Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа юного туриста и эколога-краеведа."
учебно-методический материал (география, 6 класс) на тему
Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет.
Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования, туристической, краеведческой, экологической направленностям, современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovat_progr.docx | 46.24 КБ |
tematicheskiy_plan.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. М.И.Калинина
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Методическим советом Директор школы:
Протокол № ___от ______2013г ___________________В.А.Наумцев
Председатель ____________Н.А.Преснова Приказ № ____от «__»__________2013г.
Образовательная программа дополнительного образования детей
Школа юного туриста и эколога-краеведа.
Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет.
Срок реализации программы июнь 2013года
Авторы: Тимофеева Елена
Геннадьевна, учитель географии
Калинина Светлана Геннадьевна,
воспитатель ГПД
Верхняя Троица
2013год
Пояснительная записка
Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования, туристической, краеведческой, экологической направленностям, современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание образовательной программы направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка,
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья;
Цели и задачи нашей образовательной программы обеспечивают обучение, воспитание, развитие детей.
Направленность дополнительной образовательной программы.
В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Всякая наука оказывает людям огромную помощь, но, пожалуй, ни одна из них не занимается так вплотную самим нашим существованием на земле, как экология. Экология стоит на страже нашего здоровья, борется за чистоту воздуха и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять от загрязнения и контролировать общий баланс природных сообществ.
« Школа юного туриста и эколога» - это школа комплексных исследований природной среды. Она является эффективной формой совершенствования работы по дополнительному экологическому и туристско-краеведческому образованию и воспитанию учащихся, приобщения их к учебно-исследовательской работе в природе.
Школа проводится в рамках подготовки учащихся к различным конкурсам, сбора информации для научно – исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по темам охраны и восстановления водных ресурсов; исследования окружающей среды; сбора информации краеведческого характера.
Организаторами школы являются учителя МБОУ СОШ им. Калинина
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
« Школы юного туриста и эколога-краеведа»
Краеведение – один из способов воспитания нового поколения на традициях. Чтобы полюбить свою Родину, страну человек должен узнать о родном крае, людях их прошлом, героических подвигах односельчан, их быте, традициях менталитете. В краеведение заложена мысль, что свое близкое и в природе и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще яснее, чем чужое и далекое. Примеры, взятые из местной природы и местного хозяйства, очень оживляют изложение и делают его понятным и доступным. Конкретное, лично и в натуральную величину, изученное местное дает неиссякаемый источник для сравнения в целях познания воображаемого (лично не наблюдаемого) далекого. Знать истину это география, изучение местного материала – это не учебные пособия, а сама жизнь. Чем всестороннее и полнее будет развито краеведение, тем оно будет интереснее и поучительнее.
Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Одним из наиболее доступных путей решения проблем экологического образования, является дополнительное экологическое образование, реализуемое во внеклассной работе общеобразовательных школ.
Технология внеурочной работы имеет ряд особенностей, позволяющих существенно повысить эффективность экологического образования. Взаимное дополнение разнообразных видов внешкольной и внеклассной работы значительно обогащает процессы экологического обучения и воспитания. Кроме того, руководитель дополнительного занятия воспринимается детьми менее критично, чем школьный учитель, что способствует созданию доверительной атмосферы на занятиях.
С повышением уровня знаний учащихся и возрастающим интересом к родному краю станет успешным решение целого ряда проблем в области воспитания. Совершать походы, по изучению родного края определяя их тематику и цели. Информировать учащихся школы, о проделанной работе расширяя знания об истории, географии нашего края, такие исследования и описания имеют огромное воспитательное значение и влияют на развитие молодой души через общение, со сверстниками соперничая со словами педагогов. Необходимо активизировать изучение своей местности по разным темам.
Термин «полевая экология» не является общепринятым в российском экологическом образовании и был введен в практику образования в начале 90-х годов. Под этим словосочетанием мы понимаем такие формы и методы экологического образования, при которых учащиеся изучают окружающий мир непосредственно, т.е. на примере реальных природных объектов — животных, растений, целых природных комплексов (экосистем), — в их естественных условиях существования. Полевое экологическое образование предполагает, что основной формой образования детей являются внеклассные учебные и исследовательские занятия – на экскурсиях, полевых практикумах, в походах, экспедициях и т.п. Фактически, речь идет об изучении природы в природных условиях. Образовательные методики и подходы к преподаванию естественнонаучных дисциплин, с помощью которых реализуется данная форма образования, мы называем «натуралистическими».
