Программа дополнительного образования "Юный краевед"
рабочая программа (5, 6 класс)
Реализация данной программы ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_yunyy_kraeved.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
(МАОУ «Средняя школа № 8»)
Рассмотрено на МС МАОУ «Средняя школа № 8» «____»_______20__г. Протокол №1 от «__» _______ ___ | Согласовано зам. директора по УВР __________________ М.В. Филатова «____»____________
| Утверждаю Директор МАОУ «Средняя школа №8» _________________ Е.В. Александрова «____»___________ |
Программа
дополнительного образования
«Юный краевед»
Возраст участников: 10-11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
учитель географии
Коробова А.А.
г. Когалым
2020г.
Рабочая программа кружка "Юный краевед"
Пояснительная записка
По программе на изучение курса (первый год обучения) выделено 140 часов.
Курс “Краеведение” расчитан на учащихся 6 класса (4 часа в неделю).
Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.
Местный край изучается на уроках разных учебных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии и истории.
Реализация данной программы ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
При отборе содержания основное внимание было уделено следующим принципам:
- Проблемности
- Краеведческий принцип
- Деятельностный принцип
Формы обучения: школьная лекции, уроки – практикумы, экскурсии, групповая работа.
Основные цели курса
- Сформировать активную жизненную позицию любви к своему округу, городу.
- Формирование знаний учащихся о православных святынях своего города, района, округа.
Задачи курса
- Расширить и углубить знания учащихся при изучении своего города, округа.
- Показать роль г. Когалыма в экономике Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
- Формирование основ географического мышления.
- Сформировать знания учащихся о особенностях природы своего города, района и необходимости ее охраны.
- Сформировать знания учащихся о православных святынях своего города, района, округа.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- особенности природы своего края края;
- этапы развития города Когалыма;
- крупнейшие предприятия города Когалыма и их специализацию.
- православные святыни своего города, района, округа.
Объяснять:
- взаимосвязь между компонентами природных комплексов своего края;
- роль географических знаний в решении проблем города, экологические проблемы;
- особенности топонимики своего города, района, округа.
Краеведческий подход к изучению материала:
- непосредственное ознакомление учащихся с местными особенностями природы;
- изучение топонимики, геральдики города, района, отдельных территорий округа;
- использование собранных материалов на занятиях при изучении курса “География ХМАО”.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | |||
Теория | Практика | Экскурсия | ||
1. | Введение. Цели и задачи курса “Краеведение” | 2 |
|
|
2. | Географическое положение города Когалыма , координаты. | 4 | 6 |
|
3 | Рельефа и полезных ископаемых своего края. | 4 | 6 |
|
4 | Природные условия своего края (климат, внутренние воды, почвы). | 6 | 6 | 4 |
5 | Растительный и животный мир, его охрана. | 4 |
| 4 |
6 | История основания города. | 4 |
| 4 |
7 | Основные вехи его развития. | 4 |
| 4 |
8 | Роль города Когалыма в экономике округа и страны. | 4 | 6 |
|
9 | Общий обзор предприятий города. | 4 | 6 | 4 |
10 | Изучение топонимики, геральдики города, района. | 6 | 6 |
|
11 | Православные святыни своего города, района, округа. | 4 | 6 | 4 |
12 | Обобщение: подведение итогов, викторина | 4 | 6 |
|
| Итого | 50 | 48 | 36 |
Резерв времени 6 часа.
Содержание программы
1. Введение (2 часа)
Цели и задачи курса «Юный краевед»: знакомство с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами работ. Обсуждение тем коллективных и самостоятельных работ, форм предоставления материалов и критерии их оценивания. Обзор литературы.
2. Географическое положение города Когалыма, координаты (10 часов)
Географическое положение города Когалыма, его географические координаты.
Практическая работа: изучение особенностей географического положения города Когалыма, округа и его влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения.
3. Рельефа и полезных ископаемых своего края (10 часов)
Рельеф и полезные ископаемы Когалыма, округа.
