности.
Формы и методы проведения занятий
- познавательная;
- краеведческая;
- просмотр презентаций и видеофильмов;
- проектная деятельность;
- встречи с интересными людьми;
- конкурсы;
- посещение библиотек;
- трудовой десант;
- экскурсии
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1 Объяснительно-иллюстративные методы обучения – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
2 Репродуктивные методы – учащиеся воспроизводят полученные знания и основные способы деятельности;
3 Частично-поисковые методы обучения – участие детей в коллективном поиске;
4 Исследовательские методы – овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.
Формы организации деятельности учащихся на занятии.
- групповая;
- индивидуальная.
Содержание программы
Введение – 2 часа
Что такое экология? –1ч
Ознакомление с экологией как наукой. Ознакомление с методами сбора информации по экологии. Обзор экологической литературы по району и области.
Практические занятия
Сбор информации для ознакомления с экологией своего района.
Правила поведения на экскурсиях -1ч
Инструкции о поведении при пешем походе, в автобусе, в лесу и у водоема.
Практические занятия
Чтение инструкции. Вводный инструктаж по технике безопасности. Сбор подписей под инструктажем.
Основы краеведения – 15 часов
1.1 Родословие -2 ч
Родословная. Семейные традиции и праздники. География родни.
Практические занятия
Составление совместно с родителями родословной, генеалогического древа. Рассказы о своих бабушках, дедушках, других родственников. Выставка рисунков «Моя семья».
1.2 Моя школа – 1ч
Изучение истории школы «Моя школа», «Школа в судьбе моей семьи», «Знаменитые выпускники», «Учителя школы».
Практические занятия
Сочинение-сообщение «Школа в судьбе моей семьи».
1.3 Земляки - 2ч
Народные обычаи, обряды, народные игры, характерные для региона. Фольклор.
Практические занятия
Чтение сказок, ознакомление с народными песнями, частушками, играми. Изучение русских народных песен. Конкурс исполнителей частушек.
1.4 Культурное наследие -2ч
Достопримечательности своего района и города: памятники истории и архитектуры.
Практические занятия
Экскурсия по городу. Экскурсия в усадьбу Храповицкого.
1.5 Районный краеведческий музей -2ч
Знакомство с экспозициями районного краеведческого музея.
Практические занятия
Посещение районного краеведческого музея. Сочинение «Мои впечатления о музее».
1.6 Природное наследие - 6ч
Памятники природы родного края. Растения и животные леса, луга и др.
Практические занятия
Экскурсия в национальный парк «Мещера», парк Муромцевского лесхоз-техникума.
Владимирщина - наш край родной – 16 часов
2.1 Рельеф -1ч
Знакомство с рельефом Владимирской области. Геологическое строение территории.
Практические занятия
Знакомство с физической картой Владимирской области.
2.2 Минеральные богатства -1ч
Подземные кладовые России. Полезные ископаемые, используемые в строительстве, торфяные месторождения. Экология при добычи полезных ископаемых на территории Владимирской области.
Практические занятия
Знакомство с экспозицией камней. Зарисовка отдельных камней.
2.3 Погода бывает разная -1ч
Климат Владимирской области. Опасные природные явления.
Практические занятия
Знакомство с климатической картой. Дневник наблюдений за погодой. Объяснение причин изменения погоды в регионе.
2.4 Сезоны года - 4ч
Сезонные изменения в природе. Весна. Лето. Осень. Зима.
Практические занятия
Экскурсия в лес в конце сентября, в январе, в апреле, в конце мая и наблюдением за изменениями. Конкурс проектов и презентаций «Времена года».
2.5 Вода – красота природы - 4ч
Виды вод в Судогодском районе: родники, ручьи, реки. Бассейн реки Судогда и её речная долина. Рукотворные запруды. От колодца до водопровода. Охрана вод Судогодского района.
Практические занятия
Экскурсия к реке Судогда. Забор воды. Анализ воды из реки, из школьного пруда и водопроводной воды. Защита проекта «Анализ воды в черте города Судогда»
2.6 Лесные богатства -2 ч
Лесные богатства Судогды: еловые, березовые, сосновые, смешанные и широколиственный состав. Видовой состав. Ярусы леса. Вырубка лесов. Экология леса: отдых в лесу, правила поведения в лесу, мусор и время разложения отдельных видов мусора, лесные пожары.
Практические занятия
Трудовой десант по уборке территории парка «Победы»
2.7 Животный мир Судогды -1 ч
Животные Судогодского района: птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающие, насекомые, дождевые черви живущие на территории леса. Знакомство с голосами птиц.
Практические занятия
Знакомство с животным миром Судогды. Обзор фотографий.