Школа юного туриста и эколога это проект, который представляет собой действующую детскую краеведческо-экологическую экспедицию. Исследуется экологическое состояние региона выясняются взаимосвязи в природной среде, культурные традиции.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Изучение природы в естественных условиях.
Задачи программы:
- вовлечь педагогов и учащихся в работу по комплексному изучению природной среды;
- совершенствовать педагогическое мастерство учителей, расширить и дополнить знания школьниками базовых школьных программ образования для учеников 7 -9 классов
Метапредметные:
- выявлять и поддерживать в профессиональном самоопределении одаренных детей, интересующихся проблемами географии, экологии и краеведения. Выявлять на ранней стадии индивидуальные склонности и развивать способности детей в области естественных дисциплин.
- рационально использовать время летних каникул для оздоровления и отдыха учащихся.
- развивать экологическую грамотность учащихся, формировать высокий уровень их экологической культуры, чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за происходящее вокруг.
Обучающие
- обучать школьников методам учебно-исследовательской работы по географии и экологии; создать условия, которые дают возможность школьникам осуществлять процесс познания мира посредством реальной исследовательской работы.
Развивающие
-развитие познавательных способностей учащихся;
-развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
-формирование умений публичных выступлений;
-развитие критического мышления.
Воспитательные
-обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов, осуществление экологического и патриотического воспитания;
-организация разновозрастного общения школьников;
-формирование исследовательских навыков.
-совершенствование способностей к самообразованию;
-формировать стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды.
-способствовать развитию духовной потребности в общении с природой; потребности знать свою местность уважать культуру, историю
Организационно-методическая деятельность направлена на повышение уровня экологической грамотности, развитие творческих способностей учащихся. Для оптимального решения этих задач необходимо:
- Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся;
- Практические мероприятия.
Формы и методы. В своей программе мы отдаем предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:
- стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде
- способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;
- обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений
- вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики, пр.)
Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:
Программа составлена учителями с 20 -летним стажем работы в этой области;
Использованы интересные методы и формы работы с учащимися;
Затрагиваются проблемы, особо волнующие учащихся (экология округа, района, пришкольной территории, краеведение);
Изучено большое количество специальной литературы, подобран материал для проведения практических работ с учетом имеющихся в школе средств для проведения данных работ;
Основным направлением нашей деятельности является экологическое образование детей в природе;
Основой всей работы является обучение школьников конкретным методикам учебной, исследовательской и природоохранной работы в природе. Детей, надо выводить, вывозить и "вытаскивать" в дикую природу! Мы используем натуралистический подход.
Китайская пословица гласит: «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю». Нужно дать детям возможность познакомиться с окружающими растениями и животными, изучать водоемы, почвы, рельеф, минералы и горные породы, всё "пощупать", "поизучать" и, в конечном счете, - почувствовать Природу.
Сроки и место проведения:
« Школа юного туриста и эколога» проводится в июне текущего года. Место проведения: Кашинский район Тверской области д.Верхняя Троица МБОУ СОШ им. Калинина, кабинет географии, кабинет соответствует всем санитарным нормам и противопожарной безопасности. Ежедневные выходы на изучаемые объекты, экскурсии, акции по очистке территории и др. как во время занятий, так и в дополнительное время.
В школу приглашаются учащиеся 7-10 классов: учащиеся, занимающиеся учебно-исследовательской, природоохранной деятельностью, интересующиеся географией, экологией, принимающие активное участие в краеведческой работе.
Организация и содержание работы:
Содержанием работы « Школы юного туриста и эколога» является проведение исследований в природе с целью сбора материалов для учебно-исследовательских, проектных работ по темам, связанным с комплексным изучением природной среды, краеведением.