Практическая работа: изучение по картам особенностей рельефа своей местности и его влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения.
Работа с образцами горных пород своей местности.
4. Природные условия своего края: климат, внутренние воды, почвы (16 часов)
Изучение климата, внутренних вод, почв своего края. Влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения. Особенности формирования.
Практическая работа: наблюдение элементов погоды (температура, влажность, атмосферное давление, высота Солнца над горизонтом, облачность, направление и сила ветра, осадки, природные явления). Ведение календаря погоды, фенологического календаря.
Экскурсия: на метеостанцию города Когалыма. Знакомство с методами наблюдения.
5. Растительный и животный мир, его охрана (8 часов)
Изучение с помощью различных источников информации растительного и животного мира своего края, его охраной. Проблемами стоящими перед экологами.
Экскурсия:. Знакомство с обитателями, методами наблюдения за животными.
6. История основания города (8 часа)
Изучение различных источников географической информации по истории основания города Когалыма. Выпуск буклета.
Экскурсия: в исторический музей города Когалыма.
7. Основные вехи его развития (8 часа)
Этапы освоения, заселения и развития города. Характеристика населения города. Состав и численность населения. Демографическая ситуация. Заполнение таблицы: этапы формирования города (по материалам экскурсии)
Экскурсия: Обзорная экскурсия по городу .
8. Роль города Когалыма в экономике округа и страны (10 часов)
Когалым –промышленный и транспортный узел Ханты-Мансийского округа. Задачи и перспективы развития.
Практическая работа: Выпуск газеты: “Наш город”, презентация “Когалым”.
9. Общий обзор предприятий города (14 часов)
Выступления учащихся с докладами.
Практическая работа: Заполнение таблицы “Крупнейшие предприятия города и их специализация”
Экскурсия на предприятие, знакомство с выпускаемой продукцией. Выступления сотрудников предприятия: “Мир профессий и профессиональных требований”
10. Изучение топонимики, геральдики города, района (12 часов)
Понятие о геральдике. Геральдика города Когалыма, округа.
Изучение происхождения названий города, улиц города Когалыма, рек, озер, отдельных территорий.
Практическая работа: Составление буклетов, сообщений, докладов.
11. Святыни своего города, района, округа (14 часов)
Изучение по различным источникам информации Православных святынь своего города, округа.
Практическая работа: с различными источниками информации, составление докладов, буклета.
Экскурсия: в храм, мечеть города.
12. Обобщение: подведение итогов, викторина (10 часов)
Обобщение знаний. Подведение итогов.
Викторина “Наш город”.
Библиография
Литература для учителя:
- География Тюменской области. Учебное пособие для 7-8 классов. С.Т. Будьков. В.А. Лезин Свердловск “Средне-Уральское книжное издательство” 1989.
- Школьный учебник. География Ханты-Мансийского автономного округа. 8-9 класс. В.В. Бакулин и др.под ред. Э.В. Ким Москва “Экопрос” 1996, 2000.
- Великие стройки Сибири М.И. Помус Москва “Знание” 1978.
- Моя земля. И. Захаров, Сургут “Нефть Приобья” 1999.
- История народа манси (вогулов) и его духовная культура Е.И. Ромбандеева. Сургут “Северный дом” 1993.
- Их именами улицы назвали. Очерк-путеводитель. И. Маляр Алма-Ата “Жалын”, 1983.
- Улицы Сургута Сост. А.П. Зубарев Тюмень “Мандр и Ка” 2006.
Литература для обучающихся:
- Улицы Сургута Сост. А.П. Зубарев Тюмень “Мандр и Ка” 2006.
- Геологическая история и минеральные богатства Тюменской земли. В.Д. Старков. Л.А. Тюлькова Тюмень ИПП “Тюмень” 1996.
- Долгая дорога к нефти. Авт. Коллектив А. Зубарев Н. Козлови др. Сургут “Нефть Приобья” 1997.