2.8 Ландшафты Судогодского района -2ч
Что такое ландшафт? Виды ландшафтов: природный и антропогенный. Как человек изменяет природный ландшафт. Природные и культурные охраняемые ландшафты. Дюкинский карьер
Практические занятия
Экскурсия на Дюкинский карьер
Экология Судогды – 2 час
Анализ и подведение итогов по экологии Судогды и Судогодского района.
Практические занятия
Защита проекта «Экология воздушного бассейна», «Город и бытовые отходы»
Резервное время – 1 час
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты.
Учащиеся узнают больше о родном крае. Благодаря экскурсиям они соприкасаются с элементами природы. Начинают оценивать свои действия по отношению к природе, экологическому состоянию своего города и района.
Защита проектов, проведение конкурсов сочинений, рисунков, сообщений мотивируют учащихся больше узнавать, красиво оформлять, используя современные средства информатизации.
Походы и экскурсии позволяют учащимся реализовать знания, полученные на уроках ОБЖ и занятиях кружка.
Посещение музеев воспитывает культура поведения в общественных местах.
Самый главный результат – это воспитание любви к своей малой Родине.
Критерии и формы оценки качества знаний.
- проект;
- конкурсы;
- контрольное занятие;
- оценка работы в группе; (приложение 1)
- выставки.
Материальное – техническое обеспечение программы.
Кабинет биологии, где представлены представитетели флоры и фауны Владимирской области. Кабинет географии, где представлена карта Владимирской области, коллекции горных пород и минералов.
Компьютерный класс, ноутбук, проектор.
Фотоаппарат.
Лабораторное оборудование кабинета химии.
Телевизор, видеомагнитофон. Магнитофон.
Календарное планирование
кружка Эколого–Краеведческого направления «Юный Краевед»
№ п/п | Тема | Количество часов | Плановые сроки прохождения | Корректировка
|
Введение | 2ч | |||
1 | Что такое экология? | 1ч | ||
2 | Правила поведения на экскурсиях | 1ч | ||
1. Основы краеведения | 15 ч | |||
3 | 1.1 Родословие | 1ч | ||
4 | 1.1 Родословие | 1ч | ||
5 | 1.2 Моя школа | 1ч | ||
6 | 1.3 Земляки | 1ч | ||
7 | 1.3 Земляки | 1ч | ||
8 | 1.4 Культурное наследие | 1ч | ||
9 | 1.4 Культурное наследие | 1ч | ||
10 | 1.5 Районный краеведческий музей | 1ч | ||
11 | 1.5 Районный краеведческий музей | 1ч | ||
12 | 1.6 Природное наследие | 1ч | ||
13 | 1.6 Природное наследие | 1ч | ||
14 | 1.6 Природное наследие | 1ч | ||
15 | 1.6 Природное наследие | 1ч | ||
16 | 1.6 Природное наследие | 1ч | ||
17 | 1.6 Природное наследие | 1ч | ||
2. Владимирщина - наш край родной | 16 ч | |||
18 | 2.1 Рельеф | 1ч | ||
19 | 2.2Минеральные богатства | 1ч | ||
20 | 2.3 Погода бывает разная | 1ч | ||
21 | 2.4 Сезоны год Зима | 1ч | ||
22 | 2.4 Сезоны год Весна | 1ч | ||
23 | 2.4 Сезоны год Лето | 1ч | ||
24 | 2.4 Сезоны год Осень | 1ч | ||
25 | 2.5 Вода – красота природы | 1ч | ||
26 | 2.5 Вода – красота природы | 1ч | ||
27 | 2.5 Вода – красота природы | 1ч | ||
28 | 2.5 Вода – красота природы | 1ч | ||
29 | 2.6 Лесные богатства | 1ч | ||
30 | 2.6 Лесные богатства | 1ч | ||
31 | 2.7 Животный мир Судогды | 1ч | ||
32 | 2.8 Ландшафты Судогодского района | 1ч | ||
33 | 2.8 Ландшафты Судогодского района | 1ч | ||
3. Экология Судогодского района | 2ч | |||
34 | Резервное время | 1ч |
Литература
Программа для системы дополнительного образования
Кружок Эколого-Краеведческого направления.
Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г., ЦДЮТ и К МО РФ, 2004
Сергеев И.С., Сергеев И.В. Краеведческая работа в школе.
Просвещение, 1974
В. Никонов «Судогда. Историко-краеведческие очерки», И: Владимир, 2004 год
Д.И. Копылова «История Владимирского края», ООО Дюна, Владимир
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)
Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...
Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»
Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа юного туриста и эколога-краеведа."
Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет. Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования, туристической, краеведческой, экологической направленно...
Образовательная программа дополнительного образования «Юный краевед»
Рабочая программа...
Программа дополнительного образования "Юный краевед" (Экологическое направление)
Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека....
Программа дополнительного образования "Юный краевед"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» Левокумского муниципального района Ставропольского края «Рассмотр...
Программа дополнительного образования "Юный краевед"
Реализация данной программы ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особен...