Для участников школы будут организованы:
- образовательные экскурсии в различные природные сообщества с целью проведения наблюдений, сбора фактических данных в рамках запланированных тем учебно-исследовательских работ;
- проведение теоретических и практических занятий по учебно-исследовательской деятельности;
- освоение методик экологических исследований в природе (геоботаническое описание, биоиндикация состояния окружающей среды, изучение следов жизнедеятельности животных, другие методики);
- обработка данных, собранных в природе материалов, составление отчетов о проведенных исследованиях, оформление учебно-исследовательских работ;
- природоохранные акции;
- организация оздоровительного отдыха учащихся: проведение игр, конкурсов, спортивных мероприятий.
Режим занятий. Занятия проводятся в группе состоящей из 15 человек в учебных классах и в полевых условиях:
- пять дней в неделю - по 2 часа
- 1час в день занятие по эколого-краеведческому направлению и 1час в день туристско- краеведческому направлению
- заключительный однодневный поход
Курс рассчитан на 30 часов учебно-практических и 10 часов поход
Работа состоит из нескольких этапов, которые необходимо пойти учащемуся под руководством учителя, окончательная обработка и анализ собранных материалов, подготовка отчетов, итогом деятельности будет либо презентация, отчет о проделанной работе, либо выступление на заключительном занятии с докладом. Итогом будет еще и эмоциональная рефлексия во время создания видео и слайд-фильма, проведения художественных и фото выставок, написание статей, оформление исследовательских работ. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы это участие в выставках, фестивалях, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях и т.д.
Таблица.
Деятельность учителя при организации работы учащихся
Этапы | Педагогические задачи | 0рганизационные формы и методы | Деятельность учителя | Оформление результатов |
Подготовительный | Определение цели, задач, планирование деятельности. | Создание положительной мотивации. | Выявление инициативной группы. | Составление плана работы на следующих этапах. |
Практическая деятельность | Постановка проблемы и пути её решения. | Организация экскурсий, помощь в изучении дополнительной литературы. | Составление анкет, тестов, обработка результатов. | Различные способы сбора анализа информации |
Представление или отчет | Выступление на школьной педагогической конференции. | Выбор формы защиты проекта. | Консультации, подготовка вступительного слова. | Презентация проекта. |
Ресурсы:
Учебно-лабораторное оборудование: рулетка, лупы, микроскоп, таз, баночки, сачок, сетки ботанические, блокнот, карандаши, нивелир, лопата, компасы, туристическое снаряжение, набор верёвок для вязания узлов, туристические палатки, комплект для приготовления пищи, туристические рюкзаки, медицинская аптечка, перевязочные средства, разномасштабные географические карты.
Учебно-методический комплекс.
ИКТ: фотоаппарат, видеокамера, ноутбук.
Содержание образовательной программы
Основные законы и правила поведения юных туристов-экологов. Права и обязанности туристов-экологов, их соблюдение в процессе занятий туризмом, краеведением и экологией.
Общественно полезные дела туристов-экологов на экскурсиях в природную среду и во время оздоровительно-туристских прогулок, походов выходного дня.
Охрана природной среды (зеленой зоны) в ближайшем окружении школы и дома, своего поселения и посильное участие в ее улучшении. Проявление инициативы и самостоятельности, ответственности за порученное дело. Готовность прийти на помощь слабым и тем, кто в ней нуждается. Помощь товарищам. Дружеское отношение к своему коллективу (группе). Телефоны аварийных служб.
Правила поведения на экскурсии при отставании от группы, при потере ориентировки. Личное снаряжение для двухдневного похода и требования к нему: рюкзак, обувь, одежда (белье, спортивный костюм, брюки, ветровка), Распределение обязанностей и их выполнение при организации лагеря туристской группы.
Основы топографии Топографическая карта. Масштабы карт. Изображение рельефа. Горизонтали. Определение высоты местности на карте. Магнитные меридианы. Сетка карты. Съемка местности (маршрута) на туристской прогулке.
Практические занятия. Отработка навыков чтения рельефа по карте. Измерение расстояний и определение высоты по карте. Работа с простейшими приборами для съемки местности. Составление схемы, плана местности в масштабе. Съемка местности, маршрута группы. Рисовка схем, планов естественных препятствий на маршруте условными знаками и в масштабе. Рисовка схем, планов на маршруте условными знаками в масштабе.
Изучение ландшафта – один из видов экологического исследования
Понятие о ландшафте. Формирование ландшафтов России. Биомы. Почвы – зеркало ландшафта.