- История народа манси (вогулов) и его духовная культура Е.И. Ромбандеева. Сургут “Северный дом” 1993.
- Материальная культура юганских ханты. А.М. Тахтуева Сургут “Северный дом”, 1993.
- Моя земля. И. Захаров Сургут “Нефть Приобья” 1999.
- Прошлое Урала в фотографиях. Каталог фотоархива Института истории материальной культуры РАН. Сост. Г.В. Длужневская Б.Б. Овчинникова и др. Екатеринбург “Виролл ЛТД” 1993.
- Редкие животные Тюменской области В.А. Азаров Г.К. Иванов Свердловск: “Средне-Уральское книжное издательство” 1981.
- Где у растения дом. Я. Марголин, Москва “Детская литература”, 1981.
- Загадки минералогии Б.И. Сребродольский Москва “Наука” 1987г.
- Рассказы о растениях-переселенцах. Книга для внеклассного чтения учащихся 5-7 классов). Б.Н. Головкин Москав “Просвещение” 1984.
- Великие сибирские реки. В.С. Антонов Москва “Знание” 1976.
- С чего начинается Родина…Сост. Е. Токаренко Е. Ермолина Москва “Здоровье и общество”. 2003.
Календарно – тематическое планирование курса.
Дата | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные вопросы, рассматриваемые на уроке. | Д/з | Основные понятия | Формы и методы работы | Литература. Оборудование | |
1. Введение | |||||||||
1 | Введение. Краеведение – наука, изучающая родной край. | 2 | Цели и задачи курса «Краеведение»: знакомство с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами работ. Обсуждение тем коллективных и самостоятельных работ, форм предоставления материалов и критерии их оценивания. | Выбрать тему творческого проекта. | Краеведение; поиск, практика, экскурсия, анализ, архив; музей. | Рассказ учителя. Эвристическая беседа. | Подборка литературы по родному краю. Карта города Когалыма. Карта ХМАО. | ||
2. Географическое положение города Когалыма, координаты | |||||||||
2 | Географическое положение города Когалыма, координаты. | 4 | Географическое положение города Когалыма на крте мира, России, округа. Координаты города. Влияние географического положения на тприроду и хозяйственную деятельность населения. | Оформление информации в тетрадь. Работа на к.к. | Географическое положение. Географические координаты. Широта. Долгота. Умеренный пояс. | Объяснение учителя. Эвристическая беседа. Практическая работа. | Физическая карта полушарий. Физическая карта ХМАО. Глобус. | ||
3 | Практическая работа №1 Определение географической широты, географичекой долготы, географиеских координат города, местоположение Храма. | 6 | Определение географической широты на местности. Определение географичекой долготы на местности. Определение географиеских координат города, местоположение Храма. | Оформление информации в тетрадь. Работа на к.к. | Астролябия. | Объяснение учителя. Практическая работа. | Компасы для всех учащихся. Планшеты. | ||
3. Рельеф и полезные ископаемые своего края | |||||||||
4 | Рельеф и полезные ископаемы Когалыма, Сургутского района, округа. | 4 | Особенности рельефа округа. Особенности рельефа Сургутского района. Особенности рельефа Когалыма. | Оформление информации в тетрадь. Индивидуальные задания. | Рельеф. Овраг. Балка. | Рассказ учителя. Эвристическая беседа. | Физическая карта полушарий. Физическая карта ХМАО. Подборка литературы. |
Дата | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные вопросы, рассматриваемые на уроке. | Д/з | Основные понятия | Формы и методы работы | Литература. Оборудование |
5 | Практическая работа №2: Изучение по картам особенностей рельефа своей местности. | 6 | Изучение по картам особенностей рельефа своей местности. Влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения. Работа с образцами горных пород своей местности. | Оформление информации в тетрадь. Индивидуальные задания. | Горные породы. Полезные ископаемые. | Объяснение учителя. Частично-поисковый. Практическая работа. | Физическая карта полушарий. Физическая карта ХМАО. Подборка литературы. Образцы минералов и горных пород своей местности. | |