Экскурсии: «Боровой экологический ряд», «Изучаем рекреационную дигрессию лесов», «Оцениваем пейзажную выразительность ландшафта»
Практические занятия: Учимся закладывать почвенные разрезы, Учимся исследовать лесные ландшафты, Описание почв. Описываем ландшафт речных долин.
Гидрологическая обстановка и экологические исследования Общие понятия о гидрологии. Типы гидрологических объектов.
Реки, их работа. Водный режим и гидрологические характеристики реки. История развития рек. Антропогенное воздействие на реки.
Экскурсии: Ищем подходящий водоток для экологических исследований. Постигаем работу реки. Наши прадеды и мельницы. Качество воды – совсем простые подходы. Животное население реки. Операция по спасению. Описываем степень антропогенного воздействия на реку Медведица
Почвы и их экологическое изучение. Общие понятия о почвоведении. Методы изучения почв. Почвообразующие породы и минеральная часть почвы. Биологические факторы почвообразования. Типы почв разных природных поясов и ландшафтов. Антропогенное воздействие на почвы. Рациональное землепользование. Биоиндикаторы почв, глубины залегания грунтовых вод. Кислотность почв и методы ее определения.
Практические занятия .Описание и изучение почв (лесных, луговых, приречных), Биодиагностика почв: учет дождевых червей (лес, луг, приречной участок),Определение физических свойств почв, Определение кислотности почв.
Ботаника и геоботаника в экологических исследованиях. Сезонные и высотные изменения растительности. Реликты и эндемики. Пищевые, лекарственные и ядовитые растения. Ботаническое снаряжение. Маршрутные детально-маршрутные и стационарные ботанические работы и их этапность. Особенности описания ботанических площадок и правила сбора гербария. Экологические исследования на ботаническом материале.
Практические занятия. Выбор и закладка пробного участка и площадок исследования. Составление пробных площадок. Описание древостоя 1-го яруса. Описание древостоя 2-го яруса. Исследование повреждений древесных пород. Описание лишайников лесного сообщества. Описание кустарникового яруса. Описание травяно-кустарничкового яруса. Описание мохового (напочвенного) яруса. Изучение подроста. Антропогенное влияние (следы человеческой деятельности).
Топонимические исследования. Топонимика – наука о географических названиях. Возникновение и исчезновение названий на карте. Следы прошлого населения в названиях. Названия растений и животных на карте и их роль в экологических исследованиях.
Итоговое занятие. Научно-практическая конференция. Демонстрация собранных коллекций. Поведение итогов научно-исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Данная программа рассчитана на учащихся разных возрастных категорий. Различные группы подростков появляются различные склонности, и ценные качества личности формируются не столько при усвоении школьных знаний, сколько в самостоятельной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьных программ. Оптимальные условия для развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для подростка субъективно необходимым и важным для настоящего и будущего. Именно в этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и идеала, профессиональных намерений и самосознания. Учение приобретает ЛИЧНЫЙ смысл и превращается в самообразование.
В средних классах учащиеся приступают к изучению и усвоению основ наук. Им предстоит овладеть большим объемом знаний. Материал требует более высокого уровня познавательной деятельности. Все это направлено на развитие интеллекта высшего уровня — теоретического, формального, рефлексивного мышления. Появляется способность рассуждать на основе общих посылок. Ориентируясь на возрастные особенности, были разработаны следующие требования к знаниям и умениям. Обучающиеся получат возможность знать/ понимать:
- основные экологические понятия и термины;
- особенности геоэколоческого положения, природы, населения своей местности природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем особо охраняемые природные территории своего края;
- виды и типы костров, правила разведения костров и пожарной безопасности;
- правила установки палаток в пешем походе, виды палаток для массового пешеходного туризма;
- правила техники безопасности при выполнении движения в туристской группе;
- принцип работы и составные части туристского компаса, правила ориентирования по топографической карте и компасу, топографические знаки;
- способы оказания доврачебной помощи, состав туристской аптечки;
- виды туристских узлов и способы их применения;
- "составные части" туристского бивака и правила расположения его элементов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках информацию;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических, исторических, этнографических, экологических объектов и явлений;
- приводить примеры использования и охраны природы, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую историко-географическую, эколого-географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической, исторической, статистической информации, форм ее представления, собственных наблюдений; представлять результаты своей работы в разной форме;
- собирать снаряжение для многодневного похода с учётом метеорологических прогнозов;
- оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
- ориентироваться по компасу и топографической карте;
- применять на практике технику вязания узлов;
- организовать питание в походных условиях;
- разбить бивак для привала на маршруте похода и для ночёвки в многодневном походе.
Предполагаемые результаты.
- Повышение уровня экологической грамотности;
- Развитие творческих способностей учащихся;
- Внедрение деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся;
- Практические мероприятия: участие в конкурсах, акциях и пр.;
- Привлечение внимания и средств администрации к экологическим проблемам
Список литературы.
1.Журнал «Вестник АсЭко»№1, 2001; №2, 2001; №1, 2003; №4,2004.
2. Интернетресурс: http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=15446
http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=44540
http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=20034
http://ctrig.sitecity.ru/stext_3007232553.phtml
3.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.Изд-во «Агар»1999
4. Задания областного заочного клуба «Юный эколог» на 1995год, 1999год, 2002год,2004год.
5.Алексеев А. А. Горообразование и горный рельеф: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2005.
6.Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2006.
7.Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.
8.Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.
9.Добарина И. А., Жигарев О. Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие для учителей и студентов. — Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 1998.
10.Карманная энциклопедия туриста /Автор-составитель Шабанов А. М. — М.: Вече, 2004.
11.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2007.
12.Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2000.
13.Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.
14.Талм Е. И. Энциклопедия туриста. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993.
.
Предварительный просмотр:
Учебно-методический план эколого - географической части.
№ кол. час. | Тема | Содержание | Вид деятельности обучающихся | Необходимые материалы и оборудование | Предполагаемый результат | Дата занятия |
1 1час. | Вводное занятие. Природные сообщества | Знакомство с содержанием курса, различные виды природныехсообществ, Изучение ландшафта – один из видов экологического исследования. маршруты исследований. Инструкции по ТБ | Составить план работы, выбрать интересующую тему и форму работы, распределить обязанности. | Фотоаппарат, карта сельского округа | Индивидуальный маршрутный лист занятий в Школе юного краеведа и эколога | |
2-4 3час. | Реки нашего края. | Гидрологическая обстановка и экологические исследования .Река Медведица, приток реки Рудомышь, биоиндикация реки Рудомышь, родники, их место положение и благоустройство Околоводная , водная растительность, редкие виды. | Проведение наблюдений, сбор фактических данных, проведение исследований в природе; сбор материалов для учебно-исследовательских, проектных работ Природоохранная акция очистка берега от мусора. | Рулетки, термометр для измерения температуры воды, секундомер, определители, фотоаппарат, шпагат, пластиковые бутылки для забора проб, сачок, кювет. | Описание реки Медведица, Описания родников, Фотоальбом, презентация PowerPoint. | |
5-7 3час. | Лесное сообщество | Лесное сообщество. Ярусность, виды растений, лекарственные растения, биоценоз, сукцессия. Ботаника и геоботаника в экологических исследованиях Практические работы геоботаническое описание, биоиндикация состояния окружающей среды, лихеноиндикация, следы жизнедеятельности животных. | Проведение наблюдений, сбор фактических данных оформление практических работ, изучение следов жизнедеятельности животных. Игра «Волшебная поляна» | Определитель, шпагат 40 метров, планшеты, фотоаппарат, | Геоботанические описания разных участков леса, умение пользовыаться определителем | |
8. 1час. | Ядовитые растения | Ядовитые растения, их места обитания | Исследование местности, поиск и фотографирование ядовитых растений, практическая работа с определителем растений | Фотоаппараты, планшет, рулетка | Фотоальбом c описанием мест обитания и симптомов отравления | |
9 1час. | Почвы | Почвы и их экологическое изучение. Строение почвы, горизонты, гумус, механический состав, горные породы, полезные ископаемые нашей местности | Практические работы Сравнение почв леса и луга, описание почвенных разрезов, работа с литературой | Лопатка, планшет, рулетка, фотоаппарат, | Описание почвенных разрезов разных участков местности | |
10 1час. | Оформление творческих работ, Развлекательное мероприятие КВН | Обобщение и систематизация полученных сведений | Оформление фотоальбомов, производство презентаций, сортировка полученной за практический курс информации | Интернет, методическая литература, ватман, цветные карандаши, ручки, маркеры, собранный фактический материал | ||