4. Природные условия своего края: климат, внутренние воды, почвы (10 часов) | ||||||||
6 | Изучение климата своего края. | 2 | Особенности климата Когалыма. Фенологические особенности Когалыма. Влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения. Особенности формирования. | Приготовить календари наблюдений. Индивидуальные задания. | Фенология. Снежный покров. Признаки смены времен года в наблюдении и статистике. Сезоны года, смена времен года. | Объяснение учителя. Частично-поисковый. | Климатическая карта мира. Климатическая карта ХМАО. Данные метеостанции прошлых лет. Приборы для наблюдения за погодой: термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, снегомерная линейка, мензурка. | |
7 | Экскурсия №1: на метеостанцию города Когалыма. | 4 | Экскурсия на городскую метеостанцию. Экскурсия №1: на метеостанцию города Когалыма. Знакомство с методами наблюдения. | Составление синоптической карты по данным с метеостанции. | Метеостанция. Термометр, Барометр, Гигрометр. Флюгер. | Объяснение учителя. Частично-поисковый. Экскурсия. | Блокноты для записей. | |
8 | Практическая работа №3: Наблюдение элементов погоды. | 6 | Наблюдение элементов погоды (температура, влажность, атмосферное давление, высота Солнца над горизонтом, облачность, направление и сила ветра, осадки, природные явления). Ведение календаря погоды, фенологического календаря. | Комплексная характеристика погоды в Когалыме за день, неделю, месяц. | Климат. Тепловой пояс. Умеренный пояс. Полярный круг. | Частично-поисковый. Практическая работа. | Блокноты с записями. Календари погоды. | |
9 | Изучение внутренних вод своего края. | 2 | Внутренние воды своего края. Влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения. Особенности формирования. | Индивидуальные задания. | Ледоход. Ледостав. | Объяснение учителя. Частично-поисковый. | Физическая карта полушарий. Физическая карта ХМАО. Подборка литературы. Буклет «Внутренние воды ХМАО-Югры» | |
10 | Изучение почв своего края. | 2 | Почвы нашего края. Особенности формирования. Влияние на хозяйственную деятельность населения. | Опережающие инивидуальные задания. | Почва. Подзолистые почвы. Дерново-подзолистые почвы. | Объяснение учителя. Частично-поисковый. | Почвенная карта мира и России. Коллекция «Почвы». | |
Дата | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные вопросы, рассматриваемые на уроке. | Д/з | Основные понятия | Формы и методы работы | Литература. Оборудование |
5. Растительный и животный мир, его охрана (6 часов). | ||||||||
11 | Растительный и животный мир нашего края. | 2 | Изучение с помощью различных источников информации растительного и животного мира своего края. Охрана растений и животных края. Красная книга. Проблемы стоящие перед экологами. | Приготовить сообщения. Индивидуальные задания. | Эндемики. Перелетные птицы. Зимняя спячка. Фенология. | Объяснение учителя. Частично-поисковый. | Карта Растительность и животный мир России. Красная книга ХМАО. Буклеты с изображением растений и животных. Гербарий. | |
12 | Природа Когалыма и его окрестностей. | 2 | Фенологические признаки времен года в Когалыме. Экологические проблемы в г.Когалыме. Проблемы вывоза и утилизации мусора, листвы. Выхлопные газы и выбросы с пром.предприятий. Проблемами стоящими перед экологами. | Приготовить сообщения. | Микроклимат города. Парк. Сквер. Природный парк. Экология города.