11-12 2час. | Сельскохозяйственное предприятие | Предприятие «Снайп», история предприятия, значение и деятельность, результаты работы | Образовательная экскурсия на конеферму; оформление учебно-исследовательских работ, логическое осмысление и эмоциональное и переживание происходящих событий | Фотоаппараты | Фотоальбом, презентация PowerPoint | |
13 2час. | Экскурсия на Кашинскую метеостанцию | Климат и проведение метеорологических наблюдений – основа экологических исследований. Метеостанция история существования, общие понятия о климате и погоде Методы и методика метеорологических наблюдений, наблюдение за погодой в нашей местности, Простейшие и специальные приборы для метеорологических наблюдений (для измерения температуры, влажности, осадков и т.п.). Прогнозирование погоды по местным признакам для теплого полугодия, перехода от хорошей погоды к ненастью, от ненастной к лучшей, признаки устойчивой хорошей погоды. Обработка метеонаблюдений. гидрологический пост на реке Кашинка, гидрологические наблюдения | Образовательная экскурсия, оформление альбома с описанием приборов, поиск необходимой информации в интернете, логическое осмысление и эмоциональное и переживание происходящих событий | Фотоаппараты, видеокамера | Отчет об экскурсии, фотоальбом, описание приборов | |
14 2час. | Оформление творческих работ | Обобщение и систематизация полученных сведений | Оформление фотоальбомов, производство презентаций, сортировка полученной за практический курс информации | Конференция | ||
15 8 час. | Однодневный поход по окрестностям | Сбор топономической, краеведческой информации, беседы со старожилами деревень. Правила поведения туристов-экологов | Топонимические исследования, Беседы со старожилами деревень, благоустройство родника, логическое осмысление и эмоциональное и переживание происходящих событий | Фотоаппараты, видеокамера, блокнот, ручка | Фотоальбом, видеозапись пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики |
Учебно-методический план туристической части.
№ | Тема | Содержание | Вид деятельности обучающихся | Необходимое оборудование | Предполагаемый результат | Дата занятия |
1 1час. | Азбука туризма | Беседа о туризме, о значении туризма для человека и для государства. Виды туризма; особенности пешеходных походов. Стратегия и тактика туристских походов. Схемы построения маршрутов. История туризма. Законы туристов (туристская этика). Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход. | Разработка маршрутов походов, составление анкет для бесед с местными жителями. | Карта сельского округа , линейка, карандаши цветные. | Маршрутный лист похода. | |
2-5 3час. | ние и топография | Понятие местности, понятие рельефа, местные предметы, типовые формы рельефа. Понятие ориентирования, необходимость ориентирования, виды топографических материалов: карта, план, аэрофотосъемка. Масштаб, масштабность карт. Содержание карты. Сущность ориентирования, подготовка к ориентированию, стороны горизонта, азимут. Ориентирование во времени, определение высоты отдаленного объекта. История и устройство компаса, виды компасов, задачи, решаемые с помощью компаса: метод засечек, метод обратных засечек, определение точки стояния, ориентирование во времени. Ориентирование по часам и солнцу. . Описание местности. План и карта. Работа с картой на маршруте по ее дополнению и уточнению. | Изучить устройство компаса. Практическая работа с компасом. Определение сторон горизонта. Составление карты шагов. Ориентирование на местности. Определение азимута по часам. Определение высоты отдаленного объекта. | Карта, маршрутный лист, компас, карта шагов, планшет, стерка. | Правильный выход на ориентир. | |
6-7 2час. | Основы медицинских знаний | Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение переохлаждения и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Первая помощь при утоплении. Акклиматизация и адаптация Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Как остановить кровотечение. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание. Уход за больным в походе. | Оказание доврачебной помощи подручными средствами. | Аптечка туриста. | Правильно оказанная доврачебная помощь. | |
8 1час. | Значение правильной организации питания в походе. Основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность. Состав пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы. Их соотношение в суточном рационе в зависимости от условий похода. Режим питания. Нормы закладки основных продуктов. Требования к разнообразию питания в походе и к весу продуктов. Составление меню и раскладка продуктов. Хранение продуктов в пути. Возможность пополнения пищевых запасов в пути, в том числе рыбной ловлей, сбором дикорастущих растений, грибов. "Неприкосновенный запас" продуктов, карманное питание. | Расчет нормы продуктов по калорийности. Составление меню. | Тетрадь, таблица калорийности, ручка, калькулятор. | Составление меню (завтрак, обед, ужин) |
| |
9-10 2час. | Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске, непромокаемость. Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Правила укладки рюкзака. Демонстрация снаряжения. | Тренировки по правильной установке палатки и укладке рюкзака. | Рюкзак, куртка, ложка, кружка, спички, пакеты, резиновые сапоги, одеяло, предметы личной гигиены. Палатка, колышки, саперская лопатка. | Укладка рюкзака. Постановка палатки. | ||
11-12 2час. | Туристические узлы | Определение узла, требования к узлам, группы узлов по назначению. Основные туристские узлы: прямой, академический, шкотовый, брамшкотовый, булинь (беседочный), булинь на себе, стремя, штык простой, штык со шлагом, штык рыбацкий, встречный, проводник-восьмерка, австрийский проводник, простой проводник, ткацкий узел, грейпвайн, двойной булинь, заячьи уши, схватывающий узел (прусс); достоинства и недостатки узлов. | Изучение, отработка и закрепление навыков вязания основных туристских узлов. | Веревка (8мм) | Вязка узлов | |
13 1час. | Безопасность туризма | Первичный и плановые (предпоходные) инструктажи по технике безопасности в туристском походе, правила купания в походе, правила передвижения по автомобильным дорогам, правила дорожного движения. Международный свод сигналов бедствия, способы подачи сигналов в различных ситуациях, наземные сигналы для самолета (вертолета), носимый аварийный запас (НАЗ), пиротехнические сигнальные средства, правила безопасности при обращении с ними, недопустимость ложных сигналов, действия при получении сигнала бедствия. Средства радиосвязи, правила и порядок ведения радио переговоров. Российская поисково-спасательная служба, ее задачи. Правила регистрации туристской группы в контрольно-спасательном отряде | Практические занятия. Анализ аварийных ситуаций, оценка действий участников с точки зрения безопасности, отработка навыков оперативного выкладывания наземных сигналов. | Презентация: «Международный свод сигналов бедствия, способы подачи сигналов» | ||
14 1час. | Туристские биваки | Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к местам привала и бивака. Периодичность привалов в зависимости от условий похода Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке (развертывание и свертывание бивака). Графики дежурств на биваках. Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы. Свертывание бивака. Противопожарные меры. Особенности организации ночлега зимой. Обеспечение безопасности группы, защита от переохлаждения и отморожения. Вынужденная холодная ночевка, максимально полезное использование имеющегося снаряжения. | Тренировочное занятие по разбивке бивака, разжигания костра, заготовки топлива. | Саперская лопатка, спички, топор, шпагат , нож. | Быстрое разведение огня. | |
15 8час. | Поход | Правила поведения туристов. Планировка бивака. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы. Свертывание бивака. Противопожарные меры. | Применение полученных знаний по разбивке бивака, разжигания костра, заготовки топлива. Правильная установка палатки и укладка рюкзака. | Саперская лопатка, спички, топор, шпагат , нож. Аптечка туриста. Карта, маршрутный лист, компас, палатка, рюкзак. | Дифференцированный зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Юный журналист"
Рабочая программа по организации кружка "Юный журналист". Данный материал поможет заинтересовать профессией журналист, организовать школьную газету....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный ботаник»
Предлагаемая программа эколого-биологической направленности предназначена для преподавания курса «Юный ботаник», рассчитанного на обучающихся 5-8 классов, интересующихся жизнью растений и...
Рабочая программа дополнительного образования детей_Юный турист
Рабочая программа дополнительного образования детей_Юный турист...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования, кружка «Юный эколог »
Программа кружка «Юный эколог» предназначена для организации внеурочной деятельности по эколого-биологическому и естественно–научному направлению и соответствует основному общему образованию/Цел...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юные инспектора дорожного движения» - «Дети – дорога – жизнь»
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправдан...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный пешеход»
Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания законопослушных участников дорожного движения и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена сложившей...