| Объяснение учителя. Частично-поисковый. | Карта Растительность и животный мир России. Красная книга ХМАО. Буклеты с изображением растений и животных. Гербарий. | |
13 | Экскурсия №2: Знакомство с обитателями, методами наблюдения за животными. | 4 | Знакомство с обитателями, методами наблюдения за животными. | Приготовить сообщения. Индивидуальные задания. | Натуралист. Эколог. | Объяснение учителя. Частично-поисковый. Экскурсия. | Блокноты для записей. | |
6. История основания города (4 часа). | ||||||||
14 | Истории основания города Когалыма | 4 | История возникновения города Когалыма. | Индивидуальные задания. | Архив. Музей. «Визитка города». | Изучение по различным источникам географической информации истории основания Когалыма Объяснение учителя. Частично-поисковый. | Карта «Географические открытия и исследования Сибири». Подборка литературы. | |
15 | Экскурсия №3: в исторический музей города Когалыма. | 4 | Экскурсия в краеведческий музей. | Индивидуальные задания. Выпуск буклета. Сообщение/реферат/ об истории Когалыма | Объяснение учителя. Частично-поисковый. Экскурсия. | Блокноты для записей. |
Дата | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные вопросы, рассматриваемые на уроке. | Д/з | Основные понятия | Формы и методы работы | Литература. Оборудование |
7. Основные вехи его развития (4 часа). | ||||||||
16 | Этапы освоения, заселения и развития города. Характеристика населения города. Состав и численность населения. Демографическая ситуация. | 4 | Этапы освоения, заселения и развития города. Характеристика населения города. Состав и численность населения. Демографическая ситуация. | Индивидуальные задания | Изучение по различным источникам географической информации истории основания Когалыма. Объяснение учителя. Частично-поисковый. | Подборка литературы. | ||
17 | Экскурсия №4: Обзорная экскурсия по городу. | 4 | Экскурсия по историческим памятникам города Когалыма. «Визитка» города Когалыма. | Заполнение таблицы: этапы формирования города (по материалам экскурсии) | Объяснение учителя. Частично-поисковый. Беседа. Экскурсия. | Блокноты для записей. | ||
8. Роль города Когалыма в экономике округа и страны (4 часа). | ||||||||
18 | Когалым –промышленный и транспортный узел ХМАО. | 4 | Когалым–промышленный и транспортный узел Ханты-Мансийского округа. Задачи и перспективы развития. | Индивидуальные задания. | Промышленный узел. Транспортный узел. | Объяснение учителя. Частично-поисковый. Беседа. | Карта Когалыма. Экономическая карта России. Подборка материалов по теме. | |
19 | Практическая работа №4: Выпуск газеты: «Наш город», презентация. | 6 | Выпуск газеты: «Наш город». Презентация «Когалым». | Выпуск буклета. Сообщение/реферат/ о Когалыме | Частично-поисковый. Практическая работа. | Карта Когалыма. Экономическая карта России. Подборка материалов по теме. | ||
9. Общий обзор предприятий города (6 часов). | ||||||||
20 | Градообразующие предприятия Когалыма. | 4 | Выступления учащихся с докладами. | Сообщение/реферат/ о предприятиях Когалыма (по выбору). | Градообразующее предприятие. | Объяснение учителя. Частично-поисковый. Беседа. | Карта Когалымаэ Экономическая карта России. Подборка материалов по теме. | |
21 | Экскурсия №5 на предприятие | 4 | Знакомство с выпускаемой продукцией. | Сообщение/реферат/ о предприятиях Когалыма (по выбору). | Беседа. Экскурсия. | Блокноты для записей. | ||
Дата | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные вопросы, рассматриваемые на уроке. | Д/з | Основные понятия | Формы и методы работы | Литература. Оборудование |
22 | Практическая работа №5: Заполнение таблицы «Крупнейшие предприятия города и их специализация» | 6 | Заполнение таблицы «Крупнейшие предприятия города и их специализация» | Закончить работу с таблицей. | Частично-поисковый. Практическая работа. | Карта Когалыма. Экономическая карта России. Подборка материалов по теме. | ||
10. Изучение топонимики, геральдики города, района (6 часов). | ||||||||
23 | Понятие о геральдике. Топонимика города. | 6 | Понятие о геральдике. Геральдика города Когалыма, Сургутского района, округа. Изучение происхождения названий города, улиц города Сургута, рек, озер, отдельных территорий. | Индивидуальные задания. | Геральдика. Топонимика. Топонимы. | Объяснение учителя. Частично-поисковый. Беседа | Политико-административная карта России. Гербы городов России, мира. Герб России, Когалыма. Подборка материалов по теме. | |
24 | Практическая работа №6: Составление буклетов, сообщений, докладов. | 3 | Составление буклетов, сообщений, докладов. | Продолжить работу. | Геральдика. Топонимика. Топонимы. | Частично-поисковый. Практическая работа. | Политико-административная карта России. Гербы городов России, мира. Герб России, Когалыма. Подборка материалов по теме. | |
25 | Практическая работа №7: Составление буклетов, сообщений, докладов. | 3 | Составление буклетов, сообщений, докладов. | Окончание работы | Геральдика. Топонимика. Топонимы. | Частично-поисковый. Практическая работа. | Политико-административная карта России. Гербы городов России, мира. Герб России, Когалыма. Подборка материалов по теме. | |
11. Православные святыни своего города, района, округа (10 часов) | ||||||||
26 | Святыни города. | 2 | Изучение по различным источникам информации Православных святынь своего города. | Индивидуальные задания. | Православные святыни. | Объяснение учителя. Частично-поисковый. Беседа | Карта Когалыма. Подборка материалов по теме. | |
27 | Православные святыни Когалыма, ХМАО. | 2 | Изучение по различным источникам информации Православных святынь Когалыма района, округа. | Индивидуальные задания. | Православные святыни. | Объяснение учителя. Частично-поисковый. Беседа | Карта ХМАО. Подборка материалов по теме. | |
28 | Экскурсия №6: в Храм, Мечеть | 4 | Индивидуальные задания. | Беседа. Экскурсия. | Блокноты для записей. |
Дата | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные вопросы, рассматриваемые на уроке. | Д/з | Основные понятия | Формы и методы работы | Литература. Оборудование |
29 | Практическая работа №8: с различными источниками информации, составление докладов, буклета. | 3 | Работа: с различными источниками информации, составление докладов, буклета. | Индивидуальные задания. | Частично-поисковый. Практическая работа. | Карта ХМАО. Подборка материалов по теме. Блокноты с записями. | ||
30 | Практическая работа №9: с различными источниками информации, составление докладов, буклета. | 3 | Работа: с различными источниками информации, составление докладов, буклета. | Индивидуальные задания. | Частично-поисковый. Практическая работа. | Карта ХМАО. Подборка материалов по теме. Блокноты с записями. | ||
12. Обобщение: подведение итогов, викторина (4 часа) | ||||||||
31 | Обобщение знаний. Подведение итогов | 4 | Подготовка и защита творческих проектов. | Подготовка к викторине «Наш город» | Объяснение учителя. Частично-поисковый. Практическая работа. | Политико-административная карта России. Гербы городов России, мира. Герб России, Когалыма. Подборка материалов по теме. | ||
32 | Практическая работа№10: Викторина «Наш город» | 6 | Викторина «Наш город». | Практическая работа. Игра. | Политико-административная карта России. Гербы городов России, мира. Герб России, Когалымаа. Подборка материалов по теме. |
Резерв времени 6 часов (с 09.05 по 28.05)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»
Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа юного туриста и эколога-краеведа."
Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет. Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования, туристической, краеведческой, экологической направленно...
Программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления "Юный краевед"
Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в ос...
Образовательная программа дополнительного образования «Юный краевед»
Рабочая программа...
Программа дополнительного образования "Юный краевед" (Экологическое направление)
Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека....
Программа дополнительного образования "Юный краевед"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» Левокумского муниципального района Ставропольского края «Рассмотр...
Рабочая программа дополнительного образования "Турист - краевед"
Актуальность данной программы заключается в том, что туризм обладает огромным воспитательным потенциалом, способствует воспитанию патриота, определению социально-значимых нравственных ориентиров, сохр...